Тема родины в лирике а блока. Тема Родины в лирике А. А. Блока (Четвертый вариант). Оптимизм в изображении России

Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.

В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности.
Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: "Люблю отчизну я, но странною любовью!"

И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз...

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье...

Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.

Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.

Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.

А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует считать не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:

Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...

Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...

Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.

О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.

По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.

Рецензии

Здравствуйте, Зоя!

Прочёл с удовольствием ещё несколько Ваших работ. Они мне нравятся. А сегодня в очередном материале встретил строфу:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ… и т.д.
При этом вспомнил, что некоторое время тому назад прочитал разбор этого стихотворения одним из авторов Проза.ру. Он со всей категоричностью утверждает, что это стихотворение – провокационная подделка под Лермонтова, с целью его компрометации (какого-то «доброжелателя»). Мне доводы его показались убедительными, потому что в ряду патриотических стихов оно выглядит чужеродным. Автора этого анализа я занёс к себе в число избранных. К сожалению, сейчас не сумел отыскать его среди большого числа фамилий. А хотел бы представить его Вам. С уважением,
Ю.С.

Здравствуйте, Юрий!
Я знаю эту точку зрения, читала и статью, но доказательств нет, а потому попыталась понять, что можно увидеть за словами "Прощай, немытая Россия...". Не так уж и страшны эти гневные слова, озлобленность у поэта могла быть, ведь его снова изгоняли из столицы на Кавказ. А народ в России безмолвствовал годами, народ был "тёмным" и терпеливым, и некому было его просвещать. Трудно было с помощью реформ делать государство "просвещённым", как тогда говорили. Так что мог Лермонтов и ругнуть сгоряча, я тут ничего компрометирующего не вижу. На самом деле он знал, что не хотели крестьяне рабами быть, а вот избавлять их от невежества и долготерпения надо было.
Политики очень легко жонглируют словами, говоря иногда от имени народа. Даже референдум провели 24 года назад и наплевали на мнение граждан, а на Украине вообще результаты подделали.
Скажите, кто учитывал мнение народа перед совершенно жутким событием в Беловежской пуще? Это был шок, когда люди вдруг проснулись "негражданами", дети и родители оказались по разные стороны границ! Кто нас спросил, как и жителей Крыма? Америка за нас всё решала!
А ведь тогда тоже можно было сказать: "И ты, им преданный народ!" Не был предан наш многонациональный народ всех союзных республик Кравчуку, Шушкевичу и Ельцину. Но ведь промолчали мы, протестовать не смогли: просто парализованы были, беспомощными себя чувствовали. Зато хорошо подготовленная американцами "передовая общественность", часть нашей "элиты" поддержала этих неумных "вождей".
Вот Вам и пример того, как можно возмутиться страной и "рабским народом".
Да, Лермонтов был оппозиционером по отношению к правительству, но был истинным патриотом, и любил не только свою землю, природу, но и уважал свой народ, жалел его, гордился его трудолюбием, умением сохранять национальные традиции.
Сейчас меня, например, возмущает, что рабами нас называет оппозиция, в которой давно путают патриотизм с предательством. Вот это полностью противоречит тому, что чувствовал и говорил Лермонтов. И в данный момент я лучше власть поддержу, чем этих американских марионеток. Они как Союз развалили, так готовы Россию расчленить, в надежде урвать лакомые кусочки, отхватить от Сибири что-либо себе в собственность или от Дальнего Востока. Как они надоели, просто ненависть вызывают! И почему их не успокоят какие-нибудь Высшие силы?
Вот такие размышления, Юрий. Всего Вам доброго!
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Образовательная цель: найти традиционные мотивы темы Родина и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.
  • Развивающая цель: развитие навыка анализа стихотворений А.Блока.
  • Воспитательная цель: воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.

Оборудование к уроку: тексты, презентация с репродукциями картин М. Врубеля. “Царевна – лебедь”, “Пан”, “Сирень”, “Лебедь”, “К ночи”.

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это - всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Ответ: Нет.

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,
Русь на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. - День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Учитель обращает внимание на картины “Царевна Лебедь”. 1990г, “Пан”,1899г,”Сидящий Демон”, 1890г, “Сирень”, “Лебедь” и другие.

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

  • 1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.
  • 2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.
  • 3 ряд - отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение.Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых... шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” - опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слёзы первые любви.
Образ человека - патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” - цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”..

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. “Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.
Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия - это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Домашнее задание. (Слайд 16).

  • Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
  • Объяснить смысл названия.
  • Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России?

Список литературы.

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа Москва 2006.
Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях неоднократно обращался к теме Родины. А точнее, тема Родины была одной из ведущих тем творчества этого великого русского поэта. Патриотическая лирика занимала прочное место в сознании Лермонтова. По его мнению, отношение к Родине определяет положение и человека, и поэта. Поэт горячо любил Россию, ее атмосферу и обычаи. Но вот что удивительно. Лермонтов необычайно нежно отзывался о русской природе, о русских традициях и о простом русском народе. И в то же время он питал глубокую неприязнь к светскому обществу, его притворству и фальши. Лермонтов, продолжая развивать традиции Пушкина и Радищева, мечтает увидеть страну свободной и цветущей, без произвола и беззакония. А народ - сильным и могучим! Этим и объясняется некая двоякость его стихотворений, посвященных Отчизне. Так, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» он критикует действительность и эту «страну рабов, страну господ», в нем звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов. Ему, вольному человеку, трудно находиться под постоянным надзором властей. И поэт ненавидит эту безропотную и покорную Россию. В 1837 году Лермонтов пишет свое знаменито «Бородино». Это стихотворение - первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Оно проникнуто гордостью за свой народ, за его силу и мужество:
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!...
В этом стихотворении Лермонтов выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне.
Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта, своеобразным итогом многолетних раздумий является стихотворение «Родина». Тема стихотворения определена своим названием «Родина». Это уже не Россия в «голубых мундирах», покорная и зависимая. Это страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь «странной»:
Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверяя покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и русской природе, неповторимой и уникальной. Стихотворение воссоздает прекрасные пейзажи, зарисовки из жизни простого человека: «Разливы рек ее, подобные морям», «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «И на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез». Лирический герой Лермонтова счастлив видеть все это. Далее мысль поэта обращается к народу. Показывая жизнь деревни, деятельность простых людей Лермонтов более полно и многогранно раскрывает образ России.
И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.
Поэту, выросшему в деревне, близка и понятна жизнь крестьянина, дорого все, что с ним связано:
С отрадой многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, Срезными ставнями окно.
Лирический герой рад нам показать «полное гумно», признак крестьянского благополучия, какие-то простые предметы быта. Все это складывается в образ родного края, своей «малой родины». Перед читателем предстает народ в будни и праздники:
И в праздник, вечером росистым Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
Стихотворение вначале написано шестистопным и пятистопным ямбом, затем - четырехстопным. Разнообразна и рифмовка - чередующаяся, охватывающая и парная рифма. Лексика стихотворения от литературно-книжной («слава, купленная кровью») сменяется на простую разговорную речь («дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). Лермонтов выступает в «Родине» поэтом-реалистом. Это высоко оценил Добролюбов, который писал, что «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». Поэт был выше предрассудков патриотизма и истинно понимал любовь к Отечеству. Это удивительное стихотворение «Родина» говорит о повороте в творчестве Лермонтова, о заинтересованности поэта социальными проблемами.
Другое замечательное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» продолжает тему любви к Отечеству. Именно родная природа способна дать истерзанной душе вдохновение, наполнить человека новыми силами:
Тогда смиряется души моей тревога. Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!...
Любовь к Родине не рождается вместе с человеком, она не заложена в генетическом смысле. Ее надо воспитывать и «взращивать» в себе. Но, наверное, как бы ни сложилась жизнь, каждому из нас будет не хватать своей Родины, своей «малой Родины». Не хватать русской природы, знакомых мест. И не обязательно подвергаться гонениям, чтобы это понять. Достаточно, просто оглянуться и повнимательней посмотреть на окружающие нас места, чтобы понять, что ты частичка этого мира. Тогда становится ясно, за что сражались наши прадеды и деды, весь русский народ на протяисении веков. Они сражались за свою историю, за свою нацию, за своих родных и близких, за потомков, за нас. За то, чтобы мы могли сейчас видеть все это, жить на своей Родине, беречь ее для следующих поколений.

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.

Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:

Битый камень лег по косогорам
Желтой глины скудные пласты
…..
Разгулялась осень в мокрых долах
Обнажила кладбища земля…

Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить, и плакать без тебя!

Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна…

Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:

Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине - чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:

О бедная моя жена,
О чем так горько плачешь?

Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» - «расхлябанные колеи». Россия - страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойничью красу!

Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» - это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:

В последний раз – опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз – на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

Мне кажется, что А.А. Блок - удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.


Тема родины в лирике А. А. Блока. Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее.

Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит

Русь за спасение души:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива.

Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны - «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Любовь к Родине, к народу А. А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость: Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…

(Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия - совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.