«Памяти Добролюбова» (Некрасов): анализ стихотворения. Смерть героев мартиролога. Тема, основная мысль и композиция

«Памяти Добролюбова» Николай Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Идеал общественного деятеля в стихотворении

«Памяти Добролюбова».

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий.
Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу» поэзии. Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа, и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни
России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал
«отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни
Некрасова.

Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Он пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.
Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение
«Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается
Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину ты родину любил…

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами?
Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря
Некрасову человечество помнит его и чтит.
Пользовался литературой:

2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ

Николай Некрасов и Николай Добролюбов познакомились благодаря журналу «Современник». Добролюбов пришел работать в редакцию журнала, а Некрасов был одним из его совладельцев. Пламенной дружбы между мужчинами не образовалось, ведь у них была серьезная разница в возрасте. Однако Некрасов неоднократно восхищался талантливостью молодого критик и поэта–сатирика, который мог точно и объективно дать оценку любому литературному произведению.

В своих публикациях, Николай Добролюбов мог понятно и доходчиво объяснить читателям суть различных литературных поэм, произведений и стихов. Но, в свои двадцать пят лет Николай Добролюбов скончался от чахотки. И в этот момент Некрасов искренне понял, какого уникального человека забрала судьба. Ведь он был настоящим гением, который мог в пару простых и понятных слов вложить жизненную истину.

В 1864 году Некрасов пишет стихотворение «Памяти Добролюбова». Николай Алексеевич пишет о том, что, несмотря на юные годы, Добролюбов был необычайно мудрым и зрелым мужчиной. Уже в свои двадцать два года его называл грозой поэтов, ведь он критиковал литературные произведения без всяких утаиваний, без каких-либо поблажек. Добролюбов считал, что творить литературу нужно не для славы, а для свободы. Только тогда в ней будет заложен стержень и глубокий смысл.

Некрасов отмечает, что молодой критик необычайно любил свою родину, однако она, как суровая любовница, слишком поздно оценила талант юного публициста.

По мнению Николая Алексеевича, творчество Добролюбова смогло бы проникнуть в сознание людей, изменить общественное мнение. Однако смерть посчитала иначе и забрала его.

Некрасов говорит о том, что Николай Добролюбов был уникальным человеком. Такого русская земля еще не рождала. Критик жил не для себя, не для великой славы, а для своей родной России. Всеми силами души он пытался изменить жизнь и судьбу простого человека к лучшему. И за это ему огромная благодарность!

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова

Некрасов познакомился с Добролюбовым, когда тот был еще совсем молодым человеком и только начинал свою карьеру литературного критика. Поэт смог разглядеть в юноше наличие большого таланта. Некрасов был соредактором журнала «Современник» и предложил Добролюбову возглавить отдел критики. Он не ошибся в своем выборе. За свою недолгую жизнь Добролюбов успел написать множество знаменитых критических статей, которые не утратили актуальности и в наше время. К сожалению, критик очень рано заболел чахоткой, которая тогда считалась неизлечимой болезнью. Несмотря на это Добролюбов продолжал напряженно работать и сам приближал свой конец. Он умер в 1861 г. Спустя несколько лет Некрасов посвятил ему стихотворение «Памяти Добролюбова» (1864 г.).

Автор отмечает, что поэт, несмотря на свою молодость, был строгим и неподкупным судьей в своих суждениях. Он беспристрастно относился к признанным авторитетам. Подчиняя «рассудку страсти» критик всегда выносил справедливый приговор. Добролюбов понимал, что жить ему остается недолго, поэтому в лихорадочной работе стремился максимально использовать отведенный ему срок. Особой благодарностью звучат слова Некрасова о том, что критик «более учил… умирать».

Личная жизнь Добролюбова не складывалась. Это и не могло быть иначе, так как он все свое время посвящал работе. Поэтому Некрасов отмечает: «ты чистоту хранил». Многие высказывания критика носили резкий антиправительственный характер и вырезались цензурой. Добролюбов всегда оставался горячим патриотом своей страны. Он не мог молчать при виде всех бед и несправедливостей, которые наполняли Россию. Его революционные взгляды были направлены только на благо Родины. Некрасов сравнивает любовь Добролюбова к России с поклонением женщине. Называя ее «любовницей суровой», он имеет в виду, что самоотверженный труд Добролюбова не был по достоинству отмечен современниками.

Смерть критика поэт сравнивает с угасанием «светильника разума». Наделяя Добролюбова «вещим пером», Некрасов намекает, что к нему еще придет признание.

Последние строки стихотворения очень торжественны и патетичны. Автор обращается ко всей «русской земле», призывая ее оплакивать одного из лучших своих сыновей. Некрасов уверен, что только благодаря таким людям России до сих пор существует. Добролюбов совмещал в себе глубокий ум, наблюдательность и врожденное чувство справедливости. Его недолгий жизненный путь может служить образцом для всех творческих людей.

Идеал общественного деятеля в стихотворении

«Памяти Добролюбова».

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий. Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу» поэзии. Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа, и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал «отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни Некрасова.

Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Он пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.

Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение «Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения

Ты отвергал, ты чистоту хранил…

Как женщину ты родину любил…

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами? Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря Некрасову человечество помнит его и чтит.

Пользовался литературой:

1. Большая Советская Энциклопедия

2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ


Насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, " ...

Тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности. Билет №38 Основные темы раннего творчества горького рассказ “израиль” М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с...

Его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия. - Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. ...

Добролюбова» (1864) и др.) Н. А. Некрасов воскрешает символический образ поэта-пророка, восходящий еще к поэзии декабристов и содержащий традиционный социальнобунтарский аспект (не столь важный для Пушкина, но очень важный для Некрасова, как и для декабристов). Важно, что лирический герой Некрасова не отождествляется с пророком, как у Пушкина или Лермонтова. Лирический герой восхищается пророком...