Одного и того же явления. Причины, вызывающие лексические трансформации. Необходимость использования нескольких учебных источников при изучении одного и того же вопроса

(Информационная группа «Политика» (Белонучкин Г.В.) восстановила и выпустила из печати два последних тома «Ведомостей Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации». В них вошли последние неопубликованные официальные документы съезда и Верховного Совета (№ 38), а также документы съезда и Верховного Совета, принятые в условиях блокады (№ 39). Указанные публикации восполняют определенные пробелы в информации о законодательстве того периода, а также имеют существенное значение всесторонней и объективной оценки деятельности съезда и Верховного Совета РФ)

«Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» (до 30 января 1992 – «…РСФСР») издавались еженедельно по четвергам с 7 июня 1990 по 16 сентября 1993 года.

21 сентября 1993 года тогдашний Президент РФ издал и обнародовал о роспуске Съезда и Верховного Совета и о приостановлении деятельности Конституционного Суда, но парламент этот указ не признал и продолжал работу вплоть до 4 октября, когда был распущен окончательно с применением бронетехники.

В отличие от Верховного Совета СССР, сумевшего выпустить в 1991 году заключительный, 52-й номер своих «Ведомостей…» со всеми прощальными документами Президента СССР и палат Верховного Совета и даже с алфавитно-предметным указателем и разослать его подписчикам, Верховный Совет России в 1993 году такой возможности был лишён. Редакция российских «Ведомостей…», работавшая не в осаждённом Доме Советов, а в парламентском здании на Новом Арбате, 19, была оперативно перепрофилирована на выпуск «Бюллетеня Центральной избирательной комиссии РФ». Выпуск «Ведомостей…» был прекращён номером 37 от 16 сентября 1993 года, причём номера 35, 36 и 37 подписчикам не рассылались, значатся в каталогах лишь в специальных фондах нескольких крупнейших библиотек страны и на руки выдаются неохотно.

Реконструкция невышедших номеров «Ведомостей...», призванная восполнить возникшую информационную лакуну, ведётся с 27 мая 2002 г. на интернет-сайте электронного периодического издания «ПОЛИТИКА» (politika.su).

Реконструированный 38-й номер «Ведомостей…» датирован не 23-м, а 21-м сентября 1993 года (хотя это не четверг, а вторник), поскольку это был последний день работы парламента и его органов в обоюдно признаваемом сторонами гражданского конфликта правовом поле. Иначе говоря, принятые до 20 часов этого дня акты Верховного Совета, его органов и должностных лиц являются действующими даже с точки зрения правового режима, установленного .

В издание включены все обнаруженные в доступных источниках (официальные издания, правовые базы данных, архивы) акты Верховного Совета РФ, его палат и Президиума, Председателя ВС и его заместителей, Конституционного Суда РФ, выпущенные до 20 часов 21 сентября 1993 года и подлежавшие опубликованию, но не успевшие попасть в официально выпущенные номера «Ведомостей». Этих актов 151:

  • 10 актов Верховного Совета РФ от 21 июля – 17 сентября 1993 г., официально опубликованных в «Российской газете» и «Российских вестях» (6 законов, 3 постановления, одно заявление);
  • 93 акта, разосланных и включённых в правовые базы данных (21 постановление и одно заявление Верховного Совета от 12 августа – 17 сентября; 4 постановления Президиума ВС от 12 – 23 июля; 67 распоряжений Председателя ВС и его Первого заместителя от 26 мая – 21 сентября)
  • 5 актов (3 Постановления и 2 политически значимых Решения) Конституционного Суда РФ, провозглашенные 12 июля – 17 сентября 1993 г.
  • ещё 43 документа (6 постановлений и одно заявление, принятые Верховным Советом 17 сентября, а также одно постановление Совета Республики от 13 июля, 2 указа Президиума ВС от 27 августа, 3 постановления и 30 указов Президиума от 20 сентября), которые в общедоступные правовые базы не попали, но поступили в Государственный архив Российской Федерации. Некоторые из них значились в 1994 году в первой (ныне – недоступной) версии электронной правовой базы Государственной Думы, унаследованной ею от Верховного Совета.

Принятие одного постановления ВС от 17 сентября, а также одного постановления Совета Республики от 13 июля и 15 постановлений Президиума ВС от 20 сентября отражено в стенограммах ВС и Президиума ВС, однако окончательные тексты их составителем не обнаружены (доступные проекты приведены в Приложении 1). Все такие акты указаны в хронологическом приложении. Там же перечислены акты, не подлежавшие опубликованию, если они или хотя бы их названия доступны составителю.
Из числа распоряжений Председателя ВС РФ и его заместителей здесь публикуются лишь те, что включены в официальную базу правовых актов НТЦ «Система», созданную ФАПСИ и ныне управляемую Федеральной службой охраны РФ. В Государственном архиве РФ (Ф. 10026, Оп. 1, Д. 1675) имеется ещё несколько десятков распоряжений этого периода, касающихся назначений представителей в Конституционный Суд, командировок, совещаний, утверждения смет подведомственных учреждений и т. п.

В номер 39 включены документы, принятые Съездом народных депутатов, Верховным Советом, Президиумом Верховного Совета, Председателем ВС и его заместителями, исполняющим обязанности Президента и Конституционным Судом Российской Федерации 21 сентября – 6 октября 1993 года: после издания 21 сентября 1993 года в 20.00 о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о рекомендации Конституционному Суду приостановить деятельность. Число этих документов – 173:

  • 9 законов;
  • 43 акта (30 постановлений, 10 обращений и 3 заявления) Съезда народных депутатов;
  • 19 актов (18 постановлений и одно обращение) Верховного Совета;
  • 4 акта (1 постановление и 3 обращения) Президиума ВС;
  • 9 распоряжений Председателя ВС и его заместителей;
  • 8 других документов (2 заявления и 6 обращений) Председателя ВС;
  • Обращение Первого заместителя Председателя ВС;
  • Воззвание, подписанное Председателем ВС и и. о. Президента;
  • 71 документ (35 указов, 8 распоряжений, одно заявление, одно открытое письмо и 26 обращений, в том числе три совместных с Председателем ВС) и. о. Президента РФ;
  • 8 документов Конституционного Суда РФ и его Председателя (в том числе одно Заключение, одно Постановление и одно Решение КС).

Несколько актов, опубликованных в различных источниках как принятые документы, но идентифицированных составителем как непринятые проекты, а также акты, о которых невозможно точно установить, в какой редакции они были приняты и были ли приняты вообще, приведены в приложениях 1 и 2.

В третьем, нумерационно-хронологическом приложении – хроника работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета с 21 сентября по 4 октября 1993 г. с перечислением принятых актов, включая те, тексты которых найти не удалось. Отмечены нестыковки (включая дублирующиеся номера) в нумерации актов.

Четвёртое приложение – некоторые акты Конституционного Суда, принятые в декабре 1993 – марте 1995 г. и имеющие прямое отношение к теме сборника.

Пятое приложение – документы, связанные с мирными переговорами сторон, которые велись с 30 сентября по 3 октября при посредничестве Патриархии.

Шестое и последнее приложение – от 21 сентября 1993 г., положивший начало конституционному кризису.

В сборник включён алфавитно-предметный указатель публикаций «Ведомостей...» за 1993 год. Завершается издание библиографическим списком источников и пояснениями к библиографическим сноскам.

Номер датирован 6-м октября 1993 года, поскольку к этой дате относится последний из опубликованных в основной его части документов, исходящий от Председателя Конституционного Суда РФ.

Реконструктор благодарит народных депутатов Российской Федерации С. Н. Бабурина, Г. В. Саенко, О. Н. Смолина и его помощника Д. Г. Карапетяна за существенную организационную помощь в поиске документов, а также М. О. Теплову и секретаря Президиума Верховного Совета РФ В. Г. Сыроватко за помощь в редакционной подготовке издания. Отдельная благодарность – сотрудникам государственных архивов РФ, без содействия которых работа над сборниками заняла бы не 11 лет, а значительно больше.

ОТ АВТОРА

С 2011 г., когда вышло в свет предыдущее, 7-е издание данной книги, в российском уголовно-процессуальном законодательстве произошли огромные изменения. Прежде всего имеется в виду свершившаяся на основе Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЭ (Российская газета. 2010. 31 дек.) коренная реформа апелляционного, кассационного и надзорного производства по уголовным делам, вступление в действие новых органов дознания в лице военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ (Российская газета. 2014. 5 мая), а также принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (Российская газета. 2011. 11 февр.) и появление целого ряда новых норм, которыми действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в дальнейшем – УПК) пополнился в 2013 г. в целях совершенствования институтов дознания, подсудности уголовных дел и усиления прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве и др.

В тот же период состоялся ряд решений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства, которые не могут быть не интересны юристу.

Эти законодательные изменения и дополнения потребовали новой редакции данного учебного пособия, которое и предлагается широкому кругу читателей с существенными изменениями и дополнениями.

Проф. Б. Т. Безлепкин

СПИСОК ОБЩЕПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

БНА РФ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Ведомости ВС СССР – Ведомости Верховного Совета СССР

Ведомости СНД и ВС РСФСР – Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР

Ведомости СНД и ВС РФ – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

Ведомости СНД и ВС СССР – Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

РГ – Российская газета

САПП РФ – Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ, Кодекс – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

УПК РСФСР – Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР

1. ПОНЯТИЙНАЯ ОСНОВА РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

1. Уголовному наказанию должен быть подвергнут только виновный в совершении преступления и только в меру своей виновности с учетом тяжести содеянного и личности совершившего преступление. Чтобы обеспечить такую меткость уголовной репрессии, необходимо с достоверностью установить все существенные обстоятельства уголовного дела, а именно: в чем выражается преступное действие или бездействие; кто его совершил и действовал ли совершивший виновно (умышленно или преступно неосторожно); в чем заключается роль каждого из соучастников; в чем выражается причиненный вред и каковы его размеры; а также отягчающие, смягчающие ответственность и другие обстоятельства. На основе многолетнего опыта исторически сложилась подчиненная указанной цели строго упорядоченная системная государственная деятельность, которая называется уголовным процессом.

2. Понятие уголовный процесс тождественно понятию уголовное судопроизводство, и поэтому впредь они употребляются как идентичные. Хотя судопроизводство ассоциируется с деятельностью по уголовному делу только в суде (судебное производство), из уголовно-процессуального законодательства явствует, что данный термин употребляется для обозначения деятельности не только суда, но и органов дознания, органов предварительного следствия и прокуратуры – словом, всего производства по уголовному делу. Это лишний раз подтверждает непреложную истину, согласно которой следственная и судебная деятельность – одной природы.

3. Деятельность, о которой идет речь, – ровесница государству. Она детально регламентирована законом и включает в себя возбуждение, предварительное расследование, судебное рассмотрение, разрешение уголовных дел, а также судебную деятельность по исполнению приговоров. Ее осуществляют управомоченные судебные и правоохранительные органы и лица: суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, начальник органа дознания и начальник подразделения дознания. Именно они придают ей целенаправленный характер, иначе говоря, осуществляют производство по уголовному делу, ведут его, т. е. принимают решения о направлении движения и о судьбе уголовного дела.

4. В этой деятельности принимают участие также представители различных государственных и негосударственных учреждений, предприятий и организаций, должностные и частные лица (граждане), занимающие строго определенное законом положение, именуемое процессуальным. Это обвиняемый, подозреваемый, свидетель, эксперт, специалист, понятой, переводчик и др. Они вступают в отношения, урегулированные правовыми нормами, закрепленными в законе, – в правоотношения, суть которых заключается в том, что один участник уголовно-процессуальной деятельности по отношению к другому имеет законное право, а тот, другой, несет соответствующую данному праву законную обязанность . По своей отраслевой принадлежности нормы, устанавливающие эти права и обязанности, относятся к уголовно-процессуальному праву, поэтому порождаемые ими правоотношения называются уголовно-процессуальными. Из них составлена сложнейшая мозаика уголовного процесса. Таким образом, уголовный процесс (уголовное судопроизводство) – это регламентированная законом и облеченная в форму правоотношений деятельность специально управомоченных судебных и правоохранительных органов государства при участии представителей учреждений, предприятий и организаций, должностных и частных лиц, содержанием которой является возбуждение, расследование, судебное рассмотрение, разрешение и пересмотр уголовных дел, а также судебная деятельность по исполнению приговоров.

5. Уголовное судопроизводство состоит из нескольких стадий, отражающих поступательное движение дела о преступлении (уголовного дела). Каждая из них характеризуется: а) своими собственными задачами, вытекающими из назначения уголовного процесса; б) особым составом участников; в) специфическими действиями этих участников и правоотношениями, возникающими между ними; г) специфическими документами, которыми подводится итог этой деятельности. Каждая стадия имеет строго определенные начальный и конечный моменты. Уголовное дело в своем движении при наличии законных предпосылок может последовательно пройти следующие стадии: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; 3) назначение судебного разбирательства; 4) судебное разбирательство; 5) апелляционное производство; 6) исполнение приговора; 7) кассационное производство; 8) рассмотрение дела в порядке судебного надзора и 9) возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

2. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для уяснения сущности уголовного судопроизводства важно понять его соотношение с оперативно-розыскной деятельностью, суть которой заключается в проведении специальных, по преимуществу негласных, разведывательных мероприятий, связанных с использованием специальных тактических и технических средств, направленных на получение сведений о преступлении, лице, его совершившем, и об источниках доказательств. Арсенал этих мероприятий и перечень органов государства, управомоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, указаны в специальном законе .

В соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

– органов внутренних дел Российской Федерации;

– органов федеральной службы безопасности;

– федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны;

– таможенных органов Российской Федерации;

– Службы внешней разведки Российской Федерации;

Федеральной службы исполнения наказаний;

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

– наведение справок;

– сбор образцов для сравнительного исследования;

– проверочная закупка;

– исследование предметов и документов;

– наблюдение;

– отождествление личности;

– обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

– прослушивание телефонных переговоров;

– снятие информации с технических каналов связи;

– оперативное внедрение;

– контрольная поставка;

– оперативный эксперимент.

Уголовное судопроизводство на стадии предварительного расследования и оперативно-розыскную деятельность объединяет общая цель, которая заключается в раскрытии преступлений. Но достигается эта цель по-разному. Во-первых, различны средства и методы. Уголовно-процессуальные средства прямо предусмотрены и детально регламентированы законом; они носят открытый характер, являются гласными. Так называемая следственная тайна не имеет ничего общего с секретностью в общепринятом значении этого слова. Оперативно-розыскная же деятельность основывается на принципе сочетания гласных и негласных методов и средств. При этом сведения об используемых или использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Родной «брат» разведки и контрразведки – уголовный сыск – не является деятельностью юрисдикционной. Он определенным образом связан с оценкой действий (бездействия) физических и юридических лиц с позиции права, закона (правомерные, не содержащие признаков состава преступления деяния сыщику безынтересны), но никоим образом не связан с применением мер государственного принуждения. Ни один оперативный работник, к какому бы ведомству он ни принадлежал, ни с кем не вступает в отношения типа: «Я вправе, а вы обязаны…; вы обязаны исполнить то-то и то-то, иначе..; вы нарушили… и обязаны понести такую-то меру ответственности». Иначе говоря, в отличие от уголовно-процессуальной, оперативно-розыскная деятельность в силу своей негласной конспиративной природы не базируется на правоотношениях. Знания в этой области не являются юридическими, поэтому в гражданских юридических вузах не преподаются.

Во-вторых, различны результаты. В результате уголовно-процессуальных (следственных) действий добываются фактические данные, имеющие значение доказательств. На их основе разрешается уголовное дело. А в ходе и в результате оперативно-розыскных мероприятий добываются такие данные, которые сами по себе доказательствами не являются. Значение этой информации, которую принято называть ориентирующей, в другом: на ее основе может быть возбуждено уголовное дело, выдвигаются следственные версии, планируется расследование по уголовному делу, определяется круг источников получения судебных доказательств, принимаются меры к розыску скрывшихся от следствия обвиняемых, обнаружению вещественных доказательств, а также имущества, подлежащего аресту, решается ряд других задач, которые, однако, по отношению к уголовно-процессуальному доказыванию, составляющему стержень любого уголовного дела, носят вспомогательный, обеспечивающий характер. Полученная в результате оперативно-розыскных мероприятий информация, а также документы и предметы могут быть использованы в качестве доказательств (источников доказательств) только в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств. Так, например, если в результате оперативно-розыскной деятельности установлено лицо, располагающее ценными сведениями о преступлении, о местонахождении орудия преступления, то в уголовном деле эти результаты могут быть использованы только путем допроса, обыска и последующих следственных действий (осмотра и приобщения к делу обнаруженных при обыске вещественных доказательств и т. п.).

В-третьих, уголовно-процессуальная деятельность осуществляется судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем, а оперативно-розыскная – только органом дознания. Таким образом, органы дознания, в частности полиция, осуществляют как оперативно-розыскную, так и уголовно-процессуальную деятельность. В этом исторически сложившемся положении заложен глубокий смысл: в некоторых ситуациях, связанных с замаскированными преступлениями, на определенном этапе производства по уголовному делу закон позволяет сосредоточить в одном органе и скоординировать применение комплекса взаимодополняющих средств и методов раскрытия преступлений.

В-четвертых, если уголовно-процессуальная деятельность (следственная, судебная) связана с широким применением государственного принуждения, без чего достижение задач уголовного судопроизводства немыслимо, то оперативно-розыскная, разведывательная по своей природе, деятельность применения государственного принуждения без судебного или следственного решения не предполагает. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Ни в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности, ни в УПК право оперативного сотрудника на применение принудительного вторжения в сферу охраняемых законом прав личности в работе по раскрытию преступлений без судебно-следственного решения не оговорено. Поэтому оперативно-розыскные опросы, гласные обследования помещений, зданий и сооружений, участков местности и транспортных средств, выемка предметов, документов, компьютерной техники и носителей электронной информации допустимы лишь постольку, поскольку они производятся с согласия лица, которого касаются и беспокоят.

3. РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Системная совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности и регламентирующих порядок возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также судебную деятельность на стадии исполнения приговоров, называется уголовно-процессуальным правом. Иными словами, уголовно-процессуальное право регулирует уголовный процесс, который в изначальном смысле означает «движение вперед», развитие (от лат. procedure – двигаться вперед). Можно сказать и так: уголовный процесс регулируется уголовно-процессуальным правом; отдельные действия по уголовному делу регламентируются уголовно-процессуальными нормами.

1. Согласно ч. 1 ст. 1 УПК порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации определяется данным Кодексом, основанным на Конституции РФ. Причем ряд важнейших уголовно-процессуальных норм закреплен непосредственно в Конституции РФ, в частности в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Ими устанавливаются принципиальные процедурные условия заключения гражданина под стражу (ст. 22), ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25), что имеет непосредственное отношение к производству обыска по уголовному делу. В Конституции закреплены основы отправления в России правосудия по уголовным делам судом с участием присяжных заседателей (ст. 47); право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48), в том числе и по уголовным делам; право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу, предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Эти нормы имеют рельефно выраженную уголовно-процессуальную природу.

В Конституции (ст. 49) получили детальное выражение важнейшие правила, вытекающие из презумпции невиновности, провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50) и впервые законодательно закреплены глубоко нравственные нормы, согласно которым: а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50); б) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51). Эти нормы имеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального доказывания и реального осуществления всего комплекса уголовно-процессуальных норм по защите от предъявленного обвинения.

2. Основной массив норм уголовно-процессуального права сосредоточен в УПК РФ 2001 г., введенном в действие с 1 июля 2002 г. УПК состоит из шести частей, большинство которых делятся на разделы, разделы – на главы, а главы аккумулируют в себе статьи, которые, в свою очередь, могут иметь сложную структуру и состоять из пронумерованных частей и пунктов. Действующий УПК вобрал в себя все крупные законодательные новеллы, появившиеся в период демократических преобразований и судебно-правовой реформы (институты судопроизводства у мировых судей, судопроизводства с участием присяжных заседателей и апелляционного производства, правила о широком участии защиты на стадии предварительного расследования, о судебном контроле за применением на предварительном следствии мер уголовно-процессуального принуждения, связанных с вторжением в сферу гарантированных Конституцией прав человека и гражданина).

3. Согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъясняет, что:

– под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо;

– под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного;

– под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. п.).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора.

Явление – понятие – определение – термин

Студенты зачастую на вопрос о понятии того или иного правового явления отвечают лишь его определением, что, разумеется, неверно.

Следует различать элементы цепочки: "явление – понятие – определение – термин". Понятие как форма мышления и некая абстракция имеет объективную основу в виде общих характерных качеств, свойств конкретных, реально существующих объектов, предметов данного класса. Так, в реальной жизни нет нормы права вообще. Имеется множество конкретных правовых норм. Однако в нашем мышлении объективно существует понятие "норма права", которое в абстрактной форме, отвлекаясь от частностей, отражает общие черты всех правовых норм, отличающие их от других правовых явлений.

Заметим, что в связи с этим не имеют под собой логической основы и практически лишены смысла встречающиеся в учебной, да и в научной литературе такие словосочетания, как "понятие и признаки" (если, конечно, не придавать слову "понятие" его бытового, обиходного значения, когда выражение "иметь понятие" означает наличие самого общего представления о чем-либо). Сформулировать понятие – это и значит раскрыть признаки, характеризующие данное явление (класс объектов), дать развернутую характеристику этих признаков.

Слово "понятие" в нашем обществе, конечно, используется в разных смысловых вариантах. Студенты иногда по поводу того или иного вопроса могут сказать, что они в нем "без понятия", т.е. ничего не знают. Широко это слово используется в преступной субкультуре, где под "понятиями" понимаются нормы жизни преступного мира. Однако в науке термин "понятие" должен употребляться в его точном, формально-логическом значении.

Определение есть краткая и целостная по форме характеристика понятия, в сжатом, "свернутом" виде выражающая его содержание, достигнутая тем или иным формально-логическим способом (операцией с понятием). Определение есть своего рода "ключ" к понятию, однако подменить понятие оно не может. Определения одного и того же понятия могут учитывать, раскрывать разные моменты в его содержании, опираться на разные признаки явления, поэтому его определений может объективно быть много. Главное здесь – это, конечно, понятие: зная содержание понятия, студент может сам сформулировать его определение.

Термин – это словесное обозначение понятия, его научное "имя". Термины могут состоять и из нескольких слов, представлять собой определенные словосочетания. Например, "объективное право" или "субъективное юридическое право".

Студенты должны учитывать то обстоятельство, что определений одного и того же явления существует много. Поэтому не должно смущать то обстоятельство, что в разных учебниках и других источниках одно и то же юридическое явление определяется по-разному. Это вполне нормально (закономерно) и в какой-то мере даже полезно (особенно, если затрагивает сложные государственно-правовые явления, такие как право), поскольку подобное многообразие позволяет составить о соответствующем понятии (и явлении) более полное, объемное представление. Другое дело – понятие какого-либо юридического явления. Понятие (как и то явление, которое оно отражает) объективно и в принципе должно трактоваться единообразно, поскольку призвано адекватно отражать реально существующие качества, свойства того или иного объекта. Различия в трактовке содержания правовых понятий обусловлены субъективными взглядами исследователей на признаки того или иного юридического явления.

Необходимость использования нескольких учебных источников при изучении одного и того же вопроса

При подготовке к семинарам, зачетам, экзаменам студенты не должны использовать только один из учебников. Не существует такого учебника, в котором одинаково полноценно были бы изложены все необходимые для усвоения учебной дисциплины вопросы. Поэтому нужно использовать несколько учебных изданий (как минимум три), а также рекомендованную научную литературу. Такой подход позволяет, кроме всего прочего, отвлечься от конкретной формы авторского изложения и понять суть того или иного юридического явления.

При выборе учебных изданий следует обратить внимание на переизданную в настоящее время учебную литературу дореволюционных авторов, таких как: Николай Михайлович Коркунов, Габриэль Феликсович Шершеневич, Евгений Николаевич Трубецкой, Иван Александрович Ильин и др.

задумайтесь над этой картинкой и определите сове место в ней.

Рабовладение, феодализм, капитализм - просто разные термины одного и того же явления..., угнетение большинства

За последние полтора века человеческой истории энерговооружённость и эффективность производства выросли на порядки, а численность населения Земли всего в семь раз. Тогда почему в условиях резкого повышения эффективности производства не сокращается продолжительность рабочего дня, а для того, чтобы «сводить концы с концами» и сохранить потребительский статус, людям приходится работать всё больше и больше ?

"В большинстве своем люди трудятся по целым дням, лишь бы прожить,
а если остаётся у них немножко свободы, они до того пугаются её,
что ищут, каким бы способом от неё избавиться."

Иоганн Гёте «Страдания юного Вертера»

За последние полтора века человеческой истории энерговооружённость и эффективность производства выросли на порядки, а численность населения Земли всего в семь раз . Столь существенные изменения в сфере техники и технологий вызваны:

– как переходом от использования в производстве преимущественно мускульной силы человека и животных к использованию техногенной энергии;

– так и скачком научно-технического прогресса.

Тогда почему в условиях резкого повышения эффективности производства не сокращается продолжительность рабочего дня, а для того, чтобы «сводить концы с концами» и сохранить потребительский статус, людям приходится работать всё больше и больше?

Для ответа по существу на поставленный вопрос, необходимо понять какие задачи стоят перед человечеством. Если предельно обобщить, то таких задач выявляется всего две:

Задачи человечества

задача первая – обеспечение условий выживания и развития биологического вида, т.е. обеспечение приемлемого уровня жизни;

задача вторая – осознание и реализация целей человечества (и каждого по отдельности ), ради которых человечество помещено в биосферу планеты.

Для каждого человека это означает, что, соучаствуя в коллективной деятельности, он обеспечивает себе и своей семье достаточное количество пищи, одежды, жилья и других жизненно необходимых вещей. Когда эти первичные потребности удовлетворены, у человека должно остаться достаточно времени и средств для воспитания детей, саморазвития и улучшения общества .

Исходя из практики Жизни, наиболее эффективная продолжительность рабочего дня не превышает 4х часов . Если же человек в индустриальном секторе загружен работой по 12-15 часов в сутки, как сейчас это происходит в Китае – такой темп жизни выдерживает лишь молодежь, и то на срок не более 2х лет. По подсчётам учёных, при уровне развития технологий, который достигнут к 60-м годам ХХ века, для производства жизненно необходимых человеку вещей продолжительность рабочего дня составляет не более 1 часа в сутки.

Как сказал классик:

“Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает свободным от оков.”

Иоганн Вольфганг Гёте

С точки зрения рабовладельцев, для того чтобы человек всё время был занят выживанием, а не достижением целей, ради которых он появился на свет, необходимо:

1) Не сокращать продолжительность рабочего дня (При социализме Сталина намечалось сокращение рабочего дня );

2) Не допускать роста покупательной способности денежной единицы (При социализме Сталина происходило ежегодное повышение покупательной способности денежной единицы, путем понижения стоимости товаров в связи с увеличением объема производства товаров );

Пункт первый. Не сокращать продолжительность рабочего дня

В начале своего развития, человечество должно выйти на уровень производства, который позволяет бесперебойно удовлетворять жизненно важные потребности большинства людей. Когда жизненно важные потребности большинства удовлетворены, коллективный и индивидуальный труд становятся средствами поддержания этого уровня жизни, а высвобождающееся время и ресурсы, человечество должно направить на достижение целей, ради которых оно появилось на планете Земля.

Реальность такова, что организаторы текущего мирового порядка осуществляют управление на основе отслеживания тенденций, проявляющихся в обществе: у них нет своей армии и разветвлённого административного аппарата, зато за счёт обладания методологией познания , они способны войти в любую сферу человеческой деятельности . Те виды человеческой деятельности, которые укладываются в их концепцию управления, они поддерживают, а остальные стараются подавить . И в этом они подобны садовнику: поливающему, подрезающему, прививающему плодовое дерево.

Рассмотрим, как в ходе Глобального исторического процесса, проявлялась деятельность этого «садовника», задачей которого является обеспечить полную занятость человека и тем самым не дать ему исполнить своё предназначение на Земле.

В настоящее время часть учёных выделяет три основных стадии технологического развития общества . Если взглянуть на них сквозь призму задачи обеспечения полной занятости, то вместо этапов развития общества можно увидеть этапы развития системы скрытого рабовладения:

В аграрном обществе большинство людей были заняты в сельском хозяйстве, где при производстве продукции преобладало использование мускульной силы человека и животного. Обеспечить полную занятость стало возможным за счёт внедрения:

– во-первых, неэффективного земледелия с использованием отвального плуга в результате применения которого урожайность падала, а рост технической вооружённости шёл только на увеличение посевных площадей, чтобы прокормить растущее население;

– во-вторых, скотоводства в промышленных масштабах и личном подворье, котороегарантирует круглогодично-круглосуточную занятость, т.к. производственный цикл в нём в среднем равен 6-12 месяцам, а управление личным хозяйством требует ежедневной занятости, без возможности оставить хозяйство на кого-либо. Даже если питание мясом является одним из видовых типов питания человечества, то по ресурсоёмкости и затратам времени данный тип питания не является оптимальным.

Но наука и техника развивались, что приводило к росту производства. Общество стало переходить от натурального хозяйства и бартера к товарному производству и торговле.

К 19-му веку темпы роста населения оказались гораздо выше темпов роста площадей сельскохозяйственных угодий и скотоводства, поэтому пришлось перейти на новый уклад, который был назван «индустриализацией».

В индустриальном обществе глобализатор-«садовник» решил поддержать тенденцию к созданию искусственной среды обитания – техносферы, где развитие техники и численность населения должны быть легко управляемы. Для контроля над распространением техники и технологий были изобретены исторически сложившиеся академии наук и авторское право, которые позволяют осуществлять монопольный доступ к знаниям. Чтобы контролировать численность населения, большая его часть должна быть сконцентрирована на ограниченных площадях, где с него легко «стричь капусту» во время естественного вырождения из-за жизни в искусственной среде .

Таким образом, задача обеспечения полной занятости была решена за счёт направления потенциала общества , высвобождающегося в сельском хозяйстве, на обеспечение жизнедеятельности всё усложняющейся техносферы .

Когда в результате развития техники и технологий, уровень производства стал выше уровня возможного потребления, возникла необходимость изобретать искусственные потребности человека и снижать ресурсные и технические характеристики выпускаемой продукции, внедряя в производство систему преднамеренного устаревания. Далее общество было переведено на следующий этап так называемого «развития».

Постиндустриальное общество . После того, как в определённой индустриализированной части света, устойчиво функционирует множество сетей: связи, транспорта, электрических и прочих, а так же структур, оказывающих услуги, проблема занятости местного населения решена необходимостью постоянного поддержания их в работоспособном состоянии. Проект Глобализации может двигаться дальше: большинство индустрии переносится в другую часть планеты, где общество находится на аграрной стадии.

Так, например, было с Японией. Когда в Японии была развита вся необходимая инфраструктура для обеспечения полной занятости местного населения, ей был присвоен статус «постиндустриальной» страны, а индустриализацию стали экспортировать в другие страны Азии.

Мы видим, что как бы человечество не совершенствовало техносферу, без высвобождения времени на личностное развитие, человек обречён выживать, так и не осознав своего предназначения на Земле . Поняв это, Иосиф Виссарионович Сталин , отвечая на вопрос об условиях культурного роста общества, в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» , писал:

«Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования».

Но, на Западе, погрязшем в скрытом рабовладении , бытовали иные подходы: от расстрела демонстрации американских рабочих в мае 1886 за требование 8-ми часового рабочего дня, до Джона Кейнса, выбалтывающего соображения о свободном времени для «элиты» : «Как состоятельный человек он [Гезелл] мог посвятить последние десятилетия своей жизни двум самым восхитительным занятиям, доступным тем, кто не должен зарабатывать себе на жизнь,- литературному труду и опытам в сельском хозяйстве».

Пункт второй. Не допускать роста покупательной способности денежной единицы

Покупательная способность денег – это способность денежной единицы обмениваться на определённое количество товаров. Соответственно, покупательная способность зарплаты, пенсии или пособия – это то, сколько товаров может купить отдельно взятый человек на этот доход.

Чтобы удерживать человека в состоянии выживания, не позволяя достигать целей, ради которых он живёт на Земле, во всех типах обществ, используются два основных вида инструментов:

I. Инструмент первый. Центральный банк .

Центральные банки представляют собой закрытую корпорацию банкиров-ростовщиков и являются инструментом надгосударственного управления. Они не подконтрольны правительствам стран, в которых находятся, а главное средство достижения их целей – это кредитование под процент.

В 1906 году, генерал царских спецслужб, А.Д. Нечволодов в своей книге «От разорения к достатку» писал о социологической доктрине, составленной для банкиров их хозяевами:

«Люди эти свято помнят завет Моисеев, данный им своему народу в пустыне: “Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать в займы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой господствовать не будут (Второзаконие XV. 6).”»

В начале 21-го века все до единой страны мира стали должниками транснациональных кланов банкиров-ростовщиков. Изъяв деньги у населения, эта корпорация возвращает в оборот ровно столько, сколько посчитает нужным, без учёта потребностей реального сектора производства. Когда эта алгоритмика доходит до еды и жилья, то общество подвергается финансово-экономическому геноциду.

Но истории известны примеры иных воззрений по вопросу ростовщичества:

Уже более 1300 лет ростовщичество явно отрицается в Коране:

276(275). Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те - обитатели огня, они в нем вечно пребывают! (Сура 2 - Корова).

Суть ростовщичества понимал и Сталин. Осознав, что доллар – это инструмент порабощения мира транснациональными кланами банкиров-ростовщиков, в 1950 году он перестал обеспечивать рубль долларом, и привязал его к золоту, чем создал альтернативную глобальную кредитно-финансовую систему.

II. Инструмент второй. Средства массовой информации и сложившаяся культура навязывают каждому слою общества свой уровень потребления .

Современная производственно-потребительская система настроена на удовлетворение, в первую очередь, потребностей «элиты», а потребности остального населения удовлетворяются по остаточному принципу – «лишь бы не передохли». Но и «элита», и «простонародье», – не смотря на разницу в потреблении, – являются заложниками системы рабовладения, потому как мировоззренческая разница между ними отсутствует!

Для недопущения перемешивания слоёв общества, каждому социальному статусу должен соответствовать определённый уровень потребления.

В данном случае важна статистика в соответствии с которой, 80% общества будут потреблять то, что им навязано.

Таким образом, всё общество оказалось «в долгах как в шелках», а зарплаты что бедных, что среднего класса хватает примерно на месяц-два потребления, соответствующего статусу.

Если человек смог заработать денег на приемлемый уровень жизни и высвободить время, то в соответствии с представлениями рабовладельцев, всё свободное время он должен затрачивать на собственную деградацию.

Реальность такова, что все потребности человека можно разделить на два класса:

– демографически обусловленные потребности, без удовлетворения которых невозможна комфортная жизнь и воспитание подрастающих поколений: вода, еда, одежда, жильё, транспорт, связь, образование;

Следует отметить, что при бездумной гонке потребления, некоторые безвредные сами по себе продукты и услуги, также могут представлять угрозу здоровью.

Чтобы подавить творческий потенциал людей, занять их время и разорвать связь с происходящим в реальной жизни , используя для этого заработанные ими же средства, в культуре поддерживаются традиции потребления различных ядов - алкоголя, табака и других интоксикантов, а с недавнего времени применены технологии виртуальной реальности. Компьютерные игры, некоторые виды музыки, фильмов, телепередач и литературных произведений позволяют «убить свободное время», забив голову бесполезной, а часто и вредной информацией. Сегодня это воплощено в различных достаточно компактных гаджетах,легко носимых с собой, подобно сигаретам или бутылке пива ­– что позволяет постоянно держать индивида под их воздействием. При этом у рабовладельцев появляется возможность сгружать нужную им информацию непосредственно в бессознательные уровни психики людей, и постепенно человек может утратить способность отличать свои собственные мысли от мыслей, навязанных ему извне. Лишившись творчества, он начинает терять смысл и счастье в жизни, начинает убегать от реальности и искать способы как «убить» свободное время. В то время как людям, свободным от ранее упоминавшихся зависимостей, зачастую не хватает времени на развитие и воспитание детей.

IV. Пункт четвёртый. Вовремя избавляться от негодных и неугодных элементов общества

По отношению к тем людям, которые смогли выйти из-под всех выше перечисленных воздействий, применяется физическая ликвидация. Например, неконтролируемые или уже не нужные лидеры и политики, неприемлемые писатели и поэты, неугодные общественные деятели и учёные уничтожаются с помощью широкого спектра мероприятий – от неприкрытого террора и заказных убийств, до традиционных в культуре дуэлей и поединков.

С другой стороны, потенциал всего общества периодически гасится в военных конфликтах , в которых гибнут его лучшие представители . При этом можно выделить конфликты двух видов:

– конфликты внутри концепции управления, когда между центрами управления нет разногласий по поводу замысла жизнеустройства;

– конфликты между концепциями управления, когда у каждого центра управления есть своё видение будущего, и он не согласен принять чужой замысел жизнеустройства.

Разницу между ними лучше продемонстрировать наглядными историческими примерами. Так, многие войны Европы называют «междоусобицами». В реальности, это был просто убой неугодных : отбирались наиболее сильные, то есть являющиеся носителями лучшей генетики, их тренировали, а потом вели в бой. Маневренные бои считались признаком трусости и слабости, а потому предпочитали рубиться «лоб в лоб» . Таким образом, утилизировался потенциал общества , так как в тылу невредимыми оставались не всегда лучшие представители рода человеческого: как по духовным, так и по физическим характеристикам. В итоге – потенциал народа «сбрит» и в исторический момент, когда открыта возможность реализовать иную концепцию жизнеустройства, просто нет тех, кто на это способен . Соответственно, процесс скрытого рабовладения в обществе продолжает течь в том же русле.

Другое дело, когда война идёт между концепциями управления – она идёт «не на жизнь, а на смерть», потому что ставится цель уничтожения носителей иной концепции жизнеустройства . Европейские генералы были очень удивлены и недовольны манёвренными боями Суворова, но Суворов не мог вести себя иначе – Концепция не та. То же самое касается и Великой Отечественной войны.

Подведём итог ранее сказанному

Осознание выше описанного алгоритма обеспечения полной занятости человека в системе скрытого рабовладения, позволяет выйти из-под его воздействия и сейчас для этого есть объективные предпосылки, а именно:

действие Закона Времени, когда невозможна монополия на знания и всё тайное становится явным, в том числе и цели глобальных управленцев, вследствие чего

организаторы глобализации на основе библейского проекта порабощения человечества, потеряли управление над многими процессами в обществе,

в котором появилась альтернативно-объемлющая концепция управления.

При этом мы не призываем к праздному безделью, которое также ведёт к деградации. Но утверждаем, что производство и распределение продукции в обществе должно быть ориентировано на удовлетворение демографически обусловленных потребностей большинства людей, а не своекорыстных желаний узких кланов «элиты».

На наш век выпала уникальная возможность осознать происходящее в жизни Земной цивилизации и заняться освоением потенциала её развития. Человечество может отказаться от психологии выживания и выбрать путь осуществления целей, поставленных нам Свыше. Если же люди проигнорируют эту возможность, то потенциал человечества в очередной раз может быть утилизирован либо в результате биосферной катастрофы, либо в глобальном военном конфликте, почву для которого заправилы библейского Запада усердно подготавливают.

От переосмысления каждым человеком целей своей жизни и выстраивания их по приоритетности зависит как сложится его жизнь и по какому пути пойдёт всё человечество в целом:

Либо по пути выживания в борьбе с биосферой Земли;

Либо по пути обеспечения демографически обусловленных потребностей каждого человека, с последующим освоением потенциала развития для достижения целей, ради которых человечество существует на планете Земля.

Человек бежит по жизни, не жалея ног.
Дом - работа, дом - работа, отбывая срок.
Выходные - передышка, отпуск, как привал.
Старость, пенсия, одышка, ты сюда бежал?

Может выбрал изначально ты не тот маршрут?
В семь утра подъём, начальник, все ли так живут?
Кто-то видит солнце, звёзды, почему не ты?
Руководство, производство - не до красоты.

Некогда вздохнуть свободно, каждый день борьба
За краюху пенсионных. Говоришь: "Судьба".
Может быть, если покорно принимать её.
Душу пичкая снотворным, падать в забытьё.

В мыльной пене сериалов радугу искать,
Верить - в старости начало и спокойно ждать.
Ждать, когда окрепнут ножки у твоих детей.
По протоптанной дорожке им бежать теперь.

Ты для этого родился? И за этим жил?
Счастья ждал, мечтал, учился, верил и любил?
Если нет, тогда пожалуй, свой замедли бег.
И начни свой путь с начала - новый человек.

Оксана Белкина, пос. Разумное Белгородской обл.

Копия чужих материалов

Как уже говорилось, в значении слова в разных языках часто выделяются разные признаки одного и того же явления или понятия, что неизбежно создает трудности при переводе. Например: Entre chien et loup, сумерки.

Данное явление действительности ассоциируется во французском языке с чем-то неопределенным, равно как невозможно представить животное, среднее между собакой и волком, тогда как в русском языке в основу значения слова положен процесс смеркания - темнеет, смеркается.

Данный языковой факт наблюдается не только в словах с прозрачной смысловой структурой. Этимологически его можно проследить в очень многих словах. Признак, положенный в основу значения слова, не должен доминировать в сознании переводчика. Оторвавшись от него, он должен найти соответственное русское слово. Бывают случаи, когда благодаря выделенному признаку слово приобретает более широкий семантический объем и не покрывается соответствующим словом другого языка.

Различия в смысловой структуре слова

Различия в смысловой структуре слова являются одной из основных причин, вызывающих лексические трансформации. Эти различия связаны с характерными особенностями отдельных слов или групп слов. Естественно, что данный раздел охватывает целый ряд явлений. По существу, даже идентичные по значению слова разных языков не являются абсолютно равнозначными, никогда полностью не совпадают. Чаще всего совпадает первый лексико-семантический вариант таких слов, их основное значение, а далее идут различные лексико-семантические варианты, ибо развитие значений этих слов шло разными путями. Это обусловливается различным функционированием слова в языке, различием в употреблении, различной сочетаемостью, но даже основное значение французского слова может быть шире соответственного русского слова. Это явление находит свое отражение в словарях. Например, французскому слову «sombre» соответствуют по два русских слова: 1. темный, 2. угрюмый, унылый; 3. мрачный, пасмурный. Поэтому переводчику приходится делать выбор. При анализе семантической структуры прилагательного «juste» сразу бросается в глаза то, что оно является многозначным словом и может определять очень широкий круг предметов и понятий: человека, явление, абстрактное понятие, предмет. Каждая сфера его употребления соответствует отдельному значению. Но каждому значению, в свою очередь, соответствует по два или более русских слова. Французско-русский словарь иногда дает их просто через запятые. Это говорит о том, что каждый лексико-семантический вариант не покрывается одним русским словом, так как в нем присутствуют две или более семы, которые требуют передачи двумя или более русскими словами.

Так, первое значение «juste» - справедливый; 2.правый, праведный, законный; 3. правильный, верный, точный; 4. истинный, настоящий; 5. тесный, узкий; 6. недостаточный, слишком маленький. Почти во всех случаях слову «juste» соответствуют в русском языке разные слова, в зависимости от того существительного, которое оно определяет. Но это также говорит об очень широком семантическом объеме каждого лексико-семантического варианта слова.

С теми же трудностями мы встречаемся при переводе с русского на французский. Так, русское слово «хрупкий» имеет несколько вариантов перевода на французский язык: frele, fragile, precaire. Для выбора правильного варианта требуется уточняющее слово.

Пути развития переносного значения идентичных слов тоже сильно расходятся. Например, французское слово putain и русское слово путана совпадают по своему основному значению - оба слова обозначают девушку «лёгкого поведения». Одинаков не только объем значения, но одинаковы и оценочные ассоциации. Однако развитие переносного значения шло разными путями и приобрело разные эмоциональные коннотации в обоих языках. В русском языке - снисходительные и даже положительные; во французском - явно отрицательные, трансформировавшееся в дальнейшем в междометие жаргонной лексики.