Лагеря смерти в ссср. В ссср концлагеря после завершения гражданской войны не практиковались. Охраняемый лагерь заключения для женщин

Образ дома в романе «Белая гвардия» является центральным. Он объединяет героев произведения, оберегает их от опасности. Переломные события в стране вселяют тревогу и страх в души людей. И только домашний уют и тепло могут создать иллюзию покоя и безопасности.

1918 год

Велик год тысяча девятьсот восемнадцатый. Но он также и страшен. Киев с одной стороны заняли немецкие войска, с другой - армия гетмана. А слухи о прибытии Петлюры вселяют все большее беспокойство в горожан, и без того напуганных. На улице снуют приезжие и всякие сомнительные личности. Тревога витает даже в воздухе. Такой Булгаков изобразил обстановку в Киеве в последний год войны. А образ дома в романе «Белая гвардия» он использовал для того, чтобы герои его смогли спрятаться, хотя бы на время, от надвигающейся опасности. Характеры главных героев раскрываются именно в стенах квартиры Турбиных. Все, что за пределами ее - словно другой мир, страшный, дикий и непонятный.

Задушевные беседы

Тема дома в романе «Белая гвардия» играет важную роль. В квартире Турбиных уютно и тепло. Но здесь также герои романа спорят, ведут политические дискуссии. Алексей Турбин - самый старший из жильцов этой квартиры - ругает украинского гетмана, самый безобидный проступок которого заключается в том, что он принудил русское население говорить на «гнусном языке». Далее он извергает ругательства в адрес представителей гетманского войска. Однако нецензурность его слов не умаляет правды, которая таится в них.

Мышлаевский, Степанов и Шервинский, младший брат Николка - все взволнованно обсуждают происходящее в городе. А также здесь присутствует Елена - сестра Алексея и Николки.

Но образ дома в романе «Белая гвардия» - это не воплощение семейного очага и не прибежище для инакомыслящих личностей. Это символ того, что осталось еще светлое и настоящее в полуразрушенной стране. Политический перелом всегда порождает беспорядки и разбой. А люди, в мирное время, казалось бы, довольно порядочные и честные, в сложных ситуациях показывают свое истинное лицо. Турбины и их друзья - немногие из тех, которых перемены в стране не сделали хуже.

Предательство Тальберга

В начале романа дом покидает муж Елены. Он убегает в неизвестность «крысьей пробежкой». Слушая уверения мужа в скором возвращении с армией Деникина, Елена, «постаревшая и подурневшая», понимает, что он уже не вернется. Так и произошло. У Тальберга были связи, он ими воспользовался и смог бежать. И уже в конце произведения Елена узнает о его предстоящей женитьбе.

Образ дома в романе «Белая гвардия» - это своего рода крепость. Но для трусливых и эгоистичных людей она - как тонущий корабль для крыс. Тальберг бежит, и остаются лишь те, кто может другу другу доверять. Те, кто не способен на предательство.

Автобиографичное произведение

На основе собственного жизненного опыта создал этот роман Булгаков. «Белая гвардия» - это произведение, в котором герои высказывают мысли самого автора. Книга не является общенациональной, поскольку посвящена лишь определенному социальному слою, близкому писателю.

Герои Булгакова не раз в самые тяжкие минуты обращаются к Богу. В семье царит полная гармония и взаимопонимание. Именно таким себе представлял идеальный дом Булгаков. Но, возможно, тема дома в романе «Белая гвардия» навеяна юношескими воспоминаниями автора.

Всеобщая ненависть

В 1918 году в городах преобладала озлобленность. Она имела внушительный масштаб, так как порождена была многовековой ненавистью крестьян по отношению к дворянам и офицерам. И к этому также стоит добавить злость местного населения по отношению к оккупантам и петлюровцам, появления которых ждут с ужасом. Все это автор изобразил на примере киевских событий. И только родительский дом в романе «Белая гвардия» является светлым, добрым образом, внушающим надежду. И здесь укрыться от внешних жизненных бурь могут не только Алексей, Елена и Николка.

Дом Турбиных в романе «Белая гвардия» становится пристанищем и для людей, близких по духу их обитателям. Елене и ее братьям родными стали Мышлаевский, Карась и Шервинский. Они знают обо всем, что происходит в этой семье - обо всех горестях и упованиях. И им здесь всегда рады.

Завет матери

Турбина-старшая, которая умерла незадолго до событий, описываемых в произведении, завещала своим детям жить дружно. Елена, Алексей и Николка сдерживают обещание, и только это их спасает. Не дает погибнуть им любовь, понимание и поддержка - составляющие истинного Дома. И даже тогда, когда Алексей находится при смерти, и врачи называют его «безнадежным», Елена продолжает верить и находит поддержку в молитвах. И, на удивление докторам, Алексей выздоравливает.

Большое внимание автор уделил элементам интерьера в доме Турбиных. Благодаря мелким деталям создается яркий контраст между этой квартирой и той, которая находится этажом ниже. В доме Лисовича обстановка холодная и неуютная. А после ограбления Василиса отправляется к Турбиным за душевной поддержкой. Даже этот на первый взгляд неприятный персонаж чувствует в доме Елены и Алексея себя в безопасности.

Мир, находящийся за пределами этого дома, погряз в неразберихе. Но здесь все так же поют песни, искренне улыбаются друг другу и смело смотрят опасности в глаза. Эта атмосфера привлекает и другого персонажа - Лариосика. Родственник Тальберга почти сразу здесь стал своим, что не удалось мужу Елены. Все дело в том, что прибывший гость из Житомира обладает такими качествами, как доброта, порядочность и искренность. А они являются обязательными для длительного пребывания в доме, образ которого изобразил столь живо и красочно Булгаков.

«Белая гвардия» - роман, который был издан более 90 лет назад. Когда по этому произведению в одном из московских театров была поставлена пьеса, зрители, чьи судьбы были так похожи на жизнь героев, плакали, падали в обморок. Это произведение стало чрезвычайно близким для тех, кто пережил события 1917-1918 гг. Но роман и позже не потерял актуальности. А некоторые фрагменты в нем необыкновенным образом напоминают и настоящее время. И это лишний раз подтверждает, что настоящее литературное произведение всегда, в любые времена актуально.

Вадим Матвеев

«Белая гвардия» Булгаков. Эссе.

Роман Булгакова наполнен историческими событиями от начала и до конца. 1918 год. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев.

Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается абсолютно разные люди, убежавшие от большевиков, и вносит в него хаос. И в этом городе разворачивается драма. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса.

Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая многими нитями связана с монархической Россией. Семья Турбиных - это семья военных, где старший брат Алексей - полковник, младший Николай - юнкер, сестра Елена - замужем за полковником Тальбергом. Турбины - люди чести. Они презирают ложь, корысть. Для них верно, что «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Так говорил шестнадцатилетний юнкер Николай Турбин. А людям с такими убеждениями сложней всего было вступать во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, с кем идти, кого и что защищать. Турбины и часть интеллигенции принимают на себя самые жестокие удары революции, именно им «придется мучиться и умирать».

Большое внимание в романе уделено этической составляющей всех поступков. Почему Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос о чести и долге связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет «штабной сволочью». Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности удалились из города, в числе которых был и Тальберг. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, ҹеловек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ниҹего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал уҹастие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе ҹасто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на ҹто казалось ему проҹным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вҹера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах.

Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удаҹей и славой потерял самое ценное в жизни друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сбереҹь жизненные ценности, а главное ҹесть, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова « Белая гвардия » - книга пути и выбора, книга прозрения. И весь роман это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом.

Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противореҹия движут сюжетом « Белой гвардии » . Исторические события это фон, на котором раскрываются ҹеловеҹеские судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в наҹале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья, за монархию. Все новое, ҹто входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политиҹески неразвитый, он хотел только одного покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата.

Грозная стихия революции не щадит ни убежденного большевистского вождя, ни сомневающегося интеллигента. Она несет кровь, горе и смерть. Насилие порождает еще большее насилие и ожесточение людей.

Стоит сказать, что Булгаков рассматривал происходящие события с общечеловеческой точки зрения, хотя его герои вовсе не чуждаются политики. Здесь и защитники монархии, участники белого движения, и петлюровцы, и анархисты, и коммунисты. Но, несмотря на то, какие они идеи исповедуют, кто захватил в городе власть, по-прежнему льется кровь, гибнут люди, обесценивается человеческая жизнь. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции.

Таким образом, можно смело очертить политические позиции героев романа. Политическая целесообразность поступков объясняется, прежде всего, их этическими идеалами. Турбины любят свой дом, монархию и царскую Россию. Они не могут представить, как жить без этого. Это мотивирует их на поступки, которые могут хоть как-то повлиять на политическую ситуацию. Жизнь в череде постоянных политических переворотов заставляют семью и их друзей иначе смотреть на свои внутренние морально-этические ценности.

Показательный момент возникает, когда Алексей и Николка турбины спорят с Еленой о «долге». «Я должен» - постоянно звучит из уст мужчин. Но что должен? Кому должен? Это уже мало кто понимает. Елена пытается переубедить их, что в такие времена никто ничего не обязан. Разве что, самому себе. Именно долг самому себе движет «белой гвардией» в эти времена.

В «Белой гвардии» описаны основные социокультурные особенности эпохи. Яркой линией прослеживаются темы романтизации белого движения, всеобщей злости и ненависти, мучающего состояния неопределенности и вопроса о неизвестном будущем. На политический процесс начинают влиять массы, которые ведет за собой идеология или популярная идея. Кто-то искреннее верит в светлое будущее, и решительно действует ради родной страны, кто-то успевает найти в этом хаосе свою личную выгоду. Политических акторов настолько много, что власть становится как игрушка, в которую хочет поиграть каждый. Здесь и немцы, и Петлюра, и белые, и красные. Каждый готов на самые ужасные меры, чтобы захватить или удержать власть. Вопросы морали в такой ситуации уходят на второй план. Но всё же семья Турбиных пытается сохранить свои духовные ценности, не понимаю при этом как стоит жить правильно. Ведь нормы морали меняются каждый день. Каждый день кто-то навязывает свои ценности, которые чужды другим. Навязывает насильственным путем. Именно в эпохи национальных потрясений встает самый главный и самый болезненный вопрос для обычного человека – предпочесть личное-нравственное или уступить общественному политическому?!

PAGE \* MERGEFORMAT 1

(364 слова) Предательство Родины не числится среди семи смертных грехов, описанных Данте Алигьери в «Божественной комедии», однако для большинства людей оно является непростительным преступлением. Любовь к отечеству – нечто возвышенное, чистое, и предать это светлое чувство для многих неприемлемо как в реальной жизни, так и в литературе, в которой есть немало героев, поплатившихся за свои поступки.

Таким примером, несомненно, является Андрий из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Он – смелый казак, который между тем чувствует себя чужим в Запорожской Сечи. Когда прекрасная полячка обратилась к нему за помощью, влюбленный юноша без раздумий перешел на сторону врага. Любовь к панночке победила все остальные его чувства, и он становится предателем: сражается против бывших товарищей, отца и брата, забывает о матери и долге перед Отчизной. Андрий поплатился за измену жизнью – Тарас сам убивает его. Сцена их встречи выглядит как казнь: молодой человек вмиг теряет весь свой боевой пыл, покорно повинуется отцу и не пытается спастись. Искупила ли смерть его измену? Ответ однозначный: нет. Герой умер бесславно, «как подлая собака», как о нем говорит Тарас, в отличие от отца и брата, и неизвестно даже, похоронили ли его поляки, вспоминает ли о нем панночка.

Другим примером человека, предавшегося свою Родину, может служить Сергей Тальберг, один из героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». В произведении описываются тяжелые для России времена – Гражданская война. Сергей успешно подстраивался под каждую новую власть, но в какой-то момент прогадал – те, про кого он писал нелестные замечания в газете, скоро захватят город. Герой решает обезопасить себя и бежать из страны, при этом он оставляет свою жену Елену. Если Андрий предал Родину ради любви, то Сергей предает ее исключительно из-за своего эгоизма. Интересно, что Булгаков четко выражает свое негативное отношение к поступку Тальберга: он сравнивает его с крысой. Впоследствии читатель узнает, что изменник собирается жениться на другой девушке и уехать в Париж. Такое предательство ничто не сможет искупить – герой так и останется приспособленцем, неспособным побороть свой эгоизм.

В непростые времена, когда решается судьба народов, каждый волен делать свой выбор самостоятельно: стать героем или предателем? Тогда и проявляется истинная сущность человека, его настоящий характер. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое Отечество…» — считал Ф. М. Достоевский. Но, к сожалению, далеко не все с ним согласны.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!