Главком ввс россии о развитии военной авиации. Главный маршал авиации кутахов п.с. – самый результативный главком ввс

16 августа 2014 года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося Главкома Советских ВВС, дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова (1914-1984). При нём советские...

16 августа 2014 года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося Главкома Советских ВВС, дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова (1914-1984). При нём советские ВВС достигли наибольшей мощи в истории, они были способны в значительной (если не сказать в исключающей) степени противостоять средствам поражения потенциального противника и нанести сокрушительный удар по любым целям.

Значимость любого военачальника определяется как чисто военными успехами, достигнутыми под его руководством, так и степенью готовности войск, достигнутой при его самом непосредственном участии. Получив первую геройскую Золотую Звезду №1026, он стал в число известнейших асов Великой Отечественной войны. Но свой главный потенциал Павел Степанович сумел реализовать в 70-е годы XX века, когда благодаря его неустанным заботам, объективно сформированной, постоянно действующей системе контроля были созданы могучие советские ВВС – сильнейшие ВВС в мире. Сильнейшими они были не только в количественном, но и в качественном отношении – самолётов подобных Су-27, МиГ-31, Ту-160 не имела ни одна страна в мире.

Полковник Кутахов

Сын бедных крестьян, потерявший отца в раннем детстве, сумевший первый раз в жизни досыта наесться только став курсантом лётной школы, он в совершенстве осваивает современные истребители, участвует в советско-финской и Великой Отечественной войнах, становится командиром звена, эскадрильи, полка. В 1943 году он был назван в числе лучших лётчиков Карельского фронта, 1 мая ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Тогда же, в 1943 году он сбил Ме-109 Генриха Эрлера – одного из результативнейших «экспертов» Германии, кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями.

Даже не всем любителям авиации известно, что П.С. Кутахов был первым среди советских лётчиков, кто поднял в воздух знаменитую американскую «Аэрокобру» (14 апреля 1942 года) и одержал на ней первую победу (15 мая 1942 года).

Войну гвардии подполковник П.С. Кутахов окончил известным асом, одержавшим 14 личных и 24 групповые победы, командиром 20-го гвардейского истребительного авиационного полка.



В годы войны

Вот как отзывается о своём однополчанине Иван Дмитриевич Гайдаенко, впоследствии генерал-полковник авиации, Заслуженный военный лётчик СССР, начальник ГК НИИ ВВС: «Он как летчик был отличный, но характер у него был жесткий. Помню, прислали 837-й полк на «Харрикейнах». Они сели в Мурмашах, а мы были в Шонгуе. Кутахов считался опытным, даже в полку все лётчики звали его «отец», хотя некоторых он был младше по возрасту. Командующий приказал ему вылететь туда и рассказать летному составу о театре военных действий. Прилетел Кутахов, собрали летчиков. Объявляют: «Командир эскадрильи Кутахов расскажет, какие тут идут бои, что представляет из себя противник». Некоторые зашикали: «Подумаешь, что, мы сами не знаем?» Кутахов возмутился: «Ах, так?! Да пошли вы…» Поворачивается, за шлемофон, и улетает обратно. Через два дня от полка ничего не осталось: расколошматили в пух и прах…

Да, Кутахов - он мог и послать, и даже в морду дать, если что. Но за дело он болел всей душой, боец он был настоящий, себя не жалел, умел руководить полком. Это умеют немногие.

У нас с ним были хорошие отношения – сошлись на том, что почти не употребляли спиртного и не курили, но нельзя сказать, что он мне давал какие-то поблажки…».

Неизменно высоко оценивало Кутахова и командование.

«Тов. Кутахов высоко грамотный в тактическом отношении лётчик-командир. Своевременно разгадывает замыслы воздушного противника и умело противопоставляет ему свой маневр, в результате которого наносит поражение противнику и всегда выходит победителем. Тов. Кутахов дисциплинированный командир. Требователен к себе и к подчинённым. В результате прекрасной боевой выучки и отличного лётного мастерства тов. Кутахов принадлежит к числу передовых советских асов», — даёт ему оценку в боевой характеристике от 1943 года командир 19–го гвардейского ИАП гвардии подполковник А.Е. Новожилов.

«…Его полк сплочён в единую дружную семью и всегда готов выполнять боевые задания. Лично командир полка пользуется всеобщим уважением и авторитетом. Им лично за период пребывания в полку переучено и введено в стой на самолёте «Аэрокобра» 9 лётчиков.

За умелое руководство полком, личную боевую работу в разгроме немецких захватчиков представляю тов. Кутахова к правительственной награде – к ордену Александра Невского.

Командир 1-й гвардейской смешанной авиационной Свирской дивизии гвардии полковник Пушкарёв».

Главный маршал авиации

В 1949 году П.С. Кутахов оканчивает Липецкие офицерские лётно-тактические курсы и продолжает службу, неустанно осваивая всё новые и новые типы теперь уже реактивных истребителей: Як-17, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б. Его лётные книжки включают собрание восторженных оценок его лётного труда самых именитых лётчиков: Тимофея Хрюкина и Пётра Покрышева, Арсения Ворожейкина и Фёдора Шинкаренко, Александра Силантьева и Ивана Лавейкина, Алексея Пахомова и Георгия Берегового, Прокопия Акуленко и Аркадия Ковачевича…

Общий налёт Заслуженного военного лётчика СССР генерал-лейтенанта авиации П.С. Кутахова составил 2 300 часов.

С конца 1950 года он командует истребительной авиационной дивизией, затем корпусом, а окончив Академию Генерального штаба назначается заместителем командующего, а затем и командующим воздушной армией. В июле 1967 года он был назначен первым заместителем Главкома ВВС Вершинина, а в марте 1969-го сам был назначен на должность Главкома. В 1972 году ему было присвоено высшее воинское звание в ВВС – Главный маршал авиации.



Покрышкин и Кутахов, 1964 г.

Он всегда был готов на равных заинтересованно обсуждать проблемы авиации и с начинающим курсантом лётного училища, и в споре с первыми лицами государства – всесильными министрами и Генеральными секретарями.

Бондарев Виктор Николаевич – командир 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени штурмового авиационного полка имени Ф.Э.Дзержинского 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, полковник. Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое ныне Петропавловского района Воронежской области. Русский. В 1977 году окончил среднюю школу. С 1977 года – в Военно-воздушных силах СССР. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П.Чкалова, в 1992 году – командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина, а в 2004 году – Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. После окончания училища служил лётчиком-инструктором и командиром звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище лётчиков. Затем служил старшим штурманом и командиром эскадрильи в учебном центре подготовки лётного состава. В 1980-х годах в составе ограниченного контингента советских войск принимал участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан. Затем был командиром авиационной эскадрильи, заместителем командира, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года командиром 899-го гвардейского штурмового авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированного на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области. Участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе в ходе первой и второй чеченских войн. В первой чеченской войне совершил свыше 100 боевых вылетов. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев у села Шатой огнём с земли был сбит самолёт одного из лётчиков полка. Тогда В.Н.Бондарев подавил зенитные средства боевиков и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика. В период второй чеченской войны совершил свыше 300 боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований. Указом Президента Российской Федерации № 709дсп от 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, полковнику Бондареву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». С 2000 года – заместитель командира, а с 2004 года – командир 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО (город Воронеж). С мая 2006 года – заместитель командующего, а с июня 2008 года – командующий 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск). С 17 июля 2009 года по 15 июля 2011 года – заместитель главнокомандующего, с 15 июля 2011 года по 6 мая 2012 года – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего, а с 6 мая 2012 года по 1 августа 2015 года – главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ. С 1 августа 2015 года – главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ. 9 мая 2015 года в Москве во время авиационной части военного парада в ознаменование 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне пилотировал самолёт Ту-160. Живёт в Москве. Воинские звания: генерал-майор (2005), генерал-лейтенант (9.08.2012), генерал-полковник (11.08.2014). Награждён советским орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, российским орденом Мужества (4.01.1995), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (6.01.1995). Заслуженный военный лётчик РФ, лётчик-снайпер. Освоил самолёты Л-29, МиГ-21 и Су-25. Имеет общий налёт более 3000 часов. Был допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях.

Сегодня генерал Виктор Бондарев является главнокомандующим воздушно-космических сил России. Трудно переоценить заслуги этого человека, неоднократно рисковавшего своей жизнью ради защиты родины. О его подвигах свидетельствуют многие награды и медали, полученные из рук самого президента. И все же, что нам известно о жизни Виктора Бондарева? Как он стал военным? В каких боях участвовал авиатор? И кем он является сегодня?

Виктор Бондарев: ранние годы и образование

Родился Виктор 7 декабря 1959 года. Произошло это в небольшом поселке Новобогородицком, что в Петропавловском районе, Воронежской области. С юных лет он мечтал покорить небо и не видел себя никем иным, кроме как летчиком.

Именно поэтому Виктор Бондарев сразу после выпуска из школы отправился в высшее военное Борисоглебское авиационное училище летчиков. В 1981 году успешно завершил учебу, после чего пошел служить в высшее Барнаульское авиационное училище. Здесь он проработал летчиком-инструктором вплоть до 1989 года.

В 1989 году он начал посещать курсы в Военно-воздушной академии им. Гагарина. Благодаря этой подготовке в 1992 году Виктор Бондарев становится командиром эскадрильи, а также старшим штурманом по совместительству в Борисоглебском летном учебном центре. В период с 2002 по 2004 год великий летчик находился на обучении в академии при Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ.

Военная карьера

В период с 1996 года по 2000 год Виктор Бондарев командовал 889-м гвардейским штурмовым авиационным полком в 105-й авиационной смешанной дивизии 16-й армии ПВО и ВВС. На тот момент их часть находилась под Бутурлиновкой, что в Воронежской области. В 2000 году его повышают до заместителя командира, а в 2004-м он становится командиром в этой же авиационной дивизии.


В 2006 году Виктор Бондарев становится заместителем командующего в 14-й армии ВВС и ПВО, что в Новосибирске. А уже через два года его назначают на пост командующего этим формированием. В 2009 году Бондарев становится заместителем Главнокомандующего ВВС Российской Федерации. В июне 2011-го его ждет продвижение по службе и должность начальника Главного штаба и 1-го заместителя Главнокомандующего ВВС. 6 мая 2012 года Виктор Бондарев становится Главнокомандующим ВВС Российской Федерации.

Участие в военных операциях

В прошлом Бондарев являлся участником боевых действий на Северном Кавказе. Если рассматривать Первую чеченскую войну, то за ее период авиатор совершил порядка 100 боевых вылетов. А вот во время Второй это число увеличилось более чем в три раза.

В частности, в декабре 1994 года у села Шатой дудаевцы сбили русский самолет. Под градом пуль пилот все же смог катапультироваться, но оказался заточен в кольцо противником. Узнав об этом, Виктор Бондарев решился на героический поступок: он самостоятельно вывел из строя зенитные установки дудаевцев и прикрывал позицию своего бойца до того момента, пока за ним не прибыл спасательный вертолет. За проявленный героизм и мужество президент России наградил Виктора Бондарева званием Героя Российской Федерации.

Великий авиатор сегодня

Несмотря на свой возраст, Бондарев по-прежнему умело пилотирует самолеты. В частности, именно он управлял машиной ТУ-160 на военном параде в честь 9 Мая в 2015 году.

И вот уже в августе 2015 года генерал-полковник Виктор Бондарев был назначен главнокомандующим ВКС России. Со слов великого авиатора, эта должность стала одной из самых великих из его жизненных побед. А в марте 2016 года президент РФ Владимир Путин сделал Бондареву еще один невероятный подарок. Глава государства передал великому авиатору Боевое знамя его войск, которое символизирует глубокое доверие и почтение страны к заслугам Виктора Бондарева.

{{direct}}

Н а следующий день, 8 июня 1941 года, волна арестов захлестнула высший эшелон военного руководства. Арестовали Я. В. Смушкевича, 1902 года рождения, члена ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенанта авиации, в 1939–1940 годах – главкома Военно-воздушных сил Красной армии, затем – генерал-инспектора ВВС РККА, помощника начальника Генштаба по ВВС. Выдающийся летчик-истребитель и командир, он воевал в небе Испании и Халхин-Гола, за исключительное мужество и мастерство был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (в СССР до начала Великой Отечественной войны это звание дважды получили только пять человек).

9 июня 1941 года арестован А. Д. Локтионов, 1893 года рождения, штабс-капитан старой русской армии, член ВКП(б) с 1921 года, генерал-полковник. В 1937–1940 годах он – главком ВВС РККА, заместитель наркома обороны СССР, член ЦК ВКП(б), член Главного Военного Совета. Последняя должность перед арестом – командующий Прибалтийским особым военным округом (до февраля 1941 года, затем – «в распоряжении НКО»). Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

17 июня 1941 года арестован К. М. Гусев, 1906 года рождения, член ВКП(б) с 1930 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Белорусского ОВО, затем – ВВС Дальневосточного фронта.

19 июня 1941 года арестован П. А. Алексеев, 1888 года рождения, член ВКП(б) с 1920 года, генерал-лейтенант авиации, начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем – помощник начальника ВВС Приволжского ВО.

Разгром ни при чем

На рассвете 22 июня 1941 года начались известные события, но они ни в коей мере не остановили и даже не притормозили раскрученный маховик репрессий.

“ Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение ”

Через несколько дней после начала войны (точная дата все еще неизвестна) был арестован Герой Советского Союза, заместитель наркома обороны по боевой подготовке войск (до этого – начальник Генерального штаба Красной армии) генерал армии К. А. Мерецков. Вечером 21 июня решением Политбюро он был назначен представителем верховного командования на Северном фронте и утром 22 июня выехал в Ленинград. 23 июня Мерецков был включен в перечень «постоянных советников Ставки Верховного командования» наряду с такими доверенными людьми Сталина, как Молотов, Берия, Шапошников, Жданов, Маленков, Мехлис. В тот же день, 23 июня 1941 года, Мерецков был внезапно вызван в Москву и арестован (по одной из версий – прямо в приемной Сталина).

История с внезапным арестом и еще более загадочным освобождением (в начале сентября 1941 года) Мерецкова является одним из наиболее «темных пятен» в летописи войны. На сегодня известно ровно два документа, непосредственно относящихся к «делу» Мерецкова. Оба эти документа были опубликованы в газете «Труд» (№ 230 от 14 декабря 2001 года).

Первым «документом» приходится считать сообщение руководства Центрального архива ФСБ о том, что следственное дело К. А. Мерецкова уничтожено. Именно так – не утеряно, не засекречено, а уничтожено. Почему? Для материалов об аресте начальника Генштаба и заместителя наркома обороны не нашлось места в шкафу? Вторым документом является письмо, с которым 28 августа 1941 года сам Мерецков обратился к Сталину. Письмо это, которое по здравой логике должно было быть уничтожено вместе с якобы уничтоженным «делом», чудесным образом не уничтожилось... Арест Мерецкова по времени совпал с волной арестов руководства советских ВВС, но это совпадение может быть и вполне случайным. В своей книге «25 июня» я высказал и попытался (в рамках имеющейся, крайне скудной источниковой базы) обосновать гипотезу, в соответствии с которой Мерецков пал жертвой интриг (возможно, операции германских спецслужб), результатом которых стал массированный налет советской авиации на Финляндию (25 июня 1941 года) и последующее развязывание 2-й советско-финской войны.

24 июня 1941 года арестован П. В. Рычагов, 1911 года рождения, генерал-лейтенант авиации. Летчиком-истребителем Рычагов стал в 20 лет. В октябре 1936 года в составе первой группы советских летчиков прибыл в Испанию, до февраля 1937 года эскадрилья бипланов И-15, которой командовал Рычагов, сбила (точнее говоря – заявила сбитыми) 40 самолетов авиации фашистов. 31 декабря 1936 года отважному летчику и талантливому командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Из Испании Рычагов попадает в Китай, где уже в должности командира всей советской авиагруппы воюет против японских захватчиков. 8 марта 1938 года награжден орденом Красного Знамени, а в апреле назначен командующим авиацией Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. За успешное руководство действиями ВВС в боях у озера Хасан в 1938 году награжден вторым орденом Красного Знамени. В том же году Рычагов принят в партию решением ЦК ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. Во время финской войны командует ВВС 9-й армии – четвертая война и третий орден Красного Знамени. С июня 1940-го – заместитель, а с августа 1940 года – главком ВВС РККА.

26 июня 1941 года арестован А. П. Ионов, 1894 года рождения, член ВКП(б) с 1938 года, генерал-майор авиации, командующий ВВС Северо-Западного фронта (Прибалтийский ОВО).

Фото: ИТАР-ТАСС

27 июня 1941 года арестован П. С. Володин, 1900 года рождения, генерал-майор авиации. Первый раз Володина (на тот момент – начальника штаба ВВС 1-й Краснознаменной армии) арестовали в 1938 году, затем в рамках «бериевской оттепели» выпустили на волю в 1939-м. С 11 апреля 1941 года и по день ареста – начальник штаба ВВС РККА.

В тот же день, 27 июня 1941 года, был арестован И. И. Проскуров, 1907 года рождения, член ВКП(б) с 1927 года, генерал-лейтенант авиации. Послужной список генерала Проскурова был необычен даже по меркам того невероятного времени. В 1931 году с последнего курса Харьковского института электрификации Проскуров призван в РККА, где окончил летную школу и стал командиром экипажа тяжелого бомбардировщика. Затем Проскуров служит летчиком-инструктором элитной Военно-воздушной академии им. Жуковского, командиром бомбардировочной эскадрильи. В числе первых Проскуров прибыл в Испанию, где за штурвалом СБ воюет с франкистами. В 1937 году ему присвоено звание Героя Советского Союза. После Испании – командующий авиационной армией особого назначения Дальневосточного фронта. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. 14 апреля 1939 года военный летчик и авиационный командир становится начальником Разведывательного управления и – по занимаемой должности – заместителем наркома обороны. 27 июля 1941 года (ровно за 11 месяцев до ареста) Проскуров снова возвращается в авиацию, командует ВВС Дальневосточного фронта, а позднее назначается помощником главкома ВВС по авиации дальнего действия.

В тот же день, 27 июня 1941 года, арестован Е. С. Птухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-Западного фронта (Киевского ОВО). Военную авиашколу он окончил в 1929 году, летчик-истребитель, командир истребительной авиабригады. В Испании – советник республиканских ВВС, после возвращения в Советский Союз в 1938 году назначается командующим ВВС Ленинградского ВО. Во время финской войны – командующий ВВС основного, Северо-Западного фронта. Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В январе 1941 года Птухин назначен начальником Главного управления ПВО РККА, а затем – командующим ВВС Киевского особого военного округа.

28 июня 1941 года арестован Ф. К. Арженухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1922 года, генерал-лейтенант авиации. В 1927 году окончил Борисоглебскую школу военных летчиков, в 1931-м – Курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии. Командир авиаэскадрильи, старший инспектор по летной службе инспекции ВВС, начальник штаба 4-го бомбардировочного авиакорпуса. Помощник военного атташе в Испании, в 1938–1940 годах – начальник штаба ВВС РККА, затем – начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

8 июля 1941 года арестован А. И. Таюрский, 1900 года рождения, член ВКП(б) с 1926 года, генерал-майор авиации. Заместитель командующего ВВС Западного фронта (Западного ОВО), после гибели командующего ВВС фронта вступил в исполнение его обязанностей.

12 июля 1941 года арестован Н. А. Ласкин, 1894 года рождения, беспартийный, генерал-майор авиации, начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.

На первый (и поспешный) взгляд аресты, произведенные после 22 июня, могли быть связаны с расследованием причин и поиском виновных в разгроме советской авиации, однако в упомянутой выше «обвинительной справке» Берии от 29 января 1942 года события войны даже не упомянуты! Командиры ВВС западных округов (Ионов, Птухин, Таюрский, Ласкин) – в точности, как и авиационные генералы, арестованные до 22 июня, – «уличаются показаниями» расстрелянных в 1937–1938 годах Белова, Урицкого, Бергольца, Уборевича. Им вменяются в вину «участие в правотроцкистском заговоре» и даже «шпионаж» в пользу почти уже несуществующей Франции. Завербовались они в шпионы кто в 1938-м, а кто (Птухин) так и в 1935 году…

Предрешенные судьбы

К слову сказать, судьба командующего ВВС Киевского особого военного округа Птухина была, видимо, решена еще ДО немецкого вторжения. Маршал авиации А. А. Новиков (в ту пору – командующий ВВС Ленинградского военного округа) пишет в своих мемуарах:

«…20 июня меня неожиданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и тотчас позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г. Киев. Естественно, я сразу подумал о генерале Е. С. Птухине и осведомился, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и после недолгой паузы ответил, что вопрос о Птухине еще не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку...»

Очень много неясного и в обстоятельствах гибели командующего ВВС Западного фронта генерал-майора И. И. Копца. По общепринятой версии Копец застрелился в своем служебном кабинете вечером 22 июня 1941 года. Имеющиеся и изученные мной документы штаба ВВС Западного фронта молчаливо свидетельствуют о том, что командующий ВВС фронта действительно сменился: утром 22 июня документы подписывает Копец, а в ночь с 22 на 23 июня – уже другие, быстро сменяющие друг друга лица. Однако никакого документа о том, что новый командующий вступил в исполнение обязанностей, нет, равно как нет и малейших упоминаний о том, куда же делся прежний. Все это очень странно: по известным уставным нормам даже уход командира в очередной отпуск и назначение временно исполняющего обязанности оформляется письменным приказом.

В традиционную версию (самоубийство, вызванное психологическим срывом от разгрома авиации фронта) не вписывается самое в таком вопросе главное – свойства личности погибшего. Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и ордена Красного Знамени, участник двух войн (испанской и финской) 34-летний генерал Иван Копец не был «бывшим летчиком-истребителем». До последнего дня он оставался летающим летчиком. Маршал Скрипко в своих мемуарах с некоторым даже неодобрением отмечает, что командующий авиацией округа большую часть времени проводил на аэродромах, на которые он не приезжал на ЗИСе, а прилетал на истребителе И-16. Да и звание Героя Советского Союза командир эскадрильи И. И. Копец получил не в подарок «к юбилею», а за личное мужество, проявленное в небе Мадрида.

Для человека с такой биографией и таким характером гораздо естественнее было бы свести счеты с жизнью – если бы такое намерение на самом деле возникло – в воздухе, в кабине боевого самолета, прихватив с собой нескольких врагов. Самолет-истребитель в личном распоряжении командующего ВВС был. Немецких самолетов в небе над Белоруссией было предостаточно, они сами прилетали к Минску. Все становится на свои места, если предположить, что во второй половине дня 22 июня 1941 года за командующим авиации фронта приехали. Приехали люди с «горячими сердцами», «друзья народа». Вот в таком случае единственным способом уклониться от «следствия» и неправого суда оставалась одна только пуля в висок.

Не вписывается в версию о самоубийстве генерала Копца и один эпизод, описанный в дневнике П. К. Пономаренко (первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, в первые дни войны – член Военного совета Западного фронта). В этом документе (опубликован под редакцией известного российского историка В. Невежина в минском журнале «Неман» №№ 7, 8 за 2008 год) имеется такая запись: в середине дня 23 (двадцать третьего!) июня в телефонном разговоре с Пономаренко Сталин говорит ему: «Да, чуть не забыл. Смушкевич показал, что Копец являлся немецким шпионом. Командующим авиацией назначен его заместитель. Присмотритесь к его качествам. Расскажите об этом Павлову…»

Если это правда и днем 23 июня ни командующий фронтом Павлов, ни член Военного совета ЗФ Пономаренко еще ничего не знали про «самоубийство» командующего ВВС фронта, якобы произошедшее днем ранее, то скорее всего никакого самоубийства и не было. Был арест и/или убийство при задержании. Разумеется, окончательные выводы делать еще рано, историкам остается надеяться на то, что для документов «дела» генерала И. Копца место в архивных хранилищах НКВД-КГБ-ФСБ нашлось…

Кроме двух помилованных…

Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение. Были арестованы:

  • заместитель наркома обороны, бывший начальник Генштаба РККА (Мерецков);
  • нарком вооружений (Ванников);
  • нарком боеприпасов (Сергеев);
  • трое бывших командующих ВВС Красной армии (Локтионов, Смушкевич, Рычагов);
  • начальник Главного управления ПВО СССР (Штерн);
  • помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров);
  • начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин и Юсупов);
  • командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев);
  • заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО (Левин);
  • командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов);
  • командующий ВВС Западного фронта (Таюрский);
  • командующий ВВС и начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта (Птухин и Ласкин);
  • командующий ВВС Московского ВО (Пумпур);
  • помощник командующего ВВС Орловского ВО (Шахт);
  • помощник командующего ВВС Приволжского ВО (Алексеев);
  • начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин);
  • начальник НИИ ВВС (Филин);
  • начальник НИП авиационных вооружений (Шевченко).

Список, разумеется, далеко не полный. Он даже не включает в себя всех тех, кто был поименно назван выше. А ведь были еще десятки других командиров, инженеров, управленцев, которые были арестованы и убиты в рамках «дела авиаторов». А одновременно с ним раскручивалось грандиозное дело об «антисоветском заговоре» в Главном артиллерийском управлении РККА (были арестованы и расстреляны заместитель начальника управления генерал-майор Г. К. Савченко и его заместители, многие конструкторы артиллерийских систем).

Никто не знает почему, но Сталин помиловал двух обреченных: Ванникова и Мерецкова. 20 июля прямо из тюремной камеры на рабочее место вернули Ванникова. Председатель ГКО Сталин самолично написал бумагу такого содержания:

«ГКО удостоверяет, что товарищ Ванников Борис Львович был временно подвергнут аресту органами НКВД, как это выяснено теперь, по недоразумению, что т. Ванников считается в настоящее время полностью реабилитированным. Т. Ванников Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР назначен заместителем наркома вооружения и по распоряжению ГКО должен немедленно приступить к работе в качестве заместителя наркома вооружения».

Чуть позже Ванникова назначили наркомом боеприпасов СССР. Он служил Хозяину верой и правдой, и когда наступило время создать для товарища Сталина «боеприпас» небывалой разрушительной силы – атомную, а затем и водородную бомбу, то поручили это дело именно Ванникову, ранее арестованному органами НКВД, «как это выяснено теперь, по недоразумению». Ванников с заданием справился, довел дело до испытания «боеприпаса» мощностью в 50 мегатонн и стал трижды Героем Соцтруда.

Мерецкова освободили в начале сентября 1941 года и прямо из тюремной камеры в том же звании генерала армии и снова в должности представителя Ставки отправили на Карельский фронт. Больших (да и малых) успехов этот фронт под командованием бывшего заместителя наркома не достиг. Возможно, потому, что здоровье и силы Мерецкова были безвозвратно подорваны. По распространенной исторической легенде, заботливый Сталин даже разрешал изувеченному пытками генералу докладывать сидя. Хрущев в своих мемуарах пишет: «Когда я видел Мерецкова в последний раз, это был уже не Мерецков, а его тень. Раньше он был молодой генерал, физически крепкий, сильный человек, а теперь он еле ходил…»

Всех остальных, кто не был замучен во время «следствия» и дожил до приговора, расстреляли. 28 октября после эвакуации центрального аппарата НКВД из Москвы в Куйбышев на окраине «запасной столицы» расстреляли Локтионова, Штерна, Арженухина, Рычагова, Смушкевича, Проскурова, Савченко, Володина. Судьба самой большой группы арестованных была решена 29 января 1942 года, Сталин лично начертал на докладной записке наркома НКВД Берии: «Расстрелять всех поименованных в списке». 13 февраля 1942 года Особое совещание НКВД СССР оформило волю «вождя» постановлением о смертном приговоре. Молодых, тридцати- и сорокалетних генералов, записавшихся в партию большевиков-ленинцев в возрасте 18–20 лет, расстреляли 23 февраля 1942 года. В День Красной армии.

***

С той поры прошло много-много лет. В Куйбышеве на месте расстрельного участка НКВД появился парк. Детский парк имени Гагарина. В начале «перестройки» на месте будущего памятника героям-мученикам поставили памятный камень. Пригласили родственников, произносили речи. Теперь на этом месте стоит скромный, почти незаметный из-за деревьев монумент. Правда, трава там родится хорошая, высокая и красивая. С полевыми цветами.


[Эксклюзив для данного сайта]
Как-то совсем незаметно в 2014 году прошла знаменательная дата – 100-летие со дня рождения дважды Героя Советского Союза Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова, самого результативного Главкома ВВС Советского Союза и России... Да, безусловно, он приимел характерные недостатки (был обидчив, скор на расправу по служебной линии, любил лесть). Однако следует указать, что столько, сколько сделал этот военачальник в Военно-Воздушных Силах, не сделал до него и после практически никто! Именно при нём, ВВС стали получать современные военные ЛА третьего поколения, не уступающие зарубежным аналогам в противостоящих нам странах! Именно при нём во всех точках соприкосновения с агрессивным западом и его военными структурами, на всех аэродромах наши истребители были укрыты от 1го натовского удара построенными капонирами! И всё это моментально сорвало планы англосаксов по одержанию победы и расчленению нашей Родины... Именно при П.С. Кутахове лётчики начали готовиться к полётам со всей ответственностью и ВВС почти перестало терять лётный состав в катастрофах из-за плохой подготовки к полётам!.. Конечно, это всё осознаётся с прожитыми годами... Простите нас, неразумных, уважаемый Павел Степанович...
Огромнейшее вам спасибо за всё, что вы сделали для нашей военной авиации, Вооружённых Сил, и нашего Советского Союза!
В этом эссе собраны автобиография, рассказы и авиабайки о прославленном военачальнике...


Кутахов Павел Степанович
– командир авиаэскадрильи 19-го гв. иап 258-й иад, 7-й ВА, Карельский фронт, командир 20 гв. иап, гвардии майор. Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны (с 1969 г.), Главный маршал авиации (1972).
Родился 16.08.1914 г. (03.08 ст. ст.) в с. Малокирсановка ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области. Русский. В 1930 г. окончил 7 классов школы. С 1930 г. жил в городе Таганрог Ростовской области. В 1933 г. окончил школу ФЗУ трамвайщиков. Работал слесарем на авиационном заводе в Таганроге. В 1935 г. окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.
В армии с августа 1935 г. В 1938 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в ЛенВО).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. в должности командира звена 7-го иап; совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. В одном из воздушных боёв был сбит, спасся на парашюте.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-мае 1944 гг. – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 145-го (с апреля 1942 г. – 19-го гвардейского) истребительного авиационного полка, в мае 1944-январе 1945 гг. – командир 20-го гв. иап. К февралю 1943 г. совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 24 самолёта противника.


За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.05.1943 г. гвардии майору Кутахову Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1026).
Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэроркобра», в 79 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 28 самолётов противника.


После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Заполярье). В 1949 г. окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал дивизией (в Группе советских войск в Германии), корпусом (в Прибалтийском военном округе). В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1957-1959 гг. – заместитель командующего по боевой подготовке, в 1959-1961 гг. – 1-й заместитель командующего 30-й ВА (ПрибалтВО). В 1961-1967 гг. командовал 48-й ВА (ОдВО). В 1967-1969 гг. – 1-й заместитель Главкома ВВС. С марта 1969 гг. – Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны.
За время его руководства Военно-Воздушные Силы страны достигли наивысшего развития и подъёма. По настоянию П.С. Кутахова были вновь (после хрущёвского сокращения) сформированы и вооружены современной техникой сотни авиационных полков. Главком, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.
За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой ВВС и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.08.1984 г. награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» (№123/II). Однако получить столь высокую награду не успел, т.к. находился в госпитале, где и скончался...
Жил в Москве. Умер 03.12.1984 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Заслуженный военный лётчик СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1983). Награждён 4 орденами Ленина (01.05.1943, 15.08.1974, 21.02.1978, 15.08.1984), орденом Октябрьской Революции (04.05.1972), 5 орденами Боевого Красного Знамени (01.05.1942, 13.07.1942, 22.02.1955, 30.12.1956, 22.02.1968), орденами Кутузова 1-й степени (04.11.1981), Александра Невского (05.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1943), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950, 29.04.1954), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (17.02.1976), медалями, орденом Британской империи 4-го класса (1944) и другими иностранными наградами. Член Центрального Комитета КПСС с 1971 г. Депутат Верховного Совета СССР с 1970 г.

<<>< ><>< ><>>


- Даже и не знаю, что сказать...
- Ничего и не надо!..

Из худ. сериала «Тест на беременность»


Это изложение рассказа одного из самых уважаемых военнослужащих-харьковчан, легендарного старшины теоретических курсов Харьковского ВВАУЛ ст. прапорщика Муллера Владимира Арсеньевича.


Как-то позвонили на курс из штаба. Сказали, что прибывший накануне в училище Главнокомандующий ВВС Герой Советского Союза Главный маршал авиации П.С. Кутахов по некоторым данным хочет посмотреть, как курсанты первого курса в казарме устроены. И очень может быть зайдёт!
Старшина Муллер сразу задачу дежурному и дневальным поставил в наведении лоска (коечки подравняли, табуреточки, порядок в Ленкомнате чтобы был). А сам вышел на улицу начальство высматривать. Да только Кутахов со свитой своей появился не со стороны штаба, а из УЛО. Пришлось подниматься в казарму замыкающим.
Заходит Главком в коридорчик дневального. Тот гаркнул «Курс, смирно!», приложил руку к головному убору, глазами ест начальство и лыбится стервец.
Кутахов стоит, хмурится, смотрит на дневального! И все вокруг стоят, хмурятся на дневального.
А этот несмышлёныш ещё больше заулыбался!
Тут Главный маршал подобрел, видать, себя вспомнил в эти годы, и тоже широко улыбнулся...
И все вокруг сразу же заулыбались!
П.С. Кутахов пошёл в казарму, поощрительно похлопав дневального по пряжке ремня.
И каждый из всей группы, проходя, похлопал курсанта по пряжке.
Когда все прошли, старшина идёт последним, похлопал по курсантской пряжке...
Муллер видит: болтается ремень! Пришлось показать дневальному кулак, то есть, жестом дать понять: что за вид? я-те дам! подтяни ремешок!
Главнокомандующий открывает первую же дверь. А это Ленкомната оказалась. А там... Дневальный свободной смены, выполняя указания старшины по наведению порядка, рад стараться – веником машет, не смочил его водой! Пылюку поднял! Облако пыли даже на маршальский погон в открывшуюся дверь пахнуло!
Кутахов хмыкнул носом:
- М-да... Пыльновато! - говорит вполголоса.
И пошёл дальше в казарму.
А Командующий 17 Воздушной Армией дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Скоморохов Н.М. с блокнотом и ручкой все замечания Главнокомандующего следом записывал. Да не расслышал, что сказал Павел Степанович. Он и вопрошает негромко у окружения:
- Что? Что Главком сказал?
Все как-то растерялись. А сзади всех наш старшина, спасая положение, выдал фразу:
- Главнокомандующий сказал: «Бедновато!»
...На следующий день в курсантскую казарму новую мебель завезли...
(Из рассказа автора «Старшина»)

<<>< ><>< ><>>


Старшее поколение авиаторов прекрасно знает генерала Масалитина, который возглавлял впоследствии Службу безопасности полётов ВВС. Это ещё один человек-легенда Харьковского ВВАУЛ. Пётр Николаевич прошёл путь от курсанта (выпускник Чугуевского лётного 1951 года) до Командующего ряда ВА, заместителя Командующего ВВС Ставки Главного командования Западного направления... В настоящий момент проживает в Харькове. Генералу 84 года, но он по-прежнему напорист и энергичен. По его просьбе помогал ему в работе над эссе-воспоминаниями. Мы с ним и сейчас периодически встречаемся...


1й рассказ генерал-лейтенанта авиации Масалитина П.Н.


В марте 1969 года в полк прибыл 1й заместитель Главкома ВВС боевой истребитель-ас Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Маршал авиации Павел Степанович Кутахов. Сопровождали его Командующий 1ОДВА генерал-полковник Кирсанов П.С. и группа опытных генералов-лётчиков Управления Боевой подготовки ВВС. Уже тогда по ВВС шли разговоры об уходе Главного маршала К.А. Вершинина с поста Главкома ВВС и что Главкомом будет или Кутахов, или Пстыго И.И. Это было первое знакомство Павла Степановича с Дальним Востоком.
И вот П.С. Кутахов в нашем полку. К штабу полка подъехал на «Чайке», выделенной штабом 5 ОА (г. Уссурийск). К тому времени мой стаж в должности командира полка был три года, служба на Дальнем Востоке – 15 лет. Но до сего случая с таким высоким начальством мне общаться не приходилось.
Штаб полка находился в добротном 2х-этажном кирпичном здании, в котором размещалось управление полка и лётные эскадрильи. Здесь была оборудована хорошая учебная база для лётного состава. Над входом на высоте второго этажа красовались четыре правительственных награды: два ордена Боевого Красного Знамени, орден Александра Невского и орден Кутузова III степени. И надпись:
«ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЁННЫЙ ОРДЕНОВ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И КУТУЗОВА III СТЕПЕНИ ОРШАНСКИЙ ПОЛК ИСТРЕБИТЕЛЕЙ-БОМБАРДИРОВЩИКОВ»
Психология военнослужащего Дальнего Востока (моего ранга) сильно отличается от психологии начальства из столицы. Порядок в полку был отменный, лётный план выполнялся. Состояние полка я знал досконально по всем направлениям. Все самолёты были в повышенной боевой готовности, лётчики подготовлены к боевым действия, так как это было время в период событий на острове Доманском. Однако проверяющие указали в качестве недостатка, что чехлы на некоторых самолётах не выдержали креплений и при ветре 15-17 м/с их трепало. Далее проверяющие направились в ТЭЧ полка (любимый конёк Павла Степановича). Сверхсрочник при виде такого высокого начальства растерялся и в своём докладе повысил Кутахова в звании, назвав его Маршалом Советского Союза. Павел Степанович расплылся в улыбке и проверка ТЭЧ полка прошла без особых замечаний.
При работе в штабе, в комнате планирования Маршал авиации напоминает недостатки, которые являются общими для всех ВВС страны, но не присущи нашему полку, идут сравнения. Я не могу их принять! Маршал наступает, а я, командир, активно обороняюсь... По всем позициям отчитался. «Поединок» продолжился в кабинете командира полка, где Павел Степанович говорит:
- На меня, маршала, ещё никто не наступал! А ты здесь нашёлся... знающий!..
Тут же собирает свои бумаги, поворачивается и стремительно выходит из кабинета. Я – за ним! Свита маршальская – на определённом удалении. И так перемещаемся до самой «Чайки», стоявшей в ожидании замглавкома перед штабом. П.С. Кутахов садится в машину и тут же хлопнул за собой тяжёлой дверцей. Я, провожая начальство, вытянулся, прикладываю руку к козырьку. Но открывается массивная дверь авто и я успеваю произнести:
- Товарищ маршал! Все ваши замечания будут устранены!
И тут случилось неожиданное! 1й заместитель главкома ВВС... выходит из «Чайки», обнимает меня, похлопывает по плечам и говорит:
- Я так и знал! Прилечу летом – проверю!
Подходит группа сопровождающих. П.С. Кутахов обращается к ним:
- Кирсанов! Что я тебе говорил! Масалитин всё сделает! Он у тебя молодец!
И уехал уже в хорошем расположении духа.
Однако своего обещания быть с новой проверкой летом, не забыл. Летом прибыл и проверил боеготовность полка по полной форме. С удовлетворением отметил, что действительно все недостатки были устранены! Более того, П.С. Кутахов представил наш полк для участия в учениях, проводимых Министром обороны СССР. И, уже будучи Главкомом ВВС, Маршал авиации Кутахов поднял в воздух только 2й комплект самолётов (40 МиГ-17), стоявший в боевом резерве. Задачу мы выполнили и эту. Более того, в кратчайшие сроки вся группа взлетела с аэродрома, который позволял выполнять взлёт восьмёрки самолётов одновременно с двух ВПП (бетонной и грунтовой). Полёт выполнялся в боевых порядках эскадрилий (по 20 самолётов в каждой) на предельную дальность с выполнением боевого применения на полигоне и посадки на аэродром Возжаевка.
(Эссе генерал-лейтенанта авиации Масалитина «В небесах мы летали одних...» http://v3let.ru/historia/251-masalitin.html Пусть администрация меня простит за эти ссылки! Но уж больно рассказ прославленного авиатора интересен...)

<<>< ><>< ><>>

2й рассказ генерала Масалитина П.Н.


<Пётр Николаевич – командир 149 авиадивизии истребителей-бомбардировщиков, генерал-майор...> Май 1975 года. Учение с большим размахом проводит Главком ВВС Герой Советского Союза Главный Маршал авиации П.С. Кутахов. Начинает учения 16ВА (ГДР), продолжает 4ВА, завершает ВВС Белорусского ВО. В 16ВА во время бомбометания из-за ошибки лётчика от взрыва собственных боеприпасов погибает экипаж.
МО СССР Маршал Советского Союза Гречко А.А. Главкому ВВС Главному маршалу авиации Кутахову П.С. доверял. Поэтому учения продолжались на полигоне «Южный» (25 км западнее аэродрома Кшива), который позволял проводить масштабные учения.
Эти учения проводили: Командующий 4ВА генерал-лейтенант Виктор Степанович Голиченко, летавший на истребителях МиГ-21 и МиГ-23, его заместитель по Боевой подготовке генерал-майор Володя Климов, который летал на МиГ-21, мой однокашник по Спецшколе ВВС, Чугуевскому училищу и службе на Дальнем Востоке. С последним мы в одно время были командирами полков и в один год назначены командирами дивизий на Западном направлении.
В эти годы наш Главнокомандующий ВВС Кутахов П.С. выдвинул, а затем начал активно проводить в жизнь и обучать этому части и соединения, идею массированных авиационных ударов в ограниченное время. Так и было спланировано то самое учение, в котором участвовали истребительная, истребительно-бомбардировочная, бомбардировочная и даже Дальняя стратегическая авиация.
Полки, участвовавшие в этих учениях, базировались на аэродромах Восточной Германии, Чехословакии, Польши, а с территории Советского Союза действовала Дальняя авиация (самолёты Ту-16).
На учениях я отвечал за отработку взаимодействия ведущих групп участвующих Воздушных Армий при работе на полигоне. (Высота, время подхода и ухода, маневр, состав групп и пр.) Поэтому отработка лётчиками методом «пеший по-лётному» на аэродроме Кшива проходила под моим непосредственным руководством. И тут во время этой отработки прибывает Главный Маршал авиации П.С. Кутахов. Посмотрел на нашу тренировку, понаблюдал за моими вводными и говорит:
- Голиченко, в 16 Воздушной армии на полигоне руководил подполковник. Давайте здесь назначим непосредственно руководить на огневом полигоне генерала Масалитина!
- Есть, товарищ Главком! - последовал ответ нашего командующего.
И я стал руководителем полётов на нашем полигоне при проведении этих важных учений.
И начались учения. КДП полигона располагался на 25-метровой вышке. Со своего рабочего места я мог зрительно наблюдать за подходящими экипажами, их работой и, в случае надобности, своими волевыми командами оказать помощь группам, а главное – не допустить опасных сближений самолётов и подразделений, принадлежавших различным частям и соединениям.
Напряжённость внимания большая! Помощник РП полигона – командир дивизии из Центральной группы войск.
Работа идёт нормально по времени и месту. Пока на боевой курс не выходит пара МиГ-23 от полка, базирующегося на аэродроме Колабжет (на севере ПНР, побережье Балтийского моря). При пуске НР С-24 помпаж двигателя со стороны определяется хорошо. И лётчик доложил об остановке двигателя.
- 610й, немедленно катапультируйтесь!.. - скомандовал я. - Катапультируйтесь, 610й!
Пуск ракет ведомого мы не наблюдали, так как его цель не позволяла иметь сомкнутый боевой порядок.
Запрашиваю ведомого:
- Видите раскрытие парашюта ведущего?
Ответа не последовало. Ведомый, как оказалось, после остановки двигателя у него тоже катапультировался, ничего не доложив в эфир.
По нашей команде прибыл вертолёт ПСС, отыскал катапультировавшиеся экипажи, поднял их на борт и доставил на КП полигона.
Потом разобрались: причина помпажа двигателя с последующей его остановкой – ошибка лётчиков, которая заключалась в пуске ракет С-24 на оборотах 90% (а следовало РУД перед пуском убирать на малый газ).
Наши части по учениям отработали на 90%, оставалась дальняя авиация, которая уже была в воздухе.
П.С. Кутахов приказал: всех вернуть и работу закончить, лётчики живы, поэтому никаких официальных расследований этих аварий не проводить.
Вообще, неуправляемая ракета С-24 принесла для ВВС много лётных происшествий, а ответственность ложилась на лётный состав и командиров полков. (Забегая вперёд, добавим, что затем всё же она была промышленностью доработана и начала поступать в войска под наименованием С-24м. Доработана была также автоматика двигателей.)
В конце мая этого же года Министр обороны СССР проводил полугодовое подведение итогов, где Командующий 4ВА в своём выступлении раскритиковал технические данные неуправляемой ракеты С-24.
Реакция Министра обороны:
- Павел Степанович! А что это у вас за такая ракета, негодная для боя? И что там у вас на полигоне произошло? Катапультировались два лётчика? Разобрались почему?
Пришлось Главкому ВВС отдавать распоряжение на расследование произошедших на полигоне аварий.
Сперва хотели всё свалить на промышленность. Но в инструкции по боевому применению ракет С-24 авиапромышленность указала, что за 5 секунд до пуска лётчик должен убрать обороты двигателя на малый газ, а после пуска ракеты выводить обороты двигателя на требуемый для полёта режим лишь через 5 секунд. Плёнки САРПП подтвердили ошибку экипажей по работе с двигателем: перед пуском обороты на малый газ лётчики не убрали. Отсюда и помпажи, и последующие катапультирования. Пилотировали те самолёты – начальник штаба аэ и замполит аэ. Да и тренировок в пусках этих ракет в частях истребительной авиации не было, так как НУРС С-24 в основном состояла на вооружении в истребительно-бомбардировочной авиации.
Но начальник службы безопасности полётов ВВС в это время был мой заклятый «друг» генерал-майор Новиков В.И., который и организовал мне от П.С. Кутахова неполное служебное соответствие «за плохую подготовку подчинённых частей к учению». А у лётчиков, из-за неграмотных действий которых и произошли эти две аварии, были, конечно, и начальники, отвечавшие за их техническую, воздушную, огневую и тактическую подготовку к полёту – командир эскадрильи, командир полка, командир дивизии… А наказан в приказе Главкома ВВС был только я!..
С этим взысканием 9 декабря 1975 года я прибыл для дальнейшего продолжения службы в г. Ригу на должность 1го заместителя Командующего 15ВА, вместо снятого генерал-майора Гвоздикова Б.И. (Его отстранили от должности за неудовлетворительное руководство экипажами по пресечению угона эсминца Балтийского флота замполитом корабля капитаном 3го ранга Саблиным В.М., который арестовав командира корабля, пытался провести БПК «Сторожевой» в Ленинград с тем, чтобы по громкоговорителям обратиться к жителям города с критикой политики Брежнева Л.И. В общем, хотел замполит Саблин из своего эсминца новый крейсер «Аврора» организовать.)
А 14 марта 1979 года я был назначен Командующим ВВС округа – заместителем Командующего войсками Прибалтийского ВО по авиации. Командующим 15ВА до меня был Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Сергей Васильевич Голубев, который назначался Заместителем Главкома ВВС по Боевой подготовке.
(Эссе генерал-лейтенанта авиации Масалитина «В небесах мы летали одних...». 3й рассказ о встрече генерала Масалитина с П.С. Кутаховым можете отыскать сами... В этом эссе множество уникальных фото с Гречко, Устиновым, Епишевым, Кутаховым...)

<<>< ><>< ><>>


Рассказ инспектора-лётчика 33 адиб подполковника Юрия Валентиновича Васильева, записанный мной на Дальнем Востоке в 1989 г.

Летал много. И видел много. Насмотрелся я этой нашей авиакухни! Гнили целый короб!
Вот, к примеру, Главком ВВС в ту пору был Павел Степанович Кутахов. Ничтоже сумняшеся докладывает он Министру Обороны:
- Такой-то полк полностью переучился на МиГ-27!
А тот сибирский полк только-только приступил к переучиванию! Едва машины получили!
Маршал Советского Союза Андрей Андреевич Гречко:
- Переучились? Хорошо! Посылаю инспекторов Министерства! Надо их проверить! В прошлом году они ведь «неуд» получили!
Паша Кутахов в трансе! Если обман вскроется – даже по тем временам несдобровать! Что делать? И придумал!
Нашему полку выделяют Ил-18е, сажают туда нас, уже переучившихся, всех – от командира полка и до крайнего солдата – и прямиком в эту самую Сибирь! В тот самый полк, который в прошлом году в двоечниках числился, а уже в этом «быстренько переучился» на новую матчасть! Следом сам Кутахов П.С. прилетает. Построил полк и говорит нам:
- Запомните номер этого полка, этой дивизии! Вы все здесь давно служите! Настолько давно, что уже и не помните, с какого года! (Это я утрированно говорю!) И вы только что переучились на ваши МиГ-27! Если кто Министру проговорится – лётчиков поснимаю с лётной работы к чёртовой матери, а техники и остальные – тут и сгниют!
Подходит к лётчикам:
- Сколько налетал в этом году?
А был месяц май.
- Тридцать часов, товарищ Главком!
- Мало! - морщится Паша Кутахов. - Добавить из моего налёта!
К другому пилоту:
- Сколько парой налетал в этом году?
- Двадцать часов, товарищ Главком!
- Мало! Добавить мои!
Подходит к нам с Гречкиным:
- Сколько парой летаете?
- Пять лет, товарищ Главком!
Он (с возмущением):
- Я говорил, чтобы вы врали, но не настолько же! Да не мне, а Министру!
- Товарищ Главнокомандующий! - вступает в разговор полкач. - Это у нас единственная пара, которая в течение пяти летает вместе!
- Молодцы!
Долго ли, коротко ли, но тут прилетает А.А. Гречко. И тоже к лётчикам с вопросами:
- Сколько налетали в этом году?
- 60 часов, товарищ Министр!
Маршал поворачивается назад. Паша Кутахов рядом, глазами ест:
- Пал Степанович! Ну, куда ты гонишь такой налёт?!! Май месяц! Выработаешь ресурс, где я тебе столько двигателей возьму?! Надо урезать!
- Урежем, товарищ Министр!
А тут и дети, женщины с цветами! Всё для встречи любимого Министра Обороны! Это Паша от блондинок и детишек с цветами растекается от умиления. А Гречко останавливает:
- Товарищи женщины! Что вы здесь, на аэродроме делаете? У вас дети дома есть? Вот идите и занимайтесь ими!
А Паша Кутахов, тот напротив: не будет организована его встреча с цветами, не будет у трапа его самолёта блондинок и детишек, полк больше «тройки» не получит, будь он даже трижды отличником! А то и «двояк» влепит! А портреты свои по кабинетам любил!..
В общем, отлетали мы тогда за весь тот полк! Министр нас поблагодарил, Главком доволен. И все начали разлетаться. Ил-18й подгоняют и автобусы, автобусы, автобусы... Молодые девушки, лейтенанты, капитаны. Улетел. Следующий Ил-18й. Опять молодые офицеры и девушки.
- Кто такие?
- Штаб Гречко!
Так и не понятно: то ли это штаб Гречко, то ли притон его?.. Один или два майора в летах. Остальные – вся молодёжь!..
А нас бросили! Сюда везли с шиком, а оттуда... Как хотите, так и добирайтесь в ЛенВО! Уже не нужны! Ни продуктов, ни денег на дорогу, ни проездных документов – ничего!..

<<>< ><>< ><>>


А этот рассказ автор записал со слов бывш. командира 812 уап (аэр. Купянск, где летали курсанты 4го курса, выпускники ХВВАУЛ ) полковника Бобейко Льва Васильевича.


Как-то прилетел с проверкой к нам Главнокомандующий ВВС Главный маршал авиации Кутахов П.С. Мы уже были в курсе – встречать надо было как положено: у трапа женщины и детишки с цветами.
Но что-то пошло не так. И всё Главкому не по нутру. Заглянул в любимое место проверки ТЭЧ полка – куча замечаний! По гарнизону – ещё куча. А в учебной базе вообще полный устроил нам разгром.
«Ну, сам себе думаю, приготовься сдавать должность!»
Пошли из УЛО на выход. Проходим мимо коморки наших доморощенных художников. И дверь туда приоткрыта. И никого нет...
- А здесь у вас что? - строго вопрошает Главком.
И дверь ту распахивает. А там, на табуретах, стоит недорисованная картина: молодой Герой Советского Союза командир истребительного полка майор Кутахов запечатлён на фоне фронтового истребителя, не помню, какого. Из журнала рисовали, но к приезду высокого начальства картину дорисовать не успели.
Увидал Павел Степанович эту незаконченную картину и зашёл.
- Стул... - коротко приказал.
И пошли выкрики сопровождающих:
- Стул!
- Стул!
- Стул – Главкому!
Из ближайшего класса приносят быстренько стул. Кутахов садится, начинает эту картину рассматривать.
Наступает ожидающая тишина...
Главный маршал авиации смотрит на картину.
Все сопровождающие в ожидании...
И я стою тут же...
Время идёт...
Он смотрит...
Все вокруг молчат...
Долго смотрел... По моим часам 20 минут...
(Вы представляете ЭТУ ситуацию? Ведь это не минута, не пять – 20!)
Потом Павел Степанович поднимается... Подходит ко мне и говорит:
- Ну что, командир полка! Всё у тебя хорошо!
И пошёл к выходу! Сел в автомобиль, сопровождающие его – в автобус. И на аэродром. В самолёт, и улетели они...
Вот такая у меня была встреча с П.С. Кутаховым вышла…

<<>< ><>< ><>>

От автора

Да, Пал Степаныч портреты свои любил! Чего, между прочим, нельзя было сказать о Главкоме ВМФ Горшкове. В начале 1980х, я несколько дней мотался по Балтике на кораблях и ракетных катерах – был представителем от авиации на морских учениях Балтфлота. Наш полк тогда подыгрывал одной из сторон. Так вот, со мной там носились как «со списанной торбой», на меня, лётчика, смотрели как на ангела, умеющего летать. Ну, так же, как мы с уважением смотрим на морских офицеров, кои оказываются в нашем кругу – воспитанность, кругозор им изначально прививается в военно-морских училищах.
Почему я, предваряя очередной рассказ о П.С. Кутахове, об этом пишу? Сейчас поймёте. Дело в том, что вечером после морских баталий все мои пожелания выполнялись неукоснительно. Я это приметил и нескромно сие использовал: когда появится ещё возможность всё рассмотреть и везде побывать. Хотите на подводную лодку? Пожалуйста! Договорились и командир подлодки со своим старпомом меня ждут уже у трапа. И после экскурсии организовывается нескромный ужин. Что? Побывать на крейсере «Хасан»? Да ради бога! Тут же прибывает к причалу катер и меня под локотки (чтобы не свалился в воду при переходе по шаткому настилу) сажают на командирское место в катер. И вот я уже поднимаюсь по трапу на крейсер, являющийся учебным для курсантов, но имеющий мощное ракетное, торпедное, глубинно-бомбовое и пушечное вооружение. Вахтенный офицер со всем внутренним нарядом меня приветствуют на входе. Ну, разве только гимн не играют! А навстречу идут командир крейсера со своими замами... Прияяяяятно! Отступаясь, скажу, что был поражён и просторным учебным аудиториям, и санчасти (как минибольница), и широченным лестницам (да у нас в домах лестничные клетки в два раза уже, чем на «Хасане»!)...
Так вот, я нигде не увидел портрета Адмирала Флота Советского Союза Горшкова С.Г. А наш Пал Степанович свои портреты любил! Об этом припоминают все, служившие в годы его командования авиацией.
Для разнообразия можно посмотреть рассказ подполковника Пилипчука А.А. «ДЖОКОНДА» http://www.v3let.ru/tvorchestvo/4-20...499-biloe.html

<<>< ><>< ><>>


Расскажу ещё одну историю, так сказать, «в масть», которую слышал ещё курсантом на аэродроме Канатово. Мы, тогда курсанты 4го курса одной эскадрильей были посажены на ту точку, чтобы осваивать полёты на МиГ-21. День мы летаем, день хозяева. А на том аэродроме базировался лидерный истребительный полк, любимец Кутахова. И он частенько там бывал. Ну и баловал их своей помощью. Например, увидев в УЛО нашего училища электрифицированную карту района, прикажет погрузить её в свой самолёт и отдаст канатовцам. Новый штаб и КДП на аэродроме? Пожалуйста! Новые самолёты (тогда только-только принятые на вооружения МиГ-21бис)? Запросто! Средства связи? Новая громкая связь с концентратором перед РП? Да без проблем! Вы же у меня в любимцах ходите!
Ну и вот. Нам курсантам и рассказали лётчики того полка эту историю.
Итак, просторное здание на аэродроме, где, кроме КДП поместился ещё штаб и учебный корпус, сдано в эксплуатацию. Надо оформлять учебные классы. Ну и оформляют – классы авиатехники (по профилям), самолётовождения, объективного контроля, боевого применения, вооружённых сил вероятного противника. И класс тактики... Командир полка высказал идею: сделать его так, как никто до нас не делал. Чтобы поразить Главкома! И все стали думать: а как же сделать такое? Чего «до них» в классах тактики ВВС не было? Думали-думали... Кто-то предложил, командир сперва засомневался – необычно как-то, действительно ТАК никогда ни у кого не было! А вдруг «папе» не понравится? А потом махнул рукой: делайте! Не понравится – переделаем!
Ну и сделали!
Что собой этот класс Тактики ВВС и воздушного боя стал представлять?
Это большая комната, в которой... не было ни одной схемы, ни одной таблицы, ни одного нарисованного самолёта! Ну, буквально НИЧЕГО! Стены были выкрашены так: вверху цвет голубого неба с редкими облаками, линия горизонта по всему периметру, ниже – раскрашено, как подстилающая поверхность с лесами, полями и прочими угодьями. Посредине стоял большой плоский ящик с песком и маленькими танками, машинами, БТР, пушками, системами залпового огня, ракетными установками. Фигурок людей только не хватало. Из этих игрушек можно было формировать колонны, изображать линию фронта. Вокруг этого стола были проложены мини-рельсы, по которым можно было перемещать мощный прожектор, долженствующий заменять солнце. И я вам доложу, если попадаешь взглядом под луч этого «солнца», то глазам мало не покажется! А на концах длинных указок были смонтированы макеты МиГов, с помощью штурвальчиков у основания эти самолётики можно было разворачивать... Вот с помощью самолётиков на указках лётчики должны были над «полем боя» отрабатывать маневры воздушного боя: «краб», «крыша» и пр., уходить от противника в сторону солнца и т.д.
Вот такой был сделан класс Тактики ВВС и воздушного боя.
Ну и все с трепетом ждут приезда Главкома, чтобы, значит, заценил...
Главный маршал авиации не заставил себя ждать. Ему показали новые классы в новой учебной базе... И под конец заводят в этот оригинально оформленный класс Тактики...
Зашёл П.С. Кутахов вместе со своей свитой. Ему рассказывают... Лейтенанты и капитаны показали, как обучаются воздушному бою с помощью указок с самолётиками. Пал Степанович смотрел-смотрел, слушал-слушал и вдруг молвит с возмущением:
- Что это вы придумали за ххххх[реновину?]...
И так рукой своей ведёт вокруг от окна к двери...
И тут раз! Не договорил! Осёкся! Потому как взгляд его падает на свой портрет, который кто-то вывесил над дверью!..
Секундная пауза...
И тут Главком продолжает:
- ...А что? Пожалуй, в этом что-то есть! Лётчики могут отрабатывать маневры и приёмы воздушного боя... Вон, даже с «солнцем» хорошо продумано!..
Поблагодарил командира полка за проделанную работу и улетел в хорошем расположении духа...