Фразеологизм палец о палец ударить. Палец о палец не ударить

Есть литературные произведения, при чтении которых создается впечатление, что слушаешь неторопливую устную речь. Как будто у костра ночью кто-то ведет интересное прочим слушающим, неспешное повествование. к таким и приемам относится и сказ. Что такое сказ? Обратимся за помощью в толковании термина к словарям.

Определение

В словарях пишется, что это - фольклорное или авторское произведение, а точнее - форма его изложения. Она специфична по своей интонации и стилям. Но основное: сказ как бы воспроизводит речь устную вообще, и народного персонажа в частности. А еще, сказ - особый вид повествования в отдельно взятом художественном произведении. Он построен как бы от лица рассказчика, позиция и стилевые нормы которого отличаются от стиля изложения самого автора. Этим и создается желаемый художественный эффект.

Сказ - жанр литературы

В русской литературе, согласно заключениям исследователей-литературоведов, сказ берет свои начала от произведений Николая Гоголя. Но в яркой манере и особо искусно он был представлен в творчестве Николая Лескова. Его сказы о праведниках и героях из народа «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе», «Тупейный художник», «Очарованный странник» - произведения, где в полной мере раскрыты данные

В русской литературе

Что такое сказ в художественной литературе? Суть такой манеры изложения в том, что рассказ как бы ведется не от лица отстраненного и объективного автора, а от лица субъективного рассказчика (как правило, участника соответствующих событий). При этом текст самого произведения как бы имитирует речь живого устного рассказа. А рассказчик в произведении, как правило, относится не к тому социальному и что автор и читатель. Так у Лескова это могут быть: купец, монах, солдат, отставной городничий. И каждый из рассказчиков говорит именно той речью, которая ему свойственно в большей мере. Этим и достигается художественный эффект в произведении. Этим сказ и производит впечатление на слушателя (и читателя). Данная манера придает произведению живость и оригинальность в изложении сюжетов, углубляет социальный контекст художественного произведения, придает тексту индивидуальные творческие характеристики, дает излагаемым событиям более тонкую и индивидуальную оценку. Взять, к примеру, целые абзацы текста из «Сказа о Левше» Лескова, где индивидуальные характеристики описываемого, увиденного Левшой в Англии, звучат весьма оригинально и ярко. Еще один русский писатель - мастер подобного жанра - Бажов. Все, наверное, помнят его «Малахитовую шкатулку» по форме и содержанию также являющуюся литературными сказами. Павел Бажов, фольклорист, впервые сделал литературные обработки народных сказов Урала: «Голубая змейка», «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Медной горы Хозяйка» и многих других произведений русского фольклора, придав им яркую форму и определенную выверенную лаконичность. Все они вошли в книжку «Малахитовая шкатулка», переизданную на сегодняшний день многомиллионными тиражами.

Русские сказы

Данным термином в соответствующих науках о литературе могут называться различные прозаические не сказочные жанры УНТ: предания, былины, былички, легенды (в основном, в фольклористике). Что такое сказ, и чем он отличается, например, от сказки? В сказке, в основном, идет речь о волшебстве, необыкновенных приключениях и чудесах (исключение - бытовые сказки). А персонажи зачастую вымышленного характера: Баба Яга, Змей Горыныч. В сказках добро обычно побеждает зло.

Что такое сказ? Он опирается в первую очередь на предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, а в основе, как правило, лежат реальные события, происходившие давно. И главная отличительная черта - наличие лица, от которого ведется повествование, базирующееся на фольклорной основе.

СКАЗ, -а, м. 1. Народное эпическое повествование. С. о народных героях. 2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказы Лескова. * Вот (тебе) и весь сказ (разг.) - сказано окончательно, нече-го больше разговаривать. || прил. сказовый, -ая, -ое.


Смотреть значение СКАЗ в других словарях

Сказ М. — 1. Повествование, ведущееся от лица рассказчика. 2. Произведение устного народного творчества о действительных событиях современности или недавнего прошлого, в котором........
Толковый словарь Ефремовой

Сказ — сказа, м. 1. Повествование, ведущееся от лица рассказчика (нар.-поэт., лит.). Проблема сказа у Лескова. 2. Термин нек-рых грамматик, обозначающий или сложное синтаксическое........
Толковый словарь Ушакова

Сказ — -а; м.
1. Эпическое произведение устного народного творчества о событиях прошлого или современности, в котором повествование ведётся от лица рассказчика. С. о народном........
Толковый словарь Кузнецова

Сказ — фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая награни бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С.Лесков, П. П. Бажов) генетически........
Большой энциклопедический словарь

Сказ — - фольклорная форма, в том числе и устный народный рассказ, стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Принцип повествования, основанный на имитации........
Исторический словарь

Практически вся русскоязычная аудитория знает, что такое сказ, и своей популярностью он обязан, прежде всего, Павлу Петровичу Бажову. Однако не всем известно, что аналогичные произведения есть и у других писателей-классиков. Как самостоятельный жанр сказ выделяется только в русской литературе.

Определение сказа как литературного жанра

Специалисты-филологи опираются на определенные признаки, когда дают ответ на вопрос: «Что такое сказ?». Это особый жанр, в котором правдоподобный сюжет или реальные события нередко переплетаются с элементами волшебства, гротеска. Так, в «Огневушке-поскакушке» будни старателей оживлены сказочным персонажем - девчонкой, выбегающей из огня. В «Левше» героями повествования являются русские императоры, атаман М. И. Платов, оружейники из Тулы. А изюминка произведения - подкованная блоха, что для того времени казалось фантастикой.

Однако центральный стержень определения сказа в литературе - это не особенности сюжета, а форма его изложения. Повествование ведется от лица некоего рассказчика, который использует разговорный, народный язык - живой, непосредственный, содержащий жаргонизмы, искаженные слова, диалектизмы. Этим сказ напоминает фольклорное произведение.

Еще одна ключевая особенность данного жанра состоит в том, что мировосприятие рассказчика, тип его мышления, стиль описания событий не совпадают с авторскими. В «Сказе о Левше» хорошо владевший литературным языком Н. С. Лесков словно погружается в чужое сознание. И тогда возникает повествователь - выходец из народа, называющий Аполлона Бельведерского «Аболоном полведерским», двухместную карету - «двухсестной», люстры - «бюстрами».

Сказы в литературе и их классификация

Основоположниками сказа являются Н. В. Гоголь и Н. С. Лесков. Очень ярко признаки этого жанра проявились в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Левше», а в XX веке - в рассказах И. Э. Бабеля («Конармия», «Как это делалось в Одессе»), М. М. Зощенко («Лимонад», «Счастье»), а также в произведениях П. П. Бажова.

Сказы подразделяют на два вида:

  1. Характерный. Повествование ведется безымянным рассказчиком, который использует народный язык («Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка»; «Сентиментальные повести» Зощенко»; «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя).
  2. Орнаментальный характеризуется сочетанием литературного и разговорного стилей, поэтичного и бытового, иногда наличием отступлений от сюжетной линии («Конармия» Бабеля, гоголевские «Шинель», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Необходимо упомянуть и других писателей, чтобы лучше понять, что такое сказ. Это В. И. Даль, В. М. Шукшин, А. Белый, Л. М. Леонов.

Сказы Бажова, воспевшие уральский край

Наиболее известный образец, дающий представление о том, что такое сказ, - это произведения Павла Петровича Бажова. С первых же строчек видно: повествование идет от первого лица. Рассказчик говорит о «нашем заводе», «наших краях». Обращаясь к читателю-слушателю, вставляет такие обороты и выражения, как «видишь», «слыш-ко», «на моих еще памятях».

На нить диалогов и монологов нанизаны жемчужины народного уральского говора: доспрашивать, протча, неуж, жарынь, дедо. Высока доля уменьшительно-ласкательных слов: махонькая, куклёнка, артелка, ровнёшенький. В сюжет почти каждого сказа вплетены какие-нибудь невероятные события: ящерица превращается в Хозяйку Медной горы, олень Серебряное копытце выстукивает ножкой драгоценные камни, из лесного колодца появляется волшебная бабка Синюшка - «всегда старая, всегда молодая», навеки приставленная «к здешним богатствам».

П. П. Бажов в своих книгах не только описал быт старателей, мастеров, но и прославил золотые руки уральских камнерезов, показал красоту души простых людей, очарование родного края.

Именно фольклорная красочность и незатейливость рассказчика позволяют понять, что такое сказ. Это придает произведению особый шарм. У читателя появляется возможность ощутить сопричастность к народным традициям, познать свои корни, раскрыть источники силы духа русского народа.

Палец о палец не ударить палец <пальцем> о палец не ударить Разг. Неодобр. Только сов. Совсем ничего не сделать (обычно для достижения какой-либо цели). = Пальцем не шевельнуть <не пошевелить>. С сущ. со знач. лица или совокупности лиц: отец, ученик, администрация, группа… палец о палец не ударит; палец о палец не ударить для кого-чего? для тебя, для сына, для решения проблемы, для дела…

Всю неделю ничего не делал, палец о палец не ударил. (А. Островский.)

А я в самом деле никогда ничего не делал. Как вышел из университета, так не ударил пальцем о палец… (А. Чехов.)

Ты же в хозяйстве и пальцем о палец не ударишь! Какой ты мне помощник! (М. Шолохов.)

Имей в виду, что больше я не ударю палец о палец! (В. Каверин.)


Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Смотреть что такое "палец о палец не ударить" в других словарях:

    палец о палец не ударить - См … Словарь синонимов

    ПАЛЕЦ О ПАЛЕЦ НЕ УДАРИТЬ - 1. [И] ПА/ЛЕЦ <ПА/ЛЬЦА> О ПА/ЛЕЦ НЕ УДА/РИТЬ кто Абсолютно ничего не делать. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) бездельничает, не принимает никакого участия в каком л. деле из за нежелания или неумения работать. Говорится с… … Фразеологический словарь русского языка

    палец о палец не ударить - пальцем не дотронуться (не шевелить) (иноск.) не касаться дела, хоть и легкого Ср. Он говорил, что ради житейских благ он ни единым пальцем не шевелил, но все это лилось на него по великой милости Божией. Писемский. Масоны. 1, 11. Ср. Палец об… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Палец о палец не кокнуть - Новг. То же, что палец о палец не ударить. НОС 4, 74 …

    Палец о палец не колонуть (не стукнуть) - Народн., Волг., Волог., Новг., Перм., Печор., Пск. То же, что палец о палец не ударить. Жиг. 1969, 221; НОС 7, 90; СВГ 6, 121; Мокиенко 1990, 64; Подюков 1989, 92; СРГНП 1, 326; Сл. Акчим. 4, 8; СПП 2001, 59 … Большой словарь русских поговорок

    Палец о палец не щёлнуть (не щелнуть) - Кар. То же, что палец о палец не ударить. СРГК 4, 377 … Большой словарь русских поговорок

    Палец о палец не умеет ударить. - см. Ни уха, ни рыла не смыслит … В.И. Даль. Пословицы русского народа

1. [И] ПА/ЛЕЦ <ПА/ЛЬЦА> О ПА/ЛЕЦ НЕ УДА/РИТЬ

кто Абсолютно ничего не делать.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) бездельничает, не принимает никакого участия в каком-л. деле из-за нежелания или неумения работать. Говорится с неодобрением. неформ. ? Х палец о палец не ударит . Именная часть неизм. Может употр. без отриц. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

Анфиса вздохнула. Всем хорош у неё муженёк, а по дому палец о палец не ударит . Ф. Абрамов, Две зимы и три лета.- Нет, худо ещё давит вас Иван. Худо. Нынешний мужик без погоняла палец о палец не ударит . А как же председателю-то быть? Председатель-то не может, как они, плюнуть да махнуть на всё рукой. Ф. Абрамов, Пути-перепутья.

Есть нечего, обуться и одеться не во что, а они хоть бы палец о палец ударили . М. Исаковский, На Ельнинской земле.

? (фам.) - Ты прекрасно знаешь и без моих подсказок, что от тебя требуется, а за три месяца палец о палец не ударил . М. Колесников, Школа министров.

Ты же в хозяйстве и палец о палец не ударишь ! Какой ты мне помощник! Воды и то не принесёшь. М. Шолохов, Поднятая целина.

Вишь, дельце тут. Можешь и ты заработать. Так что хороший процент, и пальца о палец не ударишь . А. Серафимович, Город в степи.

? (Редко употр.) - Да-а. Узнает теперь этот Константинополишка Никанора Сырцова!.. Палец о палец не ударю . Сложа руки и буду сидеть. Поработали и буде... А. Аверченко, Аргонавты и золотое руно.

"Выражение исконно русское, из народной речи, о чём свидетельствуют просторечные и диалектные варианты: палец о палец не стукнуть, перст о перст не колонуть". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 477.) Образ фразеол. восходит к древнейшей форме осознания соматической, т. е. телесной, части как целого. Компонент фразеол. палец соотносится с соматическим кодом культуры, совокупность компонентов палец о палец - с пространственным кодом, при этом предлог "о" указывает на близкое соприкосновение, столкновение, пребывание вплотную чего-л. с чем-л. Компонент ударить соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры. В основе образа фразеол. лежит метонимическое отождествление, в которое вкраплена многоступенчатая синекдоха - уподобление части целому: палец - рука - движение - деятельность. В образе фразеол. компонент палец уподобляется руке в её инструментальной функции; см. также выражения пальцы ленивые (неуклюжие, неумелые, ловкие, проворные, сноровистые, умелые). По характеру образно-метафорического уподобления малейшее движение приравнивается к деятельности в целом, отсутствие движения - к бездеятельности. Образ фразеол. воспринимается на фоне культурных установок, выраженных в фольклоре: Руки не протянешь, так и с полки не достанешь; Ноги носят, а руки кормят; Руки отвисли, плечи оттянули; Сложа руки не работают. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о полной бездеятельности человека, о неучастии в каком-л. деле. М. Л. Ковшова 2. [И] ПА/ЛЕЦ <ПА/ЛЬЦЕМ, ПА/ЛЬЦА> О ПА/ЛЕЦ НЕ УДА/РИТЬ

кто [за кого, ради чего] Не прилагать никаких усилий, ничего не предпринимать.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) не может или не хочет что-л. сделать для оказания помощи другому лицу, другой группе лиц (Y), чтобы добиться решения в какой-л. сложной ситуации (Р). Говорится с неодобрением. неформ. ? Х палец о палец не ударит [за Y-а <ради Р>]. Именная часть неизм. Может употр. без отриц. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

Меня до крайности потрясло, что, близко зная брата, [директор] палец о палец не ударил , чтобы спасти его. А. Стученко, Завидная наша судьба.И тем не менее не ударил палец о палец , чтобы предотвратить аферу. МК, 2001.

Как начальник ХОЗУ Верховного Совета СССР В. Касаткин был организатором и вдохновителем перестройки. А потому не мог не знать про дикое воровство, процветающее на объекте. Знал, но палец о палец не ударил , чтобы его пресечь. Вечерняя Москва, 1998.

Впрочем, никто на Мурмане не желал палец о палец ударить в пользу интервентов <…>. В. Пикуль, Из тупика.

Пантюхов? Но ведь вы знаете, что этот человек пальцем о палец не ударит , чтобы побеспокоиться об Оле. Н. Атаров, Повесть о первой любви.

Он [Иван Аксаков] задумал новое издание стихов Фёдора Ивановича <…>. Но Тютчев пальца о палец не ударил ради такого важного для каждого автора дела. Ю. Нагибин, Сон о Тютчеве.

? (фам. с осужд.) - Ты теперь и палец о палец не ударишь , чтобы помочь выбраться из этой истории всем остальным. (Реч.)

? (Обычно в буд. вр. как угроза.) - <…> Если даже тебя и посадят за какие-нибудь художества <…>, я пальцем о палец не ударю . Г. Матвеев, Новый директор.

Имей в виду, что больше я не ударю пальцем о палец ! Расхлёбывай сам эту кашу! В. Каверин, Открытая книга.

И сейчас я не удосужилась бы пальцем о палец ударить за внуков своих, за братьев Вадковских или Захара. Но с Алексеем - дело особое. А. Глумов, Судьба Плещеевых.

культурологический комментарий: Основной комментарий см. в И ПАЛЕЦ О ПАЛЕЦ НЕ УДАРИТЬ 1.. см. также в Евангелии: "И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них" (Лк. 11: 46). фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о полной безучастности, равнодушии человека по отношению к кому-л., к чему-л. М. Л. Ковшова 3. [И] ПА/ЛЬЦЕМ НЕ ШЕВЕЛИ/ТЬ <НЕ ПОШЕВЕЛИ/ТЬ, НЕ ШЕВЕЛЬНУ/ТЬ, НЕ ПОШЕВЕЛЬНУ/ТЬ, НЕ ДВИ/НУТЬ>

кто [для <ради> кого, для <ради>чего] Не делать ни малейшего усилия, ничего не предпринимать.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) не желает помочь другому лицу, другой группе лиц (Y) в какой-л. сложной ситуации (Р). Говорится с неодобрением. неформ. ? Х пальцем не шевелит [для <ради> Y-а <Р>]. Именная часть неизм. Может употр. без отриц. Часто после фразеол. употребляется придат. предлож. с союзом чтобы, которое выражает содержание помощи, поручения, просьбы. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

Бывают такие случаи: видишь перед собой человека, который заблуждается, и, в сущности, так легко открыть ему истину, и всё-таки не хочется двинуть для этого пальцем . И. Потапенко, Любовь.? Все чувствовали себя скованно, напряжённо и неуютно, но никто и пальцем не шевелил , чтобы разрядить атмосферу. Ю. Нагибин, Чужая.

<…> Хлебников пожаловался, что не хочет уезжать, но вынужден из-за отсутствия жилья <…>. Хлебников согласился бы и на тёмный угол. Только никто ради него не пошевелил пальцем . Н. Мандельштам, Воспоминания. Вторая книга.

Сам встал до свету, - ворчит она, - кажется, после обеда имеешь право на отдых, а они и пальцем не шевельнут , пока не выйдешь сам. М. Пришвин, Кащеева цепь.

А кто такие? - спросила она, подсчитывая в уме, во сколько ей может обойтись освобождение сограждан. Если дорого, она и пальцем не пошевельнёт - пусть посидят, подумают, познают русскую действительность. О. Андреев, Отель.

? (фам.) - Ты и пальцем не пошевельнёшь , чтобы нам дали приличную квартиру. (Реч.)

? (фам. Обычно в буд. вр. как угроза.) - Мы - я из страха, а вы по душевной вялости - пальцем не шевельнули для того, чтобы покончить с этим негодяем. Ю. Герман, Дорогой мой человек.

Ты, видно, и впрямь спятила, если смеешь просить меня о таких вещах! Нет уж, я для тебя и пальцем не пошевельну !.. Л. Филатов, Большая любовь Робин Гуда.

"В следующее воскресенье приходи, - сказал он мне на прощанье, - люди хотят отметить моё выздоровление". - "Клянусь богом, я пальцем не пошевельну ради этой бесстыжей затеи", - сказала тётя Катя. Ф. Искандер, Сандро из Чегема.

культурологический комментарий: Основной комментарий см. в И ПАЛЕЦ О ПАЛЕЦ НЕ УДАРИТЬ 1.. Выражение "известно в разных вариантах как в русской народной речи (и пальцем не погнуть, и пальца не поднять, палец в ухе держать и др.), так и в других языках: бел. анi палец абгарнуць, лит. ne pirstu nepajudinti, <…> нем. keinen Finger ruhren nach etw, фр. ne pas bouger (remuer) le petit doigt <…>". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 483.) Компоненты шевелить , шевельнуть привносят элемент эталонизации минимального движения, осмысляемого как малейшее проявление деятельности, участия человека в каком-л. деле. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о намеренном бездействии, о неучастии человека в каком-л. деле. М. Л. Ковшова