"Вся суть в одном единственном завете": анализ. "Вся суть в одном единственном завете"- стихотворение Твардовского. Анализ стихотворения вся суть в одном-единственном завете твардовского

Стихотворение А. Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...» (восприятие, истолкование, оценка)

А. Т. Твардовский - редкий большой поэт без стихотворений о любви. Но вся его поэзия - это исповедь мучительной любви к своему народу. Стихами он выражал свои мысли, чувства, просто рассказывал и наставлял, советовал и учил, радовался и грустил вместе со своими читателями. Удивительно, но поэт парадоксально заявлял: «Я ведь не стихолюб. Я стихи не люблю. Можно сказать, что я стихоненавистник...» Такие слова Твардовский сказал по поводу наигранности и надуманности в литературе. Он ненавидел стихоплётство и пошлый примитивный взгляд на мир. Поэт так определял это «искусство»:

Не много надобно труда,

Уменья и отваги,

Чтоб строчки в рифму, хоть куда,

Составить на бумаге.

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших в осмыслении творчества Твардовского и его личности в целом. Стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете...», написанное в 1958 году, в простой, доступной каждому читателю форме глубоко раскрывает эту тему. Поэт продолжает демократическую линию стиха «высокой простоты». Он ищет и находит, как до этого в своих поэмах, новые возможности русского стиха:

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете -

Живых и мёртвых, - знаю только я.

Стихотворению свойственны простота и некоторый аскетизм словоупотребления. Нет пышных фраз, заученных клише. Язык стихотворения живой и подвижный. Кажется, что поэт просто разговаривает с читателем и высказывает ему свои заветные мысли. Твардовский не подбирает замысловатых, туманных фраз. Всё в стихотворении прозрачно и понятно. Идея лежит прямо «на поверхности» произведения. Эффект реальной, ненадуманной речи создаётся благодаря разрыву предложений строками. Таким образом, поэт достигает цельности, неразрывности мыслей:

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому -

Нельзя. Не скажет - пусть себе он бог...

Синтаксические конструкции стихотворения взяты поэтом из реальной бытовой жизни. Они в сочетании с разговорной лексикой сближают стихотворение с простым рассказом, только поэтически рифмованным и ритмизованным. Под пером талантливого поэта самые обычные слова становятся в стихотворении высоким заветом, не теряющим при этом своей эмоциональности, сердечности, человеческого волнения.

Как мы сказали ранее, темой произведения является тема поэта и поэзии. Твардовский выбирает здесь свой особый ракурс на постановку проблемы творчества в современном мире. Поэт провозглашает свою личную и творческую свободу от политических и социальных условий:

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Из этих строк мы понимаем, что основа творчества Твардовского - правда жизни. В своих стихотворениях поэт говорит о том, в чём он до конца уверен, что он считает истиной, достойной гласности.

Несмотря на небольшой объём, стихотворение несёт в себе глубокое наполнение. В творчестве поэт стремится донести знание, «до времени» таившееся в душе. Твардовский говорит, что его стихи - это воплощение жизненной правды, известной ему «лучше всех на свете». Он несколько раз повторяет эту мысль.

Вторая строфа - это новая идея, высказанная Твардовским. Поэт заявляет, что своё «заветное слово» он не решится передоверить никому. Возведенное в степень отрицание придаёт звучанию особую силу, уверенность, твёрдость. В подтверждение этой мысли поэт обращается к авторитетной личности русского классика XIX века - Льву Николаевичу Толстому. Даже такому признанному гению он не мог доверить своё слово. Поэт противопоставляет себя - простого «смертного» личности Толстого, сказав о нём: «пусть себе он бог».

«Вся суть в одном-единственном завете...» Твардовский

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Среди так называемых «вечных» тем, к которым все они явно в зрелом возрасте тяготели, — тема поэта и поэзии. Ниша вроде бы хорошо освоенная, но только не Твардовским. Долгое время он отвергал самую попытку создания произведений об искусстве («это почти наверняка мертвое дело»), отдавая безусловное предпочтение «существенной объективной теме». В 30—40-е годы (за вычетом нескольких строф из «Василия Теркина») в качестве особой, итоговой, лирической проблема поэтического призвания была для него сомнительна. Судя по стихам и особенно по дневникам, А. Твардовский устойчиво завидовал людям, занятым насущной, очевидной работой: пахарям, печникам, рядовым бойцам, — и уж тем более не приходило ему в голову кичиться своей необычной деятельностью. И лишь с середины 1950-х тема поэта и поэзии впервые получает у него законные права (стихотворения «Ни ночи нету мне, ни дня...», «He много надобно труда...», «Моим критикам», «Собратьям по перу» и др.).

В том же ряду и написанная в 1958 году миниатюра «Вся суть в одном-единственном завете... ». Впрочем, тема ее шире, чем чисто литературная. Твардовский отстаивает право на высказывание, собственную точку зрения не обязательно писателя, но любого человека как личности. Отсюда — столь необычное для его творчества настойчивое повторение местоимения «я» (6 раз на 12 строк), причем в самых ключевых позициях стиха — в начале и в конце, т. е. там, куда стягиваются обычно логические ударения.

Лирический герой настаивает на индивидуальной неповторимости, выношенности, выстраданности своего видения и понимания жизни. Ни одну истину он не склонен принимать теперь слепо, любую идею считает необходимым обдумать и проверить, даже открыть заново, непременно соотнося ее с личным опытом. И говорит обо всем этом автор стихотворения уверенно, убежденно.

Вот отчего стихотворение строится как монолог и как декларация — с преобладанием здесь риторического стиля. Твардовский скуп в традиционных средствах создания поэтического образа.

Ho тем не менее стихотворение звучит весьма выразительно прежде всего за счет ритмико-синтаксической организации.

Заметьте, что повторы не везде у поэта буквальные, подчас усиление достигается несколько иначе: например, «Я никогда бы ни за что не мог». Активно используются и ритмические ресурсы: в пятистопном ямбе регулярная внутристиховая пауза приходится на вторую стопу, что позволяет поэту дополнительно подчеркнуть отдельные важные для него слова: «Сказать хочу. // И так, как я хочу».

Повторы в напевной лирике встречаются обычно чаще, чем в программных выступлениях. Ho если там они, как правило, идут подряд, дабы завораживать читателя-слушателя, внушать ему некое настроение (взять хотя бы фетовское: «Это утро, радость эта, // Эта мощь и дня и света, // Этот синий свод...»), то в произведениях, подобных разбираемому, выполняя роль своеобразного курсива, они обычно рассредоточены и конструктивны.

Впрочем, скрепляют стихотворение не одни повторы. Задействовано поэтом и прямо противоположное вроде бы средство — антитеза.

Они оказываются следствием внутренней полемичности выступления. Автор не просто утверждает — он доказывает вероятным оппонентам, а, может быть, и самому себе мысль о собственной человеческой и творческой уникальности.

В устах поэта естественны для такого повода художественного высказывания ораторские интонации. И все же стиль не однотонен. Категоричность, патетика несколько снижаются малозаметными, но почти неизбежными для Твардовского просторечиями («пусть себе он бог. А я лишь смертный»; «при жизни хлопочу»). Это позволяет установить более доверительный контакт с читателем. Поэт не напускает на себя ложную многозначительность, в его поздней лирике мы находим простые истины, но истины добытые и пережитые лично как открытия.

В этом отношении особенно значима дальняя перекличка анализируемого стихотворения с более поздним в творческом наследии Твардовского — «К обидам горьким собственной персоны...» (1968). Получается, что кольцо — не просто один из видов синтаксического повтора, прием усиления («Я это знаю лучше всех на свете — Живых и мертвых, — знаю только я») — два названных текста тоже образуют как бы смысловое кольцо в составе поздней лирики поэта, подчеркивая устойчивость его заветных убеждений.

Долгий, богатый событиями и впечатлениями жизненный путь дает Твардовскому право говорить по-своему и о своем, которое лирик-реалист воспринимает как ответственность. «Талант — это обязанность», — считал А. Твардовский. Подобным импульсом заряжены многие литературные произведения периода «оттепели» («Середина века» В. Луговекого, «Я отвечаю за всё» Ю. Германа, повести В. Тендрякова и др.), когда люди освобождались от психологии «винтиков» государственной машины, от самозабвенного поклонения недавним кумирам. И Твардовский был тогда одним из наиболее чутких и последовательных выразителей новых настроений и идей — причем не только в поэме «За далью — даль», но и в книге «Из лирики этих лет».

Автор не может передоверить собственную задачу, как сказано в миниатюре «Вся суть в одном-единственном завете...», «даже Льву Толстому». Вечные темы воспринимаются теперь Твардовским как темы личные, конкретные и современные, которые остаются, по его диалектичной формуле, «неизменно актуальными». He допуская ни поэтической конъюнктурщины, ни «лирической академичности», в своих поздних стихах он обращается к проблемам самым существенным и самым животрепещущим. Поэт не впадает ни в экзальтацию, ни в рассудочность, он благородно сдержан. Крайности, противоположности в книге «Из лирики этих лет» не взаимоуничтожаются, но снимаются, взаимодействуют, воплощаются в синтезе.

Автор знаменитого на весь мир «Василия Теркина», советский поэт Александр Трифонович Твардовский, был таким же человеком, как и мы с вами. Он мучился теми же вопросами бытия, что и каждый из нас, но его отличает от прочих умение облечь в словесную форму то, что многие не умеют высказать. Простой анализ «Вся суть в одном единственном завете» - миниатюрного стихотворения - показывает это.

Важные факты биографии

Родители поэта жили на хуторе в Смоленской области, предки по материнской линии охраняли границы государства российского. Дедушка его был простым солдатом, отец сумел кузнечным трудом заработать сумму, необходимую для выкупа небольшого земельного участка, на котором и был построен хутор. Рождение поэта пришлось на 1910 год. Впереди была социальные революции, Первая мировая и гражданская войны.

Видимо, именно жизнь на земле, результативный труд дали поэту ясность понимания жизни, гениальную простоту слога и всенародную любовь. Он был таким же, как и миллионы русскоговорящих людей. Он стал тем, кто говорит за всех. Анализ «Вся суть в одном единственном завете» говорит о том, что каждый человек - это неповторимая Вселенная. У каждого есть свой уникальный личный опыт, знания и возможности. Это сочетание не может быть повторено в другом человеке.

Разорение семейного гнезда

Коснулась и семьи Твардовских. Их раскулачили, никак не посчитавшись с тем, что имущество семьи было заработано долгими годами труда. Родителей и братьев сослали, хутор сожгли односельчане. Но Твардовский был человеком быстрого ума и широкого кругозора. Он понял, что Россия идет по новому пути, что время мелких хозяйств, простых семейных усилий прошло. Мы не можем знать, о чем он думал, но его поэмы поддерживают коллективизацию, в них мечты о светлом будущем новой деревни. Анализ «Вся суть в одном единственном завете» показывает, что у поэта было свое, неизвестное другим видение жизни.

Творческие вехи

Публиковать стихи Твардовский начал в 15 лет, а сочинять - с раннего детства, когда еще не мог их записывать. Поэтическим «крестным» стал для поэта два поистине русских таланта встретились в газете «Рабочий путь». Первый печатный сборник стихотворений Твардовского был опубликован в Смоленске в 1935 году. Было в то время поэту 25 лет. С этого времени и навсегда поэт считал себя неотделимой частью России, русского народа и всех событий, происходящих со страной. Все будет - и «Дом у дороги», и «За далью даль», и «Я убит подо Ржевом», и множество других поэм и стихотворений, мгновенно запоминающихся и точно выражающих самые сокровенные мысли человека.

Анализ «Вся суть в одном единственном завете» поясняет, что поэт осознает себя как уникального творца, имеющего право на собственный голос. Он понимает, в каком ряду его место, и что это место - его собственное. Стихотворение было написано в 1958 году, в пору зрелости личной и творческой.

Место человека в жизни

Понимание своего места в жизни общества приходит к каждому человеку в разное время. Но далеко не многие понимают, что место в жизни дается уже при рождении. Раз человек родился, живет и чем-то занимается - значит, он занимает ту ячейку жизни, которая принадлежит именно ему. Невозможно заниматься тем, чем занят сосед или приятель, потому что у каждого есть собственные приоритеты и ценности.

Многие люди долгие годы мучаются из-за того, что пытаются своей жизнью выполнять чужие задачи. Без конца поучают родители, супруги, приятели и даже взрослые дети. Понимание того, что человек изначально свободен - не только в действиях, но и в мыслях - приходит далеко не сразу. Возможность идти своим путем с самого начала осознается не всеми, это поистине подарок судьбы. Автор объясняет это двумя великолепными строчками:

«О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу».

Александр Твардовский «Вся суть в одном единственном завете»: анализ

Творчество Твардовского так понятно и признано, потому что оно правдиво. Анализ стиха Твардовского «Вся суть в одном единственном завете» показывает, что о сложных вещах и высоких чувствах можно сказать простыми и понятными словами. Никакого пафоса, надуманности, условностей, вычурности или тому подобных украшательств. Правда в украшениях не нуждается. Каждое слово весомо, ясно и выражает суть происходящего. Аналитики и литературные критики исписали тонны бумаги, объясняя суть творчества поэта. Но сказать так метко, просто, емко и ясно, как он, никто больше не может. Чтобы говорить так, нужна была его собственная жизнь, его горький и сложный опыт, его боль о Родине, его честное отношение к тому, что в стране хорошо, а что плохо.

Александр Твардовский всегда говорил то, что думает, несмотря на негативные последствия, разгром редакции журнала «Новый мир» и длительную опалу. Не на пустом месте написал Александр Твардовский «Вся суть в одном единственном завете». Анализ стихотворения показывает, что поэт понимал всю сложность и опасности своего труда.

Человек имеет право

В своих произведениях Твардовский выступает как настоящий гуманист. Все, чем живут люди, что их волнует и тревожит, есть в его творчестве. Твардовский - один из тех, кто первым заговорил о ценности каждой личности в эпоху строительства советского общества. В то время бытовало мнение, что ценность коллективная выше личностной. Анализ стихотворения «Вся суть в одном единственном завете» содержит размышления поэта о ценности самого себя - как поэта и человека. Вместе с поэтом каждый может понять, что «единственный завет» - сохранять верность своей природе, своему назначению на земле. Иметь собственный голос - едва ли не главная задача человеческой жизни. Пусть даже этот голос слышит только семья - возможно, без этого голоса именно эта семья не сложилась бы. То же самое с обществом, с коллективом, с идеей. Чтобы мнение получило поддержку, оно должно быть высказано.

Ответственность и достоинство

Человек, осознавший свое место в жизни, спокоен и уверен в себе. Анализ стихотворения Твардовского «Вся суть в одном единственном завете» показывает, что выражение этого понимания достигается особым стихотворным приемом - словесным кольцом. Повторение личного местоимения и одинаковых слов создает ощущение незыблемости, надежности и неизменности сказанного.

Читая стихотворение, можно ощутить душевное состояние поэта, понять его житейскую правду и прикоснуться к огромному врожденному таланту.

Мудрость и прямота

Мудрость - это умение тактично называть вещи своими именами. Анализ стиха «Вся суть в одном единственном завете» показывает, что поэту не чужды простые переживания, одолевающие каждого из нас. «Я об одном при жизни хлопочу», - так может сказать каждый, сознавая конечность земного пути. Мудрость - это принятие жизни таковой, как она есть, со всеми взлетами и падениями, умение радоваться жизни при всех ее поворотах.

Среди так называемых «вечных» тем, к которым все они явно в зрелом возрасте тяготели, - тема поэта и поэзии. Ниша вроде бы хорошо освоенная, но только не Твардовским. Долгое время он отвергал самую попытку создания произведений об искусстве («это почти наверняка мертвое дело»), отдавая безусловное предпочтение «существенной объективной теме». В 30-40-е годы (за вычетом нескольких строф из «Василия Теркина») в качестве особой, итоговой, лирической проблема поэтического призвания была для него сомнительна. Судя по стихам и особенно по дневникам, А. Твардовский устойчиво завидовал людям, занятым насущной, очевидной работой: пахарям, печникам, рядовым бойцам, - и уж тем более не приходило ему в голову кичиться своей необычной деятельностью. И лишь с середины 1950-х тема поэта и поэзии впервые получает у него законные права (стихотворения «Ни ночи нету мне, ни дня...», «He много надобно труда...», «Моим критикам», «Собратьям по перу» и др.).

В том же ряду и написанная в 1958 году миниатюра «Вся суть в одном-единственном завете...». Впрочем, тема ее шире, чем чисто литературная. Твардовский отстаивает право на высказывание, собственную точку зрения не обязательно писателя, но любого человека как личности. Отсюда - столь необычное для его творчества настойчивое повторение местоимения «я» (6 раз на 12 строк), причем в самых ключевых позициях стиха - в начале и в конце, т. е. там, куда стягиваются обычно логические ударения.

Лирический герой настаивает на индивидуальной неповторимости, выношенности, выстраданности своего видения и понимания жизни. Ни одну истину он не склонен принимать теперь слепо, любую идею считает необходимым обдумать и проверить, даже открыть заново, непременно соотнося ее с личным опытом. И говорит обо всем этом автор стихотворения уверенно, убежденно.

Вот отчего стихотворение строится как монолог и как декларация - с преобладанием здесь риторического стиля. Твардовский скуп в традиционных средствах создания поэтического образа.

Ho тем не менее стихотворение звучит весьма выразительно прежде всего за счет ритмико-синтаксической организации.

Заметьте, что повторы не везде у поэта буквальные, подчас усиление достигается несколько иначе: например, «Я никогда бы ни за что не мог». Активно используются и ритмические ресурсы: в пятистопном ямбе регулярная внутристиховая пауза приходится на вторую стопу, что позволяет поэту дополнительно подчеркнуть отдельные важные для него слова: «Сказать хочу. // И так, как я хочу».

Повторы в напевной лирике встречаются обычно чаще, чем в программных выступлениях. Ho если там они, как правило, идут подряд, дабы завораживать читателя-слушателя, внушать ему некое настроение (взять хотя бы фетовское: «Это утро, радость эта, // Эта мощь и дня и света, // Этот синий свод...»), то в произведениях, подобных разбираемому, выполняя роль своеобразного курсива, они обычно рассредоточены и конструктивны.

Впрочем, скрепляют стихотворение не одни повторы. Задействовано поэтом и прямо противоположное вроде бы средство - антитеза.

Они оказываются следствием внутренней полемичности выступления. Автор не просто утверждает - он доказывает вероятным оппонентам, а, может быть, и самому себе мысль о собственной человеческой и творческой уникальности.

В устах поэта естественны для такого повода художественного высказывания ораторские интонации. И все же стиль не однотонен. Категоричность, патетика несколько снижаются малозаметными, но почти неизбежными для Твардовского просторечиями («пусть себе он бог. А я лишь смертный»; «при жизни хлопочу»). Это позволяет установить более доверительный контакт с читателем. Поэт не напускает на себя ложную многозначительность, в его поздней лирике мы находим простые истины, но истины добытые и пережитые лично как открытия.

В этом отношении особенно значима дальняя перекличка анализируемого стихотворения с более поздним в творческом наследии Твардовского - «К обидам горьким собственной персоны...» (1968). Получается, что кольцо - не просто один из видов синтаксического повтора, прием усиления («Я это знаю лучше всех на свете - Живых и мертвых, - знаю только я») - два названных текста тоже образуют как бы смысловое кольцо в составе поздней лирики поэта, подчеркивая устойчивость его заветных убеждений.

Долгий, богатый событиями и впечатлениями жизненный путь дает Твардовскому право говорить по-своему и о своем, которое лирик-реалист воспринимает как ответственность. «Талант - это обязанность», - считал А. Твардовский. Подобным импульсом заряжены многие литературные произведения периода «оттепели» («Середина века» В. Луговекого, «Я отвечаю за всё» Ю. Германа, повести В. Тендрякова и др.), когда люди освобождались от психологии «винтиков» государственной машины, от самозабвенного поклонения недавним кумирам. И Твардовский был тогда одним из наиболее чутких и последовательных выразителей новых настроений и идей - причем не только в поэме «За далью - даль», но и в книге «Из лирики этих лет».

Автор не может передоверить собственную задачу, как сказано в миниатюре «Вся суть в одном-единственном завете...», «даже Льву Толстому». Вечные темы воспринимаются теперь Твардовским как темы личные, конкретные и современные, которые остаются, по его диалектичной формуле, «неизменно актуальными». He допуская ни поэтической конъюнктурщины, ни «лирической академичности», в своих поздних стихах он обращается к проблемам самым существенным и самым животрепещущим. Поэт не впадает ни в экзальтацию, ни в рассудочность, он благородно сдержан. Крайности, противоположности в книге «Из лирики этих лет» не взаимоуничтожаются, но снимаются, взаимодействуют, воплощаются в синтезе.

Александра Твардовского считают народным поэтом. Основные темы его произведений ― Великая Отечественная война. Однако в середине пятидесятых он решил обратиться к непривычной тематике: образу поэта. До этого времени он считал свой поэтический труд менее значимым, чем, например, деятельность людей других профессий: простых рабочих, солдат и т.д. В пятидесятых он решился написать несколько произведений, которые посвящены теме поэта и назначении его творчества. В том числе, в данном стихотворении.

Стихотворение написано в традициях реализма. Жанр ― философская лирика.

Основная тема ― поэт, его право и назначение. Автор рассказывает о том, как он видит себя, как поэта, в чем заключаются его поэтическое взгляды, и как он их выражает. Автор говорит о том, что поэт имеет право на свободное высказывание. Он упоминает Льва Толстого, словно этический ориентир, но к которому не стремится, а хочет остаться собой, со своим мнением. Автор тверд в выражении своей позиции, которую трудно подвергнуть сомнению. Стихотворение написано в период «хрущевской оттепели», когда творческих людей наделили свободой выражения. Может быть поэтому автор воспользовался этим временем, чтобы обозначить свое место среди поэтов и высказать мнение о своих правах, как человека. Поэтому еще одной темой стихотворения можно назвать свобода выражения собственной точки зрения без страха и без оглядки на цензуру.

Главная идея ― право поэта на выражение собственной мысли. Обычно творческих мастеров пытаются сравнивать. В советское время ― даже корректировать темы их произведений. Поэтому Твардовский пишет о том, что так не должно быть. Все поэты имеют собственное представление о жизни или каких-то вечных вещах и могут это мнение без тени страха и сомнений высказать. Поэтом может быть только свободная личность.

Настроение у стихотворения приподнятое. Герой напоминает оратора, который пытается высказать свое мнение, не боясь быть осмеянным. Он выражается простым и понятным языком. Его речь звучит твердо и убедительно. Герой признает, что уступает великому писателю, но уверен, что только он сам может выразить все то, что чувствует и знает, своими словами. Он понимает, что уступает другим талантливым писателям и поэтам, называя себе «лишь смертным», но считает свое творчество достойным уважения.

Автор скуден на художественные приемы, так как стихотворение написано в риторическом стиле. Автор использует повторы: «я это знаю» ― «знаю только я». Для усиления позиции героя много употребляет местоимение «я». Антитеза: Толстой ― бог, поэт (Твардовский) ― лишь смертный. Использует редкий для стихотворения знак препинания: двоеточие (для причинно-следственных связей). Оно усиливает монолог поэта тем, что он пытается именно что-то пояснить другим.

Стихотворение написано в форме трех катренов пятистопным ямбом с перекрестной рифмой (АБАБ ― женская, мужская).

Стихотворение вызывает уважение к поэту. Он убедителен в то, что каждый имеет свободно выражать свои мысли в творчестве, и с этим нужно считаться.

Анализ 2

Стихотворения Твардовского по большей части посвящены каким-то конкретным, не пространным сферам и не часто он рассматривает вопрос собственного предназначение, фигуру поэта в этом мире. На самом деле подобное отношение является немного странным для этой профессии, ведь, по сути, часть профессиональной деятельности тут заключается именно в рефлексировании, проще говоря, в том, чтобы копаться в собственной личности.

Вся суть в одном-единственном завете.. – стихотворение, одно из немногих, которые представляют воззрение поэта относительно роли этой профессии и его собственной личности.

Выглядит его признание и своеобразная поэтическая исповедь довольно уверенно и даже самоуверенно, но тут нужно сделать небольшую ремарку и понять в какой период писалось стихотворение. Оно написано во второй половине 50-х годов, сам поэт предварял собой эпоху шестидесятников, того свободного поколения, которые говорили именно так самоуверенно и ясно.

Помимо этого эти люди и Твардовский в том числе, были преемниками Хэмингуэя, частично отголоски отношения к миру этого писателя слышатся и в строчках Твардовского, он говорит точно, сурово и честно. Сам Хэмингуэй говорил именно о писании правды, чтобы писатель писал только о чем действительно знает. Данное творческое кредо, своеобразный литературный завет видим и здесь: «Я это знаю лучше всех на свете.. знаю только я.»

Фиксация на личном опыте личном постижении действительности определяет отношение поэта к действительности и творческой задаче. Да, он «лишь смертный», но «за свое в ответе» и никто не может сказать данного ему. Причем речь не просто о каких-то словах, но именно о чем-то действительно ценном и постигнутым с трудом и усилиями.

Такое отношение определяет глубокий гуманизм по отношению к людям вообще, не только к поэтам. Ведь читатель тоже может поразмыслить и понять, действительно, вероятно, есть нечто данное только ему, возможно даже, только ему понятное, путь не такое значительное или не особенно интересное и заметное, но действительно известное, известное только ему. Поэт также настаивает на высказывании этого постижения, в каком-то смысле он не только говорит о личном отношении и намерении сказать «так, как я хочу», но и о возможности и потребности для каждого говорить, проявлять себя с ответственностью, с предварительным трудом и ясной оценкой, но проявлять, сказать, то чего не может быть сказано другими.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете по плану

  • Анализ стихотворения Памяти матери Твардовского

    Произведение является автобиографическим поэтическим циклом, в который входят четыре стихотворения, объединенные единой целостной картиной с общими названием и тематикой, посвященной жизненной судьбе матери поэта.