Урок по рассказу паустовского маленькая порция яда. Сочинение по тексту с досрочного егэ. По главе «маленькая порция яда» (суть писательства как призвания) (ЕГЭ по русскому)

Система персонажей в романе Лермонтова «Герой нашего времени» называется концетрической, поскольку все герои собираются вокруг главного – Печорина, и служат для него лишь неким фоном. Основной задачей каждого из них является не столько проявление собственных черт характера или чувств, сколько подчеркивание отдельных качеств Печорина.

Герои романа «Герой нашего времени»

Например, Казбич и Азамат в главе «Бэла» акцентируют внимание на том факте, что Печорину никто и ничего не нужно. Казбич и Азамат – цельные натуры, у них есть конкретная цель: получить коня. А у Печорина цели в жизни нет, он способен лишь переживать из-за неприятного общества.

Задача Максима Максимыча – подчеркнуть ум Печорина. Хотя этот герой довольно наблюдателен и внимателен (от его лица иногда ведется повествование), он не способен по-настоящему понять Печорина, поскольку он очевидно глупее него.

Доктор Вернер , который был секундантом на дуэли, оттеняет печоринское неумение дружить и быть верным. У Печорина нет друзей, поскольку ему никто не нужен. Он эгоистичен и высокомерен, он не способен на верность.

Здесь же стоит отметить образ офицера Вулича , с которым Печорин спорит о том, есть ли на том свете судьба (глава «Фаталист»). Вулич хочет застрелиться, но пистолет дает осечку; позже он все равно гибнет по вине пьяного, а Печорин обезвреживает этого преступника, спасая тем самым собственную жизнь. Следовательно, Вулич покорился своей судьбе, а суждено ему было погибнуть в этот день. Печорин же говорил ему, что судьбу можно переиграть. Выходит, что Вулич оттеняет непокорность Печорина судьбе.

Очень важны в романе женские образы: Вера, Бэла и княжна Мэри . Истории, связанные с ними, показывают, что Печорин уже не способен на настоящую любовь. Все три его романтических «приключения» заканчиваются очень печально: замужняя Вера покидает Печорина и уезжает вместе со своим мужем, Бэла умирает, а из-за ухаживаний за княжной Мэри между Печориным и Грушницким случается дуэль. Печорин убивает своего противника, и за это его ссылают в крепость. Таким образом, мы видим, что любовь буквально губит и самого Печорина, и любимых им женщин, и соперника (Грушницкого).

Образ Грушницкого в романе особенно интересен: он представляет собой своего рода пародийного двойника Печорина, и именно этим так его раздражает. Грушницкий козыряет тем, что для Печорина является позором – не желая обнародовать свой юный возраст, он, объясняя должность прапорщика, называет себя разжалованным; на самом же деле разжалован Печорин, и очень этого стыдится. Лермонтов делает вывод, что такого двойника необходимо уничтожить ради спокойного существования самого Печорина. Это и происходит на их дуэли.

Выстраивая систему персонажей таким образом, Лермонтов хотел как можно более разносторонне раскрыть характер своего главного героя. Второстепенные же персонажи - лишь средства для этого. Помимо использования второстепенных героев для раскрытия образа Печорина Лермонтов также использовал

Образ Георгия Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества.

Георгий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и… утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Георгий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Георгий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Георгий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» — третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Георгий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Георгий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Георгий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Георгий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Георгий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Описание внешности Печорина

Георгий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Георгий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! <…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Сколько лет Печорину

На момент действий в главе «Княжна Мэри» ему около двадцати пяти лет. Погибает Георгий в возрасте около тридцати лет, то есть ещё молодым.

Происхождение и общественное положение Печорина

Главный персонаж романа имеет дворянское происхождение, родился и вырос в Санкт-Петербурге.

Всю свою жизнь Георгий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком.

На протяжении всего произведения читатель может наблюдать, что герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Воспитание Печорина

Георгий Александрович получил исключительно светское воспитание.

Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

Большой роли родители в его жизни не играли.

По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образование Печорина

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Читателю даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Георгий занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Смерть Печорина в романе «Герой нашего времени»

О смерти героя читатель узнаёт из предисловия к его дневнику. Причина смерти остаётся нераскрытой. Известно лишь, что это произошло с ним по пути из Персии, когда ему было около тридцати лет.

Заключение

В данной работе мы кратко рассмотрели образ главного персонажа романа «Герой нашего времени». Характер и отношение к жизни героя остаются непонятными для читателя вплоть до эпизода, когда Печорин рассказывает о своём детстве.

Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако, каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознаёт её. Это разочарование оборачивается потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье героя.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

Написанный в 1840 году роман «Герой нашего времени», считается достойным литературным произведением. Михаил Юрьевич Лермонтов – автор романа, хотел передать нам атмосферу того противоречивого времени контрастов. Создатель произведения отобразил большинство недостатков и пороков тех времен, одновременно с достоинствами и силой одной личности.

Внешнее описание Г.А. Печорина в главе «Бэла»

Во всей первой главе описание и манера поведения Григория Александровича Печорина передана со слов пожилого штабс-капитана Максима Максимыча. По его воспоминаниям, Печорин был стройным молодым мужчиной. Явно просматривалось честолюбие и педантичность главного героя. Подтверждением этого будут следующие строки: «Он явился ко мне в полной форме… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Одновременно подчеркивается молодой возраст героя романа.

Особенности характера Григория Александровича Печорина в главе «Бэла»

В этой главе нет размышлений на тему осуждения эгоизма главного героя. Максим Максимыч – прямолинейный и добрый человек. Ему был непонятен внутренний мир Григория Александровича. Его давний друг ярко запомнился в памяти Максима Максимыча. Множество разносторонних черт характера Печорина удивили пожилого штабс-капитана. Он вспоминает о нем как о человеке незаурядных способностей и обладателя небывалого эгоизма и холодности к чужим чувствам. Максима Максимыча поразила сила и бесстрашие Печорина перед диким кабаном. Одновременно с этим неожиданный сквозняк и раскрывшиеся ставни могли перепугать главного героя до тряски. В большинстве своем Печорин мало говорил, но бывало у него такое настроение, что можно было часами хохотать над его рассказами. У Печорина было слишком внимательное отношение к своей тоске, которая часто настигала его при достижении тех или иных целей.

Григорий Александрович был умен, он много учился. В его молодом возрасте, имел большой опыт общения и отношений с барышнями высокого круга. Печорин мастерски умел прощупать внутренний мир любого человека и пользовался слабостями людей во имя своей игры в ненасытную жажду эмоций.

Отношение Печорина к Бэле

Бэла была дочерью местного князя на Кавказе. Но для Печорина она была молоденькой черкешенкой и дикаркой. Он с ненасытным вожделением смотрел на черноглазую красавицу. Ее сила духа стала причиной яркой вспышки страсти у Григория Александровича. По словам Максима Максимыча, девушка была достойнейшей представительницей слабого пола и полюбилась ему как родная дочь. Пожилой мужчина сразу почувствовал, что Печорин хочет воспользоваться юной красавицей. Его интуиция не подвела. Однако, Печорин смог отстоять свои позицию и отказал в просьбах вернуть Бэлу обратно ее отцу.

Вначале, Григорий Александрович был самым ласковым и щедрым мужем для южной девушки. Он подчинялся ее отказам. Со временем ему удалось растопить сердце Бэлы. Делал он это целенаправленно, он знал, что получит желаемый результат. Можно охарактеризовать Печорина как хладнокровного манипулятора. Как и предчувствовал Максим Максимыч, со временем герой романа охладел к несчастной девушке, которая полюбила его всем сердцем. Он перестал ее баловать и проводить с ней время. Девушка затосковала. Но, по словам друга Печорина, это не волновало ее возлюбленного. Он просто уезжал на долгое время. Непостоянная в своем выборе личность – Григорий. Он позволял своей скуке распоряжаться жизнями других людей.

В конце главы Бэла была убита. Штабс-капитан описывал состояние Печорина слишком спокойным и безразличным к случившемуся горю. Ни слезинки не блеснуло по щекам этого странного человека.

Печорин Григорий Александрович был весьма жестоким человеком, он любил, когда ему захватывало дух, но подобно спичке, перегорал, насытившись очередной победой. Нельзя сказать, что он был счастлив, потому как сам был не рад своей непостоянности.

Категории

Последние комментарии

  • О
  • ПРИВЕТ Я DANCILA Таня предприниматель, экономист, акционер многочисленных компаний и нефтяных, золотых и алмазных рудников по всему миру, в Европе, Азии и Африке. Предоставление возвратных кредитов нуждающимся. Воспользуйтесь моей быстрой ссудой и выберите своего нового партнера. Запланируйте личный заем на сумму от 2000 до 250 000 000 фунтов стерлингов. Сенсационная ставка по кредиту 3% в год. Поздний платеж: вы ничего не платите в течение первых 3 месяцев. Выбор момента для вашего баланса: Вы можете оплатить свой кредит сроком на 4 года. Финансирование вашего проекта на 100% Требуется смена банка. Вы быстро получите деньги всего за 48 часов, когда ваше быстрое кредитное соглашение станет окончательным. У вас есть возможность Модулируйте выплаты любого быстрого роста или падения кредита в течение 6 месяцев. В ожидании положительного ответа, пожалуйста, сделайте все возможное для рассмотрения. Вы можете извлечь выгоду страховка для вашего кредита. Для получения дополнительной информации вы можете связаться по электронной почте:
  • Боливия страна наркопритон. Наркоделие и наркоторговля. Наркосбыт и наркосырье. Смешная страна тупарей там дофига. Не сегодня так вчера убъют всех. Как в тот раз засунули фермера в лесопилку и живого смололи. Он им А..АА...ААА платил. Оплачивал. Боливия страна родина кокоина. Листик надо говорят жвать а там мозговое давление с ног сшибает. Комикадзе шли гремели гремучими газами. Мачетами истребляли наркоманов после очередного передоза в Боливию высаживают десант для проведения тактических учений в боевых условиях. Разрешели им наркосырье добывать лишь для облучения со спутника из космоса лазерным оружием и для создания плодородного ГМО. Хорошо их убивали словно опера какая то. Раньше прямые трансляции налаживать умели смотрели везде в Райсобесе в Школе в Универе везде о том как мачетами рубят наркодиллеров. Напрямую посмертные крики смертоноснейших наркоторговцев. А щас придурошный Обама с секретным видео об убийстве Бена Ладена не покажет ни кому да там смотреть нечего срок показа публике истек вот и пускай остается со своей видео низкого качества. Это же темнокожий наркосбытчик не дает культу Ладена упасть гераин в цене упал и культ упадет. Нож вставляют и добывают наркоту еще более дешево бесплатно пора уже вроде как красный ореол везде уходящий спектр может достать любого кончик только синий пики или заточки. Хорошо их громили оперно просто симфония какая то ой как они платили как они платили эту букву А..АА..ААА... Больно наверное наверно с утра забыли принять обезболивающего то... Особенно ветераны наркоманы на войне как на войне все уже окончились? Сокращение нервных орденов и медалей сиквестор. Но правда на гераине и опие. У них Бен Ладен главный. Боливар не выдержит двоих... Трих троих он выдерживает. После основного состава вылезли дурики купились на снятие Запрета они же запретами себе цену нагоняли они их эти запреты сами придумывали цену нагоняли. А щас запретов нет делай чего вздумается там и допоют свою Арию. Наркотики стали какие то не те все нарики жалуются да сработала таки орбитальная лазерная установка сработала таки и распыление изотопов сработало. Ни один дозиметр не определит. Да и жить учить больше не кому. А жить учить нужно в г++о++в++н++е. А то жизнь уведут и все а так и бежать то не куда. Жить учить собрались Хо..Хо...Хо. В Оперу немедленно в оперу.


Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Центр Образования № 162 Кировского района Санкт- Петербурга
Разбор Кима ЕГЭ по русскому языку (с объяснением)
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.
2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.
3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.
4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.
5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.
(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия..Пояснение.
Предложения 1, 3 и 5 либо искажают информацию, либо передают её не полностью.

Ответ: 2, 4.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

И хотя
Если
Даже
Как раз
Лишь бы
Пояснение.
В предложении сообщается о том, что городские жители имели участки, хоть и жили в городе.

Ответ: даже.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.
2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.
3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.
4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
Пояснение.
Верное значение - 1.

Ответ: 1.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ЗанятАдОнизуотдалАзвОнимжалюзИПояснение.
Неверное ударение в слове «звоним». Верно: звонИм.

Ответ: звоним.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.
ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.
Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.
Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.
ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.
Пояснение.
Ошибка в паре надел-одел. Одевать можно только кого-то. Следует говорить: надел.

Ответ: надел.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

У ИХ сестры
пить из БЛЮДЦЕВ
нет САПОГ
ещё БОГАЧЕ
около ПЯТИСОТ человек
Пояснение.
Ошибка допущена в слове «блюдцев». Верно говорить: блюдец.

Ответ: блюдец.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.
2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.
4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.
6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.
7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.
8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.
9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.


A Б В Г Д

Пояснение.
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 2 состоит в том, что при подлежащем ВСЕ сказуемое должно всегда стоять во множественном числе.
Приведём верное написание: Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз былИ удивленЫ яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
Пункт правила 7.3.1
Правило

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 5 состоит в том, что что после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа ЧЕМУ? и ни в какой другой.
Приведём верное написание: Вопреки рекомендациЯМ врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.
Пункт правила 7.7.1
Правило

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 3 состоит в том, что действие, обозначенное деепричастием «находясь», соотносится со сказуемым, выраженным возвратным глаголом, к таким сказуемым деепричастный оборот прикреплять нельзя. Нужно полностью перестроить предложение.
Предложение можно перестроить так: Когда находишься низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.
Пункт правила 7.8.2 ТИП 3
Правило

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 7 состоит в том, что при передаче косвенной речи употреблён лишний союз. Вопросительное предложение можно построить так:
Приведём верное написание: Я с удивлением спросил, где же крепость.
Пункт правила 7.9.3
Правило

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 8 состоит в том, что части двойного союза «потерялись». Необходимо помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы:
Приведём верное написание: В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, НО И угодничество и подхалимство.
Пункт правила 7.6.3
Правило

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д
2 5 3 7 8
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Проб..ратьсяг..рдитьсявелос..педнац..ональныйадр..совать
Пояснение.
Определим слово, в котором пропущена безударная чередующаяся корня. Выпишем это слово, вставив пропущенную букву.

ПробИраться-ЧГ
гОрдиться-ПГ, гОрдыйвелосИпед-НГ
нацИональный-НГ
адрЕсовать-НГ

Чередующаяся гласная в корне слова пробираться проверяется правилом чередующихся корней БИР/БЕР.

Ответ: пробираться.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

О..дал, по..черкнул
пр..крепил, пр..града
и..терзанный, ра..жёг
поз..вчера, р..зобралза..грал, под..скатьПояснение.
Определим ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишем эти слова, вставив пропущенную букву.

ОТдал, поДчеркнулпрИкрепил, прЕградаиСтерзанный, раЗжёгпозАвчера, рАзобралзаИграл, подЫскать
Ответ: позавчера разобрал.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Врач..ватьрасстра..ватьсяудва..ватьсянезатейл..вый
улыбч..вый
Пояснение.
Выпишем слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ВрачЕвать-так как враЧУЮрасстраИваться-так как расстраИВАюсьудваИваться-так как удваИВАюсьнезатейлИвый-есть краткая форма, незатейлИВулыбчИвый-есть краткая форма, улыбЧИВ
Ответ: врачевать.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Суш..шьвыстел..шьвыскоч..шьнезавис..мыйнакорм..шьПояснение.
Зависящие от спряжения глаголаЗависящие от инфинитива
Личные окончания Причастия настоящего времени действительные Причастия настоящего времени страдательные Причастия прошедшего времени действительные Причастия прошедшего времени страдательные
сушишь 2 спр.
выстелешь 1 спр.
выскочишь 2 спр.
накормишь 2 спр. независИМый от зависЕТЬ,2 спр.
Ответ: выстелешь.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
Пояснение.
Определим предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем это слово.

М. Горький получал каждый день НЕ МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
НЕ СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть НЕ ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Ответ: неправильные.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.
(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
Пояснение.
Определим предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем эти два слова.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗАЧЕМ она пришла.
ПО ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он ВО ВСЁМ привык быть первым.
Озеро Белое ОТТОГО и прелестно, что ВОКРУГ него – густая разнообразная растительность.
Трудно даже представить, ЧТО БЫ со мной случилось, ЕСЛИ БЫ пароход опоздал.
ПО ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, НАСКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

Ответ: оттого и вокруг.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.
Пояснение.
В некоторых картинах Рембрандта есть подлиННая праздничность: даже затенёННые силуэты людей наполнеНы теплом и дыханием светотени.

Наполнены- краткое причастие;
подлиННая- прилагательное, исконно от слово длина;
затенёННые - полное страдательное причастие.

Ответ: 3.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.
2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.
4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.
5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
Пояснение.
Расставим знаки препинания. Укажем два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишем номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них. Повторяющийся союз «или».
2) {У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память}, и {смеющегося священника он написал именно по памяти}. ССП
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега. Два разных ряда однородных членов.
4) Я с волнением осматривал и дом, и картины в нём, и его обитателей. Две запятых при повторяющихся союзах.
5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. Два разных ряда однородных членов.

Ответ: 1, 2.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
Пояснение.
Все события, обдуманные и пережитые Ф.И. Тютчевым, облекались им в художественные образы, поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Два обособленных причастных оборота: оба стоят после главного слова по схеме ГС+ПО.
Зпт 2 не ставится между однородными определениями.

Ответ: 1, 3, 4.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.
Пояснение.
Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль, конечно, главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги, по воспоминаниям современников, он записал в восемнадцать лет.
Оба с/чет вводные.

Ответ: 1, 2, 3, 4.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А. С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.
Пояснение.
А. С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута какого? (гостиница которого в то время считалась самой знаменитой в Петербурге).

Ответ: 1.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.
Пояснение.
[Сергеев вышел на берег, но (когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца), то вдруг пронзительно и ясно ощутил], (как далеко от него Родина).
Запятая 2 не ставится по правилу БП 6 (см. правило к заданию).
ЗПТ 1 перед ставится при однородных членах.
Ответ: 1, 3, 4.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.
2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.
3) В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.
4) Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.
5) Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.
(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.
(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.
– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!
– (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.
– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.
– (20)Но я уже писал... и печатался.
– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.
(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.
– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.
– (46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.
– (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?
(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.
(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.
(по К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др.Пояснение.
Содержанию текста соответствуют высказывания под номерами 3, 4, 5.

Высказывание под номером 3 подтверждается предложениями текста №1, №7: дядя Коля и тётя Маруся вполне могут быть родственниками.
Высказывание под номером 4 подтверждается предложениями текста №10, №15: аптекарь, обращаясь к рассказчику, сообщает нам, что рассказчик окончил гимназию и собирается поступать в университет, а сам рассказчик - что собирается стать писателем.
Высказывание под номером 5 подтверждается предложениями из текста под номерами 26-43.
Не соответствует содержанию текста высказывание под номером 1, ведь в тексте не сказано, что Лазарь Борисович печатал свои произведения.
Не соответствует содержанию текста высказывание под номером 2, ведь рассказчик убеждается в правоте аптекаря, о чем свидетельствует предложение №52.

Задание не совсем корректно, так как высказывание под номером 3 может быть истолковано по-разному: с одной стороны, дядя Коля и тётя Маруся вполне могут быть родственниками, с другой, дядей и тётей рассказчик может называть людей, старше себя по возрасту.

Ответ: 3, 4, 5
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.
2) В предложениях 7–9 содержится описание.
3) Предложения 30–32 содержат рассуждение.
4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 55, 56 содержится рассуждение.
Пояснение.
Укажем номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека. Да.
2) В предложениях 7–9 содержится описание. Нет, это повествование.
3) Предложения 30–32 содержат рассуждение. Да.
4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию. Нет.
5) В предложениях 55, 56 содержится рассуждение. Да.

Ответ: 1, 3, 5.
22. Из предложений 1–6 выпишите фразеологизм.
Пояснение.
3) С первого взгляда это был довольно странный аптекарь.

Ответ: с первого взгляда.
23. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Пояснение.
(4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. Притяжательное местоимение его в предложении 5 относится к слову он в предложении 4.

Ответ: 5.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:
1) ряд однородных членов

3) ирония
4) вводные слова
5) литота
6) метафора

8) противопоставление
9) эпитет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г

Пояснение.
«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А) эпитеты («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б) метафора жизнь пропитала (предложение 39), приём – (В) противопоставление (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) восклицательные предложения (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) вопросительные предложения
3) ирония
4) вводные слова
5) литота
6) метафора
7) восклицательные предложения
8) противопоставление
9) эпитет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г
9 6 8 7
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
Основные проблемы Позиция автора
1.Суть писательства как призвания
(В чём заключается суть работы писателя?)1. Профессия писателя есть утверждение жизни «всюду и всегда до конца своих дней»
2. Проблема личности писателя. (Каким должен быть настоящий писатель?) 2. Писатель должен много работать, пренебрегая славой, и понимать жизнь во всех её проявлениях, быть буквально пропитанным ею, чтобы суметь донести всю самое нужное и в «известных дозах» людям