Степан щипачев о любви. Степан щипачев - почти забытый поэт

Степа́н Петро́вич Щипачёв (1899-1980), советский поэт, лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член РКП(б) с 1919 года.

Биография

С. П. Щипачёв родился 1898 года в деревне Щипачи (ныне Богдановичского городского округа Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913-1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В 1919-1921 годах служил в РККА. В 1922-1931 годах был преподавателем в военных учебных заведениях, редактором журнала «Красноармеец» (1929-1931). Один из основателей ЛОКАФ в 1930. В 1931-1934 годах был слушателем Института красной профессуры, окончил литературное отделение Института. В 1937-1941 годах поэт снова на редакционной работе.

Литературной деятельностью занимался с 1919 года. Опубликовал свыше 20 сборников своих произведений. Много стихов опубликовано в периодической печати. Писал стихи о любви, о природе, однако наиболее известен гражданской лирикой.

Член правления СП СССР, председатель секции поэтов. Неоднократно бывал за границей представителем советской писательской общественности.

В 1960 году активно выступал против запрета на выезд за границу Е. А. Евтушенко .

Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове. Также известен как автор погромной статьи в «Литературной газете» против Солженицына , озаглавленной «Конец литературного власовца»: Начало цитаты«…Сколько чёрных слов находит он, чтобы принизить, оболгать нашу страну, являющуюся светом, надеждой человечества, чтобы забросать грязью её славу, её идеал».

В юности он приноравливался к поэтике «Кузницы» с её космическим гиперболизмом, более поздняя его лирика отличается скорее уходом от громогласной декламации и пустой патетики. И хотя тематически его поэзия не выходит за рамки обычного воспевания коммунизма, отечества и счастливого будущего, вся эта программа связывается в ней с мотивами природы и любви, позднее - также старения. Особенно в поздние сталинские времена Щипачёв выделялся на общем фоне благодаря этим первоначальным лирическим элементам в своей поэзии. Большей частью его стихи ограничены развитием одной какой-нибудь простой мысли, его сентенции звучат несколько банально. Короткие стихи Щипачёва снискали большее признание, чем его поэмы: благодаря их лаконичности меньше ощущается недостаточная музыкальность поэта и скупой запас слов.

Семья

  • Виктор
    • его супруга - приёмная внучка Эренбурга Фаня
    • дочь - Ирина
  • Ливий - (4 августа 1926 - 21 января 2001). После художественной школы для особо одаренных детей окончил Институт им. Сурикова. Член Союза Художников. Его работы находятся в картинных галереях многих городов России, в том числе в Третьяковской галерее, а также в зарубежных собраниях.
    В детстве сыграл роль Тимура в знаменитых советских фильмах Тимур и его команда и Клятва Тимура

Сочинения

Сборники стихов

  • «По курганам веков», 1923
  • «Одна шестая», 1931
  • «Фронтовые стихи» (1942)
  • «Строки любви» (1945)
  • «Славен труд» (1947),
  • Сборник «Стихотворения» (1948)
  • «Ладонь», 1964
  • «Товарищам по жизни» (1972)
  • «Синева России», 1976
  • «У горизонта», 1982

Поэмы:

  • «Домик в Шушенском» (1944) о В. И. Ленине,
  • «Павлик Морозов» (1950),
  • «12 месяцев вокруг Солнца» (1969)

Повесть:

  • «Берёзовый сок» (1956)

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1949) - за сборник стихотворений (1948)
  • Сталинская премия первой степени (1951) - за поэму «Павлик Морозов» (1950)
  • орден Ленина (1967)
  • орден Трудового Красного Знамени (1959)
  • орден Дружбы народов (1979)
  • орден Красной звезды (1945)

Стихотворение

Одно из самых известных его стихотворных произведений - «Пионерский галстук».

Как повяжешь галстук,

Береги его:

Он ведь с красным знаменем

Цвета одного.

А под этим знаменем

В бой идут бойцы,

За отчизну бьются

Братья и отцы.

Как повяжешь галстук,

Ты - светлей лицом…

На скольких ребятах

Он пробит свинцом!..

Пионерский галстук -

Нет его родней!

Он от юной крови

Стал ещё красней.

Как повяжешь галстук,

Береги его:

Он ведь с красным знаменем

В феврале камышловские поэты и прозаики - члены литературного сообщества «Литературный четверг» - собрались в музее у камина, чтобы почитать стихи и поговорить о творчестве поэта- земляка С.П. Щипачёва.

Как повяжешь галстук...

Работники детской библиотеки Л.Н. Южакова и A.A. Окладникова познакомили собравшихся с фактами из жизни поэта, сопровождая рассказ демонстрацией фотографий, рукописей, сборников его произведений. Проникновенно и выразительно читали они стихи. О.В. Нифонтова рассказала о М.Ю. Лермонтове. Он был кумиром Степана Петровича.

Стихи Лермонтова поэт услышал в школе. В программу церковно-приходских школ входила его поэма «Бородино», и мальчик был очарован её слогом и содержанием. «Стихи по-настоящему полюбились мне во втором классе, а вернее, с того дня, когда учительница прочитала нам «Бородино». Слушал я его, вытянув шею и затаив дыхание», - пишет он в автобиографической повести «Берёзовый сок». Так что можно сказать, поэзия Лермонтова сыграла определённую роль в формировании поэта Щипачёва.

Надо было видеть, с каким удовольствием собравшиеся читали любимые стихи поэта, а они нашлись у каждого. С.Е. Садовская, постоянный читатель и автор «ЛЧ», принесла сборник стихов поэта, который сопровождает её на протяжении полувека. Был он с ней в студенческие годы, был в более зрелые, и всегда в нём можно было найти стихотворение, соответствующее состоянию души. В день нашей встречи Светлана Евгеньевна прочитала всем знакомое, ставшее хрестоматийным, стихотворение «Пионерский галстук».

Как повяжешь галстук,
Береги его.
Он ведь с нашим знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За Отчизну бьются
Братья и отцы...
Как повяжешь галстук,
Ты светлей лицом.
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..

Она принесла с собой пионерский галстук, торжественно повязала его на шею юной участнице встречи Наташе Минькашовой из Баранниковской школы и посоветовала беречь его как символ истории нашей Родины. Татьяна Борисовна Новикова напомнила собравшимся пронзительные строки стихотворения «22 июня 1941 года». Так кратко, так ёмко, так зримо нарисовать последний мирный рассвет, наверное, удалось только ему, нашему Степану Петровичу.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром
и войной
Всего каких-то пять минут
осталось!

Интересно и взволнованно говорил о поэзии Щипачёва В.Т. Сысюк. Он не раз был на встречах с поэтом, когда тот приезжал в Камышлов, сделал ряд уникальных снимков. Несколько из них находятся в музее поэта в Богдановиче. З.И. Сысюк, тоже участница нашей встречи, писала репортажи о встречах с поэтом и интервью с ним. Он приезжал в город в 50-е, 60-е и 70-е годы XX столетия. Где-то в последние годы произошла в Камышлове и эта удивительная встреча, о которой я расскажу ниже.

А тайна жила в нашем городе

В стихах поэтов часто заключена какая-то тайна. То мы видим инициалы чьего-то имени в начале произведения, то таинственное «Тебе», а иногда поэт обходится без заголовков, просто обращаясь в стихотворении к кому-то, нам неизвестному и загадочному. Есть такие стихи и у Щипачёва.
Русый ветер, какой ты
счастливый!
Эх ты, ветрена голова!
У тебя для березки, для ивы
Одинаковы нежны слова.
Русый ветер, какой ты счастливый!
А вот я, словно кто приковал,
Об одной, о далекой, красивой,
Столько лет тосковал!

Стихотворение датировано 1926 годом (а первый сборник вышел у него в Крыму в 1923 году. Поэту тог¬да не было и 25 лет. А в 27 лет он пишет «о далёкой, красивой»).

Тайна открылась в 1963 году. Ну, давайте начнём вот с этого. Зал клуба «40 лет октября». Встреча с поэтом-земляком закончилась. Все приобретают книги Щипачёва, стоят к нему в очередь за автографом. Он приветлив, внимателен. Не просто пишет пожелания, спрашивает, кому подписать книгу. Вот подошла к нему уже пожилая женщина, простое, открытое лицо, добрый взгляд, светлая улыбка
- Напишите Ирине Николаевне, можно просто Лине Савёлковой, - говорит она.
Степан Петрович поднимает глаза.
-Лине?!
Она улыбается.
Конечно, Лина, сейчас уже бабушка Лина. Это она-далёкая, красивая, та, о которой тосковал... Столько лет тосковал! Он любил её, и дело шло к сватовству, но не дошло. Отец Лины - зажиточный крестьянин, узнав о симпатии дочери, заявил: «Да у них верёвок не хватит, чтобы все твои юбки развесить...» Воля родителя - закон. Ирина и Степан расстались. А время было неспокойное. Война, ре-волюция. Как большинство молодых людей, Степан был мобилизован в армию. Служил у белых, потом перебежал в Чапаевскую дивизию. Мелькают новые места, люди, лица. Вот он уже учится в Оренбурге, затем в Москве в высшей военно-педагогической школе, по окончании преподаёт историю в военных училищах Крыма. И всё это время помнит её.

Весь текст - в файле

Елена Флягина.

7.1.1899 - 1.1.1980

Страна: Россия

Степан Петрович Щипачёв (1899-1980), советский поэт, лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член РКП(б) с 1919 года.
С. П. Щипачёв родился 26 декабря 1898 (7 января 1899) года в деревне Щипачи (ныне Богдановичского городского округа Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913-1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В 1919-1921 годах служил в РККА. В 1922-1931 годах был преподавателем в военных учебных заведениях, редактором журнала «Красноармеец» (1929-1931). Один из основателей ЛОКАФ в 1930. В 1931-1934 годах был слушателем Института красной профессуры, окончил литературное отделение Института. В 1937-1941 годах поэт снова на редакционной работе.
Литературной деятельностью занимался с 1919 года. Опубликовал свыше 20 сборников своих произведений. Много стихов опубликовано в периодической печати. Писал стихи о любви, о природе, однако наиболее известен гражданской лирикой.
Член правления СП СССР, председатель секции поэтов. Неоднократно бывал за границей представителем советской писательской общественности.
В 1960 году активно выступал против запрета на выезд за границу Е. А. Евтушенко.
Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове. Также известен как автор погромной статьи в «Литературной газете» против Солженицына, озаглавленной «Конец литературного власовца»:
«…Сколько чёрных слов находит он, чтобы принизить, оболгать нашу страну, являющуюся светом, надеждой человечества, чтобы забросать грязью её славу, её идеал».
- «Литературная газета», 20.02.1974 г.
С. П. Щипачёв умер 1 января 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В юности он приноравливался к поэтике «Кузницы» с её космическим гиперболизмом, более поздняя его лирика отличается скорее уходом от громогласной декламации и пустой патетики. И хотя тематически его поэзия не выходит за рамки обычного воспевания коммунизма, отечества и счастливого будущего, вся эта программа связывается в ней с мотивами природы и любви, позднее - также старения. Особенно в поздние сталинские времена Щипачёв выделялся на общем фоне благодаря этим первоначальным лирическим элементам в своей поэзии. Большей частью его стихи ограничены развитием одной какой-нибудь простой мысли, его сентенции звучат несколько банально. Короткие стихи Щипачёва снискали большее признание, чем его поэмы: благодаря их лаконичности меньше ощущается недостаточная музыкальность поэта и скупой запас слов.

Мало кто сегодня помнит имя поэта Степана Петровича Щипачева. Однако для поколения советских граждан 40-50-х годов он был так же известен, как А. Твардовский или К. Симонов. Его стихи читали, учили наизусть, переписывали в тетрадки. О жизни и творчестве почти забытого поэта будет этот рассказ.

Биография

Родился Степан Щипачев в 1899 году в семье бедного крестьянина из деревни Щипачи Екатеринбургской губернии. Он был младшим ребенком в семье. Когда умер его отец, Степану едва исполнилось четыре года. Вместе с бабушкой он ходил по соседским дворам собирать милостыню. Став постарше, пошел работать: нанимался батраком на служил на приисках и в лавке скобяных изделий.

В 1917 году Щипачев вступил в ряды Красной Армии. В 1921 г. окончил военную школу, после чего некоторое время преподавал военным обществознание. Параллельно он увлекся литературной работой, служил редактором журнала «Красноармеец», писал стихи, к чему с юных лет имел большую склонность.

В начале 1930-х годов Степан Щипачев получил литературное образование. И с тех пор занимался исключительно литературной деятельностью.

Путь в литературу

Степан Щипачев, биография которого была нетипичной для поэтов и писателей начала XX века, позже признавался, что полюбил стихи еще в детские годы, когда посещал церковноприходскую школу. Он рассказывал, как однажды учитель прочел на уроке стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Это произведение так взволновало душу ребенка, что он несколько дней был под впечатлением. Тогда Степан и решил, что будет писать стихи.

В последующие годы он много работал над стихосложением, оттачивал свой стиль, искал собственные рифмы. В 1923 году Степан Щипачев опубликовал свой дебютный сборник стихов, который назывался «По курганам веков». Маленькая книжка всего в 15 страниц с ранними, еще неумелыми стихами стала для автора первым шагом на пути в большую литературу.

Книги

После окончания института Степан Щипачев в своем творчестве стал тяготеть к лирическим темам. В этот период написаны книги «Лирика» и «Под небом Родины моей».

В годы ВОВ Щипачев вновь надел военную форму. Он принимал участие в операции по освобождению западных районов Украины, позднее был задействован в создании фронтовых газет и листовок. В этот период его стихи приобрели яркие патриотические интонации и одновременно интимно-лирические. Два главных сборника этого времени - «Фронтовые стихи» (1942) и «Строки любви» (1945).

«Строки любви»

Степан Щипачев, стихи которого принято относить к разделу гражданской поэзии, был тем не менее мастером и в области любовной лирики. Его сборник со скромным названием «Строки любви» появился в продаже в мае 1945 года. 45 стихотворений о чувстве, понятном и знакомом каждому, моментально прославили автора. Его строками признавались в любви парни и девушки 50-х годов, настолько они были просты и искренни.

Работу над этим сборником Щипачев Степан Петрович продолжал всю жизнь, в результате чего книга увеличилась почти в четыре раза. В последнем издании в состав сборника входило уже 175 стихотворений.

В советской литературе культивировался особый тип героя, трудолюбивого, умелого, патриотичного. Благодаря стихам Щипачева этот герой стал более живым и человечным. Стало понятно, что и советский гражданин умеет чувствовать, может влюбляться, радоваться и печалиться, надеяться и искать свое счастье.

ЩИПАЧЁВ, Степан Петрович [р. 26.XII.1898 (7.I.1899), деревня Щипачи, ныне Камышловского района Свердловской области] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1919. Сын крестьянина, рано осиротевший, с 9 лет узнал труд батрака, рабочего на приисках.

Весной 1917 был призван в армию. С начала 1919 до 1931 - в Красной Армии; стихи Щипачёва печатались в местных газетах, листовках. В 1934 Щипачёв окончил литературное отделение Института Красной профессуры. Первый сборник его стихов «По курганам веков» (1923) наполнен космической патетикой («космориторикой», по его собственному определению). Декларативны и сборники «Одна шестая» (1931) и «Наперекор границам» (1932). Стихи Щипачёва в эти годы публиковались чаще всего в журнале «ЛОКАФ» (позднее «Знамя»).

В середине 30-х годов впервые зазвучала в поэзии Щипачёва лирическая интонация. Лучшие сборники этих лет - «Под небом Родины моей» (1937) и «Лирика» (1939). Унаследовав от русской классической поэзии песенность стиха, Щипачёв придал новое, современное звучание темам природы и любви (стихи «Признание» , «Елена» , «Июль» и др.). В 1939 Щипачёв - участник освобождения Западной Украины; с началом Великой Отечественной войны - сотрудник фронтовой печати. В стихах и поэмах этого времени лирическое начало сливается с героическим (сборник «Фронтовые стихи», 1942); поэт воссоздаёт образ Родины, образ В. И. Ленина (поэма «Домик в Шушенском» , 1944). В послевоенные годы появились такие известные произведения Щипачёва, как сборник «Стихотворения» (1948; Гос. премия СССР, 1949), поэма «Павлик Морозов» (1950; Гос. премия СССР, 1951), прозаическач повесть о детстве «Берёзовый сок» (1956). В поэмах «Наследник» (1965), «Звездочёт» , «Сцена - шар земной» (обе - 1967), «Песнь о Москве» (1968), «12 месяцев вокруг Солнца» (1969) поэтический рассказ о прошлом перерастает в гимн сегодняшним свершениям. Новые стихи Щипачёва, насыщенные гражданскими мотивами, философскими раздумьями, проникнутые острым интересом к внутреннему миру человека, к окружающему, вошли в его книгу «Товарищам по жизни» (1972). Произведения Щипачёва, пользующиеся большой популярностью у советского читателя, переведены на иностранные языки и языки народов СССР. В 1959-63 Щипачёв - председатель Президиума Московского отделения СП РСФСР.

Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1970; Строки любви, М., 1967; Трудная отрада. Проза, М., 1972; Русый ветер, М., 1972.

Лит.: Дементьев Валерий, Степан Щипачёв. Очерк жизни и творчества, М., 1956; его же, Сад под ливнем. Лирика Степана Щипачёва, М., 1970; Бабенышева С., Степан Щипачёв. Критико-биографич. очерк, М., 1957.

Л. П. Печко

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

Из автобиографии

Родился я в 1899 году в Зауралье, в деревне Щипачи, в семье крестьянина-бедняка. Отец умер, когда мне было года четыре. Мать осталась с кучей детей. Я был самым младшим. Жить стало трудно. Бабушке пришлось ходить со мной по дворам просить милостыню. Подростком батрачил, работал на асбестовых приисках.

Стихи я полюбил ещё в церковноприходской школе. Помню, учительница, перед тем как задать учить стихотворение «Бородино» , прочитала его вслух. Оно ошеломило меня. Несколько дней я ходил как оглушённый, твердя его наизусть. Может быть, тогда и запала в мою душу первая искорка поэтического волнения.

В мае 1917 года меня призвали в армию. Служил рядовым в городе Глазове, где вскоре сблизился с большевиками: прапорщиком М. В. Драгуновым и студентом И. В. Поповым. В годы гражданской войны участвовал в боях с уральскими белоказаками. Весной 1921 года окончил кавалерийскую школу в городе Оренбурге, вслед за этим - педагогические курсы в Москве, после чего несколько лет преподавал обществоведение в военных школах: в Крыму, на Украине, наконец, в Москве. Не переставал упорно работать над стихами.

В 1930 году было создано литературное объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ), в организации и работе которого я принимал активное участие.

Осенью 1931 года я поступил в Институт красной профессуры на литературно-творческое отделение. Впервые за много лет я сменил военную форму на гражданский костюм. Но чувство благодарности навсегда связало меня с нашей армией.

Долгие годы мои стихи губила риторика, но к середине 30-х годов у меня всё чаще стали появляться лирические стихотворения. Была написана поэма «Еланин» . В целом она не получилась и не была напечатана, но многие лирические её места оказались жизнеспособными и впоследствии стали существовать как отдельные самостоятельные произведения. Это окончательно определило меня как лирика.

Наибольшие удачи мне принёс 1938 год. Тогда я написал больше двадцати лирических стихотворений. В 1939 году эти стихи вышли отдельной книгой. В журналах стали появляться новые вещи этого плана. Обо мне дружно заговорила критика. Откликнулись и некоторые писатели. Особенно порадовало меня письмо А. Н. Толстого. Лестно отозвавшись о моей работе, он добавлял: «Живите и думайте по-своему. Поэзия - это редкая удача».

Осенью 1939 года я участвовал в освободительном походе нашей армии в Западную Украину. В годы Великой Отечественной войны всё время был связан с военной печатью. Летом в 1944 году написал поэму о Ленине «Домик в Шушенском» , немного позднее - поэму «Павлик Морозов» .

Особенно плодотворными в моей работе были 60-е годы. Появились за это время сборники «Думы», «Ладонь», «Красные листья», поэмы «Наследник» , «Звездочёт» , «Песнь о Москве» и др. Вот, пожалуй, и всё. Хочется напомнить ещё о повести «Берёзовый сок», в которой я рассказал о своём детстве.

[Русские поэты. Антология в четырёх томах. Москва, «Детская Литература», 1968]