Что значит успешная сдача егэ. Как сдать ЕГЭ на «отлично»? Полезные советы. Как сдать ЕГЭ выпускнику прошлых лет

Если бы курица понимала человеческую речь, она бы сильно обиделась, услышав, что с её лапой сравнивают руку того, кто пишет некрасиво и неаккуратно. Но не стоит обижать или осуждать и ребёнка, который не умеет писать красиво.

Каллиграфия – это мастерство

Писать буквы сами по себе, теоретически, может абсолютно любой человек, можно даже научить этому некоторых животных (обезьян, слонов). Однако писать красиво – умение совсем другого рода. Аккуратный почерк вырабатывается долго и упорно, а у некоторых (а в наше время – у большинства людей!) не вырабатывается вообще. « » в школе вообще уделяется слишком мало внимания, и с каждым годом всё меньше: это становится неактуальным, в отличие, например, от умения . Однако оценки за плохой продолжают снижать, что выглядит несправедливо.

Справиться с этой несправедливостью родители могут самостоятельно, занимаясь со своими детьми. Несмотря на то, что выработка красивого почерка – занятие сложное, добиться успеха вполне реально при надлежащем терпении.

Начните занятия как можно раньше

Многие специалисты говорят, что вырабатывать правильный почерк у детей нужно как можно раньше – желательно даже с трёхлетнего возраста. Однако другие возражают, напоминая, что рука малыша в этом возрасте ещё физиологически не подготовлена к письму; к тому же правила написания букв знакомы не всем родителям, да и стандарты по этой части меняются: так, в середине 90-х в школьных прописях появились новые образцы, более упрощённые, чем классический письменный шрифт. Многие учителя в то время не приняли новшеств и продолжали обучать детей по прежнему стандарту.

Однако именно с трёх лет необходимо тренировать руку ребёнка, подготавливая её к письму. И для этого не нужно его учить писать буквы. Необходимо научить его рисовать простые фигуры: круги, линии, треугольники, петельки и др. Пусть рисует всё, что угодно, это тренирует не только моторику рук и пальцев, но и развивает фантазию, образное мышление, знакомит с фигурами, формами и цветами. В более позднем возрасте можно приступать и к написанию букв.

Рукоделие

Тренировка – один из самых важных факторов при обучении письму. Способов развивать руку великое множество, и здесь можно привести только некоторые:

  • ­ завязывание шнурков, застёгивание пуговиц; двигать пальцами в этих занятиях нужно ловко и аккуратно;
  • раскрашивание и занятия штрихованием;
  • рисование различными способами – как традиционными (карандашами, красками, фломастерами, ручкой), так и нетрадиционными (на гречке, муке и др.);
  • складывание оригами, собирание пазлов, конструкторов, мозаика, лепка из пластилина;
  • бисероплетение, вышивание, вязание, вырезание ножницами деталей и изготовление аппликаций;
  • игра на гитаре и других подобных музыкальных инструментах.

Замечено, что у детей (да и взрослых), увлекающихся этими видами деятельности, почерк становится значительно лучше. Эти увлечения также сказываются на интеллектуальном развитии детей – они становятся умнее, сообразительнее, в будущем им легче освоить профессиональные навыки.

Высокая интеллектуальность населения характерна для стран Юго-Восточной Азии, в которых пишут иероглифами. Освоить их написание – задача достаточно сложная, требующая не только терпения и памяти, но и сообразительности. В прежнее время популярной была и каллиграфия в качестве отдельного искусства. В наше время каллиграфия – выписывание иероглифов — не пользуется популярностью в Японии, Китае и Корее, однако по-прежнему востребована во Вьетнаме, несмотря на то, что вьетнамский язык уже давным-давно использует латиницу: в быту вьетнамцы увлекаются красивым и живописным выписыванием иероглифов и посещают специальные курсы.

Как сидеть и что держать в руках

Для выработки красивого почерка немаловажно придерживаться определённых правил. Это касается осанки и расположения письменных принадлежностей.

  • Спина при посадке должна быть прямая, локти должны лежать на столе.
  • Подходящей должна быть высота письменного стола.
  • Тетрадь обязательно должна быть наклонена под углом 25 градусов к краю стола; это правило, к сожалению, сегодня практически не соблюдается, даже в школах столешницы парт горизонтальные, однако в советское время школьные парты производились наклонными. Старшее поколение помнит и парты, сопряжённые со скамьёй: в них строго выдержаны и наклон столешницы, и расстояние от парты до ученика.

Свои правила существуют для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были трёхгранными, поскольку такая форма удобнее. Сейчас производятся и ручки со специальными углублениями под пальцы.

Кстати, относительно шариковых и перьевых ручек споры продолжаются до сих пор. Кто-то заметил, что после внедрения шариковых ручек и отказа от перьевых у учеников массово начал ухудшаться почерк. Дело в том, что перьевой ручкой писать трудно, необходимо старательно выводить каждый элемент и почаще макать в чернильницу, из-за чего почерк формируется особенно тщательно; в то же время шариковые и гелевые авторучки с их быстрым и постоянным написанием освобождают пишущего от необходимости старательно выводить буквы. Так или иначе, но в некоторых европейских странах школьники и сегодня, в начале XXI столетия, могут пользоваться только перьевыми ручками.

Необходимо следить и за тем, как ребёнок держит ручку в руках. Она должна лежать на передней фаланге среднего пальца и придерживаться большим и указательным. Наклон руки и ручки тоже должен быть правильным: переучиваться в позднем возрасте будет трудно. Как правило, у правши ручка должна быть наклонена в сторону письма, а у левши – в противоположную сторону.

Некоторые родители до сих пор считают, что левшей обязательно нужно переучивать. Для чего – адекватного ответа они дать не могут: причиной тому либо суеверия, либо смутное осознание того, что писать левой рукой «неправильно». На самом деле переучивание – грубая ошибка. Ребёнок должен писать той рукой, которой ему удобно. Никакой разницы в мышлении между «левшами» и «правшами» не существует.

Для выработки почерка следует запастись школьными тетрадями в узкую косую линейку, а также прописями – с пунктирными линиями и без них.

Не следует спешить

Поспешишь – людей насмешишь. В том числе и почерком. Никогда нельзя торопить ребёнка, севшего заниматься письмом или рисованием. Правильные движения пальцами он первое время будет выполнять очень медленно, ведь необходимые автоматизмы ещё не сформировались. Ребёнок сам почувствует, когда ему можно увеличить скорость письма. А если вы будете его торопить, то занятия пользы не принесут и его почерк так и останется неаккуратным.

Заниматься следует ежедневно, хотя бы по 15 – 30 минут в день. В перерывах между занятиями ребёнок должен отдыхать, чтобы рука и глаза не переутомлялись. Наконец, не стоит заставлять его заниматься, если он сам не хочет: занятия через силу будут неэффективными, вы только зря потратите время и нервы. Вообще заниматься каллиграфией, как и другими делами, требующими терпеливой и монотонной работы, следует в спокойном и уравновешенном состоянии, когда ничего не мешает углубиться в процесс и сосредоточиться на исправлении мелких недостатков.

Инструкция

Приобретите дополнительную литературу для подготовки к ЕГЭ . Не покупайте первые попавшиеся учебники. Лучше внимательно изучите их в магазине – понятным ли языком там информация, какого года выпуск вы держите в руках, доступно ли авторы объясняют решение, весь ли материал собран в книге. Только после того как пособие удовлетворит все вашим требованиям – смело покупайте его.

Решайте ежедневно предложенные тесты. Возможно, вам попадутся некоторые знакомые вопросы, и вы с легкостью сможете на них ответить. Анализируя свои ответы, делайте акцент на неправильных. Не ленитесь делать работу над ошибками, чтобы больше их не допускать. Заучивайте даты, определения, факты, – на ЕГЭ вы обязательно их вспомните. Если вы по каким-либо причинам не занимались несколько дней, старайтесь повторить уже пройденный материал, хотя бы бегло, чтобы «освежить» в памяти информацию.

Делайте шпаргалки. Не факт, что вы возьмете их с собой на . Зато вы запомните то, что записали. Выписывайте даты, которые обязательно будут в тестах. Не забывайте вносить в свою имена известных людей, которые внесли свой вклад в историю. Уделите отдельное внимание определениям, так как в части В акцент делается именно на терминах. Часть С предполагает более ответ. Поэтому читайте как можно больше, чтобы суметь сориентироваться, даже если вам попадется сложный вопрос.

В течение года старайтесь участвовать в школьных олимпиадах по – это будет замечательным подспорьем для сдачи ЕГЭ по предмету на отлично. Не ленитесь посещать библиотеку, если какого-то материала у вас нет дома.

Видео по теме

Источники:

  • сдай егэ на 100

Поступление в вуз не за горами - пора подумать об экзаменах. На вашу специальность большой конкурс, и все предметы желательно сдать на самые высокие баллы. В числе этих предметов еще и история, а вы с ней как-то не дружите. Как оперативно выучить весь огромный объем информации, необходимый для сдачи экзамена по истории?

Вам понадобится

  • Зайдите в книжный магазин и попытайтесь просто почитать учебники по истории. Достаточно прочитать одну страницу, чтобы понять, насколько доходчиво автор излагает материал. Также вооружитесь парой специальных пособий с тестами.

Инструкция

Несмотря на огромный объем материала, - такой же экзамен, как и другие, а сам по себе экзамен - всего лишь небольшое препятствие, которое нужно преодолеть ради достижения поставленной цели. Не паникуйте. История, как и ЕГЭ в общем, не так страшны, как кажутся, что бы ни говорили .

История не просто набор фактов, которые надо вызубрить. Она очень логична. Конечно, названия, даты, имена князей и императоров придется просто выучить, но в остальном все можно поделить на блоки, учить по которым будет намного легче. Например: политика, социальная сфера, культура, войны.

В каждом пункте каждого параграфа учебника есть пара важных фактов и есть подробности, нередко излишние и запутывающие, или изложенные так, что запомнить их просто невозможно. Забудьте про них на время. Представьте себе, что скоро Новый год и что вы собираете и наряжаете искусственную елку. Сначала нужно собрать саму елку, т.е. прикрепить "лапы" к "стволу", потом обернуть ее гирляндой из лампочек, и только после этого вешать игрушки. Так вот: не пытайтесь вешать игрушки, если елка еще не собрана! Период правления Александра II, например, - это всего отмена крепостного , судебная, земская и военная реформы, а потом уже количество покушений на него и постройка Храма Спаса-на-Крови на том месте, где он был смертельно ранен.

Полезный совет

Поговорите с теми, кто сдавал ЕГЭ по истории в прошлом году. Какие были вопросы, что показалось им сложным?
Налаживайте контакт с вашим учителем истории. Он работает, чтобы вам помогать. Наверняка он знает и может посоветовать хорошие учебные пособия.
Если история никак не сдается на вашу милость, поговорите с родителями о репетиторе. Лучше потратить деньги на репетитора, чем поступать в вуз на следующий год или выбирать менее престижный вуз.

Пожалуй, каждый преподаватель вуза мечтает о студентах, которые прилежно занимаются в течение всего учебного года. Однако современная молодежь зачастую не так серьезно относится к учебе, оставляя больше времени на тусовки с друзьями и игру в компьютер. Поэтому на подготовку к устным экзаменам многие студенты и ученики готовятся обычно второпях. Даже если у тебя осталось не так много времени до экзаменов, ты можешь правильно организовать свое время, если захочешь.

Инструкция

Первое, что нужно для того, чтобы сдать на отлично – это правильная подготовка. Выбери себе подходящую систему и придерживайся своего графика. Просматривая билеты, старайся разбирать сначала самые сложные вопросы, оставив напоследок то, с чем ты знаком.

Одна из самых распространенных студенческих ошибок – планирование процесса подготовки. Большинство и учеников делят до экзамена на равные части, отрабатывая билеты последовательно, от первого и до последнего. Но пока ты будешь последние билеты, у тебя может вовсе вылететь из головы ранее пройденный материал. Поэтому постарайся сначала выучить все билеты на троечку. После этого можно те же билеты заучить уже более основательно. И напоследок – хорошенько проштудируй все вопросы. Такая многоэтапная работа поможет тебе сдать экзамен.

Перед тем, как распоряжаться , оставшимся до экзамена, составь себе четкий план действий, выясни, сова ты или жаворонок. Исходя из этого, ты сможешь лучше спланировать время. Не забывай делать небольшие перерывы. Длительная работа может утомить и отбить всю охоту заниматься дальше. О пользе шпаргалок можно поспорить. Но то, что ты можешь с их помощью подучить материал – это факт. Пока ты переписываешь информацию на шпаргалку, ты выбираешь и откладываешь в голове наиболее важные факты и формулы. Даже если ты ни одной из шпаргалок не воспользуешься, они помогут тебе лучше подготовиться к экзамену.

Учись правильно расслабляться. Если во время штудирования экзамена у тебя возникает страх предстоящим испытанием, отойди от стола, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов. Не садись за стол, пока ты полностью не успокоишься. Вместо кофе и энергетиков лучше пей травяные чаи. Они тонизируют ничуть не хуже.

Не драматизируй. Вместо того, чтобы твердить на пути к аудитории, что ты ничего не (даже если это так и есть), лучше уверь себя в обратном. По дороге к месту экзамена лучше изучай знакомый тебе материал. Так ты себя подбодришь психологически.

Будь уверен в себе. Даже если билет тебе не знаком, будь спокоен. Посиди и подумай, попробуй полностью прочитать билет и сделать план ответа. Трезво оценивай свои возможности, выделяя на каждый вопрос определенный отрезок времени. Старайся придерживаться этому графику. Сначала приступай к наиболее легким заданиям. Выходя отвечать билет, не опускай глаза в пол. Будь уверен в себе и не мямли. Даже если на вопрос ты точно ответить не можешь, порассуждай и возможно сам напросится в твою голову.

Источники:

  • как сдать отлично экзамен в 2019

Каждый из нас хотя бы раз в жизни проходил тестирование. Вне зависимости от важности и значимости теста, любой человек испытывает при его написании определенное волнение и страх. Справиться с ним можно, главное правильно настроиться и выполнять основные правила при его сдаче.

Инструкция

Инструкция

Если призадуматься, то выяснится, что школьные дают довольно неплохие по поводу подготовки к сдаче ЕГЭ. Они в основном заключаются в следующем: сиди дома и учи, учи и еще раз учи. Но от перегрузки может случится как нервный срыв, так и переутомление, что в равной степени нежелательно испытывать перед экзаменом. Лучше готовиться , но заранее.

Предварительную подготовку следует начинать примерно за год. В смысле за учебный год. Как только первого сентября переступили , так сразу же можно приступать к поискам . Надежней всего прибегнуть к помощи тех, кто преподает в . У таких людей значительно больше опыта, плюс, они могут подсказать некоторые «хитрости», которые помогут при сдаче экзамена. Опять же немаловажную роль играет наличие рекомендаций. Когда приходит «со стороны», то приходится верить ему на слово. А ведь на самом деле не известно, что это за преподаватель и как он обучает.

В погоне за максимальным баллом родители выпускников не жалеют ни денег, ни нервов. Во сколько обходится подготовка к единому экзамену, как повысить шансы на успешную сдачу ЕГЭ при минимальных затратах и справиться со страхом, РИАМО рассказали эксперты.

Репетиторы

По данным ВЦИОМ, 54% россиян уверены, что школьных знаний не хватит для успешной сдачи ЕГЭ, а сумма полученных баллов на экзамене напрямую зависит от количества дополнительных занятий с репетитором и всевозможных платных курсов. Спрос рождает предложение.

Рынок подготовки к ЕГЭ растет год от года. Самая популярная опция - услуги репетитора. Цены кусаются: одно занятие с преподавателем математики обойдется столичным школьникам от 1 до 4 тысяч рублей в зависимости от продолжительности. Занятия по русскому языку и литературе оцениваются дешевле - от 900 рублей до 2 тысяч. Выгоднее всего заниматься дистанционно по скайпу - 600 рублей за 45 минут, либо в паре - от 300 до 500 рублей с человека. Один из самых дорогих предметов - английский язык. Одно занятие обойдется от 2 до 4 тысяч рублей. Чем выше квалификация репетитора, тем дороже его услуги.

К сожалению, как показывает опыт, ни уровень преподавателя, ни количество занятий не гарантируют выпускнику максимального балла для поступления в вуз. Ольга Егорова из Москвы в течение года оплачивала сыну занятия с репетитором по химии два раза в неделю. Однако экзамен выпускник завалил. «Раньше надо было начинать. Думали, за год репетитор подтянет «хвосты», но все оказалось слишком сильно запущено», - сетует мама выпускника.

ЕГЭ-центры

Многие школьники предпочитают групповые занятия в ЕГЭ-центрах. Выбор частных центров подготовки к ЕГЭ в Москве довольно широк, как правило, в них работают преподаватели из вузов. Плюс такого подхода - возможность подготовки сразу по нескольким предметам. Цены на обучение также немаленькие.

Стоимость четырехмесячного «пакета» занятий по 4 предметам для 9-классников варьируется от 80 до 100 тысяч рублей. При этом ученик получает одно занятие по каждому предмету в неделю. Подготовка 11-классников обходится дороже примерно на 10 тысяч рублей.

Школьник Андрей Карташов в течение года занимался в одном из таких центров сразу по четырем предметам. Результатом остался доволен: он получил высокий бал по обществознанию и поступил на международно-правовой факультет. Правда, как признается молодой человек, его подготовка изначально была неплохой, а курсы были нужны для того, чтобы отшлифовать знания и разобрать спорные вопросы по некоторым дисциплинам.

Для тех, кто хочет «запрыгнуть в последний вагон», есть экспресс-курсы продолжительностью в один-два месяца. Их стоимость варьируется от 5 до 17 тысяч рублей за один предмет в месяц. Как правило, такие занятия проводятся в онлайн-режиме, предлагают скидки на обучение.

Онлайн-программы и пособия

Самый бюджетный вариант - онлайн-ресурсы подготовки к экзаменам. Они позволяют готовиться к ОГЭ (основной государственный экзамен после 9-го класса) и ЕГЭ по персональному плану, развивают самоконтроль. Зато и цена очень демократичная - от 400-500 рублей в месяц, что как минимум в 10 раз дешевле занятий с репетитором.

Ученица 11 класса Алина Гречка из Ногинска готовится к ЕГЭ с помощью онлайн-программы. «Для меня это - спасительный «пинок», который помогает заниматься математикой систематично, отслеживать ошибки и следить за своим прогрессом», - признается девушка.

В аналогичном ценовом диапазоне и методические пособия для подготовки к ЕГЭ: цены на брошюры - от 75 рублей. При этом «волшебные» книги, обещающие подготовиться к экзамену всего за три дня, обойдутся дороже, авторские методики стоят около 2 тысяч рублей за издание.

Систематическая подготовка и «Тотальный диктант»

Между тем, педагоги призывают не бросать все силы на репетиторов и «супер-методики» подготовки к ЕГЭ, а главное - систематически заниматься.

Старший преподаватель Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, журналист и филолог Леонид Клейн считает всевозможные экспресс-курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ бесполезными.

«За последние годы ЕГЭ очень сильно эволюционировал. Сегодня проверяется не информация, а ее понимание. К тому же, никакую науку нельзя взять наскоком. Вместо того, чтобы бросать деньги на ветер, лучше сконцентрироваться на повторении тех материалов, которые уже знаешь», - советует эксперт.

А всем сомневающимся во владении русским языком филолог предлагает принять участие в акции «Тотальный диктант», который пройдет 16 апреля по всей стране. «Это прекрасный шанс оценить свои возможности и обратить внимание на ошибки», - считает Клейн.

«Чтобы сэкономить на занятиях с репетитором, определитесь с предметами, которые будете сдавать в рамках ЕГЭ, заранее. К примеру, два года углубленного изучения физики в школе вполне достаточно для успешной сдачи экзамена», - говорит кандидат педагогических наук, председатель региональной предметной комиссии по физике в Московской области в 2010-2014 годах Светлана Ковалева.

Педагог отмечает, что выучить физику «с нуля» за пару месяцев практически нереально. Краткосрочные занятия с репетитором незадолго до экзаменов также не дадут эффекта, за исключением тех случаев, когда у школьника отличные математические способности.

Кстати, согласно данным ВЦИОМ, в 2015 году базами заданий воспользовалось около 55% учащихся, а в этом году их количество выросло до 70%.

Так, москвичка Наталья Чистова на подготовку к ОГЭ в прошлом году не потратила ни копейки. Такова была принципиальная позиция ее самой и родителей: никаких курсов и репетиторов. Девочка готовилась в школе и самостоятельно, пользуясь открытым банком заданий.

«Мне повезло с классным руководителем. Будучи сильным учителем математики, она искренне переживала за своих подопечных и очень интенсивно готовила к экзамену. Мы занимались на уроках и дополнительных занятиях, решали задачи дома. Причем уровень заданий был не только ОГЭ, но и чуть выше. В результате на экзамене я чувствовала себя уверенно, и результат оправдал все ожидания. Так что, ребята, держитесь! Все в ваших руках!», - делится опытом выпускница.

Правильный выбор стратегии

Глава коллектива разработчиков заданий ЕГЭ по математике Иван Ященко также считает, что тратить перед экзаменом деньги на репетиторов совершенно необязательно.

«На самом деле не существует никаких «волшебных» методов подготовки, секретных способов решения задач. ЕГЭ как раз замечателен тем, что все необходимое есть в школьной программе. Надо просто серьезно учиться хотя бы с 8-го класса. Репетиторы просто помогают вам сконцентрироваться, выявить и ликвидировать пробелы», - отмечает эксперт.

«Главное, что необходимо сделать на решающем этапе подготовки - это верно оценить свои силы, закрепить знания и спокойно идти к намеченной цели», - советует Ященко.

Он не советует зацикливаться на 100 баллах. По его словам, реалистичность цели помогает на экзамене чувствовать себя спокойнее, увереннее и, как следствие, достичь лучшего результата.

«Не поленитесь, напишите в школе или дома пробный экзамен по математике. Вы сразу увидите, какие задачи у вас получаются, а какие нет. И дальше, на завершающем этапе подготовки уделите много времени тем задачам, которые у вас получаются! Ведь главное на экзамене - это избежать случайных, досадных ошибок в заданиях, которые раньше успешно решали», - советует Ященко.

По мнению математика, очень важно правильно выбрать уровень экзамена. Если математика не нужна для поступления в вуз, можно смело выбирать базовый уровень.

«Читайте условия задачи, не торопясь! Подавляющее большинство ошибок на ЕГЭ по математике порождает именно неправильное прочтение условий. А еще помните: на экзамене ваш лучший друг - черновик. Используйте его как можно активнее. Ведь, когда вы решаете задачу в уме, вероятность ошибки многократно повышается», - добавляет Ященко.

Программирование на успех

Правильный настрой - еще один залог успеха на экзамене, считает доцент кафедры детской и подростковой психиатрии Российской медицинской ассоциации (РМА), кандидат медицинских наук, врач высшей категории Николай Захаров.

По словам специалиста, страх экзаменов у школьников может привести к очень тяжелым последствиям, среди которых заикание, расстройства кишечника, паралич решения - когда человек теряет способность рационально мыслить и не может вспомнить то, что прекрасно знает. Поэтому, чтобы школьник успешно сдал экзамен, он должен быть свободен от страха.

Доктор отмечает, что «запугивают» школьников, сами того не желая, родители и учителя. Так, одна из его пациентов пострадала из-за классной руководительницы, которая почти каждый день повторяла сакраментальную фразу «Вы не сдадите ЕГЭ!».

Справиться с разрушительной мыслью о собственной беспомощности, по словам психиатра, поможет метод «веерного прогнозирования». Такой подход помогает школьнику не зацикливаться на том, что он провалит экзамен, а видеть целый спектр возможного развития событий. Например, сдать ЕГЭ на «отлично», получить 80, 70 баллов и так далее, не сдать вовсе. От каждого события строится еще один веер возможностей. Например, следует рассуждать так: «Если я получу двойку, это меня закалит, я смогу подготовиться и сдать экзамен намного лучше».

Кроме того, эксперт советует школьникам активно использовать технику самопрограммирования и чаще говорить себе: «Я смогу. Я справлюсь. Я сильнее проблемы. Я вспомню все».

«Полезно использовать визуализацию. Ведь человек мыслит не словами, а образами. Визуальное мышление человека - более древнее, поэтому картинка лучше влияет на мозг. Представьте, как ваша память наполняется информацией, как вы готовитесь к экзамену. И сверху над этой картинкой «повесьте» светящиеся слова «Суперпамять», - объясняет Захаров.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Подготовка к экзаменам: советы психолога

Л юбой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Напряжение нарастает из-за:

    высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ) – Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.

    возникшей угрозы снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.

    неопределенности конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.

    необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.

    дефицита времени – Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.

    постоянного накопления эмоционального напряжения – Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.

    высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например,все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов,которые предлагают психологи. Их применение помогает:

    ослабить эмоциональное напряжение;

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ – Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку:

    оптимального планирования времени;

    внимания;

    памяти;

    эмоциональной устойчивости.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить ввиде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются ввиде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

    относитесь спокойно к большим «слонам»;

    воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;

    в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;

    сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;

    позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

    Какова моя цель на этом этапе?

    Сколько времени в моем распоряжении?

    Как лучше использовать это время?

    Какие задачи нужно решить в первую очередь?

    В какой последовательности должны решиться эти задачи?

    Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.

Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).

Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.

Инструкция:

    Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.

    Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.

    Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.

    Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.

    Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.

    Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:

Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.

Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

    Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?

    Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?

    Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п.

Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».

Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.

Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение направлено на тренировку образной памяти.

Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.

Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб.

Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».

Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса,которые принадлежат только мне» –Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.

В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса,которые проведете исключительно по собственному желанию.

Упражнение «Круговая кинолента» – Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.

Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

    Бег трусцой и простой (обычный) бег – Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.

    Езда на велосипеде – Этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.

    Ходьба – Основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.

Источник: сайт Института Специальной Психологии и Педагогики им.Рауля Валленберга

Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровья

Э кзаменационная пора в семьях многих абитуриентов - время нервное и суетливое. Подчас мамы и папы нервничают гораздо больше самих детей, постоянно говорят на эту тему, дергают ребенка, пугают его страшными перспективами "непоступления". Между тем именно в это время подростки больше всего нуждаются в спокойной доброжелательной обстановке, в понимании и любви родителей.

Стоит немного снизить накал страстей, умерить родительские амбиции. Ведь для нас гораздо важнее сохранить физическое и психическое здоровье ребенка, чем получить непременную пятерку ценой его будущего благополучия и счастья. Важно, чтобы сын или дочка твердо знали: какую бы отметку они ни получили на экзамене, какая бы неудача их ни постигла, любовь и вера в них родителей всегда останутся прежними. Тогда и самый сложный экзамен они будут сдавать увереннее и спокойнее.

Как правило, мудрее и правильнее всего ведут себя бабушки - не дергают, умеют порадовать чем-нибудь вкусненьким, стремятся создать дома условия для продуктивной работы. Конечно, не всем везет с бабушкой, но мамам стоит взять их пример на вооружение.

От сложного к простому

Вздохами, слезами и "накачками" помочь абитуриенту невозможно. Зато можно - дельным советом и реальным участием. А это потребует мобилизации всей семьи.

Прежде всего надо помочь ребенку правильно распланировать время, отведенное на подготовку к экзамену, - советует психолог центра подготовки к сдаче ЕГЭ Валентина Задорожная. - Помогите ему распределить темы по дням. Многие выпускники считают, что начинать надо с простого и хорошо усвоенного. На самом деле все наоборот: начать стоит с самых сложных, плохо усвоенных или подзабытых тем. Более простые будет легче повторять, когда самое сложное уже будет надежно усвоено.

Подскажите ребенку приемы рациональной работы с текстами учебников, напомните, как правильно вести опорный конспект - по сути, им является хорошая шпаргалка. Принимайте участие в подготовке: просите коротко разъяснить какую-то тему или пересказать главу учебника. Эта "репетиция" поможет ему снять напряжение, покажет ему самому, что на самом деле он готов к ответу.

Не стоит зубрить до самой последней минуты - все равно напряжение не позволит усвоить то, что в голове не уложилось. Последний день перед экзаменом не должен быть напряженным, чтобы встретить испытание со свежими силами.

Поможет визуальная память

Во время подготовки очень важно соблюдать режим дня. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8-9 часов в день, хотя бывают и исключения. Каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 10-15-минутный перерыв, во время которого надо подвигаться, выполнить какую-то несложную домашнюю работу, потанцевать и т.п. На небольшие прогулки врачи-гигиенисты советуют выходить не меньше двух раз в день. Можно просто походить, а можно покататься на велосипеде, роликовых коньках - организм должен "проветриться".

Полезно готовиться к экзамену в паре с подругой или товарищем, пересказывая друг другу пройденный материал. Трудные формулы, определения, сложно запоминаемые даты нужно написать на листах бумаги и развесить по стенам комнаты, где занимается абитуриент. Визуальная память у большинства из нас развита лучше, чем любая другая. В нужный момент эти образы сами всплывут перед глазами.

Если ребенок привык заниматься поздно вечером и ночью и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит - перестройка может оказаться затратнее. Но все же ночью полезнее для здоровья спать - сон должен быть не меньше 8 часов.

Морковка на завтрак

В напряженные периоды жизни, подобные подготовке к экзаменам, физиологические потребности организма угнетены. Поэтому подростки порой отказываются от еды или едят только определенные продукты. Наладить нормальное питание в это время очень важно - это создаст основу для полноценной подготовки. В рационе абитуриента обязательно должны присутствовать:

Белки (мясо и, особенно, рыба, молочные продукты);

Витамины (свежие овощи и фрукты, зелень, соки).

Конечно, каждая семья решает эти проблемы в соответствии со своими привычками и вкусами. Важно только, чтобы питание подростков в эти дни было регулярным (4-5 раз в день), а блюда - легкими, свежими и аппетитными на вид. Чипсы, сладости, газированные напитки лучше исключить - ничего, кроме вреда здоровью, тяжести в желудке и сонливости, они не приносят.

Помните, что стресс помогают снять шоколад, орехи, бананы, клубника. Морковь, капуста, сухофрукты (чернослив, курага, изюм, инжир), лимон и другие цитрусовые, а также мед способствуют запоминанию.

Если ребенок уже явно устал, а времени закончить тему немного не хватает, можно выпить чашку кофе, лучше с молоком и сахаром, но злоупотреблять им как стимулятором не стоит - в конечном счете от большого количества кофе вреда может быть больше, чем пользы.

Таблетка для ума

Некоторые хлопотливые мамочки, набравшись ума-разума от соседок и подружек, в период экзаменов пичкают своих выпускников лекарствами "для головы" или "от нервов". Врачи напоминают, что никаких препаратов без медицинских показаний давать детям нельзя.

Единственным исключением, - считает заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, доктор медицинских наук Марина Степанова, - может быть глицин. Это аминокислота, которая вырабатывается в нашем организме и обеспечивает работу головного мозга. Поэтому можно принимать ее дополнительно в виде таблеток в периоды повышенных интеллектуальных нагрузок.

Глицин улучшает обменные процессы в клетках головного мозга, чем повышает его работоспособность, слегка успокаивает, нормализует сон. Если нарушения сна от стрессов принимают стойкий характер, можно порекомендовать валериану в таблетках. И все.

Остальные назначения, если они необходимы вашему ребенку, может порекомендовать только врач, который его хорошо знает

Опасный синдром отличницы

Ученые многих стран исследовали влияние экзаменов и прочих испытаний на здоровье школьников и студентов. Достоверно известно, что накануне и в момент экзамена всегда возрастают артериальное давление, частота дыхания и потоотделение.

Более того, экзаменационный стресс влияет на человека даже на генетическом уровне, изменяя скорость синтеза ДНК. Изменяется газовый состав крови и микрофлора в полости рта. Резко увеличиваются энергозатраты, особенно у людей с высокой мотивацией к успешной сдаче экзаменов.

Известно, что большинство отличников среди выпускников школ - девочки. Некоторые из них заканчивают школу на круглые пятерки благодаря выдающимся способностям и довольно легко. А многие зарабатывают отличный аттестат тяжким трудом, часами просиживая над учебниками, недосыпая, отказываясь от всех радостей и развлечений своего возраста. И это не проходит бесследно.

Ученые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков обследовали молодых беременных женщин и рожениц с отклонениями в течение беременности и родов. И выяснили, что абсолютное большинство из них - те самые бывшие отличницы, которые заплатили за свои школьные и институтские успехи здоровьем, и не только своим, но и своих детей. Это явление так и назвали - "синдром отличницы". Спросите себя сегодня: что важнее - лишняя пятерка в аттестате или счастье будущей женщины, жены и матери?

Психологическая готовность к ЕГЭ

Е диный государственный экзамен в настоящее время стал очень популярной темой для обсуждения. Полезен он или вреден, показывает ли он реальные знания учеников или случайность здесь играет очень большую роль. Но, несмотря на все эти обсуждения, мы сталкиваемся с новой реальностью сдачи выпускных экзаменов. Каждый школьник уже знает, что ему предстоит сдавать ЕГЭ или ГИА. Часто эти аббревиатуры вызывают больше тревоги и волнений, чем он того заслуживает. В связи с этим актуальной стала и тема подготовки к ЕГЭ/ГИА. Причем не только подготовки предметной, но и подготовки психологической.

Литературы, посвященной этой теме, еще не так много. Действительно, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая подготовка? В основном мы столкнулись с работами М.Ю. Чибисовой, в которых предлагаются практические рекомендации по психологической подготовке к ЕГЭ. Она предлагает выделить три основных компонента подготовки, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.

Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков. Среди психических функций, играющих важную роль в преодолении этих трудностей, выделяются высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий.

Личностные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке.

Процессуальные трудности связаны с отсутствием четкой структуры действий, поскольку сама процедура сдачи ЕГЭ неизвестна.

Таким образом, М.Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к ЕГЭ, как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ (www.psychologia.edu.ru/files/20100321egepsy.ppt ). Во многих других источниках (публикации школьных психологов) в первую очередь уделяется внимание работе с тревожностью ребенка.

В нашем исследовании мы взяли за основу представление о психологической готовности к ЕГЭ, которое предлагает М.Ю. Чибисова, но несколько иначе представили компоненты готовности.

Процессуальный компонент мы рассматриваем с точки зрения знаний ребенка о процедуре предстоящего экзамена (ЕГЭ). Поскольку ЕГЭ отличается от традиционного экзамена тем, каким образом нужно заполнять бланки, самой процедурой организации времени и типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе), то незнание процедуры может повышать тревожность ребенка в несколько раз.

Познавательный компонент мы рассматриваем с точки зрения умения ребенка работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене.

Личностный компонент представлен тремя личностными характеристиками: интроверсия, организованность и эмоциональная стабильность. Интроверсия в данном случае рассматривается нами как способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других, тем более что в условиях ЕГЭ поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится. Организованность помогает планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Правильно спланированное время позволяет не только снизить тревожность, но и снизить вероятность описок, ошибок по невниманию, а также поможет сделать больше заданий, что повысит вероятность успеха. Эмоциональная стабильность – эта та черта, которая является необходимой на любом экзамене. О снятии тревожности пишут практически все психологи, которые затрагивают тему рекомендаций по подготовке к ЕГЭ. Это ключевая черта.

Для проведения исследования нами был разработан тест «Психологическая готовность к ЕГЭ» , в котором оцениваются указанные выше показатели, и выводится интегральный показатель готовности. Перед прохождением теста школьники заполняли анкету, в которой указывался опыт сдачи экзамена ЕГЭ или ГИА (тренировочный тест или реальный экзамен) и результаты по обязательным экзаменам (русский язык и математика). Далее мы сравнивали эти показатели с результатами теста в целом и по отдельным шкалам.

Исследование проводилось с использованием online технологий (система HT-line ). Участники заполняли тест и анкету через Интернет. Всего в исследовании приняло участие 151 человек, реально сдававшие экзамены. Среди реально сдававших экзамен по половому признаку преобладали девушки (124 человека) по сравнению с мужчинами (27 человек). Также, среди проходивших наш тест школьников, преобладали те, кто успешно сдал ЕГЭ по русскому языку (т.е. набрали 60 – 80 баллов) (см. рис. 1 ). Результаты по математике более равномерно представлены (см. рис. 2 ): есть представители и успешно сдавшие этот экзамен, и те, кто хуже с ним справился. В итоге по сумме двух экзаменов получается, что среди тех, кто принял участие в исследовании, в большей степени были школьники, которые хорошо справились с ЕГЭ/ГИА (см. рис. 3 ). Основной целью исследования был ответ на вопрос – действительно ли есть психологические особенности, которые помогают или мешают успешности в сдаче ЕГЭ.


РЕЗУЛЬТАТЫ

Русский язык . Корреляционный анализ показал наличие связей между успешностью сдачи ЕГЭ по русскому языку и всеми показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», кроме показателя «память». Мы выделили две крайние группы: «успешно сдавшие» (81-100 баллов по ЕГЭ) и «менее успешные» (до 60 баллов), оставив в стороне многочисленную среднюю группу (При разделении групп использовались процентили: мы выделили 25% школьников, которые лучше остальных справились с ЕГЭ, и 25% школьников, которые хуже остальных справились с данным экзаменом. Средняя группа, 50% школьников, принявших участие в исследовании, при анализе крайних групп не учитывалась ). Сравнив эти крайние группы по показателям «знание о процедуре», «умение работать с информацией» (внимание, логика, память) и «личностные особенности» (интроверсия, организованность, эмоциональная стабильность), а также по интегральному показателю «психологическая готовность», мы получили следующие результаты (см. рис. 4 ).

Рис. 4 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у успешно и менее успешно сдавших экзамен по русскому языку

Успешность сдачи ЕГЭ по русскому языку связана, в первую очередь, с внимательностью ребенка (р = 0,008 - Уровень значимости различий между двумя группами определялся по критерию Манна-Уитни ) и его способностью логически рассуждать (р = 0,004), а также с интроверсией (р = 0,001), то есть готовностью работать самостоятельно, погружаясь в задание, и организованностью (р = 0,007), то есть способностью правильно планировать свое время. Успешность также оказалась связана и со знанием ребенка о процедуре сдачи экзамена. А вот тревожность как таковая не очень связана с успешностью на экзамене по русскому языку (р = 0,085 на уровне тенденции). Память же оказалась совсем не связана с успешностью сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. В целом по интегральному показателю мы также получили значимые различия (р = 0,001) (см. рис. 4 ).

Таким образом, успешнее сдают экзамен по ЕГЭ те, кто лучше представляет процедуру сдачи экзамена, знает, какие требования предъявляются и каким образом необходимо заполнять бланки. Более успешны и те, кто оказывается более внимательным и собранным, кто умеет логически связанно рассуждать и делать правильные выводы, кто может четко понять само задание, кто готов работать самостоятельно и правильно планировать свое время, придерживаясь определенной стратегии действия. Тревожность может тоже играть роль в процессе сдачи экзамена (т.е. снижать успешность), но здесь она проявляется не всегда.

Как мы отмечали, наша выборка в основном представлена девушками, поэтому для чистоты анализа мы оценили влияние каждого показателя совместно с половой принадлежностью участника эксперимента (двухфакторный ANOVA и частные корреляции). Связь успешности сдачи экзамена по русскому языку с половой принадлежностью школьника есть, но на уровне тенденции (р = 0,09 по критерию Манна-Уитни). Тем не менее, расчет частных корреляций (третья переменная – «пол») показал, что указанные выше показатели все равно имеют связь с успешностью сдачи экзамена. Совместное влияние пола и показателей теста «Психологическая готовность» выявлено только в отношении показателя «память» (Levene’s test: F = 0,79, p = 0,49; пол*память: F = 4,42, p = 0,03; см. рис. 5 ): память играет важную роль в успехе сдачи экзамена по русскому языку молодыми людьми, но не сказывается у девушек.

Математика . Корреляционный анализ показал наличие связи успешности сдачи ЕГЭ по математике со всеми показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», кроме памяти. Мы также выделили две крайние группы: «успешно сдавшие» (от 60 баллов и выше) и «менее удачно сдавшие» (до 40 баллов). Среднюю группу мы снова оставили в стороне. Сравнив уровень выраженности показателей теста «Психологическая готовность к ЕГЭ» в двух крайних группах, мы получили значимые различия по всем показателям, кроме «памяти»: знание о процедуре (р = 0,017), внимание (р = 0,001) и логика (р = 0,003), интроверсия (р = 0,001), организованность (р = 0,029) и эмоциональная стабильность (р = 0,017), а также интегральный показатель (р = 0,001). Таким образом, велика роль умения работать с информацией и личностных качеств, выделенных нами, при сдаче экзамена по математике. Более значимое место занимает эмоциональная стабильность по сравнению с экзаменом по русскому языку. Возможно, это связано с тем, что сам экзамен по математике требует большей собранности и умения контролировать свои эмоции, особенно связанные с тревожностью ребенка, нежели русский язык. Математика в большей степени требует концентрации внимания и погружения в задачи (см. рис. 6 ).

Таким образом, более успешно сдают экзамен по математике те, кто осведомлен о процедуре экзамена, уверен в себе, готов работать самостоятельно и собранно, не отвлекаться по сторонам, внимательно заполнять бланки и читать задания, правильно планируя свое время для их выполнения, а также умеет логически рассуждать.

Рис. 6 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у успешно сдавших и менее успешно сдавших экзамен по математике

Также был проведен анализ связей показателей с учетом половой принадлежности школьников. Расчет частных корреляций (третья переменная – пол) подтвердил наличие описанных уже связей успешности сдачи ЕГЭ по математике с показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», а совместного влияния пола и показателей теста выявлено не было. Выявленные особенности сдачи экзамена характерны и для девушек, и для ребят.

Общий показатель успешности сдачи ЕГЭ по основным предметам. Теперь мы можем оценить связи общей успешности сдачи ЕГЭ и показателей нашего теста. По результатам корреляционного анализа мы также получаем наличие связей между всеми показателями теста, кроме памяти, и успешности на экзамене. При этом в нашей выборке есть различия по полу по различным показателям (например, девушке в нашей группе оказываются лучше осведомлены о процедуре сдаче ЕГЭ (р = 0,019), более внимательны (р = 0,01) и лучше запоминают материал(р = 0,006)), но это не влияет на связи показателей теста и успешности сдачи экзаменов (совместное влияние не обнаружено, и при расчете частных корреляций при третьей переменной «пол» связи подтверждаются). Средние значения по показателям у групп с низким (до 6 стен включительно) и высоким (от 8 стен) баллом по успешности сдачи ЕГЭ представлены на рисунке 7 .

Рис. 7 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у школьников с высоким и низким баллом по общей успешности сдачи ЕГЭ

Таким образом, большинство выделенных нами шкал и наших предположений о связи этих шкал с успешностью сдачи ЕГЭ подтвердились (таблица 2 ). В общем, школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов, так что сам фактор психологической готовности заслуженно признается важным. Эмоциональная стабильность важна для любого экзамена, независимо от формы его проведения, но оказывается, что тревожность может иметь различную по силе значимость, когда речь идет о разных предметах: для математики она более губительна, нежели для русского языка. Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, делая более успешными тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: организованных интровертов, привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. Им не нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, они не надеются на других, ожидания помощи только от самих себя, своих способностей. И, конечно же, само умение работать с информацией оказывается очень важным при работе на экзамене: внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и связанно выражать свои мысли. Только один показатель оказался не таким значимым, а именно «память». Однако стоит отметить, что память важна именно в подготовке, обеспечивая уровень необходимых знаний. Но то, как память измерялась в тесте, не дало нам возможности оценить долговременную память. Мы работали только с оперативной памятью.

Что же делать тем, кто любит общаться с другими людьми и стремиться к контактам с другими, кто не стремиться составлять распорядок дня и планировать свое время заранее, кто любит спонтанность и активный образ жизни или часто переживает по различным поводам, волнуется перед сдачей экзамена? Неужели они не смогут сдать успешно экзамен, «обречены» его провалить? Вовсе нет. Полученные нами результаты говорят лишь о том, к чему стоит стремиться, какой стиль поведения в ситуации экзамена ЕГЭ в большей степени способствует успешной сдаче экзамена. Ведь если у человека есть проблемы с логикой или вниманием, то эти способности можно развивать. А если стиль поведения школьника не похож на получившийся, то это говорит о том, что ему придется потратить больше времени при подготовке к экзамену и освоить новые для него стратегии поведения на экзамене, которые помогут успешно преодолеть этот этап в обучении. Конечно, не стоит превращаться в интроверта и совсем отказываться от общения с другими людьми: лишь на время экзамена предстоит стать другим (ой), иначе говоря, вести себя по другому, применяя те самые успешные стратегии поведения при сдачи ЕГЭ. В этом могут помочь и различные тренинговые программы (например, потренировать свое внимание в присутствии других людей). Вы можете освоить стратегии управления своими эмоциями, тревогой во время экзамена или научиться правильно распределять время, чтобы успеть решить задания, проверить их, а не тратить кучу времени на решение одной сложной задачи, когда остальные еще даже не прочитаны. А возможно, стоит ориентироваться на программы подготовки к ЕГЭ, в которые включены не только знания предмета, но и основы психологической подготовки (например, курсы ЕГЭ: www.ege.psyliner.ru/ege , тренинговые программы: www.psyliner.ru/trainings ).

Конечно, результаты нашего исследования нельзя еще назвать окончательными, требуется проведение еще серии экспериментов, однако уже сейчас можно отметить, что предложенный нами тест может служить ориентиром для школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. Он помогает оценить психологическую готовность школьника к сдаче ЕГЭ, выделить его слабые и сильные стороны, чтобы в дальнейшем сам школьник мог учитывать их при подготовке. В пользу подтверждения полученных здесь результатов можно отметить, что на этапах апробации методики мы также параллельно собирали данные по успешности сдачи ЕГЭ. Эти данные не вошли в статью, но можно отметить, что связи успешности и внимания, логики, интроверсии, эмоциональной стабильности, знаний о процедуре подтверждались и на более ранних этапах.

Таблица 1. Значения коэффициента Альфа Кронбаха для каждой шкалы теста.
Чем выше коэффициент, тем больше тест защищен от случайных искажений.

Шкалы теста
«Психологическая готовность к ЕГЭ»
Коэффициент Альфа Кронбаха

Знание о процедуре ЕГЭ

0,71

Внимание

0,41

Логика

0,39

Память

0,5

Интроверсия

0,6

Организованность

0,6

Эмоциональная стабильность

0,64

Таблица 2. Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ

Показатели Навыки Особенности

Знание о процедуре ЕГЭ

Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника

Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).

Внимание

Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами

Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).

Логика

Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях

Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).

Память

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена

Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.

Однозначной связи с успешностью не установлено.

Интроверсия

Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.

Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.

В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).

Организованность

Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.

Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).

Эмоциональная стабильность

Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.

Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. но уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, нежели на экзамене по русскому языку.

« назад

Как подготовиться к единому госэкзамену за оставшиеся нед ели

Весь учебный год выпускники усердно готовятся к главному испытанию школьной жизни - единому госэкзамену

Одни решают задачи на курсах, другие штудируют правила с частными репетиторами, третьи занимаются со своими школьными учителями. Но в той или иной степени на пороге ЕГЭ гранит науки грызет чуть ли не каждый одиннадцатиклассник. За несколько недель до начала экзаменов впору еще раз повторить материал - выявить пробе-лы и восполнить их. «Труд-7» советует, как сделать это эффективнее всего.

Чуть меньше месяца осталось до первого единого госэкзамена. Очевидно, что за это время прочитать и запомнить весь учебник наизусть даже по одному предмету невозможно. Всего же выпускникам предстоит сдать как минимум два ЕГЭ: русский и математика обязательны для получения аттестата. Выпускники, у которых остались слабые места по тем или иным темам, должны сконцентрироваться на главном - выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их.

Правило трех карандашей

И здесь самое время вспомнить о правиле трех карандашей. Надо взять три цветных карандаша и попробовать без помощи учебников и шпаргалок прорешать части A и B контрольно-измерительных материалов (КИМ) 2010 года, где представлены типичные задания, которые выпускникам предложат весной.

Карандашом одного цвета, например синим, следует отмечать вопросы, ответы на которые вы знаете. Вторым цветом, например зеленым, - вопросы, на которые вы можете ответить с трудом и не уверены, что ответы верные. И третьим цветом, красным, - вопросы, ответов на которые вы не знаете вовсе.

По соотношению цветов будет очевидно состояние подготовки к экзамену, а также выявлены слабые места. После этого можно приступать к повторению. Начинать надо с вопросов, которые отмечены третьим цветом. Следует найти в учебнике тему того вопроса, с которым возникли сложности, и вновь изучить ее. И таким образом проработать все «красные» темы. После этого «неуд» на экзамене вы уже не получите.

Далее следует взяться за вопросы, ответы на которые вы знаете слабо, и действовать по той же схеме. В оставшееся время повторите вопросы, которые знаете хорошо. Не бойтесь повторять материал не по порядку.

Не рвитесь сразу осваивать часть C, особенно если данный предмет не является профильным. К группе С следует переходить только в том случае, если хорошо решаете группу, А, а также более половины задач группы В. Если же чувствуете, что с более простыми примерами у вас пока трудности, лучше остановитесь на них. ЕГЭ дает выбор, какие задачи решать, так как заданий много.

Как организовать день

Чтобы за оставшиеся два месяца проработать все проблемные вопросы, важно составить план работы на каждый день. Необходимо распределить число вопросов по оставшимся до экзамена дням и четко следовать плану.

Работу следует чередовать с отдыхом. По мнению специалистов, оптимальный вариант - 40 минут занятий, 10 минут - перерыв. При изучении того или иного вопроса полезно структурировать материал - например, составлять планы и схемы. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал, и повторить его с помощью краткого плана.

Отработав часть «красных» вопросов, не забывайте один-три раза в неделю повторять их. Уделить этому можно 20–30 минут в начале каждого дня (в качестве разминки). Повторение можно внести в график работы, так как это важный этап подготовки. Ведь чтобы правильно решить большое количество заданий, необходима отработанная техника решений, или так называемая набитая рука. Выпускники прошлого года в основном прокалывались на мелочах.

Каким материалам доверять

Для подготовки к ЕГЭ используйте демонстрационные версии КИМ 2010 года. Они дают представление о том, какие типы заданий и в каком виде получит участник ЕГЭ, то есть на экзамене будет подобная задача, но с другими данными. КИМ можно найти на официальном информационном портале ЕГЭ (ege.edu.ru) и на сайте официального разработчика экзаменационных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://www.fipi.ru ) .

КИМ бесплатны, а потому не доверяйте тем, кто предлагает их купить. При подготовке к ЕГЭ можно воспользоваться и учебными пособиями, подготовленными ФИПИ. Их перечень можно найти по адресу:

Какой самый страшный кошмар преследует одиннадцатиклассников? Конечно, это предстоящий ЕГЭ. Уровень волнения зашкаливает у всех: и у тех, кто достаточно хорошо подготовлен и знает предмет, и у тех, кто вовсе не готовился и надеется на «авось». Так как сдать ЕГЭ, и легко ли это сделать? Всем ли ученикам под силу пройти его успешно? Для начала нужно знать, как проводится Единый государственный экзамен. Давайте ознакомимся с основными правилами.

Что происходит незадолго до экзамена

За полгода до окончания обучения в школе стоит поинтересоваться, когда и как сдается ЕГЭ по вашим предметам. Расписание основного потока ежегодно публикуется на сайте ФИПИ, эта информация является официальной.

Каждый участник ЕГЭ обязан прибыть на место его проведения к 10 часам утра по местному времени и обязательно иметь при себе:

Не волнуйтесь, обычно всех сдающих сначала собирают в своей школе и централизованно ведут на место проведения экзамена. Там организаторы ЕГЭ подскажут, где и как нужно зарегистрироваться, в какую пройти аудиторию, что стоит оставить за дверью аудитории (например, мобильный телефон, использование которого запрещено и может наказываться удалением с экзамена).

Также, чтобы сдать ЕГЭ успешно, необходимо не только основательно подготовиться и знать сам предмет, но очень важно соблюдать следующее:

  1. Не опаздывать на ЕГЭ (организация сдачи экзамена очень серьезна и не терпит нарушений).
  2. Внимательно выслушать инструктаж.
  3. Заполнить правильно и аккуратно бланки регистрации и бланки с вашими ответами (организаторы в начале экзамена расскажут, как это сделать правильно, а вы сможете задать уточняющие вопросы).

Во время проведения экзамена соблюдать правила поведения: запрещается вставать, отвлекать других участников аттестации, ходить по аудитории, обмениваться вещами, использовать средства связи и т. д.

Несколько слов о шпаргалках

Изобретательные ученики считают, что первый «способ» сдать ЕГЭ хорошо – это постараться списать. Безобиднее всего, если средства связи и шпаргалки заберут до экзамена перед входом в аудиторию. Списывать рискованно и небезопасно, вас попросят удалиться и вашу работу аннулируют. Пересдать можно, но из обязательных предметов в этот же год допускается повторно проходить только один, остальные – через год. Система наблюдения в местах проведения ЕГЭ постоянно усиливается и совершенствуется, поэтому стоит задуматься, нужен ли лишний повод для беспокойства и стресса. Конечно же, нет.

Как заработать свои баллы

Выпускники задаются вопросом: «Как сдать ЕГЭ на высокий балл»? Действительно, каждый год в единый госэкзамен вносятся некоторые изменения (заметьте, речь не идет обязательно о его усложнении). Может меняться порядок заданий, слова в формулировке, количество вариантов ответа и подобное. Само же содержание остается в целом прежним, как и сама школьная программа. На сегодняшний день даже в тестовой части ЕГЭ нужно не просто указать какую-либо букву или цифру из нескольких предложенных вариантов, а обдумать и записать правильный ответ (например, по обществознанию – найти термин, «выпадающий» из общего ряда перечисленных) или даже несколько ответов (при этом уточнить, сколько их должно быть).

Зачем? Это делается для того, чтобы свести к минимуму «угадывание» ответов на экзамене. От учеников требуется более серьезный подход к решению заданий. Но серьезный не означает непосильный. Как обычно, в любом тесте есть более и менее сложные вопросы.

Для вас не составит большого труда пройти базовое тестирование, если у вас есть основные знания по предмету, главное - очень внимательно прочитать задание (например, найти необходимое значение на графике в тесте по математике). Решив такие задания, вы можете рассчитывать на минимальное количество баллов ЕГЭ и получить аттестат, но стать претендентом на поступление в вуз явно не получится. Всегда найдутся ученики, чьи баллы будут приближаться к 100, а не к нижней границе.

Поэтому хорошенько подумайте, какую вы ставите перед собой цель и сколько баллов потребуется для ее достижения. Например, можно посмотреть проходные баллы прошлого года на сайте вузе, в который вы хотите поступать. Может, конкурс на вашу специальность не так велик? Сдать ЕГЭ – это лишь промежуточная задача, основная же – поступление в вуз.

Так ли трудно сдать экзамен?

Не нужно бояться сдавать ЕГЭ. Это легко сделать, если научиться выделять главное в вопросах, расставлять приоритеты. Можно попробовать разработать определенную стратегию в выполнении заданий, которая позволит успешно решить наибольшее количество простых для вас тестов и оставить больше времени на обдумывание сложных.

Какие есть советы по сдаче Единого государственного экзамена? Давайте постараемся разобраться.

Если вопрос «трудно ли сдавать ЕГЭ» или «как хорошо сдать ЕГЭ» возник хотя бы за пару месяцев, у вас есть время хорошо подготовиться. Берите официальные сборники тестов, решайте разные типы задач, используйте онлайн-тесты и даже группы в соцсетях – в них сейчас публикуется большое количество информации по ЕГЭ. Не пропускайте уроки в школе – ведь на них вы лично можете обсудить с учителем хотя бы некоторые задания.

Что же делать, если экзамен уже завтра?

Как удачно сдать ЕГЭ? Выспитесь. За одну ночь невозможно выучить все с нуля. Внимательно выслушайте правила заполнения бланков, ведь за ошибки могут сниматься баллы. И настройтесь на то, что вам действительно нужно поработать. На тесты ЕГЭ в среднем дается 3-4 часа, и не стоит уходить через час от отчаяния. Решайте, пишите, пробуйте разные методы решения заданий на черновике. Терять уже нечего, а попытки могут быть не такими уж бесполезными. Не спешите и дочитывайте формулировки до конца. Начните с более легких вопросов, это поможет успокоиться, освободиться от лишней нервозности и спокойно перейти к более сложным заданиям.

Просмотрите все без исключения задания - непременно попадется то, что знаете хорошо! По русскому языку не пропускайте сочинение. За него можно получить 6-9 баллов, практически ничего не сделав. Просто напишите нужное количество слов, соблюдайте в сочинении нормы этики и вежливости и ответьте хотя бы на 2 поставленных вопроса. План вашего сочинения указан в формулировке задания (как и многие другие подсказки в разных тестах ЕГЭ).

Трудно ли сдать ЕГЭ? Не нужно занижать свой уровень знаний и излишне нервничать . Сам экзамен не так сложен, а времени, отведенного на выполнение заданий, вполне достаточно, чтобы пройти его успешно. Любой экзамен проверяет не только знания, но и умение владеть ситуацией, искать пути решения вопросов и добиваться поставленной цели.