Что несут в бессмертном полку. "бессмертный полк" - массовый культ мертвых. Что дает традиция Бессмертного полка

В чем смысл акции Бессмертный полк, которая за пару лет стала новой традицией народного отмечания праздника великой Победы? Это праздник со слезами на глазах. В этот день мы вспоминаем дедов и отцов. Вспоминаем погибших, и тех, кто живыми прошли войну. От воспоминаний на глазах выступают слезы. Но 9 мая это праздник и настроение у нас праздничное. В этот день каждый патриот России чувствует себя потомком победителей, наполняется гордостью и уважением к тем, кто защитил страну от нацистов разных стран, собравшихся под знамена Гитлера.

Не секрет, что история создания акции Бессмертный полк напоминает детектив. До сих пор «независимые журналисты» и НКОшники пытаются присвоить себе инициативу создания идеи «Бессмертного полка» . Заявляют, что идея принадлежит им. Но только эта была Цель «грантополучателей» была проста: атомизировать общий подвиг всего народа на отдельные подвиги отдельных участников войны, прошедших её или С тем, чтобы в дальнейшем переформатировать сам Дух Победы, триумф победителей и их потомков, «радость со слезами на глазах» превратить в поминальные мероприятия, где будет много места для «слёз» и .

А как всё получилось 9 мая 2015 года, а затем 9-мая 2016 года? По факту мы увидели, как наш народ стихийно переформатировал идею настолько, что от первоначальной установки на «личную память» в отрыве от Духа Победы не осталось и следа. Мы стали свидетелями всенародного шествия под огромным Знаменем Победы.

По зову сердца люди шли в колоне с портретами своих предков, с портретами маршалов Победы, с георгиевскими ленточками, под Знаменем Победы.

И возглавил народное движение наш президент. Давайте спросим себя: какое шествие, какой Бессмертный полк возглавил Путин? Траурную акцию, поминальный ход, в котором каждый остается наедине с семейным горем и трагедией или праздник, когда мы вспоминаем ветеранов и близких, направленный на национальное объединение, где общая радость и Победа?

Очевидно, что наш национальный лидер шел впереди праздничного, а не траурного шествия.

В итоге мы получили новую грань в старом и привычном нам формате Праздника, где, в первую очередь, мы примеряем на себя роль Победителей в войне. Прикасаемся к триумфу и всенародному подвигу, к сакральному смыслу, знакомому нам с детства, который можно назвать русской «привычкой побеждать». В очередной раз «многомудрая» попытка переформатирования, размывания «русского духа», атомизации потомков победителей провалилась.

Помнить историю создания Бессмертного полка важно и нужно. Чтобы никому не удалось даже попытаться вновь превратить его в траурное, разделяющее шествие.

В мае 2015 года я писал в материале «Бессмертный полк — народный формат»:

«Однако нужно ясно понимать, что подобные попытки изменить память народа и украсть нашу Победу не прекратятся никогда. А это значит, что организация празднования Дня Победы не может быть пущена на самотёк. Государству нужно подхватить новую форму проведения Праздника с тем, чтобы не дать в дальнейшем под видом проведения марша «Бессмертного полка» ввести в праздник 9 Мая «троянского коня» «личной памяти» в ущерб всенародному Подвигу. Понимает ли это власть? Думаю, что выход Путина на улицы Москвы с праздничной колонной, .

А вот ситуация 2017 года. Руководитель Тульского регионального отделения Партии Великое Отечество Н. М. Ирхина несколько дней назад получила приглашение от Администрации Тульской области на подписание межпартийного соглашения о неиспользовании партийной символики в о время проведения шествия «Бессмертного полка».

У нас не было сомнения в необходимости подписания этого соглашения, поскольку ПВО считает, что на мероприятиях подобного рода, употребление партийной атрибутики неуместно. Однако для подписания были розданы образцы договора, в которых речь шла совсем не об этом. В частности пункт «Обязанности сторон», гласил:

«Тульские региональные отделения политических партий принимают участие в мероприятиях, указанных в п.1 (шествие «Бессмертного полка) Соглашения без использования любой партийной символики, А ТАК ЖЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТРЕТОВ ГЕНЕРАЛИССИМУСА, ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ И КОПИИ ЗНАМЁН ВРЕМЁН ВОВ И НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ».

Мы были согласны с неуместностью использования партийной символики, но никак не могли согласиться с тем, что портреты маршалов Победы Рокосовского, Конева, Жукова, генералиссимуса Сталина, других военачальников, не имеют права присутствовать на этом шествии!

И даже Знамя Победы, как выяснилось, здесь … тоже неуместно! Свое удивление подобным текстом Н.М. Ирхина и выразила на собрании, отказавшись подписать соглашение. Ясно и четко подчеркнув, почему мы не будем подписывать подобные тексты, не собираясь использовать партийную символику во время шествия Бессмертного полка.

Далее буквально через пару часов на ИА «Тульские новости» появилась статью, рассказывавшую о том, что … Партия Великое Отечество отказалась подписать договор о неиспользовании партийной символики. Но тут все ясно – г-н Мазов, владелец данного ИА, по совместительству — представителя партии «РОСТа». Мелкие интриги.

А вот чем были вызваны странные предложения и ограничения, прописанные в предложенном Соглашении, это вопрос куда более серьезный. Как ни суди, с какой меркой не подходи, но подобные ограничения не допустимы. Допустимы только два вида ограничений: партийную символику нельзя (моральное ограничение) и нельзя все, что запрещено УК (законодательное ограничение).

А кто и на каком основании пытается запретить нести людям портреты маршалов Победы? На основании того, что нужно отчего-то нести портрет ТОЛЬКО своего родственника? А почему так? Вот ветеран, у которого десять потомков, кто запретит им нести портрет деда и портрет маршала, под командованием которого он брал Берлин? А если потомки маршала Жукова заболели, то его портрета на марше Бессмертного полка не будет? И если они живут в Москве, то в Новосибирске, Санкт-Петербурге и сотнях других городов его портрет не может быть на этой акции Победы?

А нет потомков – так и нет портрета на марше Бессмертного полка? Так что ли? И что, кто-то будет проверять степень родства у миллионов людей, которые несут портреты героев, выяснять кто кем и кому приходится?

Предложенный в Туле к подписанию договор назывался «О неиспользовании партийной символики». Т.е. информация о генералиссимусе, Знамени Победы и пр. были просто закамуфлированы, спрятаны в этот договор. Вопрос — почему они побоялись открыто назвать договор — «о неиспользовании партийной символики, Знамени Победы и т.д. »? Побоялись открыто об этом заявить?

По радио слушаю интервью одного из организаторов акции Бессмертного полка. Говорит вещи разумные и правильные. Если нет у вас родственника, кто воевал, либо нет портрета его, можете придти в московский офис Бессмертного полка. Туда пожилые люди передают портреты своих близких. Нет сил, здоровья нет, а есть желание, чтобы отец, пусть и на портрете, прошел по Красной площади. Помогите. Возьмите этот портрет, пройдите. Значит можно нести портрет не кровного родственника? Конечно, можно!

А в Туле нам говорят нельзя идти с портретом маршала Рокоссовского? В 2016 году я лично ходил на марш Бессмертного полка в Питере с . Почему? Потому, что уважаю его безмерно, а портрет моего деда фронтовика несла моя дочь. А я хочу, чтобы и маршал Рокоссовский прошел по Невскому проспекту. В логике тульских авторов соглашения, меня надо … не пускать на шествие. Я нарушитель.

Хочется спросить: это глупость или именно то, о чем я предупреждал два года назад – новые попытки превратить День Победы в день траура?

Вы только представьте себе: на шествии в честь дня Победы запрещать знамя Победы!

И последнее – портрет Сталина на шествии Бессмертного полка. Это не генерального секретаря портрет – это портрет военнослужащего. Он служил во время войны в армии, имел воинское звание. 8 июля 1941 года Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим. 19 июля 1941 года решением Президиума Верховного Совета СССР И. В. Сталин был назначен на должность наркома обороны СССР. Возглавлял Государственный комитет обороны СССР (ГКО СССР ) - созданный на время ВОВ чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР.

Как называется человек, служивший во время войны в армии? Ветеран. Федеральный закон №5 "О ветеранах" (ред. от 19.12.16) гласит:

«К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;»

Сталин – ветеран войны, в такой же степени, как и все маршалы, генералы, офицеры, адмиралы, солдаты, старшины и мичманы, матросы. Как все те, кто приближал Победу и добился ее.

Сталин награждён множеством наград за ратный и трудовой подвиг и это никогда и никем не оспаривалось. Среди его наград два ордена Ленина, Орден Суворова I степени, медаль «За оборону Москвы», Орден «Победа», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Кто может запретить нести портрет ветерана И.В. Сталина, награжденного множеством государственных наград, среди портретов других ветеранов?

Нет, никаких постановлений, никаких судов, которые бы лишили Сталина звания ветерана, лишили бы его наград, которыми его в сове время наградило государство.

Которое он возглавлял, и которое победило нацизм.

Вот такие мысли приходят в момент, когда мы ждем наступления очередной годовщины великой Победы.

Ее надо беречь. Беречь от фальсификаторов истории. От лжи и клеветы.

Надо беречь и Бессмертный полк, как теперь уже неотъемлемую часть традиции празднования Дня Победы.

Я сейчас, видимо, очень непопулярную вещь скажу, но акция "Бессмертный полк" приводит меня в ужас. Идущие рекой десятки тысяч человек с фотографиями мертвых людей... Ну, один раз это еще можно понять. Чтобы визуально представить себе то количество смертей, что забрала война. Но из года в год...

Мне вот не хочется на это смотреть. У меня такое количество фотографий людей, которых уже нет в живых, собранных в одном месте, вызывает только и исключительно негативную физиологическую реакцию. Шествие восставших мертвецов.
Понимаете... Фотографии погибших в Аушвице должны оставаться в стенах Аушвица. Они не для того, чтобы по фотовыставкам их возить. Смерть - это очень серьезно.

Пойти посмотреть на лица убитых там, заглянуть им в глаза - это должна быть психологическая работа. Смысл же именно в этом - ЗАСТАВИТЬ себя посмотреть на это, узнать это, пропустить это через себя, взять на себя труд ввести в свой мозг и организм эту информацию, осмыслить её, переварить, принять и сделать выводы. Хотя бы такой мелочью отдав им дань памяти. Хотя бы такой мелочью попытаться отдать свой долг за то, что не смогли остановить эти убийства.


Это ДОЛЖНО БЫТЬ психологически тяжело. Это разовые акции. Нельзя ходить в Аушвиц, как на Берлинале - смотреть на фоточки. И уж совсем дико повесить фотографии убитых в Аушвице на фанерки и устраивать с ним каждый год шествие по Освенциму или по Варшаве в день освобождения.

Это нивелирует эти смерти. Нивелирует твой собственный душевный труд, который должен быть затрачен.
Это слишком личное. Это слишком единоличное. Это не терпит массовости. Не терпит толпы. Это внутри тебя должно быть. Это твоя личная душевная работа. Твой труд, который ты сам должен выполнить.

Я вот совершенно не могу представить, что должно заставить меня повесить фотографию моей уже умершей бабушки на дощечку и, выставляя её на всеобщие обозрение, пойти с ней по улицам. Зачем? Это моя бабушка. Это моя семья. Это память нашей семьи. Зачем мне мою семейную память вешать на дощечку и нарочито показывать всем? Зачем всем остальным смотреть на фотографию моей бабушки или моего воевавшего еще на Халхин-Голе танкистом деда, и знать, что они уже мертвые? Нет, я понимаю, еще тридцать лет назад, с посылом - эти люди могли бы еще жить. Но сейчас-то всё уже, все равно эти люди и так уже умерли бы. Ну семьдесят лет уже прошло.
Перебор. Вот правда - перебор с количеством смертей, собранных в одном месте и выставленных на всеобщее обозрение людям, которые этого и не просили.

Обесценивание каждой отдельной трагедии.
Этот массовый культ смерти - избыточен.
Не надо доставать мертвых из могил и трясти ими у всего мира перед носом.
Оставьте вы их в покое уже...

Бессмертный полк – это, набравшее в последние годы популярность, общественное движение в память об участниках Второй Мировой войны. Считается, что его организовал Председатель Совета ветеранов Тюменской области Геннадий Иванов. В 2007 году он организовал «Парад Победителей», во время которого люди несли портреты своих родственников – ветеранов.

Что такое Бессмертный полк?

Бессмертный полк – это акция в память об участниках Второй мировой войны, которые защищали нашу Родину. Шествие – гражданская инициатива, и участие в нем – желание самих граждан. На шествие бессмертного полка люди приносят плакаты с портретами своих родственников – ветеранов Великой Отечественной войны. В знак признательности тем, кто прошел войну или навсегда остался на поле сражения, люди несут портреты родных. Акция не несет никакой политической окраски и придумана только для того, чтобы почтить и сохранить память о защитниках Отечества.

Бессмертный полк: куда приходить?

В каждом городе Бессмертный полк стартует от определенной точки и обычно проходит по центральным улицам города. На официальном сайте движения есть объявления о том, где будет проходить каждая конкретная акция 9 мая. Акция Бессмертный полк проводится в разных городах России.

Бессмертный полк: нужно ли регистрироваться

Одним из важных моментов акции Бессмертный полк остается создание летописи полка. Чтобы “записать деда в полк” нужно зарегистрироваться на сайте движения. В личном кабинете можно рассказать историю своей семьи, чтобы память о подвиге осталась для будущих поколений.

Кого можно записать в Бессмертный полк?

В бессмертный полк может быть записан любой родственник, который так или иначе принимал участие в защите Отечества. Это – необязательно участник военных действий. В Бессмертный полк принимаются и считаются героями труженики тыла, партизаны, узники концлагерей, и все, кто пострадал, но боролся во времена Второй мировой войны.

Как сделать портрет?

Маленькая фотография не будет заметна во время шествия Бессмертного полка, поэтому ее рекомендуют распечатать на транспаранте и прикрепить на специальную палку, чтобы фото можно было увидеть над толпой. Такие фотографии можно подготовить самостоятельно, использовав снимок из семейного альбома. Его увеличат в фотоателье или в пунктах приема заказов. Рекомендуемый размер – примерно формат а4 (20х30 см). Чтобы фотография не пострадала от стихии или во время шествия Бессмертного полка, ее можно заламинировать.

Можно ли участвовать всей семьей?

В акции могут участвовать все желающие, портреты своих прадедов и прапрадедов в Бессмертном полку часто несут дети. В общественном движении можно участвовать всей семье.

Что запрещено?

У акции есть свой устав. Во время шествия Бессмертного полка запрещены любые политические лозунги. Действуют и другие правила:

1. “Бессмертный полк” своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

2. Участие в “Бессмертном полку” подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника – ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны – 9 Мая выходит на улицы города с его(ее) фотографией или если нет фотографии – с его(ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне “Бессмертного полка”, либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся транспарант с портретом, именем, или фотографию, к Вечному огню, иному памятному месту. Участие в “Бессмертном полку” строго добровольное.

3. “Бессмертный полк” - Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды Полка может каждый гражданин, независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. “Бессмертный полк” объединяет людей. Все, что служит иному, для нас неприемлемо. Одна страна – один Полк.

4. “Бессмертный полк” не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики* во всем, что имеет отношение к “Бессмертному полку”.

5. Полк не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке: политике, общественном деятеле (в т.ч. историческом), чиновнике. Полк – это миллионы ушедших и их потомки.

6. Координацией и помощью в проведении парада Полка 9 Мая занимается штаб “Бессмертного полка”, куда наряду с организаторами Гражданской инициативы 9 Мая 2012 года, входят организации и граждане, безусловно разделяющие положения Устава и выразившие готовность стать координаторами Полка в своем регионе.

7. В целях сохранения Устава, решения спорных вопросов, выражения коллективного мнения городов Гражданской инициативы, образован Открытый Совет Полка. Войти в него, заявив о своем желании, может каждый координатор, имеющий опыт проведения в своем регионе “Бессмертного полка” в соответствии с принципами Устава.

8. Изменения и дополнения в Устав могут вноситься решением большинства городов Открытого Совета Полка.

9. Наша конечная цель – превратить “Бессмертный полк” во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

На тему патриотизма в День Победы, как правило, начинают бурно дискутировать за несколько недель до праздника, а заканчивают ровно 10 мая. Сотрудники сайт посчитали, что сейчас, когда праздники уже отгремели, разговор на злободневную тему должен бы получиться более спокойным и конструктивным. Конструктивной беседа вышла, но была ли она спокойной?

Полемика между участниками круглого стола возникла еще до его официального начала. Модератор встречи, краевед, историк и экс-чекист Александр Петрушин и его давний оппонент, руководитель общественной организации «Народный контроль» (и тоже историк по образованию!) Александр Шемякин в споре были корректны по отношению друг к другу, но позиций не сдавали. Если первый уверен, что те самые наклейки «На Берлин!» пошлы и неуместны, то второй отстаивал их как проявление здорового патриотизма. Единодушны они были в одном - никто историю толком не знает.

Во время круглого стола Александр Шемякин так аргументировал свою позицию по поводу патриотических наклеек к 9 Мая: «Ничего плохого в этих наклейках нет. Соглашусь, что призыв „Убей немца!“ - это ненормально, но „Убей фашистского гада!“ - вполне в духе времени. А „На Берлин!“ - это вообще стилизация, так писали на боевой технике, на бомбах. Никто же не говорит, что мы прямо с парада поедем за шенгенскими визами, а потом брать Берлин. „Ночные волки“ в этом году с лозунгом „Дороги Победы на Берлин“ проехали по Европе, и в Германии их прекрасно принимали. Немцы нормально к этому относятся и все понимают…».

«Немцы давно все осознали и даже покаялись. А мы их провоцируем», - прокомментировал еще один участник мероприятия, автор идеи «Бессмертный полк» Геннадий Иванов.

«В конституционном государстве призыв убить кого бы то ни было звучит по меньшей мере странно. А вот наклейки „Спасибо деду за Победу!“ мне кажутся вполне уместными», - высказала свое мнение руководитель патриотической кампании «Мы помним» Инна Корсун.

«А какому деду? Это ведь общие слова…», - заметил Геннадий Иванов.

«Мы переносим военные лозунги на наше время, не надо этого делать. Я считаю, что эти наклейки - не более чем понты, пошлость и желание выделиться», - не сдавался Александр Петрушин.

Настоящий ребенок войны

Инна Корсун призналась, что в 9 Мая и сама не первый год проходит в параде именно в стилизованной форме - но без погон и медалей, конечно: «Для меня - это праздник, наполненный эмоциями, торжественная дата. Форма - отождествление себя с подвигом народа». Александр Шемякин тоже не видит ничего плохого в использовании военной формы на празднике - мол, если выступать против этого, то и исторические реконструкции под вопросом. И вообще, мол, это все способствует патриотическому воспитанию.

«Нет культуры использования символики Великой Отечественной войны, - продолжал говорить о праздновании Дня Победы Александр Петрушин. - Георгиевские ленточки - на коленках, на собачках, на антеннах машин, в витринах магазинов. Два года назад Орден Победы на секс-шоп повесили. Очень странно видеть на пакете молока изображение доярки в военной форме».

Нужно ли регламентировать использование Георгиевской ленточки на государственном уровне и вводить обязательные правила ее ношения? Александр Шемякин напомнил про пионерские галстуки - даже вопроса не возникало о том, чтобы использовать их не по назначению - ни как бандану галстук не надевали, ни на сумки не повязывали.

Инна Корсун и ее команда в рамках кампании «Мы помним» как раз-таки занимается распространением Георгиевских ленточек и листовок с рекомендациями по их ношению. «Не все знают историю Георгиевской ленты, ее значение. Мы проводим акции, чтобы донести эту информацию до молодежи. Рассказываем, почему недопустимо использовать ленточку вместо шнурков и т.п. Я считаю, что нужно не запрещать что-то, а воспитывать культуру. На официальные правила ношения ленточки молодежь отреагирует протестом, и не факт, что норма будет исполняться.

Разговор за редакционным столом шел горячий и не сказать, чтобы строго выстроенный. Тема «Бессмертного полка» возникала не один раз и рассматривалась под разным углом. Геннадий Иванов, «поперешный с детства», как он себя охарактеризовал, припомнил, как одному (уже бывшему) тюменскому мэру предложил пройти на празднике с портретом его деда. Мэр отказался, дескать, я лучше дома его поставлю и там же помяну. Зато теперь, усмехнулся Геннадий Кириллович, после того, как президент с портретом в «Бессмертном полку» прошел, этот чиновник тоже ходит с фотографией деда в общем строю.

«Формат „Бессмертного полка“ воспринимается молодежью. Насколько он формален для них? Знаете, уже не первый год на перекрестке Республики и Мельникайте 9 мая вечером проводится минута молчания. Люди приходят сами. И плачут. Не думаю, что это может быть по указке. У меня в семье не было фронтовиков, только труженики тыла. А я бы тоже с удовольствием прошла бы с портретом своего родственника», - добавила Инна.

1. "Бессмертный полк" своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

2. Участие в "Бессмертном полку" подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника - ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны - 9 Мая выходит на улицы города с его(ее) фотографией или если нет фотографии - с его(ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне "Бессмертного полка", либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся транспарант с портретом, именем, или фотографию, к Вечному огню, иному памятному месту. Участие в "Бессмертном полку" строго добровольное.

3. "Бессмертный полк" - Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды Полка может каждый гражданин, независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. "Бессмертный полк" объединяет людей. Все, что служит иному, для нас неприемлемо. Одна страна - один Полк.

4. "Бессмертный полк" не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики* во всем, что имеет отношение к "Бессмертному полку".

5. Полк не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке: политике, общественном деятеле (в т.ч. историческом), чиновнике. Полк - это миллионы ушедших и их потомки.

6. Координацией и помощью в проведении парада Полка 9 Мая занимается штаб "Бессмертного полка", куда наряду с организаторами Гражданской инициативы 9 Мая 2012 года, входят организации и граждане, безусловно разделяющие положения Устава и выразившие готовность стать координаторами Полка в своем регионе.

7. В целях сохранения Устава, решения спорных вопросов, выражения коллективного мнения городов Гражданской инициативы, образован Открытый Совет Полка. Войти в него, заявив о своем желании, может каждый координатор, имеющий опыт проведения в своем регионе "Бессмертного полка" в соответствии с принципами Устава.

8. Изменения и дополнения в Устав могут вноситься решением большинства городов Открытого Совета Полка.

9. Наша конечная цель - превратить "Бессмертный полк" во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

* Символика: логотипы, эмблемы, названия, фирменный стиль и пр. на любых носителях (в тч на портрете солдата).

"Сейчас-то я пожилой молодой человек, а когда-то был октябренком. 9 Мая вожатая Ира водила нас к памятнику павшим на войне, дарить ветеранам цветы. Ходил весь класс. Тогда, во дворах, мы еще играли в «немцев» и «наших». И знали, какая была война, с кем. И не только из книг и кино.

Часто узнавали про нее то, что в книжках не писано было от деда или бабушки, от соседа по лестничной клетке, пропившего все кроме Ордена Красного Знамени, от приходивших каждый год в школы на "уроки мужества" крепких, тогда даже не стариков, а просто очень взрослых мужчин редких профессий: стрелок-радист, заряжающий, сапер... И вполне точно представляли, что тяжелая эта была Победа. За которую мой дед отдал обе ноги, а многие миллионы советских солдат - русских, украинцев, белорусов, грузин, казахов, армян, азербайджанцев, молдаван, эстонцев, узбеков, евреев, киргизов, татар, калмыков..., множество иных народов - свои жизни. Поэтому, не было нам удивительно, когда кроме живых победителей, у Вечного огня 9 Мая, мы видели и фотографии павших солдат, которые приносили с собой ветераны. И пили они«наркомовские» сто грамм и за мертвых, и за живых. За тех, кто не забыт, и тех, кто не забудет.

Это было давно. В другое время и другой стране. На месте которой мы сегодня живем. И дворы теперь другие и игры.

И День Победы тоже изменился. Почти не осталось ветеранов, пройдет еще два-три года, и кого увидят у Вечного огня наши дети? С этого вопроса произнесенного вслух и началось то, что сегодня стало Бессмертным Полком.

Мы не считали и не считаем себя "авторами идеи". Мы не изобретали ничего, что хотя бы раз не происходило. Тогда, в нашем детстве или, как узнавали мы уже после мая 2012 года, в некоторых городах России до нас, где люди поодиночке или как в Тюмени в 2007 году целой колонной школьников, несли к Вечному огню фотографии солдат. В 2006 году в Ухте в День Победы ребята вынесли портреты солдат.

В Севастополе в мае 2009 года прошел марш «Заменим Вас в строю!».


Да не только в России похожие на Полк истории происходили. В Иерусалиме в 1999 году горожане в День Победы вынесли портреты своих солдат. А были еще Омск и Псков, станицы Ставрополья и многие другие. В Соликамске еще в 1985 году женщины прошли с портретами мужей и братьев по улицам в День Победы.


Самая давняя из теперь известных историй, родственных Бессмертному полку, случилась в Новосибирске. В первый год официального празднования Победы, в 1965 году, ребята из 121-ой школы вышли с портретами своих отцов - фронтовиков.



Но как сделать этот порыв разных людей народной традицией? Такой, что бы ее запомнили наши дети, и передали после своим. И как собрать в этот день вместе нас всех, расколотых жизнью на богатых и бедных, на партии и конфессии, на правых и левых? Как ответ появился Устав Бессмертного Полка, этические принципы, собравшие вместе миллионы людей.

Конечно, начинали мы Полк с себя, со СМИ. Участие в создании Полка наших коллег, - радийщиков, телевизионщиков, газетчиков– не случайно. То, что Полк стал международным движением, заслуга первых координаторов - журналистов, которые рассказали про Полк в десятках городов и сел России. Бессмертный полк, в принципе, история провинциальная. Родилась в Сибири, выросла в глубинке. Не сверху спущена. Спасибо за него тем, кто поддержал томскую историю Бессмертного полка в Туле и Костроме, Новосибирске и Кургане, Вологде и Волгограде, Иркутске и Благовещенске, бухте Провидение и Краснодаре, везде, где сегодня День Победы стал днем семейной памяти. И в России и за пределами нашей Родины.

Надо говорить с людьми о том, что действительно важно. А нам важно быть ОДНИМ народом. Хотя бы раз в год. Наших дедов соединил один окоп. Давайте и мы благодаря им живые и потому разные, встанем 9 Мая в ОДИН ПОЛК. Встанем вместе с теми, чьи светлые лица должны вернуться на наши улицы в этот день, с фотографиями нашей родни, близкой и дальней. Встанем без флагов партий и напыщенных речей политиков, без амбиций. По-людски, гордо. Во весь рост. Как ОНИ поднимались в атаку, часто последнюю".

Сергей Лапенков, от имени координаторов гражданской инициативы Бессмертный Полк.