О е в сложных. Правописание сложных существительных. Соединительные гласные о и е

«Атбасар ауданының білім бөлімінің Атбасар қаласы

1 орта мектебі» КММ

КГУ «Средняя школа № 1 г. Атбасар отдела образования

Атбасарского района»

РАЗРАБОТКА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:

«Соединительные О, Е в сложных словах»

(УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)

Подготовила: Щербак А.Н.

учитель русского языка

и литературы СШ №1

2016-2017 оқу жылы

Мақсаты:

    формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

    развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;

    воспитывать чувство дружбы, коллективизма.

Сабақ барысы:

    Организационный момент

    Актуализация знаний

      Творческий диктант.

Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).

      Беседа с учащимися.

Что общего в этих словах?

Назовите известные вам особые способы словообразования.

Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?

III . Изучение нового материала

1. Объяснение учителя.

Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.

Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.

Сложные слова образуются двумя способами:

1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).

2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.

Хоть заманчив он на вид,

но однако ядовит.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен (МУХОМОР)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)

Есть у нас квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает.

НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

И на земле, и на снегу

Я зверя выследить могу

По следу лапок и копыт.

На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)

Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка.

«Как простые слова стали сложными?»

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем и не гордились,

Не сорились и не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е - сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!»

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки.

«Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапки снимают перед нами,

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение, не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О и Е

Решили словам помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

После мягких согласных, шипящих и Ц

В сложных словах пусть всегда будет Е!

А после твердых пусть будет О -

Не перепутает их никто

Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

IV. Закрепление изученного материала.

3. Работа с учебником. Чтение правила.

4. Работа по группам (рядам)

А) Подобрать сложные слова, обозначающие:

1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,

мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)

2 группа – черты, характеризующие человека (трудолюбие, добродушие, лежебока,

сладкоежка, водохлёб, любопытство, жизнелюбие, пустомеля,

книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность)

3 группа – природные явления (звездопад, листопад, водопад, снегопад, гололёд,

солнцепёк, землетрясение, полнолуние, суховей, ледоход)

Б) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова

В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.

В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -

представители флоры.

Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка.

Г) Записать предложение и выполнить разборы.

Наш самолёт после многочасового 2 перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту 4 . (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания )

1 уровень

Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью

сложных существительных.

2-й уровень.

Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3-й уровень.

Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

V . Итог урока.

Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

    Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

    Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,

используя сложные слова.

В этом уроке разберём такие понятия, как сложные слова, соединительные гласные; ответим на вопрос, когда пишется соединительная гласная О, а когда - Е.

Сложными называются слова, которые создались в результате соединения двух (реже трёх) слов в одно слово:

сам, летать - самолёт

пар, ходить - пароход

кашу, варить - кашевар

птица, фабрика - птицефабрика

Сложные слова образуются при помощи соединительных гласных О и Е. Эти гласные прибавляются к концу первой основы, входящей в состав сложного слова.

Обратите внимание на ряд слов, приведенных ниже:

На основании этих примеров сформулируем правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Соединительная гласная Е пишется после:

1) шипящих: ж, ш, щ, ч;

2) буквы Ц;

3) мягких согласных.

А соединительная гласная О пишется после основ на твёрдую согласную (кроме ж, ш и ц): баснописец, зверолов.

Как же определить, какую соединительную гласную нужно писать в слове?

Для этого надо сначала выделить первый корень. Если конечная согласная корня шипящая, буква Ц или мягкая согласная, то для соединения корней следует писать букву Е.

В остальных случаях пишется соединительная О.

Например:

В остальных случаях в сложных словах пишется соединительная буква О, например:

Важно научиться правильно выделять корни в сложных словах, запомнить правило написания соединительных гласных О и Е и его применять.

Список использованной литературы:

  1. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Власенкова А.И. Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Григорян Л.Т
  2. Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1986. - 80стр.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 6 класс» по учебнику: «Русский язык 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. и др.- М.: Просвещение, 2012. ФГОС.
  4. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Московский лицей, 2006. -55 стр.
  5. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1986.
  6. Яровикова О. В. Запоминаем через образ. Методическое пособие для учителей и учащихся. - Йошкар-Ола: «Стринг», 2008. – 84 стр.

В начале иноязычных слов, если произносится ё , пишется йо , например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).

IX. Правописание сложных слов

§ 41. Соединительные гласные о и е

В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например:домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .

В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

§ 42. Сложные слова без соединительной гласной

Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).

В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.:семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.

Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.

С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний словасумасшедший, умалишённый и т. п.

В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .

Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.),суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).

Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами

Рис. 2. Николай Добронравов ()

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Вот так составили транскрипции сложных слов:

На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

Рис. 3. Горихвостка ()

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

Рис. 4. Краснопёрка ()

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

Рис. 5. Лисохвост ()

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

Рис. 6. Водомерка ()

Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Rus.1september.ru ().
  2. Gramma.ru ().
  3. 5klass.net ().
  4. School-collection.edu.ru ().
  5. Oldskola1.narod.ru ().
  • Реши орфографические задачи.

Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

  • Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

А. Толстой

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор.

В. Жульжин

  • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.