Христофор колумб когда он родился. Христофор Колумб: «Величайший из Неудачников. Другие варианты биографии

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий - дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту - а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром - и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам - что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей - темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

- «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход... Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

- Могут дойти до такого состояния верующие люди?

Нужно сказать, что подобное состояние - это большое противостояние… Самоубийцы - люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу - не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы -дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни - это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство - они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной - договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека - в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли - повеселились, обманули - получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны - выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и - человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние - смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

- Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

- А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Жизнь человека – это главное его сокровище. Пока человек жив, он может изменить все, наладить дела, решить проблемы, помочь другим. Но не все из нас выдерживают груз проблем и неурядиц, некоторые принимают решение прервать свою жизнь, которая для них теряет смысл. И в таком жесте есть как проявление силы, так и проявление отчаяния. В традициях человечества всегда было особенное отношение к тем, кто совершил самоубийство.

В большинстве религиозных традиций самоубийц порицают, решение человека распорядиться жизнью, которая была получена по воле Господа Бога выглядит дикой дерзостью. Да, человек совершивший самоубийство так же, как и любой другой заслуживает того, чтобы быть и сам ритуал, был проведен достойно. Однако следует учитывать то, что в этом случае есть некоторые специфические детали.

Важная особенность состоит в том, что самоубийц не принято хоронить на кладбище. Связано это с тем, что самоубийца по определению грешник, причем речь не идет о совокупности тех грехов, которые выпадают на многих из людей при жизни, речь о сильном нарушении религиозных традиций.

По сути, если признать тот факт, что религии выступают с критикой в адрес самоубийц, то самоубийца автоматически отказывается от своей конфессии.

Именно потому, что человек пошедший на суицид больше не является подопечным Господа Бога, похороны такого человека не могу проходить по стандартным канонам, хоронить таких людей следует на окраине кладбища.

Как и где хоронят самоубийц

С давних времен к самоубийцам применяли специфические правила захоронения. В далеком прошлом тех, кто пошел путем самоубийства хоронили в лесу или пустынной поляне. Если же в каком-то поселении случаи самоубийств повторялись очень часто, то при поселении могло находиться два кладбища. Традиционное и кладбище для самоубийц. Но такое грубое деление уже не может быть присуще нашему цивилизованному обществу.

Сейчас традиции с захоронением самоубийц существенно упростились. Принято соблюдать лишь одно ограничение – нельзя хоронить самоубийцу на тех кладбищах, что расположены близко к церквям и храмам или же по статусу являются церковными.

Если трактовать библейские принципы, то в них можно найти и более четкие рекомендации. Так есть запрет на то, что самоубийца может быть похоронен на кладбище среди людей, погибших естественной смертью, но он вполне может быть похоронен на ближайшем к кладбище холме. И этому есть свое объяснение.

Все дело в том, что по религиозным правилам самоубийца грешен, и, следовательно, душа его будет придана страданиям в аду. И есть риск того, что забираю душу самоубийцы потусторонний мир не захватил с собой души тех, кто не виновен.

Особые правила для похорон самоубийц

Существует ряд ограничений для похорон людей, совершивших суицид. Причем, все эти вещи являются одними из основных в традициях для похорон обычных людей. Так для самоубийц не предусмотрено отпевание, хоронят такого человека только на третьи сутки после смерти, не принято скорбить по самоубийце, так же нельзя на прощание целовать покойного, сорокоуст по самоубийце не исполняется, не предусмотрено поминальной панихиды. Все, кто переступит через эти запреты будут сами нести ответственность перед Господом Богом. Стоит отметить, что есть исключения – на кладбище могут быть похоронены те самоубийцы, что покаялись перед смертью. Так же важно учитывать, что к самоубийцам нельзя относить тех, кто сам убил себя по неосторожности. На таких умерших ограничения не распространяются.

Традиции мусульман

Ислам, как и большинство религий относится негативно к самоубийцам. Однако, в этой религии есть более лояльные моменты по отношению к тем, кто совершил суицид. Так разрешено прочтение погребальных молитв для мусульман самоубийц. Можно сказать, что хи похоронный обряд мало отличается от аналогичного для тех, кто погиб не по своей воле. Однако, есть случаи, когда сами богословы выражали нежелание читать молитвы за упокой самоубийцы.

Цель нашей статьи — помочь всем желающим разобраться во всем, что имеет отношение к самоубиенным. Где их разрешается хоронить, как происходит поминовение самоубийц, и какая помощь может быть оказана им, оказавшимся в загробном мире, живущими родственниками. А также мы расскажем о том, что ждет души тех, кто предпочел жизни суицид.

Отношение православия к самоубийцам

Самоубийство православием считается страшным грехом. Его даже ставят на один уровень по тяжести с нарушением одной из 9-и заповедей. Ведь совершается убийство и не имеет значения, что при этом умерщвляется собственная плоть. Решившись на такой шаг, человек демонстрирует свое неверие в Господа, способного ему помочь, если к нему обратиться.

Его дерзость простирается так далеко, что он берет на себя полномочия Бога, вынося решение по своей судьбе. При этом он не допускает мысли о том, что испытания были ему ниспосланы для закалки духа, при прохождении очередного испытания. Душе самоубиенных суждено вечно находиться в скитаниях и подвергаться мытарствам.

Этот грех не может отпустить даже церковь. Ведь при этом подразумевается покаяние совершившего неподобающее деяние. Мало того, что не отпускается грех, церкви претит совершение молитвы за душу добровольно покинувшего сей мир. Для него нет общепринятого церковного поминовения, и соответствующие записки с его именем подаваться не могут.

Душе, мающейся в загробной жизни очень сложно оказать помощь. Родственникам, обращающимся за разъяснением в церковь, всегда отвечают, что поминать усопшего таким образом категорически запрещено. Правда, бывают ситуации, когда в порядке исключения проводится отпевание, но на это придется получать специальное разрешение.

Христианские писания о том, когда поминают самоубиенных

Христианские каноны содержат особое упоминание о тех, кто заканчивает жизнь путем суицида. Впервые это произошло в 385 году. Тогда Александрийский патриарх Тимофей написал четырнадцатый канон. Он имел вид вопросов и ответов. В нем говорилось о возможности поминовения самоубиенного, но сделать это можно только тогда, когда доподлинно установлено, что в этот момент человек был вне себя.

Очередной церковный собор в 452 году установил, что причины самоубийства кроются в дьявольской злобе, и потому оно считается преступлением. Еще на одном соборе, но состоявшемся в 563 году был наложен запрет на отпевание людей, наложивших на себя руки. Их не могли хоронить по обычаям церкви, за телом до могилы нельзя было идти, а со временем для таких покойников даже копать могилу на освященной земле запретили.

Как хоронить самоубийцу

Так как же может быть погребен самоубийца? Еще относительно недавно место для их могилы выбиралось на неосвященной земле. Чаще всего это была обочина дороги. Сегодня захоронения разрешены только на общем кладбище, но при этом усопшего нельзя отпевать, и запрещено проводить по нему панихиды.

Кроме этого, церковью установлены и некоторые другие ограничения:

  • На могилу суицидного нельзя устанавливать крест, так как он является символом веры. А тот, кто сам прервал свой жизненный путь, как считает церковь, отказался от нее.
  • В гроб нельзя класть венчик, символизирующий испытания, посланные Богом, которые грешник отказался проходить.
  • Тело покойного нельзя укрывать церковным покрывалом, являющимся символом покровительства, в коем усопшему отказано по причине совершенного им действа.

Все вышеизложенное свидетельствует о категоричности подхода церкви к вопросу о захоронении самоубиенных. У нее имеется целый свод правил, от которых она практически никогда не отступает.

Как поминать самоубийцу в православии

Так каким же образом происходит поминовение самоубиенных в православии, если традиционная форма для этого недоступна. Для отдавших предпочтение смерти перед жизнью не существует церковной молитвы и панихиды. Надо при этом помнить, что молитва, обращенная к святому мученику Уару, может возноситься исключительно за тех, кто преставился, не приняв крещения. То есть на самоубийц она не распространяется.

Однако надо сказать об особых днях - Вселенских родительских субботах, в которые поминаются все без исключения умершие. Даже несмотря на тот факт, что по ходу богослужения поминовение имеет общий характер, душам самоубийц может принести некоторое облегчение.

Ведь возносимая молитва является общей и распространяется даже на души, находящиеся в аду. В этом главное отличие Родительской субботы. А потому тем, у кого кто-нибудь из родственников ушел из жизни добровольно, молитвы должны возноситься в этот день с двойным усердием.

Родственники самоубиенных должны помнить, что не получится сокрыть этот факт при заказе молебнов. Известны случаи, когда молитва за упокой души не была эффективной. Господь отказывался принимать молитву за такого покойника. Таким образом, подавался знак, что преставившийся наложил на себя руки.

Об особых случаях в поминовении

Церковь признает наличие особых исключений, благодаря которым самоубиенные могут быть помянуты. При этом священникам разрешается отпевать только некоторых из них. Так, грех может быть прощен человеку при наличии уверенности в том, что на момент его совершения у человека не было возможности контролировать свои действия.

Это может быть спровоцировано психическим нездоровьем или сильным умопомешательством, вызванным какими-то событиями. Подтверждение наличия такой возможности должно быть получено родственниками усопшего в медицинском учреждении.

Перед проведением обряда отпевания в таком случае необходимо получение благословления архиерея, правящего в это время. Оно должно быть оформлено в виде письменного разрешения. Только после этого действо может быть совершено.

За принятие самостоятельного решения, свидетельствующего об отступлении священнослужителя от существующих правил, он будет подвергнут наказанию. Причем его могут не только отстранить от исполнения своих обязанностей на протяжении определенного отрезка времени, но и лишить сана.

Что могут сделать родственники для облегчения участи душ самоубиенных

Если семью постигло такое несчастье, как суицид одного из ее членов, то родственникам надлежит ознакомиться с правилами поминовения самоубиенных. Само собой разумеется, о поминовении в церкви речи быть не может, так как на это наложен запрет.

Однако родственникам разрешается участвовать в утешительных молитвах, которые проводятся в дни памяти. Молебен читается священнослужителем в храме, но только для скорбящих родственников. Он ни в коем случае не может быть назван панихидой. Его совершение исключено возле панихидного стола с гробом. Это действо было решено утвердить в 2011 году с целью утешения родственников.

Кроме чина, о котором ранее шла речь, имеются и еще некоторые правила поминовения самоубийц. Так практикуется использование особого келейного чтения молитвы пресвятого старца Льва Оптинского. Само собой разумеется, чтобы приступить к ее выполнению следует заручиться благословением священника.

Самый действенный метод, позволяющий оказать посильную помощь душе умершего по своей воле в загробной жизни - подача милостыни нуждающимся и благочестивый образ жизни всех родственников.

И также рекомендуется совершение самостоятельных молитв. Они могут быть исполнены как в храме, так и в домашних условиях. Кроме того, зажигание свечей в храме за упокой души с просьбой к Господу о милости также является действенным способом.

Самоубийц не хоронят по православному обряду, их не отпевают, не поминают, за них не молятся. Это широко известные истины для верующего христианина. Но когда беда случается с близкими, нам тяжело поверить, что мы ничего не способны сделать для родного человека.

На просторах интернета можно найти немало рассуждений о том, можно ли поминать самоубийц, какие молитвы всё-таки разрешено использовать, если человек повесился или как-то иначе сам расстался с жизнью.

Самоубийца совершает непростительный грех, но возможны исключения

Быть христианином - значит жить по-христиански. Любой грешник, если он вовремя покаялся, может получить прощение Господне. Но это не касается самоубийц. Они добровольно расстаются с жизнью, то есть совершают грех. А вот покается у них возможности уже нет. Поэтому самоубийство называют самым страшным грехом.

Иначе говоря, самоубийца своим поступком изымает себя из лона православной церкви, а вернуться туда уже не может.

Однако не всё так однозначно.

Бог смотрит не на поступок, а в душу.

Поэтому далеко не каждого самоубийцу можно записывать в грешники.

Например, мученица Пелагея Тарсийская добровольно вошла в печь, чтобы не дать себя казнить палачам. Теперь церковь почитает её как святую.

У самоубийц могут быть разные причины. Один расстаётся с жизнью от отчаяния, другой совершает героический подвиг, а третий не ведает, что творит, ибо страдает от душевного недуга.

Паисий Святогорец как-то сказал безутешному отцу самоубийцы, что раз сын выбросился с пятого этажа, значит, имел достаточно времени, чтобы покаяться. Предсмертная молитва способна сотворить чудо.

Не все самоубийцы - грешники: важную роль играет причина поступка

Бог видит и знает всё. Поэтому нельзя утверждать, что все самоубийцы не будут прощены и попадут в ад. Некоторые случаи стоит рассматривать отдельно - этим занимаются епископы, но не рядовые священники. Поэтому без разрешения нельзя отпевать и поминать даже самоубийц, погибших в результате душевного недуга.

4 популярных вопроса о самоубийцах: как хоронить, отпевают ли, ставить ли свечку и когда поминать?

Как хоронят самоубиенных христиан?

По церковным канонам самоубийц хоронят за пределами кладбища. Но со временем правила становятся менее строгими. Часто родственники даже устанавливают над могилой крест. С точки зрения православной традиции, это совершенно бессмысленное действие. На судьбу самоубиенного не повлияет то, как его хоронят.

Похороны самоубиенных лишены христианской атрибутики

Почему не отпевают самоубиенных?

Отпевание - это православный обряд, а значит, проводить его можно лишь в отношении души, которая находится в лоне православной традиции. Самоубийца своим поступком вычёркивает себя из неё. Отпевание самоубиенных - это уже «юрисдикция» Всевышнего. Наши обрядовые действия никак не могут помочь этой душе, потому отпевать повешенного или любого другого самоубийцу не принято.

Умерший всецело в руках Бога, но не церкви

Можно ли ставить свечку за упокой суициднику?

Нельзя. Принцип здесь тот же: душа самоубийцы уже не вверяет свою судьбу церкви. Значит, ритуальные действия вроде свечек не принесут ей ничего полезного. Никакое поминовение в храме не разрешено. Свечи ставятся за тех, кто до смерти оставался христианином.

Нет. Душа самоубийцы в руках Бога

Троицкую Родительскую Субботу, когда поминают всех усопших, относится ли это к самоубийцам? Или в какой день поминают их?

Самоубийцы ни в какие даты не поминаются в храме. Исключения делаются только для психически больных людей, которые не отдавали себе отчёт - и то, на это нужно получить разрешение высшего духовенства.

Самоубийц в храме не поминают

За самоубийц есть молитва - чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Православных родственников часто беспокоит, можно ли молиться за самоубиенных? Да, это осуществимо. Но не в храме, а домашней молитвой. Церковная традиция сообщает, что это довольно тяжёлое занятие. Подвижникам молитва за самоубийц давалась с большим трудом.

Можно ли отмолить самоубийцу таким способом? Такой задачи не ставится. Главная цель - это утешение родных и поддержка души умершего. Хотя, некоторые священники говорят, что всё зависит от того, как молиться. Это не общая для православия идея, она спорна. Чаще говорят, что душа самоубийцы уже сделала свой выбор, и молитва о самоубиенном не может использоваться для манипуляции её судьбой, волей Бога и правилами загробного мира.

И всё же чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго - едва ли не единственный способ помолиться за самоубийцу и найти утешение.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1:

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари :

Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.

Слава :

Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне:

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава :

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Также известна другая молитва, с похожим названием - канон о самовольно живот свой скончавшем. Её приводит митрополит Вениамин Федченков, ссылаясь на о. Нектария Оптинского. Рекомендуется читать её 40 дней.

Канон о самовольне живот свой скончавших

КАНОН, ГЛАС 2-й

(читается келейно и с благословения духовника)

ПЕСНЬ 1

Ирмо́с: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.

Всемилостивый Господи, помилуй мя по милости Твоей, пети Тебе начинающа и молитися о убившемся дерзко, да не в суд ми сие будет, ни в осуждение, Судие Праведнейший.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Да не будет молитва моя во грех, яко кроткий Давид глаголет: ниже во отягощение души самовольней смерти предавшемуся; но мученик мольбами оставление прегрешений наших даруй нам.

Богатую милость присно всем источая, Всеблагий Христе Боже, и ныне рабу Твоему (имя), нами Тебе молящемуся, помилование даруй и с преставльшимися во благочестии причти, аще и нечестиво скончался в неразумии.

Утвердивши колеблемый ум мой, Мати Божия, укрепи мя Божественными повеленьми Рождшагося из Твоего освященного чрева и упразднившего, Владычице, адово мрачное царство, со дерзновением неосужденно молитися об усопшем (имя).

ПЕСНЬ 3

Ирмо́с: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя: возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Твоея красоты сиянием озаритися усопшему благоволи, в вере с почившими, богатый в милости; Ты бо еси Бог наш Единый безгрешный и многомилостивый.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

На месте прохлаждения в вечнем покоище сподоби прияти и раба Твоего, малодушие жизнь свою пресекшаго: Ты бо еси Един Сильный и немощи наша на Ся восприявый, Господи Боже наш.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

В чертозе небеснем водворитися, Владыко, приими раба Твоего (имя рек), да не услышит он праведнаго Твоего гласа: «не вем тя», аще и воистину повинен есть сему.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Умерщвленных нас воздвигла еси, Богородице, жизни нетленней Жизнодавца рождши; и раба Твоего (имя) возведи из ада преисподнейшаго, Сына Твоего о милости умоляющи.

ПЕСНЬ 4

Ирмо́с: Пою Тя, слухом бо. Господа услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Во уповании на Тя, Боже, изнемогшего, и насилием вражиим одоленнаго, раба Твоего пощади, Спасе презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Милосердия имый неизследимую бездну, Господи, бездну греховную раба Твоего покрый, Человеколюбче,- омыв Кровию Своею грех неведения и маловерия его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Живыми господствуя и мертвыми владычествуя, помилуй и раба Твоего (имя), власть бо имаши всякую на небеси и на земли, Христе Боже, Отцу соседый и Духом вся очищаяй.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Исцелила еси, Богородительнице, Евино поползновение окаянное; Зиждителя бо родила еси, исправити могущаго тварь погибающую: Того моли и сего раба (имя) неключимаго, заповедь Божию преступившего, спасти по единой милости.

ПЕСНЬ 5

Ирмо́с: Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Умертвишася и во дно адово поползнувшагося возведи, Боже, преступление того заглаждая; на Кресте бо грехи наша пришел еси омыти честною Кровию Своею, Христе, Искупителю всяческих.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Спасти нас пришедый, Христе Боже, приими ныне и наша недостойная моления о рабе Твоем (имя), да муки вечныя избавиши, помилован будет с нами, Спасителю Преблагий.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Молим Тя, Слове Божий, аще и дерзновенно сие, прогнева бо Тя раб Твой (имя), обаче благодатию Твоею умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе вси бо повинны есмы пред Тобою, Всесвятый Владыко.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Под кровом Твоим, Мати Божия, спасаются вси надеющийся на Тя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби со дерзновением неосужденно молити Сына Твоего о живот свой скончавших безнадежно (имя).

ПЕСНЬ 6

Ирмо́с: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Из земли создавши человека, Боже, и в землю ныне возвратишася, пощади, Господи, в неразумии сокрушившаго скудельный сосуд свой: можеши бо, Владыко Творче, и паки возставити его от истления.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Неизреченный и непостижимый, Господи, щедротами несказаннаго Человеколюбия Твоего помилуй живот свой скончавшаго, презирая согрешения его, яже в ведении и неведении содеянная.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Озаритися милостию Твоею сподоби, Владыко, вольне оставльшаго (имя) житие свое и к свету Твоему возведи, из тьмы несветимыя изымая, милосердия ради.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Избавительнице, усердно призывающим Тя, Пречистая Владычице, Сына Твоего умоли скончавшагося (имя) ущедрити: живота и смерти Владыку родила еси.

ПЕСНЬ 7

Ирмо́с: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре благочестивым отроком росу духовную: Сый благословен и препрославлен.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Во ад с душею, яко Бог, сошедый, и в рай разбойника с Собою введый, помяни и ныне раба Твоего (имя), преступлением многим Тя прогневавша, ныне же Тебе нами молящася бедне.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Един безгрешный, в мертвых волею вменился еси, да умерщвленных силою человекоубийцы воскресивши с Собою, от державы того исхити и раба Твоего, Всесильне.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Радость присносущную даровати нам Воскресением Своим изволивый, от мрачнаго горькаго царства изми раба Твоего (имя), да от муки вечныя свободившися, узрит себе одесную Тебе, Судие Многомилостивый.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сияние славы Отчей, плотию от Тебе явившегося умоли, Пресвятая, из адовы мглы свободити непотребнаго раба Твоего (имя), той бо яко Матерь, Тебе нами просит.

ПЕСНЬ 8

Ирмо́с: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: Благословите, вся дела Господня, Господа.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Смертное царство Своею смертию разоривый, Божественною же силою вход в вечный живот отверзый, не затвори благоутробия Твоего и рабу Твоему, аще и прегрешившему, обаче из ада ныне горце взывающа.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Красоты Твоея насладитися сподоби, студ греха безобразнаго очищая умершаго смертию поносной: Един бо еси, Владыко, греха свободен, крестною смертию за нас умертвился еси.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Исправити хотя падших в персть смертную, Сам смерти причастен явился еси, Безсмертный, от смертных удолий силою Твоею возведи раба Твоего (имя), лютою смертию поползнувшагося.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Велия воистину есть Рождества Твоего тайна, Богомати: Бога воплотившагося родила еси; Его же моли, яко Сына Твоего, спасти бедне скончавшагося (имя): имаши бо дерзновение к Рождшемуся от Тебя Благоутробному Спасу мира.

ПЕСНЬ 9

Ирмо́с: Яже прежде солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку девичу неизреченно воплотившая, Благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Имеяй власть живых и мертвых, пощади, Спасе, раба Твоего (имя), смертию горькою скончавшагося: Тебе бо от Отца Твоего дадеся живити и миловати, ихже хощеши, Сыне Божий.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Преславное множество святых Твоих, Христе, непрестанно молит Тя за грешныя рабы Твоя, да помилуеши ихже волиши милосердием Твоим и геенны вечныя избавиши.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Благости воистину пучина неизследимая, благодатию Твоею помилуй прогневавшаго Тя раба Твоего (имя), и нас молящихся.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Достойно Тя, Богородице, ублажающе, к Тебе, яко Матери нашей, притекаем надежно; сами себе и брата нашего (имя), малодушие скончавшагося, Тебе Заступнице и с Тобою Христу Богу предаем смиренно.

За самоубиенных есть также молитва Льва Отпинского и молитва святому Уару

Молитва Льва Оптинского:

Лев Оптинский

Преподобный старец

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

А можно ли молиться за самоубиенных так, чтобы облегчить их участь? Православная традиция знает такие примеры, но для этого необходимо совершить настоящий молитвенный подвиг. Для таких целей существует молитва святому Уару. Она не только о самовольно ушедших из жизни, но и о тех, кто не крещён в православную веру и о вероотступниках.

Для чтения молитвы мученику Уару нужно взять благословение у священника

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Помимо молитв для облегчения участи самоубийцы православная традиция рекомендует совершать добрые дела: помогать нуждающимся, заботиться о тех, кто испытывает лишения, и т.д.

Вопрос от Анатолия: Мой знакомый покончил с собой. Священник не стал отпевать его душу. Почему? Почему в религии такие жёсткие догмы, разве это правильно? Ведь казалось бы, душе самоубийцы наоборот, вдвойне нужна наша и церковная поддержка и духовная помощь.. . Не буду приводить всё письмо целиком.

Прежде всего, прочитайте основную статью на эту тему – , в ней приведены основополагающие аргументы и примеры.

Почему не отпевают самоубийц?

Чтобы тебя отпевали – ты это ещё заслужить должен!

Что такое отпевание по сути? Просто говоря, отпевание это молитва за душу умершего – молитва за прощение грехов, обращение к Богу и Светлым Силам, чтобы Они позаботились о Душе, благословили её. В какой-то степени, отпевание – это ритуал проводов Души в светлые миры, облегчение её пути отпусканием грехов и т.п. А разве заслуживает такой участи Самоубийца?

Чтобы это осмыслить, нужно понимать какое наказание получает самоубийца:

  1. Однозначно ады и чистилища, как правило, это несколько сотен лет, чтобы там выгорел основной накопленный негатив.
  2. Иногда, самоубийца может быть проклят на скитания в роли за Земле, будучи привязанным к определённому месту, как собака на цепи. Это может длиться и 1000 лет. “Не умеешь ценить жизнь в теле, не хочешь ответственности – поживи собачкой без тела, может что переоценишь…”
  3. А перед тем, как душе самоубийцы снова дают право родиться в теле человека и жить человеческой судьбой – она несколько жизней проживает в теле животного и нарабатывает соответствующие качества (собачка – преданность и благодарность, землеройка – активность, мишка в цирке – подчинение, и т.д.).

То есть, можно сказать, что как только человек совершил самоубийство – он уже не человек, по крайне мере ещё несколько сотен лет, а в отдельных случаях и тысяч лет, он точно не будет человеком, не заслуживает.

Поэтому душа самоубийцы не благословляется на путь в высшие миры, а разбирается и готовиться для погружения в чистилища, проходить необходимые воспитательные процедуры. Перед этим всё наиболее светлое и ценное из души изымается Высшими Силами, чтобы оно не было разрушено в адах и чистилищах. А когда душа отработает свой грех, уже в будущих человеческих воплощениях, то, что было изъято – будет ей возвращено и достроено.

Почему самоубийц не хоронят на кладбище?

Ответ логически следует из выше представленной информации. Тот, кто совершил самоубийство, по сути, уже не человек, он сам отказался от этой роли, отказался быть человеком, отрёкся от человеческой судьбы и в ближайшем будущем человеком ему быть не придётся.

Поэтому самоубийц, также как и домашнюю скотину, хоронили либо в специальных местах захоронения, либо вдоль дорог, на обочине.