С чего начинается творчество, или волшебные преобразования обычных людей. Что такое творчество и как развить творческие способности? С чего начинается творчество

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВО?

Поэт начинается с книги, а стихотворчество- с поэтического образа.
Образ, образность есть свойство искусства воспроизводить жизнь в конкретно-чувственной форме, а не только в форме мысли или понятия; это иносказательность, неповторимые и незаменимые слова(словесная образность), зримая представимость. Образ должен отражать жизнь, иначе- это словесный фокус, надуманный трюк, пустая игра языка со словом.
Чудо искусства, в частности стихотворчества, состоит в том, чтобы какую-либо историю, деталь жизни превратить в произведение, часто, как это бывает в отдельном стихотворении, на очень и очень маленьком пространстве текста.
Задача образности состоит в подчинении каждого слова сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение мира. Как правило, зрелый поэт создает свой образный мир, со своей оценкой эстетических и этических ценностей, где образы выступают как синтез сложных жизненных явлений, именно в его в образной системе. С помощью образной системы автор по-своему, со своей точки зрения, решает конкретные социально- исторические и общественные проблемы, что при наличии поэтического дара не может не представлять художественной ценности(о 12 правилах ХЦП мы говорили в отдельной статье).
Художественный образ - основное понятие в литературе, в центре которого стоит изображение жизни в идеальных, читаемых формах.
В рамках художественного образа воплощаются идеи, которыми насыщено время автора. И только от поэтического дара автора зависит, насколько убедительно он может воздействовать на сознание читателя, зрителя через создание образа, насколько убедительно подаст идею.
Идеи воплощаются через художественный образ. ИДЕЯ - это собрание мыслей, сцепленных между собой и способных работать в определенных направлениях (мыслей о сущности явлений жизни, сущности человеческого характера и т.д.)
Художественный образ в поэзии - это, собственно, создание с помощью ограниченного пространства текста зримой, а через воображение и чувственной формы явлений незримой духовной жизни лирического героя. Поэтический образ создается через перенос сходства, скажем, явления природы на явление духовной жизничеловека, т.е природу самого человека, его микровселенную - его внутренний мир - по признаку, общему для обоих этих понятий.
Метод сюрреализма позволяет создавать свежие художественные образы на грани сознания и подсознания. Это, собственно, и есть творчество. Для примера приведу стихи из поэтического сборника «Прокрустово ложе», А.Шамов, Ч.Изд. «ОРФЕЙ», 2004 , с.48.

Озябшие слезы - снег
С небесной души на нас…

Создавать поэтический образ поэт должен по законам красоты, на позитивной идее, иначе - это будет руководством к проявлению низких, низменных человеческих чувств, что очень часто мы видим на экранах телевизоров или встречаем в печати.
Это не значит, что нельзя писать о негативной стороне жизни. Писать надо, и здесь важно не то, о чем пишут и как пишут писатели, важно, что прочитает читатель, какие выводы из написанного сделает, что вынесет…. Тут важен даже не процесс сотворения произведения, а важны следствия из процесса просмотра или чтения. Настоящее произведение приводит читателя к таким движениям души, когда он поступает минимум по-человечески, если это не так, то что-то, очевидно, автор произведения сделал не так, что-то недомыслил.
Критерии определения КПД произведения стерты. Но пусть каждое новое произведение судит Бог, который- любовь, а также главный его помощник и наш -профессиональная совесть.
Образ несет эстетическую оценку жизни, обобщает действительность, уходит за рамки исследуемого писателем явления.
Поэтический образ создается с помощью тропа и фигуры, как правило, сопоставления двух предметов, для пояснения одного другим. Пр. «Курок сгибает палец».
Поэтом создается зрительный образ лирического героя, трактуются его переживания, обнажается то субъективное, что имеет для читателя ценность в виде интеллектуального и психического начала,в виде опыта отношений и решений героя.
В стоящих чего- либо стихах открываются новые связи и понятия, мотивы… и при прочтении, через сравнение, происходит эмоциональное восприятие обозначенных явлений.
Троп - неиссякаемый источник многообразия и таинственности искусства, энергетика стихосложения.
Поэтический образ создает прекрасное, где художественная мысль выражается посредством таких приемов:
1) сравнение есть образное выражение, построенное на сопоставлении двух понятий, обладающих общими признаками. Сравнение есть начальная стадия всех тропов, источник поэтического образа;
2)метафора (перенос по аналогии), когда слово употребляют в переносном значении; основывается на сравнении, отображает сложные жизненные явления;
3)эпитет(приложение) -образная характеристика. Меткий признак сравнения;
4)метонимия(переименование) -замена слова другим, имеющим причинную связь с первым словом;
5)синекдоха - соотнесение целого вместо части, части вместо целого…;
6)гипербола- преувеличение;
7)параллелизма - идущий рядом;
8)уподобление- развернутое сравнение;
9)аллегория(иносказание)- изображение отвлеченной идеи посредством конкретного образа. На аллегории строятся басня и притча;
10)символ(знак) - многозначный и предметный образ. Строится на системе соответствия;
11)литота(простота) - определение понятия через отрицание противоположного;
12)симфора(соотнесение, совмещение) - форма метафоры, где опущено звено сравнения.
Умение использовать эти двенадцать приемов, думается, и есть показатель класса поэта.
Надеюсь, что я смог в этой небольшой статье раскрыть то, с чего начинается настоящее поэтическое творчество.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

«Настоящий профессионал знает, как избежать

наиболее типичных ошибок в своем творчестве.

И этим он отличается от дилетанта»

Нильс Бор

Необычность творческой деятельности журналиста в том и заключается, что зачастую нужна не сама информация в научном понимании термина, а некий первотолчок к творчеству. Но ему, как правило, предшествует этап «инкубации».

Внешне это выглядит как отказ от попыток решения творческой задачи журналистом, но на самом деле он лишь непроизвольно «перевел» ее на бессознательный уровень. Для творческой личности инкубация, «вынашивание», «взращивание» идеи, темы массово-коммуникационного произведения, структурного его видения, представлений о форме, жанре, языке и т.д. – не менее важны, чем собственно воплощение в какие-то материальные их носители. Хорошо сказал об этом Андрей Белый: «Процесс записания для меня ничтожен в сравнении с процессами оформления до записания... Скрипение пером играет столь же служебную роль, как качество пера или форма губ оратора к смыслу произносимого»1.

Да, самое совершенное создание природы и эволюции живого – мозг. А самое фундаментальное свойство мозга – память. Ее иногда сравнивают с магнитной записью. Однако техника только пассивно регистрирует и хранит информацию. Память же человека программирует также ответное поведение, взаимодействие с внешней средой, а в нашем случае еще и поиск путей решения творческой задачи. Как опытный архитектор запомнит об однажды даже виденном здании больше, чем человек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее «обставляет», соберет более солидный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и воспроизвести различного рода детали – это уже творчество.

След полученной информации лежит у всех, но нужно уметь и найти «ключ» к своему подсознанию. И здесь, обобщив опыт и результаты нашего исследования, мы также попытались описать некоторые продуктивные творческие технологии.

Извлечение следа памяти, как отметили более половины опрошенных нами журналистов, как правило, обусловлено воспроизведением эмоционального состояния, сопутствовавшего периоду запоминания некоего объема информации. Журналист не должен быть равнодушным регистратором информации (к примеру в блокноте или на диктофоне), если это, конечно, не подготовка произведений в тех жанрах, где главное – точно передать четко ограниченный определенными условиями объем социальной информации. Идеальный вариант, когда можно излагать суть, заглядывая в блокнот лишь для сверки фамилий и каких-то цифровых данных. Лишь в этом случае в творческий процесс включается в полной мере и подсознание. Опорные же сигналы для этого рода работы мозга формируются при четырех условиях:

Когда налицо новизна информации;

Когда информация подкреплена эмоциями личности;

В том случае, если журналист каким-либо образом закрепляет в сознании данный объем информации (допустим, перелистывая время от времени блокнот, слушая диктофонную запись, при этом «всплывают» все новые и новые детали и подробности);

И, самое главное, реакция индивида на информацию определяется ее значимостью, то есть лишь в этом случае «запускается» механизм подсознательной работы над произведением, во всех остальных случаях происходит лишь имитация творческой деятельности или бесплодная работа.

Но творческая установка, то есть имеющаяся в сознании программа оценки данной информации, сформировавшаяся на основе подсознательной памяти, – это еще не готовность к действию. Этап озарения, или по-другому – возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения, – это не что иное, как интуиция творящей личности.

Известный канадский психолог Жак Леред охарактеризовал интуицию следующим образом: «она непосредственна, скоротечна, опирается на аналогии, парадоксальна и двойственна. Отличаясь соединением противоположностей, работает одновременно в двух регистрах – сознания и бессознательного»2. Добавим, что она характеризуется возникновением неосознанного решения с дальнейшим его осознанием. Ряд проведенных нами экспериментов позволяет говорить о том, что в сфере журналистики, а возможно, и в целом при организации творческой деятельности, интуиция играет главную роль в определении оригинального пути или алгоритма решения задачи.

Специфика творческой интуиции состоит в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то «принуждения», ее можно только «культивировать». Оставив в стороне случаи, когда творческая личность, что называется, от рождения сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной степени одаренными, заметим тем не менее, что и здесь можно выделить определенные «технологии», способствующие интуитивным решениям.

Прежде всего, нужно учитывать, что в подсознании находится не только информация, принятая подсознательно, но и информация, принятая сознательно, однако забытая. Творческое вдохновение, о котором обычно говорят только, как о чем-то эфемерном, есть не что иное, как активизация соответствующим образом памяти и творческой активности. Специалисты-психологи называют это еще активизацией эмоциогенной регуляторной системы. Всякий журналист должен четко представлять, предварительно, конечно, четко зафиксировав их, ситуации, обстоятельства, условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продуктивной. Мы говорим, что нас вдохновляет, то есть что-то извне действует на нас, вызывая внутри нас к жизни творческие силы, или как их называл великий театральный режиссер К.С. Станиславский, «сверхсознание».

Только внутреннее «равновесие» дает возможность истинно творческой личности находиться в гармоничном «равновесии» и с окружающей действительностью. Творческое самовыражение как доминанта человеческого бытия в данной профессии проявляется настолько явно, что это дает возможность проследить взаимосвязь на примере конкретных журналистских судеб.

«Настоящий профессионал знает, как избежать

наиболее типичных ошибок в своем творчестве.

И этим он отличается от дилетанта»

Нильс Бор

Необычность творческой деятельности журналиста в том и заключается, что зачастую нужна не сама информация в научном понимании термина, а некий первотолчок к творчеству. Но ему, как правило, предшествует этап «инкубации».

Внешне это выглядит как отказ от попыток решения творческой задачи журналистом, но на самом деле он лишь непроизвольно «перевел» ее на бессознательный уровень. Для творческой личности инкубация, «вынашивание», «взращивание» идеи, темы массово-коммуникационного произведения, структурного его видения, представлений о форме, жанре, языке и т.д. – не менее важны, чем собственно воплощение в какие-то материальные их носители. Хорошо сказал об этом Андрей Белый: «Процесс записания для меня ничтожен в сравнении с процессами оформления до записания... Скрипение пером играет столь же служебную роль, как качество пера или форма губ оратора к смыслу произносимого» .

Да, самое совершенное создание природы и эволюции живого – мозг. А самое фундаментальное свойство мозга – память. Ее иногда сравнивают с магнитной записью. Однако техника только пассивно регистрирует и хранит информацию. Память же человека программирует также ответное поведение, взаимодействие с внешней средой, а в нашем случае еще и поиск путей решения творческой задачи. Как опытный архитектор запомнит об однажды даже виденном здании больше, чем человек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее «обставляет», соберет более солидный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и воспроизвести различного рода детали – это уже творчество.

След полученной информации лежит у всех, но нужно уметь и найти «ключ» к своему подсознанию. И здесь, обобщив опыт и результаты нашего исследования, мы также попытались описать некоторые продуктивные творческие технологии.

Извлечение следа памяти, как отметили более половины опрошенных нами журналистов, как правило, обусловлено воспроизведением эмоционального состояния, сопутствовавшего периоду запоминания некоего объема информации. Журналист не должен быть равнодушным регистратором информации (к примеру в блокноте или на диктофоне), если это, конечно, не подготовка произведений в тех жанрах, где главное – точно передать четко ограниченный определенными условиями объем социальной информации. Идеальный вариант, когда можно излагать суть, заглядывая в блокнот лишь для сверки фамилий и каких-то цифровых данных. Лишь в этом случае в творческий процесс включается в полной мере и подсознание. Опорные же сигналы для этого рода работы мозга формируются при четырех условиях:


§  когда налицо новизна информации;

§  когда информация подкреплена эмоциями личности;

§  в том случае, если журналист каким-либо образом закрепляет в сознании данный объем информации (допустим, перелистывая время от времени блокнот, слушая диктофонную запись, при этом «всплывают» все новые и новые детали и подробности);

§  и, самое главное, реакция индивида на информацию определяется ее значимостью, то есть лишь в этом случае «запускается» механизм подсознательной работы над произведением, во всех остальных случаях происходит лишь имитация творческой деятельности или бесплодная работа.

Но творческая установка, то есть имеющаяся в сознании программа оценки данной информации, сформировавшаяся на основе подсознательной памяти, – это еще не готовность к действию. Этап озарения, или по-другому – возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения, – это не что иное, как интуиция творящей личности.

Известный канадский психолог Жак Леред охарактеризовал интуицию следующим образом: «она непосредственна, скоротечна, опирается на аналогии, парадоксальна и двойственна. Отличаясь соединением противоположностей, работает одновременно в двух регистрах – сознания и бессознательного» . Добавим, что она характеризуется возникновением неосознанного решения с дальнейшим его осознанием. Ряд проведенных нами экспериментов позволяет говорить о том, что в сфере журналистики, а возможно, и в целом при организации творческой деятельности, интуиция играет главную роль в определении оригинального пути или алгоритма решения задачи.

Специфика творческой интуиции состоит в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то «принуждения», ее можно только «культивировать». Оставив в стороне случаи, когда творческая личность, что называется, от рождения сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной степени одаренными, заметим тем не менее, что и здесь можно выделить определенные «технологии», способствующие интуитивным решениям.

Прежде всего, нужно учитывать, что в подсознании находится не только информация, принятая подсознательно, но и информация, принятая сознательно, однако забытая. Творческое вдохновение, о котором обычно говорят только, как о чем-то эфемерном, есть не что иное, как активизация соответствующим образом памяти и творческой активности. Специалисты-психологи называют это еще активизацией эмоциогенной регуляторной системы. Всякий журналист должен четко представлять, предварительно, конечно, четко зафиксировав их, ситуации, обстоятельства, условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продуктивной. Мы говорим, что нас вдохновляет, то есть что-то извне действует на нас, вызывая внутри нас к жизни творческие силы, или как их называл великий театральный режиссер К.С. Станиславский, «сверхсознание».

Только внутреннее «равновесие» дает возможность истинно творческой личности находиться в гармоничном «равновесии» и сокружающей действительностью. Творческое самовыражение как доминанта человеческого бытия в данной профессии проявляется настолько явно, что это дает возможность проследить взаимосвязь на примере конкретных журналистских судеб.

Изобретатель игрушек и игр, академик Академии изобретательства, научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования Виктор Кайе уверен: любое творчество начинается с игры.

Ведь все великие творцы были когда-то детьми, и именно в детстве нужно искать исток творческого импульса. В детстве, уверен изобретатель, зародилась и его будущее творчество. Родился Виктор Августович в 1944-м, в суровые послевоенные годы игрушек почти не было, а играть ребятишкам хотелось, вот и шли в дело подручные материалы. Возможно, тогда и возникли первые наметки написанной много позже книги Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет», которую сам изобретатель называет «Игрушки из ничего». Для того, чтобы сделать ребенку такую игрушку, нужны только желание и предметы, которые принято считать «мусором». А между тем при правильной подаче ребятишек они приводят в восторг! В этом убедились участники семинара-практикума «Академия изобретателей», прошедшего в королёвском СРЦ «Забота».

Виктор Кайе провел в «Заботе» сначала мастер-класс для детей и их родителей, а затем круглый стол для педагогов. Ребятишки на встречу с изобретателем собрались и из группы дневного пребывания, и с отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями. Своими игрушками он сумел заинтересовать всех без исключения, показав, сколько игровых функций скрыто, к примеру, в пустой пластиковой бутылке, дырявом резиновом мячике, баночке из-под сметаны или поролоновой губке!

По убеждению изобретателя, важно, чтобы игрушка или игра были «открытыми системами», то есть имели не одно, а массу правильных решений. Антипод такого подхода — традиционные паззлы: соберешь «как надо» - и всё! Игры по «системе Кайе» многофункциональны: в продемонстрированных позже на круглом столе «магнитных кубиках Кайе» число правильных решений исчисляется миллионами! Множество верных вариантов оставляют на выбор малыша «карточки-антипаззлы», которые с удовольствием складывали юные участники мастер-класса, поролоновые геометрические фигурки, которые с помощью воды легко крепятся к дверце холодильника, создавая удивительные миры, «соты Кайе», деревянные колечки и пластмассовые шарики от старых погремушек. Кстати, такие шарики легко превращаются в замечательные волчки - «любимое детище» изобретателя, выпускника Бауманки и по первой профессии - специалиста по гироскопам.

За 30 лет изобретательской деятельности Виктор Августович стал автором более 1000 игр и игрушек. Большинство из них запатентованы, многие получили награды на международных выставках. Некоторые, как, например, пользовавшийся популярностью у маленьких королёв-цев «самолетик с посадочной полосой», можно было найти в «Детском мире» еще при Советском Союзе. Другие реализованы за границей, кое-что удается выпускать в нашей стране и сейчас, несмотря на засилье в этой области иностранного, преимущественно китайского, бизнеса. «Для большинства производителей игрушек это не более чем бизнес, главная цель которого - продажа. Мои же изобретения призваны развивать у детей фантазию, воображение, глазомер, художественный вкус, исследовательское поведение, аккуратность и терпение, индивидуальность в сочетании с умением взаимодействовать со сверстниками. В общем - формируют творческое начало!» - считает Кайе.

И, нужно сказать - не только у детей! У педагогов КСРЦ тоже «загорелись глаза» при знакомстве с методиками и изобретениями мастера. Многие из них они обязательно возьмут на вооружение при работе со своими воспитанниками.

Елена ДАНИНА