Это наслаждение:топ удовольствий души и тела. Чувственное наслаждение

Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги Гупта Мринал Кумар

66. Контролируйте свои желания и стремление к чувственным наслаждениям

Материальные желания и чувственные наслаждения безграничны. Чем больше вы наслаждаетесь, тем сильнее жаждете наслаждений . Одно удовлетворенное желание порождает новые, и эта цепочка бесконечна. Ограничьте свои желания основными, жизненно необходимыми. Не стремитесь к роскоши, не культивируйте в себе желание за желанием. Удовлетворение материальных и чувственных желаний краткосрочно и неизбежно ведет к боли . Такие желания не приносят постоянного удовлетворения. Мы должны сдерживать бесконечные желания и тягу к чувственным наслаждениям. Наш разум и чувства всегда стремятся к сиюминутным радостям и удовольствиям. Это проявление низменной природы человека. Мы должны преодолеть влияние низменной природы и устремиться к высшим наслаждениям. Мы родились не ради того, чтобы испытывать низменные наслаждения. Мы должны стать выше сиюминутных радостей. Понимание жизненных законов и того, как их можно использовать, открывает перед нами истинную сокровищницу бесконечной радости.

Говоря о «чувственных наслаждениях», мы имеем в виду только наслаждения «раджасик» и «тамасик», а не «сатвик». Например, когда вы зимним днем наслаждаетесь лучами солнышка, это чувственное наслаждение, но оно относится к категории «сатвик». Значит, его нужно поощрять, а не пресекать.

Точно так же вы должны точно понимать разницу между желаниями и потребностями. Потребности связаны с вашим выживанием и условиями существования. Желания – это стремление к чувственным наслаждениям категорий «раджасик» и «тамасик». К этой категории относятся стремления к славе, известности, власти, статусу. А вот желание роста, желание познания истины позитивны, они совершенно не похожи на желания материальные, о которых мы говорили выше.

Из книги Матрицы Жизни. Как достичь желаемого с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Глава III ПРОРАБАТЫВАЕМ ЭНЕРГИИ МАТРИЦ ЖИЗНИ – ИСПОЛНЯЕМ СВОИ

Из книги Ванга. Как привлечь к себе деньги автора Громова Зинаида

Исполняем свои желания Очень приятно, когда наши желания исполняются, не так ли? И это происходит как бы само собой, если у нас достаточно энергии в Первой Матрице. Но энергия эта не появится из ничего в один момент, вначале нам необходимо проработать данную Матрицу. И мы с

Из книги Том 3. Домология автора Вронский Сергей Алексеевич

Как научиться исполнять свои денежные желания С разу после праздников у меня началась совсем иная жизнь. Моя нынешняя работа требовала большого напряжения. Новые лица, новые задачи… Мне приходилось выкладываться полностью. К концу рабочего дня я просто валилась с ног,

Из книги Осуществление желаний: 21 волшебный урок для полной и счастливой жизни автора Витале Джо

Гедонизм (любовь к наслаждениям и чувственным удовольствиям) Сильные планеты: Венера, Луна, Солнце, Уран, Плутон.Акцентированные поля: II, V, IV, VII, VIII, I.Аспекты: Венера на Асценденте, Венера – Луна, Венера – Плутон, Солнце – Венера/Юпитер,

Из книги Как стать богатым автора Блаво Рушель

Из книги Заветы великой Ванги. Как быстро получить денежную помощь автора Громова Зинаида

Из книги Почему одни желания сбываются, а другие – нет, и как правильно захотеть, чтобы мечты сбывались автора Лайтман Рейчел Соня

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Учимся просить у Ванги исполнять свои денежные желания Сразу после праздников у меня началась совсем иная жизнь. Моя нынешняя работа требовала большого напряжения. Новые лица, новые задачи… Мне приходилось выкладываться полностью. К концу рабочего дня я просто валилась

Из книги Черная полоса – белая! [Практическое руководство по управлению своей судьбой] автора Харитонова Анжела

О том, как правильно взаимодействовать с окружением человеку, решившему увеличить свои желания Итак: правильно взаимодействуя с окружающими вас людьми, вы можете поддержать, развить, усилить, увеличить через них те желания, которые хотите.Представьте, что вы хотите

Из книги Самый новый самоучитель удачи. Добейтесь всего, чего хотите! автора Правдина Наталия Борисовна

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Из книги Маленькая книжка для получения больших денег автора Правдина Наталья Борисовна

Настройтесь только на свои желания! Ваши желания - это вехи вашего пути к успеху и удаче, указатели верного направления. Это своеобразный радар вашего врожденного автопилота, настроенного на раскрытие заложенного в вас потенциала. Чтобы двигаться в нужном направлении,

Из книги автора

Формулируйте свои желания максимально точно! Помните слова капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете - так она и поплывет!» Наше подсознание, ответственное за связь с созидательными силами Вселенной, а значит, и за исполнение наших желаний, понимает слова буквально.

Из книги автора

Как научиться исполнять свои желания Вы еще не верите, что способны сами воплотить свои сокровенные желания в реальность? Тогда давайте попрактикуемся в роли

Из книги автора

12. Контролируйте свои импульсы, держите себя в руках, учитесь терпению В повседневной жизни не следует руководствоваться импульсами и говорить и делать то, что придет вам в голову. Это признак слабости разума. Контролируйте свой разум, не становясь его рабом. Будьте

Получение чувственного наслаждения

В отличие от физического наслаждения, чувственное наслаждение не предполагает удовлетворение потребности организма в материальных источниках его функционирования. Чувственное наслаждение возникает при повторном рассматривании картин, прослушивании музыки, прочтении книг и других способах восприятия уже известной информации. Причиной чувственного наслаждения является совпадение трансверсальных скоростей чувственного образа в динамике его изменения с трансверсальными скоростями образа, извлеченного из памяти. Многократное повторное восприятие чувственного образа увеличивает энергетику состояния памяти, соответствующего ему. Это состояние памяти является базовым для программной установки действий человека с целью повторного восприятия чувственного образа. Возникает положительная обратная связь. Разум человека попадает в зависимость от чувственного наслаждения.

Опасность зависимости от чувственных наслаждений признается не всеми. Для земной жизни это наслаждение многие считают благом. Действительно, ее можно воспринимать как награду за пассивность, которая способствует стабильности общества. Но, как и всякая привязанность к материальному, она объективно вредна. Разум человека только миг в процессе вечной жизни существует в воплощенном состоянии в материальном мире, и эти привязанности будут ему обузой.

Можно ли считать выполнившим свою задачу Разум коллекционера марок, картин, других произведений искусства? Развитие его односторонне и по земным меркам. При жизни в условиях Рая его интеллект получит развитие, увеличивающее дисбаланс. О гармонии, хорошей погоде на планете памяти, не может быть и речи. Получение сверхчувственной информации и развитие Интеллектуальной сферы Разума в области низших измерений будет затруднено. Всегда сохранится опасность проявления программных установок привязанности в какой-либо ситуации.

Привязанность к чувственным наслаждениям является одним из звеньев кармы и вызывает необходимость повторного воплощения. Коллекционирование произведений искусства имеет смысл для более широкого распространения их информационного содержания, выраженного больше в обстоятельствах создания и мотивации деятельности, содержащейся в них, чем в самих эстетических формах. Коллекционирование для личного пользования, наслаждения прекрасным ничего кроме рождения черной кармы вызвать не может.

Возникает вопрос: что же, и гениальные художники и музыканты, поэты и писатели взрастили черную карму и потому обречены на повторное воплощение и новые страдания? Нет, их творчество не является источником черной кармы. Творческие достижения гениев основаны на сверхчувственной информации, получаемой от Сущности. Среди чувственных восприятий присутствует только творческое вдохновение, экстаз, который сродни чувствам, испытываемым при достижении Просветления. Эти чувства содержит программная установка стремления к сверхчувственному знанию, которая сохранится навсегда и станет основой при формировании макропрограммы личности в процессе будущей вечной жизни в невоплощенном состоянии. У них не возникает привязанности к собственным произведениям. Наоборот, они, как правило, склонны к их критической оценке. Такое же отношение у них и к достижениям их коллег.

У многих гениев проблема кармы заключается в другом - в привязанности к употреблению алкоголя. Творческий процесс идет интенсивнее при снижении потенциальных барьеров, препятствующих проникновению Разума низших измерений в область сознания. Но ликвидация порочной зависимости потребует нового воплощения уже в ином качестве, с иной, может быть очень трудной судьбой, когда кармическое звено привязанности к алкоголю будет разорвано.

Сказанное не означает, что нужно быть безразличными к произведениям искусства. Гениальные творения отражают достижения цивилизации, являются примером для подражания, направляют творческую мысль, движут прогрессом общества. Они составляют основное материальное содержание достижений коллективного Разума. Их влияние на духовную жизнь нельзя переоценить. Примером для подражания должен стать процесс создания гениального произведения и программная установка деятельности, которая в нем содержится, а не формы самого этого произведения.Произведения искусства - это материальные объекты. Их созерцание усиливает энергетику базовых состояний памяти. Но лишь программные установки, содержащиеся в них, оказывают положительное влияние на рождение белой кармы.

Чувственное восприятие произведений искусства помогает преодолеть многие программные установки воспроизводства черной кармы. Однако нужно иметь в виду, что после разрушения черной кармы белая карма потеряет белый цвет. Дальнейшее наращивание энергетики ее программных установок может создать новое кармическое звено привязанности к чувственному материальному объекту. Тогда она приобретет черный цвет. Точную грань между белой и черной кармой провести невозможно. Человек всю жизнь вынужден балансировать между ними, но иного пути нет. Не представляют опасности изменения цвета кармы лишь произведения, направленные на совершенствование духовности, овладения истинными знаниями. На пути духовного совершенствования карма не меняет своего белого цвета, потому что этот путь бесконечен.

Большинство людей используют тело как машину для получения удовольствий. Зачем ещё поддерживать жизнь в этом теле, если не ради плотских наслаждений? Например, зачем большинству из нас нужен язык? Чтобы наслаждаться вкусом пищи. Половые органы - для приятных сексуальных ощущений, высшее из которых - оргазм. С помощью глаз, ушей, носа мы тоже хотим видеть, слышать, обонять приятное. Богаты мы или бедны, образованны или неграмотны, цивилизованны или нет - как правило, мы стараемся удовлетворять требования чувств. И причина этому - ошибочное отождествление себя с телом.

Если вы считаете, что вы тело, вы будете пытаться достичь удовлетворения, угождая телу. Вы будете думать: «Я - тело, и хочу быть счастливым, удовлетворённым». Поэтому вы постараетесь удовлетворить желудок, язык, гениталии, уши, глаза, нос и т.д., думая, что это принесёт вам то внутреннее удовлетворение и счастье, которого вы жаждете.

Но телесные удовольствия не приносят удовлетворения. Это ещё одно свидетельство того, что вы не тело. Сколько ни угождай чувствам, всё равно никогда не испытаешь внутреннего удовлетворения.

Это вовсе не значит, что чувственные удовольствия - это плохо, и вместо них нужно стремиться к телесным страданиям. Механическая замена «плюса» на «минус» не приведёт ни к чему хорошему. Мы просто хотим обратить внимание на тот факт, что телесные удовольствия не делают нас счастливыми, и поэтому глупо считать их целью жизни.

Часто люди так усердно стараются найти счастье в объектах чувств, что могут даже пытаться наслаждаться с помощью нескольких или всех органов чувств сразу. Например, кто-то может смотреть телевизор и одновременно с этим слушать радиоприёмник, жевать картофельные чипсы, потягивать пиво и курить сигарету, а во время рекламных пауз ещё и листать журнал. Мы стараемся наполнить себя всевозможными ощущениями, но по-прежнему не удовлетворены; нам всё равно чего-то не хватает.

Вы можете съесть столько, что у вас заболит желудок, но вам всё равно хочется ещё. Хотя желудок набит так, что это причиняет физическую боль, вы (ваше «я») - не наполнены, вы по-прежнему хотите поглощать. Тот факт, что тело может быть наполнено, удовлетворено, а вы при этом - ощущать пустоту, свидетельствует о том, что вы - не тело.

У тех, кто богат и известен, достаточно денег, власти и влияния, чтобы отправиться в погоне за счастьем куда угодно и делать почти всё, что им хочется. Обычные люди часто завидуют такой роскоши. Большинство «неимущих» убеждены, что те, у кого «всё есть», счастливы. Поэтому «неимущие» всячески стараются стать «имущими».

Однако сформированный в сознании большинства людей образ «счастливого богача» является всего лишь иллюзией. За деньги можно купить только телесные «радости», а не настоящее счастье и удовлетворение. Это очень убедительно показывает история Фредди Принца, телезвезды, всего за несколько лет поднявшегося из нью-йоркского гетто к ярким огням Голливуда. Принц вырос в Нью-Йорке в бедной пуэрториканской семье, но вскоре после окончания школы стал известным комиком. За несколько лет у него появилась собственная телепередача и киноконтракты на много миллионов долларов. Личные шофёры возили его по Голливуду на роскошных лимузинах; у него было в буквальном смысле всё самое лучшее из того, что можно купить за деньги. Но хотя он мог предоставить своим чувствам все мыслимые удовольствия, внутри себя он чувствовал пустоту. В отчаянии Принц спросил своего менеджера: «Есть ли в жизни ещё что-то кроме этого [богатства, славы и прочего]?» Менеджер ответил: «Это и есть жизнь, Фредди. Ты - звезда!» Вскоре после этого двадцатидвухлетний Принц совершил самоубийство, приложив к виску пистолет двадцать пятого калибра и нажав курок.

История знает множество других примеров богатых и известных людей, которые, несмотря на исключительные возможности для чувственных наслаждений, приходили в такое отчаяние, что совершали самоубийство. Ещё длиннее список тех, кто закончил психбольницей. И действительно, ощущение разочарования, пустоты и бесцельности, которое часто посещает сердца сотен миллионов богатых людей, слишком хорошо известно в развитых странах Запада. Огромное большинство их жителей усердно стараются угодить своим чувствам (и имеют для этого все возможности), но, тем не менее, по-прежнему несчастливы. Об этом свидетельствует высокий и постоянно растущий уровень алкоголизма, наркомании, разводов и самоубийств.

Таким образом, даже удовлетворив все насущные потребности тела и испытав бесчисленное множество чувственных удовольствий, вы по-прежнему не будете удовлетворены. Богатые гедонисты из «Роллинг Стоунз» всё ещё поют: «Я никак не получу удовлетворения».

Если бы тело было самой личностью, чувственные удовольствия приносили бы настоящее удовлетворение. Если бы тело было вами, исполнив желания тела, вы были бы полностью удовлетворены. Если бы личность, наше «я», было материальным, то мы были бы удовлетворены материей (материальным наслаждением). Гедонистический образ жизни привёл бы к полному удовлетворению и счастью, а не к разочарованию, пустоте и потере смысла жизни, которые мы сегодня наблюдаем в материально развитых странах мира.

Собеседник: Я согласен, что чувственные удовольствия и материальное богатство не могут удовлетворить личность. Но я не уверен, что люди в менее развитых странах также смогли бы это понять.

Учитель: Это могут понять все, независимо от того, бедны они или богаты. Бедные тоже на своём личном опыте убеждаются, что телесные удовольствия не приносят им удовлетворения. Вы думаете, бедняки не наслаждаются с помощью своих чувств? Вы не знаете, испытывают ли бедные люди удовольствие от вкуса пищи или сексуальный оргазм? Конечно, испытывают. Само по себе материальное богатство - ещё не наслаждение. Оно лишь предоставляет возможности для более утончённого чувственного удовольствия. Например, за деньги можно купить хорошую квартиру с большой искусно сделанной кроватью и шёлковыми простынями. Богатство увеличивает число доступных вам предметов потребления. За деньги можно купить много разнообразной пищи и всего остального. Но деньги сами по себе - ещё не удовольствие. У «бедных» людей тоже есть половые органы, язык и прочее, и они тоже получают удовольствие от пищи, секса и т.п. Может быть, «бедный» человек испытывает половой оргазм на матрасе, лежащем на полу в глинобитной лачуге, а «богатый» - в роскошной кровати, стоящей в хорошей квартире. Но, по существу, это всё равно одно и то же ощущение. Поэтому как «богатый», так и «бедный» могут задать себе вопрос: «Удовлетворён ли я, испытав оргазм?»

Собеседник: То есть, чтобы понять, что телесные радости не принесут удовлетворения, нет необходимости становиться материально обеспеченным?

Учитель: Верно. До известной степени обеспеченность облегчает понимание, но необходимым условием не является. К тому же, если вы посмотрите вокруг, то увидите, что большинство несчастливых богачей не знают, почему они несчастливы. Они всё равно не знают, что деньги и чувственные удовольствия не могут их удовлетворить. Так что, богаты люди или бедны, они нуждаются, прежде всего, в просвещении. Им нужно осознать, что их собственные попытки достичь счастья, угождая своим чувствам, провалились. И нужно увидеть, что так же провалились аналогичные попытки других.

Телесные удовольствия подобны коротким вспышкам. Они появляются и исчезают. Не успеешь оглянуться - уже ничего нет. Вот почему гедонисты, прежде чем приступить к удовлетворению желаний тела, так сильно стараются насладиться предвкушением чувственных удовольствий. Они знают, что как только они погрузятся в само наслаждение, оно исчезнет.

Недавно мне в полной панике позвонила моя знакомая Рита. Последние пять лет она была строгим веганом и сидела на жесткой диете. Однако на протяжении нескольких месяцев ей очень хотелось съесть мороженое, пиццу и другую запрещенную пищу. Она ее ела — и беспокоилась, что потакает своим желаниям.

Первое, что подсказала мне интуиция: организм Риты жаждет баланса. Страстное желание какого-то определенного удовольствия говорит о том, что человек слишком долго себя в нем ограничивал.

У меня много знакомых йогов, которые не чувствуют границу между удовольствием и потаканием своим желаниям. И это понятно, так как отношение к удовольствию в разных традициях йоги отличается. В классической йоге и веданте, например, считается, что между йогой и удовольствием существует некое базовое противоречие. Эта точка зрения выражена в «Катха-Упанишаде»:

«И благое, и приятное приходят к человеку; разумный, поразмыслив, различает их. Ибо разумный предпочитает благое приятному, глупый ради мирского благополучия выбирает приятное». (Перевод А.Я. Сыркина)

Целые поколения йогов восприняли это как призыв отказаться от мягкого ковра в угоду твердого бетонного пола и от секса в пользу воздержания. (Возможно, вернее было бы трактовать это как призыв выбрать раннюю утреннюю практику вместо того, чтобы поспать лишний часок!) Если отвлечься от бетонного пола, то в этом тексте есть истина, особенно если заменить слово «приятное» на словосочетание «зону комфорта». Трансформация требует движения за пределы своей зоны комфорта.

В древних тантрических текстах «Виджняна-Бхайрава-тантры» и «Спанда-Карики» мы находим гораздо более тонкое понимание удовольствия. Если классическая йога и веданта видят мир как нечто фундаментально иллюзорное, а его удовольствия — как нечто отвлекающее, что нужно превзойти, тантра рассматривают тело и мир как шакти, или божественную космическую энергию. Одна из самых прекрасных тантрических идей состоит в том, что тело, чувства, и мозг — инструменты, посредством которых дух (или сознание) получает удовольствие от самого себя. Когда вы смотрите на жизнь именно так, то удовольствие — при его осознанном переживании — становится способом чествования Божественного. Известная тантрическая мудрость гласит: «Некоторые люди считают, что там, где есть йога, не может быть удовольствия, а там где есть мирские удовольствия, не может быть йоги. Но на этом пути и йога, и мирские удовольствия приходят и располагаются в твоей ладони».

Конечно, для того чтобы совместить йогу и мирские наслаждения, требуется дисциплина. Один из моих учителей однажды посоветовал ученице с лишним весом, которая не мыслила себе жизни без шоколада, предлагать самой себе крошечные кусочки шоколада, как будто она предлагала сладости внутреннему божеству, и жевать их очень медленно. Я сама многие годы использовала эту практику, когда хотела насладиться сладостями, и при этом не переедать. Дисциплина и ощущение священного — вот что здесь самое главное, но и удовольствие тоже.

5 уровней удовольствия

С точки зрения йоги, величайшее удовольствие приходит от величайшей глубины. Именно когда вы погружаетесь в удовольствие через осознанность, глубокое наслаждение или капитуляцию эго, становится очевидным его божественное начало. Это происходит независимо от источника удовольствия — будь то шоколад, занятия любовью, энергичная виньяса или пение мантр. Есть пять базовых уровней удовольствия, которые варьируются от относительно поверхностного до очень тонкого:
1) чувственное удовольствие;
2) удовольствие от близости с любимым;
3) удовольствие от какого-то важного дела;
4) удовольствие от творчества;
5) удовольствие от погружения в Дух.
Наиболее тонкие уровни удовольствия — самые глубокие, и больше всего соответствуют тому, что «Упанишады» называют благом. Это что-то, что мы часто интуитивно понимаем, но не можем описать словами. Смысл в том, что постижение тонких удовольствий требует больше усилий и практики.

Эти уровни не взаимозаменяемы, именно поэтому нам нужны все виды удовольствия.

1. Чувственные удовольствия

Это и вкус еды, и объятия любимого человека, и вид завораживающе красивого лица, и созерцание шедевра. Чувственные удовольствия могут быть примитивными и изысканными. Более грубой части вкусовых рецепторов пончик кажется привлекательнее, чем идеально сбалансированный десерт крем-брюле. Однако оба утоляют голод, оба стимулируют центры удовольствия, хотя когда волны удовольствия от вкушения блюда вели кого шеф-повара достигают высших центров в коре головного мозга, то удовольствие может вызвать ни с чем не сравнимые волны радости.

Что нужно для того, чтобы сделать чувственные удовольствия более глубокими? Полностью присутствовать в том моменте, в котором ощущается вкус, прикосновение или аромат.

Самый большой враг удовольствия — отвлеченность. Когда мы отвлекаемся, мы склонны заменять качество количеством и берем себе еще одну порцию еды или заводим еще одного любовника. Поэтому, когда вы ощущаете дефицит удовольствия, великие знатоки этой темы рекомендуют обратить свое внимание вовнутрь и начать смаковать запахи, тактильные ощущения и вкусы.

2. Удовольствие интимности

Если практикой для углубления физического удовольствия является внимательность, то практикой для переживания удовольствия от любви является доверие и принятие. Глубокое удовольствие от близких отношений возникает, когда вы можете сохранять свое ощущение интимной соединенности с другим человеком, даже если он не удовлетворяет ваши потребности. Как все формы внутренней йоги, йога интимности начинается с осознанности. Осознайте те ожидания, которые вы с собой приносите в отношения. Замечайте, когда вы захвачены ожиданиями какого-то определенного исхода и когда вы держитесь за обиды. Все это мешает удовольствию интимной любви. Именно поэтому прощение — одна из самых великих йоговских практик для того, чтобы открыть сердце. Одна моя подруга работает со своего рода мантрой, которая помогает ей (по крайней мере, на какое-то время) взаимодействовать со своей семьей: «Я прощаю вас, пожалуйста, простите и вы меня, давайте простим самих себя».

3. Удовольствие от погруженности в работу

В мифе о Каме (индийском боге удовольствия) в пересказе Генриха Зиммера первое, что говорит бог, когда рождается в этот мир: «Скажите, что я должен здесь сделать, так как без цели у жизни нет смысла!» Ни чувственное удовольствие, ни удовольствие интимной любви не могут заменить то удовольствие, которое вы получаете от осмысленной деятельности; когда посвящаете себя делу, в которое вы глубоко верите и которое, по вашему мнению, делает мир лучше.

Двое моих учеников до сих пор помнят то ощущение магии, которое они испытали, когда помогали жертвам землетрясения в Азии. Начав помогать, они поняли, что интуитивно чувствуют, что нужно делать, и что каждое их действие эффективно и гармонично. Эта полная преданность всего их существа чему-то, что казалось им жизненно важным, не только позволила им помочь людям, но также подарило им переживание невероятного удовольствия.

Йоговская практика для достижения этого уровня удовольствия состоит в том, чтобы делать то, что вы делаете, ради самого дела, а не ради похвалы или славы. Это один из законов жизни: когда вы работаете ради признания, а не ради самого дела, вы никогда не получите настоящего удовольствия от того, что вы делаете.

4. Удовольствие от вдохновения и творчества

Ощущать вдохновение — значит войти в пространство, где идеи, движения, слова, музыка текут через вас. Удовольствие истинного творчества соединяет вас напрямую с высшим «Я», с креативностью самого универсального сознания. Бог — художник, говорит один из мудрецов кашмирского шиваизма, и когда мы творим, мы на связи с Всевышним. Вдохновение может присутствовать во время разговора, все участники которого открыты и согласны быть каналами для чего-то, что больше их самих. Оно может возникнуть, когда вы просите внутреннего руководства в решении проблемы. Или оно может прийти само, как дар. Что нужно, чтобы пережить удовольствие вдохновения? Во-первых, нужно иметь желание и способность ему отдаться — отпустить страхи, сомнения и верования, которые мешают вам его получать. Во-вторых, нужно иметь терпение и навыки для того, чтобы превратить вдохновение в действие. И, в-третьих, нужно уметь быть внимательным и избегать гордыни, которая возникает, когда появляется соблазн присвоить это вдохновение себе. Чтобы испытать всю глубину радости вдохновения, нужно отпустить чувство «Я это сделал» и признать, что творческое вдохновение приходит из сути, из «я». Практика для переживания удовольствия творчества — неделание; то, что в даосизме называется делание в неделании.

5. Удовольствие чистого духа

Самый тонкий и глубокий уровень удовольствия — это чистое общение с сутью, Богом, с внутренним «Я». Вы можете испытать это как пребывание в чистом осознании. Но вы также можете пережить это в форме интимного общения с личной формой божества. Йога преданности, или Бхакти-йога, известна как путь глубокого мистического удовольствия. Она обладает чувственностью наивысшего типа физического удовольствия, сладостью интимности, бескорыстным участием в чем-то, что больше, чем ты сам. Удовольствие чистого духа наступает, когда растворяется ощущение «я» и вы входите в состояние чистого бытия. Ключ к этому — позволить эго раствориться в присутствии, которое является его источником. Существует практика, которая открывает чистое осознание. Ее можно выполнять где угодно и когда угодно.

Попробуйте. На секунду оставьте мысль о том, что вы являетесь отдельным «я». Признайте, что ваше тело, ум и эмоции продолжают отлично функционировать и без ощущения того, что есть некое «я», которое их ощущает. Отметьте, что вы чувствуете. Попробуйте вкусить редкое удовольствие свободы. Когда чувство «я» вновь возвратится, опять его отпустите. Продолжайте чувствовать то, что остается, когда чувство «я» на секунду уходит. Посмотрите, сможете ли вы стать настоящим ценителем тонкого удовольствия, которое возникает, когда расслабляется эго. Полное погружение

Когда вы даже на секунду ощутите отсутствие эго, вы можете привнести это осознание в любое переживание удовольствия. Каждый уровень удовольствия может быть дверью к истинному «я», если вы знаете как полностью погружаться в него без того разделения, которое создает эго. Это секрет, на который нам указывает тантра. Что бы вы ни делали — едите ли вы что-то очень вкусное, наслаждаетесь обществом друга, полностью посвящаете себя какому-то делу или цели, или наслаждаетесь потоком творчества - вы можете превратить любое из этих удовольствий в путь к безмятежности истинного «я».

10 правил осознанного удовольствия
1. Не отказывайтесь ни от каких удовольствий. Учитесь отличать удовольствия от потакания своим желаниям.
2. Чтобы сделать чувственные удовольствия более глубокими, нужна внимательность.
3. Когда вы ощущаете дефицит удовольствия, обратите внимание на свои ощущения и начните смаковать запахи, тактильные ощущения и вкусы.
4. Чтобы получить удовольствие от общения с человеком, осознайте все свои ожидания и следите за своими реакциями на те или иные его поступки. Обиды мешают удовольствию интимной любви. Чтение мантры прощения поможет вам сохранить доверие, открытость, а значит, и чувство радости от происходящего.
5. Начав делать какое-то дело, делайте его ради самой работы, а не ради похвалы.
6. Занимаясь работой, думайте о чем-то большем, чем комфорт, и посвящайте свои действия Высшему.
7. Чтобы пережить удовольствие вдохновения, нужно отпустить страхи, сомнения и верования, которые мешают вам его получать. Наберитесь терпения и учитесь превращать вдохновение в действие.
8. Чтобы испытать всю глубину радости вдохновения, нужно отпустить гордыню и признать, что вдохновение дано вам свыше, а вы его просто транслируете.
9. Когда вы едите спелый персик, или смотрите на восход солнца, или ощущаете прикосновение любимого, фокусируйтесь на внутреннем ощущении удовольствия, а не на том явлении, который его вызвал. Позвольте ощущению расширяться.
10. Внутренняя сфокусированность, приятие и полное присутствие в любой форме удовольствия могут открыть вам дверь в самадхи.

В погоне за радостью

Удовольствие — главная эмоциональная составляющая нашего бытия и мотиватор нашей жизни. Невозможно придерживаться какой-либо практики, если она не приносит удовольствия. С мистической точки зрения, способность получать удовольствие является признаком изначального блаженства мирозданифя. С точки зрения науки, мы сотворены для удовольствия. Центры удовольствия расположены в среднем мозге, вместилище эмоций. Еда, секс и активные упражнения «запускают» центры удовольствия, посылающие такие вещества, как допамин и серотонин, в область коры головного мозга. В здоровой ситуации высший мозг выбирает удовольствия, которые полезны для выживания индивида и общества в целом. В нездоровой ситуации система выходит из строя из-за дисбалансов — будь они генетические, химические или вызванные стрессом. Это то, что происходит в нашем обществе, в котором преобладает стресс, в котором многие привыкли получать удовольствие от фастфуда, наркотиков и алкоголя.

Центры удовольствия также задействуются и более тонкой деятельностью, например йогой, пранаямой, медитацией и такими чувствами, как эмпатия, благодарность и любовь. Итак, наука подтверждает то, что мудрецы йоги понимали интуитивно: удовольствие не только помогает нам выжить, но также имеет несколько уровней. Существуют относительно поверхностные уровни удовольствия и более глубокие, на которые можно попасть, только сделав усилие к пробуждению: практика осознанности, действие с любовью, отказ от тех уз, которые эгоистичное «я» прикрепляет к любому опыту. Парадоксальным образом такие действия часто требуют того, чтобы мы двигались за пределы комфорта.

Это не удовольствие противостоит благому. Благому противостоит наша зависимость от комфорта. Это идея, которая пришла к нам из школы Мусар, системы этического воспитания в мистической еврейской традиции. Это как раз то, о чем гласит «Катха-Упанишада». Когда мудрец и автор этого труда говорит нам, что мудрый человек предпочтет благо, а не удовольствие, он имеет в виду, что мудрец выберет благое, а не просто комфортное. Иными словами, мудрый человек выберет усилие и глубину, отдав предпочтение им, а не лености и поверхностности.