В п беспалько педагогический процесс. Прогрессивные педагогические технологии. Владимир Григорьевич Светлов, Владимир Николаевич Коровин, Павел Павлович Афанасьев Петр Грушин

Слагаемые педагогической технологии. Беспалько В.П.

М.: 1989. - 192 с.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и педагогов.

Для работников народного образования.

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Б
1.1. Сущность педагогической системы школы 6
1.2. Педагогическая система как концепция образования и основа педагогической технологии 14
1.3. Аннотированная история педагогики и школы как история педагогических систем и педагогических технологии 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧНАЯ МЕТОДИКА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ - ИСХОДНЫЙ ПУНКТ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1. Днагностичная постановка цепей образования и воспитания, проблемы и методы 30
2.2. Понятие о диагностичной постановке цели 31
2.3. Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразоваиия 45
2.4. Посильность содержания учебной программы для учащихся 85
2.5. Происхождение и сущность процентомании в школьной жизни 92
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ГАРАНТИРОВАННОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ 95
3.1. Дидактический процесс - основа педагогической технологии 96
3.2. Обобщенная структура алгоритма функционирования ПО
3.3. Возможные критерии для оценки эффективности алгоритма функционирования 115
3.4. Алгоритм управления (АУ) в дидактическом процессе 118
3.5. Педагогический анализ дидактических систем 125
3.6. Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса 133
3.7. Закон принципиальных возможностей дидактического процесса 136
3.8. Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока 142
ГЛАВА 4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 153
4.1. Перспективная педагогическая система общеобразовательной школы 154
4.2. Педагогическая технология учителя-новатора (анализ сущности) 169
4.3. Критерии оценки учебной деятельности учащегося, учителя, школы
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ- МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ-УЧЕБНИК. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО. ПС В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Траектория образования человека изначально задана природой, но она веками искажалась иллюзорным воображением старейшин, провозгласивших искусственную и утопическую цель: «всестороннее воспитание и образование личности». Безуспешное стремление к этой цели породило, в конце концов, мировой образовательный кризис, выход из которого состоит только в переходе на природосообразное образование.

2. Смысл природосообразного образования состоит в культивировании доминантных задатков человека, интеллектуальных и физических и их всемерном развитии до принципиально возможного уровня профессиональных способностей личности.

3. Эта задача может быть наиболее успешно реализована через организацию оптимальной педагогической системы природо-сообразного образования, названной системой персонализированного образования. Следуя природным законам роста и развития человека, всё его образование с 13-летнего возраста должно становиться только персонализированным.

4. Начальная школа в этом случае, для детей в возрасте от 6 до 12 лет даёт им, кроме «читать, писать, считать», элементарные представления о природе, обществе, человеке и труде. Соответственно дети изучают интегративные курсы: природоведение, обществоведение, человековедение и участвуют в посильном труде, построенном на политехнической основе. Основная задача начальной школы - выявление врождённых доминантных задатков каждого учащегося и определение направленности его последующего персонализированного образования.

5. Подготовка учителя для начальной школы должна предусматривать его способность преподавания любого из названных интегративных курсов и организацию трудового обучения и воспитания учащихся. Предметная подготовка учителя для начальной школы неприемлема.

Bespalkol.qxd 28.02.2008 16:15 Page 5::-0

В.П. Беспалько. ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ ПЕДАГОГИКА

6. Старшая школа для подростков и юношей в возрасте от 13 до 18 лет представляет собой профессионально-ориентированное персонализированное образование, завершающееся их профессиональной квалификацией.

7. Учитель для старшей школы является выпускником системы высшего персонализированного образования по профилю персонализированного образования старшей школы и лицензируется по этой квалификации.

9. В органах управления образованием на всех должностях, включая министра образования, могут работать только специалисты-учителя, сдавшие специальные дополнительные экзамены по управлению образованием, психологии обучения и природосооб-разной педагогике и лицензированные на этой основе.

10. В научных учреждениях образования на всех должностях научных сотрудников, включая руководителей научных учреждений, могут работать только специалисты-учителя, сдавшие специальные дополнительные экзамены по методике научных исследований в образовании, психологии обучения и природосообразной педагогике и лицензированные на этой основе.

Претворение в жизнь этих 10 заповедей явится подлинной реформой нынешнего образования, которая позволит ему подняться на уровень современной человеческой цивилизации.

TEN Precepts of the Professor BESPALKO, V.P. on the nature compliant education that is free from crises, requires no reforms, and optimally develops the inborn dispositions of pupils

The Trajectory of education of a man is initially set up by the Nature, but for centuries it has been distorted by the illusory imagination of the elders who have generated the artificial and utopian purpose of «all-round education and upbringing of a person». Unsuccessful striving to achieve this goal at last brought about the world educational crisis. The exit of which is only in the transformation to the nature compliant education.

2. The meaning of the nature compliant education consists in cultivating the dominant dispositions of the individual, both physical and

Bespalkol.qxd 28.02.2008 16:15 Page

Десять заповедей профессора В.П. Беспалько

intellectual, and their utmost development up to the essentially possible level of professional abilities of the person.

3. This Goal can be realized only in the course of the optimal organized system of nature compliant education that was named personalized education. Following the natural laws of growing up and development of f man, all education of a human being after the age of 13 years should become only personalized.

4. The Elementary school for children age 6 till 12 gives them, except of «three R», elementary ideas about the Nature, Society, Humans and Work. Accordingly children will study such integral courses as: the Natural studies, Social sciences, Human studies, and also participate in feasible work constructed on the polytechnical basis. The main task of the elementary school is to reveal the inborn dominant dispositions of every pupil and to define the direction of his farther personalized education.

5. Preparation of teachers for elementary schools should provide his ability to teach of all the named integral courses and organization of the feasible work of pupils constructed on the polytechnical basis.

Subject preparation of the teacher is unacceptable for the elementary school.

6. The Senior school for teenagers and youth in the ages from 13 till 18 gives them professional-focused personalized education with the final professional qualification.

7. Teachers for senior schools are the graduates of the system of higher personalized education that corresponds to the structure of personalized education at the senior schools where the teachers would be employed. He has to be licensed of the subsequent qualification.

8. Authors of both school, and the high school textbooks could be only expert-teachers who passed special examinations on psychology of training and on the theory of the textbook, and licensed on this basis.

9. On all levels of governing education, on all its posts, including the Minister of Education, have to be employed only expert-teachers who passed special examinations on governing education, psychology of training and nature compliant pedagogy, and licensed on this basis.

10. In scientific institutes of education on all posts of scientific workers, including heads of scientific institutes, expert-teachers who passed special examinations on methodology of research work in education, psychology of training and nature compliant pedagogy, and licensed on this basis, can work only.

Implementation of these 10 precepts would be a real and original reform of the present education that will allow it to rise to the level of the modern human civilization.

Подзаголовок этой книги «Педагогика третьего тысячелетия» хотя и звучит несколько претенциозно, однако наиболее точно отражает то новое, что удалось автору открыть в итоге его почти полувековой научно-исследовательской работы в образовании. Это радикально новый подход ко всей образовательной работе, открывшийся с приходом в наш мир компьютеров. Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь.

Предлагаемую книгу, в связи со сказанным, можно рассматривать как введение в такую педагогику.

Предисловие

Будущее образования это образование со все большей долей участия компьютеров. Необходимость обеспечения полноценного участия компьютера в процессах образования и обучения это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики. Это как раз та потребность, о которой известный мыслитель сказал, что она продвигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Существенно при этом изменятся профессия учителя, структура, содержание и качество всего образования. Это эпохальное преобразование образования не произойдет, однако, самопроизвольно - его надо подготовить и осуществить преднамеренно и осознанно. Для этого, прежде всего, необходима адекватная педагогическая теория.

Эта книга - результат почти полувекового труда автора в данном направлении претендует на эту роль. Ее название требует некоторого предварительного пояснения. Почему в названии книги говорится «с участием компьютеров », а не «с помощью компьютеров » как это традиционно принято говорить? Все дело в том, что компьютерная техника достигла к концу XX века такого уровня своего развития, что компьютер, как это показано в книге, будучи применен в его полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса.

До сих пор компьютер все еще используется преподавателем как приспособление в его деятельности, поэтому мы говорим «с помощью компьютера».

В книге разработано такое психолого-педагогическое обеспечение компьютера, что он может рассматриваться как равноправный, наряду с учителем участник процесса обучения и образования, а поэтому - «с участием компьютера ».

Хочется провести здесь некоторую историческую параллель. В XVII веке известному чешскому педагогу Я. А. Коменскому удалось увидеть огромные потенциальные возможности только что изобретенного книгопечатания в радикальном усовершенствовании существовавшего в то время догматического метода обучения, когда лишь учитель владел книгой, читал ее вслух на уроке, а учащиеся зазубривали прочитанное им. Методику применения книги самими учащимися в обучении он назвал «Дидахографией » - от Дидак тика и Типография .

Пройдя сложный путь развития, дидахография обслуживает нас и поныне. Нисколько не претендуя на педагогические лавры Коменского, можно сказать, что сегодня к Дидахографии присоединяется «Компьютика » - от Компьют ер и Педагогика .

Педагогика сложилась как наука о деятельности учителя, а Компьютика это наука о совместной деятельности учителя и компьютера в образовательном процессе. На этой основе складывается содержание педагогической науки XXI века и, может быть, всего третьего тысячелетия. Появится новая педагогическая профессия - специалист (может быть, методист ) по разработке психолого-педагогического обеспечения компьютерных обучающих систем, и тогда компьютер займет в системах обучения и образования свое достойное место, а образование станет существенным средством гуманизации общества.

Введение

Мы все учились понемногу:

Чему-нибудь и как-нибудь.

А. С. Пушкин

Но почему, несмотря на старания наших учителей, мы так плохо учились? Потому, что из всех многообразных видов деятельности, которыми заняты люди, ни в одной из них практика так не далека от теории, как в образовании. Несмотря на то, что современная психологическая и педагогическая науки проявляют большую настойчивость в раскрытии природы образовательного процесса и наработали в этой области значительный материал, практическое обучение и воспитание людей все еще осуществляются с ориентировкой на примитивный здравый смысл и первозданные инстинктивные (еще от Адама и Евы) методы передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Несмотря на то, что эффективность этих методов самая минимальная из всех возможных в настоящее время, другие методы обучения и воспитания человека, намного более эффективные, найденные путем интенсивных научных исследований тысяч и тысяч психологов и педагогов, к сожалению, мало или совсем не знакомы школьному учителю и даже университетскому профессору. Невостребованность психолого-педагогической науки практикой является величайшим парадоксом нашей жизни, поскольку ни в одной другой области человеческой деятельности этого уже не наблюдается (за исключением отдельных акций в политике). Объяснять это явление тем, что поскольку преподаватели никак не отвечают за качество своей работы и за успеваемость учащихся, постольку они не интересуются педагогической наукой, означало бы сильно упрощать картину и видеть только ее отдельный фрагмент. Да, в этих условиях преподавателю незачем изучать педагогическую теорию, он вполне может обходиться своими педагогическими инстинктами. Критики, однако, не хотят замечать и того факта, что, если бы учитель даже изучил современные психологическую и педагогическую теории образования и обучения, то он все равно бы не сумел применить их рекомендации на практике. Когда один учитель управляет учением трех-четырех десятков учащихся, ему не до педагогических тонкостей различных теорий. Только в строго индивидуализированном процессе обучения можно осуществить личностный подход к управлению учением каждого учащегося и в этом учитель сегодня получает достойного коллегу - современный компьютер, единственно кому посильна задача индивидуализации обучения в массовом образовании. Это, однако, не означает, что принесенный в классную комнату компьютер, немедленно начинает свою педагогическую революцию. Это может сделать только такой компьютер, в память которого заложено специальное психолого-педагогическое обеспечение, излагаемое пока только в этой книге.

Читателями этой книги будут либо вчерашние школьники - сегодняшние студенты, либо профессиональные учителя, либо разного уровня руководители образования и научные работники, изучающие закономерности образования. Хочется надеяться, что ее перелистают и компьютерные «гуру», программирующие материалы для компьютерного обучения. Понятно, что у каждой из этих категорий читателей свое представление об образовании: у одних житейское и интуитивное, у других практическое или научное. Однако можно с уверенностью сказать, что ни у тех, ни у других еще не сложилось целостного научного представления об образовании и образовательной деятельности. И это потому, что они еще не изучили (подчеркиваю: изучили) содержание этой книги, единственной на сегодняшний день излагающей целостную и законченную общую теорию образования в условиях все углубляющейся компьютеризации всей человеческой интеллектуальной деятельности. Мы говорим «общую теорию», так как она раскрывает общие закономерности образования одинаково справедливые для любого его уровня: от детского сада до докторантуры. Мы говорим «теорию», так как образовательные процессы, построенные по описаниям этой книги, обладают, во-первых, свойством гарантированности заранее заданного качества обучения и образования и, во-вторых, свойством многократной воспроизводимости этого качества. Материал, излагаемый в этой книге, опирается на хорошо исследованные факты и явления, изучаемые науками о человеке - от социологии до генетики. На этой естественнонаучной основе выводятся закономерности и правила построения столь же естественных процессов воспитания, обучения и развития человеческой личности. При этом точно определяется место, роль и функции учителя и компьютера в их кооперированной педагогической деятельности. Вне такой кооперации просто немыслимо будущее развитие образования. Иногда, читая книгу, вам будет казаться, что предлагаемые в книге правила и методы построения процесса обучения противоречат вашему здравому смыслу, тогда надо вспомнить слова одного великого мудреца о том, что если бы здравый смысл мог раскрывать действительную природу вещей, никакая наука человеку была бы не нужна. В настоящее время еще только в образовании господствует здравый смысл при принятии решений о различных его реформах и это, кроме гигантских выброшенных на ветер средств и сумятицы в умах и делах, ничего не дает. Образование во всем мире, принципы которого были заложены тысячелетиями тому назад, до сих пор опирается на примитивный здравый смысл. Однако обострившиеся в конце второго тысячелетия кризисные явления в образовании и неудачи в их преодолении старыми добрыми методами здравого рассуждения все больше побуждают работников образования, к поиску и применению научных подходов к преодолению кризисов. Прочитав и изучив эту книгу, вы сумеете понять, насколько лучше могли бы сложиться и ваша жизнь и судьба, если бы ваше образование направлялось бы не умозрительными и житейскими представлениями ваших учителей и воспитателей, а наукой об образовании. Может быть, ваше осознание личных потерь побудит вас улучшить существующее образование таким образом, как это предлагается наукой, чтобы вашим детям и внукам (а может быть, еще и вам самим) плоды образования стали бы сладкими и желанными, а их собирание легким и радостным.

Тема :Прогрессивные педагогические технологии и другие образовательные модели.

Цель :- уточнить понятия: «педагогическая технология», «образовательная модель»;

n проанализировать технологический подход к построению обучения, выяснить его реальные возможности и сферу адекватного применения;

n содействовать формированию у слушателей умений диагностического целеобразования.

Основные вопросы содержания :

1) эволюция понятия «педагогическая технология»;

2) программированное обучение и идея полной управляемости учебным процессом;

3) технология постановки диагностичных целей обучения. Таксономии учебных целей;

4) структура воспроизводимого обучающего цикла;

5) признаки педагогической технологии; ее реальные возможности и сфера адекватного применения;

6) прогрессивные педагогические технологии и другие образовательные модели.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ:

Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективными экономичным образом («технология изготовления втулки», «технология плавки чугуна» и т.д.).

Понятие «педагогическая технология», в свою очередь прошло определенную эволюцию.

Эволюция понятия «педагогическая технология»:

1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.

2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под “технологией образования” стали подразумевать программированное обучение.

3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.

4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерныхи информационных технологий обучения.

Если еще раз обратиться к эволюции понятия «педагогическая технология», можно выделить два течения в педагогике:

1) одно - ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе (его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»);

2) а другое - означает технологию построения самого учебного процесса и имеет название «технология обучения» или «педагогическая технология».

Об этом втором направлении и пойдет речь. В основе этого направления лежит идея о том, что существуют общие закономерности процесса обучения, с помощью которых можно построить единую эффективную систему обучения, обеспечивающую функции школы в отношении всех или подавляющего большинства учащихся.

Первой попыткой создать такой технологический процесс обучения с гарантированными результатами было программированное обучение, которое возникло в 60-х г. в связи с проникновением идей кибернетики в педагогику.

Целью программированного обучения была оптимизация управления процессом учения.

Программированное обучение предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) может самостоятельно приобретать новые знания и умения.

Необходимыми составляющими программированного обучения является наличие:

n управляемого объекта (ученика);

n последовательной, поэлементной программы;

n систематической обратной связи;

n управления.

Цель управления состоит в изменении наличного состояния управляемого объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня.

Для этого разрабатывается программа, которая обеспечивает последовательное прохождение каждым учащимся всех этапов усвоения. Без этого обучающий не может гарантировать усвоение учащимся знаний и умений с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения.

Эффективность управления процессом усвоения обеспечивается наличием следящей обратной связи. Информация о ходе процесса усвоения поступает не только к учителю, но и к ученику. Информация, полученная на основе обратной связи, перерабатывается. И на ее основе вырабатываются корректирующие воздействия.

Американский педагог У. Шрамм называет программированное обучение «автоматическим репетитором», «который ведет учащегося путем коротких логически связанных шагов, так что он почти не делает ошибок и дает правильные ответы, которые немедленно подкрепляются путем сообщения результата, в результате чего он движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения».

Вот эту идею полной управляемости учебным процессом педагогическая технология унаследовала от программированного обучения.

Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии .

В практике нашей школы цели формулируются чрезмерно обобщенно и недостаточно инструментально. Такую точку зрения, в частности, высказывает академик РАО И.Я. Лернер. По его мнению, обучение эффективно только в том случае, если у учителя есть надежный способ достижения целей, а он требует их четкости, возможности сопоставить достигнутое с желаемым.

Как обычно учитель выражает цели обучения?

Цели могут быть выражены:

1) через изучаемое содержание (например: «изучить народное движение в России 17 века», «изучить правописание личных окончаний глагола», «познакомиться со страной изучаемого языка», «изучить основные положения молекулярно-кинетической теории» и т.д.);

2) через деятельность учителя (например: «рассказать учащимся о жизни и творчестве И.С. Тургенева», «рассказать об эволюции органического мира», «рассказать о развитии отраслей хозяйства Центрального экономического района», «рассказать о промышленном производстве серной кислоты» и т.д.);

3) через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся («проанализировать причины революции 1905 - 1907 гг.», «научить кр итически мыслить при чтении», «научить учеников анализировать текст, отбирать главные идеи текста и осуществлять языковую догадку»,

«проанализировать строение кровеносной системы»,«научить учащихся анализировать содержание расчетных задач по химии» и др.);

4) через внешне выраженную учебную деятельность («нанести на контурную карту границы государств и колоний», «отработать навык правописания безударных гласных в корне слово», «составить план пересказа текста», «исследовать клеточную структуру растений», «определить силу электролита и реакцию гидролиза солей», «измерить силу тока с помощью амперметра» и т.д.).

Задание слушателям: Приведите примеры формулировки целей обучения с использованием четырех вышеуказанных способов с учетом специфики преподаваемого предмета.

По мнению сторонников технологического подхода к организации учебного процесса три первых способа формулировки целей обучения не придают целям определенности, которую можно проверить.

Так, если цели формулируются через изучаемое содержание, это только указывает на область знаний, о которой будет идти речь на уроке, и не дает никаких конструктивных начал для построения учебного процесса.

Если цели формулируются через деятельность учителя, это сосредоточивает учителя на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения.

Если же цели формулируются через внутренние процессы в развитии учащихся (процессы мышления, понимания, восприятия, анализа, синтеза и т.д.), то как можно сделать вывод о достижении этих целей, ведь внутрь психических процессов проникнуть невозможно? Поскольку внутрь психических процессов проникнуть невозможно, рассуждают сторонники этого подхода, то психическое (в том числе умственное) развитие личности можно отождествить только с реальными действиями, которые обучаемый может продемонстрировать. Следовательно, цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик; какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать.

Так, например, цель «научить анализировать содержание расчетных задач по химии» может быть конкретизирована через следующие реальные действия ученика: «осуществляет краткую запись условия (с помощью математических, химических и физических символов», «выделяет данные и искомые величины», «находит необходимые дополнительные данные», «находит формулу решения», «определяет, решается ли задача по формуле или с применением химического уравнения», «предлагает рациональный способ решения». Цель «изучить использование символических обозначений на погодной карте» может быть конкретизирована через следующие реальные опознаваемые действия ученика: «воспроизводит по памяти символы, употребляемые на карте погоды», «опознает символы на карте», «читает карту, используя символы», «составляет карту, пользуясь символами», «по заданной карте, пользуясь символами, дает прогноз погоды» и т.д.

Из вышесказанного следует: педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными.

Для того чтобы оказать помощь учителю в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге - облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия целей обучения - систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала).

Таблица № 1

Таксономия педагогических целей в познавательной сфере

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

- воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

Показателемпонимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

n объясняет факты, правила, принципы;

n преобразует словесный материал в математические выражения;

n предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

n применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

n использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

n вычленяет части целого;

n выявляет взаимосвязи между ними;

n определяет принципы организации целого;

n видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

n проводит различие между фактами и следствиями;

n оценивает значимость данных.

5. Синтез

n пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

n предлагает план проведения эксперимента или других действий;

n составляет схемы задачи.

6. Оценка

n оценивает логику построения письменного текста;

n оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

n оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Задание слушателям: Опираясь на таксономию педагогических целей в познавательной сфере, конкретизируйте ту или иную цель обучения через конкретные опознаваемые действия учащихся (то есть сформулируйте диагностичные цели) с учетом специфики преподаваемого предмета.

Уточним еще раз: почему в педагогической технологии так много внимания уделяется четкому описанию целей обучения?

Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.

В соответствии с этим ход технологически организованного учебного процесса может выглядеть следующим образом:

Общие цели и содержание обучения

Диагностичные цели обучения, выраженные через реальные действия учеников

Процесс обучения

Диагностика

В случае несовпадения результатов и диагностично сформулированных целейвводится коррекция процедур обучения

Снова проводится диагностика

Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды - в итоге создается воспроизводимый обучающий цикл , состоящий из следующих моментов:1) планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся; 2) предварительная оценка обученности учащихся 3) обучающая фаза - совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи; 4) оценка результатов.

Описанная последовательность этапов (фаз) фактически представляет собой циклический алгоритм деятельности учителя, повторение которого (с соответствующими вариациями целей, конкретных процедур обучения и способов контроля) исчерпывает весь учебный процесс.

Логика вопроизводимого обучающего цикла предполагает преимущественно репродуктивное обучение: предъявление ученикам образцов действий с учебным материалом и организация их отработки учащимися.

Однако, как известно, результат обучения не исчерпывается совокупностью репродуктивно усвоенных знаний, умений и навыков, но предполагает формирование опыта поисковой (творческой) деятельности.

Репродуктивную направленность воспроизводимого обучающего цикла восполняет схема английского дидакта А.Д. Ромишовски:

1) сообщение новых знаний;

2) формирование умений на репродуктивном уровне: а) демонстрация деятельности в целом и по элементам, б) отработка умения в упрощенных условиях (по операциям); в) организация самостоятельной практики с непременной обратной связью и положительным эмоциональным подкреплением;

3) переход к поисковой творческой деятельности: а) организация проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, имитационное моделирование реальности; б) анализ учащимися своей деятельности и обсуждение.

В отечественной педагогике есть некоторые ответы на нерешенные в рамках технологического подхода вопросы. Так, творческая деятельность учащихся может стать предметом эффективного руководства (см. Теорию проблемного обучения). В технологически же организованном учебном процессе акцент делается на воспроизводимых моментах обучения.

Признаки технологически организованного учебного процесса:

1. Постановка диагностичных целей.

2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся.

3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников.

4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения

5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циелы.

6. Полная управляемость процессом обучения.

7. Гарантированность конечного результата.

Задание слушателям: опираясь на вышеуказанные признаки, выделите достоинства и недостатки технологического подхода к процессу обучения .

В последние десятилетия идет постоянная полемика сторонников технологического подхода с их принципиальными противниками - сторонниками гуманистической педагогики.

Сторонники гуманистического воспитания считают, что технологическое построение учебного процесса слишком отдаленно напоминает насыщенную человеческими переживаниями жизнь, проходящую в стенах класса. Они сомневаются в возможности детального прогнозирования результатов развития и их точной реализации. Они призывают педагогов уйти от жесткого проектирования образовательных ситуаций к вариативному спонтанному поведению для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность развития в соответствии с его потребностями и интересами.

В свою очередь, сторонники технологического подхода считают. Что классической ошибкой гуманистов является предположение о том, что учащиеся начнут чуть ли не автоматически усваивать полезные вещи, как только почувствуют себя свободными от педагогических требований.

На наш взгляд, сегодня стоит перейти от поисков негативного в разных подходах - к поиску того, насколько приемлемо и возможно в практическом плане каждое теоретическое направление: каковы его возможности; где они, эти возможности, заканчиваются; каковы условия их эффективного применения в практике обучения и воспитания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хорошо ориентироваться в современных образовательных моделях (образовательная модель - теоретическая конструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение этой модели на практике).

Задание слушателям: познакомьтесь с примерным перечнем образовательных моделей, однако помните, что он не исчерпывает все многообразие моделей образования .

Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии ).

1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.

3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер,М.И. Махмутов).

4. Теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов).

5. Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.).

6. Концепция поэтапного формирования умственных действий(П.Я. Гальперин).

7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина).

8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник).

9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.).

10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая).

11. Система Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”.

12. Теория решения изобретательских задач.

13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили).

14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов).

15. Технология “погружения” (М.П. Щетинин).

16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др.

17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др.

18. Предметно-классно-урочная система обучения.

19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко).

20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

21. Модель начального образования “Развивающая Среда” (И.И. Ильясов).

22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова).

23. Технология воспитания (Н.Е. Щуркова).

24. Дифференцированное обучение.

25. Бригадно-лабораторное обучение.

26. Организационно-деятельностная игра.

27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев).

28. Система С.Френе.

29. Система М. Монтессори.

30. “Вальдорфская педагогика” (Р. Штайнер).

31. Система Л. Рона Хаббарда.

32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс).

33. Технология полного усвоения (Б.Блум, Дж.Кэрролл).

34. Модель “Структура интеллекта” (Дж. Гилфорд).

35. Когнитивно-аффективная модель (Ф Уильямс).

36. Модель “Три вида обогащения учебной программы”
(Дж. Рензулли).

37. Система С. Пейперта “Использование компьютеров в учебном процессе”.

38. Современные технологии образования: “Система учебной информации”, “Система творческих заданий”, “Моделирование”, “Учебное исследование”, “Научное исследование”, “Проектирование среды”, “Конструирование” (В.А. Бухвалов).

Примечание: перечень составлен совместно с Дрофой В.М.

Задание слушателям: расширьте предложенный Вам перечень образовательных моделей за счет введения в него методических систем преподавания Вашего учебного предмета .

Приведенный перечень образовательных моделей включает разные образовательные модели: технологии, методики, методические системы. В него же включены педагогические теории и концепции, нашедшие применение в практической педагогической деятельности.

Существует мнение о том, что технологии носят более универсальный характер, они воспроизводимы. Методика же- более индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения. Она зависит от личности учителя, его темперамента и умения. Сравните, например, технологию программированного обучения и методику интенсивного обучения В.Ф. Шаталова.

В соответствии с этим ученые выделяют следующие критерии технологичности образовательной модели.

Критерии технологичности :

1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию),

2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).

3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).

4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).

5. Воспроизводимость (возможность применения другими).

Задание слушателям: выберите любую образовательную модель и оцените ее с учетом предложенных Вам критериев .

Задание слушателям: познакомьтесь с понятийным словарем по проблеме и приступите к выполнению контрольных заданий (см. ниже).

ПОНЯТИЙНЫЙСЛОВАРЬ

Алгоритм - точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих крешению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (Российскаяпедагогическая энциклопедия, 1993). Алгоритм строго определен и не допускает никакой субъективной интерпретации. Но это не означает, что он обеспечивает оптимальное решение, поэтому иногда более экономичным является применение ненадежных эвристических правил, чем стабильных правил алгоритмов(Оконь В., 1990).

Диагностичная постановка целей обучения и воспитания - такая постановка целей обучения и воспитания, которая допускает объективный и однозначный контроль степени достижения цели. Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантируюший ее достижение за заданное время (Беспалько В.П., 1989).Педагогическая технология характеризуется принципом диагностической целесообразности.

Знания - результат процесса обучения, прежде всего освоения со-держания обучения. Результаты усвоения описываются на разных уровнях качества знаний: 1) предметно-содержательном, 2) содержательно-деятельностном, 3) содержательно-личностном. Каждая группа качеств в определенной мере характеризует: обученность (1 уровень), развитость (II уровень), воспитанность (III уровень) (Менчинская Н.А., 1973; Коган Т.Л., 1987).

Информационная технология - технология обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Один из компонентов информационной технологии - компьютер, поэтому термины “информационная технология” и “компьютерная технология” часто используются как синонимы.

Концепция - системное описание определенного предмета или явления, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения или функционирования (Беспалько В.П., 1989).

Методика - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Модель образования - теоретическая конструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования.

Навык - автоматизированное умение выполнять интеллектуальные или практические действия (Беспалько В.П., 1989).

Образовательная модель - это вариант практической деятельности вобразовании, практическое воплощение какой-либо модели образования.

Обратная связь - информация от учащегося к учителю (или ТСО) о результатах выполнения основных операций и качестве усвоения учебного материала.

Ориентировочная основа деятельности (действия) - (термин введен П.Я. Гальпериным) - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящей или выполняемой деятельности (Краткий психологический словарь, 1985).

Педагогическая технология - систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (Беспалько В.П., 1989). Это - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (определение ЮНЕСКО).

Программированное обучение - такая организация процесса обучения,при которой учащиеся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) могут самостоятельно приобретать новые знания и умения.

Продуктивная деятельность- деятельность, в процессе которой учащийся всегда создает новую ориентировочную основу деятельности сравнительно с усвоенной ранее в учебном процессе (Беспалько В.П., 1989).

Прямая связь - сообщение информации от обучающего к учащемуся, с помощью которой передаются инструкции о необходимых учебных действиях.

Репродуктивная деятельность - деятельность, при которой усвоенная ориентировочная основа деятельности, ее алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных сочетаниях - от буквальной копии и пересказа до некоторого свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях, однозначно заданных обучением, причем к исходным сведениям, усвоенным из учебного предмета, учащийся в ходе деятельности не прибавляет никакой новой информации (Беспалько В.П., 1989).

Таксономия целей обучения - систематизация целей обучения; определение целей обучения через последовательность уровней усвоения учебного материала. Важнейшие характеристики таксономий целей обучения: 1) многосторонний подход к процессу обучения; 2) учет качественной модификации достижений учащихся (объема знаний, процессов мышления и поведения); 3) измерение достижений учащихся (время решения задач, объем достижений и допускаемых ошибок, соответствие принятым образцам и отступления от них); 4) формирование оперативных целей, которые касаются самого процесса обучения, а не только его конечного продукта (Оконь В., 1990).

Типовая задача - задача, которую можно решить путем буквального, непреобразованного использования усвоенных алгоритмов деятельности(Беспалько В.П., 1989)

Умение - успешное выполнение действия или деятельности с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом определенных условий (Леситов Н.Д., 1963).

Цели обучения- заданные и описанные наперед условия и способы деятельности в будущем; способности человека к возможным видам деятельности, приобретенные им в результате обучения(Беспалько В.П., 1970).

Цели обучения выступают в двух функциях: 1) общего ориентирования учебно-воспитательного процесса и 2) критерия его результативности. Это означает, что цели обучения: 1) должны быть описаны в качествахформируемой личности обучающегося, в характеристиках содержания обучения, которые должны стать достоянием личности; 2) должны отображать планируемые результаты обучения в системе качественных и количественных характеристик обученности школьников (Красновский Э.А., 1987).

Контрольные задания для слушателей:

1. Выполните любое из предложенных заданий:

1.1. Используя информацию о таксономиях целей обучения, полученную на занятии, и руководствуясь указанной литературой (63, с. 83-91; 8, с. 29-85;20 ;45, с. 254-255), разработайте таксономию учебных целей по П.Я. Гальперину.

1.2. Разработайте таксономию целей обучения Вашего учебного предмета.

2. Выберите одну из нетрадиционных образовательных моделей (см.Фрагмент № 6) и сравните ее с предметно-классно-урочной системой по следующим признакам:

2.1. Какова специфика опыта (различия в образовательных результатах),обретаемого в данной образовательной модели?

2.2. На каком основании и какими средствами можно усмотреть врезультатах обучения вклад данной образовательной модели?

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели - М., 1987.

2. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах/ Авт.: С.Т. Игнатьев, В.А. Мелехин.- Л., 1991.

З. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1977.

4. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения// Биология в школе. - 1987.- № 1.

5. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977.

6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М., 1995.

7. Беспалько В.П. Программированное обучение. - М., 1970.

8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

9. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989.

10. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Сов. педагогика. - 1991.- № 9.

11. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика. - 1993.- № 5.

12. Брусенцов Н.П. Микрокомпьютерная система обучения “Наставник”. - М., 1990.

13. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования. - Рига, 1994.

14. Волков И.П. Много ли в школе талантов? - М., 1989.

15. Волков И.П. Учим творчеству. - М., 1982.

16. Волович М.В. Математика без перегрузок. - М., 1991.

17. Воробьев Г. Кибернетика стучится в школу, - М., 1986.

18. Вялых В.А. Философское измерение образовательной системы (концептуальный, технологический, дидактический уровни).- Оренбург, 1995.

19. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.

20. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. - М., 1965.

21. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М., 1987.

22. Гирева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80-х г.г. ХХ в.// Педагогика. - 1995. № 5.

23. Глоссарий терминов по технологии образования. - Париж, ЮНЕСКО, 1986.

24. Горохова Т.А. Маленький принц в вальдорфской школе// Педагогика. - 1994.- № 3.

25. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М., 1991.

36. Гузик Н.П. Учись учиться. - М., 1981.

27. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. - М., 1992.

28. Давыдов В.В. 0 понятии развивающего обучения// Педагогика. - 1995.- № 1.

29. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

30. Данюшенков В.С. Практические работы учащихся с позиции педагогической технологии// Педагогика. - 1993. - № 3.

31. Джуринский А.Н.Новые технологии в системе образования Франции//Сов. педагогика. - 1991.- № 4.

32. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ееразвитие. - М., 1989.

33. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда)// Народное образование. - 1992.-№ 1.

34. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М., 1990.

35. 3верева М.В. Творческое наследие Л.В.Занкова// Педагогика. - 1991.- № 4.

36. Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения// Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып 3. В 2-х ч. Ч. 1.- М., 1994.

37. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

38. Ильина Т.А. Понятие “педагогическая технология” в современной буржуазной педагогике// Сов. педагогика. - 1971.- № 9.

39. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

40. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика. - 1994.- № 5.

41. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.(Анализ зарубежного опыта).- М., 1989.

42. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения // Сов. педагогика. - 1984.- № 4.

43. Коменский Я.А. Великая дидактика// Избранные педагогические сочинения. - М., 1955.

44. Космодемьянская А.И. Разработка вопросов педагогической технологии в США// Сов. педагогика. - 197З.- № 10.

45. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко. - М., 1985.- Статья: Поэтапного формирования умственных действий концепция. - С.254-255.

46. Крулль Э.В. 3начение тестовых фондов// Совершенствование учебной литературы. - Тарту, 1988.

47. Крулль Э.В. Определение основных целей обучения и обеспечение их своевременного достижения: Автореф. канд. дис.- Тарту, 1987.

48. Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание// Педагогика. - 1994.- № 1.

49. Кушнир А. Технология воспитания читателя// Школьные технологии. - 1996.- № 1-2.

50. Лазарев и др. Новые информационные технологии обучения и деятельностные подходы к проектированию// Народное образование. - 1991.- № 10.

51. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения// Сов. педагогика. - 1990.-№ 3.

52. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

53. Литвин Л.Н. “Наша” или “не наша” Мария Монтессори?// Педагогика. - 1991.- № 8.

54. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., 1988.

55. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

56. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

57. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М., 1975.

58. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М., 1986.

59. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. - М., 1987.

60. Менчинская Н.А. Проблемы “самоуправления” познавательной деятельностью и развитие личности// Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека.- М., 1975.

61. Обучение и развитие/ Под ред. Л.В.Занкова.- М., 1975.

62. Одаренные дети: Пер. с англ. - М., 1991.- Раздел: Модель Блума “Таксономия целей обучения”. - С. 230-231.

63. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.- Гл. 1У. 4. Таксономии целей обучения. - С. 83-91; Гл. ХII. Программированное обучение. -С. 236-260.

64. Пальчевский Б.В., Фридман Л.М. Учебно-методический комплекс средств обучения// Сов. педагогика. - 1991.- № 6.

65. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворныеидеи/ Пер. с англ. - М., 1989.

66. Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: уроки освоения// Педагогика. - 1991.- .№ 1.

67. Саитбаева Э.Р. Освоение педагогическим сообществом новых педагогических технологий// Ученые записки ООИУУ. Серия: Новые грани образования. Т. 1.- Оренбург, 1995.

68. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.

69. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учщихся. -М., 1983.

70. Технология академика Монахова // Педагогический вестник - 1996.-№ 7,8.

71. Требования к знаниям и умениям школьников:Дидактико-методический анализ// Под ред. А.А. Кузнецова. -М., 1987.- Гл. 1. Цели обучения и требования к знаниям и умениям учащихся. - С. 11-32.

72. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.-Раздел: Теория обучения для достижения целей. - С. 80-81.

73. Фрадкин Ф.А., Гаврилин А.В. Технология формирования личности врефлексологической педагогике// История педагогической технологии. - М, 1992.

74. Фридман Л. Урок? Нет, тема (технология педагогического труда)//Народное образование. - 1990.- № 1.

75. Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. - 1991.- № 1.

76. Чуприкова Н.И. Система обучения Л.В.Занкова и современная психология// Педагогика. - 1993.- № 2.

77. Шакирова Д. Технология обучения: советско-американский симпозиум// Педагогика, - 199 .- № 6.

78.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

79.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.

80. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., 1980.

81. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.

82. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М., 1989.

83. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1991.- Гл. 5. Технология педагогического процесса. - С. 73-122; Гл. 7. Некоторые проблемы технологии воспитательного процесса. - С. 169-173.

84. Шейман В.М. Технология работы учителя физики. - М., 1992.

85. Щетинин М.П. Объять необъятное. - М., 1986.

86. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988.

87. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина// Педагогика. - 1993.- № 2.

88. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М., 1986.

Главная > Литература
Современные психолого-педагогические технологии обучения

Введение

1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды

2. Дистанционное обучениеЗаключениеЛитератураВведение

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: Педагогическая технология это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса 1 . Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях – деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников.

С развитием информационных технологий большими темпами идет становление системы дистанционного образования – обучения через сеть Интернет, что открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических методик.

Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение вызывают особый интерес, именно их мне бы и хотелось рассмотреть в своей работе.

Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.Обучающие игры выполняют 3 основные функции :

    Инструментальная: формирование определенных навыков и умений; Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся; Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

      Игра должна соответствовать целям обучения;

      Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;

      Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;

      Возможность использования творческих элементов в игре;

      Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

    Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;

    Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;

    Проведение игры, в результуте которой должна быть решена поставленная задача;

    Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности :

    имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков. Так, в игре «Импод» имитируется организационно-экономическая деятельность условного швейного производства. Участники игры разрабатывают основные этапы своего швейного производства, а также применяют полученные практические навыки по моделированию и пошиву изделий. сюжетно-ролевые . В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры. инновационные игры . Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.
Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенных навыков управления конкретной ситуацией.
    организационно-деятельностные . В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы. деловые тренинги этот вид подробнее будет рассмотрен ниже.

Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т.д. Ярким примером сферы применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В этом случае в играх сочетаются различные методы, направленные на совершенстование навыков владения языком. Так, в игре «Презентация» 2 студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка» на английском языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят различные ситуации делового общения, что дает им не только возможность языковой практики, но и позволяет развить определенные деловые качества и творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.

Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра . В процессе ее моделирования определяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит в поиске путей ее разрешения. Деловые игры применяются как в образовательной, так и деловой сферах.

    Пример обучающей деловой игры приводился при рассмотрении игры «Презентация. Другой пример - игра «Новый менеджер» 3 (Эта игра использовалась при конкурсном отборе на должность менеджера в конкретную фирму). Ход игры включал 3 этапа – доклад кандидата, кейс-стадии (участие в конкретных ситуациях) и групповое решение проблем. Здесь от кандидатов требовалось не просто показать свои знания, но сделать это наилучшим образом, т.е. проявить компетентность и оригинальность при решении управленческих задач.

Деловые игры в образовательном процессе часто используются при изучении экономических дисциплин. Так, например, игра «Инвестор» ставит целью планирование и организацию инвестиционного проекта, что позволяет учащимся усвоить понимание целей и задач инвестиционной деятельности.

В целом в процессе деловой игры у ее участников формируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее влияние на психологию учащихся, т.к. лишена психологической напряженности, присущей традиционным формам обучения и ориентирует участников на более полное восприятие учебного процесса.

Психологические игры, проводимые для бизнесменов, позволяют выявить у них специфические качества и навыки, необходимые для управления/руководства фирмой, делового общения, создания и поддержания «духа компании». Во время психологических тренингов игры могут носить и раскрепощающий характер. Так, например, игра «Знакомство деловых партнеров» направлена на создание благоприятной атмосферы в группе.

    «Эффективная коммуникация» - пример психологического тренинга 4

Основная цель тренинга состояла в обучении участников навыкам эффективного общения, т.е. такого, от которого сам человек и его слушатели получали бы удовлетворение.

В процессе тренинга (который проходил 3 дня) участники усвоили основные принципы вербального и невербального общения, получили не только коммуникативные навыки, но и навыки «обратной связи» (умение слушать), научились элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной ситуации общения. Все это было достигнуто благодаря использованию различных психологических методов: тестов, упражнений, групповых обсуждений и самотосятельной работы. Особое место отводилось формированию личностной позиции

(«Я-концепция»), усвоению психологических моделей (например, модель «Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Каждый этап тренинга - игра или психологическая методика - сопровождался анализом высококвалифицированного психолога-ведущего. Использование этих и других технологий способствовало органичному сочетанию теории и практики и делало сам тренинг динамичным.

В результате тренинг помог участникам научиться правильно оценивать себя и других, эффективно строить общение с другими людьми как в повседневной жизни, так и в деловых ситуациях и, конечно, любить сам процесс общения.

Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что они обучают:

    сопоставлять свое мнение с мнением других;

    оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива;

    находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении;

    осозновать свои поведенческие и психологические установки;

    выполнять различные функциональные роли и др.

Итак, роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный отечественный педагог и психолог М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в деловых играх 5 .

О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза .

Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию профессиональных и личностных качеств бизнесменов.

На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.

Дистанционное обучение

Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое дистанционным.

«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и т.п.).» 6 Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленость (удаленность) учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandem 7 позволяет найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает посредником в обучении, предлагая определенную методику организации процесса общения.

Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в образовательный процесс 8 . Для них важным является вопрос, какое влияние оказывает использование современных технических и информационных средств на учащихся.

Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские специалисты 9 .

Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества :

    способствуют повышению мотивации обучения;

    являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

    повышают информативность, интенсивность, результативность образования;

    способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.

Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например, японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при этом игра учебной 10 . Кроме того, компьютерные занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др.

В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.

Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного образования, поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с применением информационных технологий.

Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность – каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути решения этой проблемы один из отечественных специалистов 11 . Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:

    Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.

    Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.

    В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.

    Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.

    Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момнет может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.

Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.

В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода к эффективному внедрению информационных технологий в образовательный процесс делает выводы, аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить качество и доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых, преподавателей и специалистов в различных областях.

Заключение

Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий, можно сделать следующие выводы.

Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят применение как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни, повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу общения.Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo ludens) Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше.

Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако, развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с качеством преподавания и использованием современных информационных средств в обучении.

В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии, совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.

Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам» получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для его успешного функционирования.

Литература
    Ж.-Ф.Лиотар.Состояние постмодерна.СПб, 1998 Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000 Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998 Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. /Материалы научной конференции. СПБ,1996 Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002 Nouvelles technologies – réussir la révolution?// Le Monde de l’éducation, №287 (12), 2000

1 См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб, 1996,Ч.2 с.33

2 См: там же,с.95-98

3 Там же, с.58

4 По материалам тренинга, проводимого ЗАО «Тим Трейнинг Россия» для компании JTI,2000г.

5 См.: там же, с.33-34

6 Цит.по: там же, Ч.2,с.120

8 Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах (Германии и Франции) и в Канаде.

9 См.: Nouvelles technologies – reussir la revolution?// Le Monde de l’education, №287 (12), 2000,с.20-32 (пер.с франц.: Новейшие технологии – успешная революция?//Мир образования)