Ионыч анализ 2 главы. Анализ произведения Ионыч. Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бы

История, рассказанная Чеховым в “Ионыче” (1898), строится вокруг двух признаний в любви, как, собственно, строился сюжет и в пушкинском “Евгении Онегине”. Вначале он признается в любви ей и не встречает взаимности. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события, описания нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось взаимное счастье двух людей.

Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев, каким мы его видим в начале рассказа, превратился в Ионыча последней главки? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? И как удается Чехову всего в несколько страничек текста вместить целые человеческие судьбы и жизненные уклады?

Как будто на поверхности лежит первое объяснение того, почему герой деградирует к концу рассказа. Причину можно увидеть в неблагоприятном, враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С. И в отсутствии со стороны героя борьбы с этой средой, протеста против нее. “Среда заела” - расхожее объяснение подобных ситуаций в жизни и в литературе.

В превращении Старцева в Ионыча виновата среда? Нет, это было бы по меньшей мере односторонним объяснением.

Герой, противостоящий среде, резко отличающийся от среды, - таков был типичный конфликт в классической литературе, начиная с “Горя от ума”. В “Ионыче” есть слово, прямо взятое из характеристики фамусовского общества (“хрипуны”), но оно, пожалуй, только резче оттеняет разницу двух соотношений: Чацкий - фамусовская Москва и Старцев - обыватели города С.

Собственно, Чацкого удерживал в чуждом и враждебном ему окружении лишь любовный интерес. Он был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой, обличал ее в своих монологах - среда же выталкивала его, как инородное тело. Оболганным, оскорбленным, но не сломленным и только укрепившимся в своих убеждениях покидал фамусовскую Москву Чацкий.

Дмитрий Старцев, как и Чацкий, влюбляется в девушку из чуждой ему среды (у Чацкого этот отделяющий барьер духовный, у Старцева - материальный). Как человек со стороны входит он в “самый талантливый” дом города С. У него нет никакого изначального неприятия этой среды, наоборот, в первый раз в доме Туркиных все кажется ему приятным или по крайней мере занятным. И потом, узнав, что он не любим, в отличие от Чацкого, он не устремляется “искать по свету”, а остается жить там же, где и жил, - так сказать, по инерции.

Пусть не сразу, но к какому-то моменту он также почувствовал раздражение против тех людей, среди которых ему приходится жить и с кем приходится общаться. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Что-либо действительно новое им чуждо, идеи, которыми живет остальное человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).

Что ж, Старцев поначалу тоже пробовал протестовать, убеждать, проповедовать (“в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя”). Отклика в обществе эти монологи Старцева не встретили. Но, в отличие от фамусовского общества, которое агрессивно по отношению к вольнодумцу, обыватели города С. просто продолжают жить, как жили, к инакомыслящему же Старцеву в целом остались вполне равнодушны, пропуская протест и пропаганду мимо ушей. Правда, наградили его довольно нелепым прозвищем (“поляк надутый”), но это все-таки не объявление человека сумасшедшим. Более того, когда он стал жить по законам этой среды и окончательно превратился в Ионыча, сами же они от него натерпелись.

Итак, один герой остался не сломлен средой, другого среда поглотила и подчинила своим законам. Казалось бы, ясно, кто из них заслуживает симпатий, кто - осуждения. Но дело вовсе не в том, что один из героев благороднее, выше, положительнее другого.

В двух произведениях по-разному организовано художественное время. Всего один день из жизни Чацкого - и вся жизнь у Старцева. Чехов включает в ситуацию “герой и среда” течение времени, и это позволяет иначе оценить произошедшее.

“Как-то зимой... весной, в праздник, - это было Вознесение... прошло больше года... стал бывать у Туркиных часто, очень часто... дня три у него дело валилось из рук... успокоился и зажил по-прежнему... опыт научил его мало-помалу... незаметно, мало-помалу... прошло четыре года... прошло три дня, прошла неделя... и больше уж он никогда не бывал у Туркиных... прошло еще несколько лет...”

Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью - неспешным, но неостановимым ходом времени. Время проверяет на прочность любые убеждения, испытывает на прочность любые чувства; время успокаивает, утешает, но время и затягивает - “незаметно, мало-помалу” переделывая человека. Чехов и пишет не об исключительном или незаурядном, а о том, что касается каждого обыкновенного (“среднего”) человека.

Тот сгусток новых идей, протеста, проповеди, который несет в себе Чацкий, невозможно представить растянутым вот так - на недели, месяцы, годы. Приезд и отъезд Чацкого - как пролет метеора, яркой кометы, вспышка фейерверка. А Старцев проходит испытание тем, чем Чацкий не был испытан, - течением жизни, погруженностью в ход времени. Что обнаруживается при таком подходе?

То, например, что мало обладать какими-то убеждениями, мало испытывать негодование против чуждых людей и нравов. Всем этим Дмитрий Старцев отнюдь не обделен, как всякий нормальный молодой человек. Он умеет испытывать презрение, он знает, чем стоит возмущаться (людская тупость, бездарность, пошлость и т.д.). И Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать “эту пустую, бесполезную жизнь”, которая стала для нее “невыносимой”.

Нет, показывает Чехов, против хода времени протестантский запал молодости надолго удержаться не может - и может даже превратиться “незаметно, мало-помалу” в свою противоположность. В последней главке уже Ионыч не терпит никаких суждений и возражений со стороны (“Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!”).

Более того, у человека может быть не только отрицающий задор - он может обладать и положительной жизненной программой (“Нужно трудиться, без труда жить нельзя”, - утверждает Старцев, а Котик убеждена: “Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели... Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы...”). Ему может казаться, что он живет и действует в соответствии с правильно выбранной целью. Ведь Старцев не просто монологи перед обывателями произносит - он действительно трудится, и больных он принимает все больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но... опять “незаметно, мало-по-малу” время совершило губительную подмену. К концу рассказа Ионыч трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным, - “бумажки, добытые практикой”, деньги, - становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

Перед лицом времени, незримого, но главного вершителя судеб в чеховском мире, непрочными и ничтожными кажутся любые словесно сформулированные убеждения, прекраснодушные программы. В молодости презирать, прекраснодушничать можно сколько угодно - глядь, “незаметно, мало-помалу” вчерашний живой человек, открытый всем впечатлениям бытия, превратился в Ионыча.

Мотив превращения в рассказе сопряжен с темой времени. Превращение происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося и неоформленного к заведенному, раз и навсегда оформившемуся.

В первых трех главках Дмитрий Старцев молод, у него не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком (а потом девять верст обратно), в душе постоянно звучит музыка; как и всякий молодой человек, он ждет любви и счастья.

Но живой человек попадает в среду механических заводных кукол. Поначалу он об этом не догадывается. Остроты Ивана Петровича, романы Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы в первый раз кажутся ему достаточно оригинальными и непосредственными, хотя наблюдательность и подсказывает ему, что остроты эти выработаны “долгими упражнениями в остроумии”, что в романах говорится “о том, чего никогда не бывает в жизни”, что в игре юной пианистки заметно упрямое однообразие и что идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.

Автор рассказа прибегает к приему повторения. Туркины в 1-й главе показывают гостям “свои таланты весело, с сердечной простотой” - и в 5-й главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы “по-прежнему охотно, с сердечной простотой”. Не меняет программы поведения (при всех заменах в репертуаре его шуток) Иван Петрович. Еще более нелеп в повторении своей реплики выросший Пава. И таланты, и сердечная простота - совсем не худшие свойства, которые могут обнаруживать люди. (Не забудем, что Туркины в городе С. действительно самые интересные.) Но их запрограммированность, заведенность, бесконечная повторяемость в конце концов вызывают в наблюдателе тоску и раздражение.

Остальные же жители города С., не обладающие талантами Туркиных, живут тоже по-заведенному, по программе, о которой и сказать нечего, кроме: “День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов...”

И вот к последней главе сам Старцев превратился в нечто окостеневшее, окаменевшее (“не человек, а языческий бог”), двигающееся и действующее по некоторой навсегда установившейся программе. В главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют только так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в молодости его волновало. Счастья нет, но есть суррогаты, заменители счастья - покупка недвижимости, угождение и боязливое почтение окружающих. Туркины сохранились в своей пошлости - Старцев деградировал. Не удержавшись даже на уровне Туркиных, он в своем превращении скатился еще ниже, на уровень обывателя “тупого и злого”, о презрении к которому он говорил прежде. И это итог его существования. “Вот и все, что можно сказать про него”.

Что же было началом превращения, скатывания по наклонной плоскости? В какой момент действия рассказа можно говорить о вине героя, не предпринявшего усилий, чтобы предотвратить это скатывание?

Может быть, так подействовала неудача в любви, став поворотным моментом в жизни Старцева? Действительно, за всю жизнь “любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней”. Легкомысленная девичья шутка - назначить свидание на кладбище - дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть “мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет”, прикоснуться к тайне, “обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную”. Волшебная ночь на старом кладбище - единственное в рассказе, что не несет на себе печати привычности, повторяемости, заведенности. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.

На следующий день было объяснение в любви и отказ Котика. Суть любовного признания Старцева состояла в том, что нет слов, способных передать то чувство, которое он испытывает, и что любовь его безгранична. Что ж, можно сказать, что молодой человек был не особенно красноречив и находчив в объяснении. Но можно ли на этом основании считать, что все дело в неспособности Старцева к подлинному чувству, что по-настоящему он не любил, не боролся за свою любовь, а потому и не мог увлечь Котика?

В том-то и дело, показывает Чехов, что признание Старцева было обречено на неудачу, каким бы красноречивым он ни был, какие бы усилия ни предпринял, чтобы убедить ее в своей любви.

Котик, как и все в городе С., как все в доме Туркиных, живет и действует по некоторой, как бы заранее определенной программе (кукольное начало заметно в ней) - программе, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами ее фортепьянным талантам и возрастным, а также наследственным (от Веры Иосифовны) незнанием жизни. Она отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей пустой и бесполезной, что сама она хочет стремиться к высшей, блестящей цели, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным именем. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами жизненного поведения, своими правдами; и в тот момент, когда кому-то необходимее всего встретить отклик, понимание со стороны другого человека, тот, другой, в этот момент поглощен своим интересом, программой и т.п.

Здесь, в “Ионыче”, чувство влюбленности, которое испытывает один человек, не встречает взаимности из-за того, что девушка, предмет его любви, поглощена своей, единственно интересной для нее в тот момент программой жизни. Потом его не будут понимать обыватели, здесь не понимает любимый человек.

Пожив какое-то время, отпив несколько глотков “из чаши бытия”, Котик как будто поняла, что жила не так (“Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница”). Главной своей ошибкой в прошлом она теперь считает то, что тогда не понимала Старцева. Но понимает ли она его теперь по-настоящему? Страдание, осознание упущенного счастья делают из Котика Екатерину Ивановну, живого, страдающего человека (теперь у нее “грустные, благодарные, испытующие глаза”). При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются. “Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! <...> Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...” - говорит она, и мы видим: да это же фразы прямо из романов Веры Иосифовны, надуманных сочинений, не имеющих ничего общего с действительной жизнью. Словно она опять видит не живого человека, а манекенного героя из романа, сочиненного мамой.

И вновь они поглощены каждый своим, говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует Старцева, жаждет ответного чувства. С ним же почти завершилось превращение, он уже безнадежно засосан обывательской жизнью, думает об удовольствии от “бумажек”. Разгоревшись было на короткое время, “огонек в душе погас”. От непонимания, одиночества человек, отчуждаясь от окружающих, замыкается в своей скорлупе. Так кто же виноват в жизненной неудаче Старцева, в его деградации? Разумеется, нетрудно обвинить его самого или окружающее его общество, но это не будет полным и точным ответом. Окружение, среда определяют лишь то, в каких формах станет протекать жизнь Ионыча, какие ценности он примет, какими суррогатами счастья утешится. Но дали толчок падению героя, привели его к перерождению иные силы и обстоятельства.

Как сопротивляться времени, которое творит дело превращения “незаметно, мало-помалу”? К несчастьям людей ведут вечная их разобщенность, самопоглощенность, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты бытия. И как, человеку угадать то мгновение, которое решает всю его дальнейшую судьбу? И лишь тогда, когда уже поздно что-либо изменить, оказывается, что человеку за всю его жизнь отпущена лишь одна светлая, незабываемая ночь.

Такая трезвость, даже жестокость в изображении трагизма человеческого существования казались многим в чеховских произведениях чрезмерными. Критики считали, что Чехов таким образом “убивал человеческие надежды”. Действительно, “Ионыч” может показаться насмешкой над многими светлыми упованиями. Нужно трудиться! Без труда жить нельзя! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели! Помогать страдальцам, служить народу - какое счастье! Писатели и до и после Чехова очень часто делали такие и им подобные идеи центральными в своих произведениях, провозглашали их устами своих героев. Чехов показывает, как жизнь, ход времени обесценивают и обессмысливают любые прекраснодушные представления. Все это общие (хотя и бесспорные) места, произнести и написать которые ровно ничего не стоит. Ими может наполнять свои романы графоманка Вера Иосифовна, пишущая “о том, чего никогда не бывает в жизни”. Старцев никогда бы не стал героем романа Веры Иосифовны: то, что с ним произошло, - это то, что бывает в жизни.

“Ионыч” - рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни. О реальных, не иллюзорных трудностях бытия.

Что же, действительно Чехов так безнадежно смотрит на судьбу человека в мире и не оставляет никакой надежды?

Да, Дмитрий Старцев с неизбежностью идет к превращению в Ионыча, и в его судьбе Чехов показывает то, что может произойти с каждым. Но если Чехов показывает неизбежность деградации изначально хорошего, нормального человека с незаметным ходом времени, неминуемость отказа от мечтаний и представлений, провозглашаемых в молодости, значит, действительно он убивает надежды и призывает оставить их у порога жизни? И констатирует вместе с героем: “Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!”? Так понять смысл рассказа можно лишь при невнимательном чтении, не дочитав текст до конца, не вдумавшись в него.

Разве не видно в последней главке, как все, что произошло с Ионычем, названо своими именами, резко, прямо? Жадность одолела. Горло заплыло жиром. Он одинок, живется ему скучно. Радостей в жизни нет и больше не будет. Вот и все, что можно сказать про него.

Сколько презрения заключено в этих словах! Очевидно, что писатель, на протяжении всего рассказа внимательно прослеживавший духовную эволюцию героя, дававший возможность понять его, здесь отказывается оправдать, не прощает деградации, ведущей к такому завершению.

Смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят на стыке двух начал. Мать-природа действительно нехорошо шутит над человеком, человек часто бывает обманут жизнью, временем, и трудно бывает понять степень его личной вины. Но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано все для нормальной, полезной жизни, что вывод может быть только одним: бороться с превращением в Ионыча должен каждый, пусть надежд на успех в этой борьбе почти нет.

Гоголь в лирическом отступлении, включенном в главу о Плюшкине (а эволюция Ионыча чем-то напоминает те изменения, которые произошли с этим гоголевским героем), обращается к молодым своим читателям с призывом сохранять всеми силами в себе то лучшее, что дано каждому в молодости. Чехов не делает таких специальных лирических отступлений в своем рассказе. Сопротивляться деградации в почти безнадежной ситуации он призывает всем его текстом.

/ / Анализ (по главам) рассказа Чехова «Ионыч»

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» переносит читателя в 19 век. Его действия разворачиваются в небольшом провинциальном городке. Главный герой произведения – земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Именно его жизнь представляет собой основную сюжетную линию рассказа, дополнительной является линия, посвященная семье Туркиных. Композиция произведения, как и сюжет, несложная. Оно поделено на пять частей, которые охватывают определенные временные отрезки с центральным событием. Расположены части во временной и логической последовательности.

Первая часть не столько событийная, сколько описательная. В ней автор кратко рассказывает о городе С., акцентируя внимание на его серости и однообразности. Главным достоинством города оказывается семья Туркиных, описанию ее членов А.П. Чехов посвящает объемный абзац. Уже в этой части читатель знакомится с Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой перспективный доктор получает приглашение в гости от Туркина. Пребывание Старцева в усадьбе интересной семьи и есть главное событие данной главы рассказа.

Между событиями первой и второй главы проходит больше года. За это время Старцев ни разу не был у Туркиных, но вот получил письмо от Веры Иосифовны. Таким образом, в центре второй части снова оказывается посещение Старцевым Туркиных. В этой главе в сердце молодого человека зарождаются теплые чувства к Екатерине Ивановне. Он пытается добиться сердца красавицы. Таким образом, на передний план выступают отношения молодых людей и ключевые события, связанные сними.

Чехов располагает ситуации так, чтобы напряжение читателя и героев росло. Он расширяет локус сюжета, вводя в текст описание городского кладбища. Мрачное место служит не только фоном событий, но инструментом психологизма. так и не дождался Котика на кладбище. Он направляется домой. На этой ноте заканчивается вторая часть.

Третья часть посвящена событиям, которые произошли на второй день после несбывшегося свидания на кладбище. Дмитрия Старцева мы застаем на пути к Туркиным с серьезным намерением сделать предложение Екатерине Ивановне. Чехов ненадолго «проникает» в мысли Дмитрия Ионыча, чтобы читатель понял истинные мотивы поступка доктора, его сомнения.

Ядро третьей части – разговор Дмитрия Ионыча и «по душам». Дополняется он описанием поведения родителей девушки. Это часть, в которой «у Старцева перестало беспокойно биться сердце». Его самолюбие уязвлено и это первый толчок к душевной деградации.

Четвертая глава описывает события спустя четыре года после отказа Екатерины Ивановны Старцеву. В ней Дмитрий Ионыч и Котик предстают в обликах контрастных тем, что мы наблюдали в первых частях. Автор описывает «новые» будни Старцева и его приземленные цели. Он кратко рассказывает о жизни Котика на протяжении указанного промежутка времени.

Эта часть уже не столько описательная, сколько психологическая: каждый поступок героев можно объяснить обстоятельствами их жизни, о которых читатель узнал ранее. В некоторых абзацах Чехов позволяет себе лаконично прокомментировать внутреннее состояние Старцева, хотя обычно автор предпочитает оставаться незамеченным.

Главное события этой главы – встреча с Екатериной Ивановной, во время которой очерствевшая душа Ионыча таки вырывается наружу, хоть и ненадолго. Котик же признает свои ошибки, насколько искренне – дело другое.

Пятая часть – финальная. От других она отличается предельным лаконизмом. А.П. Чехов рассказывает о судьбе каждого героя, демонстрируя, к чему привели их поступки. Эта главу стоит рассматривать параллельно с первыми двумя, чтобы увидеть контраст между старыми и новыми образами героя.

Сюжет, композиция рассказа «Ионыч», система образов произведения на первый взгляд простые, но каждая из этих деталей продумана до мелочей, как и связь между ними. Наверное, это один из секретов актуальности рассказа.


На примере главного героя А.П. Чехов хотел показать картину падения Дмитрия Ионыча Старцева, впоследствии просто Ионыча, когда жажда наживы способна затмить собой все остальное. В такие моменты человека засасывает на самое дно, но вместо того, чтобы сопротивляться сложившимся обстоятельствам, пытаясь выбраться на поверхность, он еще больше опускается туда, откуда нет возврата. Анализ рассказа «Ионыч» поможет понять, как человек, подающий большие надежды может деградировать, поддавшись порокам и слабостям, постепенно теряя лицо и превращаясь в обычного обывателя.

В данном произведении всего пять глав, но в них четко определена хронологическая последовательность событий. В каждой из них четко видно, как через незначительные временные промежутки меняется жизнь и облик главного героя Дмитрия Ионыча Старцева. События, описанные в рассказе, происходят в городе С, где жизнь словно застыла вместе с его жителями. На примере семьи Туркиных это отчетливо видно. С момента знакомства Старцева с ними и спустя несколько лет в их семье ничего не менялось.

В первой главе Дмитрий Ионыч производит положительное впечатление. Приятный молодой человек с блестящими перспективами. Образованный, целеустремленный. Открытый всему новому. Честный и порядочный. Работа доктором нравилась ему. Помогать людям его призвание. Полный надежд и мечтаний он еще не думал о том, как совсем скоро изменится его жизнь и далеко не в лучшую сторону.

Вторая глава уже начало деградации Старцева. Прошел год после его приезда в этот город на лечебную практику. Дмитрий Ионыч погряз в рутине дел. Большую часть времени доктор проводит в одиночестве. Развлечением стали частые походы в дом Туркиных, где радовала глаз и душу дочь хозяина Екатерина. Старцев увлекся ей, но его чувства безответны. Девушка мечтала уехать в столицу и поступить на актерский факультет. Зачем ей связывать себя узами брака с молодым врачом. Она играла с ним. Приглашение на свидание, полученное от нее, лишнее тому доказательство. Дмитрий прождал ее на кладбище, но Катерина так и не пришла. Он расстроен, подавлен. Апатия и тоска навалились на него. Старцев понимает, что сильно устал. Впервые, возвращаясь домой, он бредет старческой походкой, а не летит, как раньше на крыльях счастья и любви.

Третья глава переломная в жизни Старцева. Он перестает думать о возвышенном и прекрасном. Даже рассматривая Катерину, как свою невесту, он думает о том, какое приданое сможет получить за девушку. Меркантильность и расчетливость прослеживается во всем: в работе, мечтах, планах. После отказа Катерины стать его женой, доктор горевал недолго. Не сложилось и черт с ним. Старцев за это время сильно располнел. Его беспокоила одышка. Передвигался доктор исключительно на лошадях, которые приобрел не так давно. Его стало раздражать местное общество. Люди казались, неинтересны и скучны. Большую часть времени земской доктор проводил в одиночестве, стараясь избегать общения с кем бы то ни было.

Ионыча перестали интересовать походы в театр, чтение книг, концерты. Любимым занятием стала игра в карты и пересчитывание денежных ассигнаций. Он доставал их из кармана, перебирал пальцами каждую бумажку, наслаждался ее шелестом. Страсть к накопительству взяла верх над впечатлениями от жизни. От прежнего Старцева не осталось и следа. Изменения коснулись его не только внешне, но и внутренне. Он позволял себе накричать на пациентов. Дерзил, хамил. Раньше такого за ним не замечалось.

Ионыч окаменел душой, очерствел. Ничего живого не осталось в этом человеке. Заплывший от жира, с трудом передвигающийся, ненавидящий все, что ему было раньше так мило, он вызывает к себе жалость и презрение. Деградация опустила его на последнюю ступень развития, превратив в озлобленного обывателя.

Происшедшее с Ионычем может случиться с каждым, если вовремя не взять ситуацию в свои руки и не попробовать изменить ход событий. Нельзя позволять себе опускаться до уровня Ионыча. Надо обязательно бороться, пускай иногда ситуация кажется совсем безвыходной, но кто не пробует, изначально проигрывает.


"Ионыч" - рассказ Антона Павловича Чехова, написанный примерно в 1897-1898 годах. В нем повествуется о земском враче по имени Дмитрий Старцев, который, знакомится в "скучном и однообразном губернском городе С." с семьей Туркиных, которые считались в тех краях самыми талантливыми и образованными людьми. Он влюбляется в Екатерину Туркину, которую все называют нежно "Котик", и делает ей предложение.

Однако девушка отказывает ему из желания поехать учиться в консерваторию. Спустя несколько лет, когда Екатерина возвращается и встречает Старцева снова, тот радуется тому, что все-таки не женился на ней. Да и оставшиеся члены семьи его больше не восхищают, наоборот, вчерашние талантливые люди теперь кажутся Старцеву глупыми и скучными. "Каков же должен быть город, - думает он, - если самые талантливые люди в нем так бездарны?".

В качестве темы рассказа выступает душевная деградация человека, увядание в нем способности восхищаться. Главный герой окончательно растворяется в окружающей его среде, превращаясь в полного, скучного и скупого "Ионыча".

А ведь в начале рассказа Дмитрий так легко влюблялся и восхищался окружающими его людьми.

Композия рассказа представляет особый интерес. По мере повествования упрощается язык, сокращается количество описаний и диалогов. Это сопоставимо с мировосприятием главного героя: с течением времени он становится все более прозаичным и сухим, в его жизни все меньше ярких, удивительных, красивых элементов. Еще одной занимательной особенностью композиции данного произведения является время в нем. В первых четырех частях повествование ведется в прошедшем времени, тогда как в пятой автор переходит на настоящее. Это иллюстрирует темп жизни главного героя. Дмитрий Старцев, влюбленный и вдохновленный, был когда-то раньше, в далеком прошлом; а его бренное и скудное существование, которое он ведет в пятой части, это настоящее, исход его жизни, логическое завершение его морального облика. Чехов демонстрирует читателю деградацию личности, и разложение, которое он описывает в конце рассказа - это логическая точка для жизни отдельно взятого человека.

Ситуация, описанная Антоном Павловичем Чеховым, ужасает и пугает. Она показывает весь ужас и все уродство душевной деградации человека, который променял желание увидеть и найти в мире что-то прекрасное на хорошую недвижимость и большой кошелек.

Обновлено: 2017-12-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

" А. П. Чехов дал развернутую картину провинциальной жизни, в которой господствует пошлость, скука и безнадежная тоска. Критики также отмечают, что писатель показал огромное несоответствие идеалов с реальной жизнью.

2. История создания . С подзаголовком "Рассказ Антона а" произведение было впервые опубликовано в "Ежемесячных литературных приложениях к журналу "Нива"" (№ 9, 1898 г.).

3. Смысл названия . "Ионыч" - отчество главного героя доктора Дмитрия Старцева. Такое фамильярное обращение он заслужил за несколько лет врачебной практики в городе. Оно иронически намекает на крушение прежних юношеских идеалов молодого Старцева.

4. Жанр . Рассказ.

5. Тема . Главная тема произведения - победа мещанского образа жизни над несбыточными мечтами молодого человека.

6. Проблематика . Самая образованная и талантливая семья в городе оказывается в действительности невероятно скучной и вызывающей раздражение. Первая любовь Дмитрия Старцева грубо растоптана избалованной девушкой, мечтающей о карьере великой артистки. Возвышенные представления Ионыча о своей работе превращаются постепенно в простую тягу к накоплению богатства.

7. Герои . Дмитрий Ионыч Старцев, семья Туркиных (Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна).

8. Сюжет и композиция . Дмитрий Ионыч Старцев был назначен земским врачом в село, находящееся неподалеку от небольшого провинциального города. Ему сразу же посоветовали в свободное время посетить семью Туркиных, где собираются интеллигентные люди. Старцев воспользовался советом. Он провел очень приятный вечер. Глава семьи очень остроумно шутил и рассказывал смешные истории. Его жена читала фрагмент своего романа, а дочь показала мастерство игры на рояле.

Около года Старцев был завален работой, а потом получил приглашение от Веры Иосифовны. С этого времени он стал регулярно посещать семью Туркиных. Дмитрий Ионыч понял, что влюбился в Екатерину Ивановну, которую в семье ласково называли Котик. Однажды ему удалось уединиться с ней. Однако девушка избежала разговора и передала Старцеву записку, приглашая его в полночь на кладбище.

Главный герой догадывался, что это - всего лишь шутка. Но любовь заставила его прийти ночью в назначенное место, где, естественно, никого не оказалось. На следующий день Старцев сделал Котику предложение. Девушка поблагодарила влюбленного, но заявила, что провинция ее не устраивает. Она мечтает добиться славы и успеха, чему помешает семейная жизнь. Дмитрий Ионыч несколько дней тяжело переживал, но после отъезда Котика в Москву успокоился и перестал посещать Туркиных.

Прошло четыре года. Старцев стал известным и популярным в городе доктором. Его доходы возросли, а круг интересов сузился до минимума, заключаясь, в основном, в карточной игре на деньги. Однажды его вновь пригласили Туркины. Узнав, что Екатерина Ивановна тоже приехала, Старцев принял приглашение. В разговоре наедине Котик призналась, что ее мечты были глупостью.

В душе Ионыча ненадолго вспыхнули прежние надежды. Но когда Екатерина Ивановна вновь заговорила о возвышенном, он замкнулся в себе. Шутки хозяина, роман его жены нисколько не изменились за четыре года и вызывали раздражение. Старцев уехал и больше никогда не посещал Туркиных. С годами Старцев приобрел огромный авторитет в городе. Его стали называть Ионыч. У доктора не осталось никаких интересов, кроме дальнейшего обогащения. Туркины вели прежнюю жизнь, считаясь талантливой семьей, состоящей в действительности из трех бездарностей.

9. Чему учит автор? Чехов показывает, насколько опасным даже для деятельного молодого человека может оказаться засасывающее "мещанское болото". Культурная жизнь Туркиных - всего лишь разновидность мещанства. Ионыч и Котик расстаются со своими идеалами, так как у них нет другого выхода.