Глобальные проблемы человечества. География Сербии: природа, климат, население, растительный и животный мир

ТЕМА: Общая характеристика хозяйства стран Африки

Цель: Выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ;

сформировать представление о некоторых особенностях развития субрегионов

Африки; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость

материка. Продолжать работу по подготовке учащихся к ЕГЭ, закрепление умений

работы с тестами.

Оборудование: презентация к уроку, экономическая карта Африки, атласы, раздаточный материал.

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение домашнего задания:

Какая из стран Африки самая большая по населению?

Страна, расположенная на острове площадью 600км.кв.

Страны, лежащие на территории ЮАР.

Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер, не имеющая выхода к морю.

Страна, где 98% населения сосредоточено на территории занимающей 4% её площади.

Перечислите и раскройте проблемы городов Африки. Охарактеризуйте урбанизацию материка.

«Почему доля детей и подростков в возрастной структуре населения Испании значительно ниже, чем в возрастной структуре населения Алжира? (из ЕГЭ)»

Дайте оценку заселенности субрегионов материка, объясните причину различий плотности населения. «Почему в долине реки Нил высокая плотность населения? Одна из причин - благоприятные природные условия. Укажите еще не менее двух причин(из вариантов ЕГЭ)».

Почему в Африке повышенная плотность населения вдоль побережий океанов и морей выражена меньше, чем в Зарубежной Азии?

Почему демографическая политика в Африке не проводится или не дает результатов?

Изучение новой темы:

Беседа: Что вы можете сказать об уровне развития большинства стран Африки?

В настоящее время в Африке 53 суверенных государства.

Относятся к развивающимся, бедным странам; экономически развитая-ЮАР

Африка имеет: самую низкую в мире долю обрабатывающей промышленности

минимальные доходы на душу населения (примеры)

наиболее отсталую структуру хозяйства

Каковы причины отсталости? (длительное колониальное прошлое)

Работа с учебником, стр.279 : Назовите отличительные черты колониальной структуры хозяйства.

а) преобладание малотоварного, низкопродуктивного хозяйства;

б) слабое развитие обрабатывающей промышленности

в) сильное отставание транспорта

г) ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами

д) однобокость развития экономики, которая проявляется чаще всего в преобладании одной отрасли сельского хозяйства или промышленности. Например в монокультурности.

Монокультурная (монотоварная) специализация - узкая специализация хозяйства страны на производстве одного, как правило, сырьевого или продовольственного товара, предназначенного главным образом для экспорта . Запись в тетрадь .

Работа с учебником стр.280. Страны монокультуры в Африке

Меры по преодолению отсталости в экономике:

Национализация природных ресурсов;

Аграрная реформа;

Планирование экономики;

Подготовка кадров.

Главная задача народов Африки - завоевание экономической самостоятельности, ликвидация односторонней аграрно - сырьевой структуры хозяйства и создание гармоничной экономики (развитие обрабатывающей промышленности и многоотраслевого сельского хозяйства).

Решение этих задач тормозится экономической политикой западных держав, деятельностью транснациональных корпораций. У американских государств большой внешний долг.

Производственная структура хозяйства Африканского региона:

сельское хозяйство-20%, промышленность-35%, сфера услуг-45%.

Работа с атласом. Назвать наиболее развитые страны(кроме ЮАР).

Следует учесть, что доля промышленного производства возросла за счет:

а) усиления первичной переработки минерального сырья в самих африканских странах

б) развития вынесенных из развитых стран «грязных производств» - металлургии, химической промышленности.

в) создание экспортной легкой и пищевой промышленности

Несмотря на аграрный характер экономики подавляющего большинства африканских стран, они ввозят продовольствие, что отражает отсталость аграрного сектора.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Работа с атласами.

Где находятся главные промышленные районы Африки?

Промышленность характеризуется диспропорцией между развитием добывающей и обрабатывающей, легкой и тяжелой отраслями. Африка - крупнейший в мире производитель минерального сырья.

По каким видам минерального сырья Африка занимает ведущее место в мировом производстве? В какие страны оно экспортируется? Какое влияние это оказывает на экономику Африки?

Всего в Африке можно выделить 7 главных горно-промышленных районов.

Задание по атласу: Определить основные виды сырья и топлива, добываемые в каждом горно-промышленном районе. Приложение к уроку №1.

Какие отрасли обрабатывающей промышленности получили в этих странах наибольшее развитие?

Черная металлургия и машиностроение - только в отдельных странах имеется заметное число предприятий (ЮАР, Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Нигерия, Гана)

Медеплавильная - Замбия, Заир

Алюминиевая - Камерун, Гана

Легкая промышленность, главным образом - хлопчатобумажная

Заготовка леса (Габон, Конго, Камерун, Гана); вылов рыбы её переработка.

Экономическое развитие африканских стран зависит и от энергетической базы (она сейчас слаба). На долю Африки - 2% вырабатываемой энергии в мире, 1\3 которой вырабатывается на ГЭС. Асуанская ГЭС -р.Нил - 3,5 млн.кВт; Кебрабасса -р.Замбези - 3,6 млн.кВт (Мозамбик, но производимая ей энергия предназначена в основном для ЮАР); проект «Инга» - нижнее течение реки Конго(участок 26 км длиной), энергия поступает в Киншасу и горно-промышленный район Шабы (входящий в Медный пояс), мощность ГЭС на участке может быть доведена до 30 млн кВт.

Сельское хозяйство.

Подумайте, каковы особенности сельского хозяйства отсталых, развивающихся стран?

Сельское хозяйство- основа экономики африканских стран, характеризуется большой отсталостью. В тропической Африке основными орудиями являются мотыги, заостренные палки. Более совершенные орудия можно встретить только в крупных высокотоварных хозяйствах. Невелико применение и минеральных удобрений. В тропической Африке господствует переложная, подсечно-огневая система земледелия, при которой на многие годы выключается из сельскохозяйственного производства большие участки земли.

Таким образом: нерациональная система земледелия

Низкая техническая оснащенность

Нерегламентированный выпас скота

Выращивание культуры на одном и том же участке приводит к развитию проблем природопользования . Назовите их.

развитие эрозии почв, сведение лесных массивов, опустынивание ( Сахель -обширная природная зона в Африке, расположенная к югу от Сахары; нарушение экологического равновесия в ней по причинам: увеличение естественного прироста населения, быстрый рост распашки земель и поголовья скота, обезлесенье(использование древесины и древесного угля в качестве топлива ) Сахельская проблема - засухи и голод, население превращается в экологических беженцев. Меры для предотвращения подобных трагедий: охрана, восстановление естественных кормовых ресурсов, улучшение методов ведения скотоводства и земледелия. Но осуществлению плана мешает нехватка средств.

Бич африканского сельского хозяйства - стихийные бедствия (засухи, наводнения), болезни растений, вредители (саранча). В результате в Африке средняя урожайность зерновых и хлопчатника в 2-3 раза ниже среднемировой. Продовольственная проблема, особенно в условиях быстрого роста населения, остается в Африке весьма острой.

Каковы агроклиматические ресурсы стран Африки? Как природные условия повлияли на отраслевую структуру сельского хозяйства, его размещение?

Определяющее место Африки в мировом хозяйстве - тропическое и субтропическое земледелие. Оно то же имеет ярко выраженную экспортную направленность. В структуре земледелия различают экспортные и потребительские культуры.

Работа с таблицей (приложение №2) Ознакомиться с зональной специализацией экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке.

Работа с атласом. Выделить специализацию и размещение животноводства.

Древнейшей отраслью с/х Африки является разведение домашних животных. В ряде стран(ЮАР, Эфиопия, Мавритания, Сомали) экстенсивное пастбищное животноводство играет большую роль. Продукты животноводства(шерсть, кожа, шкуры) экспортируются очень ограниченно, животноводство низкопродуктивное.

Отсталое с/х Африки нуждается в коренной перестройке.

Транспорт

По большинству показателей - последнее место. В структуре внутреннего грузооборота лидируют железные дороги, транспорт технически отсталый. Трансконтинентальных автомагистралей - 5. 1-е место по общему уровню развития транспорта занимает ЮАР.

Порты: Ричардс-Бей(ЮАР) - универсальный, грузооборот 90 млн.т.

Александрия (Египет); Касабланка(Марокко)

Канал Суэцкий открыт 17 ноября 1869 года(пропускал морские суда с осадкой 8 м), его не раз углубляли и расширяли.

Морской флот: Либерия предоставляет «дешевые»(или удобные, подставные) флаги.

«Почему Либерия занимает одно из ведущих мест в мире по тоннажу морского торгового флота?» (из ЕГЭ)

Внешние экономические связи

1. Внешняя торговля

2. Импорт капитала

3. Операции по фрахту (Либерия)

4. Экспорт рабочей силы(в европейские), а в отдельных странах (нефтеперерабатывающие) её импорт.

Импорт - 1\3 машины и оборудования; топливо, промышленное сырьё, полуфабрикаты и продовольствие.

Торговые партнеры - западноевропейские развитые страны(бывшие метрополии)

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций: АфБР - Африканский банк развития

ЕСА - экономическая комиссия ООН для Африки

ВАС - Восточно-африканское сообщество

ЭКОЗАГ -экономическое сообщество западно-африканских государств

ОАЕ - организация Африканского единства

3.Закрепление. Тестирование по теме «Африка».

4. Домашнее задание стр. 278-281 учебника; вопросы на стр.282.

Тестирование к уроку «Хозяйство Африки».

В-1

А1 Опустынивание результат воздействия:

а) только человека в) только природных факторов

б) стихийных бедствий г) природных и антропогенных факторов

А2 Основным показателем общественного здоровья населения является:

а) продолжительность жизни в) естественный прирост

б) численность населения г) половозрастная структура

А3 Почему река Конго полноводна в течении всего года:

а) в бассейне этой реки круглый год выпадают обильные дожди

б) она берет начало в высокогорных районах

в) её сток не зарегулирован плотинами и дамбами

г) уровень воды в реке поддерживается системой водохранилищ

А4 В каком климатическом поясе Африки постоянно высокие температуры и выпадает много осадков: а) в субтропическом в) экваториальном

б) тропическом г) субэкваториальном

В1 В каких из перечисленных стран Африки не добывается нефть?

А) Эфиопия В) Алжир Д) Ангола Ж) Нигерия

Б) Тунис Г) Сомали Е) Ливия

В2 Установите соответствие между каждым из видов полезных ископаемых и страной, которая специализируется

На их добыче:

Полезные ископаемые страна

1) нефть А) Марокко

2) медные руды Б) Замбия

3) фосфориты В) ЮАР

Г) Алжир

В3 Какие две черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства названы верно?

а) Преобладание высокотоварного сельского хозяйства

б) Слабое развитие обрабатывающей промышленности

в) Отсутствие монокультурной специализации

г) Преобладание торговли и услуг в непроизводственной сфере.

С1 Почему в Нигерии сальдо внешней миграции населения положительное, а в соседнем с ней

Нигере - отрицательное?

С2 Определите страну по описанию: « Эта страна, относящаяся к группе экономически развитых, омывается водами двух океанов. Большую часть её территории занимает равнинное плато, которое с юга и востока окаймлено горами. Её недра богаты разнообразными полезными ископаемыми. По добыче алмазов, золота, платины, урана, железных руд эта страна занимает одно из первых мест в мире. Население её отличается сложным этническим составом. Среди других стран континента она выделяется высокой долей лиц европейского происхождения»

Тестирование к уроку « Хозяйство Африки»

В-2

А1 Значительно больше выпадает осадков на юго-востоке Африки по сравнению с юго-западом.

Кроме наличия гор и ветров это связано:

а) с близостью океана г) с наличием крупных рек

б) с существованием теплого течения у восточных берегов и холодного у западных

в) со всеми названными выше факторами

А2 Красно-желтые ферралитные почвы распространены в

а) в зоне экваториальных лесов в) сухих степях

б) лесостепях г) пустынях

А3 В восточной части материка находится:

а) крупнейшее на Земле плоскогорье в) крупнейшая на Земле низменность

б) крупнейший на Земле горный хребет г) крупнейший на Земле разлом

А4 Какая черта исторического развития Африки оказала наибольшее влияние на её современный

облик а) Африка-материк древних цивилизаций

б) Африка прошла через все стадии социально-экономического развития

в) колониальное прошлое

г) богатство минеральным сырьем

В1 Выберите верные утверждения:

а) Промышленность Северной Африки тяготеет к приморским районам

б) Основные сельскохозяйственные культуры Северной Африки- оливки, зерновые,

хлопчатник

в) Натуральное, потребительское сельское хозяйство-главная отрасль тропической

Африки

г) ЮАР богата платиной, золотом, углем, нефтью.

Ответ запишите буквами, расположив их в алфавитном порядке.

В2 Установите соответствие между каждым из показателей, характеризующих отдельные виды транспорта, и страной,

Для которой характерен этот показатель.

Показатель транспорта страна

1.Занимает ведущее место в мире по тоннажу А. ЮАР

морского торгового флота Б. страны Магриба

2. автомагистраль, проходящая по маршруту В. Либерия

старинных караванных путей Г. Алжир

3. Имеет 40% всей железнодорожной сети в Д. Нигерия

Африке

4. проходит трансконтинентальный газопровод

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

В3 Выберите страны, где находятся крупнейшие в Африке городские агломерации:

А) Египет В) ЮАР

Б) Алжир Г) Нигерия

С1 Какие факторы способствовали превращению ЮАР в одного из крупнейших экспортеров угля?

Один из факторов - наличие крупных запасов угля. Укажите еще не менее двух факторов.

С2 Определите страну по описанию:

« Это развивающаяся страна, расположенная в двух частях света. В промышленности развита электроэнергетика(здесь построена самая крупная гидроэлектростанция на континенте), нефтедобыча, легкая и пищевая отрасли. Традиционная отрасль сельского хозяйства- орошаемое трудоемкое земледелие, специализирующаяся на выращивании риса, хлопчатника, цитрусовых культур. Морское побережье, древние историко-культурные, архитектурные памятники- основа развития международного туризма».

Ключи к итоговому тестированию по теме «хозяйство Африки».

Вариант-1

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

АБГД

1-Г,2- Б, 3-А

Б, Г

С1 - Нигерия является членом ОПЕК и крупнейшим в Африке экспортером нефти. В нефтяной промышленности и связанных с ней отраслях создаются рабочие места, которые привлекают сюда жителей соседних стран, в том числе и из Нигера

С2- ЮАР


Вариант-2

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

АБВ

1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г

А, Г

С1- Низкая себестоимость добычи

Выгодное ЭГП

Сокращение добычи угля в развитых странах (или в старопромышленных районах)

Рост спроса на уголь в развитых странах мира

С2- Египет

Никарагуа - государство расположенное в Центральной Америке. Общая площадь 129494 км2. Общая протяжённость границы 1231 км (протяжённость границ с Коста-Рикой - 309 км, Гондурасом - 922 км). Береговая линия: 910 км. Самая высокая точка страны - вулкан Моготон (Mogoton) 2438 м. Никарагуа - самая большая по территории среди стран Центральной Америки, достигает 540 км в ширину, и имеет выход как к Тихому океану, где протяжённость её береговой линии составляет около 320 км, так и к Карибскому морю (480 км береговой линии); общая протяжённость морской границы достигает 800 км (береговая линия - 910 км).

География Камбоджи: рельеф, климат, природные особенности

Камбоджа расположена в Юго-Восточной Азии и занимает площадь в 181 тыс. км2. На западе и северо-западе граничит с Таиландом (длина границы 803 км.), на севере - с Лаосом (541 км.), на востоке - с Вьетнамом (1 228 км.), юго-западные берега омываются водами неглубокого Сиамского залива. Практически вся территория страны представляет собой равнину в долине реки Меконг и озера Тонлесап. Лишь на юге страны расположены горы Кравань (Кордамоновые), отделяющие основную территорию Камбоджи от побережья Сиамского залива. В восточной части этих гор находится массив Дамрей (Слоновьи горы). Высшей точкой страны является гора Пномаураль (1813 м.).

География Экваториальной Гвинеи: рельеф, климат, население, флора и фауна

Экваториальная Гвинея расположена лишь немного севернее экватора у берегов залива Биафра (часть Гвинейского залива) Атлантического океана. Включает материковую часть Рио-Муни, протянувшуюся на 130 км. вдоль побережья и на 300 км. вглубь материка, и несколько островов из группы Биоко в 40 км. от побережья Камеруна в заливе Биафра, (общей площадью около 2 тыс. кв. км.), крупнейший из которых - Масиас-Нгема-Бийого. Большая часть поверхности континентальной части - вулканическое нагорье высотой 600-900 м. (наибольшая высота - 1200 м.), вдоль побережья - полоса низменных равнин. Граничит с Камеруном и Габоном.

География Анголы: климат, рельеф, растительный и животный мир

Расположена Ангола на юго-западе Африки. Длина береговой линии составляет 1 600 км. Имеет площадь 1.246.700 км2. Высшая точка - гора Морро де Моко (Morro de Moco) 2.620 м. Протяженность границ с Демократической Республикой Конго - 2.511 км (210 км из которых с Провинцией Кабинда), Республикой Конго - 201 км, Намибией - 1.376 км, Замбией - 1.110 км. Большая часть территории представляет собой обширное плоскогорье высотой более 1000 м над уровнем моря. Только вдоль побережья Атлантического океана вытянута узкая (от 50 до 100 км) полоса низменности. Плоскогорье является водоразделом притоков Конго. Над прибрежной низменностью крутыми ступенями поднимается западная часть плоскогорья. Восточная его окраина образует огромный уступ Серра-де-Шела высотой более 2000 м.

География Новой Зеландии: природа, рельеф, климат, население

Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана в полинезийском треугольнике в центральном районе полушария воды. Основную территорию страны составляют два острова, имеющие соответствующие названия - остров Южный и остров Северный. Острова Южный и Северный разделены проливом Кука. Кроме двух основных островов Новой Зеландии принадлежит около 700 островов значительно меньшей площади, большинство из которых необитаемы.

География Сальвадора: рельеф, климат, флора и фауна, население

Сальвадор - государство, расположенное в Центральной Америке. Общая площадь территории - 21.040 км2. Общая протяженность границы - 545 км, протяжённость границ с Гватемалой - 203 км, Гондурасом - 342 км. Береговая линия - 307 км. Самая высокая точка страны - г. Эль-Питаль (Cerro El Pital) 2730 м.
Основная часть его территории представляет собой вулканическое нагорье, высотой 600-700 м над уровнем моря. Над нагорьем вздымаются две параллельные цепи вулканов. Северная, более низкая, состоит из потухших вулканов; южная - из действующих. Самый высокий из них - Санта-Ана (на западе страны) достигает высоты 2381 м. Почти непрерывно действующий с XVIII века вулкан Исалько (1885 м) называют «маяком Сальвадора» - по ночам зарево над ним видно с кораблей, проходящих далеко в океане.

География Сербии: природа, климат, население, растительный и животный мир

Сербия по площади (88 361 кв.км.) занимает 113 место в мире. На севере Сербия граничит с Венгрией, на северо-востоке с Румынией, на востоке с Болгарией, на юге с бывшей Югославской Македонией, на юго-западе с Албанией и Черногорией, на западе с Хорватией и с Боснией и Герцеговиной. Протяжённость её границ составляет 2,027 км (с Румынией 476 км, с Болгарией 318 км, с Македонией 221 км, с Черногорией 203 км, с Албанией 115 км, с Боснией и Герцеговиной 302 км, с Хорватией 241 км, с Венгрией 151 км).В Сербии 6,167 зарегистрированных поселений, из них 207 городского типа. Пашни занимают 19,194 км2, леса - 19,499 км2.(без Косова).

География республики Мадагаскар: природа, климат, население

Демократическая Республика Мадагаскар расположена на четвертом в мире по площади острове, расположенном в Индийском океане, у восточного берега Африки, отделённый от неё Мозамбикским проливом. Климат тропический. Крайний юг острова часто относят к субтропикам. Длина острова - около 1600 км, ширина - свыше 600 км, площадь - 587 040 км2. На острове находится государство Мадагаскар (столица Антананариву). Наивысшей точкой острова является потухший вулкан Марумукутру (2876 м), который находится в горном массиве Царатанана, в северной части острова. Центральную часть острова занимает высокогорное плато Анджафи, полого спускающееся на запад и круто обрывающееся к низменностям восточного побережья. Пять горных цепей высотой до 2600 м, богаты минералами и металлами: золото, медь, железо; широкие прибрежные равнины болотисты, частью очень плодородны.

География Кении. Природа, климат, растительный и животный мир Кении

Республика Кения расположена в северной части Восточной Африки. Площадь страны составляет чуть более 582 тыс. км2, из которых на водные поверхности приходится более 13 тыс. км2. Кения граничит с Сомали на востоке, Эфиопией на севере, Суданом на северо–западе, Угандой на западе и Танзанией на юге. Юго–восток страны омывают теплые воды Индийского океана, а у побережья близко к берегу разбросаны живописные коралловые островки. На востоке Кения владеет небольшим участком побережья величайшего по площади озера Африки - Виктория, которое уступает только таким внутренним водным гигантам как Каспийское море и озеро Верхнее (США).

Африка

Ответьте на вопросы:


  1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в Зарубежной Азии?
Во внутренних районах Африки нет высоких гор и нагорий, как в Азии; и пустыни в Африке находятся не в центральных районах, а по окраинам.

  1. Почему для вывоза промышленной продукции из района Медного пояса не используется река Конго?
Река Конго неудобна для судоходства. 300 километровом отрезке ее нижнего течения падение реки составляет 275 метров при наличии 32 водопадов и стремнин.

  1. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегивающей дельту»?
Каир – столица и самый крупный город Египта, важный политический, культурный и религиозный центр всего арабского мира. Каир исключительно выгодно расположен в том месте, где узкая долина Нила переходит в плодородную Дельту – главный район хлопководства, где выращивается лучший в мире длинноволокнистый хлопок. Дельтой эту область назвал еще Геродот, подметивший, что по конфигурации она напоминает древнегреческую букву дельта. В 1969 году Каир отмечал свое 1000 летие.

  1. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?
Арахис – типичная монокультура для Сенегала и Гамбии: арахис, арахисовая мука и арахисовое масло обеспечивают более 70% экспортной выручки Сенегала и более 80% - Гамбии.

Правильны ли следующие утверждения:


  1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине ХХ века . (да, 1960 год вошел в историю под названием год Африки, так как тогда независимыми стали 17 стран Африки)

  2. Африка - регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире .(да, формула естественного прироста для Африки: 37 – 15 = 22. Во всех остальных регионах эти показатели меньше).

  3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации. (да, темпы урбанизации здесь самые высокие в мире; население некоторых городов удваивается каждые 10 лет).

  4. Главное полезное ископаемое Нигерии – бокситы . (нет, нефть, 98% экспорта Нигерии приходится на нефть)
Выберите правильный ответ:

  1. Самая крупная по населению страна Африки … . (Египет, Эфиопия, Нигерия, ЮАР ) (Нигерия).

  2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются …. .(уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты ) (железная руда, нефть, природный газ, фосфориты).

  3. К числу наименее развитых стран Африки относятся … . (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР). (Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали)

  4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются … . (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль) (арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль)
Можете ли вы:

2. Показать по карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах:

Каир – Египет; Киншаса – Заир (ДРК); Аддис-Абеба – Эфиопия;

Найроби – Кения; Лагос – Нигерия; Дакар – Сенегал;

Луанда – Ангола; Йоханнесбург – ЮАР.

3.Объяснить значение следующих терминов и понятий:

«Монокультура» - (монокультурная или монотоварная специализация) – узкая специализация хозяйства страны на производстве одного, как правило, сырьевого или продовольственного товара, предназначенного главным образом для экспорта.

« Натуральное хозяйство » - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями; принципиальные экономические решения принимаются советом старейшин.

«Апартеид» - крайняя форма расовой дискриминации; означает лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах.

4.Указать, какие из перечисленных ниже стран являются главными производителями и экспортерами какао : Кот-д ’Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола . (Кот-д ’Ивуар, Гана, Нигерия).

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:


  1. Страна, расположенная на острове площадью 600 тыс. км² (Мадагаскар)

  2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР . (Лесото, Свазиленд)

  3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям . (Мали, Нигер).

  4. Страна, столицей которой является город Найроби . (Кения)

  5. Страна, где 98% населения сосредоточено на территории, занимающей менее 4% ее общей площади . (Египет)
Заполните пропуски в следующих фразах:

  1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть … . (Заира) или (ДРК)

  2. - крупнейший в Африке производитель и экспортер нефти, член ОПЕК . (Нигерия).

  3. ЮАР производит … всей продукции обрабатывающей промышленности Африки .(более 2/5).

Контрольная тестовая работа по теме: «Страны Африки»

1. Установи соответствие: страна – столица

Б – Египет

2. Антананариву

В – Нигерия

Г – Алжир

Д – Мадагаскар

6. Претория

б) Нигерия

в) Египет

3. Страны - монархии в регионе (3 варианта ответа) :

а) Марокко

б) Мадагаскар

г) Свазиленд

д) Лесото

е) Сомали

4. Особенности демографической ситуации в регионе:

а) сложный этнический состав (300-500 этносов)

б) высокий уровень рождаемости

в) высокоурбанизированная территория – 70% городского населения

г) проживание населения на побережье материка и в долинах некоторых рек

5. Какие виды ресурсов наиболее представлены в регионе – _______________

6. Особенности типа ведения хозяйства (2 варианта ответа) :

а) сильное отставание транспорта

б) развитие всех отраслей промышленности

в) преобладание малотоварного низкопродуктивного сельского хозяйства

г) хорошее развитие непроизводственной сферы

7. Монокультурная (монотоварная) специализация - это:

а) это узкая специализация хозяйства страны на производстве одного сырьевого или продовольственного товара, предназначенного, как правило, для экспорта;

б) это однобокое аграрно-сырьевое развитие экономики.

8. Основные отрасли хозяйства большинства стран Африки (2 варианта ответа) :

а) горнодобывающая

б) тропическое и субтропическое земледелие

в) лесная промышленность

г) обрабатывающая промышленность

9. Страны, не имеющие выхода к морю, океану (3 варианта ответа) :

в) Ангола

д) Заир (ДРК)

10. Определи страны, к которым относятся следующие утверждения:

а) страна, расположенная на острове площадью более 600 кв. км

б) страна, столицей которой является город

в) страны, находящиеся внутри государства ЮАР

г) страны в пределах медного пояса

д) самая богатая природными ресурсами страна Африки

11. Виды минеральных ресурсов, добываемых в странах Африки___________

12. Виды сельскохозяйственных культур, выращиваемых в странах Африки__

___________________________________________________________________

13. Страна, являющаяся развитой в регионе:

а) Нигерия

б) Египет

14. Какая из перечисленных стран не имеет значительных лесных ресурсов?

б) Египет

в) Демократическая республика Конго

15. Какая страна имеет крупные месторождения нефти:

б) Мавритания

в) Замбия

г) Мадагаскар

16. Какая страна расположена на севере Африки?

б) Нигерия

в) Камерун

г) Мозамбик

17. Какая страна Африки является самой большой по площади?

г) Эфиопия

18. Укажите страну Центральной Африки

а) Конго (Заир)

б) Египет

в) Марокко

г) Ангола

19. Какая страна имеет наименее выгодное положение на материке?

а) Египет

в) Марокко

20. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

а) в Африке наибольшее количество стран, не имеющих выхода к морю

б) Африка в большей степени пострадала от колониального гнета.

в) в Африке редки государственные перевороты

г) Страны Африки вошли в объединение Африканский Союз.

21. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

а) в Африке самая высокая рождаемость

б) в африканских странах самый низкий уровень грамотности населения

в) этнический состав населения стран Африки отличается большой пестротой.

г) в Африке высокий уровень продолжительности жизни

22. Что является основой экономики стран Африки?

а) обрабатывающая промышленность

в) сельское хозяйство

23. В каких странах выращивают хлопчатник?

а) в Нигерии и Алжире

б) в Нигерии и Судане

в) в Ливии и Египте

г) в Заире и Алжире

д) в Египте и Судане

24. В какой части Африки преобладает овцеводство?

а) в южной

б) в северной

в) в западной

г) в восточной

д) в центральной

25. В африканских странах главной формой правления является:

а) республика

б) монархия

в) колония

26. Африканские страны относятся к странам:

а) I типа воспроизводства населения

б) II типа воспроизводства населения

27. В странах Африки:

а) преобладает мужское население

б) одинаковый процент мужского и женского населения

в) преобладает женское население

28. Государственными языками африканских стран являются (3 варианта ответа) :

а) французский

б) испанский

в) английский

г) немецкий

3. План характеристики населения страны (региона):

1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика. 2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 3. Национальный (этнический) состав населения. 4. Социально-классовый состав населения. 5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение. 6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации. 7. Сельское расселение. 8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

Тема 8. АФРИКА



Б JIOK ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой вой ны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

Дополни- С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответст-

тельное за- вующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по

дание (для удовольствия). по размерам территории.

Задание 2. Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности.

Дополни- По тем же источникам определите главные территориальные сочетания

тельное за- полезных ископаемых. Охарактеризуйте состав ископаемых в каждом из них; дание (ус- постарайтесь связать его с тектоническим строением территории. Нанесите ложненное). сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

Задание 3. С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дополните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

Задание 4. Используя таблицу 3, дайте количественную характеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?

Дополни- Подготовьте конспект доклада на тему: «Население Африки». Используйте

тельное за- текст и рисунки тем 3 и 8 учебника, карты атласа, таблицы «Приложений», дание (усложненное). дополнительную литературу.

Задание 5. Проанализируйте рисунок 77. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.

Задание 6. По физической и экономической картам Африки в атласе определите: 1) главные районы горно-добываю-щей промышленности Африки и их специализацию, 2) главные районы товарного земледелия и их специа-лизацию, 3) трансафриканские транспортные магистра-ли. Используйте также рисунки темы 5 учебника.

Дополни- Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специали-

тельное за- зация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в

дание (творческое!) Африке» по следующей форме:

Природная зона

Экспортные культуры

Потребительские культуры

    Субтропики

    Полупустыни и пустыни

    Саванны и редколесья

    Влажные экваториальные леса

Сделайте все возможные выводы из анализа данной таблицы.

Задание 7. Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение

(творчес- на тему «Каир - арабский город Северной Африки». Используйте также

кое!). дополнительные источники информации.

Дополни- Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до

тельное за- устья. Опишите свое путешествиев письме к товарищу. Постарайтесь сделать дание (для так, чтобы возник красочный образ этой территории.

удовольствия).

Задание 8. Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем

(творческое!). повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему «проекту».

Дополни- В своем романе «Пять недель на воздушном шаре» Жюль Верн рассказал о

тельное за- путешествии по Африке на воздушном шаре. «Повторите» маршрут этого дание (для путешествия. Вкаких странах находятся и что собой представляют удовольствия). описанные писателем районы Африки сегодня?

Итоговое 1. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и

задание 9. ЮАР по некоторым показате-лям, характеризующим их население и хозяйство. Оп-ределите черты сходства и различия. Оформите необ-ходимые данные в виде таблицы.

2. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии.Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

3. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

4. Для демонстрации в классе подготовьте небольшой альбом «География Африки на почтовых марках».

Ответьте на вопросы:

1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?

2. Почему для вывоза промышленной продукции из района Медного пояса не используется река Конго?

3. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегивающей дельту»?

4. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?

Правильны ли следующие утверждения:

1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине XX в.

2. Африка - регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

4. Главное полезное ископаемое Нигерии - бокситы.

Выберите правильный ответ:

2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются... (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).

3. К числу наименее развитых стран Африки относятся... (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).

4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются... (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту мира по памяти сле-дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Ливию, Алжир, Судан, Гану, Конго, Анголу, Зим-бабве, Намибию, Мозамбик, Мадагаскар?

2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Каир, Киншасу, Аддис-Абебу, Най-роби, Лагос, Дакар, Луанду, Йоханнесбург?

3. Объяснить значение следующих понятий и терми-нов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?

4. Указать, какие из перечисленных ниже стран явля-ются главными производителями и экспортерами какао: Кот-д"Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола?

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

1. Страна, расположенная на острове площадью 1 600 тыс. км 2 .

2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР.

3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.

4. Страна, столицей которой является город Найроби.

5. Страна, где 98% населения сосредоточено на терри-тории, занимающей менее 4% ее общей площади.

Заполните пропуски в следующих фразах:

1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть … .

2. ... - крупнейший в Африке производитель и экс-портер нефти, член ОПЕК.

3. ЮАР производит... всей продукции обрабатываю-щей промышленности Африки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 8

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту и народы Африки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положе-ния, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Африки, природные зоны в ее пределах. (География, 7 класс.) 3. Древний Египет. (История, 5 класс.) 4. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки в конце XIX - начале XX в. (История, 8 класс.) 5. Материал части I данного учебни-ка. 6. Понятия и термины: колония, бантустан, платфор-ма, пустыня, саванна, экваториальный лес, кимберлитовая трубка, национальный парк.

Что нужно знать

Ведущие идеи темы 8.

Преобразование социально-экономической структуры Африки требует больших усилий со стороны как афри-канских народов, так и всего мирового сообщества.

Главные научные знания темы 8:

1. Характерные черты экономико-географического по-ложения, географии природных условий и ресурсов, насе-ления, промышленности, сельского хозяйства, природо-охранных проблем Африки. 2. Представление о монокуль-туре. 3. Образ территории Северной Африки. 4. Образ территории Тропической Африки. 5. Краткая обзорная ха-рактеристика ЮАР. 6. Ключевые слова темы: 1) колони-альный тип отраслевой структуры хозяйства, 2) монокуль-тура, 3) арабский тип города.

Что нужно уметь

1. Пользуясь учебником и атласом, самостоятельно до-бывать необходимые знания для характеристики. 2. Осу-ществлять сравнительную характеристику отраслей, реги-онов и городов. 3. Готовить конспект доклада на задан-ную тему.

Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА


Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля-ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти-повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

(творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по-казатели плотности населения в мегалополисах со сред-ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис-тике урбанизации в США.

Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

за-дание (для удовольст-вия).

Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас-четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми-ровом промышленном и сельскохозяйственном произ-водстве по отдельным видам продукции. Проанализи-руйте их.

Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур-сы США способствуют развитию многоотраслевой про-мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля-скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня-ется? Примените типовой план характеристики отрас-ли промышленности страны (региона).

Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран СШАввозят железную руду. Чем это вызвано?

Используйте экономическую карту США и карту ма-шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от-расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Сформулируйте и запишите выводы.

Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад-министративно-территориального деления США в ат-ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав-ный «кукурузный» штат.

Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

(творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно-го из этих городов. В качестве «гида» проведите не-большую «экскурсию» по городу.

Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

(творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

кое!) выбору).

Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

(творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат-кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

(итоговое). типологические черты населе-ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви-де следующей таблицы:

Тип воспро-

изводства

населения

Националь-

ный состав

населения

развития

хозяйства

Отраслевая

структура

хозяйства

Территориаль-

ная структура

хозяйства

Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи-более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас-ширить этот перечень по собственному усмотрению.

3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан-ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Объясните почему:

1. Северо-Восток США получил наименование «мас-терская нации».

2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.

3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наи-большее число туристов.

6. В США и Канаде в последние десятилетия повысил-ся интерес к освоению районов Севера.

Какие проблемы возникают:

1. Всвязи с ускоренной индустриализацией Юга и За-пада США?

2. В связи с тем что экономика США начинает все бо-лее зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

Согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизи-рованная зона в США?

2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?

3. В США и Канаде господствует фермерский тип сель-ского хозяйства?

4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?

5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?

6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?

7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?

Можете ли вы:

1. Найти на карте города США, упоминаемые в ос-новном тексте темы 9, и по памяти расположить их с вос-тока на запад?

2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочно-го», «хлопкового» штатов США?

3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Даль-ний Запад, Калифорнию?

4. Сказать, какой из приведенных ниже показателейхарактеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

5. Перечислить виды минерального сырья, по которымКанада является мировым производителем и экспортером?

Используйте текст учебника и карты для ответа на во-просы:

1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направле-нии?

3. Какие природные, социально-экономические и исто-рические причины способствовали развитию Северо-Вос-тока США?

Представьте себе:

1.Что вы посетили один из больших городов СШАили Канады. Опишите его.

2. Что вы захотели познакомиться с промышленнос-тью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы по-бывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприя-тии по производству электронных изделий, 3) автомобиль-ном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?

3. Что у вас появилась возможность поработать на:1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) ле-сопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

Заполните пропуски в следующих фразах:

1.Экономической столицей США считается..., но сним все более конкурирует... .

2. Большая часть территории Среднего Запада выхо-дит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

3. К числу важных сельскохозяйственных культур ЮгаСША относится... .

4. В канадской провинции... большинство жителей го-ворит по-французски.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 9

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту и народы Северной Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче-ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима-та, вод, почв и растительности Северной Америки. (Гео-графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Северной Америки в конце XIX-первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материалы части I данного учебника. 5. Понятия и термины: заповедник, фермер.

Что нужно знать

Ведущие идеи темы 9:

1. Врезультате распада мировой социалистической си-стемы и Советского Союза роль США в мировой поли-тике и экономике возросла. 2. Новые отношения между Россией, другими странами с переходной экономикой и США стали важным фактором международной стабиль-ности, изменили к лучшему всю мировую политическую ситуацию.

Главные научные знания темы 9:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре-сурсов и населения США. 2. Общая характеристика хо-зяйства США. 3. Основные черты географии промышлен-ности, сельского хозяйства, транспорта, природопользова-ния США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. 4. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов. 5. Краткая экономико-геогра-фическая характеристика Канады. 6. Ключевые слова те-мы: 1) североамериканский тип города, 2) «вторая эконо-мика», 3) валовой национальный продукт, 4) постадийная специализация, 5) североамериканский тип транспортной сети, 6) промышленный пояс, 7) сельскохозяйственный по-яс, 8) очаговый тип освоения территории.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. 2. Давать характеристику отрасли промыш-ленности страны. 3. Давать краткую экономико-географи-ческую характеристику страны. 4. Составлять письменное экономико-географическое описание.

1. План характеристики отрасли промышленности стра-ны (региона):

1. Значение отрасли и размеры ее продукции. 2. При-родные предпосылки для развития отрасли. 3. Структураотрасли. 4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые про-мышленные районы. 5. Зависимость отрасли от экспортаи импорта. 6. Общий вывод; перспективы развития отрас-ли.

2. План характеристики отдельной страны:

1. Основные черты ЭГП. 2. Хозяйственная оценка при-родных условий и ресурсов. 3. Основные черты воспро-изводства, структуры и размещения населения. 4. Общаяхарактеристика хозяйства. 5. Основные черты размещения промышленности. 6. Основные черты размещения сельско-го хозяйства. 7. Основные черты географии транспорта. 8. Главные экономические районы. 9. Роль и география внешних экономических связей. 10. Общий вывод; пер-спективы развития.

Тема 10. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА



БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. По «визитной карточке» на форзаце учебника определите формы правления и административно-террито-риального устройства стран Латинской Америки; со-ставьте таблицу в тетради. Сравните эти страны со странами зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.

Задание 2. Используя карту минеральных ресурсов мира и экономическую карту Латинской Америки в атласе и таб-лицы 3, 4 и 5 в «Приложениях», дайте характеристи-ку состава полезных ископаемых в отдельных ее суб-регионах. Объясните черты сходства и различия.

Дополни- Определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых

тельное за- Латинской Америки и нанесите их на контурную карту. Какие предпосылки дание (ус- они создаютдля развития промышленности, для освоения новых ре-сурсных ложненное). районов?

Задание 3. Используйте рисунки 7-9 учебника, таблицы 6, 7 и 8 «Приложений» и карты земельных, агроклиматических и водных ресурсов в атласе для конкретизации характеристики возобновимых природных ресурсов региона.

Задание 4. Используя рисунки 12-14 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, конкретизируйте положения учебника, относящиеся к воспроизводству населения.

Задание 5. По картам народов мира и религий в атласе конкретизируйте основные черты распределения народ Латинской Америки по языковым семьям и группам, религиям.

Дополни- Доля индейцев во всем населении отдельных стран Латинской Америки

тельное за- составляет (в %): в Боливии - 63, в Гватемале - 54, в Перу - 47, в

дание (ус- Эквадоре - 40, в Мексике - 15, в Чили- 9, в Панаме - 6, в Beнесуэле,

ложненное). Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине - 2-4. Используя эти данные, построй на контурной карте региона картограмму. Примени инструкцию на с. 350.

Задание 6. Используя карту плотности населения мира в атласе, конкретизируйте основные черты расселения населения Латинской Америки, отмеченные в учебнике.

Задание 7. Используйте рисунки 17, 18, таблицы 3 и 9 учебника и таблицы 16, 17 «Приложений», а также карту урбанизации в атласе для конкретизации характеристики процесса урбанизации в Латинской Америке. Определите наиболее и наименее урбанизированные страны. Сравните Латинскую Америку с зарубежной Азией Африкой по уровню и темпам урбанизации.

Задание 8. Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте: нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, селитры. Укажите причины такой специализации.

Задание 9. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на производстве: кофе, какао-бобов, сахар бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.

Дополни- Попробуйте ответить на вопрос: «Что грузят на морские суда в портах

тельное за- Латинской Америки?» Посоревнуйтесь с товарищами, назвав как можно

дание (для удовольствия). больше экспортных товаров и портов их вывоза.

Задание 10. Рассмотрите рисунок 22 учебника. Конкретизируйте его на примере одной из

(творческое!). стран Латинской Америки (по выбору).

Задание 11. Используя текст учебника и рисунок 97, а также дополнительные источники

(творческое!). информации, подготовьте сообщение на тему «Освоение Амазонии». Объясните, какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.

Задание 12. 1. Опираясь на знания по географии и истории, объясните, почему Латинская

(итоговое). Америка по уровню соци-ально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира.

2. (Работа в тетради.) Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сход-ства и различия между Мексикой, Бразилией и Арген-тиной.

3. Используя текст учебника и дополнительные ис-точники информации, дайте краткую сравнительную ха-рактеристику двух (по выбору) из следующих городов: Мехико, Гавана, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Брази-лиа, Буэнос-Айрес.

4. Представьте, что вы совершаете путешествие на автомашине по Панамериканскому шоссе и ведете днев-никовые записи. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору).

5. По тексту учебника и рисунку 98 дайте описание г. Бразилиа.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Как вы объясните:

    Чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка»?

    Чем объясняется особенно большая роль столичных городов в Латинской Америке?

    Как на конфигурации транспортной сети региона отразилась его зависимость от мирового рынка?

    С какой целью была создана новая столица Бразилии?

Как вы понимаете:

    Утверждение о том, что географическое разделение труда между столичными и периферийными городами Латинской Америки основывается не на принципе «город для страны», а на принципе «страна для города»?

    Выражение: «Рио-де-Жанейро - это город, где наслаждаются жизнью, а Сан-Паулу - город, где зарабатывают на жизнь»?

    Выражение: «Если растут цены на кофе, то и Бразилия»?

    Выражение известного шведского писателя А. Лундквиста, сравнившего Буэнос-Айрес с могущественным пауком, «который сидит на краю паутины, опутывающей страну»?

    Выражение:«Панама – это прежде всего канал»?

Можете ли вы:

    Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Колумбия, Суринам, Эквадор, Перу, Боливия,Парагвай, Уругвай?;

    Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Мехико, Гавана, Каракас, Лима, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Сантьяго?

    Указать, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба. Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?

    Назвать по одной стране Латинской Америки в экспорте которой важную роль играют: медь, бокситы, олово, нефть, кофе, мясо, шерсть, рыба?

Проверьте, правильны или неправильны следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

    Аргентина и Уругвай - самые «белые» страныЛатинской Америки.

    Мексика - самая крупная испаноязычная мира.

    Бразилия - самая крупная католическая страна мира.

    Рио-де-Жанейро - крупнейшая городская агломерация Латинской Америки.

    Венесуэла - единственная страна Латинской Америки, входящая в ОПЕК.

    Бразилия и Колумбия - крупнейшие в мире производители кофе.

Назовите страны, к которым относятся следующие ут-верждения :

    Единственная страна Центральной Америки, не имеющая выхода к Карибскому морю.

    Единственная страна субрегиона Анд, не имеющая выхода к морю.

    Страна, где 4/5 населения живет на высоте над уровнем моря.

    Страна, в которой на португальском языке говорит в 17 раз больше людей, чем в Португалии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 10

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту и народы Латинской Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче-ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима-та, вод, почв и растительности Латинской Америки. (Гео-графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Латинской Америки в XIX в. (История, 8 класс.) 4. Ма-териалы части I данного учебника. 5. Понятия и терми-ны: высотная поясность, экваториальный лес, речной сток, воздушные массы, метисы, мулаты.

Что нужно усвоить

Ведущая идея темы 10:

Страны Латинской Америки встали на путь перестрой-ки колониальной отраслевой и территориальной структу-ры хозяйства и добились определенных успехов.

Главные научные знания темы 10:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ус-ловий и ресурсов, населения, отраслевой и территориаль-ной структуры хозяйства, природоохранных проблем Ла-тинской Америки. 2. Экономико-географическая характе-ристика страны-субрегиона Бразилии. 3. Ключевые слова темы: 1) латиноамериканский тип города, 2) «ложная ур-банизация», 3) латифундия, 4) колониальный тип терри-ториальной структуры хозяйства.

Что нужно уметь

1. Пользуясь рисунками учебника, а также картами ат-ласа, самостоятельно конкретизировать основные положе-ния учебника. 2. Давать краткую характеристику городов. 3. Составлять картограмму.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

Как составлять и анализировать картограмму.

1. Обозначить на контурной карте границы тех терри-торий, которые подлежат анализу. 2. Проанализировать статистический или другой источник показателей для кар-тограммы, вписать необходимые показатели. 3. Сгруппи-ровать эти показатели по определенным интервалам. 4. Составить легенду картограммы, в которой более тем-ные тона или более густая штриховка будут отражать большую интенсивность явления, и наоборот. 5. Нанести окраску или штриховку на контурную карту. 6. Провес-ти анализ картограммы, сделать выводы.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Используя все содержание темы 2 и других тем учебника, составьте в тетради

(творчес- схему «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду».

кое!). Подумайте, в какой мере решение проблемы охраны окру-жающей среды зависит от каждого жителя нашей пла-неты, в том числе от вас.

Задание 2. Используя все содержание темы 2 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17,

(творчес- 34 и 35 в «Приложениях», нарисуйте устный «демографический портрет»

кое!). планеты в наши дни и в первой четверти XXI в.

Задание 3 Используя все содержание темы 1 и остальных тем учебника, а также

(творчес материалы периодической печати, подготовьте сообщение (письменный

кое!). реферат) на тему «На пути к безъядерному и безопасному миру».

Задание 4 Используя рисунок 99 и содержание тем 2 и 5, а также других тем учебника,

(творческое!) охарактеризуйте географические аспекты глобальной продовольственной проблемы. Докажите, что нехватка продовольствия в мире объясняется прежде всего не природными, а социаль-но-экономическими причинами. Назовите отрасли хо-зяйства, принимающие участие в решении продоволь-ственной проблемы.

Задание 5 Используя все содержание тем 2, 4 и 5, а также региональной части курса и

(творчес- карты атласа, сформулируйте географические аспекты энергетической и

кое!). сырьевой проблем человечества. Каковы, по-вашему, возможные пути их решения?

Задание 6 Используя материал тем 2 и 3 учебника и средств массовой информации,

(творчес- подготовьте диспут на тему «Проблемы здоровья и долголетия человека».

кое!).

Задание 7 Используйте содержание тем 1-5 для объяснения понятия о морском

(творчес- хозяйстве. Составьте в тетради схему этого понятия. Сравните карты мировой

кое!). морской добычи и транспортировки нефти и мирового морско-го рыболовства и самостоятельно сформулируйте про-блему, возникающую в связи с территориальным сов-падением морской добычи нефти и рыболовства. Пред-ложите пути ее решения.

Задание 8 Используя содержание темы 11, составьте в тетради схему «Взаимосвязь

(творчес- проблемыпреодоления отсталости развивающихся стран с другими

кое!). глобальными проблемами человечества».

Задание 9 Проанализируйте физические карты мира и регионов и определите, для каких

(для удо- стран подъем уровня Мирового океана даже на 1-1,5 м мог бы иметь

вольствия). катаст-рофические последствия в результате затопления тер-ритории.

Задание 10 1. Составьте графический конспект темы 11.

(итоговое). 2. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Ха-рактеристика глобальных проблем человечества». Сде-лайте обобщение по материалам таблицы.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Как вы думаете:

1. Если бы вам удалось изобрести способ повышения отдачи нефтяных пластов на 20%, стало бы это равноценным открытию нефтяного бассейна, сравнимого по добы-че с Западно-Сибирским?

2. Что означает образное выражение о том, что топливно-сырьевые ресурсы развивающихся стран представ-ляют собой лишь небольшую «вершину айсберга»? Что нужно сделать для того, чтобы использовать весь этот «айсберг»?

3. Что означает выражение: «Мы не унаследовали Зем-лю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших по-томков»?

4. Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 11

Что нужно вспомнить

Весь материал тем 1-10 учебника.

Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы 11:

1. Современная эпоха - эта эпоха растущей взаимо-зависимости противоречивого, но все более целостного мира. 2. Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем современности является человек и его будущее.

Главные научные знания темы 11:

1. Понятие о глобализации и глобальных пробле-мах человечества. 2. Сущность, причины возникновения и пути решения каждой из этих проблем. 3. Понятие о стратегии устойчивого развития. 4. Устойчивое развитие и география. 5. Ключевые слова темы: 1) глобализация, 2) «золотой миллиард», 3) глобальная проблема, 4) эко-логический кризис, 5) кризисный (критический) экологи-ческий район, 6) морское хозяйство, 7) глобальный про-гноз, 8) глобальная научная гипотеза, 9) глобальный (ми-ровой) проект, 10) устойчивое развитие.

«Глобальные... милитаристскими идеями западного блока . В советских... с заранее заданными свойствами путем... формой добывания материальных... знания и умения , которые составляют основу миропонимания, общей ...

  • Общая характеристика методологии науки

    Документ

    ... блока . «Первый из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики ... мысли по добыванию и объяснению фактов. Вместе с тем имеются методологии... для его жизнедеятельности знания , умения , навыки: знания - система научных...