Цвет и оптические явления. Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки

Какие цвета относятся к коротко-волновой цветовой группе, средне-волновой цветовой группе, длинно-волновой цветовой группе?

Вся окружающая нас природа состоит из множества самых раз­нообразных предметов, которые, будучи освещены, воспринимаются зрением. Для акта зрительного восприятия необходимы его объек­ты - свет, мозг и глаз. Это световые (видимые) излучения Приемником этих волн является человеческий глаз. Световые волны неоднородны. Они образуют спектр. Когда глаз человека воспринимает все световые волны одновременно, мы ощу­щаем белый дневной свет. Но световая волна может быть ка­кой-либо одной длины, и тогда она обладает способностью вызы­вать цветовое (хроматическое) ощущение. Предмет поглощает все световые волны, кроме какой-то одной; тогда однородная волна отражается от него и, попав в глаз человека, вызывает определен­ное ощущение. Глаз анализирует световые волны по их длине. Единицей измерения длины световой волны является нанометр. Световая волна определенной длины «становится» цветом в нашем обычном понимании лишь в том случае, если она попала на сетчатку глаза человека и вызвала ощущение. Сетчатка человека дает ясно различимые ощущения семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Но она же дает до 120 промежуточных ощущений, названий для которых из одного слова у нас нет. Мы вынуждены пользоваться двойными названиями: красно-оранжевый, желто-зеленый и т.д. Всех ощущений от различных комбинаций световых волн глаз может дать такое бесчисленное множество, которое даже трудно вообразить. Эти цвета принято выделять в три группы: В коротко-волновую цветовую группу (380-500 н.м.) входят Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой. В средне-волновую цветовкю группу (500-600 н.м.) входят: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый. В длинно-волновую цветовую группу (700-760 н.м.) входят: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный. 380 н.м. 760 н.м. Согласно современным представ­лениям, любой воспринимаемый цвет является продуктом рабо­ты мозга. Мозг каждого из нас - «создатель» цвета. Итак, цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет. Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м. Помимо видимых лучей, существуют еще и невидимые, также излучаемые раскаленными телами. Это - уль­трафиолетовые лучи, с длиной волны менее 860 нм и инфракрас­ные лучи, обладающие сильными тепловыми свойствами, с дли­ной волны более 770 нм. Волны с длиной волны менее 380 н.м. - это ультрафиолет, а с длиной более 760 н.м. - это инфракрасный свет. В табл. 1 показана зависимость цвета от длины волны видимого спектра.

Свойства прозрачных тел. Свойства непрозрачных тел?

Свет и цвет в природе

Свет - это видимое излучение, т. е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом.

Цвет - одно из свойств материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон - длины волн от 380 до 760 нм).

Поток лучистой энергии, падая на поверхность, частично проникает в глубь тела и угасает по мере проникновения его в толщу, а частично отражается от поверхности. Степень угасания зависит от характеристики лучевого потока и свойств тела, в котором происходит процесс. В таком случае говорят, что поверхность поглощает лучи.

В зависимости от расстояния, на которое световой луч проникает в глубь тела до полного угасания, все тела условно подразделяют на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные. Абсолютно прозрачным для всех лучей считают только вакуум. К прозрачным телам относятся воздух, вода, стекло, хрусталь, некоторые виды пластмасс. Металлы принято считать непрозрачными. Фарфор, матовое стекло - полупрозрачные тела.

Вещество или среду называют "прозрачными", если можно сквозь это вещество или среду видеть предметы; в этом смысле веществом прозрачным называют, следовательно, такое, которое пропускает, не поглощая и не рассеивая, лучи всех или некоторых длин волн, действующих на сетчатую оболочку глаза. Если вещество свободно пропускает все или почти все лучи видимого глазом спектра, как, например, вода, стекло, кварц, то называют его "вполне прозрачным"; если же свободно проходят лишь некоторые лучи спектра, другие же поглощаются, то такую среду называют "прозрачной окрашенной", так как в зависимости от пропускаемых средой лучей рассматриваемые через нее предметы кажутся окрашенными в тот или другой цвет; таковы, например, цветные стекла, раствор медного купороса и т. д. Можно соответственной обработкой изменить степень П. среды, не меняя характера пропускаемых ею лучей; так, например, делая поверхность стеклянной пластинки матовой, т. е. покрывая ее сетью мелких неправильных граней, отражающих и рассеивающих свет, можно приготовить пластинку "полупрозрачную", через которую едва видны будут неясно контуры предметов; прибавив к прозрачной среде мелкий порошок вещества иного коэффициента преломления в подвешенном в ней состоянии (молочное стекло, эмульсии) или пропитав жидкостью почти непрозрачное вещество (бумага, пропитанная маслом; минерал гидрофан, пропитанный водой), мы получаем "просвечивающую" среду, через которую не видно уже контуров предметов, но различается еще присутствие источников света. П. среды обусловлена, таким образом, раньше всего количеством поглощаемых и рассеянных при прохождении через среду световых лучей; последнее же зависит от толщины среды, увеличиваясь по мере увеличения толщины пройденного лучами пути.

Весьма тонкие слои непрозрачных веществ (тонкие слои металлов) пропускают некоторое количество света, толстые же слои даже весьма прозрачных тел (вода) могут быть непрозрачны. Коэффициент поглощения зависит для данного вещества от длины волны проходящего света и для лучей различной длины волны у одного и того же вещества может быть весьма различен.

Тела могут быть прозрачными и непрозрачными. Отражение, поглощение, прохождение – могут быть лишь при освещении прозрачных предметов. Определённый цвет предмета фиксируется глазом после взаимодействия света с этим предметом в зависимости от длины волны отражённого цвета.

Так белый лист выглядит белым, потому что он отражает все цвета. Зелёный предмет отражает преимущественно зелёные лучи, синий предмет – синие лучи. Если же предмет поглощает весь упавший на него свет, то он воспринимается как чёрный

Воздушная среда задерживает и рассеивает часть фиолетовых, синих, голубых лучей, почти без помех пропуская остальные. Отсюда результат – синее небо над нашей головой. Утренние и вечерни зори окрашены в тёплые тона, так как солнечный свет, пробиваясь сквозь более толстый слой атмосферы, теряет много холодных лучей. И снег на вершинах гор, освещённых солнцем, кажется розоватым, благодаря тому, что яркий свет, отражённый белой поверхностью, по пути к нам лишается также части коротковолновых (холодных) лучей.

Отражение лучей. Луч света, падая на гладкую поверхность, отражается от нее под тем же углом, т.е. угол падения луча равен углу его отражения. По характеру отражения лучей света поверхности делят на зеркальные, глянцевые и матовые.

Зеркальные поверхности отражают практически весь лучевой поток под тем же углом к поверхности, не рассеивая его.

Глянцевые поверхности, например окрашенные эмалевыми красками, отражают значительную часть лучей в направлении, близком к зеркальному, несколько рассеивая их. Примером такого рода поверхностей являются поверхности, окрашенные эмалевыми красками.

Матовые поверхности рассеивают лучи света в результате некоторой шероховатости (например, свежая высохшая штукатурка, стена, покрытая клеевой краской, неокрашенное дерево).

Светящиеся и несветящиеся тела

Для изучения вопросов, связанных с цветом, часто бывает важно знать определенные свойства окружающих нас предметов. Прежде всего отметим, что все их можно разделить на тела светящиеся и несветящиеся. Цвет и интенсивность большинства источников света зависят от температуры их накала. В картографии все большее значение приобретает применение веществ, излучающих «холодный» свет. Люминесцентные составы применяются при подготовке некоторых карт к изданию, с их помощью создаются некоторые полетные карты (для ночных полетов). Очевидны большие перспективы применения люминесцентных составов в оформлении школьных, демонстрационных, агитационно-пропагандистских карт. Однако вопросы использования люминесцентных составов в оформлении карт недостаточно разработаны, и карт сргх применением создано очень мало.

Несветящихся тел во много раз больше, чем светящихся. Цвет таких тел зависит от того, как они поглощают, пропускают или отражают падающий на них свет.

Прозрачные и непрозрачные тела

Прозрачными считаются тела, если свет может проходить сквозь значительную их толщу, непрозрачными - тела, через толщу которых свет не проходит. Заметим, однако, что идеально прозрачных или идеально непрозрачных тел нет. Цвет непрозрачного тела определяется теми лучами, которые от него отражаются. Цвет прозрачных тел, если их рассматривать на просвет, определяется лучами, прошедшими сквозь тело.

Краски тоже могут быть прозрачными (лессировочные ) или непрозрачными (кроющие ). Кроющая способность красок, как и их прозрачность, зависит от соотношения показателей преломления пигмента и связующего вещества (среды, окружающей частицы пигмента). Чем больше показатель преломления пигмента относительно связующего вещества, т. е. относительный показатель преломления, тем больше света отразится от поверхности частиц пигмента на границе этих двух сред и меньше проникнет вглубь частиц.

Так, например, хорошая кроющая способность титановых белил (масляной краски) объясняется тем, что разница между показателями преломления пигмента (2,7) и масла (1,5) значительна. Показатель преломления мела 1,6, и чтобы получить хорошую кроющую краску, надо разводить его не в масле, а в воде.

Видимый нами цвет краски определяется суммарно действующими на глаз лучами, из которых одни отразились от самой поверхности (это - «белые» лучи), другие - от частиц пигмента в верхнем слое краски (эти лучи прошли сквозь небольшой слой частиц пигмента и слабо окрашены), третьи - от частиц пигмента, расположенных более глубоко, и окрашены сильнее и, наконец, лучами, которые прошли сквозь весь слой краски и отразились от подложки (например бумаги). Не рассматривая сложных явлений отражения, пропускания и поглощения в красочном слое, отметим, что наиболее насыщенные, чистые цвета можно получать именно прозрачными красками, т. е. красками, в которых пигмент и связующее вещество имеют близкие показатели преломления. Свет в слой прозрачной краски проникает глубже и степень избирательности поглощения будет больше. Поэтому прозрачность - одно из важных условий, предъявляемых к краскам для печати карт (особенно их фоновых элементов).

Отражение от поверхностей

При в картографии нередко бывает нужно учитывать отражательные свойства поверхностей. Все поверхности по их отралсательным свойствам принято разделять на блестящие, глянцевые и матовые.

От блестящих (очень гладких) поверхностей лучи отражаются направленно, по закону «угол падения равен углу отражения». Матовые (шероховатые) поверхности отражают лучи рассеянно, во всех направлениях. Глянцевые же поверхности обладают промежуточными свойствами.

При матовой фактуре поверхности лучи «белого» света, не успевшие еще проникнуть внутрь красочного слоя и отраженные от поверхности, подмешиваются к цветным лучам, идущим из слоя краски, и понижают насыщенность цвета, делают его несколько белесым.

Если красочную работу поместить под стекло или покрыть ее поверхность прозрачным лаком, часть лучей падающего света отразится от гладкой поверхности стекла (лака) под определенным углом. И если точка наблюдения выбрана так, что эти лучи не попадут в глаз (в противном случае будет виден блик, мешающий восприятию), зритель увидит более чистые, насыщенные краски, чем при матовой фактуре поверхности. При печати на гладкой, например мелованной, бумаге краски выглядят более чистыми и «сочными», чем на шероховатой. Поэтому хорошие репродукции с художественных произведений печатают на мелованной бумаге, художники свои картины покрывают лаком или помещают под стекло, на фотографиях, в частности цветных, «накатывают глянец» и т. д. Поэтому и карты, если хотят, чтобы краски выглядели более «сочными», помещают под стекло (например, в музеях и на выставках) или покрывают лаком. Лаком были покрыты, например, карты в атласе «Промышленность СССР на начало 2-й пятилетки» (1934 г.), что существенно улучшило их внешний вид. Тот же, в принципе, эффект достигается припрессовыванием прозрачной пленки при издании карт в современной технологии.

Изменение цвета клеевых красок при высыхании

Изменение цвета клеевых красок, например акварельных, при высыхании объясняется изменением относительного показателя преломления. При высыхании вода, заполнявшая пространство между частицами пигмента, заменяется воздухом. Показатель преломления пигмента относительно воздуха больше, чем относительно воды, в результате чего увеличивается доля света, отраженного от поверхности частиц пигмента. Увеличением доли этого «белого» света в общем потоке, идущем от краски, объясняется некоторое повышение ее светлоты и потеря насыщенности. Вторая причина такого изменения цвета заключается в том, что гладкая поверхность мокрой краски после высыхания становится шероховатой, матовой, свет будет отражаться уже не направленно, а рассеянно и понизит насыщенность цвета.

Изменение цвета красок при смешении с белилами

Среды, содержащие во взвешенном состоянии частгщы, препятствующие прохождению света, принято называть мутными средами. Примерами таких сред могут служить земная атмосфера, разведенное молоко, мутными средами являются и красочные смеси. Характерно, что сквозь мутные среды лучше проходят лучи длинноволновой части спектра, коротковолновые же лучи сильно рассеиваются. Поэтому, если смотреть на просвет (в проходящем свете), мутные среды приобретают теплый цвет, так как «часть коротковолновых лучей спектра рассеялась и не попала в глаз. В отраженном свете они имеют голубоватый (холодный) цвет из-за влияния рассеянных коротковолновых лучей.

При подмешивании к краске белил, естественно, повышается ее светлота и понижается насыщенность. Однако некоторые краски при этом заметно меняют и цветовой тон - в сторону более холодного цвета. Так, цвет пурпурных красок изменяется в сторону фиолетового, зеленые краски в смеси с белилами голубеют, смеси черной и белой красок дают обычно холодный, синевато-серый цвет. Это объясняется тем, что красочная смесь с белилами становится еще более мутной средой, сильно рассеивающей коротковолновые лучи, присоединение которых и изменяет цветовой тон.

Если требуется сделать краску более светлой, нужно иметь в виду, что ее разбавление и подмешивание к краске белил приводят к разным результатам.

Изменение цвета при изменении спектрального состава освещения

Отражательные свойства предмета - это объективные свойства, их можно считать постоянными. Поэтому при изменении спектрального состава падающего на предмет света будет изменяться и состав отражаемого света. Белая бумага, например, при освещении ее красным фонарем будет казаться красной, зеленый рисунок на белой бумаге будет при таком освещении казаться черным на красном фоне.

Свет электрических ламп накаливания по своему спектральному составу заметно отличается от дневного «белого» света. Дневной свет содержит больше голубых, а искусственный вечерний - больше желтых лучей.

Кривые, выражающие спектральную характеристику красок (см. рис. 87), строятся при условии освещения идеально белым светом, спектральная характеристика которого изобразится прямой линией, параллельной оси абсцисс. При освещении иным светом цвет окрашенной поверхности изменится, а значит, изменится и характеризующая его кривая.

Примеры изменения цветов при электрическом освещении по сравнению с дневным:

По цветовому тону: оранжевые - краснеют; голубые - зеленеют; синие (некоторые) - краснеют, т. е. становятся ближе к фиолетовым; фиолетовые - краснеют (приближаются к пурпурным) .

По светлоте: красные, оранжевые, желтые - светлеют; зеленые, голубые, синие, фиолетовые - темнеют; желто-зеленые - не изменяются.

По насыщенности: красные становятся насыщеннее; оранжевые - тоже; светло-желтые - белеют (трудно отличаются от белого); синие - теряют насыщенность.

При работе с красками надо иметь в виду, что их цвета при рассматривании в условиях дневного освещения, при свете ламп накаливания, при свете дуговых фонарей или ртутных ламп будут заметно отличаться в соответствии с избирательными свойствами каждой краски, следовательно, по-иному будут выглядеть и сочетания цветов. Например, зеленые и голубые цвета, так часто встречающиеся на картах рядом, лучше различаются при дневном свете, чем при электрическом. Этим можно объяснить, что на некоторых картах при электрическом освещении недостаточно хорошо различается береговая линия.

Чтобы представить себе днем, как сочетания цветов будут выглядеть при электрическом освещении, работу надо рассматривать сквозь оранжево-желтое стекло.

Полезно знать, например, что пятна, затеки и другие дефекты окрашивания голубой или синей краской при свете ламп накаливания будут более заметны (так как голубой и синий темнеют), тогда как при дневном свете моря и океаны будут казаться окрашенными более ровно. Изъяны же в наложении желтых, оранжевых красок, наоборот, будут более заметны при дневном освещении.

Работать с красками лучше в условиях дневного освещения или же при лампах дневного света. для работы картографов-художников, пробистов, печатников, приемщиков и других специалистов, работающих с красками, должны отвечать определенным стандартам и быть постоянными.

Изменение цвета предметов при их отдалении

При рассматривании предметов с большого расстояния отраженные от них лучи на пути к глазу проходят сквозь значительную толщу атмосферы, являющейся мутной средой. Встречая на своем пути множество различных находящихся в атмосфере частиц (молекул газов, микроорганизмов, водяного пара, пылинок и т. д.), часть лучей рассеивается в воздухе, отклоняясь в разные стороны, и не доходит до нашего глаза. Этим объясняется, например, уменьшение светлоты освещенных склонов гор, а при рассматривании гор сверху, например с самолета,- меньшая светлота низких участков освещенных склонов гор. Если же рассматривать черные или очень темные предметы, расположенные далеко, то они кажутся более светлыми за счет света, рассеянного в атмосфере (ведь от темного свет почти не отражается). Этим объясняется, например, осветление низких участков горных склонов на теневой стороне (при рассматривании сверху). Они высветляются светом атмосферы, «воздушной дымкой».

Все предметы, очень светлые при рассматривании их вблизи, на большом удалении, например на горизонте, будут менее светлыми, а темные вблизи на большом удалении будут выглядеть светлее. Происходит как бы сглаживание светлотных контрастов.

Рассеивание света зависит от диаметра встречающихся частиц среды, причем лучи разных длин воли рассеиваются по-разному. Сильнее рассеиваются лучй холодной части спектра. Установлено, например, что при размере частиц в 0,1 мкм фиолетовых лучей рассеивается в 9 раз больше, чем красных. Голубой цвет неба объясняется тем, что мы видим рассеянные в атмосфере лучи коротковолновой части спектра. Красноватый цвет вечерней или утренней зари мы видим потому, что коротковолновые лучи, проходя значительно больший путь в атмосфере, чем днем (при высоком стоянии солнца), рассеиваются в значительной степени, и до наблюдателя доходят главным образом длинноволновые (красные, оранжевые, желтые) лучи.

Если рассматривать, например, снежные вершины гор, расположенные на горизонте, освещенные их склоны будут нам казаться розоватыми (вообще теплыми), теневые же стороны приобретают холодную окраску, например голубую, благодаря подмешиванию рассеянных в атмосфере лучей коротковолновой части спектра.

Рассеиванием лучей в атмосфере объясняется и то обстоятельство, что разница в цвете предметов на больших расстояниях будет менее заметной, чем вблизи, так как все цвета будут выглядеть менее насыщенными, меньше будет заметна и разница по светлоте и цветовому тону. На очень больших расстояниях глаз уже не может различать большого количества цветовых тонов; происходит как бы обобщение их вплоть до того, что глаз способен бывает различать лишь один какой-либо теплый или холодный цвет.

Изменение при наблюдении с больших расстояний цвета предметов и уменьшение четкости их очертаний, связанное с рассеиванием лучей в атмосфере, называется воздушной перспективой.

Это явление широко учитывается при построении некоторых видов гипсометрических шкал, при оформлении отдельных, например, живописных ландшафтных карт. На нем основаны некоторые общие принципы распределения теней при светотеневом оформлении рельефа, с учетом этого явления выполняется также и многоцветная отмывка рельефа.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» № 133

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного».

Подготовила:

Прыгунова Наталья Евгеньевна,

воспитатель средней группы

Комсомольск-на-Амуре

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного».

Цель: выявить свойства и качества прозрачных и непрозрачных предметов.

Программные задачи:

1. Формировать у детей способы сенсорного обследования, позволяющие выделить в материале прозрачность – непрозрачность как его качество.

2. Развивать любознательность, интерес к познанию окружающих предметов.

3. Способствовать обогащению словарного запаса за счет слов и выражений: прозрачный, непрозрачный, стеклянный, пластмассовый, хрупкий, звучащее, звонкий, глухой, посмотреть сквозь (через).

4. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.

Методы обучения: практический, игровой, словесный.

Материал и оборудование к занятию : 2 стакана (прозрачный и непрозрачный), мелкие игрушки для игры (4-6шт.), стеклянные и пластмассовые прозрачные предметы (стаканы, вазы, банки, очки, колбы, бутылки…), непрозрачные предметы (коробка, ваза, салфетка, стакан, лист…), игрушка - Буратино,

Ход НОД:

В группу к детям приходит Буратино, здоровается, предлагает поиграть в интересную игру. Буратино: Игра называется «Загадки и отгадки». У меня два стаканчика, я буду вам загадывать загадки, опуская в стаканчик игрушку, а вы должны отгадать, что я спрятал в стаканчиках. Буратино: Почему вы отгадали, что лежит в этом стакане? (Прозрачный). А почему не догадались, что в этом стакане? (Непрозрачный). Воспитатель: Какой хитрый Буратино, у него 2 стакана, через этот стакан виден предмет, потому что он …(прозрачный), а через этот стакан не виден, потому что он … (непрозрачный). Ребята, и ты, Буратино, хотите узнать больше о прозрачных и непрозрачных предметах, о том, какие они? Я предлагаю отправиться в путешествие в волшебный мир прозрачных и непрозрачных предметов. А полетим мы на самолете, так быстрее доберемся. Согласны? Закройте глаза, расправьте крылья, летим над облаками, опускаемся все ниже и ниже, приземляемся. Вот мы и прилетели.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, нас встречают разные предметы (на столе стоят прозрачные стеклянные и пластмассовые предметы).

Назовите, какие предметы вы видите (дети перечисляют).

Возьмите по одному любому предмету и посмотрите через него друг на друга.

Что можно сказать об этих предметах, какие они? (прозрачные)

Почему? (потому что, через него видно)

У Буратино тоже два стакана (стеклянный и пластмассовый), он тоже смотрит через них.

Воспитатель: Посмотрите, у Буратино два стакана. Возьмите такие же стаканы как у Буратино и встаньте около столов.

«Обследование стаканов»

Воспитатель : Возьмите в руки стакан как у Буратино (стеклянный). Из какого материала он сделан? Приложите к щеке и скажите, какой он? (Холодный). Надавите на стакан, какой он? (Твердый).

Затем дети так же обследуют пластмассовый стакан.

Воспитатель : Какой стакан тяжелее? Воспитатель: Чем отличаются стаканы? (один стакан стеклянный, он твердый, тяжелый, другой стакан пластмассовый, он лёгкий, мягкий, гнущийся). Воспитатель : Буратино, как ты думаешь, чем похожи эти два стакана, что у них общего? Буратино отвечает, что стаканы ничем не похожи. Воспитатель : Ребята, а как вы думаете? (Оба стакана прозрачные, оба относятся к посуде). Воспитатель : Я хочу познакомить вас еще с одним свойством стеклянных предметов. Предлагает детям взять палочки и постучать по стеклянным предметам, затем по пластмассовому стакану. Спрашивает, что слышат дети. Вывод: стекло звонкое звучащее; пластмасса издает звук глухой. Буратино роняет пластмассовый стакан на пол. Воспитатель: Что произошло с пластмассовым стаканом? Почему он не разбился? У нас есть и второй стакан. – Какой он? Буратино, как ты думаешь, что произойдет со стеклянным стаканом, если его уронить на пол? Буратино считает, что ничего не произойдет. Воспитатель задает вопрос детям. (Может разбиться, он стеклянный, хрупкий). Воспитатель: Стеклянные предметы хрупкие, их легко разбить, поэтому с ними нужно обращаться бережно, аккуратно. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Звучащий, прозрачный

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь.

О каком стакане идет речь в этой загадке? Почему вы так считаете?

Воспитатель : Буратино, теперь ты понимаешь, как надо обращаться со стеклянными предметами? А их у нас немало в группе.

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами говорили о таком свойстве предметов, как прозрачность. Как вы думаете, нам нужны прозрачные предметы? Какие? Почему? (ответы детей)

Буратино: А у меня есть для вас сюрприз (предлагает детям сесть за стол). - Я спрятал под столом предмет. Посмотрите через крышку стола и узнайте, что это? Дети : Ничего не видно. Воспитатель: Что можно сказать про стол, какой он прозрачный или непрозрачный? Почему? Найдите в группе непрозрачные предметы и принесите на стол. Дети находят в группе непрозрачные предметы, приносят их, объясняют свой выбор.

Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глаза, расправьте крылья, летим над облаками, опускаемся все ниже и ниже, приземляемся. Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие в страну прозрачных и непрозрачных предметов? Что интересного вы узнали? Что вас сегодня удивило? О каких предметах вы бы хотели еще узнать?

30.09.2016

В повседневной жизни мы часто используем массу предметов, которых не перечесть. Среди них есть и бытовые принадлежности, и канцелярские, и гигиенические, и столовые и многое другое. Будущее готовит для нас много сюрпризов. Когда-нибудь привычные для нас предметы примут иное обличие. Нам не понадобится разбирать технику, чтобы узнать о поломке. Например, корпус будущего автомобиля будет прозрачным. Можете себе такое представить? Сегодня для нашего воображения это может казаться волшебством. Но в перспективе такие инновации станут вполне естественным явлением. Каждый человек подбирает для себя те или иные вещи в оптимальной для него цветовой гамме, форме и стиле. Но найдется ли в этом множестве предметов такие, которые подойдут каждому? Как насчет прозрачных предметов в ежедневном применении? Наш Топ-10 прозрачный предметов для каждодневного пользования составлен из тех вещей, без которых мы не можем представить жизнь в современном обществе. Конечно, без некоторых таких изюминок можно обойтись, но модерн и дизайн в руках каждого человека – это нечто особенное. Некоторые вещицы знакомы многим, однако они претерпели некоторые изменения.

10. Прозрачный чехол для телефона

Казалось бы, что необычного? Без мобильной связи сегодня жизнь немыслима. А когда-то люди писали письма, пользовались азбукой Морза. От мобильной связи сегодня никто не откажется. Но для того чтобы сохранить в целостности и сохранности телефон потребуется предохранять его от ударов и царапин. Защитный чехол придется как раз кстати. Нельзя не согласиться, что сегодня практически каждый второй пользователь современного смартфона обладает защитным чехлом. Прозрачный силиконовый чехол. Вещь, казалось бы неприметная, но достаточно полезная и универсальная. Обладатели таких чехлов не волнуются, подойдет ли он по стилю к одежде, сумке, статусу или мероприятию. К тому же прозрачный аксессуар идеально ложится на телефон и практически незаметен. Телефон в тоже время защищен от царапин, и других механических повреждений. Защита, никак ни отражается на внешнем виде телефона, и это не маловажно. Прозрачные чехлы вошли в повседневный обиход сравнительно недавно, но уже успели полюбиться пользователям всего мира. Новинкой в мире таких чехлов стала ультратонкая материя, которая словно исчезает из рук при надевании ее на телефон. Угадайте, кто производитель – Apple, он самый. Разработчики дизайна решили порадовать пользователей, создав настолько прозрачные чехлы, что любой рисунок на них выглядит, словно роспись крышки телефона.

9. Прозрачные пластиковые шторы

Шторы создают в любом интерьере уют, в то время как прозрачная ткань делает этот аксессуар универсальным. В независимости от стиля и цветовой гаммы, прозрачные шторы – прекрасно дополнят любой интерьере. В помещении всегда будет светло, и шторы не станут помехой лучам солнца. Вы можете не придавать значения, но без этого аксессуара повседневная жизнь станет тусклой. Прозрачные шторы освежают помещение, делают его непринужденным и уютным. В современном мире уже появились шторы, которые выполнены из необычного материала, полностью прозрачного. Предметы, которыми мы пользуемся ежедневно, создают наш мир. У каждого он свой. Для кого-то привычная обстановка заключается в роскоши, для других в сдержанности и минимализме. Прозрачные вещи, позволяют нам глубже смотреть на окружающее нас пространство. Не стоит себя замуровывать и изолировать от окружающей красоты.

8. Прозрачные цветные сумки

Отличная вещь, смотрится стильно и элегантно! Этот молодежный аксессуар довольно распространен. Сумки для тех, кому нечего скрывать! Громоздкие баулы неудобно носить по городу, на бассейн, в парк или музей. Но для каждодневной суеты эта вещь идеально подходит. Девушка может подобрать себе даже расцветку в тон своему стилю. Как это, прозрачный и цветной? В аэропорту, на таможенном контроле удобно, все видно и не нужно ничего вынимать. Для пляжного отдыха также весьма применимый аксессуар. Не пачкается и легко моется. А так сумочка прозрачная, внимания к себе вообще не привлекает. А зря, на самом деле это полезная вещь! Вместительная и легкая!

7. Косметичка из органзы

Дамы меня поймут, мы не могли не отметить этой полезной вещицы. Косметички из этого тонкого материала впервые появились в Китае. Чуть позже красивые, легкие сумочки и косметички начали появляться у нас. Спрос на них достаточно большой. Такие косметички можно использовать в качестве подарка или упаковки. Легкие и удобные сумочки из органзы найдут применение в каждом доме. С детских лет девчонок учат ухаживать за собой, расчесываться, красить ногти и носить все необходимое для этого в особой косметичке. Маленькие леди пользуются чаще всего прозрачными аксессуарами, а все, потому что они легкие и удобные. Как известно, в женской сумочке всегда много полезных и ценных вещей, на все случаи жизни. Чтобы не потеряться в этом разнообразии, лучше все же иметь при себе косметичку, желательно прозрачную, которая будет вам помощницей в поисках той или иной безделушки.

6. Прозрачный телефон

На Тайване разработали новую совершенно прозрачную модель смартфона. Прозрачность телефона заключается в переключаемом стекле с помощью молекул и кристаллов. Пока телефон активен, компоненты, влияющие на его прозрачность, рассеиваются и начинают работать на воспроизведение звука и видео изображения. Прозрачный телефон превращается в обычный сенсорный смартфон. Во время блокировки телефона или его отключении, молекулы воссоединяются, и образуют прозрачную структуру. В будущем планируют разработать прозрачный сенсорный телефон с двойным экраном. Но есть еще один очень интересный момент. В данном телефоне не только корпус прозрачен, но и его составляющие. Ток поступает в телефон через прозрачные связующие компоненты, не заметные глазу. Все что хотели доказать производители данным изобретением, так это тот самый факт попадания электричества в аппарат без проводов. И им это удалось сделать. Конечно, такое инновационное чудо вряд ли будет доступно по цене простым рядовым пользователям. Но это пока что, а на будущее нас ждет еще масса открытий, на фоне которых такая мелочь, как прозрачный телефон, уйдет на второй план.

5. Прозрачная мебель

Ну, как вам такой прорыв современного искусства? Прозрачная мебель набирает обороты, популярность ее растет с каждым годом. Людей привлекает ее непринужденность, легкость и современный дизайн. Акриловая мебель, незаметная, удобная и комфортная. Преимущества этой мебели в каждодневном применении в том, что она не утяжеляет пространство, пропускает лучи света, смотрится стильно, а в эксплуатации комфортна. Прозрачность, расширяет границы. В любой интерьер, в независимости от цветовой палитры и стиля, впишется акриловая прозрачная мебель. Нейтральная позиция и легкость в каждодневном использовании делают такую мебель неконкурентной. Сегодня стиль и дороговизна – не обязательно яркие цвета. В ежедневном применении такая мебель незаметна и это ее плюс. Акрил прекрасно гнется и благодаря этому ценному качеству можно создавать различные инновационные формы.

4. Прозрачный тостер

Поверьте, у этой вещицы масса плюсов, помимо внешних данных. Полезные функции, которыми оснащена новая модель тостера, ошеломляют! Термоустойчивое стекло, из которого сделаны стенки тостера, оснащены специальными нагревательными элементами, благодаря которым создается термо-эффект. Тостер нового поколения не только хлебцы готовит. По желанию можно приготовить в нем креветки и даже стейк. В таком аппарате тосты уж точно не пригорят. Он оснащен таймером, который можно установить на определенное время. Румяный завтрак у вас в доме и вкусный сытный ужин станет привычным явлением. От гостей у вас не будет отбою. А еще, он умеет делать смайлы.

3. Прозрачная посуда

Нынешние хозяйки предпочитают готовить в кастрюльках и сковородах с прозрачными стеклянными крышками. И вправду, так намного удобнее. Не нужно постоянно открывать крышку и нарушать процесс готовки. Для выпечки тоже удобно использовать прозрачные подносы, в которых видны все процессы приготовления. Салатницы из стекла украсят праздничный стол, да впрочем, любое блюдо смотрится в такой посуде эстетично. У каждой хозяйки найдется на кухне прозрачная посуда, она, конечно, не бросается в глаза как аналогичные яркие фарфоровые принадлежности. Но ту пользу, которую она несет в себе нельзя не заметить. Посуда из жаропрочного стекла выдерживает высокие температуры, подходит для приготовления различных блюд в микроволновых печах и духовых шкафах. Материал, из которого изготавливают стеклянные блюда, экологичен, чем выделяется на фоне прочих аналогов. Такая посуда достаточно дорогая, но она стоит своих денег. Пища, приготовленная в стеклянной кастрюльке, будет особенно здоровой. Материал не токсичен, и позволяет сохранить все полезные вещества продуктов.

2. Прозрачные холодильники

Разнообразной кухонно бытовой техникой сегодня вряд ли кого удивишь. Различные цветовые решения, фактуры и комплектации. Под каждого потребителя найдется свой надежный агрегат. Но хочется чего-то новенького, необычного! А знаете ли вы о последнем тренде – холодильнике с прозрачными дверцами? Да-да это последнее ноу-хау! Дизайнеры разработали эту модель в желании подчеркнуть людскую открытость. Прозрачный холодильник как будто призывает нас не прятать вкусности за семью замками, а наоборот демонстрировать наличие угощений для себя и гостей. Прозрачное стекло позволяет расширить пространство и придать интерьеру легкости. Утонченнее и элегантнее варианта не существует. В этом новом чуде техники прекрасно все! От технических характеристик до внешнего вида. Кухонная техника сегодня может стать подобием старинного гарнитура со стеклянными створками. Только раньше в таких стенках красовалась посуда, а в холодильнике сейчас могут красоваться овощи и фрукты. Ваши гости увидят, что у вас хранится в холодильнике и если вас это не смущает, приобретайте и наслаждайтесь внешним видом. Дополнительно, можно прикупить стиральную машинку тоже из области прозрачной техники.

1. Прозрачная ванна

Для тех, кому наскучила обыденная жизнь, предлагаем совершенно новую модель ванной. Новые технологические решения чувствуются во всем. Интерьер не стал тому исключением. Свое отражение ноу-хау нашло в модифицированной прозрачной ванной. Это конечно шедевр! Вы можете себе такое представить?! Чугунные, стальные и даже акриловые ванны и близко не стоят рядом с прозрачной стеклянной красавицей! Знакомы со свойствами стекла? Оно очень быстро нагревается и медленно остывает. Стекло закаленное, прочное, можете не сомневаться. Итак, термостойкость, это первое преимущество прозрачной ванной. Эстетичный внешний вид, разумеется очередное положительное свойство. Такая ванна наполненная водой будет смотреться органично. Людям, которым близко все необычное и эксцентричное просто необходима такая ванна. Но имейте в виду, для такой красавицы понадобится простор, иначе она не будет смотреться так эффектно.

Прозрачные предметы открывают перед нами новое видение. В будущем будет появляться их все больше и больше. Нас ждут автомобили, самолеты, мобильные телефоны, холодильники и телевизоры нового поколения. Все что мы сегодня имеем, тоже начиналось когда-то с фантазии. Никто и представить не мог еще 100 лет назад, что когда-нибудь мы сможем общаться на расстоянии при помощи мобильного телефона. Пользоваться интернетом, лифтами, летать на самолетах, получать электронные деньги. В нашей каждодневной жизни присутствует масса вещей, которым мы не придаем особого значения. Можно сказать, это наше отношение ко всему окружающему. Но остановившись на миг, и видишь, как прекрасно все вокруг, особенно, если оно прозрачно!

Лупа, микроскоп, телескоп.

Вопрос 2. Для чего их применяют?

Их применяют для того, чтобы увеличить рассматриваемый предмет в несколько раз.

Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений.

1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. При работе лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета через увеличительное стекло наиболее чёткое.

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Мякоть плодов рыхлая и состоит из мельчайших крупинок. Это клетки.

Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение. У яблока мякоть немного сочная, а клетки маленькие и плотно находятся друг к другу. Мякоть арбуза состоит из множества, наполненных соком клеточек, которые располагаются то ближе, то дальше.

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки - мельчайшие "кирпичики", из которых состоят тела всех живых организмов. Также и мякоть плода помидора под лупой состоит клеток, похожих на округлые зернышки.

Лабораторная работа № 2. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним.

1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

Тубус - трубка, в которой заключены окуляры микроскопа. Окуляр - элемент оптической системы, обращённый к глазу наблюдателя, часть микроскопа, предназначенная для рассматривания изображения, формируемого зеркалом. Объектив предназначен для построения увеличенного изображения с точностью воспроизведения по форме и цвету объекта исследования. Штатив удерживает тубус с окуляром и объективом на определенном расстоянии от предметного столика, котором размещается исследуемый материал. Зеркало, которое располагается под предметным столиком, служит для подачи луча света под рассматриваемый предмет, т. е. улучшает освещенность предмета. Винты микроскопа – это механизмы для настройки максимально эффективного изображения на окуляре.

2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

При работе с микроскопом необходимо соблюдать следующие правила:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.

5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Вопрос 1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ручная лупа и штативная лупа, микроскоп.

Вопрос 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?

Лупа - самый простой увеличительный прибор. Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. Она увеличивает предметы в 2-20 раз.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10-25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённых на подставке - штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.

Вопрос 3. Как устроен микроскоп?

В зрительную трубку, или тубус, этого светового микроскопа вставлены увеличительные стёкла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр, через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу. К штативу прикреплён также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещённого с помощью этого зеркала.

Вопрос 4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив - 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.

Подумайте

Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Главный принцип работы светового микроскопа состоит в том, что через прозрачный или полупрозрачный предмет (объект исследования), размещенный на предметном столике, проходят лучи света и попадают на систему линз объектива и окуляра. А через непрозрачные предметы свет не проходит, соответственно, изображения мы не увидим.

Задания

Выучите правила работы с микроскопом (см. выше).

Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

Световой микроскоп позволил рассмотреть строение клеток и тканей живых организмов. И вот, ему на смену уже пришли современные электронные микроскопы, позволяющие рассматривать молекулы и электроны. А электронный растровый микроскоп позволяет получать изображения, имеющие разрешение, измеряемое в нанометрах (10-9). Можно получить данные, касающиеся строения молекулярного и электронного состава поверхностного слоя исследуемой поверхности.