Багрянцева методика преподавания русского языка. Оно может строиться в двух основных вариантах. Умения и навыки по фонетике, методы их формирования

Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. Баранова М.Т.

М.: 2001. - 368 с.

В учебнике изложены вопросы теории обучения школьников русскому языку по всем разделам и темам программы. Студенты получат сведения об особенностях содержания школьного курса русского языка, о методах работы с учетом специфики разделов науки о языке.

В настоящем издании все проблемы теории обучения русскому языку рассматриваются с позиций современного уровня развития научной методики и опыта работы передовых учителей.

Формат: pdf

Размер: 2,6 Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Общие вопросы методики преподавания русского языка 5
Глава I. Методика преподавания русского языка как наука (М. Р.Львов) 5
§ 1. Предмет и задачи методики 5
§ 2. Связь методики с другими науками 7
§ 3. Методы исследования в методике преподавания русского языка 12
Глава II. Русский язык как учебный предмет. Цели обучения русскому языку в современной школе (М. Т. Баранов) 21
§ 4. Специальные цели работы по русскому языку в школе. 23
§ 5. Общепредметные цели обучения русскому языку в школе. 35
§ 6. Развитие школьников в учебном процессе. 48
Глава III. Содержание обучения и структура школьного курса русского языка М. Т. Баранов) 52
§ 7. Содержание работы по русскому языку в средней школе. 52
§ 8. Структура современного школьного курса русского языка 56
Глава IV. Средства обучения русскому языку (Я. А. Ипполитова) 61
§ 9. Учебник как ведущее средство обучения 61
§ 10. Особенности действующих учебников по русскому языку. Лингвистическая база учебников 65
§ 11. Пособия, дополняющие учебник 79
§ 12. Средства наглядности в обучении русскому языку 80
Глава V. Организация учебного процесса по русскому языку в школе (М. Т.Баранов) 95
§ 13. Планирование учебного материала 95
§ 14. Условия эффективного проведения уроков 99
§ 15. Урок русского языка 108
Изучение разделов науки о языке 128
Глава VI. Методика изучения фонетики, лексики и грамматики (М. Т. Баранов) 128
§ 16. Цели изучения разделов науки о языке. 128
§ 17. Содержание работы, направленной на изучение разделов науки о языке 129
§ 18. Принципы методики изучения знаний о языке и предпосылки этой работы 135
§ 19, Методика работы над новыми языковыми явлениями 139
§ 20. Методы формирования учебно-языковых умений (упражнения) 144
Глава VII. Методика орфографии (М. Т. Баранов) 147
§ 21. Цели обучения орфографии и ее место в школьном курсе русского языка 147
§ 22. Содержание работы по орфографиив школе. 150
§ 23. Предпосылки работы по орфографии в школе. 153
§ 24. Принципы методики орфографии 160
§ 25. Методика работы по орфографии в V-VII классах 163
§ 26. Работа по орфографии в VIII-IX классах 172
§ 27. Работа по орфографии в процессе развития связной речи учащихся. 175
§ 28. Работа над орфографическими ошибками учащихся 178
Глава VIII. Методика пунктуации (А/. Т.Баранов) 187
§ 29. Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе русского языка 188
§ 30. Лингвистические основы работы по пунктуации в школе. 190
§ 31. Содержание и этапы работы по пунктуации в школе 193
§ 32. Принципы и предпосылки работы по пунктуации 197
§ 33. Ознакомление учащихся с пунктуационными понятиями 202
§ 34. Методика работы над пунктуационным правилом 205
§ 35. Формирование у учащихся пунктуационных умений 207
§ 36. Работа по пунктуации в V-VII классах при изучении несинтаксических тем 214
§ 37. Работа по пунктуации в связи с развитием связной речи учащихся в V-IX классах 217
§ 38. Работа над пунктуационными ошибками учащихся 219
Развитие речи учащихся 227
Глава IX. Овладение нормами литературного языка (Т. А.Ладыженская) 228
Глава X. Обогащение речи школьников 232
§ 39. Обогащение словарного запаса учащихся (М. Т.Баранов) 232
§ 40. Обогащение грамматического строя речи учащихся {Т.АЛадыженская) 259
Глава XI. Обучение различным видам речевой деятельности 265
§ 41. Обучение слушанию (Т.А.Ладыженская) 267
§ 42. Обучение чтению (Я А.Ипполитова) 270
§ 43. Обучение устной и письменной речи (связная речь) (Т. А.Ладыженская) 278
Глава XII. Контроль за усвоением знаний по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка (Я. А.Ипполитова) 293
§ 44. Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку 293
§ 45. Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку и их оценка 300
§ 46. Контроль за сформированностью речевых умений учащихся 311
Глава XIII. Работа по русскому языку в X-XI классах (М. Т.Баранов) 315
Приложение (М. Т.Баранов) 322
Области методики преподавания русского языка 322
Учебники и учебные пособия для студентов по методике преподавания русского языка 322
Краткий библиографический словарь методистов русского языка (XIX-XX вв.) 323

МПРЯз. – одна из педагогических наук.

Она:

    изучает процессы обучения школьников русскому языку;

    опирается на педагогику, психологию, лингвистику и др. науки, связанные с языком;

    обеспечивает систему обучения языку, которая соответствует современной теории языкознания о сущности языка и его социальных функций.

    Предмет методики.

Процесс обучения русскому языку включает в себя:

    деятельность учителя по отбору и подаче материала, по организации учебного труда школьников, по их развитию, выявлению их знаний и умений.

    Деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний.

    Задачи методики.

    Зачем учить? (определение целей урока)

    Чему учить? (определить содержание обучения)

    Как учить? (т.е. разработать (применить) методы и приемы обучения)

    Как контролировать усвоенные (изученные) знания? (умение определить критерии оценки и использовать правильные методы контроля).

Связь методики преподавания с другими науками.

Методическая система обучения русскому языку.

Частями, составляющими обучение русскому языку являются следующие компоненты:

    Цель обучения

    Принципы, методы и приемы обучения

    Средства обучения

    Организационные формы обучения

Организационные формы обучения.

Традиционно выделяются:

Классные занятия – уроки

Факультативные занятия (углубленное изучение)

Внеклассная работа (кружки, дом. занятия с коррекцией)

Основной организационной формой является урок.

Классификация уроков.

    По психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля

      Урок изучения нового

      Урок закрепления ЗУН

      Повторительно-обобщающий урок

      Комбинированный урок

      Контрольные уроки (диктанты, тестирование, сам. работы)

      Уроки анализа письменных работ

    По ведущим методам обучения

    Урок – лекция

    Урок – исследования

    Урок-семинар

    Урок – практикум

    Урок-зачёт

III .классификация уроков развития речи:

    Урок подготовки и проведения изложения

    Урок подготовки и проведения сочинения

    Урок - коммуникации

Схемы конспектов уроков разных типов.

Урок повторения и обобщения изученного.

Цель: повторить и систематизировать полученные знания.

Этап урока

1.Орг. момент

(цель: мотивировать учащихся на учебные действия для подготовки к к/р)

2. Подготовка к обобщению изученных правил и понятий.

3. Основная часть (цель: выявление всех изученных понятий, повторение правил)

4. Выполнение практической работы.

5. Самостоятельная работа учащихся.

6.Итог урока

Организуется проблемная беседа.

Проверяется д/з при помощи различных приемов (разбор, выборочное чтение с объяснением, взаимопроверка и т.д.).

Повторение проходит в форме беседы с учащимися, повторение формулировок, алгоритмов для применения всех правил.

Составляются обобщающие таблицы, схемы, выполняются упражнения на отработку умений и навыков по теме.

Учащимся даются индивидуальные задания (варианты, карточки), которые выполняются учащимися, а учитель проверяет и оценивает.

Еще раз повторяются формулировки, выделяются существенные признаки.

Сочинения, составления текстов с употреблением тех понятий, которые изучались в данной теме (грамматическое задание). Оговаривается тема и объем заданий.

Комбинированный урок.

Этот урок предполагает изучение небольшого по объему и несложной по содержанию темы, поэтому его структура включает в себя все 3 названные типы уроков: объяснения нового материала, его закрепление и повторительно-обобщающую работу.

Урок – лекция.

Цель: выработать умение конспектировать на слух (конструировать материал)

Этап урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент (цель: мотивация к аудированию)

2.Чтение лекции.

3.Итог урока.

Учитель ставит перед учащимися цель, мотивации, т.е. научиться слушать, выделять главное в речи лектора и кратко записывать.

Учитель излагает материал частями, а каждая смысловая часть завершается выводом, который записывается учащимися. Сначала работа ведется под диктовку, но затем доля руководства в конспектировании уменьшается, вплоть до полной самостоятельности. Желательно, чтобы лекция сопровождается средствами зрительной наглядности (схемы, таблицы, компьютерные презентации).

Краткая устная беседа, из которой учитель выясняет на сколько точно законспектирована лекция.

Изучить конспект, подготовиться к его пересказу на следующем уроке.

Урок – семинар.

    привести в систему изученный (изучаемый) материал по определенной теме;

    формировать навыки самоконтроля;

    обучать навыкам устной речи.

    Класс делится на несколько групп – у каждой своя тема.

    Время на подготовку – 2-3недели.

    Можно использовать интересные факты, дополнительный материал.

    Готовится и учитель.

Этапы урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент

2.Вступительное слово учителя

(цель: дать установку на эффективную коммуникацию – общение)

3.Доклады учащихся (цель: развивать ораторские умения и умения воспринимать устную речь)

4.Рецензирование.

5.Итог урока.

Выяснить цель семинара, обсуждение плана докладов, очередность выступлений.

Дается обобщенная информация по теме. Учитель дает критерии оценки доклада.

Могут быть назначены рецензенты др. групп.

Читаются и выслушиваются доклады.

Остальные учащиеся кратко записывают доклад. После каждого выступления вопросы (уточнение, разъяснение), оценивается речь выступающего (ясность, эмоциональность, правильность, чистота).

Обсуждение.

Дается оценка выступавшим.

Формирование конструктивного вывода по семинару.

Заключительное слово учителя, подводятся итоги, анализ подготовившихся учащихся к уроку. Оценивание каждого выступающего. Отмечается активность/пассивность.

Урок-практикум.

Цель: формировать и совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые навыки.

Этапы урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент

2.Проверка д/з (цель: организация опроса учащихся для выяснения сформированности знаний по теме).

3.Тренировка в усвоении орфографических, пунктуационных и др. навыков.

4.Тренировка речевых умений и навыков учащихся (цель: закрепить навык находить и использовать изучаемые понятия в тексте).

5.Контрольный диктант (по теме)

(цель: проверить сформированность умений и навыков).

6.Задание на дом (цель: научиться выделять задачу)

Постановка цели урока.

Создается мотивация к тренировочной деятельности по изучаемой теме и перечисляются те умения, которые необходимы для успешного усвоения темы.

Проверка знаний теории по данной теме разными приемами (путем фронтального опроса, индивидуального опроса, письменных заданий, аналогичных домашним, у доски, на месте с последующей проверкой; выборочное чтение и объяснение выполненного д/з; выставляются оценки и комментируются.

Проводится в ходе выполнения разнообразных упражнений (диктанты – объяснительные, предупредительные, творческие….; упражнения по учебнику с творческими заданиями, на списывание с пропуском букв и знаков препинания, составление таблиц и схем.

Работа оценивается.

Предполагаются различные творческие задания (анализ отрывка текста с целью обнаружения изученных понятий и правил; составление собственных мини-текстов с изученными понятиями орфографическими и пунктуационными). Работа проверяется и оценивается.

Выбирается небольшой диктант с изученными понятиями, диктуется и проверяется.

Составление собственных диктантов или упражнений по изученной теме.

Урок – диктант.

Цель: научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.

Чтобы научить детей переводить звучащую речь в письменную необходимо понимать, что эта деятельность состоит из следующих умений:

    умение держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм;

    умение услышать «ловушки», т.е. ошибка, опасные места (орфограммы и пунктограммы);

    умение опознать и проверить орфограмму или пунктограмму;

    вспомнить графическое обозначение нужной буквы (начало предложения, обозначение абзаца, Ъ или Ь);

    осуществлять самоконтроль за письмом.

Подготовка учителя к диктанту:

    правильно подобрать текст;

    разбить предложения на синтагмы, удобные для чтения и записи;

    потренироваться в диктовке;

    продумать, какой материал можно записать на доске (имена собственные, географические названия, отдельные слова, неизученные детьми);

    часто в диктантах есть грамматическое задание (по морфологии и (или) синтаксису), дается по вариантам.

Этапы урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент

(цель: дать установку на предстоящую работу).

2.Диктовка

(цель: приучить правильно вести себя во время диктовки).

3.Самопроверка (цель: научить видеть ошибки).

4.Выполнение грамматических заданий (цель: закрепление знания по изученной теме).

5.Итог урока (цель: научить самоконтролю).

Дать психологическую установку на самостоятельную работу.

    текст читается полностью, неторопливо, внятно;

    читается предложение целиком – дети не пишут;

    учитель диктует по синтагмам (1 раз).

Учитель читает текст еще раз, между предложениями делаются паузы, дети перечитывают еще раз.

Для грамматического задания выбирается материал из текста, делится на варианты.

Самопроверка контрольного задания и всего текста.

Урок анализа письменных работ.

Цель: формировать умение проверять и исправлять ошибки.

Этапы урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент (цель: установка на самопроверку).

2.Демонстрация действий по исправлению ошибок.

3.Самостоятельная работа учащихся (цель: тренировать умение находить ошибки, вспомнив правило, исправлять).

4.Итог урока (цель: обобщить работу учащихся)

Создается ситуация, при которой дети определяют цель – научиться исправлять ошибки в письменной работе.

Коллективная работа: учитель предъявляет типичные ошибки, показывает как оформить исправления.

Учащиеся вспоминают правила на допущенные ошибки.

Учащиеся исправляют собственные конкретные ошибки, исправленные учителем (работа аналогична с работой над типичными ошибками).

Учитель подводит итог работы предупреждения ошибок.

В таблице мне хочется обобщить опыт тех, кто искал лучшие методики преподавания русского языка, и попытаться разобраться, как же всё-таки вести этот предмет.
Обязательно посмотрите. Вебинар начинается с изложения моих взглядов на три основные стратегии преподавания русского. Я считаю, что описанные стратегии отличаются акцентами на разных этапах освоения человеком нормы правописания. В лекции об этом сказано подробнее, а сейчас небольшая таблица.

Все наиболее интересные методики, технологии, методы, с которыми мне пришлось столкнуться, можно условно разделить на три основных подхода.

Тренинг
грамотности
Традиционные
методики
Развивающие
методики
Принципы Запоминание созданного другими.
Ученики запоминают, как надо писать, всеми возможными способами, которые предлагает преподаватель. Предполагается, что моторные навыки должны формироваться с опорой на правильные образцы письма.
Осмыслению правил также уделяется много внимания, но выбор буквы ученик осуществляет после того, как проработал образцы без пропусков.

Осмысление созданного другими.

Ученик должен понять правило и научиться обосновывать выбор буквы или знака, пользуясь этим правилом. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока.
Предполагается, что выбор по аналогии лучше "бездумного зазубривания" и поможет детям качественнее освоить правила.

Создание теоретического материала и собственных текстов.
Ученики анализируют языковой материал, ищут закономерности и сами формулируют правила. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. После того, как ученики вывели и какое-то понятие или правило, преподаватель сообщает, как это называется в официальной науке.
Предполагается, что теория, выведенная самостоятельно, лучше запомнится.
Ученики получают много творческих заданий.
Предполагается, что формирование навыков письма должно базироваться на развитии речи.

Основные упражнения
Зрительные диктанты

Орфографическое чтение

Списывание текстов без пропусков букв

Запонимание таблиц с опорными сигналами

Комментированное письмо

Постоянные маленькие диктанты

Синтаксический разбор

Быстрое прорабатывание большого количества тестов (с объяснением)

Частые контрольные диктанты


Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Списывание слов по столбикам

Комментированное письмо

Синтаксический разбор

Медленное самостоятельное выполнение тестов

Редкие контрольные диктанты

Работа с текстами и карточками по заданию в малых группах

Творческие работы, требующие создания собственного текста (устного или письменного)

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Синтаксический разбор

Редкие контрольные диктанты

Что получает ученик и какие задачи перед ним ставятся Готовые правила в компактном изложении

Наборы слов на правила и словарных слов для запоминания

Задача ученика - запомнить и повторить правила и слова.

Готовые правила по отдельным пунктам для медленного прорабатывания каждого пункта.

Слова и тексты с пропущенными буквами для отработки применения правила.

Задача ученика - понять правило и научиться его использовать


Готовые наборы слов на правила для анализа и вывода правила.

Задания на создание собственного текста.

Задача ученика - выработать понятия и правила, а потом запомнить их.

На чём строится структурирование работы Изучаются группы правил, параллельно идёт словарная работа по специально подобранным и разбитым на группы словам.

Изучаются части речи и все правила, связанные с каждой частью речи, словарная работа ведётся без особой системы по небольшим спискам, предложенным учебниками.

Сначала выводятся основные понятия теории языка. Потом при оперировании этими понятиями выводятся правила. Порядок работы с правилами не имеет особого значения.
Цель, которая будет достигнута в первую очередь Повышение грамотности

Знание правил

Развитие мышления
Раскрытие творческого потенциала
Для каких детей лучше подходит Для правополушарных Для левополушарных Для левополушарных и правополушарных
Мотивация Внутренняя
(возникновение спортивного интереса при быстром заметном результате)
Внешняя (необходимость учить материал под угрозой контрольных и плохих оценок) Внутренняя (реализация потребности в творчестве, интерес к исследовательской деятельности)
Контроль Жёсткий многоуровневый контроль Жёсткий контроль Главное - участие
Основные недостатки подхода Не развивается мышление. Не раскрывается творческий потенциал. При знании правил не каждый может их применять и писать грамотно. Не каждый учитель может решить проблему грамотности. Выпускники часто отказываются решать учебные задачи, результат которых известен человечеству.

Вы видите, что я работаю с крайностями. Конечно, в чистом виде таких методик не существует. Каждый педагог, каждый автор учебника старается в той или иной мере, в тех или иных пропорциях совместить эти три подхода. На мой взгляд, лучше всего это удалось авторам комплекта учебников программы "Школа 2100" Бунеевым. Я вывожу чистые типы методик для того, чтобы, опираясь на эту таблицу, преподаватели могли разобраться, что и зачем они делают в каждый момент на уроке, не упускают ли какой-то важной части.

Вы спросите, какой подход ближе лично мне. Смотрите на цели. На мой взгляд, русский язык надо изучать для того, чтобы ученик в первую очередь начал грамотно писать. А для достижения этой цели тренинговые методики работают эффективнее. Однако нельзя забывать и о развитии мышления и вообще о подаче материала левополушарным детям.

В любом случае выходит, что традиционные методики проигрывают по многим параметрам и развивающему обучению, и тренингу. Это не компромисс между крайностями. Традиционная программа не совмещает разные подходы, а уходит и от того, и от другого. Выпускники школ, которые учатся по обычным программам, на выходе не могут похвастаться ни грамотным письмом, ни развитой речью, ни гибким мышлением. А если и могут похвастаться, значит, преподаватель в значительной степени всё же использовал элементы развивающего обучения или тренинговые упражнения. Или то и другое в каком-то соотношении.

Надеюсь, мой материал кому-нибудь поможет в методологической работе над выработкой единой методики, совмещающей противоположные по принципам подходы. Если это, конечно, вообще возможно.

Важно понимать, что в таблице описаны только методы освоения орфографии и пунктуации. Сейчас я не веду речи о развитии лингвокреативности и подготовке к сочинению.



Теги: методика, тренинг грамотности, развивающие методики
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 583121 от 1 Мая 2016

Учебник адресован будущим учителям-словесникам, готовящимся к работе в средней общеобразовательной школе, а также в средних специальных учебных заведениях. Материалы книги позволяют организовать самостоятельную работу студентов по основным темам вузовского курса методики преподавания русского языка, раскрывают специфику их будущей работы. Учебник может быть использован и учителями школ в подготовке и проведении уроков различных типов, а также преподавателями вузов при разработке занятий с использованием современных педагогических технологий.

Возникновение методики русского языка как науки.
Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие, невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития. Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1844 г. книги Ф.И.Буслаева - выдающегося лингвиста, историка, педагога - «О преподавании отечественного языка». Федор Иванович Буслаев - гуманист: для него человек - носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку - значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без «методы». Буслаев разграничивает «учебную методу» и «ученую методу», т.е. методы обучения и исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания. на анализ результатов обучения: изучать личность ученика: обеспечить научную достоверность материала: воспитать в ученике «охоту к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке». Ф.И.Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы. фольклора: учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
РАЗДЕЛ I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.Возникновение методики русского языка как науки
2.Богатство и разнообразие методических идей в трудах выдающихся представителей лингвистической и методической наук
3.Основные направления в развитии современной методической мысли
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
4.Предмет и задачи методики преподавания русского языка
5.Связь методики со смежными дисциплинами
6.Основные методы научного исследования, применяемые в методике русского языка
РАЗДЕЛ III. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7.Понятие о методах и приемах обучения
8.Классификация методов и приемов обучения русскому языку
9.Элементы инновационных технологий в сочетании с традиционными методами и приемами работы
РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10.Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса по русскому языку в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях
11.Типы уроков русского языка в зависимости от стадий усвоения учащимися материала
12.Подготовка учителя к уроку
РАЗДЕЛ V. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ОРФОЭПИИ
13.Задачи, содержание, методические принципы обучения фонетике
14.Значение фонетико-орфоэпической работы
15.Виды упражнений по фонетике
РАЗДЕЛ VI. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
16.Лингвистические основы школьного курса лексики и задачи ее изучения
17.Место лексики в структуре школьной программы
18.Лексические понятия и умения в школьном курсе русского языка
РАЗДЕЛ VII. МЕТОДИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
19.Задачи изучения словообразования
20.Трудности усвоения учащимися словообразовательных понятий
21.Принципы изучения словообразовательных понятий
22.Специфические особенности словообразовательной работы по русскому языку
23.Словообразовательные упражнения
РАЗДЕЛ VIII. МЕТОДИКА ГРАММАТИКИ
24.Познавательное и практическое значение грамматики
25.Соотношение грамматической теории и речевой практики
26.Специфические особенности грамматики русского языка
27.Виды упражнений при обучении русской грамматике
28.Грамматический разбор, его виды и методика проведения
29.Цели и задачи изучения морфологии и синтаксиса
30.Упражнения при изучении морфологии и синтаксиса
РАЗДЕЛ IX. МЕТОДИКА ОРФОГРАФИИ
31.Система работы по орфографии: значение, содержание и принципы работы по орфографии
32.Типы и виды орфограмм, изучаемые в школе
33.Развитие у обучаемых орфографической зоркости
34.Связь орфографии с работой по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии
РАЗДЕЛ X. МЕТОДИКА ПУНКТУАЦИИ
35.Цели обучения пунктуации и её основные принципы
36.Типы пунктуационных ошибок и пути их преодоления
РАЗДЕЛ XI МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
37.Значение и задачи развития речи учащихся
38.Разделы работы по развитию речи, их взаимосвязь
39.Обогащение словарного запаса учащихся. Активный и пассивный словарь
40.Приемы семантизации новых слов. Формирование важнейших коммуникативных умений и навыков
41.Развитие письменной речи
42.Методика проведения обучающего изложения. Виды изложений
РАЗДЕЛ ХII. ВНЕДРЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
43.Научно-теоретические основы педагогических технологий
44.Дальтон - план в обучении русскому языку
45.Игровые технологии
Краткий справочник методических терминов.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания русского языка, Ахмедова Л.Т., Кон О.В., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Подготовка студентов-пианистов к музыкально-эстетическому воспитанию на уроках искусства в школе, Каркина С.В., 2013
  • Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии, Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., 2018

Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Русского языка в средней школе

Учебно-методического объединения

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001 - «Филология»

Академический проект 2006

УДК 811 ББК 81.2 Л 64

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Рецензент: к. ф. н. доц. Л. А. Илюшина

Литневская Е. И., Багрянцева В. А.

Л 64 Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб­ное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с.

ISBN 5-8291-0701-Х

Пособие содержит изложение ключевых проблем методики препода­вания русского языка в школе от общих вопросов, касающихся системы образования, до частных вопросов методики преподавания всех разделов курса русского языка. Пособие составлено в соответствии с программой по методике преподавания русского языка в школе (составители В. А. Баг­рянцева, Е. И. Литневская), принятой для студентов филологического фа­культета МГУ им. М. В. Ломоносова в 2005 году.

Для студентов отделения «Русский язык и литература» филологиче­ских факультетов классических университетов и для учителей.

УДК 811 ББК 81.2

© Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева,

© Филологический факультет

МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006 " . ISBN 5-8291-0701-Х © Академический проект, 2006

Предисловие

Курс методики преподавания русского языка в средней школе является вме­сте с курсом методики преподавания литературы главным звеном в ряду дисци­плин педагогического цикла, преподаваемых студентам отделения русского языка и литературы на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Цель этого курса - подготовка студентов к педагогической деятельности. За­вершается курс методики педагогической практикой, которую студенты проходят в школах г. Москвы и во время которой они применяют полученные теоретиче­ские знания.

Предлагаемые учебные материалы составлены преподавателями кафедры рус­ского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в соответ­ствии с читаемым с 1991 года курсом для студентов 4 курса дневного отделения «Русский язык и литература» и включает материал как лекционных, так и семи­нарских занятий. Пособие написано в соответствии с программой «Методика преподавания русского языка в средней школе» 2005 года (авторы В. А. Багрян­цева, Е. И. Литневская).

Книга состоит из двух разделов: «Общие вопросы методики преподавания русского языка в школе» и «Методика изучения разделов науки о языке и раз­вития речи». Разделы разбиты на главы, в конце каждой главы помещен список литературы. Обязательным является знакомство студентов с учебными про­граммами и учебниками трех основных учебных комплексов; остальная литера­тура является дополнительной и предназначена в помощь учащимся при состав­лении докладов, написании планов-конспектов уроков и прохождении педаго­гической практики.

Главы 1-8, 11-15, 19 написаны Е. И. Литневской, главы 10, 18 - В. А. Баг-рянцевой, главы 9, 17 - совместно.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Глава 1. Методика преподавания русского языка как научная дисциплина

§ 1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Методика - это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке педагогики, психологии, философии и специальной дисциплины; для методики преподавания русского языка - это лингвистика.

Предметом методики является процесс обучения. Поскольку пред­мет методики совпадает с предметом других педагогических дисцип­лин, методику обычно относят к разряду педагогических наук.

Задачи методики преподавания русского языка состоят в определе­нии целей, содержания и методов процесса обучения русскому языку как учебному предмету.

Цели обучения - это определение воспитательной, позна­вательной и практической цели учебного предмета, то есть его места в системе образования (на сегодняшний день с учетом разных типов учебных заведений).

    выбор определенной научной концепции;

    отбор необходимого и достаточного понятийного и терминологи­- ческого аппарата;

    определение тех знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся при изучении учебного предмета.

Методы обучения включают помимо собственно методов обучения разработку и изучение организационных форм и средств обу­чения.

Таким образом, методика призвана ответить на вопросы, зачем, че­му и как учить. При ответе на последний вопрос встает дополнительно проблема того, как контролировать результаты обучения.

Методика преподавания русского языка взаимодействует с филосо­фией, психологией, педагогикой, лингвистикой.

Связь методики с философией состоит в том, что методика опирает­ся на выводы философии об отношениях языка и мышления, взаимосвя­зи общества и отдельного человека, сущности человеческой деятельно­сти. Эти положения лежат в основе разработки таких методических вы­водов, как целесообразность коллективных форм обучения, обучение речи как деятельности.

Связь методики с психологией состоит в использовании методикой выводов, касающихся психологии восприятия: анализ и синтез, абстра-

гирование и конкретизация и др. Методика учитывает выводы социаль­ной психологии о целях обучения, формах работы, дифференцирован­ном подходе к учащимся, использует психологические исследования об этапах учебных действий, возрастных возможностях усвоения знаний учащимися, пиках и спадах концентрации внимания.

Связь методики с педагогикой и ее прикладным аспектом - дидак­тикой (общей теорией обучения) особенно тесна: в методике использу­ются общедидактические принципы преподавания, разработанные педа­гогикой методы обучения и контроля, формы обучения, критерии оцен­ки знаний, умений и навыков.

Связь методики с лингвистикой заключается в определении частно-дидактических принципов обучения и содержания обучения русскому языку как учебному предмету.

§ 2. Методы исследования в методике преподавания русского языка

У методики, как и у любой дисциплины, есть определенные методы исследования, то есть способы выявления актуальных вопросов мето­дики, поиски средств их решения и проверка эффективности. Выделяют следующие методы:

    Метод наблюдения - целенаправленное наблюдение за работой учащихся на уроках и анализ домашней работы учеников, выявление тенденций в усвоении знаний и приобретении умений и навыков при из­ учении различного материала.

    Эксперимент:

    поисковый (ориентирующий) эксперимент - выявление проблем­- ных зон в процессе обучения определенному предмету, разделу, теме;

    констатирующий эксперимент - экспериментальный срез, про­- водящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования;

    обучающий эксперимент - процесс обучения определенной группы учащихся по какой-либо новой методике, программе, учебному пособию и т, д.;

    корректирующий эксперимент - устранение недостатков, выяв-­ ленных в процессе обучающего эксперимента;

    контрольный эксперимент - констатация результатов обучения посредством вторичного тестирования и анкетирования (часто с исполь- зованием тех же вопросов) для выявления эффективности обучающего эксперимента.