Апрель на дворе звенит. Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой

Елена Марчинина

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цель: ознакомление детей с художественной литературой, развитие речи.

Вид: комплексное занятие.

Задачи:

Образовательные. Ознакомление детей с короткими литературными произведениями, вызвать эмоциональный отклик на них. Формирование умения запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту. Формирование умения отвечать на вопросы простыми предложениями.

Развивающие. Развитие наблюдательности, внимания, памяти.

Воспитательные. Воспитание интереса к художественной литературе о природе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту художественные произведения, запоминает короткое стихотворение и читает его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту. Отвечает на вопросы простыми предложениями.

Материал: картинки с весенней природой, мнемокарта по стихотворению, цветы-подснежники на каждого ребенка; листочки и цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа. Беседы о весне, наблюдения на прогулке за весенними признаками. Разучивание стихов о весне.

Ход занятия.

На мольберте иллюстрации, фото весенней природы.

Кап-кап! Я капель!

У меня в апреле

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап-кап на скамью,

Детям на игрушки.

Кап-кап-кап! Воробью

Прямо на макушку.

На дворе весна! Месяц – апрель! Весна радует нас после зимних холодов.

Послушайте, еще одно стихотворение о весне. С. Маршак «Апрель»

Читает спокойно, не торопясь.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Понравились стихи о весне?

Что происходит весной в природе? - На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (ответы детей)


Сейчас мы с вами будем рассказывать стихотворение по картинкам, помогайте мне.

Рассказывание с опорой на мнемокарту.

Посмотрите сколько у меня в корзинке подснежников! Давайте с ними поиграем.


Физкультминутка:

«Подснежники»

Мы растем, растем,

Мы цветем, цветем.

Поднять руки вверх, потянуться опустить.

Ветерок чуть дышит

И цветочки наши

Ветерок колышет.

Руки опущены, повороты в стороны.

Наши нежные цветочки

Закрывают лепесточки.

Руки в стороны. Наклоны, цветочки к носкам ног. Выпрямиться.



Молодцы! Садитесь.

Я вам раздала картинки с изображением того, что бывает весной. Вы посмотрите внимательно и скажете, что на вашей картинке. Например, на моей картинке – лед плывет по реке. Я отвечаю: «Весной по реке плывет лед» и ставлю на стенд.

А теперь вы.

Развитие связной речи:

дети выполняют задание, воспитатель помогает построить предложение.



Замечательно! А теперь послушайте еще одно стихотворение:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели:

«Чив-чив-чив, пришла весна!»

Мы вчера нашли подснежник

На проталинке лесной.

Голубой цветочек, нежный

Пахнет солнцем и весной.

(сл. Н. Френкель)

Ребята, давайте нарисуем подснежник и нашими рисунками украсим приемную.




Молодцы! Вот какие красивые подснежники у нас расцвели!


Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

МАРШАК, САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1887–1964) - советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.

Родился 22 октября (3 ноября) 1887 в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В.В.Стасовым, а через чего с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е.П.Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина. С 1907, вернувшись в Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе». В 1912–1915 жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р.Бернса, У.Блейка, У.Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя. Для него Маршак и поэтесса Е.И.Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).

В 1922 переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: Детки в клетке, Пожар, Сказка о глупом мышонке (все 1923), Цирк, Мороженое, Вчера и сегодня (все 1925), Багаж (1926), Пудель, Почта (обе 1927), Вот какой рассеянный (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К.И.Чуковский и Д.И.Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки.

Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.

В 1924–1925 – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б.С.Житков, М.Ильин (брат Маршака), В.В.Бианки, Е.Л.Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы. В 1924–1934, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л.Пантелеева, Г.Г.Белых, Хармса, А.И.Введенского и др. Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».

В 1937 переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию. В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе. / Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду...»), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей (Мастер-ломастер, Война с Днепром, Мистер Твистер, Рассказ о неизвестном герое и др.).

В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах (Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»; по его мотивам – киносценарий Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание, 1942–1943; одноим. к/ф Г.А.Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в т.ч. составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр., «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!" / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»). В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники Почта военная, 1944; Разноцветная книга, Быль-небылица, оба 1947; Круглый год, 1948; Тихая сказка 1956; Вакса-Клякса, Угомон, оба 1958; энциклопедия в стихах Веселое путешествие от А до Я, 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж.Г.Байрон, Д.Китс, Р.Киплинг, Р.Стивенсон, Р.Браунинг, Э.Лира, Г.Гейне, Дж.Родари и др., в т.ч. украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты).

Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У.Шекспира (в числе которых знаменитый 66-й сонет: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж / Достоинство, что просит подаянья, / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье... / И прямоту, что глупостью слывет, / И глупость в маске мудреца, пророка, / И вдохновения зажатый рот, / И праведность на службе у порока...»).

В 1962 вышла книга Избранной лирики Маршака (Ленинская премия, 1963), куда вошли, в числе прочего, «лирические эпиграммы», как их называл сам поэт, – афористичные четверостишия и двустишия, аккумулирующие в чеканных и мелодичных строфах глубокую, ироничную, жизнелюбивую мудрость их автора.

Шедевры многогранного творчества Маршака – и его лирические эпиграммы («Немало книжек выпущено мной, / Но все они умчались, точно птицы. / И я остался автором одной / Последней, недописанной страницы», 1964), и философские раздумья («Все те, кто дышит на земле, / При всем их самомнении – / Лишь отражения в стекле, / Ни более, ни менее...», 1964), и послания (Т.Г – «Все лучшее ты отдавала даром, / Делилась счастьем и душевным жаром, / Нежданным кладом, что нашла сама, / Игрой живого, быстрого ума...», начало 1960-х годов), и элегии («Колышутся тихо цветы на могиле / От легкой воздушной струи. / И в каждом качанье негнущихся лилий / Я вижу движенья твои...», 1958), и пейзажная лирика («В полутьме я увидел: стояла / За окном, где кружила метель, / Словно только что с зимнего бала, / В горностаи одетая ель...», 1957), и раздумья о поэтическом творчестве («Бывало, полк стихов маршировал, / Шеренги шли размеренно и в ногу, / Рифмованные, звонкие слова / Литаврами звенели всю дорогу...»). Долговременную славу принесли Маршаку и его пьесы-сказки (до сих пор не покидающие ни театральных подмостков, ни радиомикрофона, ни теле- и киноэкрана (Кошкин дом, 1922; Двенадцать месяцев, 1943, 2-я ред. 1962; Горя бояться – счастья не видать, 1922, 1954; Умные вещи, 1940, 1964).

Важной стороной деятельности Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть В начале жизни. Страницы воспоминаний, 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний Воспитание словом, 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в т.ч. начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»).

Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20 в., Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской, Государственные премии 1942, 1946, 1949, 1951). Свидетельством широты и мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт сделал фактом русской литературы. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

Ольга Москалева
Конспект тематического занятия для детей старшей группы «Апрель! Апрель! Во дворе звенит капель»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №148»

Конспект тематического занятия для детей старшей группы

«Апрель ! Апрель ! Во дворе звенит капель »

Воспитатель :

Москалева О. В.

Цель : Расширять кругозор детей , знания о приметах весны, воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

Задачи :

Познакомить с апрельскими признаками , с первоцветами,

Развивать логическое мышление, речь, воображение ребенка;

Воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней.

Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Оборудование : музыкальный проигрыватель, диск с записью музыки П. И. Чайковского «Апрель » , картинки с изображением вербы, проталинок, капели , сосульки, ледохода, листы бумаги, цветные краски по количеству детей , картинки с изображением весенних месяцев.

Ход занятия

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмёмся за руки, улыбнёмся и скажем друг другу : «Доброе утро» ! Молодцы!

Сегодня мы продолжим знакомиться с весенними месяцами и изменениями в природе. Прислушайтесь к звучанию природы. (фильм «Пробуждение природы» )

Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке, увидели на экране?

Дети : Журчание ручейка, пение птиц, дуновение ветерка.

Воспитатель : Сколько месяцев длится весна?

Дети : Три

Воспитатель : Назовите первый весенний месяц?

Дети : март.

Воспитатель : Назовите второй месяц весны?

Дети : апрель .

Третий месяц весны - самый красивый. Как он называется?

Дети : май.

Воспитатель : Его в народе зовут - травень, цветень.

Воспитатель : Более подробно мы сегодня рассмотрим изменения в природе в Апреле .

Звучит музыкальная запись П. И. Чайковского «Апрель » .

Воспитатель : Его зовут - снегогоном. К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Говорят : «Апрель водою славен , да почками красен» . В апреле в нашей стране празднуют «День птиц» - развешивают скворечники, существует прекрасный обычай «отпущения птиц на волю» . Взрослые и дети отпускают птиц. В апреле , куда ни ступишь, куда ни посмотришь везде вода. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит умыться, перед тем как надеть наряд из зеленых трав, листвы, цветов.

Воспитатель : Я предлагаю послушать стихотворение, встать в круг, взяться за руки, будем водить хоровод.

Хороводная игра на слова С. Маршака

Апрель ! Апрель ! Во дворе звенит капель

По полям бегут ручьи

На дорожках лужи

Скоро выйдут муравьи

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Дети садятся на палас.

Воспитатель : Какие пословицы вы знаете про апрель ?

Дети : Мокрый апрель – хорошая пашня , славный сенокос.

В апреле мокро – грибное лето.

Воспитатель : Еще в народе говорили Апрель-водолей .

Как вы думаете, почему апрель так называют ?

Дети : Снег обильно тает, реки наполняются водой.

Воспитатель : Правильно! (слайд) Стало теплее, то самый заметный признак – таяние снега. Послушайте, как журчат ручьи в весеннем лесу.

Воспитатель : Что происходит с водоёмами?

Дети : Ответы.

Воспитатель : Какая река течет в нашем поселке?

Дети : Усманка.

Воспитатель : Что происходит с рекой весной.

Дети : Лёд тает, трескается, и куски льда плывут по течению.

Воспитатель : Как называется это явление?

Дети : Ледоход (движение льда по течению во время таяния рек) . Слайд

Воспитатель : К сожалению, обильное таяние рек иногда приводит к стихийным бедствиям, вода в реках выходит из берегов и подтопляет села, деревни. (Слайд)

Воспитатель : А теперь давайте поиграем! Вставайте!

Подвижная игра «Веснянка» .

Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки) .

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи как крыльями) .

А сугробы тают, тают (приседают) .

А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх) .

Воспитатель : Молодцы! Присаживайтесь.

А какие еще изменения происходят в живой природе?

Дети : Прилетают перелетные птицы. (Слайд)

Воспитатель : Почему прилетают птицы?

Дети : Стало теплее, появляется корм.

Воспитатель : Послушайте, как оживает лес после зимней спячки от пения птиц (пение птиц.)

Воспитатель : А какие изменения происходят в апреле с растениями ?

Дети : появляются первоцветы.

Воспитатель : Отгадайте загадку, о чем речь?

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

Дети : подснежник (слайд)

Воспитатель : Вот еще один цветок, который распускается раньше, чем у него появляются листочки. (слайд, мать –и- мачеха)

Воспитатель : В апреле просыпаются звери от зимней спячки! Почему просыпаются звери?

Дети : Стало теплее, можно найти еду.

Воспитатель : Сейчас мы узнаем, какие звери просыпаются, отгадайте загадку.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной :

Иголок очень много, а нитки ни одной.

(Ёжик) (слайд)

Воспитатель : Знаете, как ежик приводит себя в порядок после спячки.

Дети : Ответы.

Воспитатель : Отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал, помылся и побежал еду искать.

Воспитатель :

Хозяин лесной

просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Дети : Медведь. (Слайд)

Воспитатель : А еще у животных весной появляются детёныши.

Когда появляются зайчата?

Дети : Ответы

Воспитатель : Когда ещё в лесу лежит снег. (слайд)

Воспитатель : С приходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому у большинства зверей появляются детеныши . Как вы думаете, у каких еще?

Дети : У медведя с медвежата, у лося лосята. (слайд)

Воспитатель : А теперь давайте поиграем! Я начну, а вы продолжайте :

На – на – на – наконец пришла (весна)

Чи-чи-чи – прилетели к нам… (грачи)

Ло-ло-ло – всем от солнышка ….(тепло)

Воспитатель : Молодцы! А давайте мы сейчас свои впечатления перенесем на бумагу. Присаживаетесь за столы, и скажите мне, что мы будем рисовать? Дети : (ответы детей )

Воспитатель : И так, перед вами альбомные листы, кисточки, краски приступаем к работе, а музыка создаст в нашей группе весеннее настроение (звучит весенняя мелодия) . Дети приступают к работе, воспитатель следит за правильной осанкой детей . В конце занятия проводится выставка работ.

Рефлексия.

Воспитатель : С какими признаками весны познакомились?

Дети : ответы.

Воспитатель : О каком месяце весны мы говорили?

Дети : ответы.

Воспитатель : Какое основное изменение происходит в природе весной?

Дети : ответы.

Список использованной литературы.

1. Интегрированное обучение в детском саду : Учебно-методическое пособие \ Сост. И общ. ред. Г. Н. Гришковой. – Омск : ООИПКРО, 2000.

2. Методические советы к программе “Детство”. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2. 1998.

4. Е. В. Марудова. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» . 2013 г. Издательство "Детство-Пресс. " Санкт-Петербург.

5. С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» . 1995 г. Издательство " Новая

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.