Парные звонкие в корне слова. VI. Открытие нового знания. Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»

Презентация предназначена для урока русского языка. Учитель расскажет о том, когда и при каких обстоятельствах в корне слова надо ставить одну из парных согласных. Для начала учащимся предстоит вспомнить, что такое корень слова, какую функцию он выполняет, почему так важна данная часть слова. Также они должны разобраться, какие звуки относятся к глухим и звонким. Затем им нужно будет все буквы определить в пары, исходя из понятия глухости-звонкости. Учащиеся должны увидеть взаимосвязь между парными звуками и то, как они на самом деле похожи, если бы не различие в звонкости и глухости. Затем школьники будут учиться проверять, какой звук лучше писать в корне слова, как его проверить. Для этого им будут даны слова на обувную тематику. Также учащиеся узнают несколько новых фразеологизмов, в которых встречается слово “сапог”. Но самое главное, они научатся правильно писать согласные в корне слова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 2 класс Prezentacii.com

Б Д Г Ж Ф С Т П В З Ш К

Б Д Г Ж В З

Б В Г З Д Ж Т Ф П Ш К С

Фразеологические обороты речи Сапоги каши просят. Быть под сапогом. Два сапога пара. Стлаться под сапогом. Похожие люди, особенно по их недостаткам. Заискивать, угодничать, унижаться. Быть в полном подчинении у кого-либо. Продырявились, износились, требуют ремонта.

Слова-родственники сапог сапож сапожок сапожище сапожник

Найти парные согласные в корне слова. Чашка, рыбка, коровка, берёзка, грядка, кружки, сказка. ш б в з д ж з

Составь предложение кошки глазки у зубки зоркие и острые У кошки глазки зоркие и зубки острые.

Найди пару ду... цветок руба...ка зверь ястре... одежда медве...ь дерево ланды... птица дерево одежда птица зверь цветок б ш б д ш

Русские народные пословицы Друг познаётся в беде. Важен не обед, а привет. Друга ищи, а найдёшь - береги.

Молодцы! Домашнее задание: п овторить правило, упр. 321.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова".

Урок русского языка во 2 классе создан по программе "Школа России" авторов Зелениной Л. М. , Хохловой Т. Е. Тема урока: Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова". Тип урока: закрепл...

Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)

Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий....

В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.

Позорный проигрыш

Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных

На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.

Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.

Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .

Таблица согласных по звонкости-глухости

Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.

Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.

Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются

  • й, л, м, н, р;
  • х, ц, ч, щ.

Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.

Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].

В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].

Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.

Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.

По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

Чередование согласных в русском языке

Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».

Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.

Чередуются такие согласные звуки:

  • з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
  • т - ч (пример: летать - лечу);
  • ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
  • с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
  • ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
  • з - ст (пример: фантазия - фантастический);
  • щ - ск (пример: лощеный - лоск);
  • щ - ст (пример: мощеный - мостить).

Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».

Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.

Задачи:

  • Актуализировать знания детей о парных звонких и глухих согласных;
  • Формировать знания детей о способах проверки парных звонких и глухих согласных;
  • Формировать умение находить проверочное слово к слову с парной согласной в корне слова;
  • Обогащать словарь детей словом сторож;
  • Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ.

Оборудование: доска, карточки (парные согласные, карточки к заданиям), картинка «Сторож».

Ход урока 1. Организационный момент.

Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Формирование новых знаний.

1.Минутка чистописания.

На доске написаны строки.

Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход

Прочитайте вслух, написанные строки. Какой звук в них повторяется 4 раза. В каких словах он присутствует?

Бегемот, утра, отправились, поход.

Давайте охарактеризуем звук т, который встречается в этих словах. Для этого используйте подсказки.

Т - согласный, глухой, парный, твёрдый

А какая пара есть звонкая к этому звуку? Звук д. Правильно. Давайте вспомним все парные согласные и запишем их.

Б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

Так а теперь давайте проверим, правильно ли мы сказали или нет, откройте стр. 67, и прочитайте.

2.Введение в тему.

Как вы думаете какая тема урока у нас с вами будет.

Парные звонкие и глухие.

Правильно.

А теперь откройте свои учебники на странице 67. Упр. 137. Давайте прочитаем стихотворение. Как произносятся звуки в конце выделенных слов: глухо или звонко?

Глухо. Правильно. А пишется какая буква? Буква Г. Это звонкий или глухой? Звонкий? А слышим мы глухой. Значит в наших словах есть опасное место. Что бы написать эти слова правильно нужно их изменить так что бы опасный звук мы хорошо услышали.

Затем слова выписываются на доске вместе с проверочными.

Луг –луга

Молодцы! А теперь откройте свои учебники на стр. 68. Прочитайте правило.

Физминутка

«Найти картинки»

3.Закрепление материала.

Задание на карточке.

Посмотрите на слова. Вставьте пропущенные буквы и скажите каким словом можно проверить слова. Это то слово где опасный звук слышится хорошо.

Ду…ок, ду…ки, ду…;

Зу..ки, зу…, зу..ок;

Коло…, коло..ки, коло…лк;

Сторо…, сторо…ит, сторо..ка;

Голу…, голу..ок, голу..ка.

Молодцы! А теперь откройте учебники на стр.68, упр.139

Прочитайте слова, измените их, чтобы после согласной стояла гласная. Запишите пары слов.

А теперь посмотрите на слово сторож. Что оно обозначает?

Какие опасные места есть в этом слове, давайте его произнесем? Поставьте ударение. {стораш] Какие буквы нужно проверить? Ж и вторую о. Ж мы проверили каким словом? (сторожа). А какое мы знаем правило? (сочетание оро оло, или проверочное слово)

Работа у доски.

Физминутка

Зрительная гимнастика.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»(у детей на столах карточки)

Где растёт морковь?

На грядках.

Буквы пишут где?

В тетрадках.

Чистим что мы?

Чистим зубки.

Одеваем в холод?

Любим все?

Коньки, салазки?

А читаем часто?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего?

Нет грядок.

А тетрадка? Нет – тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки. Проверяем шубы.

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.

А теперь ребята, я хочу попросить вас помочь мне один неграмотный мальчик писал диктант и наделал много ошибок. Я вам это диктант сейчас покажу, а вы исправьте ошибки и подберите проверочные слова.

Самостоятельная работа детей.

Выпал первый снех. На улице сильный морос. В зимний холот, всякий молот.

4.Подведение итогов.

Что мы сегодня с вами делали?

Чему вы сегодня научились?

Какие вы знаете парные согласные?

Как не ошибиться при написании этих согласных в слове?

5. Домашнее задание.

Задание на карточке

Записать предложения вставить буквы, рядом в скобках написать проверочное слово. Например, Енот (еноты) – красавец смотрит вниз,

Ено. – красавец смотрит вниз,
Там сладко потянулась ры.ь.
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над репою ревёт,
И белый голу.ь там летает,

6. Рефлексия и оценка деятельности детей.

Ду…ок, ду…ки, ду…;

Зу..ки, зу…, зу..ок;

Коло…, коло..ки, коло…лк;

Сторо…, сторо…ит, сторо..ка;

Голу…, голу..ок, голу..ка.


Выпал первый снех. На улице сильный
морос. В зимний холот, всякий молот.

Где растёт морковь?
- На гря___ках.
- Буквы пишут где?
- В тетра___ках.
- Чистим что мы?
- Чистим зу___ки.
- Одеваем в холод?
- Шу___ки.
- Любим все?
- Коньки, сала___ки?
- А читаем часто?
- Ска___ки.
- Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего?
Нет гря___ок.
А тетрадка? Нет – тетра___ок.
Зубки! Изменили – зу___ы.
Шубки. Проверяем шу___ы.
Ждём снежинок и сала__ок
И побольше чудных ска___ок.

Записать предложения вставить буквы, рядом в скобках написать проверочное слово. Например, Енот (еноты) – красавец смотрит вниз,

Ено__ – красавец смотрит вниз,
Там сладко потянулась ры_ь.
Плывёт могучий бегемо__,
Медве__ь над репою ревёт,
И белый гол__.ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

КГУ «Школа-гимназия имени академика Е.А. Букетова» района Шал акына Северо-Казахстанской области

Урок русского языка во 2 классе

по теме

«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Учитель начальных классов

Шадрина Любовь Владимировна

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель : развитие орфографической зоркости: умения находить в слове парные согласные, требующие проверки, и подбор прове-рочных слов; активизировать познавательную деятельность через игровую форму проведения урока; привитие интереса к предмету.

Оборудование урока: интерактивная доска, картинки, тетради, учебник русского языка.

Ход урока

    Психологический настрой на урок

В гости к нам на урок пришли герои известной вам сказки .Кто же это?

Бабушка девочку очень любила,

Новую шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Как же звали ее? (Красная Шапочка из сказки Шарля Перро)

Мама попросила Красную Шапочку сходить к бабушке и отнести ей пирожки и горшочек масла. А идти надо было через лес. Бежит девочка, песенку поет, цветочки нюхает, с жителями леса знакомится. А навстречу ей Волк.

Вы хотите помочь Красной Шапочке быстрее попасть к бабушке и не пустить Волка?

    Реализация

1.Минутка чистописания

б в г д н ж з — найдите «лишнюю» букву, объясните свой выбор. Остальные? (парные звонкие согласные)

Напишите буквы, обозначающие парные согласные звуки глухие и звонкие.

Мы начали урок со сказки . Как напишите это слово? Объясните.

Как сказать ласково? (сказочка ) Герои какие? (сказочные )

Что за слова получились? Почему? Обозначьте корень. Разбор по составу.

Молодцы. Справились с заданием. Красная Шапочка пока впереди волка.

2. Вставить пропущенные орфограммы (Двое работают у доски, остальные дети работают с учителем.)

д.брота ска.ка

ш.лун сне.

б.гун шу.ка

зв.риный дру.

Кто любил Красную Шапочку больше: мама или бабушка? В слове-отгадке есть глухие согласные.

Проверка самостоятельной работы на доске. На какое правил встретились слова? Лишнее слово? Почему? (1 столбик- звериный, это прилагательное,

2 столбик-друг, одушевленное имя существительное)

Хорошо помогаете Красной Шапочке.

3. Письмо по памяти

А теперь напишите слова с парной согласной в корне по памяти через запятую.

Из какого столбика писали слова? Проверка.

Отгадайте загадку.

Развалился вдоль и вширь

Этот снежный богатырь. (Сугроб.)

Допишите это слово. Подумайте и составьте рассказ с данными словами.

(Пришла зима. Выпал снег. Мы надели шубки и побежали на улицу.А на улице сугробы, как в сказке!)

4.Пятистишие

Сугроб

Большой, рыхлый

Лежит, развалился,тает

Ветер намел огромный сугроб.

Куча (вата, гора)

Запись предложения с комментированием. Разбор по членам предложения.

Здорово! Вот что значит ваша помощь. Красная Шапочка бежит впереди волка.

    Физминутка

Дети танцуют под песенку Красной Шапочки

Развитие оперативной памяти

(Читают хором орфографически-проговаривая слова)

Под со сною у до рож ки

Ежи к шь ет ли се са пож ки.

Запоминаем, пишем по памяти. Проверка. Оценки за грамотность.

Обозначим орфограммы. (Работают «цепочкой»)

Самостоятельно:

дорожки- по составу,

ежик и шьет- звуковые платьица,по вариантам

Проверка самостоятельной работы. Оценки.

    Работа в парах по карточкам.

Лебе. ь-царь в. дяной птицы. Он белый, как сне.. Он прекрасен, когда плывет по гла. кой в.де.

Прверка. (Дети объясняют орфограммы, на интерактивной доске они выделяются)

У кого ни одной ошибки? Молодцы-5! У кого одна ошибка? Две?-4…

    Рефлексия

Красная Шапочка первой прибежала к бабушке и спасла ее. Волк им не страшен.

Какую тему закрепляли?

Оценки. Учитывать оценки за каждый вид работы (а их четыре)

    Домашнее задание


Тема: « Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Цель : закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими

согласными; Слайд 1

развивать речь, внимание, мышление, память;

воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование : презентация к уроку,

раздаточный дидактический материал,

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся. Слайд 2


    Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика

на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы

правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока.

(Сначала зайчик находился в домике Б, из него отправился

в домик В, оттуда пошёл в домик Г, перепрыгнул в домик Ж..З..Д.)

Учащиеся определяют первый маршрут:

- Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными: Слайд 3

Б→В→Г→Ж→З →Д

Учитель:

- Предположите, каким был второй маршрут?

(Зайчик посетил дома с глухими парными согласными:

П →Ф →К →Т →С →Ш)

3. Формулировка темы и цели урока. Слайд 4

- Назовите тему уроку

(« Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»).

- Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?

Соедините линиями парные согласные:

б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш

Учитель:

- Какова же цель нашего урока?

(Мы будем закреплять знания о правописании звонких и глухих согласных)

4 . Минутка чистописания.

- Проведём минутку чистописания. Запишем букву, которая была последней в первом маршрут, и её пару. Какие это буквы? (д – т)

- Составим цепочку из этих букв, прибавив к ним букву о (дто). При каждом повторе количество букв о увеличивается на одну (дтоо – дтооо и т.д.).

5. Словарная работа.

а) Игра «Собери слово»

- Какие словарные слова с парными звонкими и глухими согласными вы знаете?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Слайд 5

Посмотрите на рисунок, найдите букву, с которой начинается

искомое слово, и направление для поиска остальных букв.

Отгадайте это слово (сапог)

б) Работа с лексическим значением слова.

Учитель:

- Что такое сапоги ? (Это обувь)

- Что ещё относится к обуви? (туфли, кроссовки, ботинки, калоши)

- В чём отличие сапог от туфель? (сапоги высокие, а туфли низкие). Слайд 6


- Из какого материала шьют сапоги?

- Дайте полное определение слову «сапоги».

(Это высокая обувь из кожи, резины, других материалов)

Учитель: Слайд 7

- Слово «сапоги» - древнерусское слово. У учёных нет единого

мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что

от слова «соп», т.е. « печная труба», т.к. сапоги напоминают её

по форме. Другие учёные считают, что от слова «сапати», т.е. сопеть,

скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая

точка зрения считается более убедительной.

в) Работа со словом.

Учитель:

- Произнесите слово «сапоги» по слогам, определите ударный слог (третий).

- Напишите слово «сапоги» в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в слове.

- Запишите рядом это слово в единственном числе (сапог). Какая орфограмма появилась на конце слова? (парная согласная на конце слова) Как правильно нужно записать это слово? Как проверить?

г) Работа с фразеологическими оборотами. Слайд 8


Учитель:

- В левой столбике записаны фразеологические обороты

со словом «сапоги», а в правом – значения данных оборотов.

Соотнесите фразеологические обороты и их значения.

1. Сапоги каши просят . Похожие люди, особенно по их недостаткам.

2. Быть под сапогом. Продырявились, износились, требуют ремонта.

3. Два сапога пара. Заискивать, угодничать, унижаться.

4. Стлаться под сапогом. Быть в полном подчинении у кого-либо.

д) Составление предложения со словом «сапоги».

Выбор учителем предложения из нескольких предложений, составленных учащимися.

( Мама купила красивые сапоги .)

Учитель:

- Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

е) Работа с группой родственных слов. Слайд 9

Учитель:

- Составьте группу родственных слов с

корнем «сапог»- «сапож».

(сапог- сапожок, сапожник, сапожище...)

6. Физминутка.

Учитель:

- Я буду называть слова. Если в слове есть парный согласный,

то хлопните в ладоши, а если нет, то топнете ногой.

(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)

7. Систематизация и обобщение знаний учащихся. Слайд 10

а) Учитель:

- Прочитайте слова. Спишите эти слова в тетрадь. Найдите и

подчеркните согласные буквы, которые при письме

нужно проверять.

Чашка, рыбка, коровка, берёзка, грядка, кружки, сказка.

-

б) Работа с правилом

Учебник с. 171.

в) Самостоятельная работа

Выполнение упражнения № 323.

г) Работа с деформированным текстом. Слайд 11

Учитель:

- Перед вами деформированное предложение:

кошки глазки у зубки зоркие и острые

- Составьте предложение.

- Найдите слова на правописание парных согласных

в корне слова.

д) Вставьте пропущенные буквы в слова:

Ду..., цветок, руба...ка, зверь, ястре..., одежда, медве...ь,

дерево, ланды..., птица. Слайд 12

Самопроверка.


Игра « Найди пару!» (ассоциации)

- Объедините слова в пары по смыслу

(дуб – дерево, ландыш – цветок, рубашка – одежда,

ястреб – птица, медведь - зверь)

Проверка по слайду.

Слайд

8. Развитие речи. Слайд 13

Работа с пословицами.

    Друг познаётся в беде.

    Важен не обед, а привет.

    Друга ищи, а найдёшь - береги.

Учитель:

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Какие пословицы можно объединить по смыслу?

- Составьте к ним своё задание в соответствии с темой урока.

(записать только те пословицы, в которых есть слова с парной согласной в корне слова)

9.Обобщение.

Работа с раздаточным дидактическим материалом.

Игра « Будь внимателен!»

ча.. .ка

ло...ка

кни...ка

бума...ка

ры.. .ка

ука...ка

10. Итог урока. Слайд 14

а) Рефлексия.

Учитель:

- Над какой темой работали на уроке?

- Как проверить парный согласный звук в корне слова?

б) Домашнее задание.

Учитель:

- Повторить правило, упр. 321.