Ум честь и совесть сказал. Смотреть что такое "Ум, честь и совесть нашей эпохи" в других словарях

Крючком из ниток вязалось белое или черное кружево: подзоры, нарукавники, наподольницы, скатерти, накидушки и т. д. Такое кружево часто сочеталось со стропами и выборкой.

ПЛЕТЕНИЕ. Кружево, созданное способом вязки, можно распустить и нитки вновь намотать на клубок, чего никогда не сделаешь с плетеным изделием. Плетение как бы сочетает в себе элементы вязки и тканья.

Но если при тканье используются всего две нити (основная и уточная), а при вязке - одна нить, то при плетении - множество. Каждая наматывается на отдельную палочку - коклюшку.

Плетея переплетает группы нитей, перекидывает их друг через друга, разделяет на новые группы, закрепляет сплетенное булавкой. Но булавки втыкаются в строго определенных местах по бумажному сколку, заранее предполагающему кружевной рисунок.

Коклюшки, булавки, сколок, да набитый соломой куфтырь, да подставка для него - вот и весь инвентарь кружевницы.

Она брякает коклюшками на первый взгляд беспорядочно, поворачивает куфтырь то одним боком, то другим. Нити пересекаются, сплетаются, лепятся и ползут то туда, то сюда.

И вдруг вся эта беспорядочность исчезает, рождается кружево. Душа человеческая воплощается в созданные руками белые, черные, комбинированные узоры. Сквозь плавную графику северных русских кружев до сих пор струится живительное тепло народного творчества.

ОСТАНОВЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ

Кто из нас, особенно в детстве или в юности, не ужасался и не впадал в уныние при виде удручающе необъятного костра дров, которые надо вначале испилить, а потом исколоть и сложить в поленницы? Или широкого поля, которое надо вспахать одному? Или дюжины толстущих куделей, которые надо перепрясть к празднику? Сердце замирало от того, как много предстоит сделать. Но, как и всегда, находится утешающая или ободряющая пословица. Хотя бы такая: "Глаза страшатся, а руки делают". Припомнит ее, скажет вовремя кто-нибудь из старших - глядь, уж и не так страшно начинать работу, которой конца не видно. Вот вам и материальная сила слова. "Почин дороже дела", - вспоминается другая, не менее важная пословица, затем: "Было бы начало, а конец будет" и т. д. Если же взялся что-то делать, то можно и посмотреть на то, сколько сделано, увидеть, как потихонечку прибывает и прибывает. И вдруг с удивлением заметишь, что и еще не сделанное убыло, хоть ненамного, но стало меньше! Глядь-поглядь, половина сделана, а вторая тоже имеет свою половину. Глаза страшатся, а руки делают…

Но эта пословица верна не только в смысле объема, количества работы, но и в смысле качества ее, то есть относительно умения, мастерства, творчества и - не побоимся сказать - искусства. У молодого, начинающего глаза страшатся, другой же, и не совсем молодой, тоже боится, хотя, может быть, имеет к делу природный талант. Но как же узнаешь, имеется ли талант, ежели не приступишь к делу?

В искусстве для начинающего необходим риск, в известной мере - безрассудство! Наверное, только так и происходит первоначальное выявление одаренных людей. Нужна смелость, дерзновенный порыв, чтобы понять, способен ли ты вообще на что-то. Попробовать, начать, осмелиться! А там, по ходу работы, появляется вдохновение, и работник, если в него природа вложила талант, сразу или же постепенно становится художником. Конечно, не стоит пробовать без конца, всю жизнь, превращая настойчивость в тупое упрямство.

Особенностью северного крестьянского трудового кодекса было то, что все пробовали делать все, а среди этих многих и рождались подлинные мастера.

Мастерство же - та почва, на которой вырастали художники.

Но и для человека, уже поверившего в себя, убедившегося в своих возможностях, каждый раз, перед тем как что-то свершить, нужен был сердечный риск, оправданный и ежесекундно контролируемый умом, нужна была смелость, уравновешенная осторожной неторопливостью.

Только тогда являлось к нему вдохновение, и драгоценные мгновения останавливались, отливались и застывали в совершенных формах искусства.

Неправда, что эти мгновения, этот высокий восторг и вдохновение возможны лишь в отдельных, определенных видах труда и профессиональной деятельности!

Они - эти мгновения - возможны в любом деле, если душа человека созвучна именно этому делу (Осип Александрович Самсонов из колхоза "Родина" доит коров, случает их с быком, помогает им растелиться, огребает навоз так же самозабвенно, как его сосед Александр Степанович Цветков рубит угол, кантует бревно и прирубает косяк).

Искусство может жить в любом труде. Другое дело, что, например, у пахаря, у животновода оно не материализуется, не воплощается в предметы искусства. Может быть, среда животноводов и пахарей (иначе крестьянская) потому-то и выделяла мастеров и художников, создававших предметы искусства.

Крестьянские мастера и художники испокон веку были безымянны. Они создавали свои произведения вначале для удовлетворения лишь эстетических потребостей. Художественный промысел рождался на границе между эстетической и экономической потребностью человека, когда мастера начинали создавать предметы искусства не для себя и не в подарок друзьям и близким, а по заказу и на продажу.

Художественный промысел…

В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество - это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой. И что бы мы ни придумывали для спасения художественности в промысле, он всегда будет стремиться к ее размыванию, а сама она будет вечно сопротивляться промыслу.

Образ умирает в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, пока существует хоть маленькая разница между предметами, промысел можно называть художественным…

Разве не удивительна выживаемость красоты в подобных условиях? Вот некоторые северные промыслы, все еще не желающие уступать натиску валовой безликости и давлению эстетической тупости.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

Покойная Наталья Самсонова (мать уже упомянутого дояра Осипа Александровича) плела превосходные высокохудожественные косынки, иначе - женские кружевные платки. Когда-то редкая девица не мечтала иметь такую косынку. Но поскольку бесплодные мечты у северного крестьянина были не в чести, редкая девица не стремилась и выучиться плести. Не дожидаясь счастливых случайностей, девушки еще с детства постигали мастерство плетения. Они сами себе создавали свою красоту. Если же косынка доставалась в наследство от матери или бабушки, свою можно было выплести и продать, а на деньги купить кованые серебряные сережки, дюжину веретен, а может, еще и пару хороших гребенок.

Талант мастерицы сплетал воедино экономическую основу, достаток крестьянской семьи с утком праздничной красоты. Так было не только за кроснами, за куфтырем, но и всюду, где таился и разгорался огонек творчества. Талант обязательно проявлял себя и во многом другом например в фольклоре. Наталья Самсонова во время плетения рассказывала сказки, на ходу выдумывая новые приключения. Еще лучше она пела на праздниках…

Кружево, сплетенное для себя или в подарок, не предполагало денежной выгоды, его создательницы не кидали куфтырь как сумасшедшие с боку на бок, не спешили в погоню за количеством. Красота никогда не была сестрой торопливости.

ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ

Устюг Великий, как и Новгород, несколько столетий был средоточием русской культуры, торговли и промышленности. Устюжане могли делать все: и воевать, и торговать, и хлебопашничать… Многие из них дошли до Аляски и Калифорнии и там обосновались, другие исходили всю Сибирь, торговали с Индией, Китаем и прочими странами.

Но те, что не любили путешествовать и жили дома, тоже не сидели сложа руки. В Устюге знали практически все промыслы, процветавшие на Руси и в средневековой Европе.

Одна из бед новой России,
что понятия ум, честь и
совесть стали взаимоисключающими.
М. Жванецкий

Ум, Честь и Совесть, меж собой, однажды перегрызлись,
О добродетелях своих затеяв странный спор, –
Кто из троих по праву главный в жизни?
Главенствовать втроём – ведь это перебор!

Хотя, бывали в нашей жизни прецеденты –
ФенОмен deja vu КПСС эпохи,
Когда три архиважных компонента
В коммунистическом слились едином вздохе.

Прошли те времена, и Ум восстал сурово:
Отныне в голове один он - Бог и Царь,
И потому, все быть должны готовы
Достоинства свои снесть на его алтарь.

И Чести нечего кичиться благородством,
Наградой дорогой за добродетель слыть.
Коль смолоду себя не в силах сохранить,
Фальшь чистоты - обычное юродство.

А Совесть – та, вообще, под стать, продажной девке,
Вся в угрызениях, капризна, нечиста.
Под знаменем своим на сучковатом древке,
Ни дать,ни взять, Свобода, вдруг сошедшая с холста.

Неслыханный позор! Обиженные дамы
Зашлись в припадке гнева благородном,
И разыгралась оглушительная драма,
Когда не ищут слов богоугодных.

Нет, ты не Ум – несчастный недоумок!
Придаток жалкий старого осла!
Ты, верно, потерял совсем рассудок,
И следует тебя ко всем чертям послать!

Кому-то в голову пришло тебя укоротить,
А заодно и затупить нещадно?
Уже не можешь, блин, мозгами шевелить!
Ты хоть и Ум ещё, но только «задний».

Ты беден, слаб, беспомощен без нас,
Скучна твоя палитра: белый – чёрный.
Без Чести твой лишён достоинства анфас,
И профиль твой без Совести греховный.

Не смею даже и предположить,
К чему мог привести скандал внутри триады,
Когда б Холодный Разум не сумел остановить
Наполненные ядом эскапады.

Опомнитесь! Вы! Цвет моральных качеств!
Вершины мудрости, достоинства души!
Да сколько можно всех вокруг дурачить,
Насколько вы в своём единстве хороши?

На самом деле, пресловутой связи
Меж вами нет ни в прошлом, ни сейчас.
Соединил вас вождь в красивой фразе
И на партийный поместил иконостас.

Отнюдь, не каждый Ум украшен Честью,
И Честь не каждая по Совести живёт,
И Ум, бывает, на условности плюёт
И ловит кайф в потоке сладкой лести.

И Совесть иногда бесчестием грешит,
Ум подвергая проискам сомнений.
И заблудившись в лабиринте мнений,
На сделку с истиной продажная спешит.

А Честь, особенно в отсутствие Ума,
Переполняется фальшивою гордыней,
И стелет бело-розовый туман,
Скрывающий её греховные святыни.

…………………………………………………………………………
Реальный мир далёк от совершенств,
Лишён гармонии своих идей высоких,
И нет, наверно, никакого проку
Искать меж ними знаки верховенств.

Есть Ум, есть Честь, есть Совесть у людей
И каждый атрибут в своей отпущен дозе.
Какие ни случись средь них метаморфозы,
Нет в мире ничего Души главней!

Рецензии

Уважаемый Вадим, очень рада, что зашла в гости, прочла ваши
новейшие творения с удовольствием. Похоже, что декабрь был
плодотворный месяц. Последний куплет этого стиха -отличный
заключительный аккорд. Дерзайте дальше, С теплом, Маша Р.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Для чего человеку совесть? Совесть это чувство ответственности за себя, и совесть вершит суд над ее обладателем. Это единственный допустимый суд, кроме суда Божьего. Многие считают совесть навязчивой обузой в современном мире. Она проявляется очень некстати. Кажется, никто не знает и никогда не узнает о совершенном тайном деянии, но вмешивается совесть. И тогда эти многие страшатся невидимого призрака, совесть судит на человеческом инстинктивном уровне.

Премудрость Соломона.17.
9. И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать,
10. ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.

Такой инстинкт нужен пока нет знаний. Но совесть у всех на разном уровне, кто-то ее старательно усыпляет, чтоб не мешалась. Про таких, с усыпленной совестью и без знания Бога, сказано в Слове - "беззаконник не знает стыда", и таких совесть не мучает и не обличает. Такие не прислушались бы к словам Христа в защиту женщины-прелюбодейки - "кто из вас без греха, первый брось на нее камень". Безгрешных на земле нет, а бессовестных глупцов много.
А кому же лучше? Как известно, все тайное становится явным, и лучше осудить себя сейчас, в этой земной жизни, нежели откладывать наказание до дня суда Божьего. Ибо наказание свыше будет несравнимо строже.

Совесть это направляющая сила. Не напрасно в еще недавнем прошлом был популярен лозунг - "партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". И коммунисты это понимали, хоть Бога и отрицали. Совесть подобна лестнице Иакова, ведущей в Небо. Благодаря совести дух совершенствуется и ведется по пути к Богу. И только достигнув высот совершенства и став человеком Божьим, человек избавляется от совести. Она ему уже становится не нужна, потому что ей на смену приходят знания и Истина. Истина превыше совести. Человек этот уже не может никому причинить зла или вреда благодаря своим знаниям, а не совести. Это уже не уровень инстинкта, но уровень божественного знания и сознания.
Партия ("наш рулевой") в какой-то момент истории утратила правильное направление и большой красный дракон был низвержен на землю. Своим хвостом в конце своего царствования он увлек с высот власти и множество своих сотоварищей и поверг их на землю. И теперь истинное направление потеряно и мир погряз в бессовестном невежестве. Правда, прелюбодеек уже не бьют, потому что теперь это считается не грехом, а нормальным укладом жизни. А вот за одно правдивое слово готовы убить.
Остается суд Божий.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Ум, честь и совесть нашей эпохи

Ум, честь и совесть нашей эпохи

Из статьи «Политический шантаж» (1917) В. И. Ленина (1870-1924), в которой он так характеризует свою партию (большевиков). Выступая против российской прессы иной, небольшевистской ориентации, называя ее журналистов «шантажистами» и «клеветниками», В. И. Ленин писал: «Будем стойки в клеймении шантажистов. Будем непреклонны в разборе малейших сомнений судом сознательных рабочих, судом своей партии, ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи...»

Цитируется иронически по поводу партии, претендующей на руководство, особые моральные качества, особое знание, а также употребляется применительно к такому феномену российской политической жизни, как «партия власти».

Из книги Большая книга афоризмов автора

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть - тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть - это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN Совесть - это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Совесть Совесть - тысяча свидетелей. Квинтилиан (ок. 35 - ок. 96), римский оратор Совесть - это дворняжка, которая свободно дает вам пройти, но непременно облает. NN Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом. Лев Толстой (1828–1910), писатель Совесть - это теща,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как Талейран относился к таким понятиям, как убеждения и совесть? В одной из самых блестящих своих работ «Талейран» академик Е. В. Тарле пишет об этом следующее: «Что такое «убеждения» – князь Талейран знал только понаслышке, что такое «совесть» – ему тоже приходилось

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста см. И мальчики кровавые в

Из книги Семейный вопрос в России. Том I автора Розанов Василий Васильевич

Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи см. Ум, честь и совесть нашей

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

Границы нашей эры

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

ГРАНИЦЫ НАШЕЙ ЭРЫ...Мне душно, мне тяжко дышать. Гёте. "Лесн. царь"Не благословить человека в моменте рождения, т. е. как рождающего и рожденного, - значит и самое бытие его не благословить; ни in sein, ни in werden. Вот главный упор, к которому подходит аскетизм. Главная трудность его

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

XII. Вера и совесть Церковь. Религия Я ничего не имею против церкви – пока она не вмешивается в дела Всевышнего. (Брукс Аткинсон)* * *Для иных свобода религии означает возможность выбора церкви, которую можно не посещать. («The Encyclopedia of Religious Quotations» (1985)* * *ЕСЛИ БЫ ЦЕРКОВЬ БЫЛА

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Совесть. Порядочность Совесть – это внутренний голос, который говорит нам, чего не должны делать другие. («20,000 Quips & Quotes»)* * *Совесть: внутренний голос, предупреждающий, что кто-то, может быть, наблюдает за нами. (Генри Луис Менкен)* * *Угрызения совести – знак того, что это

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Три тысячелетия до нашей эры На веслах и под парусомК истокам НилаСказочная страна ПунтЗа душистым деревом и краской для глазЭбла и ФиникияФиникийский НовгородЗагадка города ЛиксаСтранствия ОдиссеяТри ученых грека из МилетаКак узнали, что Земля шарообразнаяПознание

Из книги Как я Родиной торговал автора Каракулько Александр

Из книги автора

Шпионаж до нашей эры Сунь Цзы написал книгу «Искусство войны» об использовании тайных агентов – шпионов. Удивительно, что основы шпионажа наших дней практически неотличимы от шпионажа, который использовался китайцами в 400 году до нашей эры.Сунь Цзы делит всех тайных

Из книги автора

Грех См. также «Десять заповедей», «Добро и зло», «Искушение», «Исповедь», «Раскаяние. Покаяние», «Святые и грешники», «Совесть» Большая разница, не хочет человек грешить или не умеет. Сенека Мы живем так, что внезапно увидеть нас – значит поймать

Из книги автора

Раскаяние. Покаяние См. также «Грех», «Исповедь», «Совесть», «Стыд» Наше раскаяние – это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ. Франсуа Ларошфуко Только плохой человек нуждается в покаянии;

Из книги автора

Я в банкиры бы пошёл… Только совесть не позволит Наверное, верхом мечты простого гуманитария-экономиста считается либо управление финансовыми активами (деньги или ценные бумаги, фьючерсы, облигации и т.д.), либо самостоятельная торговля на бирже (валюта или опять