Почему когда умирает близкий человек. Как пережить потерю и что делать, если умер близкий человек. Стирайте суеверия из своего сознания

Лишь в редчайших случаях человек заранее готов к смерти близкого. Гораздо чаще горе настигает нас неожиданно. Что делать? Как реагировать? Рассказывает Михаил Хасьминский, руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (г. Москва).

Через что мы проходим, переживая горе?

Когда умирает близкий человек, мы ощущаем, что связь с ним рвется — и это доставляет нам сильнейшую боль. Болит не голова, не рука, не печень, болит душа. И невозможно ничего сделать, чтобы эта боль раз — и прекратилась.

Часто скорбящий человек приходит ко мне на консультацию и говорит: «Уже две недели прошло, а я никак не могу прийти в себя». Но разве можно прийти в себя за две недели? Ведь после тяжелой операции мы не говорим: «Доктор, я уже десять минут лежу, и ничего еще не зажило». Мы понимаем: пройдет три дня, врач посмотрит, потом снимет швы, рана начнет заживать; но могут возникнуть осложнения, и какие-то этапы придется проходить снова. На все это может уйти несколько месяцев. А здесь речь не о телесной травме — а о душевной, чтобы ее излечить, обычно требуется около года или двух. И в этом процессе есть несколько последовательных стадий, перепрыгнуть через которые невозможно.

Какие это стадии? Первое — шок и отрицание, затем гнев и обида, торг, депрессия и, наконец, принятие (хотя важно понимать, что любое обозначение стадий — условное, и что у этих этапов нет четких границ). Некоторые проходят их гармонично и без задержек. Чаще всего это люди крепкой веры, у которых есть ясные ответы на вопросы, что такое смерть и что будет после нее. Вера помогает правильно пройти эти этапы, пережить их один за другим — и в итоге войти в стадию принятия.

А вот когда веры нет, смерть близкого человека может стать незаживающей раной. Например, человек может на протяжении полугода отрицать утрату, говорить: «Нет, я не верю, этого не могло случиться». Или «застрять» на гневе, который может быть направлен на врачей, которые «не спасли», на родственников, на Бога. Гнев может быть направлен и на самого себя и продуцировать чувство вины: я недолюбил, недосказал, не остановил вовремя — я негодяй, я виновен в его смерти. Таким чувством подолгу мучаются многие люди.

Однако, как правило, достаточно нескольких вопросов, чтобы человек разобрался со своим чувством вины. «Разве вы хотели смерти этого человека?» — «Нет, не хотел». — «В чем же тогда вы виновны?» — «Это я послал его в магазин, а если бы он туда не пошел, то не попал бы под машину». — «Хорошо, а если бы вам явился ангел и сказал: если ты пошлешь его в магазин, то этот человек умрет, как бы вы тогда себя повели?» — «Конечно, я бы тогда никуда его не послал». — «В чем же ваша вина? В том, что вы не знали будущего? В том, что вам не явился ангел? Но при чем тут вы?»

У некоторых людей сильнейшее чувство вины может возникнуть и просто из-за того, что прохождение упомянутых этапов у них затягивается. Друзья и коллеги не понимают, почему он так долго ходит мрачный, неразговорчивый. Ему и самому от этого неловко, но он ничего с собой сделать не может.

А у кого-то, наоборот, эти этапы могут буквально «пролететь», но спустя время травма, которую они не прожили, всплывает, и тогда, возможно, даже переживание смерти домашнего животного дастся такому человеку с большим трудом.

Ни одно горе не обходится без боли. Но одно дело, когда при этом ты веришь в Бога, и совсем другое, когда ни во что не веришь: тут одна травма может накладываться на другую — и так до бесконечности.

Поэтому мой совет людям, которые, предпочитают жить сегодняшним днем и откладывают главные жизненные вопросы на завтра: не ждите, когда они свалятся на вас, как снег на голову. Разберитесь с ними (и с самими собой) здесь и сейчас, ищите Бога — этот поиск поможет вам в момент расставания с близким человеком.

И еще: если чувствуете, что не справляетесь с потерей самостоятельно, если уже полтора-два года нет динамики в проживании горя, если есть чувство вины, или хроническая депрессия, или агрессия, обязательно обратитесь к специалисту — психологу, психотерапевту.

Не думать о смерти — это путь к неврозу

Недавно я анализировал, как много картин знаменитых художников посвящено теме смерти. Раньше художники брались за изображение горя, скорби именно потому, что смерть была вписана в культурный контекст. В современной культуре нет места смерти. О ней не говорят, потому что «это травмирует». В действительности же травмирует как раз обратное: отсутствие этой темы в поле нашего зрения.

Если в разговоре человек упоминает, что у него кто-то погиб, то ему отвечают: «Ой, извини. Наверное, тебе не хочется об этом говорить». А может быть, как раз наоборот, хочется! Хочется вспомнить об умершем, хочется сочувствия! Но от него в этот момент отстраняются, пытаются сменить тему, боясь огорчить, задеть. У молодой женщины умер муж, а близкие говорят: «Ну, не переживай, ты красивая, ты еще выйдешь замуж». Или сбегают как от чумной. Почему? Потому что сами боятся думать о смерти. Потому что не знают, что говорить. Потому что нет никаких навыков соболезнования.

Вот в чем главная проблема: современный человек боится думать и говорить о смерти. У него нет этого опыта, ему его не передали родители, а тем — их родители и бабушки, жившие в годы государственного атеизма. Потому сегодня многие не справляются с переживанием потери самостоятельно и нуждаются в профессиональной помощи. Например, бывает, что человек сидит прямо на могиле матери или даже там ночует. От чего возникает эта фрустрация? От непонимания, что произошло и что делать дальше. А на это наслаиваются всевозможные суеверия, и возникают острые, иногда суицидальные проблемы. К тому же, рядом часто оказываются также переживающие горе дети, и взрослые своим неадекватным поведением могут нанести им непоправимую душевную травму.

Но ведь соболезнование — это «совместная болезнь». А зачем болеть чужой болью, если твоя цель - чтобы тебе было хорошо здесь и сейчас? Зачем думать о собственной смерти, не лучше ли отогнать эти мысли заботами, что-нибудь себе купить, вкусно поесть, хорошо выпить? Страх того, что будет после смерти, и нежелание об этом думать включает в нас очень детскую защитную реакцию: все умрут, а я нет.

А между тем и рождение, и жизнь, и смерть — звенья одной цепи. И глупо это игнорировать. Хотя бы потому, что это — прямой путь к неврозу. Ведь когда мы столкнемся со смертью близкого человека, мы не справимся с этой потерей. Только изменив свое отношение к жизни, можно многое исправить внутри. Тогда и горе пережить будет намного легче.

Стирайте суеверия из своего сознания

Я знаю, что на почту «Фомы» приходят сотни вопросов о суевериях. «Протерли памятник на кладбище детской одеждой, что теперь будет?» «Можно ли поднять вещь, если уронил на кладбище?» «Уронила в гроб платочек, что делать?» «На похоронах упало кольцо, к чему этот знак?» «Можно ли вешать фото умерших родителей на стене?»

Начинается завешивание зеркал — ведь это, якобы, ворота в другой мир. Кто-то убежден, что сыну нельзя нести гроб матери, а то покойнице будет плохо. Какой абсурд, кому же как не родному сыну нести этот гроб?! Конечно, ни к православию, ни к вере во Христа система мира, где случайно упавшая на кладбище перчатка являет собой некий знак, никакого отношения не имеет.

Думаю, это тоже от нежелания заглянуть внутрь себя и отвечать на действительно важные экзистенциальные вопросы.

Не все люди в храме являются экспертами по вопросам жизни и смерти

Для многих потеря близкого человека становится первым шагом на пути к Богу. Что делать? Куда бежать? Для многих ответ очевиден: в храм. Но важно помнить, что даже в состоянии шока надо отдавать себе отчет, зачем именно и к кому (или Кому) ты туда пришел. Прежде всего, конечно, к Богу. Но человеку, который пришел в храм впервые, который, может быть, не знает с чего начать, особенно важно встретить там проводника, который поможет разобраться во многих вопросах, не дающих ему покоя.

Этим проводником, конечно, должен бы стать священник. Но у него далеко не всегда есть время, у него часто весь день расписан буквально по минутам: службы, разъезды и много чего еще. И некоторые батюшки поручают общение с новопришедшими волонтерам, катехизаторам, психологам. Иногда эти функции частично выполняют даже свечники. Но надо понимать, что в церкви можно наткнуться на самых разных людей.

Это как если бы человек пришел в поликлинику, а гардеробщица ему сказала: « У тебя что болит-то?» — «Да, спина». — «Ну, давай я тебе расскажу, как лечиться. И литературу дам почитать».

В храме то же самое. И очень грустно, когда человек, который и так ранен потерей своего близкого, получает там дополнительную травму. Ведь, честно говоря, не каждый священник сумеет правильно выстроить общение с человеком в горе — он ведь не психолог. Да и не каждый психолог справится с этой задачей, у них, как и у врачей, есть специализация. Я, например, ни при каких обстоятельствах не возьмусь давать советы из области психиатрии или работать с алкозависимыми людьми.

Что уж говорить о тех, кто раздает непонятные советы и плодит суеверия! Часто это околоцерковные люди, которые в церковь не ходят, но заходят: ставят свечи, пишут записки, освящают куличи, — и все знакомые к ним обращаются как к экспертам, которые все знают о жизни и смерти.

Но с людьми, переживающими горе, надо говорить на особом языке. Общению с горюющими, травмированными людьми надо учиться, и к этому делу надо подходить серьезно и ответственно. На мой взгляд, в Церкви это должно быть целым серьезным направлением, ничуть не менее важным, чем помощь бездомным, тюремное или любое другое социальное служение.

Чего ни в коем случае нельзя делать — это проводить какие-то причинно-следственные связи. Никаких: «Бог ребенка забрал по твоим грехам»! Откуда вы знаете то, что одному только Богу известно? Такими словами горюющего человека можно травмировать очень и очень сильно.

И ни в коем случае нельзя экстраполировать свой личный опыт переживания смерти на других людей, это тоже большая ошибка.

Итак, если вы, столкнувшись с тяжелым потрясением, пришли в храм, будьте очень осторожны в выборе людей, к которым обращаетесь со сложными вопросами. И не стоит думать, что в церкви вам все что-то должны — ко мне на консультации нередко приходят люди, оскорбленные невниманием к ним в храме, но забывшие, что они не центр вселенной и окружающие не обязаны выполнять все их желания.

А вот сотрудникам и прихожанам храма, если к ним обращаются за помощью, не стоит строить из себя эксперта. Если вам хочется по-настоящему помочь человеку, тихонько возьмите его за руку, налейте ему горячего чая и просто выслушайте его. Ему от вас требуются не слова, а соучастие, сопереживание, соболезнование — то, что поможет шаг за шагом справиться с его трагедией.

Если умер наставник…

Часто люди теряются, когда лишаются человека, который был в их жизни учителем, наставником. Для кого-то это — мама или бабушка, для кого-то — совершенно сторонний человек, без мудрых советов и деятельной помощи которого сложно представить свою жизнь.

Когда такой человек умирает, многие оказываются в тупике: как жить дальше? На стадии шока такой вопрос вполне естественен. Но если его решение затягивается на несколько лет, это кажется мне просто эгоизмом: «мне был нужен этот человек, он мне помогал, теперь он умер, и я не знаю, как жить».

А может, теперь тебе надо помочь этому человеку? Может быть, теперь твоя душа должна потрудиться в молитве об усопшем, а твоя жизнь — стать воплощенной благодарностью за его воспитание и мудрые советы?

Если у взрослого человека ушел из жизни важный для него человек, который давал ему свое тепло, свое участие, то стоит вспомнить об этом и понять, что теперь ты, как заряженный аккумулятор, можешь это тепло раздавать другим. Ведь чем больше ты раздашь, чем больше созидания принесешь в этот мир — тем больше заслуга того умершего человека.

Если с тобой делились мудростью и теплом, зачем плакать, что теперь некому больше это делать? Начинай делиться сам — и ты получишь это тепло уже от других людей. И не думай постоянно о себе, потому что эгоизм — самый большой враг переживающего горе.

Если умерший был атеистом

На самом деле каждый во что-то верит. И если ты веришь в жизнь вечную, значит, ты понимаешь, что человек, провозглашавший себя атеистом, теперь, после смерти — такой же, как и ты. К великому сожалению, он осознал это слишком поздно, и твоя задача теперь — помочь ему своей молитвой.

Если ты был близок с ним, то в какой-то степени ты — продолжение этого человека. И от тебя теперь многое зависит.

Дети и горе

Это отдельная, очень большая и важная тема, ей посвящена моя статья «Возрастные особенности переживания горя». До трех лет ребенок вообще не понимает, что такое смерть. И только лет в десять начинает формироваться восприятие смерти, как у взрослого человека. Это надо обязательно учитывать. Кстати, об этом много говорил митрополит Сурожский Антоний (лично я считаю, что он был великим кризисным психологом и душепопечителем).

Многих родителей волнует вопрос, должны ли дети присутствовать на похоронах? Смотришь на картину Константина Маковского «Похороны ребенка» и думаешь: сколько детей! Господи, зачем они там стоят, зачем на это смотрят? А почему бы им там не стоять, если взрослые им объясняли, что смерти бояться не нужно, что это — часть жизни? Раньше детям не кричали: «Ой, уйди, не смотри!» Ведь ребенок чувствует: если его так отстраняют, значит, происходит что-то жуткое. И тогда даже смерть домашней черепашки может обернуться для него психическим заболеванием.

А детей в те времена и прятать было некуда: если в деревне кто-то умирал, все шли с ним прощаться. Это естественно, когда дети присутствуют на отпевании, оплакивают, учатся реагировать на смерть, учатся делать что-то созидательное ради усопшего: молятся, помогают на поминках. И родители зачастую сами травмируют ребенка тем, что пытаются укрыть его от негативных эмоций. Некоторые начинают обманывать: «Папа уехал в командировку», и ребенок со временем начинает обижаться — сначала на папу за то, что не возвращается, а затем и на маму, ведь он чувствует, что она что-то не договаривает. А когда потом открывается правда… Я видел семьи, где ребенок уже просто не может общаться с матерью из-за такого обмана.

Меня поразила одна история: у девочки умер папа, и ее учительница — хороший педагог, православный человек — сказала детям, чтобы они не подходили к ней, потому что ей и так плохо. А ведь это значит, травмировать ребенка еще раз! Страшно, когда даже люди с педагогическим образованием, люди верующие не понимают детскую психологию.

Дети ничем не хуже взрослых, их внутренний мир ничуть не менее глубок. Конечно, в разговорах с ними надо учитывать возрастные аспекты восприятия смерти, но не надо прятать их от скорбей, от трудностей, от испытаний. Их надо готовить к жизни. Иначе они станут взрослыми, а справляться с потерями так и не научатся.

Что значит «пережить горе»

Полностью пережить горе — это значит превратить черную скорбь в светлую память. После операции остается шов. Но если он хорошо и аккуратно сделан, он уже не болит, не мешает, не тянет. Так и тут: шрам останется, мы никогда не сможем забыть о потере — но переживать ее мы будем уже не с болью, а с чувством благодарности к Богу и к умершему человеку за то, что он был в нашей жизни, и с надеждой на встречу в жизни будущего века.

Наталья Капцова

Время на чтение: 8 минут

А А

Смерть человека – это всегда неожиданное событие, тем более, когда подобное происходит с близкими и дорогими нам людьми. Такая утрата является глубоким потрясением для любого из нас. В момент утраты человек начинает ощущать потерю эмоциональной связи, глубокое чувство вины и невыполненного долга перед умершим. Все эти ощущения очень гнетут, и могут вызвать сильную депрессию. Поэтому сегодня мы вам расскажем, как пережить смерть близкого человека.

Смерть близкого человека: 7 этапов горя

Психологи выделяют 7 этапов скорби, которые переживают все люди, скорбящие по умершему близкому человеку. При этом данные этапы не чередуются в какой-то конкретной последовательности – у каждого этот процесс проходит индивидуально . А поскольку понимание того, что с вами происходит, помогает справиться с горем, мы хотим вам рассказать об этих этапах.
7 этапов скорби:

  1. Отрицание.
    «Это неправда. Невозможно. Со мной такого произойти не могло». Страх является основной причиной отрицания. Вы боитесь того, что произошло, боитесь того, что будет дальше. Ваш разум пытается отрицать реальность, вы пытаетесь убедить себя в том, что в вашей жизни ничего не произошло и ничего не изменилось. Внешне, человек в таком ситуации может выглядеть просто оцепеневшим, или наоборот суетится, активно заниматься организацией похорон, обзванивать родственников. Но это не значит, что он легко переживает утрату, просто он еще до конца ее не осознал.
    Однако следует помнить, что человека впавшего в оцепенение, не стоит ограждать от хлопот связанных с похоронами. Заказ ритуальных услуг и оформление всех необходимых документов заставляют шевелиться, общаться с людьми, и таким образом помогают выйти из оцепенения.
    Бывают случаи, когда в стадии отрицания человек вообще перестает воспринимать окружающий мир адекватно. И хотя такая реакция кратковременна, помочь выйти из этого состояния все-таки необходим о. Для этого с человеком необходимо разговаривать, при этом постоянно называть его по имени, не оставлять одного и постараться немного отвлечь . А вот утешать и успокаивать не стоит, это все равно не поможет.
    Этап отрицания не очень продолжительный. В этот период человек себя как бы подготавливает к уходу близкого, осознает то, что с ним произошло. И как только человек осознанно принимает случившееся, он начинает переходить от этого этапа к следующему.
  2. Гнев, обида, ярость.
    Эти чувства человека захватывают полностью, и проецируются на весь окружающий мир. В этот период для него вас достаточно хороших людей и все всё делают неправильно. Такая буря эмоций вызвана ощущением того, что всё вокруг происходящее является большой несправедливостью. Сила этой эмоциональной бури зависит от самого человека, и того, как часто он их выплескивает наружу.
  3. Чувство вины.
    Человек все чаще вспоминает моменты общения с умершим, и приходит осознание – тут мало уделил внимание, там очень резко разговаривал. В голову все чаще приходит мысль «А все ли я сделал, чтобы предотвратить эту смерть». Бывают такие случаи, когда чувство вины с человеком остается даже после того, как он пережил все стадии скорби.
  4. Депрессия.
    Этот этап сложнее всего проходит у тех людей, которые держат все свои эмоции в себе, не показывая своих чувств окружающим. А тем временем они истощают человека изнутри, он начинает терять надежду на то, что когда-нибудь жизнь вернется в сове нормальное русло. Находясь в глубокой печали, горюющий не хочет, чтобы ему сочувствовали. Он находится в мрачном состоянии и не контактирует с другими людьми. Пытаясь подавить свои чувства, человек не выпускает свою отрицательную энергию, таким образом, становясь еще более несчастным. После потери дорогого человека, депрессия может стать довольно трудным жизненным опытом, который оставит отпечаток на всех аспектах жизни человека.
  5. Принятие случившегося и облегчение боли.
    С течением времени человек пройдет все предыдущие стадии горя и, наконец, смирится с произошедшим. Теперь он уже может взять свою жизнь в руки и направить в правильное русло. Его состояние с каждым днем будет улучшаться, а злость и депрессия будут ослабевать.
  6. Возрождение.
    Хотя мир без дорогого тебе человека принять сложно, сделать это просто необходимо. В этот период человек становится малообщительным и молчаливым, часто мысленно уходит в себя. Данный этап довольно продолжительный, он может длиться от нескольких недель до нескольких лет.
  7. Создание новой жизни.
    После прохождения всех стадий горя в жизни человека меняется многое, в том числе и он сам. Очень часто в подобной ситуации люди стараются найти новых друзей, сменить окружающую обстановку. Кто-то меняет работу, а кто-то место жительства.

Каждому из нас рано или поздно приходится сталкиваться с ситуацией, когда уходит из жизни родственник либо требуется зафиксировать кончину постороннего человека. Однако не всем известно, какие действия необходимо выполнить при наступлении печального события. В нашей публикации хотелось бы поведать, что делать, если умер человек.

Что предпринять, когда смерть наступила дома в дневное время?

Алгоритм действий различается в зависимости от времени суток и места, в котором ушел из жизни родственник. Что делать, если умер человек дома в дневное время? В подобных ситуациях стоит прибегнуть к следующим мероприятиям:

  1. Если умер человек, зеркала в доме стоит завесить тканью. Затем вызвать по телефону участкового врача. Далее останется дождаться приезда медицинского работника. Последний обязан заключить констатацию смерти, после чего выдать родственникам подтверждающую данный факт бумагу.
  2. Вызвать полицию, сотрудники которой выполнят осмотр тела, составят соответствующий протокол и предоставят направление в морг.
  3. Если человек умер дома, что делать дальше? Пока выполняют свою работу медики и полиция, рекомендуется заняться поиском и подготовкой пакета документов. В дальнейшем обязательно понадобится собственный паспорт и аналогичное удостоверение личности усопшего, а также страховка, медицинская карта.
  4. Если на руках имеется документ с констатацией смерти, нужно взять остальные указанные выше бумаги и посетить районную поликлинику. При условии, что умерший родственник обследовался здесь на протяжении нескольких последних недель, можно будет сразу оформить свидетельство о кончине человека. В противном случае тело усопшего, скорее всего, будет перенаправлено на процедуру вскрытия.
  5. У работников поликлиники необходимо узнать адрес и телефон морга. Затем придется отыскать подходящий автомобиль для транспортировки тела. После вскрытия можно будет получить свидетельство о смерти.

Если смерть наступила ночью

Что делать, если умер человек дома в ночное время? Действия в данном случае практически идентичны мероприятиям в предыдущей ситуации. Отличием выступает то, что вместо участкового врача нужно вызвать бригаду скорой помощи. Не обойдется также без присутствия сотрудников полиции, которые направят тело усопшего в морг. С наступлением утра придется посетить поликлинику для получения амбулаторной карты умершего. В представленном документе врачи должны прописать посмертный эпикриз. Далее останется получить свидетельство о смерти в морге. Ехать за бумагой следует, имея на руках собственное удостоверение личности, амбулаторную карту и паспорт усопшего.

Алгоритм действий в случае смерти вне дома

Что делать, если человек умер за городом, в гостях, прочих подобных местах? В первую очередь следует уведомить о происшествии районную полицию и вызвать скорую помощь. После осмотра тела медицинские работники оформят констатацию смерти, а представители правоохранительных органов составят протокол и направят тело на вскрытие.

Если умер близкий человек вне дома, придется лично позаботиться о транспортировке усопшего в ближайший морг. Далее останется дождаться завершения процедуры судебно-медицинского вскрытия и оформить свидетельство о смерти.

Что делать, если человек умер в больнице?

При наступлении печального события ответственный медицинский работник обязан уведомить о случившемся родственников усопшего, сообщив, где на текущий момент находится тело. Чтобы получить свидетельство о смерти в такой ситуации, придется обратиться к услугам ЗАГСа. Далее останется начать подготовку к похоронам собственными силами либо с помощью ритуального бюро.

Как быть, если имеет место случай насильственной смерти?

Если человек ушел из жизни в результате убийства, суицида, несчастного случая, прочего, не обойтись без соответствующей проверки со стороны правоохранительных органов в целях подтверждения либо опровержения данного факта. В подобных ситуациях тело погибшего в обязательном порядке отправляют на медицинскую экспертизу. По результатам последней криминалисты могут возбудить уголовное дело.

При подтверждении насильственной смерти организация похорон станет возможной лишь после получения соответствующего разрешения от следователей. До этого тело усопшего может храниться неопределенный срок в морге. Родственникам покойного рекомендуется обращаться к услугам ритуального бюро, когда на руках окажутся все документы, необходимые для организации всех похоронных мероприятий.

Если смерть наступила во время поездки за границу

В случаях когда человек ушел из жизни во время нахождения за пределами родной страны, его родственникам нужно обратиться к помощи сотрудников консульства. Персонал организации поможет подтвердить факт смерти родственника и подскажет, что нужно сделать для получения необходимых бумаг. Консульство также может позаботиться о транспортировке тела усопшего домой. Однако любые расходы, которые потребуются для соблюдения формальностей, придется взять на себя родственникам покойного.

Бесплатные и платные услуги морга

Родственникам умершего человека гарантируется государством целый ряд бесплатных услуг, которые предоставляются моргом. В этот перечень входит следующее:

  1. Сохранение тела усопшего в стенах учреждения на срок, который не превышает недели. Столь длительное нахождение умершего в морге может потребоваться в случае, если затягивается подготовка к похоронам либо отсутствует разрешение на погребение.
  2. Обмывание, а также одевание тела умершего.
  3. Укладывание покойного в гроб с последующим выносом в зал траура для передачи родственникам.

Какие же услуги морга нуждаются в оплате? Среди таковых стоит отметить бальзамирование тела, прочие косметические процедуры, а также транспортировку тела. Сотрудничать с моргом для получения таких услуг необязательно. Все это могут взять на себя сотрудники ритуального бюро, которые занимаются организацией похорон.

Подготовка к погребению тела усопшего

Если умер человек, что делать для проведения похорон? Как только будет получено на руки свидетельство о смерти, рекомендуется сразу же обратиться в бюро ритуальных услуг. Впрочем, можно отказаться от помощи подобных организаций, взяв организацию похорон на себя. Как бы то ни было, обязательно придется позаботиться о выполнении таких мероприятий:

  • Заказать транспорт для перевозки тела покойного к месту захоронения либо кремации.
  • Приобрести похоронные принадлежности.
  • Сделать заказ на непосредственное погребение тела.
  • Оформить услуги омовения усопшего, уложения его в гроб.
  • По желанию заказать бальзамирование тела, дезинфекцию, нанесение посмертного макияжа.
  • Обдумать важные моменты, которые будут входить в сценарий похорон.
  • Выбрать и подготовить траурный зал.
  • Позаботиться о проведении тех или иных религиозных ритуалов в соответствии с верой покойного.
  • Оформить заказ на организацию поминальной трапезы.

В заключение

Смерть близкого человека способна стать тяжким ударом для родственников. Однако в такой ситуации важно вовремя взять себя в руки, достойно проводив усопшего в последний путь. Чтобы не растеряться в той или иной ситуации, стоит воспользоваться инструкциями, представленными в нашей статье.

Как пережить смерть близкого?

Как пережить смерть близкого человека?
Человек погиб или умер после долгой болезни – почти всегда для нас это в каком-то смысле внезапная смерть. Это кризис.
Но кризис — не бедствие. Это страдание, через которое мы должны пройти, чтобы вырасти.
Умер муж, отец, умерла жена или мама, девушка погибла, погиб сын, погиб ребенок – ни одна из этих ситуаций не должна стать причиной депрессии, болезни. Наш близкий, который ушел, желает нам сохранять мужество, силу. И только сохранив себя, мы сумеем помочь покойному.

Рахимова Ирина Анатольевна, психолог.

Когда человек переживает смерть близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, который погиб, ушел из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить. Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека…

Архимандрит Августин (Пиданов).

Многим горюющим знакомо желание связаться с душой умершего близкого человека, некоторые ждут этого общения во сне. О природе вещих снов, о том, стоит ли переходить границу загробного мира, и что надо при этом знать, а также о многом другом размышляет настоятель Патриаршего Подворья, храма Воскресения Христова на Семеновской архимандрит Августин (Пиданов)

Протоиерей Игорь Гагарин.

Есть заповедь «Не сотвори себе кумира». Кумиром для человека является любая ценность, если она ставится выше, чем Бог. И этими ценностями может быть все что угодно – муж, ребенок, работа. То есть, если у человека есть иерархия ценностей, в ней превыше всего должен стоять Бог, а потом уже все остальное. И тогда можно пережить смерть. Тогда вы никого не потеряете, потому что в Боге все сохраняется. Все наши родные, близкие, они для неверующего человека потеряны, лежат в могиле и все. А для верующего – они с Богом.

Часто после смерти близкого люди почти перестают интересоваться событиями повседневности, мысленно погружаются в прошлое и живут одними воспоминаниями. Предлагаем вашему вниманию новую беседу кризисного психолога Михаила Хасьминского на важнейшую тему о том, что делать, чтобы не тонуть в яме скорби и перестать жить прошлым. Сложно переоценить важность и актуальность этого материала

Гнездилов Андрей Владимирович, доктор медицинских наук.

Смерть близкого человека всегда наступает внезапно, даже если ее ждешь и готовишься к ней. Горе слишком широко, чтобы его обойти, слишком высоко, чтобы его перепрыгнуть, и слишком глубоко, чтобы под ним проползти; через горе можно только пройти, - говорит народная мудрость. Но как это сделать? Что необходимо знать, чтобы справиться с ним?

Фураева Светлана Сергеевна, психолог.

Шефов Сергей Александрович, психолог.

Пережить смерть близкого – одно из наиболее тяжелых испытаний, встречающихся в жизни человека. Осознание того, что человек погиб, и его уже не вернуть к жизни, вызывает реацию горя. При оказании психологической помощи потерпевшим утрату помогает знание закономерностей переживания горя. С одной стороны, горе представляет собой глубоко индивидуальный, сложный процесс. С другой стороны, существуют относительно универсальные стадии, которые оно проходит в своем течении.

Фураева Светлана Сергеевна, психолог.

Если Вы обратились к этой статье, значит у Вас, либо у Ваших близких в семье случилось несчастье – смерть близкого человека. Если у вас погиб ребенок, супруг, родитель, родственник, погибла девушка, друг – это всегда большое горе. Смерть близкого — всегда внезапная смерть, даже если человек долго и тяжело болел. Психологически подготовить себя к этому событию невозможно. Наш разум задает вопросы: «Что же дальше?», «Как же я буду без него (нее)?». В данной статье я постараюсь рассказать Вам о задачах, решив которые, Вы сможете получить на подобные вопросы.

Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.

В тяжелые периоды жизни почти все люди страдают от нашествия навязчивых мыслей. Эти страшные, противные, липкие мысли цепляются с особенной силой за человека, который переживает смерть близкого. Так что же они из себя представляют?

Баранчиков Александр Владимирович, врач-психотерапевт.

Интервью с врачом-психотерапевтом о лекарственных препаратах, которые поддержат человека в горе и помогут пережить смерть близкого. А также об опасностях неумелого самолечения.

Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.

Не верующие в Единого Бога и вечную жизнь, как правило, переживают скорбь очень тяжело. По-настоящему верующие люди переживают горе во много раз легче.

Из книги Боба Дейтса "Наутро после потери".

Когда человек погиб, горе — это ядерная энергия наших эмоций. Если его понять, обуздать и направить, оно станет созидательной силой, поможет пережить смерть. Но если горе выходит из-под контроля, если оно искажено и не понятно, оно может стать деструктивной силой. Поэтому так важно распознать, когда горе — здоровый процесс, а когда искаженный. Если вы простыли и чихаете, вы знаете, как о себе позаботиться, вам не нужен врач. Но если вы простыли и заработали пневмонию, глупо отказываться от помощи профессионала. То же справедливо в отношении горя.

Епископ Гермоген (Добронравин).

Рассмотрим причины, которые заставляют нас лить слезы над прахом близких, и Бог поможет нам найти для себя этот источник. Итак, о чем же мы плачем при разлуке с милым сердцу?

Смерть близкого человека - серьезное испытание для каждого человека. Облегчить скорбь о почившем, которая глубокой болью отзывается в сердцах родных, может только молитва о нем. Люди христианской религии веруют, что душа бессмертна и после смерти тела она продолжает жить.

Значение похоронных ритуалов в православии

Православные погребальные обряды - это не обычные церемонии, придуманные человеческим тщеславием, а несущие в себе глубокий смысл и значение. Основаны они на завещанных Самим Господом откровениях, которые известны еще от его последователей и учеников - апостолов.

Похоронные ритуалы являются не только утешением для близких, прежде всего, они отражают мысль о будущем воскресении и бессмертной жизни человеческой души. Их суть - в представлении Церковью:

  • тела - как освященного благодатью пристанища души;
  • жизни теперешней - как подготовительного периода к жизни будущей;
  • смерти - как сна, после которого начнется вечная жизнь.

Молитва за душу усопшего

До Страшного суда за душу почившего Господу читается молитва, поскольку в этот период еще не определена ее участь. Поэтому мы можем просить Бога обо всем, что совместимо с его волей. В Евангелие от Иоанна (глава 16, стих 23) говорится: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». 2-я Книга Маккавеев (глава 12, стих 42-45) подтверждает, что молитва за усопшего была еще в Ветхом Завете, а за умерших приносились жертвы.

Польза от молитвы по почившему заключается в том, что даже если человек и грешил при жизни, но пытался избавиться от недостатков, а после смерти попал в ад, то она может ему помочь. Евангелие от Луки (глава 20, стих 38): «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Все свои надежды душа человека возлагает на оставшихся в мире живых, поскольку после смерти она уже не может что-либо поменять. Существует благочестивое поверье о том, что даже души заядлых грешников в родительские субботы вознаграждаются утешением и радостью.

Святая Церковь считает, что молитва о братьях живых и почивших - неотъемлемая часть и общественного богослужения, и молитвенного правила, которое проводится дома или любом другом месте. А молитвословия и их чины для келейного правила подбираются и устанавливаются самой Церковью.

Именно поэтому молитва за умершего - священное обязательство каждого христианина. А тот, кто своими молитвами поможет добиться прощения грехов почившему, будет вознагражден и получит большое утешение. Наш Всеблагой Господь этот поступок вменяет в праведность и, в первую очередь, милостью награждает тех, кто ее творит, а после - на души, к которым проявлялась милость. Поминающих усопших, по отходу из мира помянет и Бог, и люди.

Омовение и положение почившего во гроб

Во время разлучения души с телом, если есть возможность, совершается чтение Канона молебного на исход души.

После смерти до отпевания читается Канон по отшествии души от тела.

Перед тем как положить тело умершего в гроб оно омывается. Этот обычай производится из чувства уважения и любви к нему, а также позволяет почившему предстать чистым перед Богом после воскресения. Тело Иисуса Христа после снятия с Креста было омыто, что и послужило основанием для этого ритуала. Согласно традициям омовение сопровождается пением Трисвятого.

После обряда тело почившего облачается в новую чистую одежду. Это символизирует его обновление по воскресении и то, что он готов предстать пред судом Божим и хочет остаться на нем чистым.

Гроб символизирует дом, где тело умершего будет находиться до Второго пришествия Христова и воскресения. Поэтому перед положением тела, гроб снаружи и внутри окропляется святой водой, как и само тело усопшего.

Омытый и одетый почивший располагается в гробу лицом вверх с:

  • закрытыми глазами - словно уснувший;
  • сомкнутыми устами - словно умолкший;
  • сложенными крестообразно на груди руками (правая сверху) - символизирует веру усопшего в Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес и вознесся на небеса и в то, что Он может воскресить умершего.

На почившем обязательно должен быть нательный крестик.

Тело и гроб накрывается светлым церковным покровом. Согласно словам св. Симеона Солунского это знаменует, что почивший верен, свят и пребывает под покровом Христовым.

Поверх церковного покрова на руках, сложенных на груди, располагается крест либо икона Спасителя. Изображение при этом должно быть повернуто к лицу усопшего.

На лоб возлагается бумажный венчик, на котором изображен Господь Иисус Христос, Богородица и св. Иоанн Предтеча, со словами Трисвятого, знаменующими принадлежность почившего к числу сыновей Святой Церкви и верности ей до конца. Покойный украшается венцом - символом человека, который боролся с плотью, миром и самим дьяволом и с честью оставил поле подвига.

После возложения тела покойного в гроб над ним начинают читать Псалтирь с определенными молитвами. Этот ритуал пришел к нам еще из первых веков христианства и сохранился до сих пор. Он отображает многогранность движений души, сожалеет скорби, утешает нас и ободряет.

Чтение Псалтири предоставляет душе почившего большое утешение как чтение Слова Господня и как свидетельство, что о нем помнят родные и близкие. Этот обряд воспринимается Богом в качестве приятной жертвы, необходимой для очищения грехов поминаемого.

На протяжении всего времени, пока умерший находится дома, чтение Псалтири продолжается непосредственно до дня погребения (3-й день после смерти). Если при гробе проводятся служения панихид, чтение прерывается до окончания обряда.

Отпевание

Производится в храме на 3-й день непосредственно перед погребением. В крайнем случае, если нет возможности провести ритуал в храме, допускается домашнее отпевание.

Вынос гроба с усопшим из дома, а также его внесение в храм для отпевания сопровождаются пением Трисвятого.

Православные похороны проводятся без применения искусственных венков. Также не почитается музыка в ходе процессии - душа должна слышать лишь: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!».

Венки и цветочные композиции у гроба должны состоять из живых цветов, которые являются символом жизни.

После доставки гроба с телом усопшего в храм он устанавливается лицом к востоку, а ноги должны быть направлены к алтарю. Лицо - открыто. По 4-м сторонам гроба зажигаются свечи - это символизирует, что почивший по окончании земной жизни, уходит в мир невечернего света, в котором светит Солнце Правды - Иисус Христос. Здесь праведники «просветятся, как солнце».

Вокруг покойного встают все его родные и близкие с зажженными свечами - символом светлой и чистой веры, пламенной молитвы об умершем к Богу и свидетельством пожелания его душе оставаться в вечности с Господом.

Согласно сказаниям святых отцов и духовной практики православной Церкви без отпевания душа почившего не найдет упокоения. Поэтому чин отпевания является одним из важнейших обрядов, в процессе которого вся Святая Церковь, в лице молящихся и священнослужителей, просит Бога по Его великой милости простить все грехи покойного и предоставить место упокоения в райской обители.

Со слов святителя Афанасия (Сахарова) отпеванием скончавшегося православного христианина, Церковь не только просит о прощении его грехов, но и чтит его в этот необыкновенный для него день, когда он находится в центре внимания всего Церковного собрания.

По окончании отпевания священник произносит разрешительную молитву. В ней он просит о прощении души почившего и молит Бога о снятии проклятий, которые могут тяготеть над душой погребаемого человека. Заканчивается эта молитва последним словом прощения и совершенного примирения.

Разрешительная молитва имеет вид свитка и после прочтения вкладывается в руку покойного, поскольку согласно предписанию он с этим рукописанием предстанет на Страшный суд Христов и сможет заявить о:

  • своем Православии;
  • союзе со Святой Церковью;
  • прощении ему вольных и невольных грехов.

Влагать свиток с молитвой в руку усопшего - исконно русский обычай, но освященный преданием, которому более 900 лет.

Прощание с усопшим или «последнее целование» - заключительный этап отпевания, сопровождаемые пением заупокойных стихир.

Целование почившего - это знак почтения и любви к телу, как истинному храму Господню, в котором он должен будет предстать после воскресения, а также единства живых и мертвых. При прощании целуется венчик на лбу покойного и икона в его руках, креститься нужно на икону.

Икона в руках усопшего в гробу не оставляется - ее можно забрать домой либо оставить в храме. После этого тело умершего уже полностью накрывается покрывалом.

Перед накрытием гроба крышкой на покрывало священником посыпается крестообразно земля, произносятся слова: «Господня земля, и исполнение ея вселенная и вси жувущии в ней». Этим мы знаменуем возвращение земле того, что она отдала нам, когда Бог сотворил из нее нашего праотца - Адама.

Прощание может проводиться как в храме, так и у могилы непосредственно перед погребением. В этом случае тело умершего посыпают землей родственники после «последнего целования».

Лицо почившего после посыпания уже не открывают. Но если по каким-либо причинам это произошло, здесь нет ничего страшного.

Гроб после отпевания выносится из храма и переносится к могиле под пение Трисвятого.

Процесс погребения

Лицо усопшего при погребении должно смотреть на восток - куда он при жизни обращался с молитвой. Засыпание могилы сопровождается пением тропарей.

Место погребения обозначается большим или малым холмом. Этот обычай пришел к нам еще из дохристианских времен.

После засыпания могилы в ногах погребенного устанавливается крест, символизирующий победу над смертью. Это знаменует, то что после всеобщего воскресения, восстав, почивший сможет взять с собой крест и доказать свое звание христианина, носимого на земле.

Материал (дерево или металл) и украшения на кресте никакой роли не играют. Роскошные памятники также ничего не дают усопшему, поэтому они не обязательны.

Обряды погребения и поминовения по Уставу Церкви

Согласно Уставу Церкви под запрет проведения православных обрядов и поминовения попадают такие люди:

  • Некрещеные - они не получили прощения своих прегрешений у Господа в Таинстве Крещения. В Евангелие от Иоанна (глава 3, стих 5) говорится, что тот «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
  • Еретики (отрекшиеся от веры) - относятся к Св. Церкви враждебно или насмешливо, а также те, кто, будучи православной веры, увлеклись восточными религиями. В былые времена такие люди попадали под анафему (процесс отлучения от Церкви). Сейчас это делается в крайне редких случаях. Но они сами себя отлучили от Церкви, поскольку Она молится только за признающих православную Церковь.
  • Самоубийцы - исключением являются случаи невменяемости.

Если соединение человека с Церковью при его жизни не совершилось, молитва о нем после смерти будет просто бесполезна. Насильно привлечь к Себе душу человека Господь попросту не может.

Поминовение людей, которых не поминают на церковном богослужении, может проводиться дома родными умершего по благословению духовного отца - на домашней молитве.

К примеру, святой Феодор Студит не допускал поминовение покойных еретиков-иконоборцев на церковном богослужении. Но допускал тайное их поминовение близкими, объясняя это следующим: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Поминовение усопшего

Хранение памяти о почивших близких (поминовение) после их погребения - священная обязанность каждого верующего христианина. И это - не просто память, а объединенная с молитвой, а значит - молитвенная память.

Существует 2 вида поминовения:

  • Церковное (в храме) - проводится на проскомидии в процессе Божественной Литургии, а также на панихидах.
  • Домашнее (келейное) - совершается во время утренних молитв, а также чтении Псалтири и Евангелия.

По возможности поминовение должно проводиться ежедневно.

Предпочтительнее всего - церковное поминовение. А поминовение умершего во время Божественной Литургии - самое главное. Так как на земле не существует ничего выше Литургии.

Сорокоусты, которые заказываются за почившего - это и есть его поминовение за Божественной Литургией. Проводятся ежедневно на протяжении 40 дней, полугода или 1 года - в зависимости от срока, на который сделан заказ.

Помимо этого в храме проводятся служения панихид и литий (сокращенный чин панихиды).

В некоторых монастырях проводится еще одна разновидность поминовения - во время чтения неусыпаемой Псалтири, читаемой круглосуточно с поминовением имен усопших.

Дни поминовения усопших

Также существуют особые дни поминовения молитвой, которые установлены Церковью:

  • 40-й.

В 3-й день ангелы возносят душу усопшего на первое поклонения Господу. Также на 3-й день она проходит мытарства на пути к Престолу Божию.

Согласно апостольскому преданию поминовение в этот день важно еще по нескольким причинам:

  • почивший был окрещен во имя Отца и Сына и Святого Духа - Бога, единого в Троице;
  • в доказательство, что покойный сберег 3 богословских (евангельских) добродетели, на которых основывается наше спасение - веру, надежду и любовь;
  • существо усопшего имело тройственную природу - тело, душу и дух.

9-й день ознаменован повторным вознесением ангелами души на поклонение Богу по рассмотрению в течение 6 дней всех радостей праведных в раю. В соответствии с преданием апостольским в этот день поминовение совершается для того, чтобы душа почившего удостоилась быть причтенной к лику святых с помощью молитв и предстательства 9 Ангельских чинов.

Самым важным днем для души является 40-й - после обозрения мучений грешных в аду она снова возносится для поклонения Богу, Которым совершается Частный суд над ней. На нем определяется участь души в загробном мире вплоть до всеобщего воскресения по плоти. После этого произойдет окончательный - Страшный суд.

Поминовение в 40-й день - очень древняя традиция. Обычай оплакивать почивших 40 дней сохранился еще со времен Ветхозаветной Церкви.

Поминовения в 1 год и последующие проводятся в память о том, что день смерти христианина не является окончанием его существования, а есть Днем его рождения для Новой, Лучшей жизни. Празднество 2-го рождения православных людей совершается для Неба. Этим мы молим Милосердие Божие о воздании им вожделенного отечества в вечное наследие и сотворении их жителями Рая.

Также существуют дни общего поминовения всех почивших христиан, включенные в состав общего богослужения Церковью. Они именуются родительскими:

  • Вселенская мясопустная родительская суббота - проводится в субботу перед началом масленицы.
  • Субботы 2-й, 3-й, 4-й недель Великого поста.
  • День поминовения усопших воинов - празднуется 9 мая.
  • Троицкая вселенская родительская суббота - совершается в субботу перед праздником Святой Троицы.
  • Димитриевская родительская суббота - в субботу перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября, по старому стилю 26 октября).

Самыми важными являются две Вселенские родительские субботы (Мясопустная и Троицкая). Они были установлены еще в первых веках христианства. Эти дни знаменательны тем, что Церковь поминает всех почивших - от Адама и до усопших в наши дни. В обязательном порядке проводится вся служба заупокой, составленная специально для этих дней и уникальная по содержанию.

Следующее воскресение после Мясопустной субботы посвящено воспоминанию Страшного суда Христова, поэтому она совершается в его память. Церковь совершает молитвенное поминовение всех умерших, что Господь проявил к ним милость на этом испытании.

Перед Пятидесятницей (когда Дух Святой сошел на Апостолов) совершается Троицкая суббота. Церковь молится о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила все грехи ушедших от нас отцов и братьев.

3 субботы в Великом посте проводятся для молитвенного воссоединения в период поста (время духовного подвига, покаяния и молитвы) живых с усопшими в мире и любви.

Эти субботы выделены для поминовения умерших еще и потому, что на протяжении всех седмиц (недель) Великого поста не проводится полная Литургия. В дни полной Литургии Иоанна Златоуста в субботы принято молиться - для пользы почивших и утешения скорбящих. Это возмещает невозможность проведения литургического поминовения в будничные дни Великого поста.

Радоница - 1-й день, в который после Пасхи согласно уставу позволяется обыкновенное поминовение. В этот день христиане как бы поздравляют всех своих умерших близких с праздником Воскресения Христова, разделяя с ними это радостное событие - от этого походит и название дня.

Дни особого поминовения усопших воинов:

  • 9 мая - погибших в Великую Отечественную войну.
  • Димитриевская суббота - погибших в Куликовской битве. Позже в этот день начали совершать поминовение всех воинов, а еще позднее - всех почивших христиан.

Поминовение всех пострадавших в годину гонений за веру Христову - проводится 7 февраля/25 января (день памяти Собора Новомученников) либо в ближайшее воскресение после праздника.

Каждая суббота седмицы по преимуществу своему - день поминовения усопших. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Субботу, день покоя, «седьмый день… егоже древле Господь благословил… упокоение от дел, в онь же почи… и Единородный Сын Божий… плотию субботствовав», избрала Святая Церковь преимущественно для воспоминания всех Ее чад, почивших от земных трудов, как тех, кого Она имеет в числе своих святых молитвенников, так и всех остальных, хотя и грешных, но в вере поживших и в надежде воскресения скончавшихся».

Порядок поминовения усопших

Также необходимо знать, что в некоторые дни поминовение не проводится, а в Церкви отменяются все заупокойные поминовения (панихиды и ектинии), а в определенные - отлагается даже литургическое поминовение.

При проведении полной Литургии на проскомидии в алтаре всегда осуществляется поминовение. Но поминовение на ектениях и служение панихид отлагается в определенные дни:

  • Двунадесятые и великие праздники;
  • суббота Лазарева;
  • Страстная седмица (особенно - Великий Четверток и Великая Суббота);
  • День Святой Пасхи;
  • дни от Святой Пасхи до Радоницы;
  • среда Преполовения Пятидесятницы;
  • отдание Пасхи;
  • понедельник Святого Духа;
  • следующий день после Рождества Христова (Собор Божией Матери) 26 декабря/8 января;
  • Обрезание Господне 1/14 января;
  • следующий день после праздника Крещения (Собор св. Иоанна Предтечи) 7/20 января.

На протяжении Великого поста установлен особый порядок поминовения почивших. С понедельника по пятницу Литургия либо вообще не служится, либо служится, но отменяются проскомидия и заупокойная ектиния. То есть литургическое поминовение усопших (как и живых) не проводится. В этот период почившие поминаются на утренней литии по окончании богослужения. Также в эти дни не совершаются панихиды.

Полная Литургия в период Великого поста осуществляется 2 раза в неделю - субботу и воскресенье. В воскресные дни осуществляется служение Литургии св. Василия Великого - на ней нет заупокойной ектении, не совершается гласное поминовение и панихиды.

Единственные дни, в которые разрешается полное поминовение почивших в Великий пост - 1-я, 2-я, 3, и 4-я субботы Великого поста. При этом 2-я, 3-я и 4-я - дни сугубого поминовения.

В любой день в Великий пост может осуществляться отпевание. Панихиды - только в вечер пятницы перед 1-й, 2-й, 3-й и 4-й субботами Великого поста и в эти субботы.

Исходя из этого, поминовение православного человека, умершего в Великий пост, не совершается на 3-й и 9-й день (если эти дни выпадают на седмицу с понедельника по пятницу). Но оно обязательно проводится в 2 ближайшие ко дню кончины субботы вне зависимости от того будут они 3-м или 9-м днями. Это же правило применительно и к поминовению 40-го дня скончавшихся до Великого поста.

К примеру, если христианин помер в понедельник, то панихиду 3-го дня следует совершать не в среду, а в субботу; 9-го дня - не во вторник следующей недели, а опять-таки в субботу. Поминальная трапеза собирается тоже в эти дни.

При кончине человека в период Страстной седмицы, его допускается отпевать и на Страстной, только кроме Великого Пятка.

Все поминовения - Литургическое, панихида, поминальная трапеза - 3-го, 9-го и 40-го дня, которые пришлись в период с Лазаревой субботы, а также на Страстной седмице, совершаются только на Радоницу.

Если христианин скончался на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), Канон на исход души от тела заменяется Пасхальным каноном, а Псалтири, которые читают над гробом почившего - Деянием святых апостолов.

Также существует специальный чин Пасхального отпевания.

Вместо пения Трисвятого поется Пасхальный стихир либо «Христос воскресе…».

Поминовение 9-го и 40-го дней, выпавших на Светлую седмицу, переносятся на Радоницу.

В советское время, когда встретить Пасху в храме не представлялось возможным в связи с гонениями и отсутствием храмов, христианам приходилось ради молитвы в честь этого праздника собираться на кладбищах. Вследствие этого до нас дошла совершенно неправильная традиция посещения кладбищ в праздник Святой Пасхи. Это день необыкновенной духовной радости и именно по этой причине Церковь отменяет заупокойные служения. Поэтому обычай посещать кладбища в этот день противоречит Православной духовности. Первое посещение благословляется только на Радоницу.

Поминальная трапеза

В первую очередь в дни поминовения усопших необходимо:

  • посетить храм;
  • заказать заупокойные поминовения - панихиду и праскомидию;
  • самому помолиться Богу об упокоении близкого человека - как дома, так и в храме (не следует ограничиваться только заказом поминовения);
  • желательно посетить кладбище.

Поминальный стол не предполагает наличия спиртного. Сегодня практически повсеместно поминают почивших водкой. Это крайне неправильно и не несет усопшему никакой пользы, а только огорчает и обостряет его страдания.

Довольно часто встречается, что церковное поминовение игнорируется, а все силы расходуются на устройство поминального стола. Это не приносит абсолютно никаких благоволений почившему.

Трапеза - милостыней, совершаемой за почивших родных, поскольку затраты на нее являются жертвой. Присутствующие, отведывая угощенья на трапезе, поминают почивших сродников, для которых она и готовится.

Перед трапезой принято совершать литию - краткую службу панихиды, которую может проводить и мирянин. В крайнем случае читается «Отче наш» и 90-й псалом. Первое блюдо, которое вкушается на поминальной трапезе - кутья (коливо). Представляет собой сваренные зерна крупы (рис либо пшеница) с изюмом и медом. Зерна символизируют воскресение, мед - сладости, которыми в Царствие Божием наслаждаются праведники. Согласно уставу кутья должна быть освящена особым чином в процессе панихиды, в крайнем случае - окроплена святой водой.

Наряду с домашней и церковной молитвами применяется еще такой способ поминовения усопших и облегчения их участи в загробном мире как милостыня, которая совершается нами в память о родных или от их имени.

Монах Митрофан в книге «Загробная жизнь» выделяет: «Молитва, милостыня принадлежат к делам милосердия, к делам благотворительности… Молитва за усопшего с милостынею, от имени его творимая умилостивляет Господа Иисуса Христа, который радуется делам милости, творимым как бы от лица самого умершего. Милостыня принадлежит почившему. Обычай раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности, значение милостыни было известно еще в Ветхом Завете».

Заочное отпевание

Случаются ситуации, когда тело погибшего на войне, при кораблекрушении, террористическом акте невозможно найти. Множество трагических случаев бесследного исчезновения людей, о смерти которых родные узнают через много лет. Последование отпевания над телом умершего в XX веке осуществить было возможно далеко не всегда из-за отсутствия храмов и священников, а также гонений на Церковь и преследования верующих.

Поэтому появился обычай проводить так называемое заочное отпевание. Но оно может быть совершено только в случае крайней необходимости, а не из-за лени и нерадивости родственников погибшего и не потому, что «так проще». Это будет противоречить нашей праведности, повиновению Святой Церкви и любви к усопшему.

Неправильные суеверия и обряды погребения

Даже в Православной среде распространены различные суеверия, а также языческие и магические обряды, связанные с погребением почивших.

Самое распространенное - завешивание всех зеркал в доме, когда там находится усопший. Увидавшего себя в этом зеркале ждет скорая смерть; душа, увидев свое отражение, испугается; душа может явиться в зеркале и напугать родственников и еще много странных и смешных объяснений. Это абсурдная традиция, которая, к сожалению, получила повсеместное распространение.

В некоторых случаях омовение почившего вместо пения Трисвятого сопровождается различными языческими высказываниями наподобие «Давай, помогай» и другими.

Возле гроба с усопшим ставится стакан с водой (а еще хуже - с водкой!) и куском хлеба - «перекусить» душе!..

В сам гроб с почившим помещаются совершенно ненужные вещи - деньги, хлеб, ремни, очки и прочее. Это напоминает египетских фараонов в пирамидах, которых погребали с колесницами и рабами.

Нередко в могилу бросают деньги - для «выкупа почившего».

Существует абсолютно ничем не оправданный запрет нести гроб с усопшим его родственникам. Хотя согласно церковным правилам - его должны нести именно родные и близкие.

Также есть поверье, что до наступления 40-го дня нельзя отдавать никаких вещей почившего. Но именно в этот день душа усопшего наоборот нуждается в обильной молитве и милостыне.

А отношение к земле, которую надобно крестообразно посыпать на тело почившего? Его превратили в дремучее суеверие. Иногда в храм приходят только ради этой «земельки», если усопший по каким-либо причинам не был отпет раньше, забывая об отпевании, просят одно - «Дайте земельку»…

Нередко вместо молитв и пожеланий «Царство ему небесное» либо «Вечной памяти» родственники желают почившему «пусть земля ему будет пухом» - и это начиная от кладбища и заканчивая поминками…

Все эти обычаи и суеверия неприемлемы при погребении Православного человека. Их нужно избегать самим и не допускать делать это нашим сродникам и близким - убеждать их отказаться от этих языческих ритуалов.

Особого внимания заслуживают поминки. Все чаще их превращают в тягостное и ужасное для почившего действие, которое напоминает языческие тризны - начиная с распития спиртного, количество которого нередко даже больше, чем на свадьбах. Этот греховный обычай и постыдный для христиан - поминание почившего спиртным - распространился до того, что даже православные берутся за рюмку в этот святой день. Это приносит душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и которой необходима только усердная молитва к Богу, невыразимую боль и скорбь.

Существует также суеверие о том, что на поминальной трапезе нельзя пользоваться ножами и вилками - на столе должны присутствовать лишь ложки. Почему? Непонятно…

Довольно часто можно встретить, что на все 40 дней в выделенном углу ставится фотография почившего, а рядом - рюмка с водкой, с ломтем хлеба поверх нее…

А как часто на кладбищах мы видим, что на дни поминовения родственники устраивают застолья возле могил. Иначе как языческие тризны такие обычаи назвать нельзя. Но и это еще не все - остатки спиртного выливаются ими прямо на могилы родных, оставляются на могилах рюмки с водкой, еда…

Со слов старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) - «день поминовения усопших это воистину черный день для наших усопших». Поскольку вместо молитв, свечей и курения ладана в этот день празднуются языческие тризны. «А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, еще живым, что их ожидает по смерти». Он призывает каждого из нас, кто хоть раз справлял такие тризны, пойти на кладбище и попросить прощения у всех своих близких и родных за те страдания, которые были принесены своим безрассудством. И больше никогда не делать этого в святой день, в который Церковь по нашим просьбам молится об упокоении почивших. А также нужно обязательно попросить прощения у Господа за свое неразумие.