История изучения африки таблица. Физическая карта Африки. Спасибо за внимание
Деятельность учителя
Сейчас я хочу показать небольшой фокус, который поможет лучше сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что мысли в вашей голове - это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе в одном и том же направлении. Пусть свет твоих мыслей объединится в один большой красивый и мощный Луч. Теперь вы в состоянии сосредоточится на любом предмете. Ну, что начнём….
Подводящий диалог
Вспомните, как называется курс географии, который вы изучаете? А какую часть курса вы уже изучили? (океаны)
Значит сегодня мы начинаем изучать особенности каждого материка.
А что же такое материк ? Сколько всего материков? Назовите и покажите их на карте.
На какие 2 группы можно разделить все материки? (южные и северные) (слайд)
А по каким признакам?
1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.
2 группа: Евразия, Северная Америка
- Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?
Наше путешествие начнётся со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким - отгадайте сами.
На экране демонстрируются слайды с видами Африки и идёт сопроводительный текст
«Этот материк считают прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть всё. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскалённые солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами»
За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.
На каком материке мы можем встретить таких животных и растений?
Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения на уроке? Как определили?
А что вы сами знаете об Африке?
Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)
Используя свой багаж знаний дополните предложения:
Я уже знаю об Африке…..
Я хочу узнать об Африке…..
Дети, Африка это материк или часть света? Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике)
(Слайд) Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.(с островами- 30, 3 млн. км кв.)
Максимальная =5895 м. - влк. Килиманджаро
Население: 720 млн. чел.
Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка?
Так что же нам нужно определить? (ГП)
Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?
Мы в Африку с вами отправимся ныне ,(слайд)
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.
Работа с учебником
Ответ найдите на стр.110 в своих учебниках.
Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?
Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. (слайд)
Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка.
Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.
Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.(слайд)
С латинского “Африка” - безморозный.
Как нам добраться до поставленной цели?
Готовы ли вы? Правильно сели?
Короток путь до нее, иль велик
Нас ждет замечательный материк.
А на пути возникают проблемы,
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.
А эту проблему мы с вами решим в конце урока.
Слайды
1. Используя опорные слова, попробуйте составить характеристику ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки.
Откройте стр. 225 и сверьте свой план с планом в учебнике.
Определение ГП материка
1. -- Положение по отношению к экватору, 0 меридиану, тропикам
(уч-ся работают по карте, делают вывод)
Африка по отношению к экватору расположена как в Южном, так и в Северном полушарии, так как экватор практически посередине пересекает материк.
2. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном и в Восточном полушарии.
Вывод: Африка расположена в 4 полушариях, большая часть материка лежит между северным и южным тропиками (в жарком тепловом поясе)
3. Крайние точки
Какие точки называются крайними?
Назвать крайние точки материка и нанести на контурную карту. Продолжаем работать по карте
Самостоятельная работа по вариантам: Определить географические координаты крайних точек (4 варианта)
Крайние точки | название | |
Северная Южная Западная Восточная | мыс Бен Секка мыс Игольный мыс Альмади мыс рас - Хафун | 37 с.ш, 10в.д 35 ю.ш, 20 в.д. 14 с.ш, 18 з.д. 10 с.ш, 52 в.д. |
(когда один ученик показывает крайнюю точку, остальные наносят на контурную карту)
4.Сегодня мы с вами научимся определять протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг.
Чему равна протяженность с севера на юг по 20 меридиану 71 градус=111 км, 71 умножаем на 111 км= ?
(чтобы определить длину 1 градуса в километрах, нужно вспомнить, что:
Окружность Земли равна 360 градусов;
Длина окружности равна 40 000 км.;
Половина окружности равна 180 гр.;
Половина длины окружности равна 20 000 тыс.км.
Если мы разделим 20000 на 180 получим 111 км. Значит длина 1 градуса по меридиану равна 111 км.)
Чему равна протяженность с запада на восток по 5параллели-- в градусах 52 (110)= ?
(Параллель. Длина окружности уменьшается от экватора к полюсам. Если меридианы одинаковые по длине, то параллели разные. Длину 1 градуса параллели в километрах можно увидеть на карте)
5.Приготовились, сели поудобнее, отправляемся в плавание вокруг материка.
Средиземное море
Гибралтарский пролив
Атлантический океан
Гвинейский залив
Индийский океан
Мозамбикский пролив
Аденский залив
Баб-эль-Мандебский пролив
Красное море
Суэцкий канал.
Показать географические объекты. Сделать вывод об изрезанности береговой линии
Вывод: А теперь давайте поговорим об особенностях береговой линии материка. Есть ли заливы, проливы, полуострова. Много ли островов у берегов материка. Сильно или слабо изрезана береговая линия по сравнению с Евразией. Береговая линия изрезана слабо.
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ).
1.повороты влево-вправо (5 раз)
2. упражнение «Мельница» (5 раз)
3. Круговые движения головы (5 раз)
4. упражнение для глаз (5 раз)
5. глубокий вдох - выдох.
Начальный этап исследования Африки (2-е тыс. до н.э. - до 6 в.).
Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н.э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.
Второй этап исследования Африки - арабские походы (7-14 вв.).
После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад. В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну. В начале 12 в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-49, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-53) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.
Третий этап исследования Африки - путешествия 15-17 вв.
В 1417-22 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В 15-16 вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-46 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-98 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20" ю. ш. (город Малинди). В 1487-92 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин. К концу 16 в. были установлены контуры континента. В 17 в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в 17 в. исследовала реку Сенегал, английская - реку Гамбия.
Четвертый этап исследования Африки - экспедиции 18-20 вв.
С конца 18 в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-97 и 1805-06 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-23 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-28 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).
В конце 18 - первой половине 19 в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс. Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-48 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине 19 в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д"Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-49 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-59 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-63) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.
Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-56), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-71 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток - реку Лукуга.
Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-67 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-74 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки. Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-89). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т.ч. и об Африке.
Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-78 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-86 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-78 и 1879-86)» (1949). В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-79), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-79), пересекшие континент с запада на восток.
В результате географических исследований к концу 19 в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези. В начале 20 в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.
Начальный этап:
История исследования Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около VI в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В VI в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк).
В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.
Второй этап:
После завоевания Северной Африки (VII в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.
В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в IX в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну.
В начале XII в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-1349, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-1353) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.
В 1417-1422 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-1498 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20′ ю. ш. (город Малинди). В 1487-1492 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин.
К концу XVI в. были установлены контуры континента.
В XVII в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в XVII в. исследовала реку Сенегал, английская - реку Гамбия.
Четвертый этап:
С конца XVIII в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-1797 и 1805-1806 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-1823 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-1828 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).
В конце XVIII- первой половине XIX в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс.
Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-1848 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине XIX в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д’Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-1849 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-1859 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-1863) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.
Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-1856), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-1871 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу.
В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток - реку Лукуга.
Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-1867 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-1874 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки.
Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-1889). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т. ч. и об Африке.
Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-1886 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-1878 и 1879-1886)» (1949).
В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-1879), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-1879), пересекшие континент с запада на восток.
В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези.
В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.
| Географическое положение и история исследования Африки | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
В результате педагогического взаимодействия обучающиеся определят ФГП Африки, крайние точки материка, протяженность материка; оценят влияние ФГП на природу Африки; назовут имена исследователей и результаты их работы. | Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки Коммуникативные: излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | В результате взаимодействия с учителем и учениками обучающиеся будут ориентироваться в межличностных отношениях. |
Решаемые учебные проблемы | Как влияет ГП Африки на особенности природы материка? | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географическое положение, крайние точки | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийная презентация «Географическое положение и история исследования Африки», компьютер, проектор, экран | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
1. ЭТАП Актуализация знаний | ||
Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Подводящий диалог 1) Вспомните, пожалуйста, какой географический объект называется материком? 2) Какие вы знаете материки? Покажите их на карте, классифицируя по величине. 3) Перед вами 2 группы материков (слайд 2) 1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида. 2 группа: Евразия, Северная Америка Определите, по какому признаку произведено их деление? 4) Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам? На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разнообразный климат, природу, разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательное путешествие по Африке. | Деятельность учащихся Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы: 1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном. 2) Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. 3) Ответ: Северные и южные материки. 4) Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны | |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | ||
Деятельность учителя Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком? Африка- это континент. А что означает слово «Африка»? Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка (таблица на слайде 5). Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка. | Деятельность учащихся Вступая в диалог с учителем, определяют, что географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле. Из дополнительных источников информации (дополнительное домашнее задание) выясняют, что Африка – это имя материка, названа в честь берберского племени «афригини», проживающего на континенте. Анализируют родословную материка | |
3. ЭТАП целеполагания | ||
Деятельность учителя Еще каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своей экспедиции. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Ваши предположения? А теперь давайте проверим ваши версии | Деятельность учащихся Формулирование цели урока Цель : определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента. | |
4. ЭТАП планирования. | ||
Деятельность учителя Предлагает учащимся самим составить план изучения темы. Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели? | Деятельность учащихся Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника, рисунки, карты атласа, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока: 1. ГП Африки 2. История исследования Африки | |
5. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания . | ||
Деятельность учителя Нам с вами необходимо выяснить каковы особенности физико-географического положения материка Африка? Для решения этого вопроса предлагаю вам принять участие в работе научно-исследовательских групп: Направление работы 1 группа: рассмотрение размеров, крайних точек и широтного положения Африки; 2 группа – расположение материка относительно нулевого меридиана, положение Африки относительно материков и океанов; 3 группа – рассмотреть влияние ФГП на климат материка, сделать вывод о влиянии ФГП на природу Африки. Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение? Используя текст учебника, заполните таблицу «Исследователи Африки» Имя исследователя | Время (дата) | Результаты исследования |
Деятельность учащихся
1. Работа в группах: обсуждают варианты составления рассказа, намечают план ответа.
2. Читают текст, анализируют карты атласа и отвечают на вопросы
3. Выступают с подготовленным рассказом
4. Анализирую информацию, и отвечают на вопрос.
5. Читают текст и заполняют таблицу
6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Деятельность учителя
Прочитайте письмо Незнайки (слайд), найдите ошибки в письме
“Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Но, пока, все. Читайте, мои письма и будете знать, об Африке все!”.
Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. Африка - континент контрастов. Но у каждого из вас представление о ней разное. Предлагаю каждому написать «синквейн» к слову «Африка».
Деятельность учащихся
Исправляют ошибки в письме
Составляют «синквейн» к слову «Африка».
Пример: 1. Африка.
2. Большая, жаркая.
3. Развивается, добывает, поражает.
4. Прельщает туристов своей неизвестностью.
5. Пустыня.
7. ЭТАП Домашнее задание
пр. 20, рабочая тетрадь с. 54-58
Фиксирование домашнего задания.