Воспоминания о школьных годах. Воспоминания о школе. "Школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде"

От школы у меня остались сложные и противоречивые чувства.

На моих глазах возводилось на окраине посёлка, у леса, огромное четырёхэтажное здание. Помню, как регулярно ходили на стройку, как в 1956 году это величественное сооружение наполнилось детскими голосами. Мне очень хотелось тоже стать красавицей-ученицей, носить белый фартук, банты, портфель!

Ожидание чуда живёт в каждом первокласснике. Школа представляется страной сказочной, радостной, наполненной только добром и улыбками. Но год от года восторгов становится всё меньше; трудовая повинность – вот что испытывает основная часть учащихся, а слова благодарности звучат как дань традиции, хорошего тона.

Я пошла в школу в 1957 году. Таким образом, моя школьная жизнь пришлась на конец 50-х и разгар 60-х годов. Событий много было. Подробно обо всём не расскажешь. Мы видели первые искусственные спутники Земли. Орали от радости в день полёта Юрия Гагарина прямо на уроке. Прекрасно знали биографии первых космонавтов.

Слушали героические истории о покорении целины. Были примерными октябрятами с самодельными красными звёздочками на груди, активными пионерами. Встречали кубинских революционеров песней «Куба – любовь моя!». Участвовали в митингах за мир во всём мире.

Когда началось хрущёвское объединение города и села, были свидетелями создания при школе кролиководческой фермы. За животными ухаживали старшеклассники, а мы, мелюзга, млели от запаха травы из клеток испуганных животных. Эксперимент по трудовому обучению на живых объектах природы продлился недолго. В один прекрасный день клетки опустели, а затем были сломаны.

Мы были очевидцами внедрений в нашу лексику слов «культ личности», «волюнтаризм».

Очень стремились в комсомол, особенно хотели получить комсомольские билеты в райкоме ВЛКСМ, в первых рядах строителей коммунизма. Искренне верили, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В отличие от пионерской и октябрятской организации комсомол в нашей школе был весьма вялой структурой. Политическая активность к старшим классам заметно поубавилась у всех моих одноклассников.

Сейчас принято вспоминать о прошлом с новых идеологических, общественно-политических установок. Зачем? Не хочу ничего лакировать и чернить тоже не хочу. Все поколения проходят этапы наивного взгляда на жизнь, утраченных иллюзий, открытий. Такова се ля ви.

Детство было счастливым, наполненным верой в лучшее.

Школа моя существует до сих пор. Ветшает потихоньку, как и все образовательные учреждения той поры. Ничего не осталось от прекрасного яблоневого сада, от учебного огорода, от учебных мастерских, где мы наравне с мальчиками строгали указки, делали скворечники. «На труды» ходили в аккуратных тёмно-синих и чёрных халатиках. Мальчики надевали береты, а девочки – косынки.

С каким энтузиазмом мы делали всё, что нужно было Родине! Собирали металлолом для металлургического завода, жёлуди для лесхоза, макулатуру для новых учебников. Посадили сотни берёз на окраине посёлка, превратив безобразный овраг в чудесную рощу. (Правда, последующие поколения замусорили эту территорию, сделали под ветвями берёз свалку бытовых отходов.)

Посетить больного одноклассника на дому, а особенно в больнице, считалось священным долгом.

Отдельная песнь – поездки в колхоз на уборку урожая! Уроки отменялись! Ездили только в хорошую погоду. Эти солнечные дни на полях были наполнены несказанной радостью от свободы, от обилия воздуха, осенних ароматов земли, от непринуждённых разговоров, смеха, шуток.

Незамысловатые «тормозки», диковинные китайские термосы, морковь, хрустящая, свежая, прямо с грядки, кучи ботвы, на которых можно валяться и глядеть в небо. Школа с её партами, со строгим директором, с журналом оценок твоего ума – всё где-то далеко-далеко. Усталость в молодом теле проходит быстро. В автобусе снова хохот, песни непатриотического содержания, типа «Люблю я Машку, эх она каналья, люблю её и больше никого!..» Особенно драгоценно, важно – это разрешение от правления колхоза на ведро картошки в качестве оплаты труда (через день!).

А кто из нынешних школьников ходит в походы по родному краю? Большинство из них слабо представляют этот край, не любят его и не мечтают в нём жить. Двух-трёхдневные походы были нормой летних каникул. Именно тогда зарождались в наших душах поэтические настроения, охватывало желание петь тихие, душевные песни, романсы, читать стихи. Нам 10-12 лет, кругом необъятные просторы, поля, перелески, ручьи, овраги, разрушенные церкви, деревушки, стада животных, море цветов, запахов. Идём с песнями или еле плетёмся, ощущаем себя героями и с удовольствием падаем на траву от усталости.

Привал. Костёр – главный друг любого туриста. Таскаем воду, дрова, готовим чай в ведре, макароны с тушёнкой. Ничего вкуснее нельзя было представить. Это тебе не кислые котлеты из школьного буфета. Запах нашей кухни, костра разносится далеко-далеко! Ощущаем себя взрослыми, самостоятельными. Во главе похода наша классная руководительница и учитель физкультуры. Двое взрослых с двумя десятками детей! Никто не боялся за свои жизни, как и не боялся ночного леса. На детей с рюкзаками смотрели с уважением. Деревенские женщины угощали нас парным молоком, а один председатель колхоза за наш трудовой десант по прополке нескончаемых грядок свёклы подарил нам огромный-преогромный кусок говядины. Жаркое умяли в один присест. В походах наша классная (она была биологом-химичкой) учила нас ботанике, рассказывала об особенностях почв и рельефа. Мы ловили насекомых, собирали цветы для своих первых гербариев.


От автора блога . Это был рассказ . Немного я допишу и от себя. Фотография в начале поста - это моя школа, в которой я проучилась все десять лет. Мои школьные годы были по времени позже, но в этом воспоминании я прочитала очень много похожего на наши. Правда, был наполнен одиночеством. Но потом ожидания тоже были радужными, металлолом, макулатуру собирали, участок пришкольный (огородик) тоже был. А колхоз, правда, можно назвать песнью - как мы любили туда ездить! Фотография девочек моего класса на уборке свёклы. И холодно же в тот день было, помню до сих пор, а разве заметно: один хохот и веселье.



Хорошо помню посещения больных дома. Мы собирали немного общих денег, покупали угощение и шли навещать. Однажды заболела Галя. Мы купили ей какую-то вкусную выпечку и пока дошли до её дома, то почти половину гостинца съели. Маме нашей заболевшей одноклассницы мы кое-как объяснили отсутствие части булки своим чувством голода и она лишь улыбнулась на наши слова и покивала головой. Она понимала, это нас успокоило! Давно нет той мамы, девочка Галя уже бабушка, а я всё помню этот случай, эту хорошо покусанную булку.

"Куба - любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня,
Куба - любовь моя!"

Песню эту тоже знаю. Правильно ли вспомнила? По-моему, мои родители разучивали её вместе со мной. По школе я песню не знала, и мои одноклассницы её не пели.

А вот с походами я как-то не знакома. Помню только однодневные. Чтобы в палатках ночевать - нет, не было... или я не ходила?.. Гербарии собирали - это были задания для уроков природоведения!

Знали всех первых космонавтов, их тогда можно было по пальцам пересчитать. И было то, что я очень верила в коммунизм. Это правда.

Ваши школьные годы... Вы помните их?

Выпускник 1959 года

Генерал-майор авиации. Кандидат технических наук. Заслуженный военный специалист РФ. Академик Российской академии авиации и воздухоплавания.

В период моего обучения в школе царила атмосфера глубочайшего уважения к преподавателям. Особо с уважением относились, помимо Николая Дмитриевича Сорокина, к учителю литературы Малаховой Раисе Калистратове, к учителю географии Антонине Георгиевне, к сожалению фамилию не могу вспо мнить, Людмиле Ивановне, учительнице немецкого языка, Акиму Герасимовичу, учителю математики.

28-ой выпуск состоял из 2-х классов - 10 А и Б. Наполняемость 20-24 человек, отношение к учебе по моему видению, было очень ответственное. Школа, поскольку она была все-таки в сельской местнос ти, оказывала большую помощь С/Х организациям по уборке урожая.

На околице поселка Лагутники наша школа посадила большой фруктовый сад, который долго радовал жителей окрестных мест, к сожалению на этом месте сегодня уже кладбище. Наши ребята в спортивном отношении занимали на спартакиаде много призовых мест.

Традицией выпускников было: после выпускного вечера выходить к Дону, там, где сегодня собираются барды. В этом месте мы встречали рассвет, и начинался отсчет новой жизни.

Выпускники 10 Б класса:

Еременко Леонид

Крюков Саша

Дырда Валерий

Меркулова Лида

Николаева Лариса

Персиянов Коля

Третьяков Володя

Украинская Валя

Все они уроженцы станицы Романовская.


Учитель русского языка и литературы Раиса Калистратьевна Малахова была уважаема, ведь она в нашем сознании формировала самое святое "любовь к Отечеству". Понимаешь это только сейчас, спустя много лет она каждый образ, изучаемых произведений "разбирала" до мелочей настолько красиво, впечатляемо и внушительно, что оставляла в ребячьей памяти нечто неповторимое, будто ты жил с этим образом и переживал с ним все его проблемы. То ли это Печерин, то ли Катерина из "Грозы" Островского, Наташа Ростова или Пьер Безухов "Война и мир" Л. Толстова. Даже "тяжелый" в нашем понятии Маяковский В.В. после ее уроков становился понимаемым. В шестидесятые годы в программе средней школы еще не было обязательными к изучению не Лесков, ни Блок, ни Уветаева, но Раиса Калистратьевна как-то мудро смогла и о них нам поведать.

Меня сегодня удивляет и кажется противоестественным отказ от обязательного изучения русской литературы, которая по сути и формирует гражданина-патриота. Спасибо Вам - учитель литературы за то, что Вы есть и пусть Вам сопутствует любовь учеников и помогает в работе память Малаховой Раисе Калистратьевне. Пример достойный подражания.

Мы предложили общественным деятелям, политикам, артистам, художникам вспомнить школьные годы. Или пам’помнят они день, когда пошли в 1 класс. Что больше всего нравилось в школьных буднях, а что было совсем не по душе. Имеем возможность узнать, кто был главным школьным хулиганом, а кто приносил домой дневник с одними пятерками.

"Геометрия была для меня пыткой"

Свое первое сентября я запомнила навсегда из-за спадающего гольфика на ноге – поправляла его всю линейку и постоянно попадала в кадр фотоаппарата в самые неподходящие моменты: то гольф подтягивала, то ногу чесала. Это был замечательный и очень волнительный день. Помню огромные белые банты на двух длинных хвостах, белый фартушек и колючую школьную форму. В школу меня вели сразу во второй класс, первый класс мы прошли еще в детском саду. Именно там мне привили любовь к английскому языку.

Первосентябрьская линейка мне тогда казалась просто огромной, проходила она во во дворе школы № 26. Многие дети были знакомыми – мы все росли в одном дворе, ходили в один детсад... Все с огромными букетами цветов и ожиданием чуда в глазах. Помню, что мне очень хотелось быть на месте той девочки, которую нес на руках старшеклассник со звонком. В школу ходить я любила. Мама не даст соврать, я летела туда, едва раскрыв глаза, и часто приходила в школу чуть ли не вместе с уборщицами. Не знаю, чего меня несло туда так рано, но остановить меня было нереально.

В младших классах у меня был один любимый предмет – английский язык. Нам очень интересно его преподавали, по индивидуальным учебникам, с картинками и карточками, в игровой форме. Заниматься было одно удовольствие, а когда предмет тебе в кайф, то и дается всё легко! А вот математику я не любила ни в младших классах, ни в старших... Геометрия была для меня пыткой. Представить в пространстве срез пирамиды с каким-то углом – это было скучно и никак не получалось. В старших классах я удивила всех и себя. Недолюбливая алгебру и геометрию, я открыла в себе огромный интерес к физике. Даже в областной олимпиаде участвовала...

Один из самых ярких моментов младшей школьной жизни был открытый урок – "Проводы осени". Все наряжались по тематике – кто с гроздьями калины в волосах, кто в платке на плечах, кто в новых башмачках. А мне захотелось юбку. Шили ее вместе с мамой. И так как опыта великих швей у нас не было, мы эту юбку крутили-вертели, резали-подрезали, в итоге, в моей жизни появилась первая мини-юбка. Весь класс был в шоке. И мама тоже!

Но была во мне и организаторско-хулиганистая жилка. В 7-ом классе мы дружной толпой девчонок побили мальчишку-обидчика. А потом недели 2 ходили домой группками, чтобы нас не выловили по одной. Школьные дискотеки, вечеринки, друзей, экскурсии – всё это хотелось бы повторить заново… Но экзамены, зубрежку, юношеские прыщики – нет, не надо...

руководитель пресс-офиса "Приватбанк" в Черкассах

"Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты"

Первое сентября помню по фото. Это было интересно – я давно хотела в школу, родители говорили, что меня было трудно держать дома – сильно умная была. В школу ходить любила, там у меня была подружка и мальчик, который нравился. Любила чтение – у меня хорошо получалось читать на скорость, а я любила работать на результат. А вот по математике была тройка. Наверное, одна за всю школу...

Одно из самых ярких школьных воспоминаний – мой 6 класс – самый старший в школе (тогда я училась в военном поселке Оршанец). У младших классов уроки уже заканчивались, а у нас впереди было еще 1-2, и мы оставались одни во всей школе. Тогда мы устраивали такое развлечение: девушки писали что-то про каждого парня в классе, потом мы кодировали эти послания и бегали по всей школе, пока они у нас их не заберут, а тогда самый умный одноклассник их расшифровывал.

Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты: когда было много друзей и много игр, развлечений на свежем воздухе. Насыщенная жизнь. Не то, что сейчас – за компьютером. Те эмоции, когда мы разворачивали "ресторанную" кухню из песка и листьев на полдвора, или когда 20 детей играет в "казаки-разбойники"... У меня было замечательное детство...

общественный деятель

"Мне очень нравились все "несерьезные" предметы"

Мое первое сентября запомнилось дождем, из-за которого праздничная часть проходила в спортзале школы. Помню, что всех ставили парами мальчик-девочка, а мой "избранник" был в зеленке, поэтому я боялась брать его за руку. В общем, я была счастлива, что наконец буду ходить в школу и узнаю много нового.

Школьные годы у меня вызывают только хорошие эмоции и воспоминания. Трудно было в первом классе, потому что я не ходила на подготовительные курсы и никогда до этого не была в таком большом коллективе (детский сад я не посещала). Также тяжеловато дался и переход в средние классы. Несмотря на способности к гуманитарным предметам, я училась в физико-математическом классе. Точные науки мне давались непросто, но спасала общая эрудиция и умение договариваться с одноклассниками о бартере: я тебе сочинение, ты мне – тематическое задание по алгебре. Обожала уроки русского, украинского и английского языков и литературы. Всегда с воодушевлением подходила к творческим задачам, часто писала их в стихах. Вообще, мне очень нравились все "несерьезные" предметы – пение, рисование, трудовое обучение. Любила писать в школьную газету, выступать на концертах и участвовать в конкурсах.

Самое яркое воспоминание со школы – победа в национальном конкурсе научных работ. Для меня, девочки из физмата, было изумительно пройти три этапа большого соревнования и победить в категории украинской литературы. Это была моя первая в жизни поездка в Киев и первый масштабный проект, которому я посвятила несколько месяцев. Там, в Киеве, я впервые серьезно влюбилась в парня, талантливого отличника, который поразил меня игрой на сопилке.

Не знаю, хотела ли бы я сейчас вернуться в школьные годы – я люблю жить сегодняшним днем и наслаждаться моментом здесь и сейчас. Впрочем, я бы охотно посмотрела какие-то яркие мгновения с тех времен на кинопленке вместе с одноклассниками. Уверена, это был бы чрезвычайно душевный кинопросмотр.

лайф-коуч, тренер

"Возвращаться в школьные годы совсем не хочется"

Первый класс и, собственно, первое сентября в памяти не остались. Больше всего запомнилось, как нас в пионеры принимали. Это один из самых интересных моментов школьной жизни. Хотя в школу я ходить совсем не любил, были предметы, которые мне очень нравились: английский язык и физкультура. Видимо потому, что преподавали их хорошие учителя. А вот возвращаться в школьные годы совсем не хочется. Потому что взрослым быть хорошо: ты ничего и никому не должен.

фотограф

"Уроки в 8 утра для меня – пытки"

Свое 1 сентября не помню. Весь первый класс уроки у меня проходили в детском садике, в школу я пошла уже во 2-й. Но эти торжественные линейки, если честно, мне никогда не нравились – вот стоишь, чешешься на солнце или мокнешь под дождем, пока дяди и тети произносят какие-то речи...

Самым трудным в школьных буднях было рано проснуться. Я 100% сова, всю жизнь такой была, и уроки в 8 утра для меня – пытки. Поэтому единственный год в моей жизни, когда я ходила на вторую смену был просто счастьем! Сами уроки давались легко, особенно гуманитарные дисциплины. Очень любила писать сочинения – все время получала хорошие оценки, по крайней мере, за творческую составляющую. Я не была отличницей, хотя и училась неплохо, школу закончила с серебряной медалью. Мне очень помогала хорошая память – обычно устные домашние задания я успевала выучить на перемене перед уроком. Потому что дома было интереснее гулять, чем сидеть за уроками.

Наиболее ярко помню всякие внеурочные мероприятия: КВН, театральные постановки и тому подобное. Я это всегда любила и принимала в таком участие. Кроме того, что это была возможность выступать и проявлять актерские таланты, можно было еще и законно прогуливать уроки. Поэтому мы с подругами говорили учителям, что идем на репетицию, а сами шли к кому-то домой и там себе вволю болтали, смотрели телевизор, играли в игры. А еще очень ярко помню, что когда был период всеобщего увлечения сериалами, мы смотрели их на уроках школьного труда вместе с учительницей. Весь урок сидели и страдали вместе с Марианной и Луисом Альберто.

В каждом возрасте есть свои плюсы, мне хорошо там, где я сейчас, поэтому возвращать свои школьные годы сейчас не хотелось бы. Поскольку я человек очень независимый, то детсадовское и школьное детство меня "напрягало" тем, что ты постоянно зависишь от взрослых: туда не ходи, то не делай, вот учи, тут выступай. Я более комфортно себя чувствую, когда сама управляю собственной жизнью.

глава ОО "Молодая Черкасщина"

"Школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде"

Первого сентября, когда шел в первый класс, был очень расстроен тем, что завтра снова придется туда идти. Мне понравилось, но одного дня было бы достаточно. Со временем привык. Втянулся. Но школу все-равно не полюбил. Ходил, как на каторгу. Был, правда, свой вкус в первых классах. Группы продленного дня и прочее. Но вся эта романтика не от школы, а от того юного возраста, когда все появляется впервые. Любил гулять или оставаться дома и читать то, что было интересным. Читал очень много. Фантастику, приключения, научно-популярные издания, поэзию. А школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде. Из предметов любил больше всего литературу, физкультуру, трудовое обучение, потом, в старших классах, пришла любовь к физике. Еще был интерес к английскому языку, потому что хотел понимать, о чем поют любимые группы. Все остальное было непонятным и малоинтересным. Как-то не находил я себя ни среди одноклассников, ни среди большинства учителей.

Самый яркий момент, связанный со школой, помню до сих пор! Девочка, в которую я был влюблен в детском садике, пошла в школу на год раньше меня, и мы пришли на ее первый звонок. Тогда я пережил первую грусть расставания. Мне же впереди еще "светил" год детского сада. Привет тебе, Саша Фокина!

А из собственной школьной жизни наиболее запомнилась, вероятно, встреча "выпускного" рассвета: все известное позади и неизвестно, что ждет впереди. В школьные годы хотелось бы снова вернуться для того, чтобы больше заниматься музыкой, а не для того чтобы ходить в школу. Читать я научился в детском саду. Остальному учусь сейчас. Эх, где мои 17 лет?..

Были уроки, которых я ждал с нетерпением, например, пение, НВП, труд, информатика, химия. По этим предметам всегда были отличные оценки. Также были уроки, которые не очень нравились, их не хотелось посещать, бывало, очень ждал, когда закончится академический час. Возможно, просто к каким-то дисциплинам была склонность, но, скорее всего, заинтересованность в своей дисциплине пробуждал сам преподаватель. Прекрасно помню всех учителей любимых предметов. Они полностью выкладывались на уроках, делали их незабываемыми и яркими. Благодарен им и поныне.

Примерно в 7-м классе я "подсел" на информационные технологии. На то время у нас в школе уже появился компьютерный класс, где было с десяток компьютеров Atari и один учительский, персональный компьютер на базе 286 процессора. В девятом классе я уже, по поручению преподавателя, проводил уроки информатики для своего класса, а на дне самоуправления – и для других классов. Тогда же я написал свою первую компьютерную программу –лабиринт, где нужно было найти выход, используя логику. В день, когда завершил программировать игру, так увлекся кодированием, что домой пришел почти в полночь. Поэтому такой яркий и счастливый день закончился наказанием от родителей, которые очень за меня переживали. Напомню, в то время мобильных телефонов еще не было, а бандитизм был – не сравнить с сегодняшним.

экс-директор КП "Дирекция парков"

«Школьные годы чудесные…» или воспоминания 18 лет спустя

В 1984 году для нас прозвенел первый звонок.

Ожидание чего-то еще неизведанного, нового, любопытство будоражило каждого из первоклашек. Белые фартуки, огромные накрахмаленные банты у первоклассниц, брюки «со стрелками» и пиджаки с блестящими пуговицами у первоклассников, букеты из гладиолусов или астр придавали еще большую торжественность.

Знакомство с первой учительницей, соседом по парте, фотография на память с букварем, аккуратно сложенные в портфеле тетрадки и прописи, в которых непослушной рукой потом выводили замысловатые палочки и крючочки. Закрутилась, понеслась школьная жизнь.

В первом классе стали октябрятами. На отпаренной форме появился октябрятский значок - портрет юного Ленина в пятиконечной звездочке. Все знали, что октябрята - это будущие пионеры, внучата Ильича, уважают старших и любят школу. «Помнится, во втором классе проверялась техника чтения. На классном собрании учительница отозвала мою маму и поделилась впечатлениями: "Ваша Вика прочитала текст со скоростью 18 слов в минуту, но Вы не переживайте, она так старалась, делала паузы, взмахивала ручкой и лицом изображала все, что было написано!".

В третьем классе в день рождения Ленина на торжественной церемонии в красном уголке завода «Авангард» октябрят приняли в пионеры. Причем, в первую очередь принимали тех, кто учился на «отлично» и был примером для всех, а во вторую и даже третью тех, у кого «хромала» успеваемость или дисциплина. Новобранцы давали торжественное обещание пионеров Советского Союза - горячо любить и беречь свою Родину, после чего им повязали красный пионерский галстук и вручили значок с девизом «Всегда готов!».

По окончании третьего класса - расставание с первой учительницей, горячо любимой и почти род-ной, которая ввела нас в школьную жизнь мягко и безболезненно, научила читать и писать, приоткрыла дверь в мир непознанных наук… Четвертый класс, казалось, что уже совсем взрослые и можем почти все!

Собирали металлолом. «Идея - переплавить собранный лом на пионерский троллейбус. Мы так старались и были так неудержимы в желании поучаствовать в изготовлении троллейбуса, что разобрали и принесли на лом все, что смогли унести со старой дворовой спортивной площадки. Даже ограждения высотой в два наших роста были снесены и притащены в школьный двор. А потом мы направились через железную дорогу к заводу Авангард и «уперли» оттуда железнодорожную шпалу, причем вдвоем. До сих пор не понимаю, как нам это удалось. Итого около 300 кг. Гордость до сих пор распирает!!!»

Собирали макулатуру. Объявлено соревнование - какой класс больше соберет макулатуры. А дух соревнования придает особую остроту, поэтому несли все - от старых газет «Правда» и журналов «Колхозница», «Наука и жизнь», «За рулем» до подписных изданий (пока родители не видят), проходили по всем соседям. А как обидно, если соседний класс выигрывал из-за дополнительной пары связок картона…

Шефствовали над одинокими ветеранами. Покупали продукты, выполняли домашние работы. Мальчики на уроках труда вырезали из дерева звездочки, красили в красный цвет и прибивали их возле дверей ветеранов Великой Отечественной войны.

Принимали активное участие во всевозможных спортивных соревнованиях и олимпиадах, смотрах строя и песни, побеждали и искренне радовались.

Благодаря семье Ланевых ходили в походы - учились разводить костры, ставить палатки, готовить пищу на огне, играли на гитаре, пели…Не обходилась наша школьная жизнь без маленьких шалостей:

«Когда не хотелось ходить зимой на физкультуру на лыжах, я брала с собой отвертку, отъезжала в сторонку и скручивала крепление. Мол, вот сломалось…»

«Дьякова Н.Н., читая отдельные трагические отрывки из произведений «Ночевала тучка золотая» или «Му-Му» плакала, а мальчишки сидели и хихикали…»

«Уборка школы. Как сонные мухи «оттираем» тряпками стены, вернее пасту наносим, а воды почти нет...» «Пришкольный участок - «спим» на грядках, самое элитное - нарвать кроликам травы...»

«Выход из школы зимой напоминал обстрел тысячами снегометов, заснеженными оставались практически все!!!»

Столовая!!! - все в позе марафонцев на низком старте в последние секунды урока, учитель держит дверь, а после звонка …. «табун» бежит на «водопой»»

«После того, как стали пионерами, каждый год на 19 мая бесплатно катались на троллейбусе и качелях в парке культуры и отдыха.

А еще у нас были факультативные занятия - кружок микробиологии, где изучали бактерии и плесень. Я даже дома разводила, а родители ругались. Благодаря этому кружку без тестов приняли в гимназию в химико-биологический класс.

«А на уроках труда мы шили фартуки и ночные сорочки, готовили супы или плюшки, которые наши мальчики потом ели». «А сколько было радости, когда единую школьную форму отменили, и можно было «хвастануть» перед одноклассниками модными джинсами или яркими лосинами…»

«Помню, на смену ранцам и портфелям пришли «дипломаты». Особым «писком» был черный узкий с кодовым замком. Идешь по улице, в руках «первый признак интеллигента», заходишь в класс и «бух!» по парте - гордость просто распирала! А еще таким «портфелем» было удобно драться и кататься с горок…»

Между всей этой активной школьной жизнью, конечно, учились - чертили графики, разбирались в теоремах и аксиомах, учили стихи, писали сочинения, познавали историю, проводили опыты по физике и химии, узнавали про всех и про все. А если ученики испытывали затруднения в учебе, то их оставляли после уроков на дополнительные занятия и при этом никаких платных репетиторов!!!

Школа - это детство, первая дружба, первая любовь, огромное желание казаться взрослыми (у девочек первые пробы макияжа, у мальчишек - покурить за углом)…. А самое главное, школа «посеяла» в нас зернышки тех основ, благодаря которым мы выросли целеустремленными, честными, порядочными людьми, научились ценить дружбу, человеческие отношения.

Очень важно, что в школьные годы рядом с нами были мудрые и опытные педагоги, которые видели в нас то, что больше никто не видел, и развивали хорошее или, наоборот, помогали избавиться от «нехороших» черт характера, качеств и т.д. Спасибо нашим учителям за знания, советы, помощь, понимание, терпение и мудрость. С благодарностью и уважением вспоминаем нашего классного руководителя Дьякову Надежду Николаевну искреннего, заботливого и талантливого педагога.

В годы учебы в школе мы воспринимали все происходящее как что-то навязчивое и практически не ненужное - уроки, контрольные, экзамены, требования… казалось, скорей бы окончить школу и - в жизнь! Только теперь понимаем, что 10 школьных лет были как большие летние каникулы, которые, к сожалению, безвозвратно ушли в прошлое….

Рахманен Наталья

от имени выпускников 1994 года,

в том числе от имени Натальи Гутиной,

которая живет во Франции

и занимается издательством

исторического журнала.

1986 год Урок в 3"г" классе учитель начальных классов Новикова Тамара Васильевна.

На фото. Рахманен Наталья вместе с Кухаревым Денисом выполняют задание.

Почему-то самый яркий - 5 класс. Все кажутся веселыми, беззаботными и динамичными.

11 класс - все уставшие. Запомнились трудные уроки физики и литературы (Тамары Ивановны и Елены Андреевны).

В памяти навсегда останутся последний звонок и выпускной.

Син Ольга


Воспоминания о школе? Самые умилительные... В основном вспоминаются 5 - 9 классы. Походы, чаепития, игры... Жуткие контрольные, конец четверти, волнения... Еще вспоминается радиорубка, праздники.

Потрясные у нас были походы! Как играли в казаки-разбойники! и Виталька так красиво убегал! Как ухохатывались на чаепитиях, когда играли в "крокодила", например! Да, много было всего... Главное впечатление - было так смешно и весело! Всегда!

Одно из самых веселых воспоминаний – как мы писали однажды контрольную по биологии. Нам раздали карточки с заданиями. Решения мы не знали, но вскоре решение пришло само. Карточки использовались не первый год, и поэтому на них остался продавленный карандашный след от ответов. Карандаш был стерт, но след остался.

И мы как заправские детективы вычисляли, что же там написано. Как только мы ни вертели эту несчастную карточку, как только ни колдовали! И что самое удивительное – разглядели-таки правильный ответ! Это был упоительный триумф! И самое главное – столько смеха и радости!

Вот такую изобретательность приходится проявлять в школе.

Ким Екатерина


Самое запоминающееся - уроки физики (у Тен Тамары Ивановны). Каждый урок что-то новое и необыкновенное. Что бы не происходило, для меня самая лучшая - школа N 9

Мун Инна


О школе у меня остались самые теплые воспоминания. Если бы предоставился шанс, я бы проучилась здесь еще годика два. Лучшие годы - школьные годы

Рыжакова Мария


Конечно, самая насыщенная жизнь в школе была в 11ом классе. К сожалению, конкретно вспомнить что-нибудь не могу, но воспоминания остались самые теплые и нежные... Но и они переплетаются с мрачными для меня уроками литературы.

Ан Виталий


Школьные годы я вспоминанаю всегда с улыбкой. Больше всего мне запомнились уроки литературы у Елены Андреевны. Раньше они казались мне мукой, но сейчас я вспоминанаю их с огромной радостью. Если честно, я скучаю по ним, да и вообще по школе.

Янакава Евгения


Мне всегда нравилось в нашем 11Б классе то, что он отличался своей сплоченностью. Да, порой было сложно, мы ссорились, но это нормально. Нравилось то, что в нашем классе были такие оторвыши, как Рома К.

Еще я очень сильно всегда любила учителей, хотя и имела по их предметам "4" с натяжкой.

Немного страшно подумать, какие мы будем через два года. Будем ли мы такими же веселыми и беззаботными. Надеюсь, что да.

Еще хочу сказать, что чтобы не случилось, мы должны остаться одной семьей, как сейчас.

Ну вот, мы уже на втором курсе, совсем взрослые, и так сейчас не хватает того самого детства, какое у нас было, когда мы учились в школе. Да, это совсем другая жизнь, другие люди, учителя, другие правила и все другое!!!

Господи, так грустно, может даже больно и горестно, что не можем мы почувствовать себя такими беззаботными, немного легкомысленными, какими мы были, учась здесь, в нашей родной школе №9. Именно в такие моменты, как например, на встречах выпускников, когда окружают все, кто был рядом все 10 лет, и одноклассники, и родной учитель, особенно жаль, что время нельзя повернуть вспять; что нельзя пережить все, что уже пережили; что нет возможности встречаться чаще; что нельзя исправить все совершенные ошибки; что нет возможности попросить прощения у учителей.

Да хотя, я даже не сомневаюсь, что они уже все нам простили, это ведь наши родные самые добрые, всепрощающие учителя, где ж мы таких еще найдем? Поэтому они наши единственные и неповторимые!

Цой Юлия


Свою школу я вспоминаю очень часто, что слезы наворачиваются на глаза!!! Я вспоминаю своих учителей, которые научили нас жизни, научили преодолевать трудности и поддерживали нас в трудную минуту. Я мечтаю сейчас заново сесть за парту, взять когда-то любимые учебники и послушать приятный голос учителя.

Приятно сейчас видеть резвых ребятишек в школе во время перемены, хочется посидеть в столовой и поговорить с друзьями об уроках. И все-таки какие мы были глупые, когда хотели поскорее покинуть школу и вступить во взрослую жизнь. Но школа навсегда останется в наших сердцах, и мы ее никогда не забудем!!! Наша школа – наш помощник и путеводитель в жизни.

Ким Анастасии

О школе у меня очень веселые и классные воспоминания. Я очень рада, что проучилась именно в этом классе и в этой школе.

Хван Евгения