Смотреть что такое "Клан" в других словарях. Кланы на окраинах русских земель

  • ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ ИСТОЧНИК (тексты и их изучение)
    • Древнекитайский источник (тексты и их изучение)
    • Древнекитайские тексты
    • Древние надписи
    • Ранние сочинения канона
      • Ранние сочинения канона - страница 2
    • Трактаты древнекитайских мыслителей
      • Трактаты древнекитайских мыслителей - страница 2
    • Тексты исторического содержания
    • Сводно-систематизированные произведения
    • Древнекитайский письменный текст как социокультурный феномен
      • Древнекитайский письменный текст как социокультурный феномен - страница 2
      • Древнекитайский письменный текст как социокультурный феномен - страница 3
  • ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ И ДРЕВНЕГО КИТАЯ
    • История изучения китайских древностей и древнего Китая
    • Изучение древности в Китае после Сыма Цяня
    • Становление европейской синологии
    • Западноевропейская синология XIX в.: изучение китайской древности
    • Китайская синология в конце XIX и первой половине XX в.: изучение китайской древности
    • Древний Китай в мировой синологии XX в.
      • Древний Китай в мировой синологии XX в. - страница 2
    • Судьбы отечественной синологии и изучение древнего Китая в нашей стране
      • Судьбы отечественной синологии и изучение древнего Китая в нашей стране - страница 2
    • Изучение древнего Китая в КНР
      • Изучение древнего Китая в КНР - страница 2
    • Синология сегодня и завтра: проблемы и перспективы (изучение древнего Китая)
  • ПРОБЛЕМЫ ПРЕДЫСТОРИИ
    • Проблемы предыстории
    • Синантроп и процессы антропо- и расогенеза в Китае
    • Проблемы генезиса земледельческого неолита
      • Проблемы генезиса земледельческого неолита - страница 2
    • Неолит расписной керамики в Китае
      • Неолит расписной керамики в Китае - страница 2
      • Неолит расписной керамики в Китае - страница 3
    • Поздний неолит Китая: луншаноидный горизонт
      • Поздний неолит Китая: луншаноидный горизонт - страница 2
    • Ранний бронзовый век и проблема Ся
      • Ранний бронзовый век и проблема Ся - страница 2
  • ШАНСКИЙ КИТАЙ
    • Шанский Китай
    • Общий облик и основные характеристики позднешанской (аньянской) цивилизации
      • Общий облик и основные характеристики позднешанской (аньянской) цивилизации - страница 2
    • Современная наука о проблемах генезиса надобщинных политических структур
      • Современная наука о проблемах генезиса надобщинных политических структур - страница 2
    • Ранние протогосударственные структуры в Китае
    • Развитое протогосударство в Аньяне
      • Развитое протогосударство в Аньяне - страница 2
    • Клановая структура общества Шан и институционализация власти правителя-вана
      • Клановая структура общества Шан и институционализация власти правителя-вана - страница 2
    • Организация производства и система администрации
      • Организация производства и система администрации - страница 2
    • Духовная культура Шан
    • Военная функция в Шан
    • Историографическая традиция о Шан
  • ЧЖОУСЦЫ И КРУШЕНИЕ ШАН
    • Чжоусцы до Вэнь-вана
    • Чжоусцы при Вэнь-ване
    • У-ван и битва при Муе (1027 г. до н.э.)
    • Мятеж шанцев и восточный поход Чжоу-гуна
      • Мятеж шанцев и восточный поход Чжоу-гуна - страница 5
    • Теория «мандата Неба» (тянь-мин)
    • Этический детерминант (идея дэ)
      • Этический детерминант (идея дэ) - страница 2
  • ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
    • От протогосударства к государству
    • Принципы организации администрации
      • Принципы организации администрации - страница 5
    • Проблема централизации редистрибуции
    • Центральная власть и система уделов
    • Ван и вассалы: феодализация внешних уделов
    • Феодально-клановые связи в уделах (цзун-фа, цзун-цзу)
      • Феодально-клановые связи в уделах (цзун-фа, цзун-цзу) - страница 2
    • Производство и редистрибуция
  • ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ЧЖОУ (1027-771 гг. до н. э.)
    • Чжоуский Китай при Кан-ване (1004-967) и Чжао-ване (966-948)
      • Чжоуский Китай при Кан-ване (1004-967) и Чжао-ване (966-948) - страница 2
    • Му-ван (947-928)
    • Гун-ван, Ич-ван, Сяо-ван, Ио-ван (927-858)
    • Чжоуский Китай при Ли-ване (857-828)
    • Реформы Сюань-вана (827-782)
    • Ю-ван (781-771) и конец Западного Чжоу
    • От Западного Чжоу к Чуньцю (Пин-ван, 770-720)
    • Уделы (царства) чжоуского Китая до Чуньцю
      • Уделы (царства) чжоуского Китая до Чуньцю - страница 2
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ В ШАНСКО-РАННЕЧЖОУСКОМ КИТАЕ
    • Образ жизни в Шанско-раннечжоуском Китае
    • Род, клан, семья, община
      • Род, клан, семья, община - страница 2
    • Реалии повседневной жизни
      • Реалии повседневной жизни - страница 2
    • Праздники и обряды
    • Культ предков в Шан и Западном Чжоу
    • Верхи и низы в шанско-раннечжоуском Китае
      • Верхи и низы в шанско-раннечжоуском Китае - страница 2

Род, клан, семья, община

С самого начала следует напомнить некоторые исходные постулаты. Дело в том, что институты, о которых теперь пойдет речь, хотя и в некотором смысле свойственны всему населению, присущи различным слоям его в неравной степени, во всяком случае на разных ступенях эволюции.

Если в первобытном обществе, для которого страт вообще не существовало или они только начинали формироваться (генезис стратифицированной структуры на этапе, предшествующем формированию надобщинных политических, т.е. протогосударственных образований), каждый занимал свое строго определенное место в рамках рода, семьи и общины, то позже, когда появились кланы - а это, как упоминалось, прежде всего институты верхних страт, по меньшей мере вначале, - ситуация изменилась.

Другими словами, в стратифицированном социуме на этапе формирования протогосударственных образований складывались социальные корпорации высших страт. Более того, по мере их генезиса изменяли свое существо, свои привычные формы и прежние структуры, начиная с рода. Отсюда следует, что для развитого стратифицированного общества, каким был шанско-раннечжоуский социум, необходимо всегда иметь в виду разницу между верхами и низами. Стоит напомнить, что некоторые видные синологи, как М. Гране и А. Масперо, подчеркивали это различие в своих капитальных трудах и исходили в своем анализе именно из него еще свыше полувека назад.

Целесообразно начать с того, что такое род. Эта проблема была в свое время весьма основательно запутана в отечественной историографии из-за того, что марксистские теоретики, начиная с Ф.Энгельса, выдвинули много необоснованных и жестких постулатов. Воспринимая вслед за Энгельсом предположение Л.Г. Моргана о том, что патриархальному роду чуть ли не везде обязательно должен был предшествовать матриархат, отечественные историки, воспитанные на принципе безусловного принятия марксистских постулатов, закрепленных, к слову, в обязательных для всех позициях истмата, буквально вынуждены были поддерживать идею существования матриархата. Ситуация кардинально изменилась лишь два-три десятилетия назад, когда постулаты истмата стали подвергаться сомнению уже вслух, на страницах научных изданий.

Ныне идея матриархата, как и представления о рабстве и рабовладельческой формации в древнем мире вообще и на Востоке в частности, ушла в прошлое. Но что же такое тоща род и как быть в тех случаях, когда сама идея рода первоначально и вполне очевидно связана с женским началом? Если это не свидетельство существования матриархата, то что же это?

М.В. Крюков в свое время убедительно показал, что хорошо известный синологам знак «син» (род), идеограмма которого состоит из элементов «женщина» и «рождать», к матриархату не имеет никакого отношения, а в раннем своем варианте даже не имел знака «женщина» - его заменял иероглиф «человек». Можно добавить к этому, что сама по себе идея рождения всегда и безусловно имела отношение прежде всего к женщине, но это не имеет никакого отношения к постулированному марксизмом матриархату.

Приоритет женского начала в форме матрилинейности существовал, как известно, лишь в виде исключения в небольшом числе этносов, причем и там во главе социальных групп стояли обычно не женщины, но мужчины, пусть не отцы, а братья матерей. Представления же об амазонках - лишь навеянные некоторыми особенностями подобного рода этносов мифические конструкции, не более того.

Шанско-чжоуские роды были строго патриархальными, восходившими, скорее всего, к тотемным обозначениям глубокой древности. Тотемные самоназвания этнической общности или, по мере ее разрастания, некоторой ее части со временем обычно превращались в этнонимы и, переходя на обозначение местности, где данная этническая группа обитала, - в топонимы. Впрочем, связь между этнонимом и топонимом подчас бывала и обратной. Шанцы, например, скорее всего, стали называться по наименованию местности (Шан-и, поселение Шан), так как их родовым знаком, этнонимом, было Цзы - если иметь в виду родовой знак правящего дома.

Впрочем, этнонимов и топонимов, которые могли быть родовыми обозначениями, восходящими к тотему, а могли уже быть и клановыми, восходящими к эпониму - т.е. к имени того реального близкого предка, которому было пожаловано владение и потомки которого стали именоваться по этому топониму или по имени упомянутого предка (по его личному, но не родовому имени), - было во времена Шан и в пределах юрисдикции шанского вана немало.

Дин Шань, исследование которого уже в этой связи упоминалось, определил в гадательных надписях около 200 такого рода этнонимов, т.е. родовых и клановых имен шанцев и нешанцев, включая этнотопонимы, которые были наименованиями отпочковавшихся от правящей родовой группы вана (род Цзы) подразделений, правители которых в качестве эпонимов дали новое название основанным ими группам, т.е. кланам.

Во времена Чжоу наряду с двумя тотемическими родами, Цзи и Цзян, поддерживавшими между собой брачные связи, было уже достаточно много подобного рода этнотопонимических кланов, отпочковавшихся либо от Цзи, либо от Цзян, не говоря уже о многочисленных родовых и клановых группах племен, не принадлежавших по происхождению ни к шанцам, ни к чжоусцам. Когда первые чжоуские ваны раздавали уделы, родовых имен их владельцев оказалось, включая шанцев и чжоусцев, около полутора десятков. Видимо, примерно таким было изначальное число тотемических родов.

Следует заметить, что родовая генеалогия сохраняла важность в то время преимущественно, если даже не только, для родовой знати и имела значение при заключении браков. Существовал строгий принцип родовой экзогамии, нарушить который было, по крайней мере, для чжоуской знати, недопустимым. Если аристократ брал в дом наложницу, чье родовое имя было не известно ни ему, ни ей самой, он должен был совершить специальный обряд гадания, разрешавший либо запрещавший брак.

Место рода в шанско-раннечжоуском Китае достаточно быстро занял клан. Речь идет не только о коническом клане правителя и даже не о кланах-корпорациях шанского времени типа Сань-цзу, а прежде всего о региональных удельных кланах Шан, функционально и политически сопоставимых с удельными кланами Чжоу. В Чжоу они обычно именовались термином ши, хотя использовались и иные, в том числе идущие со времен Шан (цзун, цзун-цзу). Клановые образования типа ши и цзун- цзу в принципе те же конические кланы, что первоначально сложились в домах правителей-ванов Шан и Чжоу, а затем были заимствованы в шанских региональных подразделениях Шан, а также в чжоуских уделах. Возникновение их было связано с необходимостью точно определить главную и боковые линии родства и тем самым степень знатности и соответствующие права на власть, начиная с прав наследования высшей власти.

Аристократические кланы ши и цзун-цзу включали в себя прежде всего группу кровных родственников, связанную между собой первыми четырьмя степенями родства. Начиная с пятой степени счет родства в боковых линиях прекращался, и потомки этих линий в последующих поколениях уже не считались знатью.

Если они при этом сохраняли хоть сколько-нибудь заметный статус, выделявший их над уровнем простолюдина и были, в частности, грамотны или профессионально подготовлены к военной либо административной службе, они автоматически входили в сословие ши (иероглиф, отличающийся от иероглифа ши - клан), т.е. сословие служивых. Они могли служить тому или иному аристократу и тоща подчас включались в его цзун- цзу или клан-шы, даже если были выходцами из иного клана.

В клан цзун-цзу либо ши могли входить и простолюдины - но лишь опять-таки только потому, что жили в соответствующем уделе, принадлежащем главе клана, и служили своему господину, считались «его людьми». Как и служивые ши, простолюдины с легкостью могли менять клан, особенно в результате войн и перемены хозяев.

Сказанное означает, что такие социальные корпорации, как тотемический род, игравший столь существенную роль в первобытном обществе, в стратифицированной урбанистической структуре теряли свое значение для большинства - кроме родовой знати с ее нормами экзогамии. Что касается конического клана с его линиями, то он был жизненно важен опять-таки для аристократов, но фактически не имел значения для простолюдина и даже для отдаленных потомков родовой знати в боковых ветвях.

Для простолюдинов главными формами необходимых для их существования социальных корпораций были семья и община. Семья - универсальная ячейка общества с весьма ранних ступеней его существования, с первобытных времен. Сильная патриархальная семья появляется е неолитической революции (редко она была матрилинейной - но даже в таких случаях оставалась патриархальной) и сохраняется достаточно долго.

Речь идет о большой семье, семейной общине во главе с отцом-патриархом, включающей в свой состав сыновей с их женами и детьми, нередко и младших братьев отца-патриарха с их семьями, а также слуг, порой домашних рабов и рабынь и прочих аутсайдеров. Некоторые песни «Шицзина» (№ 290) позволяют предположить, что именно такого рода семьи существовали вначале у чжоусцев. О составе шанской семьи трудно что- либо сказать, данных просто нет. Но можно предположить, что и она была такой же.

Особенно многочисленной и, конечно, патриархальной была семья аристократическая. Далеко не случайно в текстах она - как и клан - часто именуется «домом» (цзя), причем такого рода знатный дом нередко ассоциируется с уделом, т.е. с государством, что вполне справедливо, так как имеется в виду знатный дом главы клана и удела.

Страницы: 1 2

Клан - понятие, взятое из гэльского языка, на котором говорят шотландские горцы. Это местная разновидность родовой общины. Через стадию родовой общины прошли все народы. Её разложение у всех проходило по-разному. Поэтому было бы странно, если бы где-то ещё существовали точные подобия шотландских кланов. Тем не менее, в популярной литературе часто вместо слов «род», «родовая община» употребляется «клан».

Внутри клана существует власть, основанная на патриархальных принципах. Есть глава клана, власть которого передаётся по наследству. Правда, это наследование может происходить не от отца к сыну, а к следующему по старшинству в клане, то есть от старшего брата к младшему. Монаршая династия в известном смысле также может считаться кланом. Власть главы клана публичная и распространяется на конкретную землю, считающуюся собственностью клана.

От одного праотца

В самом общем смысле клан включает в себя не только кровных и усыновленных (удочерённых) родственников, но и людей зависимых и вовсе посторонних, живущих на родовой территории клана и почему-либо взятых им под своё покровительство. В этом смысле, например, древнеримский род (gens) являлся кланом. У него была общая земельная собственность, общие рабы, считавшиеся самыми младшими членами семьи, а также клиенты - люди, взятые под покровительство рода и за то обязанные оказывать ему известные услуги. Рабы, отпущенные на волю, также переходили в число клиентов.

По мере размножения членов рода последний дробился на отдельные семьи, сохранявшие ту же организацию. Сходное устройство существовало в архаических полисах Древней Греции. Там существовало два уровня родовой организации: фила (высший) и фратрия (низший). Фратрия точнее соответствовала клану, так как её члены фратрии были обязаны вступать в браки только за её пределами. Античные источники засвидетельствовали уже то время, когда традиционная родовая община заменялась соседской, и древние реформаторы как в Афинах (Клисфен), так и в Риме (Сервий Туллий) создавали, взамен кровнородственных, чисто территориальные объединения, внешне копировавшие структуру клана и его роль в управлении.

Радимичи и вятичи

Отдельные восточнославянские племена на заре русской истории, очевидно, имели похожую структуру и сами, в свою очередь, делились на кланы. Родословные от единых предков, согласно сообщению Начальной летописи, вели племена радимичей и вятичей - от Радима и Вятко соответственно. Вообще, окончание на "–ич", по-видимому, указывает на память об общем происхождении.

Среди восточных славян такими были ещё племена уличей (на Нижнем Днепре и Южном Буге), дреговичей (в Полесье), кривичей (в верховьях Западной Двины, Днепра и Великой). Для кривичей тоже устанавливается происхождение от одного легендарного предка - литовские верховные жрецы носили титул «криве», а сами кривичи считаются славянизированным балтским племенем.

Что касается радимичей (на Верхнем Днепре и Десне) и вятичей (на Среднерусской возвышенности и Верхней Оке), то их кланово-племенная структура, очевидно, дожила до начала XII века, когда была записана Начальная летопись.

Вятичи в то время ещё не входили в состав древнерусского государства. Летописи сообщают, что ещё в середине XII века они решали все дела на собраниях старейшин племени. Старейшины были, очевидно, главами кланов, а единого князя у них не было. Родовая община долго сохранялась у вятичей, когда в других местах Руси она уже давно сменилась соседской.

«Русская Правда» начала XI века признаёт обычай кровной мести, но накладывает на неё ограничения, а дополнения к ней («Правда Ярославичей») запрещают кровную месть. Это показывает как наличие родовой общины в то время у всех восточных славян и признание её публично-правовой единицей, так и её постепенное разложение.

Клановое государство Рюриковичей

Княжеский род Рюриковичей, сохраняя предания об общем происхождении, в значительной степени копировал структуру клана, распространяя её на целое государство. Древнерусское государство, будучи родовой вотчиной Рюриковичей, и включало в себя разные категории зависимых людей, и обладало публичной властью на определённой территории. С течением времени род множился, и отдельные его группировки проявляли тенденцию обособляться в кланах меньшего масштаба. Уже в XII веке разгорелась борьба за старшинство между двумя ветвями клана - Мономаховичами и Ольговичами. С этими процессами было связано и раздробление Русской земли на отдельные княжества.

Объединение России московскими великим князьями представляло собой процесс утверждения власти одного из кланов над землями всех остальных. Он сопровождался уничтожением всяких связей в соперничающих кланах, лишением их земли, а порой и полным их истреблением. Эта тенденция достигла апогея в Опричнине Ивана Грозного . После неё большие боярские роды в России можно назвать кланами лишь условно, так как внутренняя иерархия в них была заменена на прямое подданство царю.

Кланы на окраинах русских земель

Клановая система довольно долго держалась в вольных городских общинах Севера Руси (Новгороде, Пскове, Вятке), а также, возможно, в самых старинных казацких общинах. Обширные угодья Новгородской земли принадлежали целым местным боярским родам, главы которых имели в них полное право суда и расправы над подвластным населением. После завоевания Новгорода Москвой в конце XV века эти угодья были переданы разным московским боярам.

Предполагают, что самые первые казацкие колонии на Днепре (Запорожская Сечь), Хопре (Червлёный Яр), Дону, Нижней Волге копировали кланово-родовую организацию, даже если такой клан не имел реального общего предка. Бежавшие в казаки люди из разных мест Руси включались старожилами в конкретный род, и только таким образом можно было получить право казацкого «гражданства». На это указывают пережитки подобной структуры, когда ещё в XIX веке для казака считалось важным принадлежать к какому-нибудь старинному казачьему роду.

Кланом в какой-то мере может считаться род купцов-землевладельцев Строгановых на Урале. Однако с течением времени у него, как и у других известных в России владельческих фамилий, а ещё раньше у любых казацких родов, полностью исчезает главный атрибут клана. Это - публично-правовая власть на определённой территории не только над членами рода. Она повсюду была вытеснена государственной организацией.

Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) Васильев Леонид Сергеевич

Род, клан, семья, община

Род, клан, семья, община

С самого начала следует напомнить некоторые исходные постулаты. Дело в том, что институты, о которых теперь пойдет речь, хотя и в некотором смысле свойственны всему населению, присущи различным слоям его в неравной степени, во всяком случае на разных ступенях эволюции. Если в первобытном обществе, для которого страт вообще не существовало или они только начинали формироваться (генезис стратифицированной структуры на этапе, предшествующем формированию надобщинных политических, т.е. протогосударственных образований), каждый занимал свое строго определенное место в рамках рода, семьи и общины, то позже, когда появились кланы - а это, как упоминалось, прежде всего институты верхних страт, по меньшей мере вначале, - ситуация изменилась.

Другими словами, в стратифицированном социуме на этапе формирования протогосударственных образований складывались социальные корпорации высших страт. Более того, по мере их генезиса изменяли свое существо, свои привычные формы и прежние структуры, начиная с рода. Отсюда следует, что для развитого стратифицированного общества, каким был шанско-раннечжоуский социум, необходимо всегда иметь в виду разницу между верхами и низами. Стоит напомнить, что некоторые видные синологи, как М.Гране и А.Масперо, подчеркивали это различие в своих капитальных трудах и исходили в своем анализе именно из него еще свыше полувека назад (см. ).

Целесообразно начать с того, что такое род. Эта проблема была в свое время весьма основательно запутана в отечественной историографии из-за того, что марксистские теоретики, начиная с Ф.Энгельса, выдвинули много необоснованных и жестких постулатов. Воспринимая вслед за Энгельсом предположение Л.Г.Моргана о том, что патриархальному роду чуть ли не везде обязательно должен был предшествовать матриархат, отечественные историки, воспитанные на принципе безусловного принятия марксистских постулатов, закрепленных, к слову, в обязательных для всех позициях истмата, буквально вынуждены были поддерживать идею существования матриархата. Ситуация кардинально изменилась лишь два-три десятилетия назад, когда постулаты истмата стали подвергаться сомнению уже вслух, на страницах научных изданий.

Ныне идея матриархата, как и представления о рабстве и рабовладельческой формации в древнем мире вообще и на Востоке в частности, ушла в прошлое. Но что же такое тоща род и как быть в тех случаях, когда сама идея рода первоначально и вполне очевидно связана с женским началом? Если это не свидетельство существования матриархата, то что же это?

М.В.Крюков в свое время убедительно показал, что хорошо известный синологам знак «син» (род), идеограмма которого состоит из элементов «женщина» и «рождать», к матриархату не имеет никакого отношения, а в раннем своем варианте даже не имел знака «женщина» - его заменял иероглиф «человек» (см. ). Можно добавить к этому, что сама по себе идея рождения всегда и безусловно имела отношение прежде всего к женщине, но это не имеет никакого отношения к постулированному марксизмом матриархату. Приоритет женского начала в форме матрилинейности существовал, как известно, лишь в виде исключения в небольшом числе этносов, причем и там во главе социальных групп стояли обычно не женщины, но мужчины, пусть не отцы, а братья матерей. Представления же об амазонках - лишь навеянные некоторыми особенностями подобного рода этносов мифические конструкции, не более того.

Шанско-чжоуские роды были строго патриархальными, восходившими, скорее всего, к тотемным обозначениям глубокой древности. Тотемные самоназвания этнической общности или, по мере ее разрастания, некоторой ее части со временем обычно превращались в этнонимы и, переходя на обозначение местности, ще данная этническая группа обитала, - в топонимы. Впрочем, связь между этнонимом и топонимом подчас бывала и обратной. Шанцы, например, скорее всего, стали называться по наименованию местности (Шан-и, поселение Шан), так как их родовым знаком, этнонимом, было Цзы - если иметь в виду родовой знак правящего дома.

Впрочем, этнонимов и топонимов, которые могли быть родовыми обозначениями, восходящими к тотему, а могли уже быть и клановыми, восходящими к эпониму - т.е. к имени того реального близкого предка, которому было пожаловано владение и потомки которого стали именоваться по этому топониму или по имени упомянутого предка (по его личному, но не родовому имени), - было во времена Шан и в пределах юрисдикции шанского вана немало. Дин Шань, исследование которого уже в этой связи упоминалось, определил в гадательных надписях около 200 такого рода этнонимов, т.е. родовых и клановых имен шанцев и нешанцев, включая этнотопонимы, которые были наименованиями отпочковавшихся от правящей родовой группы вана (род Цзы) подразделений, правители которых в качестве эпонимов дали новое название основанным ими группам, т.е. кланам.

Во времена Чжоу наряду с двумя тотемическими родами, Цзи и Цзян, поддерживавшими между собой брачные связи, было уже достаточно много подобного рода этнотопонимических кланов, отпочковавшихся либо от Цзи, либо от Цзян, не говоря уже о многочисленных родовых и клановых группах племен, не принадлежавших по происхождению ни к шанцам, ни к чжоусцам. Коща первые чжоуские ваны раздавали уделы, родовых имен их владельцев оказалось, включая шанцев и чжоусцев, около полутора десятков . Видимо, примерно таким было изначальное число тотемических родов.

Следует заметить, что родовая генеалогия сохраняла важность в то время преимущественно, если даже не только, для родовой знати и имела значение при заключении браков. Существовал строгий принцип родовой экзогамии, нарушить который было, по крайней мере для чжоуской знати, недопустимым. Если аристократ брал в дом наложницу, чье родовое имя было не известно ни ему, ни ей самой, он должен был совершить специальный обряд гадания, разрешавший либо запрещавший брак.

Место рода в шанско-раннечжоуском Китае достаточно быстро занял клан. Речь идет не только о коническом клане правителя и даже не о кланах-корпорациях шанского времени типа Сань-цзу, а прежде всего о региональных удельных кланах Шан, функционально и политически сопоставимых с удельными кланами Чжоу. В Чжоу они обычно именовались термином ши , хотя использовались и иные, в том числе идущие со времен Шан (цзун , цзун-цзу ). Клановые образования типа ши и цзун-цзу в принципе те же конические кланы, что первоначально сложились в домах правителей-ванов Шан и Чжоу, а затем были заимствованы в шанских региональных подразделениях Шан, а также в чжоуских уделах. Возникновение их было связано с необходимостью точно определить главную и боковые линии родства и тем самым степень знатности и соответствующие права на власть, начиная с прав наследования высшей власти.

Аристократические кланы ши и цзун-цзу включали в себя прежде всего группу кровных родственников, связанную между собой первыми четырьмя степенями родства. Начиная с пятой степени счет родства в боковых линиях прекращался, и потомки этих линий в последующих поколениях уже не считались знатью. Если они при этом сохраняли хоть сколько-нибудь заметный статус, выделявший их над уровнем простолюдина и были, в частности, грамотны или профессионально подготовлены к военной либо административной службе, они автоматически входили в сословие ши (иероглиф, отличающийся от иероглифа ши - клан), т.е. сословие служивых. Они могли служить тому или иному аристократу и тогда подчас включались в его цзун-цзу или клан-ши , даже если были выходцами из иного клана.

В клан цзун-цзу либо ши могли входить и простолюдины - но лишь опять-таки только потому, что жили в соответствующем уделе, принадлежащем главе клана, и служили своему господину, считались «его людьми». Как и служивые ши , простолюдины с легкостью могли менять клан, особенно в результате войн и перемены хозяев. Сказанное означает, что такие социальные корпорации, как тотемический род, игравший столь существенную роль в первобытном обществе, в стратифицированной урбанистической структуре теряли свое значение для большинства - кроме родовой знати с ее нормами экзогамии. Что касается конического клана с его линиями, то он был жизненно важен опять-таки для аристократов, но фактически не имел значения для простолюдина и даже для отдаленных потомков родовой знати в боковых ветвях.

Для простолюдинов главными формами необходимых для их существования социальных корпораций были семья и община. Семья - универсальная ячейка общества с весьма ранних ступеней его существования, с первобытных времен. Сильная патриархальная семья появляется с неолитической революции (редко она была матрилинейной - но даже в таких случаях оставалась патриархальной) и сохраняется достаточно долго. Речь идет о большой семье, семейной общине во главе с отцом-патриархом, включающей в свой состав сыновей с их женами и детьми, нередко и младших братьев отца-патриарха с их семьями, а также слуг, порой домашних рабов и рабынь и прочих аутсайдеров. Некоторые песни «Шицзина» (№ 290) позволяют предположить, что именно такого рода семьи существовали вначале у чжоусцев . О составе шанской семьи трудно что-либо сказать, данных просто нет. Но можно предположить, что и она была такой же.

Особенно многочисленной и, конечно, патриархальной была семья аристократическая. Далеко не случайно в текстах она - как и клан - часто именуется «домом» (цзя ), причем такого рода знатный дом нередко ассоциируется с уделом, т.е. с государством, что вполне справедливо, так как имеется в виду знатный дом главы клана и удела.

Если же говорить о тех аристократах, кто не принадлежал к числу владетельной знати, то и они до определенной степени родства, как говорилось, сохраняли право на данные им в кормление от владетельного аристократа на определенных условиях владения и могли поддерживать приличествующий их положению и месту в системе аристократического родства уровень существования. Точных данных об этом крайне мало, а те, что имеются, нередко неясны, а то и спорны (прежде всего надписи на бронзе). Но в общем и целом ситуация была именно такой: владетельный аристократический дом-клан заботился о статусе всех своих знатных родственников, предоставляя им обычно должности в администрации удела и способствуя тем самым процветанию их семей. Обособление знатных семей и кланов формально выражалось в праве на фамилию.

Фамилия в раннечжоуском Китае (о шанском трудно сказать в рассматриваемом плане что-либо определенное, хотя и в Шан были уже знаки типа фамильных для обозначения должностных лиц, нередко наследственно отправлявших те или иные должности типа, например, гадателей; впрочем, не исключено, что это были названия кланов) появилась на основе клановых наименований, и прежде всего, естественно, среди владетельной аристократии. Позже свои фамилии обретали и представители низших звеньев аристократии, вплоть до служивых-ши . Фамилией могло стать клановое имя, как это было у Конфуция, который принадлежал к слою служивых-ши из клана Кун. Могли использовать в качестве фамилий и обозначения территорий, и просто случайные имена и названия.

Простолюдины собственных фамилий, видимо, еще не имели. Скорее всего, они именовались, как то было и на Руси еще сравнительно недавно, либо по фамилии владельцев территории, на которой они жили (преимущественно те же клановые наименования), либо по названию своих поселений. Впрочем, уже в период Чуньцю, насколько можно судить по имеющимся данным, все семьи, включая и крестьянские, начали обретать свои фамилии.

Существенно при этом заметить, что понятие «фамилия» обозначалось тем же термином, что и древний тотемический род (син ), и что вместе со знаком рода носитель фамилии воспринимал правило родовой экзогамии: однофамильцам нельзя было вступать в брак. Правило это всегда было достаточно строгим и соблюдалось до недавнего времени. А так как число фамилий в Китае было ограниченным (ныне всего лишь немногие сотни на сотни миллионов людей), то нетрудно понять, что запреты, о которых идет речь, имели достаточно суровый характер. К сказанному необходимо добавить, что термин бай-син (лаобайсин ), т.е. «сто фамилий», используемый для обозначения народа в целом, следует рассматривать исторически. Применительно к шанско-раннечжоускому времени он в основном служил для обозначения знати, тогда как позже стал соответствовать понятию «народ».

Но независимо от того, с какого времени простолюдины обрели собственные фамилии, семья как ячейка была среди них нормой, как нормой было существование группы таких семей - родственных друг другу и иных, пришлых, - в рамках одного и того же поселения, сельской общины. Община в шанско-чжоуском Китае была генеральной социальной корпорацией, функционально сопоставимой с выделившимися еще в шанское время кланами-корпорациями воинов и ремесленников. Вне корпораций такого типа (крестьян, ремесленников, воинов) могли существовать лишь аристократы и обслуживавший их персонал, но и они все тем не менее всегда были теснейшим образом связаны с общинными структурами, ибо жили за счет продукта, поставляемого общинами.

Если оставить в стороне воинские общины-корпорации и корпорации ремесленников, о которых в источниках очень мало данных и о формах организации которых мы можем судить лишь на основании немногих сведений (военные поселения были структурами, где воинская служба обычно совмещалась с крестьянским трудом, что, видимо, не исключало немалых расходов со стороны казны для их содержания; специализированные ремесленные корпорации также жили преимущественно за счет выдач из казны, куда они сдавали практически все, ими созданное; как и воины, ремесленники, видимо, имели земли, где занимались крестьянским трудом), то все остальные общины были земледельческими, крестьянскими. Для их обозначения в текстах использовалось немало разных терминов (ли, и, тянь, шушэ ). Деревни могли и просто именоваться по названию, особенно в песнях «Шицзина». Но в любом случае это были именно сельские общины со своими устоявшимися, хотя и эволюционировавшими нормами существования. Отсылая интересующихся подробностями к специальным монографиям , в самом общем виде о шанско-раннечжоуской общине необходимо сказать следующее.

Шанская община, насколько можно судить, являла собой поселение, в котором большую роль играли кровнородственные связи между живущими рядом семьями. Как о том уже шла речь, формой отработок общинников в центральной зоне была работа их представителей на «больших полях», совместно обрабатывавшихся. В пределах периферийной зоны, как и в ряде владений внешней зоны, в том числе у чжоусцев до завоевания ими Шан, существовали, видимо, иные формы отработок. Скорее всего, они были такими, какие описаны в упоминавшейся уже песне «Ци юэ» (№ 154), где подробно рассказывается, как крестьяне работают и как они обслуживают при этом своего господина-гуна (см. ). В этой песне обращают на себя внимание формы коллективных отработок в пределах собственной общины, что свидетельствует о сильных родственных связях. Те же отработки на «больших полях» и коллективный труд в общинных поселениях сохранялись на населенных чжоусцами землях и позже. Из материалов более поздних источников (комментарий «Гунъян чжуань» к хронике «Чуньцю», эпоха Хань) явствует, что в древности в общине функционировали ли-чжэн и фу-лао т.е. «старшие» и «старейшины», которые обязаны были следить за своевременным выходом крестьян на работу и за выплатой повинностей (см. ). Едва ли их можно отнести к разряду чиновников, скорее они были кем-то вроде старшин, на чьи плечи в рамках крестьянской семьи и деревенской общины ложилась обязанность следить за соблюдением привычной нормы.

Судя по имеющимся данным, с IX-VIII вв. до н.э. ранне-чжоуская община достаточно быстро эволюционировала. Отмирала практика совместных работ на «больших полях» (та самая, что позже нашла отражение в концепции цзин-тянь в «Мэн-цзы» и «Чжоули» ), и на смену ей приходило деление деревенской общины на домохозяйства-дворы. С VII-VI вв. до н.э. начался учет по дворам, что свидетельствует об изменении характера общинного труда и системы редистрибуции. Земли перераспределялись по дворам в зависимости от размеров и состава семьи, и с каждого двора брался поземельный налог в виде десятин-чэ или другие формы налога. Отвечали за выплату налога, видимо, по-прежнему старшие, фу-лао и линь-чжэны ; они же, надо полагать, ведали и перераспределением земель. Некоторые данные свидетельствуют о том, что за свой дополнительный труд общинные старейшины получали двойной надел и даже повозку с лошадьми (см. ).

Община и семья, как уже говорилось, являлись главными социальными корпорациями для низших страт, простолюдинов.

Это немаловажное обстоятельство сыграло в раннечжоуском Китае решающую роль в сложном процессе ассимиляции различных этнических групп, перемещавшихся с места на место при создании новых уделов и перемешивавшихся там в различных пропорциях.

Система этнической суперстратификации, связанная с первоначальным привилегированным положением чжоусцев, достаточно быстро исчезала именно потому, что нечжоуские этнические компоненты как бы поглощались немногочисленными чжоускими - ситуация, в чем-то напоминающая более поздний процесс арабизации завоеванных мусульманами-арабами обширных территорий Ближнего Востока и Северной Африки.

Процесс поглощения, правда, в рассматриваемом случае не был резко усилен общей для всех мощной религией, какой был для арабов и поглощавшихся ими народов ислам. Но он, как и в случае с арабами, был существенно активизирован за счет того, что старая родовая элита нечжоуских народов либо уничтожалась, либо принимала заданные чжоусцами параметры существования и тем самым инкорпорировалась ими, становилась по духу, пусть не по крови, чжоуской.

Простолюдины же первоначально различных этнических групп, ориентируясь на родовые и клановые нормы существования чжоуской и сближавшейся с ней нечжоуской элит, тоже быстрыми темпами, причем относительно легко и безболезненно, обретали свойственный чжоусцам и задававшийся ими образ жизни. Результатом всего этого стал процесс трансформации этнически гетерогенных социально-политических структур, особенно в уделах, в нечто иное. Иными словами, формировался этнически гомогенный чжоуский Китай - вначале преимущественно в Чжунго, даже в рамках основных уделов-царств, на которые все очевидней распадался к VIII в. до н.э. чжоуский Китай.

Следует заметить, что, хотя между уделами-царствами возникали некоторые различия - и эта разница наглядно отражена в песнях «Шицзина», рубрики первого раздела которого как раз и скомпонованы по основным царствам, - складывалось определенное этнокультурное единство в Чжунго и даже в Поднебесной в целом. Население чжоуского Китая осознавало себя членами своей семьи, членами своей общины, подданными своего князя в рамках удела-царства и пусть в последнюю очередь, но все же подданными чжоуского вана, правителя Поднебесной, и никто из простолюдинов в VIII в. до н.э. уже не ощущал себя этнически чуждым своим соседям по общине или по уделу-царству. Прерогатива и привилегия помнить о древних генеалогических связях и этническом родстве сохранялась только в среде знати, где клановые и родовые связи имели еще, как упоминалось, определенное значение.

Таким образом, на смену этнической гетерогенности рубежа Шан - Чжоу пришла устойчивая социальная неравноценность между удельно-феодальной знатью, с одной стороны, и простолюдинами - с другой. Именно социальные и социально-политические, а как следствие и социально-экономические различия между верхами и низами уже в западночжоуском Китае стали основными, первостепенными. Они определяли многие стороны жизни людей, от самых обыденных форм повседневного существования до строго санкционированных сложным и тщательно разработанным ритуальным церемониалом обязательств. Речь идет, иными словами, об образе жизни верхов и низов.

Из книги Александр Пушкин и его время автора Иванов Всеволод Никанорович

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Жреческий клан Довольно скоро из общины свободных кочевников выделилась прослойка людей, наиболее подверженных мистическим переживаниям и связям с душами предков и врагов, а также с богами. Эта прослойка выделилась в отдельный родовой жреческий клан. Жрецы стали

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

КУ-КЛУКС-КЛАН После поражения южных штатов (1865) все мероприятия, выработанные на союзном конгрессе в пользу негров, остались совершенно невыполненными и с бывшими рабами обращались по - прежнему жестоко и несправедливо: их выгоняли из назначенных им для жительства

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Семейный клан Яков Свердлов родился 23 мая 1885 года в семье владельца граверной мастерской в Нижнем Новгороде в семье Мираима (Мойше - это имя часто упоминается в отчестве сына) Израилевича Свердлина (фамилию отца Яков никогда не упоминал различных анкетах, автобиографиях

Из книги Московство автора Штепа Павло

ОБЩИНА Від початків московської держави у ХІІ ст. аж до ХХ ст. вся селянська земля в ній належала юридично і фактично сільським громадам (общинам). Кожна община ділила свою землю між своїми членами для користування і обробітку. А що кількість люду в селі мінялася, то община

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Политические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Ку-клукс-клан Открытие Северной и Южной, Латинской Америки произошло в конце XV века. Плавания Христофора Колумба происходили южнее Панамского перешейка. Северный материк был открыт в 1497 году английской инквизицией во главе с находившимся на английской службе итальянцем

Из книги Терроризм. Война без правил автора Щербаков Алексей Юрьевич

Ку-клукс-клан. Динозавр, ставший ящерицей На том берегу Атлантики тоже было интересно. Здесь снова поднял голову Ку-клукс-клан. Это была уже третья волна. Но тут стоит немного вернуться назад и рассказать о второй.Как мы помним, ККК прекратил свое существование в конце 70-х

Из книги Берия автора Антонов-Овсеенко Антон

Клан против клана Всякий клан предполагает наличие родственных связей. Их не было ни в лагере Берия - Маленкова, ни в группе Жданова. Каждый клан действовал на здоровой основе бандитского братства, когда сообщников объединяют единая цель и общая опасность гибели от руки

Из книги Клан Гамбино. Новое поколение мафии автора Винокур Борис

Борис Винокур Клан Гамбино. Новое поколение мафии Делаешь свое дело - или смерть. Наказ Карло Гамбино Это наша жизнь. Прекрасная, изумительная жизнь. Если бы мы могли так прожить всю жизнь и такими же счастливыми уйти из нее… Это было бы прекрасно! Но, к сожалению, наша

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Ку-клукс-клан После окончания войны за независимость в 1781 году в созданных Соединенных Штатах Америки главной территориальной единицей нового государства стал штат, входивший в федерацию. Штаты получили собственные конституции, законодательные, исполнительные и

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Семья и община Основной ячейкой славянского общества была большая семья. С большими семьями следует связывать группы домов (по два и более) на поселениях, отстоящие друг от друга на значительное расстояние. На поселениях таких групп чаще всего две-три, но иногда больше.

Из книги Эхо выстрелов в Далласе автора Лосев Сергей

Из книги История галлов автора Тевено Эмиль

6. Община Племена были не самым крупным элементом в политической структуре галльского общества. Над племенами доминировали более мощные образования, которые античные авторы называли народами или общинами. Инициативу в сближении соседних племен приписывают в основном

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Община Община – громада, общество, группа, компания, мир, сход, сходка.«Громада – исторически сформированная территориальная общность жителей одного населенного пункта для урегулирования производственных, бытовых, семейных и других отношений между отдельными семьями

Клан - Все системы родства основываются на принципе наследования или общественно-значимых связях между человеком и его предками. В большинстве обществ, особенно в традиционных обществах, ограничивается число лиц, которые могут считаться наследниками. такие ограничения возникают чаще всего по причине дисбаланса в демографической структуре общества (выделение экзо- и эндогамных групп), в целях контроля за распределением имущества. Наследование, таким образом, становится частью адаптационной стратегии общества. Выделяют следующие системы наследования: унилинейная, матрилинейная, патрилинейная, билинейная, амбилинейная, параллельная и когнатическая. Унилинейная система наследования - наследование только по мужской или по женской линии, когда родственниками человека являются родные только по одной линии (по линии материнской родни - матрилинейная, по линии отцовской родни - патрилинейная). При билинейной системе наследования человек может определять и считать своими родственниками родных или по женской или по мужской линии (в зависимости от ситуации). Амбилинейное наследование предполагает определение родственных связей или по линии матери, или отца по выбору человека. При параллельной системе наследования женщины прослеживают свои родственные связи по женской линии, а мужчины - по мужской. В крупномасштабных обществах и обществах, условия обитания которого нестабильны, родственниками человека являются все предки и родные и по мужской, и по женской линии - когнатическая система наследования.

В каждом обществе родственные отношения выполняют ряд функций. Чаще всего они служат средством передачи статуса и собственности из поколения в поколение (процесс наследования). Вторая важная функция - родственные отношения служат основание для создания или функционирования социальных групп.

Группы с унилинейным принципом наследования являются наиболее распространенными. Принадлежность к унилинейной группе определяется от момента рождения человека. На унилинейном принципе наследования основываются четыре основные виды групп: роды, кланы, фратрии и половы. Род (линидж) - группа родственников, которые определяют свое наследование от определенного предка - мужчины (патрилинейная группа) или женщины (матрилинейная группа) через доказанные связи (заключение брака). Во многих обществах несколько родственных групп объединяются в группу более крупную - корпоративную. Родовые организации играют большую роль при распределении богатства, политической власти, коллективном владении землей или пастбищами, в рамках рода осуществляется забота о сохранении жизни, воспитании подрастающего поколения. Родовые организации типичны для самых разных по уровню своего развития обществ. Они существуют и в обществах с неразвитой социальной структурой (нуэры), и там, где уже развиты социальные связи, сформировались социальные группы (например, в современном Китае, Индии). Род может иметь свою внутреннюю структуру и делиться на сегменты. Выделение сегментов внутри одного рода происходит по причине разрастания рода и долгого времени его существования, когда между первопредком и потомками существует уже достаточное число поколений. В результате появления сегментов рода, их разрастания, из сегментов формируются отдельные роды - происходит процесс расщепления родов.


группа родственников, которые верят в существование общего предка, но не могут это доказать. Клановым атрибутом и признаком является тотемистическая эмблема - животное или растение достаточно часто родовые организации признают свою принадлежность к одному клану. В этом случае каждый род имеет свои обязанности и права в рамках своего клана и по отношению к другим кланам: взаимопомощь во время ведения военных действий или в случае стихийных бедствий, экзо- или эндогамные отношения и т.п. Кланы чаще являются территориальными объединениями (отдельный клан составляют роды определенной местности) с установленными имущественными, политическими, социальными отношениями

Клан (chiefdom ) - форма централизованной социальной организации, полагающейся прежде всего на лояльность, а не на институты принуждения. Американские эволюционные антропологи рассматривают его как предшественник государства, развившийся из племени. Кланы характеризуются появлением моделей социальной стратификации и экономической системы на основе перераспределения имущества, хотя различие между государствами и племенами часто незначительно. См. также Сегментарные государства.

Род (clan) (Антропология) – термин родства, описывающий сообщество людей, претендующих на общую одностороннюю родословную. Возможна по женской или по мужской линии, но не по обеим сразу. Рода часто отличают себя упоминанием предка, который может быть даже мифическим существом (см. Тотемизм) . Ср. Родство.

Клан – 1) синоним термину род; 2) родственная группа, ведущих происхождение от общего предка.

Род – родственное объединение, ведущее свое происхождение от единого предка.

Семья - это то, что окружает каждого человека с момента появления на свет. Чуть повзрослев, ребенок узнает о таких понятиях, как народность, нация. Со временем он начинает понимать, к какому роду и нации принадлежит, знакомится с их культурой. Однако часто как у детей, так и у взрослых возникает путаница между такими похожими терминами, как народность, нация, этнос, племя, род. Несмотря на то что их часто считают синонимами, значение у них разное.

Значение понятия «этнос»

Само слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ». Раньше под этим термином подразумевали сообщество людей, объединенных родством по крови.

Сегодня понятие этноса стало гораздо шире.


Теперь этносы выделяют не только по родству, но и по общей территории проживания, языку, культуре и другим факторам.

Основные виды этносов

Кланы, семьи, племена, народности, нации - это виды этносов. Одновременно они являются и этапами исторической эволюции этноса.

Согласно иерархии этносов, существует шесть их видов:

  • семья;
  • клан;
  • племя;
  • народность;
  • нация.

Все они существовали в определенный исторический период, однако позже изменились под воздействием внешних и внутренних факторов. При этом такие виды, как род, клан и племя в цивилизованном обществе давно исчезли или остались в качестве традиции. В некоторых местах на планете они до сих пор существуют.

Большинство ученых полагают, что наиболее важными этапами развития этноса являются племя, народность, нация. Это связано с тем, что данные этносы уже не зависели от кровного родства, их общность основывалась на культурной и экономической почве.

Стоит отметить, что иногда современными учеными выделяется и седьмой вид этноса - межэтническая нация граждан. Считается, что современное общество постепенно движется к этому этапу.

Семья, род и клан

Самой маленькой этнической общностью является семья (объединение людей, связанных между собою кровными узами). Примечательно, что до формирования такого общественного института, как семья, был распространен групповой брак. В нем родство велось от матери, так как установить, кто отец конкретного ребенка, было почти невозможно. просуществовал недолго, так как частыми стали кровосмешения и, как следствие, вырождение.

Чтобы избежать этого, со временем сформировалась этническая общность - род. Роды формировались на основе вступивших в родственный союз между собой нескольких семейств. Долгое время родовой уклад был наиболее распространенным. Однако с увеличением численности представителей рода снова возникала опасность кровосмешения, требовалась «свежая» кровь.

На основе родов начали формироваться кланы. Как правило, они носили название либо известного предка-основателя, либо почитаемого в качестве покровителя и защитника. Кланам, как правило, принадлежала земля, передаваемая по наследству. Сегодня клановая система сохранилась в качестве традиции еще в Японии, Шотландии и у некоторых племен индейцев в Южной и Северной Америке.

Кстати, понятие «кровная месть» получило свое распространение именно при существовании этой

Племя

Вышеперечисленные виды этносов довольно небольшие по количеству их представителей, основывались на родственных связях. В то же время племя, народность, нация - это более крупные и развитые этносы.

Со временем этносы, основанные на кровном родстве, стали эволюционировать в племена. В состав племени входило уже несколько родов и кланов, так что не все члены его были родственниками. Кроме того, с развитием племен общество начинало постепенно делиться на классы. По сравнению с родами и кланами племена были очень многочисленны.

Наиболее часто племена были объединены необходимостью защищать свои территории от чужаков, хотя со временем у них начали формироваться свои верования, традиции, язык.

В цивилизованном обществе племена давно перестали существовать, однако во многих менее развитых культурах сегодня играют главную роль (в Африке, Австралии и Полинезии, на некоторых тропических островах).

Народность

На следующем этапе эволюции, которой подвергся этнос (племя, народность, нация), появились государства. Это было связано с тем, что численность членов племени росла, кроме того, обустройство этого вида этноса с годами все совершенствовалось. Ближе к периоду рабовладельческого строя появилось такое понятие, как народность.

Народности возникли в первую очередь не из-за родственных связей или необходимости защищать свои земли, но на основе сформировавшейся культуры, законов (появились вместо племенных обычаев), экономических общностей. Иными словами, народность отличалась от племен тем, что не просто существовала постоянно на какой-либо территории, но и могла создать собственное государство.

Нация и национальность

Формирование нации стало следующим и наиболее совершенным на сегодняшний день этапом эволюции этноса (племя, народность).

Нация - это не просто группирование людей по общей территории проживания, языку общения и культуре, но и по схожим психологическим особенностям а также исторической памяти. Нация отличается он народности тем, что ее представители смогли создать общество с развитой экономикой, системой торговых отношений, частной собственностью, правом,

С понятием «нация» связано возникновение национальности - принадлежности к или государству.

На протяжении истории большинство наций прошло все этапы эволюции этноса: семья, род, клан, племя, народность, нация. Это способствовало появлению известных всем сегодня наций и стран.

Примечательно, что, согласно идеологии фашизма, существовала избранная нация, призванная со временем уничтожить все остальные. Вот только, как показала практика на протяжении всей истории, любой этнос без взаимодействия с другими вырождался. Поэтому если бы остались одни чистокровные арийцы, то через несколько поколений большинство представителей этой нации страдало бы от многочисленных наследственных заболеваний.

Встречаются этносы, развивающиеся не по общей схеме (семья, род, племя, народность, нация), - народ израильский, например. Так, несмотря на то что евреи именовали себя народом, по укладу они были типичным кланом (общий предок Авраам, кровное родство между всеми членами). Но при этом всего за несколько поколений они сумели обрести признаки нации с четкой системой правовых и экономических взаимоотношений, а чуть позже сформировали государство. Однако при этом они сохранили четкую клановую систему, в редких случаях допускающую родственные связи с другими народностями. Интересно, что если бы не возникло христианство, разделившее евреев на два противоборствующих лагеря, а также то, что их государство было разрушено, а сам народ рассеялся, евреев ждало бы вырождение.

Сегодня люди живут в обществе, состоящем из наций. Принадлежность к одной из них определяет не только мышление и сознание человека, но и его уровень жизни. Интересно, что наиболее развитые страны сегодня - многонациональные, так что вероятность возникновения межэтнической нации граждан очень высока.