С чего нужно начинать учить историю. Как выучить всемирную историю и не потратить часы на конспектирование учебников. Как выучить даты

Большинство людей плохо запоминают исторические даты и события. Это связано с тем, что наш мозг с трудом усваивает информацию, насквозь пропитанную числами и незнакомыми названиями. Особенно если новые знания "запихиваются" в него насильно и без малейшего желания насладиться процессом.

Однако что делать, если нет времени на пустые размышления? Что, если экзамен уже на следующей неделе, а вы еще ничего не знаете? Как выучить историю за столь короткий период? Что же, не стоит беспокоиться, ведь у нас есть аж целых шесть советов, способных помочь вам в этом деле.

Способ №1: игра в карты

Наши дедушки и бабушки хорошо знали о том, как выучить даты по истории, буквально за несколько вечеров. Для этого они вырезали из бумаги прямоугольники, чем-то похожие на игральные карты. На одной стороне писали ключевую дату, а на другой - те события, которые сопровождали ее. Примечательно то, что уже на этапе подготовки наш мозг начинает запоминать выбранные исторические даты и события, так как неосознанно заостряет на них свое внимание.

Что касается самих прямоугольников, то их раскладывают на любой удобной поверхности числами вверх. Когда все будет готово, следует приступить к изучению написанного на них материала. Для этого необходимо взять карту и прочитать вслух текст, указанный на ее обратной стороне. После чего положить ее на место, только на этот раз буквами вверх.

Эта процедура повторяется до того момента, покуда все карты не окажутся вверх тормашками. Затем необходимо отдохнуть несколько часов, после чего вновь приступить к обработке материала. После 5-6 повторов даты полностью закрепятся в сознании человека, а вместе с ними и те события, что были к ним прикреплены.

Способ №2: игры разума

Психологи знают о том, как выучить историю максимально точно. У них есть особая методика под названием «Игра разума». Ее суть заключается в том, что человек создает в своей голове устойчивые образы и картины, связанные с изучаемым им материалом. Проще говоря, фантазирует на заданную тему.

Допустим, вам нужно запомнить ключевые моменты блокады Ленинграда. Для этого следует в качестве рядового солдата, пребывающего в окружении захватчиков. Попробуйте пережить все те эмоции, которые испытывал советский военный в то нелегкое время. Какие приказы от начальства поступали ему? Как долго его отряд ждал подкрепления? Как радовался тому, что кольцо врага было прорвано?

Эта методика привяжет ваши воспоминания, пускай и ложные, к реальным датам и числам, что впоследствии поможет запомнить их все. Правда, для реализации этой техники нужна хорошая фантазия, которой, к сожалению, наделены не все.

Способ №3: визуализация

Однако тогда возникает вопрос о том, как выучить историю тем, кто не может создавать правдоподобные образы в своей голове. В этом случае можно воспользоваться теми фантазиями, что уже существуют в реальном мире. То бишь открыть браузер и поискать там документальные фильмы по истории, архивные фото, рисунки и так далее.

Просматривая их, человек начнет постепенно запоминать тот материал, который они содержат в себе. Ведь зрение - это один из наилучших механизмов поглощения информации из окружающей среды. Особенно, когда этот процесс происходит в полном одиночестве и сосредоточении.

Способ №4: точка отсчета

Изучая даты, нужно следовать порядку исчисления. То бишь невозможно выучить хронологию событий, прыгая по ней, как угорелый. Поэтому, прежде чем начать изучение материала, найдите общую точку отсчета для всех событий. Затем медленно "идите" вверх по годам, отсчитывая в голове, сколько времени прошло от «места» отправки.

Однако этот метод хорош лишь в тех ситуациях, когда нужно изучить определенный временной период. Когда же речь идет о целой эпохе, то здесь точка отсчета вряд ли поможет синхронизировать все события.

Способ №5: собственная книга по истории

За сколько можно выучить историю всего мира? Месяц, два, год или того более? По правде говоря, выучить абсолютно все исторические события невозможно. И с этим придется смириться, так как виной всему природа человека. Однако запомнить ключевые даты и события мировой истории вполне возможно.

Для этого необходимо завести особую тетрадь, желательно на 96 листов. В нее нужно будет вносить краткие исторические заметки по каждой отдельной эпохе. Со временем у вас появится собственная книга по истории, раскрывающая порядок становления мирового порядка. При этом она будет написана языком, понятным для вас, что впоследствии поможет изучить ее от корочки до корочки.

Способ №6: как выучить историю легко?

Последний совет будет весьма банальным, но при этом действенным. Все что нужно - это полюбить данный предмет. Ведь гораздо проще сосредоточиться на том, что приносит вам удовольствие. Согласитесь, каждый из нас помнит множество интересных фактов о своем хобби, даже не заучивая их наизусть.

Поэтому найдите в истории то, что придется вам по душе, и сосредоточьтесь на этом чувстве. Пускай для вас это будут не сухие факты, а далекие воспоминания забытых времен. Таким образом, вы не только сможете изучить данный предмет, но и побываете в тех местах, где уже давным-давно не ступала нога человека.

Весна никак не желает наступать, это наверное всё потому, что на масленицу все ели блины, а чучело зимы жгли далеко не все! 🙂 А надо было!

Мы уже много писали о том, как правильно готовиться к . Однако, конечно, не все ещё раскрыли секреты профессиональных репетиторов по истории! Есть ещё порох в пороховницах! Сегодня я наверное покушусь на самое святое — на самый старый секрет подготовки к любым экзаменам по истории, в том числе и к ЕГЭ. Я реально раскрою ещё одну методику, как выучить историю! Конечно в будущем буду раскрывать секретов всё больше и больше -так что , чтобы ничего не пропустить! Интересно? Тогда читайте дальше!

Как обычно проходит занятие с репетитором? Дома. Да, на занятии можно (и нужно!) использовать презентации, карты документы отрывки из кинохроник. Это всё очень здорово! Однако как правило такими занятиями (дома) всё и ограничивается. Многие думают, что если наняли репетитора по истории, то дальше беспокоиться не о чем! И многие выпускники настолько привыкли к такой традиционной подготовке к егэ по истории (дома): сидению за компьютером, тестами, решая , или оффлайн... Всё это конечно здорово, однако...

Однако рано или поздно наступит своеобразный «перегруз» — когда история уже кажется не учительницей жизни, а мучительницей! Если такое с Вами произошло — знайте — пора применить тот секрет, о котором я сейчас вам расскажу!

Первый способ того, как выучить историю, — это музей. Представляю ваше недоумение: «Ну, Андрей Александрович совсем, видать, того, переработал! Какой музей — у меня экзамен через месяц!» В самом деле, чего это я, совсем что ли? ... Но прежде чем отвергать всё накорню, не спешите и подумайте.

Как выучить историю? Как выучить ее так, чтобы она сама собой запоминалась? А спросите себя, когда Вы запоминаете что-то очень быстро, независимо от сложности? Когда информация Вам крайне интересна! Это может быть, например, телефон любимого человека, место, где вы отдыхали, когда куча положительных эмоций и чувств. Не так ли?

Книжка по подготовке к егэ по истории с сухим текстом как правило ничего не поможет вам запомнить, если только у вас нет нехилой мотивации в виде ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ! Заинтересованность может быть выражена в мотивации поступлении в вуз,... или заинтересованности в самой дисциплине. Опыт подсказывает, что люди, которым история реально интересна, — выучивают ее крайне быстро и без проблем!

Поход в хороший музей истории дает просто взрыв мотивации и «интересности», поскольку вы можете увидеть тот мир прошлого, про который читаете в книжках: через вещи исторических эпох, видов старых книг, мебели, повседневных вещей, которыми пользовались люди давно минувших дней! Именно благодаря музеям можно окунуться в мир прошлого, составить своё собственное представление о развитии как России, так и вашего города в ту или иную историческую эпоху...

Могу понять ваши сомнения. Однако вижу и корень этих сомнений: не всегда музейные работники могут действительно заинтересовать. Но вы ведь взрослые люди — найдите в экспонатах то, что вас действительно заинтересует! Я рекомендую сходить в музей с другом или подругой, чтоб можно было бы обсудить тот или иной экспонат.

У нас в Перми есть много классных музеев. Один из них — Пермский краеведческий музей! Там есть множество выставок. Одна из них освещает все исторические эпохи России — с древности до конца перестроечного периода! Очень классно!

А совсем недавно (29 марта) открылась выставка, посвященная 400-летию династии Романовых! То есть можно реально прикоснуться к прошлому. На выставке можно увидеть портреты семьи Романовых, оружие с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II Великой, Александра I и Николая I.

Крайне полезно совершить внезапную проверку образцов декоративно-прикладного искусства: например заценить платок с набивным рисунком со сценами подвига Ивана Сусанина. Также можно лицезреть уникальные книжные памятники: Соборное уложение 1649 года... В общем, не выставка а просто сказка!

В общем, как ни верти — музей просто супер метод быстро и эффективно повторить изученный материал по истории. Именно после посещения музей, вы поймете как выучить историю! Вы не просто повторите, вызубрите, а реально заинтересуетесь материалом! Не верите? Проверьте — не ленитесь!

Вот ещё классный сайт , где можно заказать исторические экскурсии.

Лично на меня самое большое впечатление произвел музей в Люксембурге. Представляете: пять этажей к верху, пять в землю. Минус пятый этаж — древний мир: воссозданы вживую жилища из шкур, можно по ним побродить... в общем круть!

Кстати, вот ещё полезный способ выучить историю: послушать интересные истории в русле традиционной истории. В общем была такая в России детская писательница в 19 веке Александра Осиповна Ишимова (1805–1881).

Сама родилась в Костроме, но потом занимала видные должности, даже занимала должность коллежского асессора! Непосредственно общалась с Императором Николаем Первым. В 1834 году пишет свою «Историю России в рассказах для детей в 5-ти частях». Эта книга принесла ей огромную славу в то время. Первое издание книги выпущено было Академией наук Российской Империи и разошлось мигом по всей стране.

Сами книги были написаны искусным, живым и увлекательным литературным языком, до которого современным писателям ещё расти и расти. Так вот, сегодня книгу Александры Ишимовой издали как аудиокнигу. Приятно послушать, скажу я Вам!

«История России в рассказах для детей в 5-ти частях»

Аудиоверсия — оказалась очень хорошей вещью. Залил на флеш, или в телефон и можно оставить ребенку на ночь: слушай сказки, заодно постигай историю. Друзья просили порекомендовать что-нибудь такое интересное для старшей дочери: неинтересно ей видите ли было историю в школе изучать.

Школа могла отбить интерес к истории, если вам не повезло с учителем. Но со временем этот интерес возобновляется, потому что история - она везде. Вы читаете «Игру престолов» и узнаете, что некоторые образы и события реальны. Или смотрите исторический фильм и хотите больше узнать о событиях, в нем описанных. Путешествуя, вы, так или иначе, сталкиваетесь с историей новых мест. Все это познавательно и может научить многим полезным вещам.

Изучая историю, вы начинаете понимать суть вещей: почему страны богатые или бедные, почему культура именно такова, почему существуют определенные традиции и обычаи. Когда же вы начинаете видеть причинно-следственные связи и закономерности, то лучше понимаете как устроен мир, а это ценное знание.

Вот несколько советов относительно того, как правильно изучать историю, вне зависимости от типа материалов и источников.

История учит по аналогиям и примерам, а не деталям

Прошлое не равно настоящему. То, что произошло или сработало однажды, может больше никогда не произойти и не сработать точно таким же образом сегодня или в будущем. И наоборот: то, что не сработало в прошлом, может сработать сейчас и в будущем.

Важно понимать общую картину, глубинную суть исторического события, а не его ненужные детали, которые могут быть совершенно случайными и не относящимися к делу.

В истории есть место случаю и совпадению

Когда Октавиан Август пришел к власти в возрасте 19 лет и стал главной политической фигурой в Риме, он сделал это благодаря наличию:

  • огромных сумм денег для финансирования крупнейшей армии
  • поддержке Юлия Цезаря
  • железному характеру

Затем он совершил много великих дел и оказал огромное влияние на историю Рима, восстановив его боевой дух и подняв из грязи, хаоса и разложения после 50 лет жестокой войны. Сейчас это выглядит логично, но восхождение Октавиана не было предопределено. Везение и совпадения сыграли в этом большую роль.

Однако многое и закономерно

Случайность не отменяет закономерность. Конечно, ничего нельзя утверждать наверняка и одно «если бы» могло бы кардинально изменить произошедшее в человеческой истории. Но тот же распад Римской империи или позже Австро-Венгерской был во многом предопределенным, для него существовали десятки объективных причин и факторов.

Опасайтесь стать жертвой исторических пристрастий

Есть два ключевых исторических искажения:

  • Идеологическая точка зрения конкретного историка, на взгляды которого оказывают влияние многие факторы: социальные, политические, религиозные, принадлежность к определенным группировкам или партиям и многое другое.
  • Анахронизмы: как с вашей, так и с другой стороны. Анахронизм - это ошибочное или намеренное отнесение событий, явлений, предметов и личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.

История - это не просто интересные факты

Некоторые случаи мировой истории весьма любопытны, да и среди деятелей прошлого в достатке найдется людей эксцентричных. Но это не вся история и точно не историческая наука. Многие интересные факты не способны сказать что-либо важное о самом предмете.

Не поддавайтесь искажению «любовь-ненависть»

У каждого, кто интересуется историей, есть свои «любимые» деятели: Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Суворов и другие. Наличие таких интересных для вас фигур ускорит процесс изучения истории. Но это никак не должно влиять на него - история это комплексная дисциплина. Даже самый монументальный труд о жизни Наполеона не даст вам полной картины происходящего в Европе в те времена. Кстати, для подлинного понимания стремитесь узнавать не только о главных действующих лицах, но и об их соратниках или проигравших оппонентах. Знания о правлении Цезаря, умноженные на знания о Крассе, Катилине или других деятелях того времени, позволяют намного глубже познать историю древнего Рима.

Временные рамки и перспектива

Знание истории развивает долгосрочное мышление - умение мыслить стратегически и планировать. Когда вы читаете биографию, писатель может пропустить большой период времени по причине того, что в этот период якобы ничего интересного не происходило. Обратите внимание на такие моменты, постарайтесь выяснить, чем тогда занимался деятель: вполне возможно эти свидетельствует о личной трансформации.

Выясните, где сущность, а где маска

Никто не без изъянов. Если вы читаете об исторической личности, которая кажется идеальной, возможны два варианта:

  • Этот человек боролся со своими недостатками
  • Он хорошо их скрывал

А возможно и то, и другое. Разные источники обычно проливают больше света на подобные моменты.

Попытайтесь отбросить влияние исторической пропаганды

История часто бывает инструментом пропаганды, поставленным на службу господствующей идеологии. Ревизионизм продолжается постоянно. Но сегодня у нас больше чем когда-либо шансов для того, чтобы если не докопаться до сути, то как минимум получить всестороннее представление об изучаемом вопросе.

Теория Большого Человека является правильной по большей части

Теория Большого человека - это идея 19 века, согласно которой история, по большей части, может быть объяснена влиянием «великих людей» или героев; очень влиятельных людей, которые свои , интеллект, мудрость, деньги и политические навыки использовали для того, чтобы иметь решающее историческое влияние.

Историю движут великие деятели, которые, однако, не могут быть типичными представителями своего времени, но являются его логичными продуктами. Изучайте историю на основании разных источников - это прекрасная возможность прикоснуться к биографии человечества. Со всеми ее достоинствами и недостатками.

Желаем вам удачи!

КАК ВЫУЧИТЬ ИСТОРИЮ

Введение

Историей я никогда особо не интересовался и поэтому долгое время знал ее очень плохо. Настолько плохо, что, помню, иногда задавался вопросами типа «а кто жил раньше: древние египтяне или древние греки?» Да, все было настолько ужасно. Но с другой стороны, откуда мне было знать историю? В школе изучение этого предмета сводилось к зубрежке и потом пересказу параграфа у доски. В голове после такой учебы оставалось очень мало. В итоге я всегда чувствовал, что в моем образовании есть огромный пробел.

Уже учась в университете, я начал всерьез задумываться над этой проблемой и понял, что это неправильно – не знать историю. Это не просто неправильно, это позорно. «Как вообще можно считать себя полноценным человеком, - думал я, - если тебе не интересно узнать, откуда все взялось и почему мир вокруг тебя именно такой, какой он есть». Конечно, точно такие же рассуждения можно применить в отношении не только истории, но и любой другой науки, и прийти к тому, что позорно не знать химию, позорно не разбираться в классической музыке и т.д. Но по какой-то причине другие подобные пробелы в моем образовании меня не волновали так, как незнание истории.

И вот я засел за изучение истории. Это было уже через несколько лет после окончания школы, на курсе этак четвертом. Я начал с учебника истории за 5-й класс. Начал читать, но вскоре забросил: просто было неинтересно. Мозгом я понимал, что историю надо знать, и что она должна быть мне интересна, но мне было неинтересно! И только где-то через год, когда я учился уже на пятом курсе, я нашел-таки способ.

Способ оказался на удивление простым. Он заключался в чтении Википедии по полчаса в день. И все? – спросите вы. - В этом и состоит вся методика? Да, методика состоит в этом, но если бы все было так просто, то я бы прямо на этом и закончил свою мини-книгу, ведь так? Конечно же, все не так просто и мне есть еще, что вам рассказать. Ниже я расскажу о пяти правилах изучения истории, которые я для себя вывел. Надеюсь, они помогут и вам.

Зубрежка не работает никогда

Когда я учился в школе, я делил предметы на «умные» и «тупые». Например, математика, - думал я, - это «умный» предмет. Ее можно даже почти не учить, но в нужный момент додумать мозгом то, что не выучил. А вот английский язык – это, - думал я, - «тупой» предмет. Его надо тупо зубрить. Историю я тоже относил к «тупым» предметам.

Но уже намного позже я понял, что такая классификация предметов в корне не верна. Нет таких предметов, которые надо было бы зубрить. Надо лишь понять основные принципы работы мозга и можно навсегда забыть о зубрежке. Хотели бы вы научиться изучать историю, да и не только историю, совершенно не применяя зубрежку? Если да, то давайте рассмотрим, как работает наш мозг.

Мозг использует один и тот же способ для изучения чего угодно. Я не буду здесь вдаваться в подробности о том, почему это так, но это так. Просто поверьте мне. Представьте себе, что любой предмет мозг осваивает точно так же, как он осваивает языки.

Все, что есть в мозгу, это «языки»: язык тела, язык музыки, язык математики, язык логики и т.д. Мы знаем, что обычные языки (т.е. языки, на которых мы говорим) могут состоять друг с другом в близком или далеком родстве. Например, русский и украинский язык близки друг другу, в то время как китайский язык очень далек от этих двух языков. Именно поэтому китайцу труднее выучить любой из этих двух языков, чем русскому выучить украинский язык или украинцу выучить русский язык. Так вот, точно такая же картина наблюдается и со всеми остальными «языками», которые находятся в нашей голове. Какие-то из этих «языков» близки друг другу, другие - далеки друг от друга.

«Языки» близкие к тем, которые мы уже знаем, нам легче выучить. Например, если у человека все в порядке с логикой, ему будет легко освоить математику. Если он хорошо умеет рисовать, ему легче дается геометрия. Если у человека все хорошо с литературой, скорее всего, он и с историей дружит.

Далекие же «языки» даются нам труднее. Например, поэт может плохо понимать математику или физик может плохо разбираться в истории.

«Языки» не обязательно содержатся только в голове в виде конкретных знаний. Бывают и телесные «языки». Это разные навыки владения своим телом. К ним можно отнести танцы, боевые искусства, да и вообще любой вид спорта. И там тоже можно найти как примеры «языков» близких друг другу, так и примеры «языков» далеких друг от друга. Рассмотрим футбол и баскетбол. Эти два «языка» во многом близки друг к другу. Вам может показаться, что футбол и баскетбол - очень разные виды спорта. Но в плане необходимых для игры навыков в них есть и много общего. И там и там надо бегать. И там и там надо хорошо владеть своим телом. И там и там надо уметь играть в команде и т.д. Футболисту легче будет научиться играть в баскетбол, чем какому-нибудь штангисту, который никаким спортом, кроме поднятия тяжестей, никогда не занимался. А какому-нибудь неспортивному математику освоить футбол или баскетбол будет еще сложнее.

В общем, думаю, моя мысль понятна: нам легче учить более близкие к нам «языки». Более далекие от нас «языки» даются нам труднее.

Теперь давайте вернемся к школьным предметам, которые я подразделял на «умные» и «тупые». Так вот, получается, что в моей школьной классификации предметов я, по сути, называл «тупыми» те предметы, которые мне не давались, т.е. предметы, далекие от меня . Такая классификация не была универсальна, потому что она была целиком завязана на мне. Другой человек, мог бы разделить предметы на «умные» и «тупые» совершенно по-другому.

Что если бы подобную классификацию проводил, скажем, Пушкин? Вполне возможно, что он назвал бы литературу и историю «умными» предметами, а математику – «тупым» предметом. Всем известно, что Пушкин вообще не понимал математику. Так вот, он мог бы сказать про математику, что это «тупой» предмет, потому что в нем якобы ничего нельзя понять умом, а можно только вызубрить.

То есть, он мог бы сказать про математику то же самое, что я когда-то говорил про английский язык или историю! А ведь любой человек, понимающий математику, согласится, что зубрить ее - извращение. Математику надо понимать. Так вот, со временем я пришел к тому, что понимать надо не только «умные» предметы, но и те предметы, которые кажутся «тупыми». Даже языки надо понимать, а не зубрить. Зубрежка языков – такое же извращение, как и зубрежка математики.

И тут я хочу подвести вас к мысли, что нет «умных» и «тупых» предметов. Есть предметы, которые мы хорошо понимаем, и есть предметы, которые мы плохо понимаем или вообще не понимаем. Те, что мы не понимаем, мы зубрим. Такие предметы кажутся нам «тупыми». Но на самом деле нет ничего тупого ни в английском языке, ни в истории, ни в химии. Проблема в нас. Мы зубрим, потому что не понимаем, а не потому что предмет «тупой».

Но как понять предмет, если он реально непонятен? Что если он действительно кажется вам «тупым» и никакого другого способа его изучения кроме зубрежки вы для себя не видите?

Для начала надо перестать зубрить. Я знаю, о чем говорю, потому что самостоятельно выучил несколько языков, полностью отказавшись от зубрежки. Я исключил зубрежку там, где раньше она мне казалась единственным возможным путем. Потом я точно так же разобрался в истории, опять же, не прибегая к зубрежке.

Правило номер один: никогда, никогда, никогда не зубрите . Если поймали себя за зубрежкой, немедленно прекратите. Пусть зубрежка будет для вас сигналом о том, что вы идете неправильным путем. Ведь вы хотите понять предмет, а зубрежка – это первый признак непонимания.

Вот вам аналогия. Представьте себе, что вы засунули ключ в замок, но открыть не можете: ключ не поворачивается. Самое глупое, что вы можете сделать в этой ситуации, это пытаться прокрутить его при помощи грубой силы. Грубая сила тут - аналог зубрежки. Согласитесь, что если ключ не поворачивается, надо сначала проверить, тот ли это ключ и правильно ли вы им пользуетесь. Точно так же, если вам приходится зубрить, вы просто делаете что-то не так. Перестаньте это делать и подумайте, что можно изменить в своем подходе.

Перед тем как перейти к следующему правилу, давайте немного уточним первое правило. Давайте подумаем, что вообще такое зубрежка? Это попытка запомнить. Не пытайтесь запоминать! Мозг устроен таким образом, что он запоминает всё сам, автоматически и без малейших усилий. Но только при условии, что ему интересно! Если ему не интересно, он ничего не запомнит. И никакая зубрежка тут не поможет. Сознательные попытки что-то запомнить приводят только к кратковременному запоминанию. Поэтому, если вы изучаете историю не для сдачи экзамена, а для себя, что называется для души, то просто никогда не пытайтесь ничего запоминать.

ПРАВИЛО №1

Никогда не пытайтесь запоминать.

Как было сказано выше, попытки запомнить что-либо, к настоящему запоминанию не приводят. Но как же тогда учить историю? – спросите вы. Очень просто. Во-первых, поймите, что запоминание – это не ваша забота. Запоминать будет ваш мозг автоматически . Ваше сознательное участие в этом процессе не нужно и только вредит делу. Единственная задача, которая в действительности стоит перед вами, - сделать так, чтобы вашему мозгу было интересно.

Для этого вам надо научиться идти по интересному пути . Что такое интересный путь? Это путь во времени, а не в пространстве. Представьте, что, пока вам интересно, вы как бы идете по некому интересному пути. Если вам стало неинтересно, значит, вы сошли с интересного пути. Например, вы читаете учебник по истории и вам интересно – вы на интересном пути. Вдруг вас что-то отвлекло, интерес пропал. Вы начинаете заставлять себя читать учебник. Но теперь от чтения нет толка: ваш мозг перестал запоминать, потому что вы сошли с интересного пути.

По части умения не сходить с интересного пути нам стоит поучиться у детей. Они профессионалы в этом вопросе. Наблюдая за детьми, мы обнаружим, что они всегда идут по интересному пути. Дети всегда делают то, что им интересно. Попробуйте заставить маленького ребенка делать то, что ему неинтересно! Еще одна важная особенность детей состоит в том, что они не парятся. Им все равно, что вы о них думаете. Им без разницы, правильно ли они делают что-то или нет.

Например, взрослый человек, изучая иностранный язык, может стесняться начать на этом языке говорить. Почему? А вдруг получится как-то не так? Вдруг он не сможет говорить с идеальным произношением? Вдруг он в грамматике запутается? Что подумают люди, которые услышат, как плохо он говорит на иностранном языке?

Дети же начинают говорить, еще не умея говорить. Они игнорируют половину звуков, сами выдумывают слова, которых нет в природе, и т.д. Им не важно, правильно ли они говорят или нет. Все это так, - скажете вы, - но как это применить к изучению истории?

Дело в том, что подход, при помощи которого мне долгое время не удавалось выучить историю, заключался в том, что я пытался прочитать учебник по порядку, от корки до корки. То есть, я пытался сделать все «правильно». Мне казалось, что если уж учить историю, то с самого начала и потом идти по порядку, ничего не пропуская. Но проблема такого подхода заключалась в том, что путь изучения истории по порядку не совпадал с интересным путем. Любой заранее проложенный маршрут не совпадет с интересным путем. Он может совпасть на каком-то участке, но потом пути обязательно разойдутся, потому что интересный путь непредсказуем.

Каково же решение? Решение очевидно: не делайте «правильно», а делайте интересно. Не читайте учебник по порядку. Читайте только самое интересное. Всегда идите по интересному пути.

Как было в моем случае? Я просто плюнул на учебники и стал читать Википедию. В ней нет оглавления, нигде там не сказано, в каком порядке читать статьи. И я читал те статьи, которые мне были интересны.

Например, помню, решил я узнать о Хатшепсут. Это фараонша такая. Заметьте, я ничего толком не знал про Древний Египет. Я не знал про периодизацию его истории, про Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. Я не знал, какие вообще фараоны были в Египте и в каком порядке они правили. Я не знал никаких исторических событий из истории Египта. Я не знал, когда какие у Египта были войны и с кем. То есть, я не знал ничего, но мне было интересно узнать что-нибудь про Хатшепсут. Почему про Хатшепсут? Да просто в голову взбрело! Прикольное имя – Хатшепсут. Читая статью про нее, я узнал, что у нее был сын Тутмос III, которого историки называют Наполеоном древнего мира: много он воевал и всех побеждал. Мне стало интересно узнать о нем больше, и я прочитал соответствующую статью. Читая статью про Тутмоса III, у меня появились новые вопросы, ответы на которые я уже искал в других статьях. Я переходил от одной интересной мне статьи к другой. Я не пытался ничего запоминать. Впервые я читал историю, просто потому что мне было интересно, а не потому что «историю надо знать».

Заметьте, я не учил историю «правильно». Я не начал с первобытных времен. Я пропустил зарождение цивилизации. Я пропустил строительство пирамид. Я начал с того, что мне было интересно.

Вы можете подумать, что, читая историю не по порядку, я хуже ее понимал. Я мог, к примеру, неправильно понять роль и место Хатшепсут в истории, потому что я, по сути, проигнорировал всю предшествующую, да и современную ей историю. Да, это так. Не зная историю, я действительно рассматривал Хатшепсут как бы в вакууме. И, тем не менее, порядок освоения истории не важен. Изучение истории, да и вообще чего угодно, похоже на собирание большого паззла. Нет никакой разницы, с какой стороны начать его собирать. Ведь, в конце концов, если не останавливать обучение, этот паззл все равно будет собран и всё станет на свои места.

Да, читая первые статьи, я, наверное, многое из них не понимал. Но по мере того как картина истории собиралась у меня в голове, я мог возвращаться к ранее прочитанным статьям и перечитывать их снова, понимая все больше и больше. То есть, я учился так же, как учатся дети: сначала я делал «неправильно», но интересно, а потом уже исправлял недочеты. Главное – идти интересным путем , иначе ничего не выучишь.

Примечательно, что задолго до этого, еще когда я учился на первых курсах, я неосознанно применял похожий подход к другим предметам. Например, к физике. Правда, я применял его в масштабах параграфов в учебнике, а не всего курса обучения. К примеру, в параграфе разбирается какая-то отдельная тема по физике. Если заглянуть в конец параграфа, становится понятно, что же автор пытается объяснить, и к чему все эти долгие и малопонятные рассуждения. Я видел, к примеру, что вот оно то самое уравнение, которое автор пытается вывести. После этого я мог вернуться к началу и уже читать по порядку, имея теперь представление о том, зачем я читаю этот параграф.

Это очень простой подход, но очень неочевидный. Нам почему-то кажется, что надо обязательно читать по порядку. Не надо! Никогда не читайте по порядку. Сначала читайте самое интересное, потом - все остальное. «Все остальное», кстати, станет вам интересно, после того как вы прочтете то, что заинтересовало вас в первую очередь.

Этот же подход я применял при изучении языков. Интересный путь работает всегда и везде.

ПРАВИЛО №2

Не идите «правильным» путем, идите интересным путем.

Вопросы – признак интереса

Теперь давайте разберем, как же нам всегда идти по интересному пути, и никогда с него не сходить. Если вы хотите научиться этому умению, то запомните простую фразу: вопросы – признак интереса .

Как узнать, будет ли интересно прочитать ту или иную статью в Википедии? Очень просто. Спросите себя, зачем вам ее читать? Затем что «так надо»? Или потому что у вас есть какой-то вопрос, ответ на который содержится в этой статье? У вас всегда должен быть вопрос! Если есть вопрос, значит вам интересно, т.е. вы находитесь на интересном пути. Если же у вас нет никаких вопросов, то даже не читайте эту статью.

Где брать вопросы? Если вы только начинаете учить историю, возьмите вопрос из своей головы. Это может быть, что угодно. Например, вам может быть интересно, кто стал править в России сразу после Петра I, или когда жил Александр Македонский, или кто такие гугеноты, и т.д.

Затем, когда вы уже начнете регулярно читать историю, вопросы будут приходить сами. Вы будете что-то узнавать, и тут же у вас будут появляться новые вопросы. Часто интересный путь вел меня по различным царским династиям. Например, прочитал про Саргона – стало интересно узнать о его сыновьях, Римуше и Маништушу. Прочитал о них – стало интересно узнать про Нарам-Суэна.

Выше я говорил о том, что интересный путь – это путь во времени. Мол, пока вам интересно, вы на интересном пути. Но интересный путь можно еще представить как серию мысленных «прыжков» по различным фрагментам осваиваемого материала. Нагляднее всего это видно на примере «прыжков» по статьям Википедии. Представьте, что перед каждым таким прыжком вы должны выбрать, куда вам прыгать. Если промахнетесь, то сойдете с интересного пути. Можете даже представить себя в роли Индианы Джонса, который прыгает по буквам секретного слова. Наступил не на ту букву – провалился.

А выбирать статьи для прочтения очень просто. В этом вам помогут вопросы. Если вам кажется, что статью прочитать «надо», но она вам не интересна, т.е. у вас к ней нет никаких вопросов, то просто не читайте ее. Если же у вас есть какой-то вопрос, найдите статью, которая даст вам ответ на ваш вопрос, и прочитайте ее. Любому вашему чтению должен предшествовать вопрос.

ПРАВИЛО №3

Всегда имейте вопросы.

Порядок не важен

Здесь мне придется снова обратиться к примеру с паззлом. Представьте себе, что вы собираете большой паззл. Как вы это делаете? С чего вы начинаете? Берете ли вы первый же попавшийся фрагмент и пытаетесь, во что бы то ни стало, найти другой фрагмент, который подойдет именно к этому первому фрагменту? Конечно же нет! Вы ищете среди всей кучи фрагментов любые два фрагмента, которые подойдут друг к другу. Вы не сидите с одним фрагментом в руках, методично перебирая остальные в поисках подходящего к нему фрагмента.

Но именно так почему-то большинство людей пытается освоить историю, да и любой другой предмет. Когда вы чего-то не понимаете, вы как бы сидите с одним фрагментом в руках и тратите время на то, чтобы понять, куда его пристроить. Отбросьте его в сторону. Перейдите к более понятным вещам. Собирайте паззл в других местах. Ведь, в конечном счете, паззл все равно будет собран, и все фрагменты окажутся на своих местах. Поэтому, если вы чего-то не понимаете, смело пропускайте это. Не пытайтесь понять всё.

Особенно много непонимания будет в самом начале. И оно будет вызвано в основном отсутствием общей картины. Вы все равно не избавитесь от этого непонимания, пытаясь решить ту маленькую, проблему, которая не дает вам покоя в данный момент. Поэтому пропускайте непонятные вещи. Не тратьте на них время. Лучше вернитесь к ним позже, когда у вас в голове будет собрана более полная картина истории.

И опять же данное правило я тоже когда-то до этого неосознанно применял, изучая физику. Порой это происходило вынужденно. В физике я долго не мог понять некоторые вещи. Например, в школе я мучился, пытаясь понять, почему же F=ma. Этот вопрос долго не давал мне покоя. Я избавился от него, только после того как плюнул на него и продолжил изучение физики, несмотря на ощущение непонимания чего-то важного. И только в университете, когда я проводил эксперимент, доказывающий это уравнение, до меня, наконец, дошло, что сам Исаак Ньютон не знал, почему F=ma.

В университете, помню, я бился над корпускулярно-волновым дуализмом. Я не мог понять, каким образом частица может в каком-то случае оказаться и не частицей вовсе, а волной, или наоборот, волна - частицей. Все мои одногруппники спокойно прошли этот вопрос и учились дальше, делали домашние задания. Я же впал в ступор. Я несколько месяцев (!) не мог перелистнуть страницу и продолжить чтение, не поняв этот несчастный корпускулярно-волновой дуализм. Мне казалось чем-то недостойным просто принять на веру какой-то постулат и пойти дальше. Но когда дело уже запахло сессией, мне все-таки пришлось переступить через свои принципы и продолжить чтение. И - о чудо! - вскоре я обнаружил, что, оказывается, вообще никто в мире не понимает корпускулярно-волновой дуализм. Его существование следует из опытов, но объяснить его никто не может.

Надеюсь, эти примеры убедили вас в том, что не стоит зацикливаться на непонятных вещах.

ПРАВИЛО №4

Если непонятно, пропускайте.

30 минут в день

И последнее, но не менее важное правило. Ваши занятия должны быть регулярными. Как это было у меня? Я просто поставил себе за правило читать историю по 30 минут в день. Я следовал этому правилу несколько месяцев, пока у меня не начало появляться впечатление, что в принципе я в истории уже более-менее ориентируюсь. Потом я перестал заниматься регулярно, о чем жалею.

Уже долгое время я собираюсь возобновить регулярные чтения истории, но постоянно откладываю на завтра. Не знаю, как решить эту проблему и стоит ли ее вообще решать. Видимо, на самом деле я не так уж и сильно интересуюсь историей. Однако это уже вопрос личной мотивации. В этой книге я лишь даю вам некоторые фишки, которые помогли мне в изучении истории. Рассказывать же о том, зачем нужно знать историю и как себя мотивировать на ее изучение, я не буду. Если не хотите учить историю, не учите. Но если же вы все-таки решили ее выучить, то постарайтесь сделать ее изучение регулярным.

ПРАВИЛО №5

Учите историю регулярно.

Подведем итоги

Вот, в принципе, и вся методика. Давайте подведем итоги. Перечислим все пять правил.

Итак, правила изучения истории от Карена Хистори:

1. Никогда не пытайтесь запоминать (не зубрите)
2. Не идите «правильным» путем, идите интересным путем
3. Всегда имейте вопросы
4. Если непонятно, пропускайте
5. Учите историю регулярно

Важно поставить цель. Мозгу легче работать, когда он мотивирован и есть точное представление о желаемом результате. Стремитесь к тому, чтобы получить пять за самостоятельную работу или сдать ЕГЭ на 100 баллов для поступления в ВУЗ и начинайте учить даты, потому что без них никуда.

Классифицируйте

Мозгу сложно запоминать большое количество цифр и незнакомых названий. Он не видит чёткой структуры и ленится. Классифицируйте даты. Выпишите все даты на один лист А4. Важно выписывать от руки, потому что включается визуально-моторная память, которая облегчает процесс запоминания. Написанное нужно регулярно повторять или переписывать на другие листы несколько раз.

Классифицировать можно по правителям и историческим периодам. Попробуйте оба варианта и выберите свой.

1. По правителям

Выписываете все даты, связанные с правлением, например, Ивана Грозного на один лист и заучиваете. Для удобства можно разделить на блоки: что было сделано в экономической сфере, что в социальной.

2. По историческим периодам

Выберите исторический период (например, династия Романовых, годы существования СССР, Великая Отечественная война) и выпишите все важные даты.

Наклейте везде стикеры

Купите себе несколько наборов канцелярских стикеров. Покупайте такие, на которые будет приятно смотреть. На каждом напишите дату и расклейте по всей квартире: начиная от изголовья кровати, заканчивая внутренними стенками холодильника. Каждый раз, когда будете видеть листок с датой — повторяйте связанное с ней событие вслух или про себя.

Ассоциируйте

Даты можно ассоциировать со своими личными воспоминаниями или образами. Возможно, День рождения вашего друга совпадает с датой подписания соглашения о распаде СССР, или в любимом для прогулок месте произошло памятное событие, как «Соляной бунт» в Коломенском.

Используйте интерактивные карты

Войны или географические открытия, связаны с конкретными территориями. Поэтому их удобно запоминать с помощью интерактивных карт. Вот хорошая карта с событиями, которые произошли только на территории России , а вот карта с битвами по всему миру . На второй карте замечала перепутанные даты.

Используйте интервальный метод повторения

Мозг устроен так, что он лучше запоминает информацию, если повторяет её несколько раз в течение длительного времени. Тогда информация откладывается в долгосрочную память и её легко вспомнить. Учите даты с перерывами. Выучите даты одного периода и сделайте перерыв на день-два. После паузы повторите снова.

Примерный график повторов ↓

Пользуйтесь хронологическими таблицами

Даты удобно запоминать в хронологическом порядке. Таблицы помогают структурировать информацию и запомнить, какие события шли друг за другом. В голове сложится временная линия. Хронологические таблицы можно найти в бумажных справочниках или в интернете.

Gumer.info

Начитывайте даты на диктофон

Во время прослушивания аудиозаписей работает слуховое восприятие информации. Начитывайте даты на диктофон и слушайте в наушниках вместо любимой музыки. Будете слушать регулярно — быстрее запомните даты.

Находите параллели

Некоторые события происходили в одинаковые дни и месяцы, но в разные годы, как Гангутская и Гренгамская битвы. Пробуйте искать параллели и запоминать их.

Используйте карточки

Повторять даты можно с помощью карточек: вырежьте из картона прямоугольные карточки, на одной стороне напишите дату, на другой — событие. Например, Первая русская революция — 1905-1907. Разложите карточки перед собой одной стороной и повторяйте дату или событие. Откладывайте те, которые хорошо знаете. Время от времени повторяйте снова.

Можно создавать электронные карточки, я создаю в сервисе Anki . Его можно установить на Мак и Виндоус. Для Андроид есть приложение AnkiDroid . Создаёте в Анки карточку, указываете в ней дату и событие. После открываете все карточки, и приложение выносит на экран одно из внесённых событий. Вам надо вспомнить дату, в которое оно произошло, не глядя в ответ. Далее оцениваете свой результат. Даты, которые удалось быстро вспомнить, Анки спросит у вас через несколько дней, а те, с которыми возникли трудности сначала спрашивает сразу и на следующий день.

Чтобы запомнить даты, надо

    Выписать даты на листы А4

    Наклеить везде стикеры

    Находить ассоциации

    Использовать интерактивные карты

    Учить даты с интервалами

    Использовать хронологические таблицы

    Наговаривать даты на диктофон

    Искать параллели

    Использовать карточки