История развития педагогики коменский ян амос. Ян Амос Каменский – основоположник современной педагогики. Образование для всех

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография, философские воззрения и педагогическое учение Я.А. Коменского. Структура и содержание "Великой дидактики". Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. Методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Философские основы педагогической системы Коменского. Методы обучения и воспитания. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. Коменский о работе учителя. Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Коменскому.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Роль деятельности Яна Амоса Коменского в развитии педагогики. Структура и содержание "Великой дидактики". Методы нравственного воспитания. Воспитание джентльмена по Джону Локку. "Эмиль, или о Воспитании". Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2014

    Краткий очерк жизни и направления деятельности, а также роль учений Яна Амоса Коменского в русской педагогике на протяжении четырех столетий. Дидактическая теория, ее содержание и значение в педагогической науке. Проблема отношений учителя и ученика.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Деятельность знаменитого чешского педагога Яна Амоса Коменского, посвященная проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами. Основные положения педагогического наследия Коменского.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Биография Яна Амоса Коменского: детство, школьные годы, семья. Его представления о системе обучения, содержании образования. Отрывки из произведений (о развитии природных дарований, законы для учителей, организованной школы). Основные труды педагога.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Краткая биографическая справка Я.А. Коменского. Основные положения педагогической теории. Дидактические взгляды. Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского. Сенсуалистическая философия. Образ материнской школы. Значение педагогического наследия.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2008

    Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

    Биография и деятельность

    Родился в семье члена общины Чешских братьев . Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете , где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке , изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы , Х. Вивеса и др.

    В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

    Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

    Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

    Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом , делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы , то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

    Педагогическая система Я.А. Коменского

    Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон , Ф.Рабле . Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

    Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность .

    Глава 16. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

    Основоположение 1

    • Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
    • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
    • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

    Основоположение 2

    • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
    • Развивать ум ранее языка.
    • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
    • Примеры предпосылать правилам.

    Основоположение 4

    • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

    Основоположение 6

    • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
    • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

    Основоположение 7

    • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
    • Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

    Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

    Основоположение 1

    • Образование юношества должно начинаться рано.
    • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
    • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

    Основоположение 2

    • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
    • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

    Основоположение 3

    • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
    • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
    • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

    Глава 18 Основы прочности обучения и учения

    • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
    • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
    • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
    • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.

    Глава 26 О школьной дисциплине

    9 правил искусства обучения наукам

    1. Всему, что должно знать, нужно обучать.
    2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
    3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
    4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
    5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
    6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
    7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
    8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
    9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

    16 правил искусства развивать нравственность

    1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
    2. Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
    3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
    4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
    5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
    6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
    7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
    8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
    9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
    10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.
    11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
    12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
    13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
    14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
    15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
    16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина .

    См. также

    Медаль Яна Амоса Коменского (серия 1992 года выпуска)

    • На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского . Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет .
    • В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского .

    Библиография

    • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни = «Orbis Sensualium Pictus» / Пер. с латинского Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступит. статьёй проф. А. А. Красновского. - Изд. 2-е. - М .: Учпедгиз, 1957. - 352 с. - 20 000 экз. (в пер.)
    • Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, -- (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, : в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, -
    • Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1-2, М ., -
    • Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М ., -
    • Избр. педагогические сочинения, М .,
    • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М .,
    • Материнская школа / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М .,1992,тираж 100000)
    • Лабиринт света и рай сердца. М .: Изд-во МИК, 2000
    • Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М .: Карапуз, 2009, 288 с. ISBN 978-5-8403-1480-7

    Афоризмы

    • Спорить с Природой - напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
    • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
    • Без примера ничему не выучишься.
    • Вечным законом да будет:учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
    • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
    • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
    • Книги - это инструмент насаждения мудрости.
    • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
    • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
    • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
    • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
    • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
    • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
    • Ничто притворное не может быть продолжительным.
    • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
    • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
    • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

    Память

    • Названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
    • В 1957 г Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.
    • Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон .

    Примечания

    Литература

    • Красновский А. А. Я. А. Коменский, М., 1953;
    • Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвящённой 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), М., 1959;
    • Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959;
    • Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский, М., 1970;
    • Kvačala J. J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892;
    • Heyberger A. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d "éducation. P., 1928;
    • Novák J., Hendrich J. J. A. Komenský. Jeho život a spisy, Praha, 1932: Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932;
    • Kopecký J., Patočka J., Kyrašek J. J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957;
    • Kurdybacha Ł. Działalność Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957;
    • Larangé S.S. La Parole de Dieu en Bohême et Moravie. La tradition de la prédication dans l’Unité des Frères de Jan Hus à Jan Amos Comenius, Paris, L’Harmattan, 2008 ISBN 978-2-296-06087-6
    • Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetną rocznicę powstania Gimnazjum i w trzechsetną wydania «Opera didactica omnia» J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław - Warszawa, 1957;
    • Soupis děl J. A. Komenského v československých knihovnách, archivech a museích, Praha, 1959;
    • Schaller K. Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962;
    • «Acta Comeniana», Archiv pro bádání о životě a díle Jana Amose Komenského, t. 25, Praha, 1969;
    • Floss P. J. A. Komenský. Od divadla věcí k dramatu člověka, Ostrava, 1970;
    • Kožik F. Světlo v temnotách. Bolestný a hrdinský život J. A. Komenského, ;
    • Łibrt С. Bibliografie české historie, t. 5, Praha, 1912, č. 17324-30638.
    • VeverkovÁ, Kamila . Идеи Коменского как инспирация образования в мультикультурном обществе/ Comenius" Ideas as an Isnspiration for the Education. In Muldma, Maia., Talts, Leida. Haridus kuidialoog mitmekultuurilises ühiskonnas. 1.vyd. Tallinn: Tallinn University, 2012. 216 s. ISBN 978-9949-29-033-8 , s. 20-31.

    Ссылки

    • Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Отдельные произведения (фото-файлы).
    • Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988)) (html)
    • Коменский Я. А. Материнская школа (html)
    • Коменский Я. А. «Пампедия» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988)) (html)
    • Коменский Я. А. Статьи в Сарос-Патаке. (html)
    • J.A.Comenius’ museum in Uherský Brod Официальный сайт музея Яна Амоса Коменского в Чехии (на английском).
    • The Comenius Medal . Международное бюро просвещения. (недоступная ссылка)
    • Коменский, Ян Амос - Биография. Библиография. Высказывания
    • Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках
    • Куприянов Н. И. Два жанра говорящей графики (о книге Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»).
    • Бим-Бад Б.М.
    1. Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что «…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель»? Как вы понимаете слово «Отбиратель» в этом афоризме? Почему, как вы думаете, автор написал слово «Отбиратель» с большой буквы?
    2. Ян Амос Коменский, несомненно, прав. Думающим читателем можно счи-тать человека, сознательно выбирающего себе книги для чтения в соответствии со своими духовными запросами, которые формируются в семье, на школьных заня-тиях по литературе и другим предметам, в библиотеке, в общении с друзьями. Сис-тематическое, постоянное чтение расши-ряет эрудицию, дает ответы на волнующие философские, нравственные, социальные проблемы. Отбор иногда складывается из интересующей читателя тематики произ-ведений (историческая, о любви, философ-ская, мемуаристика и т. д.), от любви к определеныому роду и жанру художественных произведений, например, к лирической поэзии или юмористической литературе, хорошей приключенческой литературе.

      Видимо, Ян Коменский написал слово «Отбиратель» с большой буквы из-за осо-бого уважения к сознательному, подготов-ленному, квалифицированному читате-лю, постигающему истинную ценность на-стоящей литературы.

    3. «Для многих, многих книги так же нужны, как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заме-нителей. В человеческом мозгу хранятся книжные сокровища, которые не умрут. Они все там — «Одис-сея» и «Божественная комедия», «Война и мир» и «Давид Копперфильд». Согласны ли вы с этим суж-дением Астрид Линдгрен? Какие книги вы бы внес-ли в этот список?
    4. Понять художественное произведение можно только при условии, что прочитана его первооснова — книга. В список, на-званный Астрид Линдгрен, можно вклю-чить еще большое количество произведе-ний русской и зарубежной литературы, например: «Илиада» Гомера, «Гамлет» У. Шекспира, «Повести Белкина» и «Ев-гений Онегин» А. С. Пушкина, «Челове-ческая комедия» О. Бальзака, «Красное и черное» Ф. Стендаля, «Ревизор» Н. В. Го-голя и многие другие.

    5. «Добрые люди не знают, сколько времени и усилий стоило иному, чтобы научиться читать. Я по-тратил на это восемьдесят лет и еще сейчас не могу сказать, что достиг цели», — сказал Гёте незадолго до смерти. Как вы объясните такое признание вели-кого писателя?
    6. Объяснить это можно сложностью того искусства, которое называется искусст-вом чтения. Читать художественное про-изведение — значит не только понимать его содержание. За страницами книги важно видеть автора с его позицией, цен-ностными понятиями, его личную и твор-ческую судьбу. Важно увидеть судьбу лю-дей, изображенных в произведении, их характеры, обусловленность их устоями общества и индивидуальными особеннос-тями. Опытный читатель должен хорошо ориентироваться в художественной инди-видуальности писателя, разбираться в поэтических особенностях произведения, стилистической манере писателя.

      Великий Гёте сказал так потому, что в течение жизни его требования к чтению повышались.

    7. «Читатель — составная часть искусства», — ут-верждал Алексей Толстой в статье «О читателе». Как можно подтвердить эти слова?
    8. Писатель создает свои произведения для читателей — самых разнообразных

      людей, как его современников, так и для тех, кто будет жить в последующие време-на. Чтобы заинтересовать их своими идея-ми, заставить вместе с собой переживать за героев, радоваться, наслаждаться худо-жественным словом, необходимо владеть искусством. И диалог писателя с читате-лем — это высокое искусство для того и другого.

    9. Как вы понимаете слова Роберта Стивенсона: «Литература во всех ее видах — нечто иное, как тень доброй беседы»?
    10. Вдумчивое чтение книги — это беседа с ее автором. Иногда мы ему возражаем, а иногда полностью согласны. Часто та-кая беседа побуждает к дальнейшему раз-думью о прочитанном и к внутреннему диалогу с автором книги.

    11. Согласны ли вы с таким утверждением: «Все, чем должен владеть писатель, обязательно и для чи-тателя художественной литературы. Все, кроме од-ного: дара воплощения»?
    12. Если речь идет о культуре чтения, эру-диции, знании законов развития художе-ственной литературы, основ теории и ис-тории литературы, то это справедливо. Однако все же писатель должен владеть значительно большим, чем просто чита-тель, чтобы покорять сердца, быть доб-рым другом и наставником. Автор должен виртуозно владеть языком, на котором он пишет свои книги, ибо это основной инст-румент писателя.

    13. Как вы представляете себе дар воплощения у иллюстраторов художественных произведений? Каких иллюстраторов вы могли бы назвать?
    14. Иллюстратор не просто передает содер-жание той или иной сцены из художест-венного произведения или воспроизводит по авторскому описанию портреты героев, пейзажные зарисовки, он раскрывает соб-ственное видение, которое иногда вступа-ет в противоречие с позицией автора. Ос-новное назначение иллюстратора — быть добрым посредником между автором и читателем, помочь читателю увидеть ге-роев книги. Иллюстратор тонко чувствует авторское слово. Среди иллюстраторов можно назвать И. Билибина, А. Агина, В. Фаворского, И. Глазунова. Известно также, что некоторые писатели, например А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, сами создавали иллюстрации к своим произве-дениям.

    15. Можно ли согласиться с тем, что «произве-дение художника необходимо нам именно потому, что оно есть ответ на наши вопросы: наши, ибо ху-дожник не ставил их себе и не мог их предвидеть… каждый новый читатель «Гамлета» есть как бы его новый автор, каждое новое поколение есть новая страница в истории художественного произведе-ния»?
    16. И да и нет. Когда художник создает произведение, он отвечает на волнующие его вопросы, которые поставила перед ним и перед обществом реальная действи-тельность. И знать, что волновало автора, нам необходимо, чтобы правильно понять смысл его творения. Вместе с тем в веках живет и становится интересным и важ-ным для читателей новых поколений лишь то произведение, которое дает отве-ты на их вопросы, как правило, философ-ские, нравственные, эстетические, т. е. проблемы вечные. Произведения интер-претируются читателем во многом в за-висимости от его системы ценностей. Не случайно наряду с «Гамлетом» в круг произведений, ставящих и разрешающих вечные философско-нравственные вопро-сы, входят и «Борис Годунов» А. С. Пуш-кина, и его же «Маленькие трагедии», «Обломов» И. А. Гончарова, как и боль-шинство творений русской и мировой классики. Деятельность же читателей по открытию новых страниц в истории про-изведения проявляется как в их личной интерпретации, так и в трактовках про-фессионалов — критиков, литературове-дов, театральных и кинорежиссеров, ори-ентирующихся в своих версиях не только на отражении позиции автора, сформиро-ванной его временем, но и на запросы вре-мени, в котором они живут. Материал с сайта

    17. Разделяете ли вы отношение крупнейшего книговеда Н. А. Рубакина к читателю: «История ли-тературы не есть только история писателей и их про-изведений, несущих в общество те или иные идеи, но и история читателей этих произведений»?
    18. Разделяю. Писатели создают свои про-изведения для читателей и о читателях, т. е. об отдельных людях и обществе в це-лом. Каковы они в разные эпохи мировой истории, что составляет их духовные или, наоборот, бездуховные интересы, мы во многом узнаем из художественных произ-ведений. В этом проявляется история чи-тателя. С другой стороны, жизнь книги в веках зависит от читателя, который при-знает ценность того или иного автора, то-го или иного художественного произведе-ния. История литературы, стало быть, еще и история читательских вкусов, исто-рия отбора ими духовного наследия, дос-тающегося от одного поколения другому.

    19. «Литература — учебник жизни». Согласны ли вы с этим утверждением Н. Г. Чернышевского?
    20. Литература, конечно, дает глубокие представления о жизни людей, оказывает воздействие на мировоззрение, воспиты-вает высокие нравственные качества, за-ставляет задумываться над сложнейшими вопросами бытия. Однако изучение жиз-ни на основе литературы все-таки осу-ществляется преимущественно через эмо-циональную сферу личности читателя, что требует собственных ответных раз-мышлений, диалога с автором и героями произведения, т. е. включения в процесс по-стижения действительности субъективно-личностного начала. Поэтому формула «Ли-тература — учебник жизни», характерная для революционно-демократического ми-ровоззрения, представляется нам слиш-ком категоричной и прямолинейной.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • читатель составная часть исскуства
    • прав ли ян коменский
    • они все там одиссея и божественная комедия война и мир
    • как вы понимаете слово отбиратель в этом афоризме
    • для многих,многих книги так же нужны как хлеб и соль

    Ян Амос Коменский является известным чешским педагогом и писателем.

    Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения. Ян Амос Коменский - основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

    Биография, деятельность и признание в обществе Яна Амоса Коменского:

    Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Когда маленькому Яну только исполнилось 7 лет, его отдали в религиозную школу, поэтому он получил первоначальное образование в братской школе.

    В 1602 году в его городке разразилась эпидемия чумы, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Маленький мальчик, ставший свидетелем такой ужасной трагедии, замыкается в себе на долгие годы. Но он продолжает обучение, так как этого сильно хотели его родители.

    В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года. После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна, а затем в, Гейдельбергском университете.

    К 1611 году Коменского крестят, и он получает свое второе имя Амос. В 1616 году Ян становится священником общины Богемских братьев, в которой была его семья. Также он занялся проповедованием.

    В его школе так нудно и неинтересно преподавали, что в выпускных классах Ян впервые задумался о реформировании обучения в школе.

    Окончив обучение в 1614 году, Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

    В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи. Кстати, это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

    В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере. В результате этого, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

    Ян Амос Коменский, работая учителем в школе города Пшерове, знакомится с Магдалиной Визовской, своей первой женой. Она была падчерицей бургомистра, с ней он прожил 4 года. У пары родилось двое детей, но эпидемия чумы в 1622 году унесла жизнь любимой жены и детей.

    Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее. Но и она умерла, оставив его одного.

    Потом Коменский женился в третий раз на Яне Гаюсовой, с которой счастливо прожил до самой смерти.

    Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

    Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы. В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни. Совершая преобразование школьного дела в Венгрии, Коменский впервые сделал попытку создать новую школу с 7-летним обучением. Также новшество Коменского было в том, что к каждому классу прикреплялись учебные комнаты, учебники и учителя.

    Кроме реформирования учебного процесса, Коменский любил рисовать и занимался картографией. Он нарисовал карту Моравии, которую напечатали в 1627 году. Ее много раз переиздавали и активно пользовались на протяжении XVII века.

    В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе. Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь. В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

    В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ». Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

    Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался. Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом, имя которого было известно всей Европе.

    Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал интересные книги для обучения школьников. Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых. В результате, в 1651 году ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня. По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

    В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем. Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу. В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало. Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике. В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

    Интересен факт, что современные методики по изучению иностранных языков также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

    После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

    Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей. Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным. В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 году.

    Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

    Основные идеи и дидактика великого педагога Яна Амоса Коменского:

    Ян Амос Коменский был человеком своего времени. Его мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии. Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей. Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

    1)Путь света

    Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель. По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.

    Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений: видимому творению, в котором видна сила Творца; человеку, созданному по подобию Бога; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

    Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания. Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру. В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

    2)Знать себя и природу

    Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость. Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос. По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами. Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

    3)Энциклопедия всезнания

    Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины. Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

    4)Новаторство в образовании

    По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий. Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

    5)Жизнь как школа

    Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию. Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной. В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом. В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания. Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова. Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

    Научное и творческое наследие Яна Амоса Коменского:

    Ян Амос Коменский, учась в Гейдельбергском университете, приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-1656).

    В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632).

    Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е годы опубликовал ряд учебников. В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

    Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656).

    В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

    Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х годах 20 века; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году.

    Его оригинальный и фундаментальный труд по составлению чешского словаря «Сокровищница богемского языка», над которым он работал более 40 лет, по нелепой случайности сгорел в огне.

    Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

    Интересные факты о Яне Амосе Каменском:

    * Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.

    * В честь него названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).

    * На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.

    *Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет.

    * В 1957 году Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.

    * В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.

    Афоризмы и высказывания Яна Амоса Коменского:

    * Книги - это инструмент насаждения мудрости.

    *Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

    * Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.

    *Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

    * Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

    * Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность, было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

    * Спорить с Природой - напрасное дело.

    * Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.

    *Без примера ничему не выучишься.

    *Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.

    *Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

    *Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

    * Ничто притворное не может быть продолжительным.

    *Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

    *Тот, кто мало знает, малому может и учить.

    * Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

    Время придет, о Коменский, когда и тебя и деянья,

    Думы, заветы твои лучшие люди почтут.

    Л е й б н и ц

    Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

    Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.

    Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

    Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спутся долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике.

    Ян Амос Коменский жил и творил в XVII веке, веке, который знаменателен в истории Европы, и в истории Чехии в частности, как век открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими элементами. Процесс капиталистичекого развития разрушал экономическую структуру феодализма. В феодальной средневековой экономике начинается период коренного перелома. Всюду, где развиваются зачатки капиталистичекого производства, значительно развивается ремесло, изобретательство и наука. Как известно, в средние века на протяжении нескольких столетий церковь отвергала большую часть культурного наследия античного мира и образование в средние века основыавлось на богословии, все новое подвергая сомнению и жестокой критике.

    Все это тормозило прогресс общественной мысли. И главной задачей новой эпохи стало преодоление средневнекового догматизма и схоластики. Цель буржуазии стостояла в создании новой, собственной идеологии, основанной на научных знаниях и соответствующих духу эпохи, гораздо более прогрессивной по сравнению с феодальной.

    Новые явления в общественно-экономической и культурной жизни Европы XVI - XVII вв. Ярко проявились на родине Коменского - в Чехии. Чешский народ, имевший высокую культуру и большое историческое прошлое, часто находился в самом центре крупных общественных явлений того времени. Чехия XVI в. была той почвой, на которой выросло учение Коменского.

    Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты “Чешские братья” проводил большую просветительскую работу среди народа.

    В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г. Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она отдала его в местную школу “братьев” и там он учился один год. Но в 1605 г. Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его. Коменский вынужден был вернуться в Нивнице.

    В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки.

    И хотя латинские школы считались предовыми, но и они были проникнуты схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.

    После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области различных ремесел в одной из школ секты “Чешские братья” которая готовила в проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.

    В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Грборнского университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте “Чешские братья”. В это время время богословский факультет Пражского университета тоже готовил протестантское духовенство, но господствовашие здесь гусисты-утрактивисты враждеюно относились к “Чешским братьям”.

    Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор.

    Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал тысячилетнее Царствие Христа на земле, когда будут утвержлденыравенство всех и счастье каждогот человека, идеальное благоденствие и добро. Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.

    Рль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень велика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлял критичексое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию, являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали сильное влияние на взгляды Коменского.

    В университетские годы Коменский знакомится с философской литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов и называет их “Спорные вопросы, собранные в саду философии”. Основным вопросом в этих записях является вопрос об источниках и путях познания. Этот вопрос он ставит и в работе “Берет ли всякое познание исток из ощущения”, которая была опубликована в 1914 г.

    Можно сказать, что пагсофические идеи Коменского своими истоками восходят к периоду учебы в Герборнском университете. За время учебы здесь он написал отдельные главы к запланированной в объеме двадцати восьми томов работы “Зрелище вселенной”; провел плодотворную деятельность в области изучения родного языка - “Сокровища чешского языка”, и под руководством Альстреда он познакомился с трудами педагогического характера.

    В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и едет в Амстердам, а через невколько месяцев зачисляется в знаменитый Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало сведений.

    Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается руководителем Пшеровской братской школы.С этого времени в жизни коменского начинается новая эра. Он с большим увлечением работрает в любимой школе и очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие работы как “Правила более легкой грамматики” и “Письма к небу”.

    В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный, прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.

    В 1618 г. община “Чешские братья” назначила Коменского пастрырем-проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно руководил и братской школой.

    В этом году он женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалиной Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

    Известно, что Коменский много сделал для повышения уровня и благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным в развитии педагогического учения Коменского.

    После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и казнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Коменскому как активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях. Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей.

    Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.