Географическое прогнозирование. Виды и этапы прогнозирования

Человека, строящего будущее и жаждущего поиска, интересуют в первую очередь не сюрпризы, а то, что более или менее поддается расчету, прогнозу.

Михай Шимаи

Сущность и факторы географического прогнозирования

С общенаучных позиций прогноз чаще всего определяют как гипотезу о будущем развитии объекта. При этом имеется в виду, что прогнозировать можно развитие самых разнообразных объектов, явлений и процессов: развитие науки, отрасли хозяйства, социального или природного явления. Особенно распространены в наше время демографические прогнозы увеличения численности населения, социально-экономические прогнозы возможности удовлетворения растущего населения Земли продуктами питания и экологические прогнозы будущей среды жизни человека. Если человек не может воздействовать на объект прогнозирования, такой прогноз называют пассивным (например, прогноз погоды).

Прогноз также может заключаться в оценке будущего хозяйственного и природного состояния какой либо территории на 15-20 лет вперед. Предвидя, например, неблагоприятную ситуацию, можно своевременно изменить ее, запланировав экономически и экологически оптимальный вариант развития. Именно такой активный прогноз, подразумевающий обратные связи и возможности управления объектом прогнозирования, свойствен географической науке. При всем различии целей прогноза для современной географии и географов нет более важной общей задачи, чем разработка научно обоснованного прогноза будущего состояния географической среды на основе оценок ее прошлого и настоящего. Именно в условиях высоких темпов развития производства, техники и науки человечество особенно нуждается в такого рода опережающей информации, так как из-за отсутствия предвидения наших действий и возникла проблема взаимоотношений человека с окружающей средой.

В самом общем виде географическое прогнозирование -

это специальное научное исследование конкретных перспектив развития географических явлений. В его задачу входит определение будущих состояний интегральных геосистем, характера взаимодействий природы и общества.

В географическом исследовании используются, прежде всего, преемственные связи временного, пространственного и генетического характера, так как именно для этих связей характерна причинность - важнейший элемент прогнозирования событий и явлений даже высокой степени случайности и вероятности. В свою очередь, сложность и вероятностный характер являются специфическими чертами геопрогнозирования. Основные операционные единицы географического прогнозирования - пространство и время - рассматриваются в сопоставлении с целью и объектом прогноза, а также с местными природно-хозяйственными особенностями конкретного региона.

Успешность и надежность географического прогноза определяются многими обстоятельствами, в том числе правильностью выбора главных факторов и методов , обеспечивающих решение проблемы.

Географическое прогнозирование состояния природной среды многофакторно, и эти факторы физически разные: природа, общество, техника и т. д. Надо проанализировать эти факторы и выбрать те из них, которые в какой-то степени могут контролировать состояние среды - стимулировать, стабилизировать или ограничивать неблагоприятные или благоприятные для человека факторы ее развития.

Эти факторы могут быть внешними и внутренними. Внешние факторы - это, например, такие источники воздействия на природную среду, как карьеры и отвалы вскрышных пород, полностью уничтожающие природный ландшафт, дымовые выбросы из заводских труб, загрязняющие воздух, промышленные и бытовые стоки, поступающие в водоемы, многие другие источники воздействия на среду. Размеры и силу воздействия таких факторов можно заранее предусмотреть и заблаговременно учесть в планах охраны природы данного региона.

К внутренним факторам относятся свойства самой природы, потенциал ее компонентов и ландшафтов в целом. Из компонентов природной среды, вовлекаемых в процесс прогнозирования в зависимости от его целей и местных географических условий, главными могут стать рельеф, горные породы, водные объекты, растительность и т. д. Но часть этих компонентов на прогнозируемый срок, например на 25-30 лет вперед, практически не меняется. Так, рельеф, горные породы, а также процессы медленного тектонического опускания или поднятия территории можно считать относительно постоянными факторами развития природной среды. Относительная устойчивость этих факторов во времени позволяет использовать их как фон и каркас прогноза.

Другие значительно более динамичные факторы, например пыльные бури, засуха, землетрясения, ураганы, сели, имеют в географическом прогнозировании значение вероятностных величин. В конкретных условиях сила их воздействия на ландшафт и процесс хозяйственной деятельности будут зависеть не только от них самих, но и от устойчивости природного фона, на который они воздействуют. Поэтому, прогнозируя, географ оперирует, например, показателями расчленения рельефа, растительного покрова, механического состава почв и многих других компонентов природной среды. Зная свойства компонентов и их взаимные связи, различия в реакции на внешние воздействия, можно заблаговременно предусмотреть ответную реакцию природной среды, как на ее собственные параметры, так и на факторы хозяйственной деятельности. Но, даже отобрав не все, а лишь главные природные компоненты, наиболее отвечающие решению задачи, исследователь все же имеет дело с очень большим числом параметров взаимоотношений каждого из свойств компонентов и видов техногенных загрузок. Поэтому географы ищут интегральные выражения суммы компонентов, т. е. природной среды как целого. Таким целым является естественный ландшафт с его исторически сложившейся структурой. Последняя выражает как бы «память» развития ландшафта, длинный ряд статистических данных, необходимых для прогнозирования состояния природной среды.

Многие считают, что показателем устойчивости ландшафта к внешним нагрузкам, особенно к загрязнению, может служить степень разнообразия его морфогенетической структуры. При увеличении разнообразия природных комплексов и слагающих его компонентов в природных комплексах усиливаются процессы регуляции и поддерживается устойчивость. Устойчивость могут нарушать экстремальные природные процессы и антропогенные нагрузки, превышающие потенциальные возможности ландшафта.

Антропогенные факторы, как правило, снижая разнообразие ландшафта, уменьшают его устойчивость. Но антропогенные факторы могут также увеличивать разнообразие и устойчивость ландшафта. Так, устойчивость ландшафта пригородных зон с парками, садами, прудами, т. е. территорий достаточно разнообразных по структуре и происхождению, выше, чем была раньше, когда здесь господствовали поля с сельскохозяйственными монокультурными посевами. Наименее устойчивы естественные ландшафты с простой однообразной структурой, развивающиеся в условиях крайних значений температуры и влаги. Такие ландшафты свойственны, например, зонам пустынь и тундры. Потенциальная неустойчивость этих территорий ко многим видам техногенных нагрузок усиливается неполнотой их природных комплексов - отсутствием на многих участках почвенного и растительного покрова или его маломощностью.

>>География: Мы узнаем о глобальных прогнозах, гипотезах и проектах

Мы узнаем о глобальных прогнозах,

гипотезах и проектах

1. Глобальные пpoгнозы: два подхода.

Ученые разработали нeмало глобальных пpoгнозов развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. В них про слеживаются два принципиально разных подхода, которые можно назвать пессимистическим и оптимистическим. Пессимистический подход особенно ярко проявился в глобальных сценариях, разработанных в 70-x гг. участниками так называемого Римского клуба 1 . Из них вытекало, что уже в середине ХХI в. полностью истощатся многие природные ресурсы Земли, а загрязнение окружающей среды достигнет катастрофическoгo уровня. В результате наступит глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис, словом, «конец света», и население нашей планеты начнет постепенно вымирать. Таких ученых стали называть алармистами (от франц. alarme - Tpeвoгa). На Западе появилась масса алармистической литературы.

В этом смысле характерны сами названия книг буржуазных ученых-футурологов: «Пределы роста», «Стратегия выживания», «Человечество на поворотном пункте», «Замыкающий круг», «Впереди бездна», «Бомба перенаселенности» и др. Общий настрой этих работ нашел отражение в следующей пародии, опубликованной в одном из западных изданий: «Скоро последний человек использует последние капли нефти для тoгo, чтобы сварить последнюю щепотку травы и поджарить последнюю крысу».

1 Римский клуб - неправительственная международная организация по прогнозированию и моделированию развития всемирной системы и изучению глобальных проблем человечества. Был основан в 1968 г. в Риме представителями 10 стран. Ученые, общественные деятели публикуют свои исследования в форме докладов Римскому клубу.

В 80-x гг. в мировой футурологии произошел сдвиг в пользу более оптимистической оценки будущего. Ученые, придерживающиеся такогo подхода, не отрицают, что глобальные проблемы человечества очень сложны. В 1987 г. Международная комиссия по проблемам окружающей среды в своем докладе «Наше общее будущее» высказала серьезное предупреждение относительно возможности экологического кризиса и кризиса развития.

Но тем не менее ученые исходят из тoгo, что недра Земли и Мировой океан таят в себе еще мнoгo неиспользованных и нeоткрытых богатств, что на смену традиционным придут новые ресурсы, что НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв - отнюдь не вечное явление. Главный путь решения глобальных про6лем они видят не в сокращении населения и производства, а в социальном прогрессе человечества в сочетании есо с научно-техническшw прогрессом, в потеплении мирового политического климата и разоружениии для развития.

Mнoгo зкологических и экономических прогнозов появилось и в 90-x гг. Согласно экономически м прогнозам. В течение первых полутора десятилетий XXI в. увеличится число постиндустриальных стран. Страны «золотого миллиарда» по-прежнему будут обеспечивать наиболее высокий уровень жизни. «Поезд» стран Юга ускорит свой ход, и при этом произойдет дальнейшая их дифференциация на более богатые и более бедные, которая наметилась уже в наши дни. Coответственно несколько уменьшится экономическая пропасть между Севером и Югом, особенно если иметь в виду абсолютные и долевые показатели. Но разрыв в душевых показателях ВВП останется очень значительным. Составляются и геополитические прогнозы. .

2. Глобальные гипотезы: о чем спорят ученые?

Некоторые аспекты будущего развития человечества находят отражение и в глобальных научных гипотезах.

Вы уже знаете о научной гипотезе парникового эффекта, выдвинутой отечественными и зарубежными учеными, которые прогнозируют глобальные изменения климата в результате прогрессирующего eгo потепления.

Действительно, за последние сто лет средняя температура на Земле поднялась на 0,6 О С. Pacчеты показывают, что при развитии парникового эффекта она может увеличиваться на 0,5 О С каждые десять лет и это приведет ко многим отрицательным последствиям.

Если бы произошло повышение глобальной температуры даже на 3-4 О С, климатические зоны сместились бы на сотни километров, границы земледелия продвинулись бы далеко на ceвер, на oгpoмных пространствах исчезла бы вечная мерзлота.

Северный Ледовитый океан в летнее время был бы свободен ото льдов и доступен для судоходства. С другой стороны, климат Москвы уподобился бы нынешнему климату Закавказья. Экваториальная зона в Африке переместилась бы в район Сахары. Произошло бы таяние ледников Антарктиды и Гренландии, в результате чего Мировой океан, «выйдя из берегов» (eгo уровень поднялся бы на 66 м), затопил бы прибрежные низменности, где теперь живет 1/4 человечества.

Такие алармистские прогнозы делались в 60- 70-x гг. Согласно современным прогнозам, до середины XXI в. среднеглобальная температура не повысится так сильно, а подъем уровня Миpовoгo океана будет, по-видимому, измеряться десятками сантиметров. Впрочем, даже такое повышение уровня Океана может оказаться катастрофическим для целого ряда стран, особенно развивающихся. . (Задание 9.)

Другая интересная научная гипотеза - это гипотеза стабилизациии численности населения Земли. Такая стабилизация (или простое замещение поколений), соответствующая четвертой стадии демографического перехода, должна произойти при условии, что cpeдняя продолжительность жизни мужчин и женщин составит около 75 лет, а показатели рождаемости и смертности сравняются на уровне 13,4 человека на 1000 жителей. В настоящее время этой гипотезы придерживается большинство демографов. Но между ними нет единства в вопросах, на каком уровне и когда наступит такая стабилизация. По мнению крупного советcKoгo демографа Б. Ц. Урланиса (1906- 1981), она про изойдет на уровне 12,3 млрд человек, Haчиная с середины XXI В. (Eвропа, Северная Америка) и кончая первой четвертью ХХII в. (Африка). Суждения других ученых образуют «вилку» от 8 до 15 млрд человек.

Еще одна научная гипотеза - это гипотеза Ойкуменополиса (или мирового города), который возникнет в результате слияния мегалополисов. Ее выдвинул известный греческий ученый К. Доксиадис.

3. Глобальные проекты: необходима осторожность!

Существует также немало инженерных проектов перестройки природы крупных регионов Земли - так называемых глобальных (мировых) проектов. В большинстве своем они связаны с Мировым океаном.

Пример. Еще в начале ХХ в. был выдвинут проект сооружения плотины в Гибралтарском проливе длиною в 29 км. В середине ХХ в. были предложены проекты строительства плотин в Беринговом проливе. Американские инженеры разработали проект энергетического использования и даже поворота Гольфстрима. . Есть проект создания искусственного моря в бассейне Конгo.

Часть из этих проектов и в наши дни можно назвать научной фантастикой. Но некоторые из них в эпоху НТР технически, очевидно, выполнимы. Однако нельзя не учитывать и возможные экологические последствия подобного вмешательства современной технической мощи в природные процессы.

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

География за 10 класс бесплатно скачать , планы конспектов уроков, готовимся к школе онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Дорогие ползователи! В этой главе вы узнаете, что такое прогноз, прогнозирование, географический прогноз и прогнозирование, ме­тоды прогнозирования, глобальные, региональные и местные гео­графические прогнозы.

В процессе своей хозяйственной деятельности человек интере­суется не только существующими на данный момент природными условиями, его также заботят изменения, которые могут произой­ти в будущем. А следовательно, изучение и предварительное про­гнозирование природных условий имеют также большое значение с точки зрения удовлетворения нужд человека. Изучая главы дан­ной темы, вы ознакомитесь с понятием географический прогноз, его методами, видами и вопросами оценки изменений природных комплексов Узбекистана.

Понятие о географическом прогнозе

Прогнозирование состояния географической оболочки в буду­щем, научное обоснование вопросов предупреждения пагубного влияния человеческой деятельности на природную среду в услови­ях научно-технической революции являются одной из приоритет­ных задач современной географии.

В науке способность предвидеть и предсказывать явления или изменения состояния какого-либо объекта, могущие иметь место в будущем, называют прогнозом.

На современном этапе развития существуют понятия прогно­зирования и прогноза. Прогнозирование - это процесс сбора дан­ных об изменениях состояния изучаемого явления или объекта. Прогноз представляет собой заключительный итог исследований, полученных в результате прогнозирования. В принципе, под про­гнозом понимают характеристику будущего состояния изучаемого объекта или явления.

Географическое прогнозирование представляет собой процесс сбора и накопления сведений о развитии и изменении природной и социально-экономической среды.

Под географическим прогнозом понимают научно обоснованное предсказывание основных направлений в изменениях природной среды и территориальных производственных структур.

В последнее время, в результате ускорения темпов научно-технического развития, научные изыскания в области прогнозиро­вания ведутся также интенсивно. Резко сократилось время, необхо­димое для внедрения научных идей в практику, что конечно уве­личило и масштабы влияния на окружающую среду. В итоге изме­нилось и время обратного влияния окружающей среды на человека. И это влияние обычно носит негативный характер. И тем более важное значение приобретает теперь умение предсказывать подоб­ные причинно-следственные процессы в природе. В противном слу­чае, экологические катастрофы из разряда локальных переходят в региональные и глобальные. В качестве примера приведем траге­дию Арала.

Географические прогнозы осуществляются несколькими вари­антами. Например, проект по изменению русел Сибирских рек и направлению их в Центральную Азию и Казахстан разрабатывался в нескольких вариантах с учетом возможных экологических по­следствий. Существовало 5-6 вариантов, из них впоследствии был отобран самый оптимальный, на основе которого и велись все расчеты.

Географические прогнозы составляются на периоды разной продолжительности, соответственно различают следующие группы: оперативный прогноз (составляется на один месяц), кратковремен­ный (от одного месяца до одного года), прогноз средней длитель­ности (от 1 года до 5 лет), длительный (от 5 лет до 15 лет), сверх-длительный (свыше 15 лет).

Для проведения природного географического прогноза опреде­ляют свойства компонентов природных комплексов, подлежащих оценке. Рельеф, горные породы, почва, вода, растительность и животный мир каждого региона - строго специфичны. Все сведе­ния, отражающие эти свойства компонентов природных комплек­сов, широко используются в процессе географического прогнози­рования.

Рельеф . Впадины скапливают в себе техногенные продукты (отходы). Возвышенности, наоборот, способствуют их рассеива­нию. Склоны предгорий способны оказывать положительное или отрицательное влияние на плотность этих продуктов, способность расщепляться, а также их поведение при попадании в подземные воды.

Горные породы . Водопроницаемые и водонепроницаемые породы, их толщина влияет на состояние внешней среды.

Вода. Имеют значение количество растворенных в ней орга­нических веществ, годовой объем и скорость течения. Чем больше скорость течения, соответственно, тем быстрее уносятся загрязняющие воду вещества. Растворенные в воде органические вещества способствуют быстрому растворению тяжелых металлов.

Почва. Окислительно-восстановительные, кислотно-щелоч­ные условия. Они определяют способность почвы к самоочищению.

Растения. Виды, поглощающие вредные (загрязняющие) вещества. Учитывая вышеуказанные свойства, можно прогнозировать из­менения внешней среды.

Запомните!

Под географическим прогнозом понимают научно обос­нованное предсказывание основных направлений в изме­нениях природной среды и территориально-производ­ственных комплексах.

Географическое прогнозирование представляет собой процесс сбора и накопления сведений о развитии и из­менении природной и социально-экономической средьи.

А знаете ли вы?

Представим себе, что будет, если средняя тем­пература поднимется на 3-4°С. Произойдет сдвиг климатических регионов на сотни километров, гра­ницы земледелия достигнут северных районов, произойдет таяние ледников. Льды Ледовитого океана летом сойдут на нет, что создаст благоприятные условия для навигации. С другой стороны, климат Москвы и близлежащих террито­рий будет сходен с настоящими климатическими условиями Закавка­зья. Экваториальная зона сдвинется к северу, к Сахаре. Растают льды и Антарктиды, и Гренландии, что повлечет за собой увеличение уровня океана на 66 м, и, следовательно, это обстоятельство станет причиной того, что 25% суши уйдет под воду.

По оценкам экспертов ООН, население Земли к 2010 г. достигнет 7 млрд, к 2025 г. - 8,5 млрд, а к 2040 г. может достигнуть цифры в 10 млрд чел .

Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.

Географический прогноз

  • 1. Виды и этапы прогнозирования
  • 2. Методы прогнозирования
  • 3. Особенности географического прогнозирования
  • 4. Виды и методы географического прогнозирования

Виды и этапы прогнозирования

Практический смысл регионального природопользования в том, чтобы, используя знания о закономерностях развития ТПХС, делать правильные прогнозы возможных изменений в природной среде и обществе в результате реализации тех или иных событий. Например, что будет с природой Марий Эл, если глобальное потепление продолжится? По прогнозу через сто лет здесь будет лесостепь. А как это отразится на нашей жизни? А что будет с природой и экономикой республики, если через неё пройдут отрезки проектируемых магистралей - скоростной железнодорожной Москва-Казань и автомобильной до Китая?

Наиболее пригодны для ответов на подобные вопросы географические прогнозы, т. к. только эта наука накопила достаточное количество знаний и методов для решения комплексных проблем, возникающих на стыке природы и общества. Отсюда и полезность изучения этой темы Вообще говоря, полезен был бы и специальный курс по географическому прогнозированию, но, к сожалению, у нас его пока некому читать..

Как всегда начнём с определений.

Прогноз - вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем, основанное на специальном научном исследовании (прогнозировании) Новейший философский словарь 2009 г. //dic.academic.ru.

По предмету могут быть выделены прогнозирование естествоведческое и обществоведческое. Объекты естествоведческого прогнозирования характеризуются неуправляемостью или незначительной степенью управляемости; предсказание в рамках естествоведческого прогнозирования является безусловным и ориентированным на приспособление действий к ожидаемому состоянию объекта. В рамках обществоведческого прогнозирования может иметь место самоосуществление либо саморазрушение прогноза как результат его учета Там же.

В этом отношении географический прогноз отличается своеобразием, находясь на стыке естествоведческого и обществоведческого. Какие-то процессы мы направлять можем, а к каким-то должны только приспосабливаться. При этом не всегда очевидна разница между теми и другими. Ещё одна проблема в том, что все остальные науки имеют дело с довольно узким предметом исследований и процессы протекают там в однопорядковых интервалах времён. Например, геология имеет дело с процессами длящимися сотни и миллионы лет, метеорология с интервалами от часов до нескольких суток. Соответственно выглядят и горизонты прогнозирования. В географических системах сочетаются процессы с совершенно разными характерными временами. Поэтому трудности начинаются уже с определения разумной продолжительности, на которую можно давать прогноз.

Для целей регионального природопользования лучше всего подходят рекомендации по прогнозированию антропогенных ландшафтов. Здесь выделяют прогнозы.

Краткосрочные на срок 10-15 лет.

Среднесрочные на 15-25 лет.

Долгосрочные - 25-50 лет.

Дальнесрочные более 50 лет.

Срочность прогноза здесь привязана преимущественно к скорости процессов в общественной сфере, но учитываются только сравнительно медленные процессы, происходящие в материальной основе производства сопоставимые с динамикой длинных циклов Кондратьева. В специальных исследованиях региональных систем природопользования могут приниматься и другие сроки .

Успешность прогноза зависит и от сложности объекта, будущее которого мы хотим предвидеть. Из вышесказанного видно, что географический прогноз касается весьма сложных объектов. Но в некоторых случаях задачу удаётся упростить без значительной потери надёжности прогноза, а иногда нас интересует только поведение немногих параметров. В результате в зависимости от сложности и размерности объекта выделяют прогнозы.

Сублокальные с предсказанием по 1-3 переменным.

Локальные по 4-14 переменным.

Субглобальные 15-35 переменным.

Глобальные 36-100 переменным.

Суперглобальные более 100 переменным.

В зависимости от типа прогнозируемых процессов выделяют и два основных типы прогнозов.

Поисковые (генетические) . Они направлены от прошлого-настоящего в будущее. Мы изучаем то, что происходило ранее, находим закономерности и, предполагая, что они сохранятся или изменятся предсказуемым образом, делаем вывод о будущем поведении системы. Этот тип прогнозов является единственно возможным для естествоведческого прогнозирования. Примером могут служить всем известные прогнозы погоды. Естественное развитие природы от нашего желания не зависит.

Нормативные (целевые). Эти прогнозы идут от будущего к настоящему. Здесь определяют пути и сроки достижения возможного состояния системы, принимаемого в качестве цели. Изучается ситуация в настоящем, выбирается ее желательное состояние в будущем и строится последовательность событий и действий, которые могли бы это состояние обеспечить. Например, мы хотим избежать глобального потепления. Предполагаем, что его причиной являются выбросы парниковых газов. Задаём цель - через х лет обеспечить их содержание в атмосфере у % . Затем смотрим, какие меры могут обеспечить достижение этого результата и оцениваем реальность их осуществления при тех или иных условиях. На основе чего делаем вывод о вероятности достижения задуманного. Затем вносим изменения или в цели или в способы их достижения. Этот тип прогнозирования более приемлем в обществоведческих исследованиях.

Географический прогноз в силу выше обозначенных особенностей, как правило, имеет смешанный характер с элементами обоих типов.

Для повышения надёжности прогнозов важно соблюдать их процедуру, которая включает следующие этапы.

  • 1. Постановка цели и задач. Это определяет все последующие действия. Если цель не сформулирована, то всё последующее окажется набором нескоординированных и нелогичных действий. К сожалению, далеко не всегда авторы прогнозов задают цель в явном виде.
  • 2. Определение временных и пространственных границ прогноза. Они зависят от цели прогнозирования. Например, если целью является выявление последствий строительства вышеупомянутых магистралей для гидрологического режима, то прогноз может быть краткосрочный, а зона влияния ограничена первыми сотнями метров. Если же мы хотим предсказать социально-экономические изменения, то это будет означать и более длительный срок прогноза и более обширную территорию.
  • 3. Сбор и систематизация информации. Очевидна зависимость от того, что было задано по 1 и 2 пп.
  • 4. При использовании нормативного метода прогнозирования - построение дерева целей и ресурсов. В данном случае задаваемая цель и цель прогноза разные вещи. В приведённом примере нормативный метод может использоваться для любой цели прогнозирования. Но в случае с гидрологическим режимом в качестве генеральной цели должно быть задано какое-то нормативное состояние окружающей среды, а для социально-экономического прогноза какой-то уровень изменений в качестве жизни вовлеченного в зону влияния дороги населения. Генеральная цель в обоих случаях разбивается на подцели всё более низких уровней, пока мы не доходим до необходимых для их достижения ресурсов.
  • 5. Выбор методов, выявление ограничений и инерционных аспектов. Здесь также очевидна зависимость от цели прогноза. В случае с гидрологией и краткосрочным прогнозом преимущественно будут использованы методы из геофизики ландшафта и инженерные расчёты. Во втором случае необходимо использование экономико-географических, экономических и социологических методов. Ограничения и инерционные аспекты тоже будут разные. Одним из ограничений при нормативном методе будет, например, объём средств, которые могут быть выделены для достижения цели. Инерционные аспекты увязываются со сроком прогноза. К ним относятся те, которые меняются за срок значительно больший, чем срок прогнозирования. Неучет инерционности часто приводит к необоснованным прогнозам. Характерный пример - это предсказания быстрого перехода на альтернативную энергетику. Это при том, что срок службы средней тепловой или атомной станции 50 лет, а ГЭС даже больше. Очевидно, что никто их уничтожать не будет, пока они свой ресурс не выработают.
  • 6. Разработка частных прогнозов. Начиная с прогнозов локального уровня сложности, может понадобиться прогноз поведения некоторых входных параметров. Например, при оценке последствий строительства магистралей по нашей территории на размещение населения нужно предвидеть изменения естественного прироста и миграционной подвижности населения.
  • 7. Разработка основных вариантов прогноза. Осуществляется путём сведения воедино и увязки частных прогнозов. Рекомендуется составлять несколько вариантов для разных возможных условий и сценариев развития событий.
  • 8. Экспертиза разработанных вариантов и окончательный прогноз с учётом замечаний, поступивших в результате экспертизы.
  • 9. Использование прогноза, отслеживание его соответствия фактическому течению событий и необходимые корректировки самого прогноза или мероприятий по его реализации, если это нормативный прогноз.

В данном документе представлена работа по формированию умения прогнозировать у учащихся на уроках и во вне урочной деятельности. Представлены этапы реализациии умения прогнозировать, анлиз результатов, методические средства развития прогностической деятельности, этапы и приемы решения прогностических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маленкова Л.А., учитель географии МБОУ« СОШ №6», г. Нефтеюганск

Выступление на МО географии по теме : «Формирование умения прогнозировать у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» .
Все мы сегодня принимаем участие в реализации концепции модернизации российского образования. Поэтому при определении своей роли, своих целей и задач я исходила из социального заказа, заявленного в Концепции.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия…»
Умение прогнозировать помогает ученикам почувствовать значительность работы, предвидеть развитие географических явлений, планировать исследование, осуществляя его по этапам (формировать гипотезу, высказывать предложение), приобщает к пониманию глобальных проблем, способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности. Отвечая на вопрос: «Что я, как учитель географии, могу сделать, выполняя социальный заказ?» - я определила задачу: «организовать образовательный процесс, позволяющий сформировать у учащихся умение прогнозировать». Таким образом, цель моей работы: ученик , владеющий умением прогнозировать.

За счет чего я реализую эту цель?
-использование методики решения прогностических заданий;
-применение интернет - технологий;
-организация внеурочной деятельности в НОУ, факультатива;
-применение умения сравнивать.

Как это выглядит на практике?
Для формирования умения прогнозировать у учащихся я создала систему мер, включающую следующие этапы.

Этапы реализации умения прогнозировать:
1 этап – анализ ситуации (сентябрь)
2 этап – разработка системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь)
3 этап – практическое внедрение системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь-май)
4 этап – диагностика уровня сформированности данного умения (2 раза в год)
На 1 этапе определяю условия, при которых возможно достижение цели, изучаю состояние и качество умения прогнозировать у учащихся (провожу 1 срез по темам)
На 2-3 этапе:
1 – мотивация (заинтересованность), анализ заданий, их разбор (срез)
2 – осмысление сути прогнозирования и правил его реализации (составление алгоритма)
3 – выявление уровня сформированности умения прогнозировать у учащихся (дидактические приемы: задания в письменной форме, эвристическая беседа).
Умение прогнозировать зависит от уровня развития учащихся, сложности заданий, их характера.
4 – создание условий для практики (дается задание: н-р, в группах) применение умения прогнозировать в классной и домашней работе, в устных ответах и письменных работах; при решении познавательных задач
5 – накопление опыта прогнозирования
6 – перенос с одного предмета на другой и на внеурочную деятельность (применение умения прогнозировать в различных условиях для решения задач)
1-2 четверть – все этапы
3-4 четверть – практика, диагностика
Анализ результатов внедрения (май):
- какие новые идеи, трудности, ошибки, условия ее наиболее эффективного применения;
Н-р:- способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности
- готовность отдельных учащихся к формированию умения прогнозировать
- осуществлять переход от теоретического уровня к практическому.

Самый сложный для усвоения уровень требований предлагает ученику составить прогноз развития географического события или явления. Категория «прогнозировать» выражена через конкретные учебно-познавательные действия, которые ученики выполняют во время текущего и итогового контроля.

Прогностическая деятельность – это особый, специфический вид когнитивной (познавательной) деятельность человека, требующего определенной подготовки (исходной умелости), мыслительных усилий, волевого, эмоционального напряжения, психологической устремленности на поиск.


Итак, для выяснения особенностей прогностической деятельности школьников и условий эффективного управления ее развитием в процессе обучения школьной географии я ввожу основные понятия и термины , употребляемые в теории прогностики.

Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого-либо изучаемого объекта или явления в будущем.
Прогноз как видовой термин определяется через более общие термины: предвидение и предсказание . При предвидении прогноз строится на неизвестных многим широким кругам теориям. Предсказание проще, чем предвидение, базируется на таких процедурах умственной деятельности, как: описание и объяснение предполагаемого состояния объекта или явления.
Предвидение имеет несколько форм конкретизации: 1) предчувствие (простое предвосхищение); 2) предугадывание (сложное предвосхищение); 3) прогнозирование (исследование)

Географический прогноз – предвидение изменений в развитии разнообразных природных, производственных, социальных, природно- общественных систем.

В зависимости от целей исследование прогнозирование бывает: прогноз в природопользовании – это предсказание динамики изменения природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах; и прогноз воздействия на среду – это предсказание изменений в природной среде, происходящих в результате прямого и косвенного воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Прогноз является результатом прогнозирования : это совокупность приемов, позволяющих вынести достоверное суждение о будущем состоянии географического объекта или процесса.

При составлении географического прогноза я использую следующие методы :
1) Ретроспективное прогнозирование – предсказание будущего на основе детального изучения прошлого состояния системы
2)
Географическая аналогия . Для прогноза используется возможное сходство одной, лучше изученной системы, с другой – хуже изученной.
3)
Экспертные оценки . При составлении прогноза учитываются мнения экспертов-специалистов.

4) Моделирование . Основан на создании пространственно-временной модели системы с применением методов математической статистики.

Для обеспечения прогностической деятельности школьников в процессе обучения географии я:
1) Осуществляю прогнозирование на разных уровнях сложности, поэтапно.
2) При проектировании прогностической деятельности в системе уроков учитываю разные виды географического прогнозирования.
3) В процессе решений прогностического задания ориентирую ученика на выбор адекватного содержания задания метода прогнозирования.

При проектировании процесса обучения я ориентируюсь на выделенные уровни прогностической деятельности в структуре обучения.
1) Предваряющий уровень осуществляется в форме предугадывания ; достижение этого уровня требует от учащихся меньших умственных усилий, но в то же время способствует развитию познавательного интереса к предмету изучения.
2)
Первый основной уровень осуществляется в форме предсказания ; достижение этого уровня требует от учеников больших умственных усилий , связанных с поиском убедительных теоретических положений , на основе которых выстраивается прогностическое суждение. В данном случае используем методы экспертных оценок и ретроспективных .
3) Второй основной уровень осуществляется в форме конкретизации предвидения ; это наиболее сложный уровень деятельности, который требует не только умственных усилий, но и интуиции. На 2 уровне используем методы аналогии и моделирования .
Максимальный познавательный и развивающий эффект обеспечивает обучение, где все уровни рассматриваются во взаимосвязи, расположенные от простого к сложному. При таком подходе реализация этой технологии на практике способствует целенаправленному развитию прогностической функции географического мышления.

Основным методическим средством развития прогностической деятельности школьников являются учебные задания , которые различаются по степени сложности и обеспечивают развитие действий предугадывания, предсказания и собственно прогнозирования (предвидения)
При конструировании заданий такого рода я использую следующий
алгоритм деятельности .
Алгоритм конструирования и использования в процессе обучения учебного задания прогностического типа.
1.Членение, структурирование теоретического знания учебной темы, уже изученной в учебном процессе.
2.Подбор, разработка учебной ситуации, в которой будет использоваться та или иная часть теоретического знания.
3. Деформация ситуации (разрыв определенной географической связи) с целью создания неопределенности, касающейся соответствующего знания.
4. Формулирование вопроса относительно деформированной ситуации.
5. Предложение задания ученику.
6. Вовлечение учащихся в процесс решения прогностической задачи.
7. Контроль правильности решения задачи; выявление затруднений в самостоятельном поиске или коллективной мыследеятельности; выявление потребности в подсказке.

Кроме этого учитываю этапы и приемы решения учащихся прогностического задания.
На первом этапе я сообщаю условия задачи, анализируя которые учащиеся включаются в ее решение. Приступая ко второму этапу решения задачи, ученики, пользуясь тематическими картами, текстом учебника, другими источниками информации, собирают данные по решению задачи, затем формулируют гипотезы . После четкой формулировки гипотез организую третий этап решения задачи – проверка правильности гипотез (аргументы), где предлагаю найти ученикам дополнительные фактические данные в заранее подготовленных текстах, схематических рисунках и объяснить теоретически наблюдаемую картину. На третьем этапе решения задачи стараюсь избегать у учащихся репродуктивного изложения дополнительных данных; интерес вызывает сообщение «специалистов» или анализ разных текстов в группах. Обсуждение новых дополнительных сведений убеждает учащихся в правильности верного предположения, на основе которого и формулируется итоговое прогностическое суждение .
Успешность решения
прогностической учебной ситуации зависит во многом от умения учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать ранее изученный материал так, чтобы сформировать прогностическое суждение .

При построении прогностических заданий я имею в виду, что перестройка географической оболочки и региональных геосистем измеряется геологическими масштабами и составляет тысячелетия. И зменение же локальных геосистем могут происходить на глазах человека (например: формирование карьерно - отвальных комплексов, зарастание болот и др.). Поэтому они и выбираются мною в качестве важных объектов прогнозирования.

Я определяю три возможных уровня сформированности умения прогнозировать:
1 уровень – ученик затрудняется при выдвижении гипотезы и поиске аргументов
2 уровень – выдвигает аргументы, частично доказывающие гипотезу
3 уровень – выдвигает аргументы, доказывающие правильность гипотезы
Контрольные срезы на уровень сформированности умения прогнозировать провожу один раз в полгода , например:
В 6 классе
Задание 1 по теме «Литосфера»
- Что произойдет, если Уральские горы расположились широтно на севере Евразии?
Задание 2 по теме «Гидросфера»
- Составьте прогноз возможных изменений внутренних вод ХМАО-Югра в результате хозяйственной деятельности человека.
В
8 классе
Задание 1 по теме «Высотная поясность»
- Ваш прогноз: если Хибины и Кавказ поменять местами, как бы выглядел набор высотных поясов?
Задание 2 по теме «Природопользование и охрана природы»
- Как вы думаете, уменьшится или увеличится по сравнению с настоящим временем зависимость человека от природных условий. Приведите доводы и аргументируйте свой ответ.
в
10 классе
Задание 1 по теме «Население мира»
- Подумайте, как изменится доля трудоспособного населения в странах экономически развитых и развивающихся через 20-30 лет. Обострение каких проблем вызовет такое изменение количества трудовых ресурсов?
Задание 2 по теме «Африка»
- Составьте прогноз экономического развития стран Северной Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Как вы думаете, какие из североафриканских стран имеют наибольшие перспективы успешного развития? Почему?

Классы

Задание 1

Задание 2

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

При решении прогностических заданий использую компьютерные технологии для:
- демонстрации материалов: наглядных пособий и карт;
- самостоятельной работы учащихся.
Например: для урока по теме «Реки» в 6 классе я подготовила презентацию при решении задания «Возможно ли в будущем построение ГЭС на реке Обь?»
По теме «Вулканы» в 6 классе – «Как вы думаете, могут ли на территории ХМАО быть вулканы в будущем?»
Исследования
Исходя из Концепции образования, предусматривающей формирование навыков исследования на основе систематизации знаний, анализа и
прогнозирования , я развиваю у учащихся умение прогнозировать тенденции развития экологической ситуации в городе во внеурочной деятельности в рамках НОУ. Несколько лет мы с учащимися НОУ работаем над темой «Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения»:учащиеся выступали на городской конференции «Шаг в будущее» по теме «Загрязнение атмосферы над г.Нефтеюганском и влияние на здоровье населения» (3 место); принимали участие в конференции в г.Сургуте; по теме «Влияние качества питьевой воды на здоровье населения г.Нефтеюганска». Сейчас работаю над темой «Санитарное состояние почвы и здоровье населения г.Нефтеюганска». Результатом работы учащихся будет составление экологического прогноза развития города .

Формированию умения прогнозировать способствует факультатив по теме «Страноведение»
При изучении природы, населения, хозяйства крупных стран, особенностей жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях учащиеся выполняют различные прогностические задания: раскрывают изменения практики природопользования, динамику нарастания экологических проблем отдельных стран и решениях их в будущем, прогнозируют основные тенденции развития природных, социально-экономических и экологических процессов применительно к конкретным странам.
Например :
- Предположите, будет ли меняться возрастной состав населения Германии?
- Составьте прогноз экономического развития Бразилии на базе рационального использования природных ресурсов.
Формирование умения прогнозировать у учащихся как в урочной так и во внеурочной деятельности происходит на основе умения сравнивать . С этой целью я составила программу педагогического поиска « Формирование метапредметных умений у учащихся: сравнение ». Данный прием направлен на изучение существенных признаков, но посредством сопоставления объектов друг с другом. Он помогает углублять и уточнять изучаемый материал. Т.о., изучаемые объекты познаются гораздо более полно. Данный прием обеспечивает оптимальный результат в формировании мышления школьников, в том числе при прогнозировании. Я использую различные виды заданий на сравнение :
а) – самостоятельные работы после прохождения тем; 7 класс – сравнение ПЗ по 40 ° параллели в Евразии и Северной Америке
б) –
познавательные работы на сравнение: 6 класс – «По физической карте мира определите, площадь какого материка или материков изменилась бы меньше всего, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 метров. Приведите аргументы.»
8 класс: - Как изменится численность населения РФ в 2020 году по сравнению с настоящим временем?
- Предположите, будет ли меняться состав трудовых ресурсов в нашем округе?
в) –
упражнения на сравнение по образцу (алгоритму): 6 класс – Объясните, чем различаются магматические и осадочные горные породы. Пользуясь необходимыми картами, определите черты сходства и различия в местоположении Миссисипской низменности и Западно – Сибирской равнины. Предложите, изменится ли их местоположение через 250 млн. лет. Аргументируйте свой ответ.
г) –
несложные исследовательские работы ; например, по теме «Климат своей местности» (сравнение по месяцам: сентябрь и февраль).

Ежегодно учащиеся НОУ принимают участие в конференции « Шаг в будущее », имеют дипломы и грамоты.