Что такое мониторинг окружающей среды? Функции мониторинга окружающей среды. Для российских школьников будет создан единый речевой режим Тетради учащихся для письменных работ

Секретарь Генсовета "Единой России" Сергей Неверов на пресс-конференции в ТАСС.

«Единая Россия» создаст четыре группы для мониторинга исполнения резонансных законов. Результаты этой работы будут представлены в виде доклада президенту России Владимиру Путину, заявил на пресс-конференции в ТАСС секретарь Генсовета ЕР Сергей Неверов.

Речь идет о блоке поправок в закон о торговле, направленных на поддержку отечественного производителя, о поправках в законы в сфере экологии в части создания лесопарковых зеленых поясов вокруг крупных городов и мегаполисов, а также в закон о вовлечении в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения.

Часть законов, о которых идет речь, носит рамочный характер, в том числе и на региональном уровне. Это важные, резонансные законы, прохождение которых в парламенте вызывало сопротивление со стороны различных групп. Мы создали четыре мониторинговые рабочие группы, мы приглашаем экспертов и активистов принять участие в этой работе. Результатом станут совместные доклады, которые мы представим нашему президенту, сказал Неверов.

Сохранение лесного фонда России

Сергей Неверов, говоря о поправках в Лесной кодекс страны, заметил, что они принимались со скрипом. По его словам, наблюдалось некое неприятие со стороны лесопромышленников.

Они выступили против создания реестра недобросовестных арендаторов леса - тех, кто, вопреки обязательствам, не занимается лесовосстановлением, не принимает должных мер защиты от природных пожаров, не восстанавливает разрушенные лесовозами поселковые дороги. Но при этом важно, чтобы нормы закона не стали инструментом недобросовестной конкуренции, говорит секретарь Генсовета «Единой России».

«В этом же блоке - вопросы создания лесопарковых зеленых поясов вокруг крупных городов и мегаполисов (так называемый „Зеленый щит“). Те, кто планировал построить на лакомых кусочках земли коттеджные поселки, те, кто на городские парки смотрит исключительно с точки зрения возможности точечной застройки, тоже не в восторге были от принятия этих поправок», - добавил Неверов.

Мониторингом исполнения закона о сохранении лесного фонда займется руководитель Центра мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев. А за контроль исполнения закона о «зеленом щите» будет отвечать первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев.

Каждый клочок земли - в дело

Для вовлечения в оборот неиспользуемых земель необходимо в первую очередь выяснить «готовность каждого региона вести объективный, понятный мониторинг того, как обрабатываются земли и обрабатываются ли они вообще», считает Сергей Неверов.

При этом, как проинформировал ответственный за реализацию соответствующего закона председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков, «на сегодня 28 миллионов гектаров земли в России находится в частной собственности. Однако на протяжении 5−8 лет на ней ничего не производится».

Согласно нормам принятого закона, появится возможность перекупать у нерадивых собственников землю для дальнейшего ее использования в производстве продукции. Закон уже дает результат. На встречах с аграриями сельхозтоваропроизводители подтверждают, что у них есть заинтересованность в том, чтобы расширять производство. Наша главная цель - убедить собственника земли производить продукцию, а если этого не происходит - то передать землю тем, кто сможет на ней работать. Прибавка земли в 28 миллионов гектаров даст нам больше возможностей для производства продукции. Также мы ждем, что новый закон позволит создать новые рабочие места, приведет к росту заработной платы у сельхозтоваропроизводителей, утверждает Панков.

Поддержка отечественного производителя

«Единая Россия» уже несколько лет стремится к тому, чтобы поддержать местных производителей продукции - обеспечить им доступ к широкому рынку сбыта, констатировал Неверов.

Поэтому на постоянном контроле - закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (закон «О торговле»). В эту весеннюю сессию мы внесли в него поправки, принятие которых шло тоже достаточно тяжело, с большим противодействием, - произнес секретарь Генсовета ЕР. - Они были приняты. Например, ограничен размер вознаграждения сетей пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров (было 10%). Однако на встречах в регионах говорят о том, что сети пытаются обойти эти ограничения, по сути, оставив все на своих местах.

За мониторинг исполнения закона о торговле будет отвечать председатель комитета Госдумы по безопасности и коррупции Ирина Яровая. По ее словам, нужно проследить за заключением контрактов на поставки и других соглашений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров. Яровая пообещала уделить особое внимание социально значимым товарам, а также соблюдению торговыми сетями и поставщиками продовольствия антимонопольных правил.

Мы находимся в постоянном взаимодействии с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Мы намерены в рамках нашего мониторинга такое взаимодействие обеспечить, а самое главное - наши союзники в этом мониторинге - это производители, которым очень сложно находить публичную плоскость и заявлять о том, что их понуждают обманывать, сказала Яровая.

Ранее на встрече Владимира Путина с представителями руководства парламентских партий глава фракции «Единой России» , но уже с участием экспертов, активистов и представителей общественных организаций, которые мониторят наиболее значимые законы.

Прошедшее мероприятие с участием Владимира Путина и руководителей парламентских фракций - это некая профилактическая мера перед думскими выборами, высказал мнение член Общественной палаты РФ Георгий Федоров. Президент, полагает эксперт, захотел еще раз напрямую услышать от руководителей фракций их видение результата работы своей парламентской деятельности и поговорить о том, как они дальше видят свою работу и как проводят анализ политической системы страны.

«Главное, чтобы партии не использовали выборы в деструктивных целях. То есть, Путин хочет собрать всех и договориться о приемлемых правилах игры. Этот шаг, в частности, - очередной сигнал обществу, что диалог есть и в будущем он продолжится», - сообщил Федоров.

"Единая Россия" создала четыре группы для мониторинга исполнения резонансных законов. Результаты этой работы будут представлены в виде доклада президенту Владимиру Путину.

Сегодня на пресс-конференции партии секретарь Генсовета "единороссов", вице-спикер Государственной Думы Сергей Неверов пояснил, что часть законов, о которых идет речь, носит рамочный характер, в том числе - на региональном уровне. "Это важные, резонансные документы, прохождение которых в парламенте вызывало сопротивление со стороны различных групп", - пояснил парламентарий.

Для более тщательного отслеживания реализации законов партия власти создала четыре мониторинговые рабочие группы и пригласила экспертов и активистов принять участие в этой работе.

"Результатом станут совместные доклады, которые мы представим нашему президенту", - сообщил Неверов. При этом группы будут работать как на федеральном, так и на региональном уровне.

Секретарь Генсовета также призвал кандидатов от "Единой России" принимать участие в этом мониторинге. По его словам, для партии власти важно донести до главы государства, какие поручения следует дать правительству и региональным властям, чтобы все необходимые механизмы заработали.

В сферу интересов рабочих групп войдут поправки в закон о торговле, направленные на поддержку отечественного производителя, законы в сфере экологии, касающиеся создания лесопарковых зеленых поясов вокруг крупных городов и мегаполисов, а также вопросы лесовосстановления. Кроме того, "единороссы" намерены проследить за исполнением закона о вовлечении в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения. " Если будут необходимы какие-то корректировки, то они будут проведены", - пообещал Неверов.

Что касается закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, то его принятие далось парламенту нелегко, поскольку пришлось преодолевать значительное противодействие.

Для отслеживания реализации законов партия создала четыре мониторинговые рабочие группы

"Поправки ограничивают рост вознаграждения торговой сети пятью процентами от цены продовольственных товаров, тогда как раньше было 10. На встречах, которые проходят в регионах, нам говорят о том, что местные производители сталкиваются с тем, что сети пытаются обойти эти ограничения и, по сути, оставить все на своих местах", - пояснил Неверов.

По словам главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, "Единая Россия" будет вести мониторинг совместно с Федеральной антимонопольной службой.

"Наши союзники в этом процессе - производители, которым очень сложно находить публичную плоскость и заявлять о том, что их понуждают обманывать", - сказала парламентарий. При этом о лишении лицензии торговых сетей речи пока не идет, но если будут "злостные нарушения", то партия власти вернется к этому вопросу.

Второй блок законов касается экологии и сохранения лесного фонда. "Поправки в Лесной кодекс тоже натолкнулись на неприятие со стороны ряда лесопромышленников. Они выступали прежде всего против создания реестра недобросовестных арендаторов леса, тех, кто вопреки обязательствам не занимается лесовосстановлением", - отметил Неверов. В то же время он подчеркнул, что нормы закона не должны стать инструментом недобросовестной конкуренции. "В этом же блоке вопросы о создании лесопарковых зон вокруг наших городов, так называемых "зеленых щитов", - добавил парламентарий.

Наконец, еще один важный документ для многих регионов - это закон о включении в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения. "Важно не допустить злоупотреблений, понять готовность каждого региона вести объективный понятный мониторинг того, как обрабатываются или не обрабатываются такие земли, сколько в регионе таких земель", - резюмировал Неверов.

Эта масштабная задача будет реализована в рамках нового проекта Министерства образования и науки РФ, который так и называется: «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по актуализации внедрения программно-методического и дидактического обеспечения по единому речевому режиму в образовательных организациях с русским как неродным языком обучения».

Грант входит в федеральную целевую программу «Русский язык» на 2011-2015 годы. Его реализацией занимается межвузовская группа преподавателей во главе с преподавателями Российского нового университета.

Одна из главных целей проекта – повысить уровень владения русским языком школьников, который напрямую зависит от квалификации преподавательских кадров и в первую очередь учителей русского языка. А то, что проблема действительно есть, подтвердила недавно на заседании совета по русскому языку при правительстве РФ во Владивостоке вице-премьер Ольга Голодец. Она отметила: «У нас просто неквалифицированно составлена программа образования по русскому языку для наших школ. Мы должны эту программу сделать эффективной и качественной» .

Нормативный документ о создании единого речевого режима в школах потерял силу в 1987 году. И с тех пор централизованного нормативного документа, который определял бы порядок установления, поддержания, реализации единого речевого режима и оценку достижений учащихся в этом направлении, нет.

Единый речевой режим – это не значит, что в российских школах все обязательно должны говорить одинаково. Речь идёт о единых нормах создания текстов на русском языке, как письменных, так и устных, соответствующих современным нормам русского литературного языка. И эти нормы должны касаться как занятий по русскому языку, так и уроков по другим дисциплинам, где русский язык является средством реализации предметного содержания. И, конечно, внеклассная работа, которая тоже может проводиться на базе русского языка.

Руководитель проекта, декан факультета гуманитарных технологий, кандидат культурологии Ольга Юрьевна Иванова на интернет-брифинге для коллег из регионов подчеркнула: «Все мы как граждане России должны владеть государственным языком, которым является русский. Он лежит в основе нашего взаимопонимания. Но сегодня моноэтнического состава в наших школах нет, границы русской, поликультурной и национальной школы размыты. Поэтому грант является всероссийским и направлен на формирование условий по созданию единого речевого режима во всех без исключения школах России» .

В творческий коллектив вошли специалисты, которые занимались разработкой материалов к Единому государственному экзамену в Российской академии образования, а также педагоги, специализирующиеся на проблемах национальной школы и метапредметных связей, проблеме русского языка как средства формирования когнитивных умений в рамках других предметов школьного цикла. Научный руководитель проекта – ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования И. П. Цыбулько.

В ходе реализации гранта с помощью дистанционного обучения будет подготовлено 200 школьных учителей и сотрудников региональных институтов повышения квалификации, которые станут тьюторами и будут распространять полученную информацию дальше. Программа повышения квалификации будет вариативной и войдёт как самостоятельный модуль в программы профессиональной переподготовки.

В планах организаторов – проведение двух интернет-совещаний (семинаров). Первое совещание – для учителей северо-западных, юго-западных и центральных регионов, второе будет адресовано тем, кто находится на Урале и за Уралом. Помимо этого, в конце сентября пройдёт очный семинар в Подмосковье.

По итогам проекта будет издан сборник методических материалов по всем школьным ступеням и классам, содержащий рекомендации по созданию единого речевого режима.

Единый речевой режим

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование речевых навыков учащихся. Развитие их мышления. Познавательных способностей.

Основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и чтения. Однако, чтобы сохранить уровень речевой культуры, а тем более поднять этот уровень. Нужен общий фронт борьбы за грамотность и культуру речи на уроках по всем учебным дисциплинам и во внеурочной работе – единый речевой режим.

Культура речи есть неотъемлемая часть общей культуры. Высокая грамотность и культура речи – это культура мышления, культура умственного труда. Добиться высокой грамотности и культуры речи учащихся можно только при условии упорной и систематической работы над речью учащихся всего педагогического коллектива. В связи с этим каждый учитель обязан: 1) следить за своей речью: речь учителя – образец для учащихся; 2) внимательно следить за речью учащихся, добиваясь ее логичности, связности, литературной правильности; 3) требовать от учащихся ясных, при необходимости развернутых, ответов с доказательствами; 4) новые слова, встречающиеся при объяснении учебного материала, писать на доске, объяснять их значение, произношение и правописание; 5) рекомендовать учащимся вести словарики с новыми словами, объясненными на уроке.

Вполне понятно, что ведение правил режима – это еще не решение проблемы. Нужно в частности, составить списки слов – терминов по всем дисциплинам. Применительно к начальным классам сюда могут войти такие, например, слова:

Русский язык и чтение

Абзац, адрес, алфавит, басня, безударный (звук, слог), библиотека, газета, гласный (звук), местоимение, непроизносимый (согласный), окончание, падеж, поговорка, подлежащее, пословица, предмет, предлог, предложение, прилагательное, приставка, рассказ, разделительный (знак), русский, сказка, сказуемое, словарь, согласный (звук), склонение, стихотворение, существительное, суффикс, ударение.

Математика

Арифметика, выражение, вычисление, вычитание, деление, квадрат, класс, математика, масса, минута, множитель, неизвестное, нумерация, прибавление, произведение, прямоугольник, разность, расстояние, секунда, слагаемое, сложение, сумма, таблица, треугольник, умножение, частное, числитель.

Окружающий мир

Гербарий, гигиена, глобус, горизонт, календарь, карта, компас, космос, масштаб, материк, микроскоп, окрестность, орган, организм, ориентир, осанка, пищеварение, почва, природа, пространство, пустыня, равнина, расстояние, стебель, температура, термометр, тундра, экскурсия.

Большую роль в деле разъяснения единого режима грамотного письма и культуры речи играет, так называемый «Уголок русского языка». В нем дается справочный материал. Он включает в себя: 1) правила единого речевого режима (вариант для учащихся); 2) требования к устной речи

(«Говори правильно»); 3) требования к изложению и сочинению; 4) списки слов, в которых допускаются ошибки на ударение («Соблюдай ударение»); 5) списки слов с трудными орфограммами («Пиши грамотно»); 6) образцы деловых бумаг.

Требования к устной речи излагаются следующим образом. Речь культурного человека должна быть правильной, точной, ясной и чистой.

1. В понятие правильной речи входит литературное произношение, правильное ударение, соблюдение порядка слов. Правильная речь – это речь, построенная по правилам произношения и грамматики.

2. Точность речи – это прежде всего соответствие слов, употребляемых в речи, её содержанию. Точная речь – это речь, которая наиболее верно выражает мысль, характеризует предмет и т.д. Например, для характеристики разрушающейся от старости лачужки из ряда близких по значению слов (древняя, ветхая, старая и др.) А. Пушкин выбирает прилагательное ветхая6

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Употребив другое определение, например древняя, мы выразим мысль неточно, так как слово древняя определяет не то, что разрушается, приходит в негодность, а то, что относится к отдаленному прошлому.

3. Речь может быть ясной, если мы знаем то, о чем будем говорить, и язык, т.е. владеем достаточным запасом слов и знаем грамматику. Ясность речи нарушается неправильным употреблением слов, например предлогов (со школы), их пропуском, употреблением предложений, которые могут быть поняты двояко, и т.д.

4. Чистая речь – это речь, свободная от лишних слов: так сказать, ну, что ли, знаете ли, вот, вообще, собственно говоря и др.

Единству требований должно отвечать любое выступление учащегося на уроке, на собрании, вне школы. Нужно помнить, что устное выступление – это небольшое сочинение. В нем должно быть краткое вступление, убедительная основная часть и вывод.

Главное в устной речи, как и в письменной, - ясность мысли и грамотность.

Запомни!

Беспокоиться о ком - нибудь, упрекать в чем – нибудь, удивляюсь чему – нибудь, уверенность в чем, тревожиться за кого – нибудь, порицать за что – нибудь, удивлен чем – нибудь, вера во что. Пара ботинок, сапог, чулок; много яблок, блюдец, полотенец; но, пара носков, помидоров, томатов, килограммов, детских яслей; шофёры, бухгалтеры, выборы, договоры; но, директора, инспектора, доктора; надеть (что?) пальто – одеть (кого?) ребенка, играть роль – иметь значение.

Правильно

Снова идет дождь. Ему повезло. Приготовь постель. Вы, выходите? (Из автобуса, вагона). Лучший, худший. Езжу, поезжай.

Неправильно

Обратно идет дождь. Ему подвезло. Разбери кровать. Вы, вылезаете? (Вылазите?). Более лучший, более худший. Ездию, ехай.

Когда эти выражения будут усвоены, рубрику можно обновить. Слова из этой рубрики включаются в конкурсные диктанты и орфографические олимпиады, знание специальных терминов проверяется на уроках.

Алфави́т, балова́ться, была́, бы́ло, воро́та, депо́ (нескл.), добы́ча, кварта́л, киломе́тр, паде́ж (при склонении), падёж (скота), пальто́, повтори́м, положи́ть, портфе́ль, предме́т, цепо́чка, чёрточка, шофёр, шофёры, шофёров, швея́, щаве́ль и др.

Дополнительный материал для «Уголка русского языка». Предлагаемые ниже списки делятся на две группы слов. К первой группе относятся слова, вызывающие у учащихся затруднения со стороны ударения и произношения, ко второй группе относятся слова с трудными орфограммами. Кроме того, внутри второй группы следует различать слова, предусмотренные программой (они обязательны для усвоения. Отрабатываются в связи с изучением и повторением материала на уроках, и слова, которые в программу не внесены. Но часто встречаются в учебниках (с ними дети знакомятся во внеурочное время).

Списки слов оформляются в школе (в классах) в виде настенных таблиц – плакатов. Такая подача слов рассчитана на их зрительное восприятие. Однако это не значит, что предлагаемые списки в классе только «присутствуют». Над данными словами необходима повседневная работа.

Слова с трудными орфограммами включаются в словарные диктанты. Когда накопится несколько слов, которые можно объединить в тематические группы, с такими словами составляются связные тексты (сочинения по опорным словам). Например со словами вокзал. Вагон, дежурный и др. учащиеся могут составить рассказ на тему « На вокзале».

В III IV классах можно предлагать упражнения в подборе родственных слов, синонимов и антонимов к данным словам, в образовании от предложенных слов других частей речи.

Основное назначение предлагаемых списков – дать материал для работы над произношением и правописанием трудных слов.

I класс

2 – ое полугодие

Говори правильно: алфави́т, арбу́з, балова́ться, бегу́т, бежи́шь, воро́та, добы́ча, звони́шь, и́скра, киломе́тр, кле́ить, коклю́ш, конура́, ла́зить, магази́н,на́зло́, повтори́м, портфе́ль, реме́нь, хозя́ева, цыга́н, швея́, шофёр, щаве́ль, щёлочка, щепо́тка, этаже́рка, я́блоко, я́слей.

Пиши грамотно: в о р о бей, г а зета, д е журный, за я ц, здра в ствуйте, к а р а ндаш, кла сс , к о лхоз, к о р и дор, к о рова, л о пата, м а ш и на, минута, м о л о ко, М о сква, о дежда, п а льто, п е нал, п о суда, р а бота, русский, с а пог, с о бака, с о рока, т е традь, тра м вай, х о р о шо, э таж.

II класс

1 – ое полугодие

Говори правильно: арбу́з, воро́та, вью́га, дел (много дел), до́сы́та, жа́воронок, за́суха, кака́о (не изменяется), киломе́тр, кле́ить, конура́, ляг, ля́гте, о́кон (6 окон), повто́рим, положи́ть, портфе́ль, по́черк, простыня́, раку́шка, реме́нь, ремо́нт, сза́ди, скорлу́па, сла́ще, слу́чай, ско́льзко, сожжёшь, стака́нов (5 стаканов), табере́тка, ту́фля.

2 – ое полугодие

Говори правильно: айва́, арбу́з, балова́ться, воро́та, впереди́, да́ришь, до́сы́та, зави́дно, кладова́я, кле́ить, лоску́т, музе́й, на́зло́, о́кон (6 окон), парча́, пе́тля, пиджа́к, планёр, повтори́шь, портфе́ль, простыня́, ремо́нт, сза́ди, си́лос, столя́р, тра́кторы, ту́фля, цеме́нт, шине́ль, щаве́ль.

1 – ая четверть

Пиши грамотно: в друг, в место, вокруг, г е рой, завтр а к, к а пуста, к а ртина, к а ртофель, квартира, комн а та, к о томка, к о стюм, кр а пива, кр о вать, кр о к о дил, К расная площадь, лес т н и ца, м а г а зин, м а лина, мес я ц, м о л о ток, М о сковский Кремль, народ, о г о род, п о н е дельник, п о полам, посл е завтр а , р а бочий, р а стение, ру сс кий.

2 – я четверть

Пиши грамотно: а б а жур, а квар и ум, алл ея, апп етит, б а лкон, б асс ейн, б о кал, в а гон, в е т е ран, в е рстак, вл ево, вос е мь, вос е мна дц ать, вп раво, вт роем, г а зета, гр а фин, д и ктант, жёлтый, за я ц, здра в ствуйте, к а б и нет, к а стрюля, к олл екция, м е лодия, м е та лл , м и зин е ц, м илл ион, м и шура, м о т о ц и кл.

3 – я четверть

Пиши грамотно: м а рг а рин, м а т е р и ал, м е даль, м и зине ц , м илл ион, обл а ко, обл а сть, п а рт и зан, п асс ажир, п а тр и от, п а утина, п е нс ио нер, п е рв о кла сс ник, п е р ес каз, п о жалуйста, пш е ница, р а кета, р а стение, Р од и на, с ол дат, су бб ота, т о варищ, ур о жай, ч е модан, ч е тверг, ч е тыр е ста, чу в ствовать, ш а лаш, ш ё потом, шо сс е.

4 – я четверть

Пиши грамотно: к а б и нет, к олл ектив, к о р и дор, о днажды, орд е н, о ф и цер, п ерр он, пл а ст и лин, р асс каз, р асс тояние, р а сч ё ска, р е в о люц и я, р е монт, р е спубл и ка, Росс ия, с а лат, с е кунда, ст а д и он, су бб отн и к, т о пор, тракт о р, тр ам вай, тр олл ейбус, ф о нарь, фу т бол, х окк ей, ц и рк, ч е рёмуха, ш о к о лад, щ ё тка.

III класс

1 – я четверть

Говори правильно: аге́нт, алфави́т, аре́ст, гра́ммов, дециме́тр, догово́р, докуме́нт, добы́ча, досу́г, жасми́н, жжёт, зави́дно, за́говор, заём, за́йма, звони́т, звоня́т, и́волга, и́здали, и́зредка, инжене́ры, кабала́, катало́г, кварта́л, килогра́ммов, киломе́тр, кле́ить, коклю́ш, комба́йнер, краси́вее, кре́пко – на́крепко, ляг, ля́гте.

Пиши грамотно: а б а жур, а гр о ном, а квар и ум, акко рд е он, акк уратный, алл ея, аппе тит, а рт илл ерия, б а ян, б е рёза, в а з е лин, вд вое, в о сток, д е кабрь, к а нава, к а пуста, к а ртоф е ль, к а стрюля, кв а ртира, комн а та, кр о вать, ле ст ница, м а г а зин, м а лина, м е тро, м о л о ток, н а род, о вёс, о г о род.

2 – я четверть

Говори правильно: ма́ло – пома́лу,ме́льком, молодёжь, о́ба – обо́их, обо́им, обо́ими, об обо́их, о́бе – обе́их, обе́им, обе́ими, об обе́их, ольха́, паде́ж (при склонении), падёж (скота), пальто́. (несклон.), парча́, па́хота,пе́рвенство, пе́ред (предлог), перёд (передняя часть чего – нибудь), пе́реда, пе́редом, о пе́реде, пиджа́к, планёр, по́ двое, поздравля́ть, полынья́. по́ровну, портфе́ль, простыня́, протоко́л, проце́нт.

Пиши грамотно: все – таки, возр а ст, г а стр о ном, г о р и зонт, д и сц и плина, до св и дания, до св и данья, дреб е зжать, е д и ница, зн а м е носец, к а в а лер и я, как будто, как – нибудь, к алли графия, к олле ктив, о гурец, о рех, о сина, п е сок, п ио нер, п о года, п о м и дор, п о н е дельник, пш е ница, пятн и ца, р а кета, р а стение, р асс тояние, с е нтябрь, су бб ота.

3 – я четверть

Говори правильно: сле́сари, слу́чай, сожжёшь, ско́льких, сто́льких, стака́нов, столя́р, табуре́тка, тахта́, течёт, то́кари,то́тчас, тра́кторы, ту́фля, фами́лия, хло́пок (растение), хлопо́к (удар), хребе́т, хо́чешь, хоти́м, хотя́т, цеме́нт, це́нтнер, цепо́чка, чёрточка, швея́, шлем, шофёр, щаве́ль, я́слей.

Пиши грамотно: л а донь, л е йт е нант, ма сс а, милиционер, мо жже вельник, н аи зусть, о б ъе д и нение, п а л и садник, п о жалу й ста, по- ру сс ки, п я т и кла сс ник, т о варищ, тр а мвай, тр е ть е классник, ф е враль, х окк ей, ч е м о дан, ч е тверг, чу вс тв о вать, чуть – чуть, шёлк, ш ест надцать, ше фст вовать, школа – инт е рнат, ш о к о лад, экс курсия, э л е ктр о воз, э лектр о станц и я, ю нн ат, но: ю но сть, ю но ша, юный.

4 – я четверть

Говори правильно: аге́нт, а́тлас (собрание географ. карт), атла́с (материал), атле́т (на «атлёт»), во – пе́рвых, вы́боина, гололе́дица, гололёд, диспансе́р, докуме́нт, досу́г, за́говор, зажжёшь, и́волга, и́здали, и́скра, кабала́, камбала́, катало́г, кварта́л, кладова́я, коры́сть, кулина́рия, ме́льком, музе́й, на́бело, не́нависть, неподалёку, пе́тля, планёр, ржа́веть.

Пиши грамотно: а вт о м о биль, б а гаж, б и лет, в а гон, в о кзал, д е журный, д и ректор, к а л е ндарь, к о лхоз, к о м а ндир, к омм унист, к о см о навт, кла сс , меб е ль, м е дведь, м е та лл , о ди ннадц ать, п а льто, п асса жир, п о ртрет, пут е шествие, р е в о люция, Р осс ия, с а лют, сл ев а , сп рав а , т е л е фон, тр олл ейбус, ф а милия, ш ест на дц ать.

IV класс

1 – я четверть

Говори правильно: арбу́з, атле́т (на «атлёт»), гра́ммов, двою́родный, догово́р, докуме́нт, добы́ча, досу́г, жа́воронок, жасми́н, жжёт, зави́дно,заём, за́йма, зажжёшь, звони́т, звоня́т, и́здавна, и́здали, и́зредка, инстуме́нт, и́скра, инжене́ры, катало́г, кварта́л, килогра́ммов, киломе́тр, коклю́ш, комба́йнер, конура́, краси́вее, ляг, ля́гте.

Пиши грамотно: а вт о м о биль, а г и тпункт, а гр о ном, акк уратно, алл ея, акко рд е он, аппе тит, б а гаж, б а к а лея, ба л ( вечер с танцами), ба лл (отметка), б а р а бан, б и бл ио тека, б и лет, бут е рброд, в а гон, в а трушка, в е л и чина, в е л о с и пед, в и трина, во – вторых, в озз вание, в о кзал, в о с е мна дц ать, в о с е м ь д е сят, в о с е м ь сот, вр а тарь, г о р и зонт, гр амм атика, гр а фин.

2 – я четверть

Говори правильно: макулату́ра, маля́р, ме́льком, надо́лго, на́взничь, о́ба – обо́их, обо́им, обо́ими, об обо́их, о́бе – обе́их, обе́им, обе́ими, об обе́их, ольха́, осёдлый, о́тмель, о́трочество, паде́ж (при склонении), падёж (скота), парча́, пе́ред (предлог), перёд (передняя часть чего – нибудь), пе́реда, пе́редом, о пе́реде, пиджа́к, планёр, поздравля́ть, по́ двое, портфе́ль, по́черк, протоко́л, простыня́, проце́нт.

Пиши грамотно: дв е надц а ть, д и ректор, до св и дания, инж е нер, инт е ресный, к а л е ндарь, к и л о гра мм , к о м а ндир, к о мбайн, к о нст и туц и я, к о см о навт, к о стёр, к о тл о ван, кто – нибудь, л е йт е нант, м а вз о лей, медл енн о, м е та лл , м и зин е ц, м и л и ц ио нер, н а зад, н а изусть, н а лево, н а право, н а с е комое, не за что, ни за что, н е медл енн о.

3 – я четверть

Говори правильно: револьве́р, са́женец, си́лос, сожжёшь, ско́льких, слу́чай, сто́льких, стака́ны, столя́р, табуре́тка, тахта́, телеви́зор, течёт, то́кари, то́тчас, тра́кторы, ту́фля, угово́р, фами́лия, фарфо́р, хло́пок (растение), хлопо́к (удар), хребе́т, хо́чешь, хоти́м, хотя́т, цеме́нт, це́нтнер, цепо́чка, чёрточка, швея́, шлем.

Пиши грамотно: о б о рона, о ди нн адцать, о днажды, п асс ажир, п о ртрет, пр а вит е льство, пр е дс е датель, пр е красный, пут е шествие, р е в о люция, Р осс ия, с а лют, с а м о лёт, св о бода, с делать, с е йчас, с е кр е тарь, с е мнадцать, сем ь д е сят, с е м ь сот, с е ржант, с и гнал, снов а , с о р е внование, сп а рт а к и ада, ср а жение, су бб отник, сувор о вец, с чё тчик, с ъ есть.

4 – я четверть

Говори правильно: атмосфе́ра, была́, не была́, бы́ло, не бы́ло, ве́рба, взаперти́, до́ смерти, задо́лго, зло́ба, по зло́бе, краси́вее, мокро́та (слизь), мокрота́ (сырость), не́нависть, неподолёку, оа́зис, обели́ск, облегчи́ть, повторить, приро́ст, раку́шка, резеда́, ре́ять, сирота́, сиро́ты, сто́лько, сто́льких, сто́лькими, о сто́льких, следопы́т, те́терев, улей, ульи, упря́жка, ути́ль, уха́, фами́лия.

Пиши грамотно: с е йчас, с е годня, справ а , ст а дион, ст а нок, т а релка, т е л е визор, т е л е грамма, т е л е фон, те нн ис, т е перь, уд и вляться, упр а жнение, ус а д ь ба, у ст ный, утр енн ик, уча ст вовать, ч ё рный, че ст н о , чу в ствовать, шес т надцать, шест ь д е сят, шест ь сот, ш осс е, щ ё тка, э кзамен, э кскурсия, э кск а ватор (землеройная машина), э ск а латор (движущаяся лестница), ю нн ат, но: ю н ость, ю н оша, ю н ый.

Пиши правильно!

Слитно: вблизи, вдвоем, влево, вместе, вместо, вправо, вообще, вроде, досыта, досуха, засветло, наверх, наверху, навсегда, назад, налево, направо, наизусть, нельзя, полчаса.

Раздельно: без спроса, без устали. Все равно, в тупик, до завтра, до свидания, до свиданья, до сих пор, как будто, на лад, на лету, не за что, не с кем, ни за что, ни с кем, по двое, по два, по отчеству (по имени и отчеству), по очереди.

Через чёрточку: во – вторых, во – первых, в – третьих, всё – таки, давным – давно, из – за, из – под, еле – еле, жар – птица, как – нибудь, какой – то, кое – как, откуда – то, по – нашему, по – новому, по – русски, пол – листа, пол – Москвы.

Правильно употребляй слова!

Неправильно: август месяц, булка хлеба, взойти в комнату, вы сходите? (из автобуса, троллейбуса), дожидать трамвая, завсегда, задаром, зазря, заместо, играться в прятки, ложить камни, насовсем, обратно дождь идет, одеть платье, опоздать через дождь, что вы хотите? чего вы хотите сказать?

Правильно: август, булка, буханка хлеба, войти в комнату, но: взойти на лестницу, вы выходите? ожидать трамвая, дожидаться трамвая, всегда, даром, зря, вместо, играть в прятки, класть камни, совсем, снова (опять) дождь идет, одеть ребенка, но: надеть пальто (шубу, шапку), чувствовать себя хорошо, но: ощущать тепло, снять пальто, опоздать из – за дождя, чего вы хотите? что вы хотите сказать?

Как видно из приведенных материалов, для каждой учебной четверти составлен «свой» список слов. Такое деление, конечно, условно, как условны в определенной мере и сами списки. Учитель может внести в них изменения (исключение составляют слова, предусмотренные программой). В то же время надо помнить: чем больше слов усвоит учащийся, чем богаче станет его речь, тем легче ему будет учиться, тем глубже и прочнее будут его знания и навыки по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.

Подробности Создано 16.04.2018 13:30 Автор: Ковач С.Н Просмотров: 3202

Единый речевой режим - это система требований, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса в целях обеспечения условий для оптимального речевого развития учащихся. Эта система предполагает соблюдение всеми участниками образовательного процесса речевых норм, воспитание речевой культуры и культуры грамотного письма обучающихся на уроках по всем предметам учебного плана и в системе внеурочных занятий.
Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь собеседника, внимательно относиться к высказываниям других, умение ставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т. д.
Успех работы по повышению культуры речи учащихся зависит от слаженной деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как соблюдаются единые требования к устной и письменной речи обучающимися и педагогическими работниками.

1. Нормативные документы

1.1. Положение «О Едином речевом режиме общеобразовательных организаций Вологодской области» разработано в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями) - далее ФГОС СОО;
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с последующими изменениями).

2. Назначение Единого речевого режима

2.1. Основные задачи и цели Единого речевого режима:
- соблюдение всеми педагогическими работниками и обучающимися литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации и каллиграфии;
- освоение межпредметных понятий и способов действий (например, формирование и развитие основ читательской компетенции, видов речевой деятельности на всех учебных предметах, совершенствование в процессе изучения учебных предметов навыков работы с информацией);
- объединение усилий всех педагогических работников образовательных организаций по подготовке обучающихся к устным экзаменам, итоговому сочинению, а также к созданию сочинений и развернутых письменных высказываний в рамках промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- грамотное оформление материалов сайта образовательной организации, документов и наглядных пособий.

3.1. К полномочиям администрация образовательной организации относится:
- координация работы по введению Единого речевого режима;
- включение вопросов о единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля;
-организация обмена опытом учителей-предметников и проведение совместных заседаний методических объединений, посвященных вопросам повышения культуры речи обучающихся;
-разработка требований к ведению тетрадей, проверке работ, видах и количестве контрольных работ, работ по развитию речи, включение вопросов контроля за соблюдением Единого речевого режима в положении о промежуточной аттестации обучающихся.
-осуществление контроля с целью соблюдения Единого речевого режима учащимися и педагогическими работниками (статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
3.2. Объектом контроля могут стать проверяемые виды деятельности и элементы содержания на промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
3.3.Объектом контроля за выполнением Единого речевого режима педагогами образовательных организаций могут стать результаты государственной итоговой аттестации обучающихся, профессиональных конкурсов, аттестации педагогических работников.
3.4. Методическое объединение учителей русского языка и литературы возглавляет и координирует работу по осуществлению Единого речевого режима в общеобразовательной организации.
3.5. Педагогические работники обязаны:
- вести любую документацию в соответствии с требованиями Единого речевого режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка;
- обеспечить соответствие всех материалов (объявления, стенды, газеты, записи на классной доске, материалы презентаций и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.
3.6. Педагогические работники должны особое внимание уделять лексической работе с обучающимися, прививать навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари. В учебной деятельности необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной программы, стенды «Пиши правильно», «Люби и знай русский язык», «Правильно ли мы говорим?».

4. Требования к устной и письменной речи

4.1. Требования к обучающимся:
4.1.1. Любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
4.1.2. Обучающиеся должны уметь:
. говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
. отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
. излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно- следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
. правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
. строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, на экскурсии, в походе и т. д.);
. отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
. оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
4.1.3. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
. правила произношения и ударений;
. правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
. правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
. правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.
4.2. Требования к педагогическим работникам.
4.2.1. Педагогические работники в течение образовательного процесса должны:
- показывать на уроках образцы правильной, выразительной, ясной, точной, чистой речи;
- систематически планировать деятельность обучающихся, направленную на формирование умений, необходимых для работы с текстом (таблица1); навыков устной и письменной речи (таблица 2); умений и навыков, связанных с поиском информации и библиографических данных (таблица 3);
- грамотно и аккуратно, разборчивым почерком выполнять все записи: на доске, в журнале, дневниках и тетрадях обучающихся;
- пропагандировать среди школьников и их родителей знания о культуре речи, речевом этикете.