Элемент франций назван в честь. Какие химические элементы названы в честь учёных и стран и почему? В ожидании открытий

История становления православия на Руси неразрывно связана с рядом личностей, которые посвятили свою жизнь истинному почитанию Бога с исполнением всех божественных законов. Строго следуя предписаниям вероисповедания, эти люди заслужили Божественную Благодать и звание православных святых за свое беззаветное служение Всевышнему и ходатайство за весь род людской перед ним.

Список богоугодных личностей, прославившихся праведными делами либо пострадавших за веру Христову, поистине неиссякаем. В наши дни он также пополняется новыми именами благочестивых христиан, канонизированных церковью. Обретение святости подвижниками духовного совершенствования можно назвать великим трудом, сопряженным с тяжестью преодоления низменных чувств и порочных желаний. Создание божественного образа в себе требует огромных усилий и кропотливого труда, а подвиг православных святых пробуждает восхищение в душах истинно верующих.

На иконах, изображающих праведников, их голову венчает нимб. Он символизирует Благодать Божию, просветившую лик ставшего святым человека. Это божий дар, согревающий душу теплом духовности, радующий сердце божественным сиянием.

Молитвами в храмах и молебельными песнопениями священнослужители вместе с верующими прославляют образ земного жития праведников согласно их сану либо званию. С учетом свершенных подвигов при жизни или причины ухода в мир иной, на страницах Православного календаря, составленного Русской Православной церковью, представлены списки благочестивых персон по рангам.

  • Пророки. Так именуют Ветхозаветных святых, наделенных даром предвидеть события будущего. Пророков избрал Всевышний, они призваны были подготовить народ к принятию христианства.
  • Апостолами называют лучших последователей Господа. Из них 12 святых именуют приближенными, ряды воспитанников Царя Небесного насчитывают 70 праведников.
  • К Праотцам относят благочестивых мужей, упоминаемых в Ветхом Завете, которые состояли в дальнем родстве со Спасителем нашим.
  • Праведников мужской либо женской стати, принявших монашеский сан (иночество), называют преподобными.
  • Статусом великомучеников либо мучеников наделены богоугодники, ушедшие из жизни мученической смертью за веру Христову. Служителей церкви относят к рангу священномучеников, страдальцев в монашестве – преподобномучеников.
  • К числу Блаженных причисляют благочестивых, ставших безумными Христа ради, а также путников без постоянного жилища. За покорность такие люди одаривались Божьей милостью.
  • Просветителями (равноапостольными) называют праведников, деяния которых способствовали обращению народов к христианской вере.
  • Страстотерпцами либо исповедниками именуют благочестивых верующих, подвергшихся гонениям и заточениям за свою приверженность Спасителю. В миру такие христиане приняли смерть в тяжких муках.

Молитвы святым угодникам связаны не только с почитанием сподвижников Божьих, но с обращением к ним за их собственной помощью. Оказывать божеские почести и поклоняться кому-либо, кроме Бога истинного и единого, запрещено по Священному Писанию.

Список наиболее почитаемых святых Православной церкви по годам их жизни

  • Апостол Первозванный принадлежит к числу 12 учеников Христовых, избранных им для проповедования Евангелия. Статус Первозванного ученик Иоанна Крестителя получил за то, что первым откликнулся на призыв Иисуса, а также назвал Христа Спасителем. Согласно преданию был распят приблизительно в 67 году на кресте особой формы, названном впоследствии Андреевским. 13 декабря – день почитания православной церковью.
  • Святитель Спиридон Тримифунтский (207-348 г) прославился как чудотворец. Житие Спиридона, избранного епископом города Тримифунт (Кипр), прошло в смирении и призывах к покаянию. Святитель прославился множеством чудес, среди которых оживление умерших. Приверженец точного соблюдения слов Евангелия ушел из жизни во время чтения молитвы. Икону чудотворца верующие хранят дома для обретения благодати Божьей, а 25 декабря чтят его память.
  • Из женских образов наиболее почитаемой в России считается Блаженная Матрона (1881-1952 г). Православная святая была избрана Всевышним на благие дела еще до своего рождения. Тяжелое житие праведницы было пронизано терпением и смирением, чудесами исцеления, задокументированными письменно. Верующие прикладываются к мощам страстотерпицы, сохраненным в стенах Покровского храма, за исцелением и спасением. День почитания церковью – 8 марта.
  • Наиболее известный из праведников Угодник (270-345 г) в списке великих святителей значится как Николай Мирликийский. Будучи епископом, уроженец Ликии (римская провинция), всю жизнь посвятил христианству, умиротворял враждующих, защищал невинно осужденных, творил чудеса спасения. Верующие обращаются к иконе Николая Угодника за исцелением душевным и телесным, покровительством для путешественников. Церковь почитает память чудотворца молитвами в день 19 декабря по новому (григорианскому) стилю.

Молитва Николаю Угоднику о помощи:

После того, как желаемое реализуется, важно вознести святому благодарственную молитву:

Прикосновение к мироточащим мощам Чудотворца, хранящимся в католическом монастыре города Бари (Италия), благословляет верующих исцелением. Обращаться с молитвой к Николаю Угоднику можно в любом месте.

Акцент православного учения опирается на духовный принцип целеустремленного движения к обретению святости на протяжении безгрешной жизни. Важное преимущество святости по Православному учению в постоянном общении с Богом апостолов, пребывающих в Царствии Небесном.

Список святых Русского Православия, канонизированных в XIX веке

Именование святого (мирское имя) Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Саровский (Прохор Мошнин) Преподобный Великий подвижник и чудотворец предсказал, что смерть его «откроется пожаром» 2 января 1754-1833
Петербургская (Ксения Петрова) Блаженная праведница Странствующая монахиня дворянского рода, ставшая юродивой Христа ради 6 февраля 1730-1806 (дата приблизи-тельная)
Амвросий Оптинский ( Гренков) Преподобный Великие деяния оптинского старца связаны с благословлением паствы на богоугодные дела, попечительством женской обители 23 октября 1812-1891
Филарет ( Дроздов) Святитель Благодаря митрополиту Московскому и Коломенскому, христиане России внемлют Священному Писанию на русском языке 19 ноября 1783-1867
Феофан Вышенский ( Говоров) Святитель Богослов отличился на ниве проповедничества, добровольно выбрал затворничество для перевода аскетических книг 18 января 1815-1894
Дивеевская (Пелагея Серебренникова) Блаженная Монахиня стала Христа ради юродивой по завещанию Серафима Саровского. За подвиг юродства подвергалась гонениям, биению, была прикована цепью 12 февраля 1809-1884

Акт канонизации праведных христиан может быть как общецерковным, так и местным. Основание – святость при жизни, свершение чудес (прижизненных либо посмертных), нетленные мощи. Итог церковного признания святого выражается призывом к пастве почитать праведника молитвами во время общественных богослужений, а не поминанием. Древнехристианская церковь процедуру канонизации не проводила.

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

Имя великого христианина Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Кронштадтский (Иоанн Сергиев) Праведник Кроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем 20 декабря 1829-1909
Николай (Иоанн Касаткин) Равноапостольный Епископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных 3 февраля 1836-1912
( Богоявленский) Священномученик Деятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь 25 января 1848-1918
Царственные особы Страстотерпцы Члены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота 4 июля Канонизация была подтверждена Россией в 2000 году
(Василий Белавин) Святитель Жизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь 25 марта 1865-1925
Силуан (Симеон Антонов) Преподобный Сойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах 11 сентября 1866-1938

В православной литературе существует особый жанр, описывающий жизнь и подвиги, проживших в святости людей. Житие святых – это не светские хроники, а жизненные истории, написанные в соответствие с церковными канонами и правилами. Первые записи событий жизни святых подвижников велись на заре христианства, затем их сформировали в календарные сборники, списки дней почитания светлой памяти угодников.

Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.

За высокую нравственность и святость, на протяжении истории Православной Руси, Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой. Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима. Поэтому, даже при самой безысходной ситуации, сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Кто такие святые? Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые были такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас, а льстивые соблазны, словно сладкозвучные сирены, манили каждого из них своей пленительной, гипнотической силой. Что же подвигло их к тому удивительному, что исполняет душу неизреченным светом, и что мы называем святостью?

В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его родители были бедные, однако искренно верили в Бога. А Ефрем страдал раздражительностью, мог из-за пустяков вступать в ссоры, предавался худым замыслам, и главное, сомневался в том, что о людях заботится Бог. Однажды Ефрем запаздывал домой и остался ночевать возле стада овец с пастухом. Ночью волки напали на стадо. А утром Ефрема обвинили, что он подвел к стаду воров. Его посадили в темницу, куда заключили еще двоих: одного обвиняли в прелюбодеянии, а другого – в убийстве, причем также безвинно. Ефрем много размышлял над этим. На восьмой день он услышал во сне голос: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл Божий. Перебери в мыслях, о чем ты думал, и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо». Ефрем вспомнил, как некогда со злым умыслом он выгнал из загона чужую корову, и она погибла. Заключенные с ним поделились, что один участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог. В душе Ефрема наступило прозрение: оказывается, в нашей жизни ничто не совершается просто так, за каждый поступок человек несет ответственность перед Богом, – и с этой поры Ефрем решил изменить свою жизнь. Все трое вскоре были отпущены на свободу. А Ефрем во сне вновь услышал голос: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее». Отныне Ефрем был крайне внимателен к собственной жизни, он много молился Богу и достиг святости (в нашем календаре упоминается как преподобный Ефрем Сирин, память – 28 января по юлианскому календарю).

Итак, святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога (не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым). А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя. Если Петр I, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

Святых мы называем подвижниками, потому что святость есть путь непрестанного духовного восхождения, а это сопряжено с тяжелым внутренним подвигом, с преодолением в себе всего порочного и низменного. Есть древнее сказание о том, как однажды философ Сократ, идя с учениками по улицам Афин, встретил гетеру, которая надменно сказала: «Сократ, ты слывешь мудрецом и пользуешься у учеников уважением, а хочешь, я скажу одно слово, и все они тут же побегут за мною?» Сократ ответил: «В этом нет ничего удивительного. Ты зовешь их вниз, а для этого не нужно никаких усилий. Я же призываю их к возвышенному, а это требует большого труда». Святость и есть непрестанное восхождение, при котором естественно требуются усилия. Святость – кропотливый труд, созидание в себе образа Божия, подобно тому как ваятель высекает из бездушного камня удивительный шедевр, способный пробуждать души окружающих.

На иконах святых мы видим нимб. Это символическое изображение благодати Божией, просветившей лик святого человека. Благодать есть спасительная сила Божия, которая созидает в людях духовную жизнь, внутренне укрепляет и очищает от всего греховного и скверного. Само слово «благодать» означает «благой, добрый дар», потому что Бог подает только доброе. И если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божия благодать согревает душу человека духовным теплом, поэтому стяжание ее насыщает и радует сердце. Именно стяжание благодати Божией возводит христианина к вечности, благодать приносит с собой искомое сердцем каждого человека счастье и подлинную радость и свет души. Таким неизреченным светом сияло лицо пророка Моисея, когда он спустился с Синайской горы, приняв от Бога Десять заповедей. Так Сам Спаситель, преобразившись на Фаворе перед тремя апостолами, явил Свою Божественную славу: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2). К этому небесному, Божественному свету приобщился и каждый святой, так что общение со святыми доставляло приходившим к ним людям духовное тепло, разрешало их скорби, сомнения и жизненные трудности.

Святые – это те, кто увидели замысел Божий о себе, и воплотили этот замысел в собственной жизни. И можно сказать, что святые – это люди, которые откликнулись любовью на любовь. Они откликнулись на безграничную любовь Божию, обращенную ко всякому человеку, и явили любовь к Нему в своей верности. Они явили верность Богу во всем и, прежде всего, в тайниках собственного сердца. Их души стали близки к Богу, ибо святые искореняли в себе всё греховное даже на уровне мыслей и чувств. Поэтому святость – не награда за хорошие поступки, а приобщение личности к благодати Божией. Чтобы принять от Бога дар благодати, необходимо исполнять Его заповеди, а для этого преодолевать то, что внутри каждого из нас противится Богу, то есть грех.

Преподобный Антоний Великий однажды сказал: «Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, отделяемся от Него по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми, – становимся отверженными от Него». Святые достигли близости к Богу и благодаря этому стали подобны Богу. Так что вопросы жизни, часто приводящие нас в тупик, для святых становятся ясными благодаря благодатному Свету, Которому они приобщились. Именно поэтому у известного писателя Николая Васильевича Гоголя настольной книгой была «Лествица» преподобного Иоанна Синайского – к этой книге Гоголь часто обращался за разъяснением вопросов собственной души. Многие знаменитые лица XIX века, пытаясь найти ответ на духовные вопросы, обращались к преподобным старцам Оптиной пустыни. Образованнейшие люди шли за советом к святителю Игнатию Брянчанинову, святителю Феофану Затворнику и праведному Иоанну Кронштадтскому. А американский психолог Вильям Джемс, прочитав «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина, воскликнул: «Да это же величайший психолог мира». Так представители светской культуры удивлялись глубине рассуждений святых людей. Конечно, среди лиц, не достигших святости, тоже встречаются мудрость и опытность, но все это остается всецело земным умением, тогда как мудрость и опыт святых не только разрешают глубинные проблемы жизни земной, но и открывают нам путь от земного к небесному.

Подобно тому, как орел высоко парит над землей, но при этом видит самые мельчайшие предметы на земле, так и святые, возвысившись над всем земным, достигнув Небесного Царства, видят всё происходящее на земле и слышат молитву искренно молящегося им человека. В истории известно множество случаев, когда святые приходили на помощь еще живущим на земле людям, оказавшимся в беде. Когда наш современник, известный путешественник Федор Конюхов отправлялся в свое первое, тяжелое плавание, то на его проводы пришел владыка Павел, епископ Австралийский и Новозеландский. Епископ завещал, если будет тяжело, просить о помощи Господа Иисуса Христа, святых Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя: «Они тебе помогут». Во время путешествия Федор чувствовал, что ему действительно кто-то помогает. Однажды, – на яхте не было автопилота, – Федор вышел настраивать паруса и обратился к святителю Николаю с такой простой фразой: «Николай, держи яхту». Пока настраивал паруса, яхта пошла на переворот, и Федор закричал: «Николай, держи!», а сам подумал: всё, перевернется. И вдруг яхта стала как нужно, пошла так ровно, как никогда, даже когда сам Федор стоял за штурвалом. Это было возле Антарктиды, где металлический штурвал обычно становился таким холодным, что приходилось надевать перчатки. А в тот момент, после молитвенного обращения к святителю Николаю и неожиданного выравнивания яхты, когда Федор Конюхов подошел к штурвалу, он оказался необыкновенно теплым.

Итак, святость – не декларация своей высокой нравственности, а сияние чистого сердца, стяжавшего Божию благодать. И святые – это люди, приобщившиеся небесной благодати, которая просвещает душу. От Бога они приняли дар помогать еще живущим на земле. А молитва к святым способна помочь даже в самой, по земным меркам, безысходной ситуации.

Как числовую модель и чуть ли не обожествлял цифры. И действительно, они дают представление о многом. Например, формируют план производства продукции по ее спросу. Это называется статистикой и учетом. Многие нарекают на статистические данные, потому что они не отображают частные реалии жизни, однако общую картину они дают достаточно верно. Скажем, если в Беларуси средняя заработная плата, по статистике, составляет 516 долларов, это совершенно не показывает, как живет средний белорус. Но это отлично говорит, что он живет в финансовом плане хуже итальянца, который в среднем получает 2368 долларов, и лучше монгола, который получает 154 доллара.

Да, это на самом деле завораживает. Удивительно, но цифры могут говорить и о духовных вещах. Набираем в интернет-поисковике слово «Пугачева». Послушный «гугл» сразу находит 5150000 ссылок. Потом набираем «Николай Чудотворец». Результат – 1370000 ссылок. Не отображая частностей, эта информация отлично очерчивает вектор интересов российского (или русскоязычного) общества и говорит о многом.

Церковь познается по святым. , образец, который Церковь предлагает своим чадам как идеал. Благодарение Богу, мы имеем множество святых, живших в разное время, в разных условиях, в разных странах. Их жития и поучения для нас словно маяк в бушующем море. Я уже давно задумывался о некоторых закономерностях истории, и захотелось провести некоторые параллели, что возможно, только если оперируешь статистическими данными. Наверное, и вы задумывались над многими вопросами, ответить на которые я попытался недавно. Вот самый простой из них: сколько у нас святых? В текущем месяцеслове Русской Православной Церкви 5008 святых. Из них 2575 – святые Русской Церкви: почти половина. Понятно, что эти цифры не отображают полноты Православной Церкви, во-первых, потому что есть множество местночтимых святых разных Поместных Церквей. Во-вторых, еще большее количество святых на Небесах, имена которых известны лишь Богу. Конечно, мы не знаем, сколько людей спасается, – без сомнения, их в тысячи раз больше, чем канонизированных святых. Поэтому нельзя сказать, что статистика в этой сфере будет точной. Однако когда я стал анализировать цифры, оказалось, что и настоящий месяцеслов таит в себе множество интереснейшего и душеполезного. Честно говоря, сначала я не решался на эту работу, но вот мне попался на глаза стих Псалтири: «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся» (Пс. 138: 17–18). («А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их! Сосчитал бы их я, но нет им числа, как песку» .) Если святой царь Давид ради увеличения славы Божией желал сосчитать святых Божиих, то и нам для этой же цели не грех попытаться это сделать. Словом, возьмем себе в руководство слова пророка Иеремии: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15: 19), – и пойдем вперед вместе.

Итак, я решил сделать выборку по ликам святых и по времени их жизни, чтобы уловить кое-какие исторические тенденции. Конечно, были некоторые сложности, поскольку некоторые святые (их совсем немного) стяжали несколько венцов: например, Киприан Карфагенский – и святитель, и мученик. Но я пошел вслед за церковной мыслью. Помните слова Господа: «В чем застану, в том сужу» ? Очевидно, в основном так мыслит и церковный разум, причисляя Киприана Карфагенского все-таки к священномученикам, а не к святителям – по последнему по времени венцу . Так рассуждал и я.

Результаты исследования превзошли мои ожидания. Сразу оговорюсь, что мой рассказ не затронет все лики святых, поскольку объем статьи не позволяет это сделать.

И перед тем, как начать свой рассказ, я, во-первых, хочу поклониться святым мученикам. Понятно, что они – основа Церкви, на их крови возросли общины и строились храмы. Их подвиг всегда – лучшая миссия. В годы гонений их счет шел на тысячи. И в Церкви их более половины – почти 2/3. Им честь, хвала и первенство в Церкви.

Однако на нас, христиан, живущих в относительно спокойные времена, большее влияние оказывают не мученики, а преподобные отцы. В основном им, да и вышедшим из их среды святителям, принадлежат бесценные советы и поучения, на которые ориентируется в своей духовной жизни абсолютное большинство православных христиан. Своей жизнью, исполненной добровольного злострадания и подвигов, преподобные аскеты явили нам образец отречения от своей воли и самости для служения Богу и ближнему, стяжания молитвы и христианских добродетелей. Именно преподобные отцы являются теми молитвенными столпами, на которых держится мир.

1. Преподобные и богоносные отцы

Удивительные факты открывает нам история преподобнического подвига Церкви Русской.

Наибольшее количество преподобных в русской истории приходится на XIV–XVI века. Это время жизни преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Именно благодаря ему возникло целое направление монашеской традиции, которое несли ученики и ученики учеников преподобного Сергия. Не хотелось бы обременять читателя диаграммами, но, боюсь, без них не обойтись.

В этой диаграмме горизонтальная ось – временна я, где цифры соответствуют векам. Вертикальная ось отображает количество канонизированных Церковью преподобных, живших в соответствующем веке. Для простоты построения я использовал дату преставления , потому что многие жили на стыке веков, что усложняет работу.

Как мы видим на схеме, количество святых сокращается с XV века. Однако минимум преподобных приходится не на XX век (как можно было бы предположить), а на XVIII век! Чтобы понять, где кроется причина этого, откроем русскую историю. В 1689 году к власти приходит Петр I. Не будем здесь говорить о его воспитании, характере и проч. Скажем, что видел он Русскую Церковь более глазами протестанта, чем православного. Петр упраздняет патриаршество на Руси, начинается так называемый Синодальный период в Русской Церкви. Многие историки говорят о пользе Синодального периода, многие о вреде. С одной стороны, было положено начало многим образовательным программам и вроде бы в принципе благим делам. Например, в этот период в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия, а в других городах – множество духовных школ. Развивалось и укреплялось Российское государство, Россия получила выход к морю, был создан флот. С другой стороны, Петр I подорвал самые основы русского Православия. Монашество, которое всегда было солью христианства, расценивалось Петром как скопище тунеядцев и дармоедов.

Вот как описывает это время митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Православие»: «При Петре I было запрещено основание новых монастырей без специальной санкции Синода, небольшие монастыри были объединены с более крупными, а некоторые вообще упразднены; имущество ряда монастырей было конфисковано. Репрессии против монастырей, начатые при Петре, продолжились при Екатерине I и Анне Иоанновне. В 1730 году монастырям было запрещено приобретать земли, а в 1734 году был введен запрет на монашеские постриги кого бы то ни было, за исключением вдовых священнослужителей и отставных солдат. Монастыри подвергались “разборам”, осуществлявшимся Тайной канцелярией: монахов, постриженных в обход закона, лишали монашеского звания, подвергали телесным наказаниям и ссылали. Число монашествующих в период с 1724 по 1738 годы сократилось на 40 процентов… В 1740 году Синод решился доложить императрице, что “монашество на Руси стоит на грани полного уничтожения: в монастырях остались только старики прежнего пострижения, уже не способные ни к каким послушаниям и службам, а некоторые монастыри стоят совсем пустые”. С этого времени, по ходатайству Синода, постриги были возобновлены… В 1764 году вышел указ о секуляризации всех церковных владений, включая имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей. Более половины монастырей было упразднено: в частности, из 881 великорусского монастыря было упразднено 469. Численность монашествующих в великорусских губерниях сократилась вдвое – с 11 тысяч до 5450 человек». Положение монашествующих стало улучшаться только в XIX веке.

Количество преподобных в XVI веке – 100, в XVII-м – 66, а в XVIII-м – только 10 человек! Такого в русской истории не было ни до, ни после.

Собственно, эту информацию я, как и многие читатели, знал давно. Однако только сейчас я получил изображение, наглядно демонстрирующее результаты деятельности Петра Великого. Результаты таковы: количество преподобных в XVI веке – 100, в XVII-м – 66, а в XVIII-м – только 10 человек! Такого в русской истории не было ни до, ни после. В реальности это означает пресечение монашеской традиции, преемственности монашеского делания. Что значит укрепление внешней мощи государства наряду с искоренением делателей молитвы? Что страна уподобляется «повапленному гробу» (Мф. 23: 27), отделанному снаружи и гниющему внутри. Мало спасло положение и увеличение ученого духовенства по причине глубокого пленения западным богословием, от которого русская духовная школа стала освобождаться только в конце XIX века. Итак, «по плодам» (Мф. 7: 16) можно судить о пользе Синодального периода Церкви. Я думаю, можно сказать, что синодальное «пленение» Церкви косвенно стало одной из причин революции 1917 года.

Но наше исследование должно нас не только огорчать. Светлую надежду дает нам вот какой факт: в XI веке, на заре расцвета Русской Церкви, церковный взор зафиксировал 19 преподобных отцов. И в XX веке, точке нового отсчета, Церковь канонизировала в лике преподобных 19 святых отцов. Будем надеяться, что, как с XI века Православие расцвело на Руси, так и с этого момента начнется новое возрождение монашества и России.

2. Благоверные правители

Мы часто ругаем нашу власть, осуждаем ее за ошибки правления. Иногда вспоминаем былых правителей, даже оперируем к благоверным самодержцам. Сколько же их было – правителей малых и великих, которые не пролили свою кровь за веру, но до конца жизни добре и христолюбиво управляли народом? Я насчитал всего 95 человек. За 2000 лет христианства во всех православных странах мира на общецерковном уровне прославилось только 26 правителей. Остальные 69 – в основном удельные русские князья. Путем нехитрых вычислений получаем, что приблизительно раз в 100 лет в какой-нибудь православной стране (не обязательно славянской) может появиться боголюбивый и справедливый правитель. Я думаю, больше нет вопросов к современным власть предержащим?

Второй интереснейший момент связан с распределением в веках святых благоверных правителей.

Оказывается, на российском уровне пик святости в кругах князей приходится на XII–XII века (более всего в XIII веке – 29 человек). Чем ближе к современности, тем менее правителей желали править своим народом по Божиим заповедям. Последнее столетие, где мы встречаем таких боголюбивых властителей, – это XVII век. В этом веке прославлена уже только одна белорусская княгиня София Слуцкая. Начиная с XVIII века уже нет ни одного такого правителя! В этом уже сложно обвинить Петра I, поскольку тенденции оскудения веры в правящих кругах наметились еще до его воцарения. Сам Петр Великий был лишь закономерным продолжением этой тенденции.

Во всем мире, начиная с XVI века, уже не встречается ни один благоверный правитель.

Да и на общемировом уровне ситуация ничуть не лучше. Во всем мире, начиная с XVI века, уже не встречается ни один благоверный правитель, который бы (подчеркиваю) не пролил кровь за Христа, а до конца жизни благоверно правил. Кстати, лидером тут является вовсе не Византия, а Сербия, которая может похвастаться 10 благоверными правителями, не считая королей-мучеников.

Почему так мало святых, прославленных в этом лике? Я думаю, на этот вопрос каждый может ответить сам. Слишком уж велико искушение властью и богатством.

По этому поводу мне сразу вспоминается благочестивый император Феодосий Великий (IV век). Он был человеком добродетельным и хотел, чтобы и его сыновей, Аркадия и Гонория, воспитали также людьми добродетельными. Для этого он искал им наставника не только ученого, но также и нравственного. Его выбор остановился на клирике одной из римских церквей – диаконе Арсении, известном своей ученостью и добронравием. Арсений был приглашен в Константинополь и стал воспитателем и учителем царских сыновей. Однако то, что было по нраву отцу, не совсем нравилось детям. Дело дошло до того, что Аркадий задумал убить наставника и стал даже готовиться к этому. Арсений узнал о планах воспитанника и бежал из Константинополя в Египет, где в монастыре провел в великих подвигах свою жизнь. Мы знаем его как преподобного Арсения Великого. Когда Аркадий вырос, то раскаялся в своих помыслах и просил прощения у святого Арсения, что и получил. В дальнейшем Аркадий стал императором Восточной империи, а Гонорий – Западной. Аркадий женился на дочери полководца Баутона Евдокии. Это та самая Евдокия, которая добилась от своего мужа изгнания святителя Иоанна Златоуста из Константинополя. Вот так нелегко даже при всем желании воспитать благочестивого человека, и чем бо льшая роскошь при этом окружает воспитанника, тем сложнее это сделать.

3. Праведники и юродивые

Если, братья и сестры, мы с вами дойдем до святости, то Церковь отметит нас не как преподобных или благоверных, а как праведных. Праведник, в узком смысле слова, – это и есть живущий в миру христианин, которого канонизировала Церковь.

Как вы думаете, сколько праведников канонизировано Церковью? С Рождества Христова и до XXI века Церковь засвидетельствовала о святости 70 человек. Из них в Русской Церкви прославлены 27 святых.

Я скажу еще раз о том же самом, потому что боюсь, что вы не совсем вдумались в последнюю цифру. В Русской Церкви канонизировано за 1000 лет всего 27 праведников, это меньше, чем количество благоверных правителей (напоминаю, их было 70) и даже чем юродивых и блаженных, которых в Русской Церкви 56! Меня это, честно говоря, смутило. Вот уж действительно повод нам задуматься о ревности по Богу и увеличить свои труды.

Немало сейчас говорится о том, что монастырь – это оранжерея, в которой произрастают такие дивные цветки святости, которым невозможно вырасти в открытом грунте мира. Немало говорится и о том, что можно спастись и в миру, и приводятся в пример две женщины, наставившие преподобного Макария Великого, и александрийский кожевник, научивший смирению преподобного Антония Великого. Однако редко вспоминаются слова Дмитрия Брянчанинова, которые он сказал великому князю Михаилу Павловичу Романову, когда тот пытался отговорить его от монашества. Великий князь заметил, что гораздо почетнее спасать свою душу, оставаясь в мире. 19-летний Брянчанинов на это отвечал: «Остаться в мире и желать спастись – это, Ваше высочество, всё равно что стоять в огне и желать не сгореть». Позже Дмитрий всё же принял монашество, и мир узнал его с именем святителя Игнатия. Статистика доказывает правоту его слов. Да, это не повод бросать свои семьи и уходить в монастырь. Но это повод бороться со своей ленью и расслабленностью, безвольностью и небрежением, которые одни повинны в такой позорной статистике.

Мы имеем крайне мало житийной литературы, которая повествует о простых трудягах, что тянули свою бытовую лямку и спаслись

Как нам, живущим в миру людям, спастись? Многие говорят, что нужно читать о тех подвигах, которые касаются твоего образа жизни. Это хорошо и правильно говорится. Проблема в том, что мы имеем крайне мало житийной литературы, которая повествует о простых трудягах, что тянули свою бытовую лямку и спаслись. Как не коснешься агиографии – сплошь какие-то подвиги, нам недоступные. Мне кажется, выход в том, чтобы жить как бы на грани. Как говорит апостол Павел: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 29–31). Да, мы не монашествующие. Но должны жить так, будто завтра оставим этот мир. Не прилепляться ни к чему вещественному; как учил преподобный Амвросий Оптинский, походить на колесо, в одной точке лишь соприкасающееся с землей, а остальными быть устремленным в небо. Есть прекрасное житие праведной Иулиании Лазаревской – одно из немногих, которые показывают, как спастись в миру, имея детей, находясь в круговерти бытовой суеты. Читаешь его – и понимаешь, как недалеко ушла она от монашества – в смирении, в служении ближним, в посильном посте и подвигах.

Да, глупо и опасно примерять на себя рубашки великих святых, но их поучения о духовной жизни, касающиеся внутренней борьбы с грехом, почти все, за редким исключением, универсальны. Мы не можем приложить к себе внешние условия их жизни и телесные подвиги, но можем использовать их духовный опыт в собственной борьбе. Опыт, не выходящий за рамки естественного. Конечно, тут нужно и рассуждение, и совет духовника, а главное – смирение, которое одно способно предохранить от прелести; но иначе, как духовным противодействием, не разрушить сплетения греховных страстей.

Мне кажется добрым предзнаменованием, что из 27 канонизированных праведников 10 жили в XIX–XX веках

И тут мне кажется добрым предзнаменованием, что из 27 канонизированных праведников 10 жили в XIX–XX веках. Одного из них мы почитаем великим русским святым – это . Это как ободрение нам от Господа: «Мужайтесь и вы, живущие в миру, ибо невозможное человекам возможно Богу » (см.: Лк. 18: 27).