1 ода как литературный жанр жанровые черты. Тематика и художественные особенности од Ломоносова

В русской поэзии имеется большое количество жанров, многие из которых активно используются современными писателями, другие же отошли к прошлому и применяются авторами крайне редко. К числу вторых относится ода. В литературе это уже устаревший жанр, который был востребован в эпоху классицизма, но постепенно вышел из обихода мастеров слова. Познакомимся с этим термином поближе.

Определение

В литературе? Определение может быть сформулировано следующим образом: это лирический жанр поэзии, торжественная песня, посвященная какому-либо лицу с целью его возвеличения, восхваления. Также в отдельных восхваляется не человек, а некое важное событие. Первый автор од в литературе - это поэт античной Эллады, Пиндар, который в своих высокопарных стихах чествовал победителей спортивных состязаний.

В России расцвет жанра пришелся на эпоху классицизма, когда свои бессмертные произведения создавали великие классики - Державин и Ломоносов. К XIX столетию жанр утратил свою актуальность, уступив место более простой для восприятия лирики.

Специфика жанра

Ода в литературе - это довольно специфичный жанр благодаря следующим своим особенностям:

  • Использование 4-стопного ямба.
  • Наличие высокой, нередко устаревшей, архаичной лексики, что зачатую затрудняло понимание текста.
  • Текст имеет четкую структуру, в начале и конце обязательно должно было быть обращение к адресату. Правда, некоторые авторы отошли от этого канона.
  • Обилие риторических вопросов, пышных тропов, длинных распространенных предложений.
  • Нередко в торжественных стихах можно найти удивительное переплетение лирического и публицистического начал, что особенно присуще
  • Большинство произведений довольно масштабны по объему.
  • Замена в тексте местоимения «я» на «мы» (что также характерно для Ломоносова) говорит о том, что автор выражает не свое личное мнение, а позицию всего народа.

Предназначались такие произведения для произнесения вслух, только громкое эмоциональное чтение способно было передать все чувства, что пылали в душе автора. Именно поэтому многие оды учат наизусть.

Тематика

Наиболее часто используемые темы од в литературе - это героические подвиги, восхваление монархов. Так, первая торжественная ода Ломоносова посвящена захвату турецкой А Державин в своем стихотворном произведении обращался к Фелице - именно так он именует Екатерину Вторую.

Ода - интересный жанр русской литературы, в котором мы можем под другим углом посмотреть на главные события русской истории, узнать восприятие автором той или иной исторической личности, понять ее роль. Именно поэтому такие сложные на первый взгляд, но дольно увлекательные на самом деле произведения можно и нужно читать.

1. Личность Ломоносова в истории России.
2. Реформы языка и теория «трех штилей».
3. Определение жанра оды.
4. Особенности од писателя.
5. Краткий анализ произведений.

С именем М. В. Ломоносова связана новая эпоха в истории российского государства. Это был действительно выдающийся ученый, имеющий таланты во многих сферах, начиная с истории и литературы и заканчивая физикой и химической наукой. Во многих областях им были сделаны значимые открытия, в том числе личность Ломоносова оказала особенное влияние на литературу XVIII века.

До него русский язык и литература испытывали существенное влияние западноевропейских традиций. Однако традиции эти воспринимались в чистом виде, никак не адаптируясь под нужды родного языка. Множество жанров, таких как путешествия, дневниковые записи и письма, появилось в русской литературе через тесную связь с культурой просвященной Европы. Однако понять, а уж тем более оценить такие произведения могли только высокообразованные люди из высших сословий: для простого человека подобные произведения были недосягаемы.

Ломоносов стал первым литератором, решившимся не только сказать о необходимых изменениях в русском языке и литературе, но и первым начать писать по новым правилам.

Огромное значение имеет его «теория трех штилей», по которой строго разводятся понятия высокого и просторечного языков. Три штиля — высокий, средний и низкий — основа языка. Из них высокий штиль, содержащий в себе преимущественно анархичные церковные слова и выражения и немного общеупотребительных слов (в основном абстрактных: божество, отечество, могущество), предназначался для разговоров о прекрасном, для писания стихов и восхваляющих од и для описания величественных событий. Средний штиль — стиль языка, объединивший в себе основные общеупотребительные слова с небольшим количеством архаизмов и научных терминов. На среднем штиле принято было общаться вежливым и культурным людям, вести записи и деловую переписку, а также писать повести и рассказы — прозаические произведения. И, наконец, низкий штиль — просторечные выражения с грубостью и бранью — негоже было использовать в разговоре. Уместен это стиль был только среди невежд-крестьян и в комедиях и уличных представлениях, предназначенных для простолюдинов.

Ломоносов является разработчиком и создателем множества новых жанров. При этом он подверг реформе практически забытый к этому времени и не использующийся жанр од — торжественных, прославляющих историческое лицо или событие стихотворений, написанных в определенном ритме и размере. Чаще всего это объемные произведения с длинными строками, разбивающимися интонационной паузой посередине. Делить оды на четверостишья было не принято — чаще всего части од включали в себя десять и более строк. До принятия Ломоносовым новой системы оды были довольно грубы и неудобно произносимы из-за того, что также, как и многие другие жанры того времени пришли с запада и не были переработаны под особенности русского языка. Было принято писать оды, не рифмуя строки между собой, а составляя их за счет ударности или безударности последних слогов. Подобные конструкции были лишены музыкальности и не доставляли никакого удовольствия от чтения. Ломоносов же ввел рифмующиеся строки, интересные, не применяемые ранее размер и ритм, сделав конструкцию оды легкой и музыкальной. Ломоносовская ода, по мнению А. В. Западова, «...позволяла соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно». Разнообразие тем Ломоносовских од поражает. Большое место было отведено поэтом для описания военных событий. Первая ода, раскрывающая эту тему, «Ода на взятие Хотина», написанная в Германии в 1739 году. Блестящая победа русских войск над турецкой армией произвела глубокое впечатление на поэта. Ломоносов гордился славными воинами России, не только отвоевавшими большую часть земли, но и возвысившими Россию в глазах остальных стран. Но при этом как просвещенный человек он не мог не заметить «плач осиротевших», «слезы престаревших», принесенные невинным людям войной. Поэтому художник восхищался мирным временем: «возлюбленной тишиной», «царей и царств земных отрадой», — и во многих своих произведениях призывал к сохранению этого состояния:

Возможно ль при твоей державе,
В Европе страшну зреть войну, —

обращался он в 1759 году к Елизавете и просил ее «низвергнуть» «брань с концов земных». Этот же призыв слышен в произведении 1761 года:

Размножить миром нашу славу
И выше как военный звук
Поставить красоту наук.

Программа мирного существования русского народа была четко представлена в одах Ломоносова. Он видел природные богатства Урала и неисчерпаемую пользу сибирских лесов, знал, как и чем богата родная земля, и каким именно образом эти богатства лучше всего тратить. Основной проблемой своего времени художник признавал общую безграмотность. В произведении 1750 года автор призывает соотечественников и власть имущих к развитию ученого и творческого потенциала не только всей страны, но и индивидуально каждого человека:

Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес,
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет;
Трудами веки удивите...

Ломоносова беспокоило культурное самоутверждение России на фоне европейских стран. Молодым умам, ищущим просвещения за границей, адресовано следующее напутствие:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих...

Как видно на примере этих нескольких произведений, особенность стиля од Ломоносова действительно налицо. Не только ритм и размер выделяют его произведения среди прочих восхваляющих стихотворений. Тот объем информации, заложенный в каждом его поэтическом творении, буквально аналитическая работа по каждому важному факту делают оды особенным стилем. Ломоносов — первый поэт, решивший в хвалебных стихотворениях не только упрекать императоров и императриц, но и давать действенные и мудрые советы по определенным вопросам. Оригинальное смешение стилей — как высокого, так и низкого — делает понятным произведение не только для высшего сословия, но и для рядового, средней образованности, человека.

Жанр оды, подчиненный сугубо государственным вопросам, должен полностью исключать мнение автора и авторский образ. Однако в одах Ломоносова собственное авторское мнение присутствует постоянно. Более того, образ поэта — сильного, образованного человека, выступающего против кровавых действий, присутствует в каждой из од.

Михаил Васильевич Ломоносов сделал многое для развития отечественной литературы. В своем творчестве великий русский филолог уповал на оды.

Предисловие

Истоки ода берет еще из античности. 18-й век русского литературного творчества представлен большим разнообразием од, такими как похвальная, духовная, победно-патриотическая, философская и анакреонтическая. По обыкновению она являет собой четверостишия с повторяющейся рифмой. В отечественном ее варианте большей частью встречались строфы, состоящие из десяти стихов.

Победно-патриотическая «Ода на взятие Хотина»

Свое победно-патриотическое творение под названием «Ода на взятие Хотина» Михаил Васильевич представил в 1739 году. В ней Ломоносова представляет возможным обособление трех базисных частей: это вступления, самого описания батальных сцен и затем кульминации, представленной прославлением и награждением победителей. Сцены боя показаны с присущим Ломоносову стилем гиперболизации, с множеством впечатляющих сравнений, метафор и олицетворений, которые в свою очередь ярче всего отображают драматичность и героизм военных действий.

Драматизм и патетика обостряются с появлением риторических вопросов, восклицаний автора, которые он обращает то к русским воинам, то к их противникам. Кроме того, здесь встречаются и обращения к историческому прошлому, что в свою очередь обогащает оду, исполненную в духе патриотизма.

Первым, кто в своих одах применил с мужскими и женскими рифмовками, был Ломоносов. Жанр оды - подлинная вершина его творчества. В дальнейшем четырехстопный ямб также был представлен в трудах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Блока и других поэтов.

Похвальные оды

Большинство написанных Михаилом Васильевичем од было связано с коронацией того или иного правителя. Он посвящал свои оды Иоанну IV Антоновичу, Петру III, Анне II и другим. Неотъемлемую часть праздной коронации представлял жанр оды. Ломоносова охватывало вдохновение, и каждое из его творений намного шире и красочнее описывало официально-придворную роль правителей. В каждую из од Михаил Васильевич вкладывал свой идеологический замысел, предвосхищал светлое будущее русского народа.

Жанр оды использовал Михаил Васильевич в качестве одной из наиболее удобных форм беседы с коронованными правителями. В виде этой похвалы за дела, которые, как правило, монарх еще не совершал, Ломоносов высказывал свои предпочтения, наставления и советы в пользу великодержавного государства. Ода позволяла преподносить их в мягком, одобрительном и лестном для правителей тоне. Желаемое в коронационной похвале Ломоносова выдавалось за действительное и таким образом обязывало монарха в будущем оказаться достойным ее.

Жанр оды в творчестве Михаила Васильевича также отражал всевозможные события политической жизни того времени. Наибольшее внимание здесь отводилось батальным событиям. Великий русский поэт гордился славой русской артиллерии и величием Российского государства, способного противостоять любому врагу.

Поэтическая индивидуальность похвальных од Михаила Васильевича полностью отождествляется с их идеологическим содержанием. Каждая ода являет собой восторженный монолог стихотворца.

Духовные оды

Ломоносов всецело проявил себя в написании духовных од. Ими в 18 веке именовались стихотворные изложения библейских писаний с лиричным содержанием. Во главе здесь выступала книга псалмов, где поэты то и дело выискивали схожие к своим думам и переживаниям темы. По этой причине духовные оды могли нести в себе самую разнообразную направленность - от особо личного ее исполнения до высокого, общегражданского.

Духовные оды Ломоносова преисполнены упоением, восторгом, гармоничностью и великолепием мироздания.

При изложении одной из наиболее драматических библейских книг, «Книги Иова», Ломоносов вычленил ее набожно-этическую проблематику и предоставил на первый план описание ее поистине благоговейных картин живой природы. И вновь перед нами, читателями, появляется необъятное разрисованное звездами небо, буйствующая морская пучина, шторм, орел, отвлеченно парящий в небесных просторах, громадный бегемот, неистово топчущий беснующиеся тернии, и даже мифический в своем великолепии Левиафан, обитающий на дне океана.

В отличие от похвальных, жанр оды духовной отличается своей немногословностью и изяществом изложения. Строфы, состоящие из десяти стихов, здесь заменены, как правило, четверостишиями с кольцевой или Стиль написания духовных од представляется лаконичным и лишенным разного рода «убранств».

В заключение

Нашему вниманию была представлена ода. Какой жанр еще может похвастаться столь прекрасным лирическим содержанием? Благодаря многообразию применяемых средств выразительности и идеологического содержания, творения Михаила Васильевича Ломоносова и по сей день занимают достойное место среди величественных творений отечественной поэзии.

Тематика и художественные особенности од Ломоносова.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тематика и художественные особенности од Ломоносова.
Рубрика (тематическая категория) Литература

М.В. Ломоносов был первым русским поэтом, произведения которого и по своему содержанию, и по форме явились выражением национального самосознания. В своей поэзии он не стремился к достоверному изображению жизненного материала: его одам свойственна условность, ибо для поэта важно передать те мысли, те идеальные представления, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению её национальной культуры, национальной государственности. Создавая поэтические образы, Ломоносов исходит в своём творческом методе не из реальности жизненного факта͵ а из собственных рационалистических представлений о действительности.

По этой причине важно силой своего поэтического воображения вызвать у читателя ʼʼвозбуждение страстейʼʼ, вызвать определённые чувства: радость, патриотическое воодушевление, стремление к осуществлению мечты. Отсюда и выбор тех средств, тех поэтических фигур, которые могли бы передать торжественное, гражданское содержание од Ломоносова. Отсюда и та напряжённая метафоричность, аллегорическая абстракция, гиперболизм, яркость красок, характерные для его поэзии.

Оды Ломоносова были написаны по всœем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его ʼʼРиторикеʼʼ, первая редакция которой относится к 1744 году.

В силу того что оды Ломоносова по своей природе и жанру должны были восхвалять верховную власть (за что в пылу полемики Тредиаковский и Сумароков упрекали его в ʼʼраболепииʼʼ) и строились по единому композиционному плану, им была свойственна определённая монотонность и однообразие. Этому способствовали одинаковость метра Ломоносовских од, повторяемость одних и тех же образны средств (эпитетов, метафор, сравнений), особенность синтаксической структуры стиха.

Вместе с тем стиль од Ломоносова, торжественный, приподнятый, патетичный, полностью соответствовал высокому содержанию его поэзии. В его одической речи много славянизмов, которые и должны передать ʼʼпышностьʼʼ, ʼʼпарениеʼʼ. Красочность стиля создают и разнообразные эпитеты, искусно применяемые поэтом: ʼʼпламенные звукиʼʼ, ʼʼбагряное окоʼʼ, ʼʼжаркие часыʼʼ, ʼʼхладные рукиʼʼ.

Приверженность Ломоносова, поэта-мечтателя, к метафорическим образам, гиперболам, сложным ассоциациям, риторическим вопросам и восклицаниям, стремление к ʼʼукрашениюʼʼ поэтической речи вызывали критику и насмешки среди части литераторов-современников, и прежде всœего Сумарокова. Тот требовал от писателя-классициста рационалистической строгости, ясности языка. Сумароков считал, что писать стихи такими словами, которыми мы никогда не говорим, нельзя.

Но поэтика Ломоносова, изложенная теоретически и подтвержденная практикой, соответствовала поэтике классицизма. При этом же классицизм Ломоносова был своеобразным явлением. Как указывал Гуковский, рационалистическая суховатость классицизма, выключенность из его поля зрения подлинно эмоциональной темы, отказ его от фантазии и в то же время от наблюдения конкретной живой действительности были неприемлемы для Ломоносова: но общественно-государственный, гражданский пафос классицизма был ему близок. Некоторые считали, что идеологические и стилистические отличия творчества Сумарокова и Ломоносова дают основание на вывод последнего за пределы классицизма. Более справедливой нужно считать точку зрения Благого и других исследователœей, согласно которой художественное своеобразие поэзии Ломоносова не отступление от эстетики классицизма, а результат проявления разных течений, подчас противоречивых, внутри одного стиля – классицизма.

Многие отечественные и зарубежные исследователи считали Ломоносова представителœем направления барокко, для которого характерны преувеличенный пафос, напыщенный, приподнятый стиль, причудливые метафоры и сравнения, художественные излишества. Берков же доказывал враждебность Ломоносова к барокко – его витиеватости, мистике. Ломоносов выступал за разумное использование метафор и других тропов.

16. Полемика "Трутня" и "Всякой всячины".

В 1769 ᴦ. в Петербурге составился бойкий и несогласный хор из нескольких журналов, в котором выделялись голоса новиковского ʼʼТрутняʼʼ и официозной ʼʼВсякой всячиныʼʼ, объявившей себя ʼʼбабушкойʼʼ этих изданий. Вторую столицу России – Москву – журнальное поветрие не затронуло. О чем же заговорили новые журналы, что составляло предмет их интересов, по каким вопросам проходили споры между ними и велась полемика? Речь пошла о том, что именно они могут высмеивать и чего касаться нельзя, что должно быть объектом журнальной сатиры и в каких размерах эта сатира вообще допустима в печатных изданиях.

Важно сказать о Новикове Николае Ивановиче - книгоиздателœе и публицисте XVIII века. Систематическая работа Новикова как литератора-профессионала началась с 1769 изданием сатирического журнала ʼʼТрутеньʼʼ , за которым последовали сатирические же издания - ʼʼПустомеляʼʼ , ʼʼЖивописецʼʼ и ʼʼКошелœекʼʼ . В своей издательской деятельности Новиков делал сознательную установку на ʼʼчитателœей из мещанства и купечестваʼʼ. Огромный успех своих сатирических журналов (ʼʼЖивописецʼʼ при жизни Новикова выдержал 5 изданий) сам он объяснял тем, что ʼʼу нас те только книги четвертым и пятым изданием печатаютсяʼʼ, которые приходятся ʼʼво вкус мещанʼʼ. Особенно ярко выраженной буржуазной идеологией проникнуты сатирические журналы Новикова (Новиков являлся не только издателœем журналов, но в значительной степени их автором; однако установить точный объём его авторства не представляется возможным в виду анонимности всœего помещавшегося материала). Главной мишенью сатиры в журналах Новикова служит высшее дворянское общество - ʼʼбольшие бояреʼʼ, ʼʼпридворная знатьʼʼ, ʼʼтитлоносныеʼʼ, ʼʼслучайныеʼʼ люди. Сатирик беспощадно бичевал их пороки: чванство ʼʼпятисотлетней породыʼʼ, лень, невежество, легкость нравов, модную поверхностную ʼʼфранцузскуюʼʼ образованность. С большим сочувствием относился он к ʼʼнаукой подкрепленномуʼʼ рядовому дворянству. Но идеалом Новикова оказался ʼʼмещанинʼʼ - ʼʼчеловек подлый, по наречию некоторых глупых дворянʼʼ, на самом же делœе ʼʼмуж совершенныйʼʼ, носитель всœех возможных добродетелœей. Дворянским персонажам, наделяемым характерными именами - ʼʼ Недоумʼʼ, ʼʼХудосмыслʼʼ, ʼʼЗабыл-честьʼʼ, - он противопоставлял ʼʼмещанинаʼʼ ʼʼЧистосœердоваʼʼ и свое alter ego - выразителя всœех базовых мыслей издателя - некоего ʼʼПравдулюбоваʼʼ. Сатира Новикова до известной степени отвечала намерениям самой Екатерины, опасавшейся в первое десятилетие своего царствования дворянской оппозиции и стремившейся опереться против нее на ʼʼлюдей среднего родаʼʼ, ʼʼсозданиеʼʼ которых в России она считала своей прямой задачей. Сама она стояла во главе первого сатирического журнала ʼʼВсякая всячинаʼʼ, вызвавшего к жизни всœе остальные, в т.ч. и сатирические издания Новикова. Но критикуя дворянство, орган екатерининского самодержавия, целиком державшегося на дворянских же крепостнических корнях, оставался на позициях внутриклассовой борьбы. Новиков в своей сатире сошел с этих позиций, атакуя дворянство с точки зрения другого класса - растущей буржуазии. Не ограничиваясь нападками на ʼʼпорочныхʼʼ людей , Новиков нападал на ʼʼпорочностьʼʼ социальных порядков - феодально-дворянских основ екатерининской России. Одной из центральных тем сатиры Новиков являлось резко отрицательное изображение ʼʼрабстваʼʼ - крепостничества. ʼʼ. На страницах этого издания перед читателœем во всœем своем значении возникла крестьянская тема. Новиков открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловечных господ. Материалы ʼʼТрутняʼʼ с большой сатирической остротой показали, что вопрос о положении крестьянства в России имеет важнейшее государственное значение. Так, в таком объёме и с такой силой тема эта еще не ставилась в русской литературе.

По представлению ʼʼВсякой всячиныʼʼ сатира должна быть лишена ʼʼмеланхолииʼʼ, т. е. мрачного изображения действительности, должна вестись в ʼʼулыбательном тонеʼʼ, памятуя, что ее задача - ʼʼувеселять знатных людейʼʼ. Сатира не должна затрагивать отдельных лиц и конкретных недостатков государственно-политического строя России, а должна выступать лишь против пороков, не целя ни в кого персонально. Императрица не хотела терпеть никакой критики. Все, что было ею заведено в стране, она считала замечательным, совершенным по мысли и по исполнению и не желала слушать советов. В случае если и были недостатки в управлении Россией, то всœе они относились за счёт предыдущих царствований, а нынешнее, по мнению Екатерины, от этих недостатков стало свободным.

Резко оспаривая исходные позиции ʼʼВсякой всячиныʼʼ, называя проповедуемое ею ʼʼчеловеколюбиеʼʼ ʼʼпороколюбиемʼʼ, ʼʼТрутеньʼʼ Новикова устами Правдулюбова объявлял целью сатиры ʼʼисправление пороковʼʼ, а не ʼʼпотакание онымʼʼ, требовал от сатирика конкретного адреса - ʼʼкритики на лицоʼʼ. Смелая социальная сатира ʼʼТрутняʼʼ вызывала сильное недовольство ʼʼВсякой всячиныʼʼ, не раз выступавшей с прямыми угрозами ему. Другие журналы также принимали участие в завязавшейся полемике, причем почти никто из них не поддерживал ʼʼбабушкуʼʼ изданий 1769 ᴦ. Журналисты, несомненно, понимая, с кем они имеют дело, под маской анонимности изданий, заявляли, что ʼʼбабушкаʼʼ выжила из ума, стала учиться ʼʼлягушечья языкаʼʼ, что она желает ко всœем ʼʼпричитаться в роднюʼʼ, о чем вовсœе не просят, и т. д. Это обижало редакцию ʼʼВсякой всячиныʼʼ, пытавшуюся, и всœегда неудачно, отвечать насмешникам и спорить с ними.

Полемика ʼʼТрутняʼʼ и ʼʼВсякой всячиныʼʼ, естественно, не могла оставаться только на литературной почве: орган Екатерины скоро заговорил на языке, ʼʼсамовластью свойственномʼʼ, грозя ʼʼуничтожитьʼʼ своего противника. Новиков вынужден был пойти на уступки - ослабить остроту сатиры, торжественно изгнать с листов ʼʼТрутняʼʼ Правдулюбова за допущенные им ʼʼругательстваʼʼ против ʼʼВсякой всячиныʼʼ, а через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время и вовсœе ʼʼпротив желанияʼʼ прекратить журнал. Приблизительно та же судьба постигла и всœе остальные сатирические журналы Новикова. От издания к изданию сатира их становилась всœе менее ʼʼкогтистойʼʼ, всœе более бедной социальным содержанием. В случае если в ʼʼЖивописцеʼʼ, к сотрудничеству в котором удалось привлечь самое Екатерину, мы еще находим ряд смелых выпадов против крепостного права, хотя скоро и прекратившихся, то в последнем его сатирическом журнале ʼʼКошелœекʼʼ сатирическая тематика ограничивается исключительно нападками на французоманию и вообще пристрастие русского дворянства к иностранцам.

Для Новикова всё в конечном счёте закончилось арестом его 1792 и разгромом всœех его предприятий (сожжение ряда изданий и т. п.). Сам Новиков был приговорен к ʼʼнещадной (т. е. смертной) казниʼʼ, замененной ему 15 годами заключения в Шлиссельбургской крепости, где он оставался до конца царствования Екатерины. Литературно-общественная работа его была прервана навсœегда.

Тематика и художественные особенности од Ломоносова. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тематика и художественные особенности од Ломоносова." 2017, 2018.

4. Своеобразие русского классицизма.

Первое литературное направление в России - классицизм складывается в 30-50-е гг. XVIII века. Наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII в. во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало.

Русский классицизм (1730-1760 гг) возник в сходных исторических условиях - его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение начиная с эпохи Петра I. Но при этом русский классицизм возник почти на век позднее французского: к середине XVIII в. Русский классицизм, в силу своей прочной связи с культурной реформой, ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага. Поэтому и начинается русский классицизм не с оды, а с сатиры, и социально-критический пафос свойствен ему изначально.

Русский классицизм отразил совершенно иной тип конфликта , чем классицизм западноевропейский. Центральной проблемой русской жизни 18 в. была проблема власти и ее преемственности. 18 век – век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к бесконтрольной власти. Поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление. Если в сюжеты французских произведений классицизма почерпнуты из античной литературы, то некоторые русские произведения написаны на основе летописей и событий недавней истории.

Наконец, еще одной специфической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы . Нормативные акты русского классицизма - реформа стихосложения Тредиаковского-Ломоносова, реформа стиля, регламентация жанровой системы - были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг. - то есть в основном до того, как развернулся полноценный литературный процесс в русле классицистической эстетики.

Черты классицизма:

1. Иерархичность и норматичность. Внутри себя литература тоже оказалась поделена на два иерархических ряда, низкий и высокий. К низким жанрам были отнесены сатира, комедия, басня; к высоким - ода, трагедия, эпопея. В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях. В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, наедине и наряду с вечными основами вопросами бытия.. Герой низких жанров - среднесословный человек; герой высоких - историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж - как правило, властитель. В низких жанрах человеческие характеры сформированы низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие, зависть и пр.); в высоких жанрах страсти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр.).

2. Конфликт разумного и неразумного, долга и чувств, общественного и личного.

Характер - одна из центральных эстетических категорий классицизма (характер – источник конфликта). Основными составляющими характера являются страсти: любовь, лицемерие, мужество, скупость, чувство долга, зависть, патриотизм и т.д. Именно по преобладанию какой-то одной страсти характер и определяется: «влюбленный», «скупой», «завистник», «патриот». Все эти определения являются именно «характерами» в понимании классицистического эстетического сознания.

3. Подражание античности

Античная литература для классицизма - уже достигнутая вершина эстетической деятельности, вечный и неизменный эталон искусства,

Своеобразие русского классицизма состоит в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения. Во Франции XVIII в. абсолютизм уже исчерпал свои прогрессивные возможности, а в России в первые десятилетия XVIII в. абсолютизм еще шел во главе прогрессивных для страны преобразований. Поэтому на первом этапе своего развития русский классицизм воспринял от Просвещения некоторые из его общественных доктрин. К ним относится прежде всего идея просвещенного абсолютизма , т.е. государство должен возглавлять мудрый, «просвещенный» монарх. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр I.

В отличие от французского классицизма XVII в. и в прямом соответствии с эпохой Просвещения в русском классицизме 30 -50х годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению . Россиянуждалась в точных, полезных для общества знаниях.

В области чисто художественной на долю русских писателей второй трети XVIII в. выпала задача не только создания нового литературного направления. Они должны были реформировать литературный язык, осваивать неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из них был первооткрывателем. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. В области реформы литературного языка главная роль принадлежала Ломоносову. На долю русских классицистов выпала и такая серьезная задача, как реформа русского стихосложения, замена силлабической системы силлабо-тонической.

В результате настойчивой работы было создано литературное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом и стройной системой жанров.

Творческий метод классицистов складывается на основе рационалистического мышления. Они стремятся разложить человеческую психологию на ее простейшие составные формы. Типизируются не социальные характеры, а человеческие страсти и добродетели. Категорически запрещалось в одном характере соединять разные «страсти» и тем более «порок» и «добродетель». Точно такой же «чистотой» и однозначностью отличались и жанры. В комедию не полагалось вводить «трогательные» эпизоды. Трагедия исключала показ комических персонажей.

Русский классицизм XVIII в. прошел в своем развитии два этапа. Первый из них относится к 30-50-м годам. Это становление нового направления, когда в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. Второй этап падает на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности.

Торжественные оды М.В.Ломоносова. Поэтическая деятельность М.В. Ломоносова протекала в ту эпоху, когда все европейские литературы находились в большей или меньшей степени под властью классицизма . И, конечно, поэт не мог не подчиниться влиянию этого могучего стиля. Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец . Ода - лирический жанр. Она перешла в европейскую литературу из античной поэзии. В русской литературе XVIII в. известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая, похвальная, философская, духовная и анакреонтическая. В системе жанров русского классицизма ода относилась к «высоким» жанрам, в которых изображались «образцовые» герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III» Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народов привлещи».

Жанр торжественной оды – это центральный жанр поэтического наследия Ломоносова, которым он оказал мощное влияние на русскую литературу.

По своей природе и способу своего бытования торжественная ода Ломоносова является ораторским жанром в той же мере, что и литературным (Тынянов). Торжественные оды создавались с установкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей речью, воспринимаемой на слух. Типологические признаки ораторских жанров в торжественной оде – те же самые, что и в проповеди, и светском ораторском Слове. Прежде всего это прикреплённость тематического материала торжественной оды к определённому «случаю» - историческому происшествию или событии, государственного масштаба. Ломоносов начал писать торжественные оды с 1739 г . – и его первая ода посвящена победе русского оружия – взятию турецкой крепости Хотин « на взятие Хотина» . Где главный защитник родной земли, победитель на полях сражения – это русский народ. Она написана после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. В оде Ломоносова можно выделить три основные части: вступление, изображение военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор и олицетворений, воплотивших в себе напряженность и героику батальных сцен. Луна и змея символизируют магометанский мир; орел, парящий над Хотином, - русское воинство. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как называет его автор. Напряженность, патетический тон повествования усиливается риторическими вопросами, восклицаниями автора, обращенными то к русскому воинству, то к его неприятелю. Есть в оде и обращение к историческому прошлому России. Над русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами: Петр - над турками под Азовом, Грозный - над татарами под Казанью. Такого рода исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.

Он создал 20 торжественных од. Сам масштаб одического «случая» обеспечивает торжественной оде статус крупного культурного события, культурной кульминации в национальной духовной жизни. Ода обнаруживает тяготение к идеальным бытийным сферам, в отличие от сатиры, которая связана с бытовой жизнью.

Композиция торжественной оды также обусловлена законами риторики: каждый одический текст неизменно открывается и завершается обращениями к адресату. Текст торжественной оды строится как система риторических вопросов и ответов. Что же касается последовательности развёртывания одического сюжета , то она обусловлена законами формальной логики, облегчающей восприятие одического текста на слух: формулировка тезиса, доказательство в системе последовательно сменяющихся аргументов, вывод, повторяющий начальную формулировку. Таким образом, композиция оды подчиняется тому же зеркальному принципу, что и композиция сатиры, и их общего протожанра – проповеди.

Все торжественные оды Ломоносова написаны четырёхстопным ямбом , и очень многие чистым. Все они состоят из десятистишных строф, с определённой системой рифмовки: аБаБввГддГ.

Одический персонаж статуарен, лишен физического облика . 3 варианта героя: человек, отвлеч.понятие (наука) и страна. Они являются персонажами, т.к. являются идеями, выражающими общее понятие (Петр-идея идеального монарха, Россия- идея Отечества, наука - просвещение). Поэтому у торжественных од специфич. хронотоп.

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана высоким штилем и прославляет дочь Петра 1. отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению расширять науки, поэт заводит речь о ее отце, которого наз. «человеком каков не слыхан был от века». П.1 – идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Л. дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей – ведущая в тв-ве Л. С этой темой тесно связана тема науки , познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Основное действие персонажей Ломоносовской оды заключается в том, что они поют, гласят, гремят, рекут, возглашают, держат речь, говорят, молвят, возвышают глас, звучат, славят гласно и т. д. Пространство одического текста заполнено стоящими, сидящими, скачущими верхом и простирающими руки фигурам, облик которых колеблется между представлением о человеческих формах и абстрактном понятии.

Одическая идея помещена в безграничный мир, который лишь по видимости имеет некоторые географические или пейзажные признаки, по сути же, является космосом, по которому одическая идея перемещается со свободой и скоростью мысли.

Отдалённость идеального одического мирообраза от материального быта подчёркнута мотивом пространственной высоты (горы, небеса, солнце), его метафорическим мотивом эмоционального подъёма (восторг, восхищение, веселье) и мифологическими символами поэтического вдохновения и божественности (Парнас, Олимп)

Мирообраз торжественной оды складывается из идей, связанных с понятием верховной государственной власти в высшем, идеальном и положительном смысле.

Ломоносов в своих торжественных одах дал блистательный образец именно высокого литературного стиля.