Стихотворение "ласточка" рубцов николай михайлович. Николай рубцов

Сочинения по прочитанным стихотворениям Николая Рубцова

Wiki-газета

Стихотворение Н. М. Рубцова «На реке»

Реки не видел сроду
Дружок мой городской.
Он смотрит в нашу воду
С любовью и тоской!
Вода тепло струится,
Над ней томится бор.
Я плаваю, как птица,
А друг мой - как топор.

Тема стихотворения – любовь к своей малой родине и гордость за неё.

В стихотворении «На реке» царит немного грустное, но счастливое настроение. В первых строчках чувствуется легкая печаль и грусть человека. В середине стиха мы уже ощущаем счастье и радость от красоты реки. А в последних двух строчках чувствуется добрый юмор.

Стихотворение можно разделить на три части. В первой части автор рассказывает о друге, который никогда не жил рядом с рекой. Во второй повествуется о чувствах, которые вызывает река у друзей. Третья часть рассказывает об умении друзей плавать.

При чтении стиха мне видится, как два друга стоят у реки. Один из них внимательно смотрит на реку, которая вызывает у него чувства красоты и тревоги. Он всю жизнь прожил в городе и не умеет плавать. Автор гордится своей малой родиной. Река тёплая и добрая. Друзья не удержались и пошли купаться. Правда, один поплыл по реке, а другой плещется у берега.

Основная мысль стихотворения в том, что человек с детства живущий рядом с природой счастливее тех, которые живут в городе.

Читая стихотворение, я восхищаюсь, как автор в таком маленьком произведении выразил чувство печали, счастья и любви к малой родине.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. "На реке". Рисовал Алексей К., 4в класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка»

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим...

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка». Стихотворение посвящено ласточке, потерявшей птенца. В стихотворении Н. М. Рубцова описывается беспокойство ласточки-мамы и верная гибель малютки-птенца. Перед читателем возникает образ несчастной ласточки, летающей над могилкой своей крошки.

В стихотворении «Ласточка» царит грустное, печальное настроение. Настроение не меняется на протяжении стихотворения.

Текст делится на две части. В первой части говорится о том, как ласточка с надеждой на то, что её птенец может спастись, летает над ним. Во второй – как ласточка безнадежно летая, оплакивает погибшего сына.

Мне видится беспокойная, плачущая ласточка-мать, которая смотрит куда-то вниз, видит могилку и знает, что там похоронен её крошка-сынок.

Читая эти строки, я восхищаюсь тем, как поэт, когда писал стихотворение, вложил в них свою душу, свои переживания.

Марина Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца» .

Николай Рубцов. "Ласточка". Рисовала Дана Ш., 4б класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «После посещения зоопарка»

Ночь наступила.

Заснули дома.

Город заснувший

Окутала тьма.

Спать малыша

Уложили в кровать.

Только малыш

И не думает спать.

Мама не может

Понять ничего.

Мама негромко

Спросила его:

Что тебе, милый,

Уснуть не дает?

Мама, а как

Крокодил поет?

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».

Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.

Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.

Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.

Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.

Ангелина Р., 10 лет.

Николай Рубцов. "После посещения зоопарка". Рисовала Анастасия Б., 1а класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Маленькие Лили»

Две маленькие

Лили -

Лилипуты

увидели на иве желтый прутик.

Его спросили Лили:

Почему ты

не зеленеешь,

Прутик-лилипутик? -

Пошли

За лейкой

Маленькие Лили,

на шалости не тратя ни минуты.

И так усердно,

Как дожди не лили,

на прутик лили

Лили -

Лилипуты.

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «Маленькие Лили».

Стихотворение посвящено маленьким девочкам Лилям. Поэт изображает маленьких, добрых девочек.

В произведении «Маленькие Лили» царит гармония.

Стихотворение делится на три части. Первая часть – описание девочек Лилей, вторая – общение с прутиком, а третья часть – помощь прутику.

Мне видится, как Лили добрые и заботливые девочки стали помогать прутику, такому же маленькому, как и они.

Ольга К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. "Маленькие Лили". Рисовала Ольга К., 4в класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Медведь»

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь...


Стихотворение Николая Рубцова «Медведь» о том, как охотник выстрелил в зверя, а раненый медведь ушёл реветь к себе домой. В стихотворении очень печальное, грустное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как охотник выстрелил в медведя. Во второй части говорится о том, как медведю было больно, и он ушёл домой.

Строки рисуют, как медведю обидно и тошно на душе. Автор использует приём олицетворения. Он также использует глаголы, чтобы выразить, как страдает медведь.

Мне было очень жалко медведя.

Татьяна Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Стихотворение Н. М. Рубцова «Про зайца»

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шел домой, -

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

Я прочитала стихотворение «Про зайца». Стихотворение посвящено зайцу. Поэт изображает зайца, который неожиданно встретился с автором. В стихотворении «Про зайца» царит обычное настроение.

Стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о том, как заяц встретился с автором. Во второй части – о том, как заяц убежал в лес. В третьей – о том, как заяц думал о встрече с человеком.

Строки рисуют испуганного зайца. С помощью олицетворения автор даёт нам возможность увидеть, как обмер заяц с перепугу, как он думал о встрече. Автор хотел нам донести то, что нужно помогать животным.

Когда я читала это стихотворение, у меня возникло чувство печали, что заяц испугался.

Екатерина П., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.

С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».

Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается

Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.

Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».

В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.

В стихотворении царит грустное настроение.

Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку. Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.

Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.

Диана Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о зёрнышках.

В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.

С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.

Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.

Анна У., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался каждому зёрнышку.

Мне видится воробей, дрожащий над зерном.

С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его тревогу.

Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.

Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.

Мне хотелось ему помочь.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».



Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Кто белой ночью ласточку вспугнул,- Полет ли дальнего ракетоносца Или из бездны мирозданья гул, Неслышный нам, в гнездо ее донесся? Она метнулась в воздухе ночном, И крылья цвета вороненой стали...
  2. Когда Рафаэль вдохновенный Пречистой девы лик священный Живою кистью окончал,- Своим искусством восхищенный Он пред картиною упал! Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой, И утомленный и...
  3. Благослови меня, родная: Передо мною тяжкий путь… Пришла минута роковая — Полна решимостию грудь! Иду, что ждет меня, не зная… Благослови меня, родная!.. Иду!.. Моя созрела дума, Молчать и ждать...
  4. Я не исполнил обещанья: Не все и плохо написал; Но я прекрасного желал, Но я имею оправданья Во глубине моей души, Они довольно хороши. Я жажду славы и свободы, А...
  5. Так много ласточек летало Почти с тех пор, как мир стоит, Но их не помнят, их не стало, А эта ласточка летит....
  6. Я сегодня не скоро усну. Я стихами тебя помяну. И обиду свою оброню, Протянувши ладони к огню. Ляжет в рифму родная рука, И под нею прогнется строка. После губы твои...
  7. В землю белый и красный легли, Посылая друг другу проклятья, Два ствола поднялись из земли От единого корня, как братья. В пыль гражданская распря сошла, Но закваска могильная бродит. Отклоняется...
  8. Перед воеводой молча он стоит; Голову потупил — сумрачно глядит. С плеч могучих сняли бархатный кафтан; Кровь струится тихо из широких ран. Скован по ногам он, скован по рукам: Знать,...
  9. Мы под Колпином скопом стоим, Артиллерия бьет по своим. Это наша разведка, наверно, Ориентир указала неверно. Недолет. Перелет. Недолет. По своим артиллерия бьет. Мы недаром присягу давали. За собою мосты...

    УМК: «Начальная школа XXI века» (под ред. Н. Виноградовой)

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 4

    Тема: Н.М.Рубцов «Ласточка»

    Цели:

Образовательная: учащиеся научатся анализировать стихотворение посредством работы над содержанием.

Развивающая : активизировать чувственное восприятие художественного слова посредством чтения. Развивать творческое воображение, интеллектуальные способности детей,

Воспитательная: способствовать воспитанию учащихся ответственности за свои поступки,

бережного отношения к природе.

    Оборудование: литературное чтение 4 класс часть 2 Л,А.Ефросинина, М.И. Оморокова, рабочая тетрадь №2, карточки с пословицами, со словами.

    Тип урока: комбинированный

    Методы: словесный (беседа, объяснение), частично-поисковый, проблемный.

Приемы: игровой, интерактивный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте ребята. Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне, свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.

Демонстрируют готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

Подготовка к изучению нового материала

Изучение нового материала

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

Дома вы готовили выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина».

Чтение мы будем оценивать.

Определим критерии, по которым будем оценивать чтение наизусть.

Я очень довольна вашим чтением. Вы хорошо выучили стихотворение, смогли передать настроение, чувства автора. Молодцы!

А чтобы узнать, о чем пойдет речь в сегодняшнем стихотворении, прослушайте голоса.

Как вы, думаете, кому они принадлежат?

Правильно, а о какой птице, мы сегодня прочитаем стихотворение, вы узнаете, отгадав загадку.

Слушайте внимательно.

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста

Кто из вас видел ласточку?

А где живет ласточка?

Какие приметы вы знаете про ласточку?

А сейчас работаем в парах: вам нужно собрать 3 пословицы, будьте внимательны.

а) первичное чтение произведения учителем.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Ласточка», слушайте внимательно, не отвлекайтесь

и ответьте на вопрос, почему у стихотворения такое название?

Сядьте ровно, красиво, покажите, что вы готовы слушать.

Почему это стихотворение так называется?

б) эмоционально- оценочная беседа.

Какое настроение создалось у вас после прочтения этого стихотворения? Почему?

Когда я читала стихотворение, какая картина возникала в вашем воображении?

в ) словарно- лексическая работа

Прежде чем вы приступите к чтению стихотворения, объясним значение непонятных слов. На доске вы видите карточки с записанными словами. Прочитайте их и выберите те слова, значение которых вы не знаете. Попробуйте объяснить значение этих слов.

Мезонин – надстройка над серединой дома.

г) вторичное чтение текста учащимися

Прочитайте про себя стихотворение Н.М.Рубцова «Ласточка» и выполните упражнение 1 в рабочей тетрадь №2 на стр. 55

Какие чувства писатель отразил в этом стихотворении?

А сейчас ответьте на мои вопросы.

Анализ содержания

1)О чем это стихотворение?

Это и будет тема стихотворения Н.М.Рубцова.

2 ) Назовите опорные словосочетания, придающие стихотворению грусть, печаль?

3) Как выражала ласточка своё горе?

4)Как вы оцениваете поступок поэта?

5)Сочувствовал ли он ласточке?

Подтвердите ответ словами стихотворения.

6)Кто первым откликнулся на крик ласточки? Подтвердите ответ словами из текста.

Правильно! Детьми, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками.

Физкультминутка

Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парту тихо сесть

д) Работа над выразительным чтением.
– Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения.
- Какие правила выразительного чтения мы знаем?


- Молодцы! Сейчас возьмите карандаши и очень аккуратно подчеркните слова, которые будете выделять голосом при чтении. Обозначьте паузы.

Сейчас, поиграем в игру «Я-диктор»

Представьте, что вы диктор радио и вам нужно прочитать стихотворение «Ласточка» так, чтобы заинтересовать слушателей.

А теперь, подумайте, какие вопросы по содержанию вы хотели бы задать друг другу?

Игра «Ты мне - я тебе»

(Учащийся, составивший вопрос, называет того ученика, который будет отвечать.)

Попробуйте составить характеристику главного героя стихотворения с помощью синквейна

Синквейн (франц. – «пять») - стихотворение из пяти строк

1 строка - тема стихотворения, выраженная одним словом существительным

2 строка- описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка - описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

5 строка- повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

Можно ли сказать, что стихотворение является поучительным?

Почему?

Правильно, а еще учит быть ответственными за возложенные на нас обязанности, чтобы по нашей вине не произошло чего-либо непоправимого. В то же время учит состраданию, соучастию, быть не только наблюдателем, но помочь чем-то.

-Наш урок подошёл к концу, у каждого из вас на столе маски (грустные, весёлые, задумчивые), они отражают ваш эмоциональный настрой на уроке.

Какие из них вы хотели бы выбрать, обоснуйте ваш ответ?

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я ….

Ребята, что вам показалось трудным на уроке?

Выучить наизусть стихотворение «Ласточка» или выразительное чтение (по выбору), выполнить в тетради творческое задание №3 на стр.55

Спасибо за урок, все хорошо поработали. Молодцы.

Определяют критерии

П В Э

(прав.) (выраз.) (эмоц)

птицам

Слушают загадку.

ласточка

отвечают

под крышами.

Ласточки низко летают - к дождю.

Ласточки летают высоко - к ветру

(Ласточка весну починает , а соловей кончает.

-Благовещенье без ласточек - холодная весна

-Ранние ласточки - к счастливому году.)

Здесь идет речь о ласточке, её жизни, чувствах, переживаниях.

Грустное, печальное, тревожное.

трагедия из жизни ласточки

Окрестность – местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство.

Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведения детенышей.

Сопереживание и укор

О ласточке

Носится с криком, выпал птенец, вырыл могилку, не веря концу.

Носилась, рыдая, пытаясь найти птенца.

Поступил гуманно, показал пример детям.

Да. Что ж ты,родная, Плохо смотрела за ним.

Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Читают

Оценивают, высказывают своё мнение.

Составляют вопросы

Ласточка

Чувствительная, маленькая

Летает, ищет, рыдает

Мне очень жалко ласточку или я сопереживаю горю птицы

Бедная ласточка,

страдалица, мать

«Ласточка»

М.Н.Рубцов

Да

Учит быть более чуткими, внимательными.

весёлые маски - нам понравилось на уроке, задумчивые маски - мы рассуждали

грустные- было скучно.

заканчивают предложения

Фронтальная форма работы

Работа в парах

Индив. форма

Фронтальная форма работы

Фронтальная форма работы

«Начальная школа XXI века»

Предмет: литературное чтение, 4 класс.

Тема: Н.М. Рубцов «Ласточка».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащимися по знакомству с творчеством Н. М. Рубцова.

Задачи предметные – способствовать:

  • формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста;
  • развитию творческого воображения и фантазии;
  • развитию умений находить в тексте образные средства и определить их авторское назначение;
  • выражению личностного отношения к прочитанному;
  • развитию выразительности чтения;
  • формированию умений определять авторское отношение к изображенному.

Планируемые результаты : содействовать формированию личностных УУД – умению выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности;

Метапредметные: Содействовать формированию УУД:

Регулятивных :

  • принимать установленные правила работы с текстом;
  • произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

Познавательных:

Коммуникативных:

  • использовать различные средства для передачи своего впечатления;
  • выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» 4 класс, презентация, проектор, карточки для работы в группе.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

  1. Организационный момент

2-3 мин

  1. 1)-Здравствуйте, ребята!

Школьный звонок звенит, заливается!

Урок литературного чтения для нас начинается!

Проверьте все ли у вас готово к уроку. Садитесь.

Слайд 2: 2)Упражнение «Свеча»:

Сделаем глубокий вдох, носом задержим дыхание, выдохнем через рот, задувая пламя свечи.

А теперь свеча побольше.

А теперь много-много свечей.

Слайд 3: 3) Работа над интонацией:

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным .

Слайд 4: 4) Скороговорка:

Белый снег.

Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Проверяют готовность к уроку.

Выполняют упражнения.

Фронтальная; беседа, упражнения для развития речи.

  1. Проверка домашнего задания

5-7 мин

Что было задано на дом?

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

Фронтальная; выразительное чтение.

  1. Самоопределение к деятельности

3 мин

Какие это произведения?

О чём эти стихотворения?

Слайд 5:

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого поэта.

А вот с каким именно произведением узнаем, если разгадаем загадку:

Слайд 6:

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Слайд 7:

Верно ребята, произведение, с которым мы познакомимся «Ласточка».

Какую цель перед собой поставим?

Какие поставим задачи?

Откройте содержание хрестоматии и найдите страницу с этим произведением.

  • - Николая Михайловича Рубцова.
  • - Стихотворения «Берёзы», «Тихая моя родина».
  • - О Родине.

Ласточка

Фронтальная; беседа.

  1. Первичное чтение стихотворения

5 мин

1.Беседа перед чтением

Можем мы по названию предположить, о ком будет это произведение?

Посмотрите на фотографию ласточки. Как выглядит эта птица?

Кто из вас видел ласточку?

А где живет ласточка?

Какие приметы вы знаете про ласточку?

А какие пословицы вы знаете?

Слайд 8:

Как вы понимаете эти пословицы?

2. Словарная работа:

Носиться – быстро перемещаться.

Мезонин – надстройка над серединой дома.

Окрестность – местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство.

Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведения детенышей.

Слайд 9.

3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения

Слайд 10.

Отвечают на вопросы учителя:

У неё необычный хвост, который расщеплен пополам.

Под крышами.

Ласточки низко летают - к дождю.

Ласточки летают высоко - к ветру

Ласточка день починает, а соловей кончает.

Благовещенье без ласточек - холодная весна.

Ранние ласточки - к счастливому году.

Фронтальная; беседа перед чтением, словарная работа, прослушивание стихотворения.

  1. Беседа после прослушивания стихотворения

3 мин

Слайд 11:

- К какому жанру принадлежит прослушанное произведение? Докажите.

Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение? Какие эмоции оно вызвало у вас? Какое настроение старался передать Н.М. Рубцов в своем стихотворении?

Какие образы поэт представил а этом стихотворении?

Грустное, печальное, тревожное.

Фронтальная; беседа.

  1. Повторное чтение по частям и анализ каждой части

5 мин

1.Самостоятельное чтение стихотворения учащимися:

Прочитайте стихотворение и постарайтесь представить себе картины, нарисованные поэтом.

2. Обмен впечатлениями о прочитанном:

Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

3. Чтение стихотворения по четверостишиям и беседа по вопросам:

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

О чем говорится в этой строфе?

Что случилось с птенцом?

Как вы понимаете выражение «носится с криком»?

Кто прибежал, увидев случившееся?

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Что делала в это время ласточка?

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

О чём говорится в этой строфе?

Здесь идет речь о ласточке, её жизни, чувствах, переживаниях.

Очень быстро летает туда-сюда с криком.

Дети.

-«Вырыл могилку птенцу».

Летала рядом.

Индивидуальная, фронтальная; чтение стихотворения, беседа.

Физкультминутка

2 мин

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют под руководством учителя.

Фронтальная.

  1. Анализ стихотворения

5-7 мин

О чем это стихотворение?

Это и будет тема стихотворения Н.М.Рубцова.

Назовите опорные словосочетания, придающие стихотворению грусть, печаль?

Как выражала ласточка своё горе?

Как вы оцениваете поступок поэта?

Сочувствовал ли он ласточке?

Подтвердите ответ словами стихотворения.

Кто первым откликнулся на крик ласточки? Подтвердите ответ словами из текста.

Правильно! Детьми, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками.

Словесное иллюстрирование:

А какую бы вы нарисовали иллюстрацию к данному стихотворению на месте художника?

Какой вы видите ласточку?

Работа над образами героев:

Какой перед нами предстает ласточка?

Рифма стихотворения:

Из скольки строф состоит это стихотворение?

Какая рифма у этого стихотворения? Докажите.

Работа над выразительностью чтения:

Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения.

Какие правила выразительного чтения мы знаем?

Молодцы! Какие слова мы будем выделять при чтении?

Где сделаем паузы?

Сейчас, поиграем в игру «Я-диктор»

Представьте, что вы диктор радио и вам нужно прочитать стихотворение «Ласточка» так, чтобы заинтересовать слушателей.

Выразительное чтение стихотворения

О переживаниях матери – ласточки, потерявшей птенца, сопереживании чужому горю.

Носится с криком, выпал птенец, вырыл могилку, не веря концу.

Носилась, рыдая, пытаясь найти птенца.

Поступил гуманно, показал пример детям.

Да.

- «Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним».

- «Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда».

Она предстает в образе матери, которая не может пережить потерю птенца.

Как гуманный, сострадательный человек.

Из 3.

Перекрёстная.

Фронтальная; беседа, словесное иллюстрирование, работа над выразительностью чтения.

  1. Обобщающая беседа

3 мин

Слайд 12:

Групповая работа:

Охарактеризуем это стихотворение при помощи синквейна.

Синквейн (франц. – «пять») – стихотворение из пяти строк.

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

Можно ли сказать, что стихотворение является поучительным?

Почему?

Правильно, а еще учит быть ответственными за возложенные на нас обязанности, чтобы по нашей вине не произошло чего-либо непоправимого. В то же время учит состраданию, соучастию, быть не только наблюдателем, но помочь чем-то.

Выполняют задание в группах.

Ласточка

Чувствительная, маленькая

Летает, ищет, рыдает

Страдалица, мать

Да

Учит быть более чуткими, внимательными.

Групповая; синквейн.

  1. Подведение итогов урока

2 мин

С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

Достигли мы поставленной цели?

Отвечают на вопросы учителя.

- «Ласточка»

М.Н.Рубцов

Фронтальная; беседа.

  1. Рефлексия

2 мин

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

Покажите, на сколько сегодня вы:

Были активны на уроке.

На сколько вы поняли новую тему.

На сколько вам понравился урок

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).

Оценивают работу на уроке.

Фронтальная.

  1. Домашнее задание

2 мин

Чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Ласточка».

Записывают задание в дневник.

Фронтальная.

Карточки для работы в группах:

Ласточка

Пословицы Ласточка весну починает, а соловей кончает. Благовещенье без ласточек - холодная весна. Ранние ласточки - к счастливому году.

Н.М. Рубцов «Ласточка»

Ласточка Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда. Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу. Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим… Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?

Синквейн 1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.