Русский конспект осложненное простое предложение. Вид связи: управление, примыкание. Тема: Простое осложнённое предложение. Вводные слова

Тема: Простое осложненное предложение

Цель: повторить знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

Критерии успешности:

  1. Я знаю,что такое простое предложение.
  2. Я могу определить, какое предложение осложненное, а какое неосложненное;
  3. Я понимаю, какие предложения могут быть осложненными.
  4. Я могу привести примеры осложненных предложений.

Ход урока:

Психологический настрой.

Приветствие.

Минутка лингвистического открытия (словарная работа).

Я дарю вам сладкие лучики из солнца, лучики для настроения. Провожу деление на пары по лучикам(конфетам)

II Актуализация знаний

Запись на доске: (Задание выполняется, стоя у доски)

Слово-одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький) (высказывание размещено на экране)

Прочитайте высказывание М.Горького. Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?(беседа)

Назовите основу предложения.(один ученик)

Дайте синтаксическую характеристику(по одному признаку каждый ученик)

Чем осложнено?

Как вы думаете, почему я предложила вам начать работу именно с этого предложения? Как будет называться тема урока? (Простое осложненное предложение)

Какова цель урока? (научиться и повторить)

Провожу деление на пары через солнышко из конфет.

III Операционно-познавательный

Беседа.

Какие знания помогут нам быть успешными на уроке? Что необходимо знать,чтобы получить хорошие оценки?

Чем может осложняться простое предложение?

(Запись на доске производится учащимися):

1.Однородные члены предложения.

2Обособленные определения.

3.Вводные слова и вставные конструкции.

4.Обособленные обстоятельство, дополнение.

6. Обращения.

7. Уточняющие члены предложения.

Задания для пар (6 минут)

1 пара.

Выберите три позиции и проиллюстрируйте их своими примерами. Докажите, что эти предложения осложненные.

2 пара

Проиллюстрируйте все позиции, используя материал из любых источников. Докажите, что эти предложения осложненные.

3 пара

Подробно проиллюстрируйте вторую позицию. Докажите, что эти предложения осложненные.

Оценивание: «Две звезды и одно желание».

2. Для следующего задания нам понадобится обратиться к карточкам.

А как вы предлагаете выполнить это задание?

Для оценивания этой работы предлагаю разработать критерии оценивания.

(Научность. 2балла. Доказательность (факты) 1балл, логичность выступления 1балл, аккуратность выполнения 1балл.) Записать на постере и разместить на доске.

Задания выполняются на постере 15 мин.

Выступление. 5 мин.

Взаимооценивание с выставлением баллов по критериям.

IV Контрольно-оценочный.

1.Горячий стул. Оценивание- стратегия большой палец .

2.Задайте один толстый, один тонкий вопрос своему однокласснику.

Оценки: обсуждаются с учителем.

V Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Осенние зарисовки», используя только осложненные предложения.

VI Рефлексия: Достигли ли мы цели нашего урока? что повторили на уроке? Какое задание было выполнять легко, а с какими возникли трудности? Как вам пригодятся знания в жизни?

Приложение

Задание для пар:

Задание: Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу.

2. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков).

3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).

4. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

5. О чем ты воешь ветер ночной? (Ф. Тютчев).

6.Над степью заслонив солнце в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (М. Шолохов).

7.М.Горький писал «Слово одежда всех фактов всех мыслей.»

Задание: Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу.

2. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков).

3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).

4. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

5. О чем ты воешь ветер ночной? (Ф. Тютчев).

6.Над степью заслонив солнце в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (М. Шолохов).

7.М.Горький писал «Слово одежда всех фактов всех мыслей» .


1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Дедушева Вера Владимировна МОАУ «СОШ №25 г. Орска»

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Подготовка к ОГЭ.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательная :

1. Повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения(определениях, обстоятельствах, вводных словах, однородных членах).

2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных членов предложения в различных синтаксических конструкциях.

4. Закрепить умения анализа текста.

Развивающая:

1. Создать условия для развития умения анализировать образную систему произведения.

2. Обогащать активный словарный запас школьников.

3. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.

Воспитательная:

1. Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы художественного произведения

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Ход урока

    Вступление.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к итоговой аттестации. Наша с вами задача повторить сегодня обособленные члены предложения. Вспомнить знаки препинания при обособленных членах предложения. Мы с вами должны научиться видеть обособленные члены предложения в тексте.

II . Повторение изученного:

    Проверка домашнего задания:

а) обособленное определение

Задание №1

1) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался своим размышлениям.

Задание №2

Составьте схемы к данным предложениям

1) Ошеломленная невероятным известием, мать неотрывно смотрела на отца.

2) Табун между тем уже медле(н,нн)о стал разбредаться по (не)сбитому ещё лугу, покрытому росой и паром.

Индивидуальные карточки

Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.

Действия человека, совершаемые по размышлении, называются поступками.

Стебли, высохшие за жаркое лето и звенящие на ветру, покрывают дикую степь.

2) Работа со средствами художественной выразительности (задание 3 ОГЭ)

(Найти соответствие)

1.Фразеологизм

2. Олицетворение- А

3. Анафора-Г

4. Сравнение-Б

5. Эпитет-В

Эпитет- художественное определение (красочное определение)

Олицетворение- наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим какого-либо предмета другому с помощью союзов: как, словно, подобно

Инверсия- обратный порядок слов

Анафора- повторение начальных слов, строки, строфы или фразы, единоначатие

Фразеологизм- устойчивое словосочетание.

Как мы понимаем смысл данного высказывания?

Найти пунктуационную ошибку в предложении. Объяснить.

(у доски самостоятельно работает ученик)

4) Устное фронтальное повторение материала об обособленном определении.

(рассказывают дети)

(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)

5) Проверка работы у доски учащихся. (Проверяют дети.)

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

1.Это было давно, лет сорок назад. 2. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скоше…ому лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. 3.Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
4.От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. 5.Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. 6.Берегись тогда, живая душа. 7.Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
8.Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. 9.Глаза ее были прищемле…ы мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваче…ый морозом лист, болталась.
10.Я узнал птицу. 11. Это был коростель, дергач по-нашему. 12.Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. 13. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. 14. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
15. Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубле…ую птицу...
16. Много лет я живу и всякого навидался. 17. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. 18. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? 19.Зачем?

В.П.Астафьев.

Задания к тексту

1.Определите стиль и тип речи данного текста.

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве____

Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки,(1) поросшей тальником, (2)увидел птицу. Она услышала меня,(3) испугалась и вдруг бросилась бежать,(4) неуклюже заваливаясь набок.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном определении____

Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, (1)потому я и догнал его. Худое,(2) почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость,(3) что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто,(4) сдуру загубленную птицу...

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном приложении_____

Я взял в руку птицу с завядшим, (1)вроде бы бескостным тельцем.Глаза ее были прищемлены мертвыми, (2) бесцветными веками,(3) шейка,(4) будто прихваченный морозом лист, (5)болталась. Это был коростель, (6) дергач по-нашему.

6. Замените словосочетание бесцветными веками, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным со связью управление._________________________________

7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

6) Работа с текстом

О чем данный текст?

Определите стиль и тип речи данного текста(художественный, повествование с элементами описания)

Работа с заданиями к тексту

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве

Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки,(1) поросшей тальником, (2)увидел птицу. Она услышала меня,(3) испугалась и вдруг бросилась бежать,(4) неуклюже заваливаясь набок.

7) Закрепление условий обособления обстоятельств. Вспомнить условия обособления (устная работа с предложениями)

В каких предложениях запятая при деепричастном обороте не ставится:

1) Посмотрев на поступки человека взгляни на их причины

2) Вся команда судна чинит паруса не покладая рук.

3) Полосы солнечных отблесков от волн мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев.

III . Подведение итогов урока.

Отметить положительные моменты урока, отметить недостатки. Прокомментировать оценки.

Рефлексия. (Дети продолжают фразу учителя.

Мне сегодня на уроке понравилось….

Я сегодня испытывал затруднение в ……

Мне сегодня было интересно узнать о….

Мне сегодня было легко…..

Мне сегодня было трудно….

IV . Домашнее задание.

Работа с заданиями к тексту.

Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.

Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.

ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.

(Запись понятия в словари-справочники).

Учитель: Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.

(Выслушиваются ответы учащихся).

- рассказать об обособленном обстоятельстве(2 группа)

Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины

И опять самолет рванулся в небо раскалывая и дробя мерзлый воздух

Полосы солнечных отблесков от волн мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев.

Пролетев поначалу ровно и широко над землёй буря где-то далеко ударившись о горы собрала всю себя в ущелье и снова ушла в свою стихию.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции.

Технологии: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока «Простое осложнённое предложение». Она рассчитана на несколько уроков, а сейчас мы постараемся закрепить материал, изученный в предыдущих классах, вспомним односоставные предложения.

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

Какие предложения являются определенно-личными? Обобщенно-личными?
- Как определить неопределенно-личные предложения?
- Чем выражено сказуемое в безличном предложении?
- Как называются предложения, где главный член выражен существительным?

На партах у учащихся лежат листки с предложениями (по вариантам)

Задание: определить вид односоставного предложения.

1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.)
2. Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу. (Б. Окуджава)
3. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин)
4. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин)
5. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь)
6. По улицам слона водили… (И. Крылов)

1. Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин)
2. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв)
3. И скучно и грустно (М. Лермонтов) ; Но в них не видно перемены… (А. Пушкин)
4. Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн)
5. Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин)
6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
7. Сделал дело — гуляй смело.

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задания под контролем учителя.

3. Объяснение материала

а) Синтаксическая пятиминутка

1. Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и, наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте.

Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово.

2. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

Учащиеся выделяют грамматические основы предложения.

Подумайте, чем отличается сложные и осложненные предложения. Как определить, какое оно?

Делается вывод.

б) Работа над презентацией (Приложение 1 )

Анализ 1 слайда. Запись в тетрадях.

Учитель: Вспомним, какие члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах. Работа над 2 слайдом.

Вопросы: что делая? что сделав? как? Какой это обособленный член?

Расставьте знаки препинания, объясните схемы. Анализ 3 слайда.

Назовите вопросы определения и условие для обособления. Работа над 4 слайдом.

Что такое вводные слова, как они выделяются на письме?
- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? Что добавляют к смыслу предложения вставные конструкции?

Анализ 5 и 6 слайда.

В каких случаях мы используем обращения в нашей речи? Объяснение знаков препинания по 7 слайду.

в) Работа над упражнением в учебнике (222).

Задание: определите, чем осложнены данные предложения. Средства осложнения выделены. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения и выделения (предложения разбираются по вариантам)

г) Работа над орфограммами:

т..рчат (не)погоды
пот..мнели свинц..м
сла..ко дремл..т
(темно) зеленый об..ятый
г..лубой ябл..ни
убеле(н,нн)ой др..жащими

А сейчас давайте поработаем редакторами. Перед вами небольшой отрывок из художественного текста. Внимательно прочитайте и расставьте знаки препинания. Чем осложнены предложения? Работа над 8 слайдом.

5. Тест по простым осложненным предложениям

Тетради учащихся собираются на проверку.

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4 2) 1 3) 3 4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 2,3,4

5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода - дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)
2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов)
3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутым берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)
4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.
5) А Петр Петрович, по крайней мере, по многим признакам человек весьма почтенный (Ф.Достоевский)

1. Укажите предложения с обращениями.
2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.
4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.
5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

6. Общие выводы. Подведение итогов урока

В каких случаях простое предложение считается осложнённым?
- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?
- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

7. Рефлексия (9 слайд)

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об односоставных предложениях, вспомнили обособленные, однородные члены, вводные слова, поработали редакторами текста. Надеюсь, что вам понравилась наша коллективная работа.

8. Выставление оценок

9. Информация о домашнем задании:

1. Подготовить сообщение о простых осложненных предложениях.
2. Составить 8 осложненных предложений, объединенных темой патриотизма.