Проект «Культурное наследие моей семьи. Работа с МАК. Упражнение "Наследие Семьи"

Семейное наследие

Не так давно мои родители осиротели. Не стало бабушек, умер
дедушка….. Мама часто говорит, что вещи смогли пережить своих хозяев. И
сейчас решается их судьба. Что­то мы выбрасывали, что­то отдали людям. А
некоторые вещи мама и папа оставили как память. Среди них оказались
фотоальбомы. Сначала я не поняла, на что нам эти толстые, потрепанные, с
пожелтевшими страницами толстые книжки, ведь теперь такие яркие, с
блестящими страницами, да цветными фотографиями. И зачем хранить с
незнакомыми лицами фотографии? Но как­то летним вечером я застала маму и
папу за очень увлекательным занятием. Они смотрели фотографии. Тут без меня
не обошлось. Оказывается, мама и папа тоже когда­то были маленькими и
такими смешными. А моя любимая бабушка Эмма с фотографии смотрит таким
похожим на меня ребенком. Еще мама, часто перекладывая фотографии,
бабушку и дедушку называла «дети войны». Я раньше слышала, что у бабушки
Тамары и дедушки Пети не было папы. А почему, не знала. Когда­то бабушка
Эмма много рассказывала о себе. Свое детство называла голодным и трудным. Я
и это понять не могла. Разложенные веером на полу фотографии. У меня
вопросы: «Кто это? Где это? Когда это?..»
семья наследие память
Рис. 1
Эта фотография одна из старейших в альбоме. Справа мой прапрадедушка
Иван Чичикалов. Здесь он сфотографировался, когда закончилась Первая
мировая война. Мама говорит, что это где­то 100 лет назад. Он был настоящим
солдатом: Первая мировая, потом гражданская война, война с Финляндией, а
погиб где­то под Витебском в 1941 году. Похоронка пришла на без вести
пропавшего солдата.

Рис. 2
На этой довоенной фотографии ­ портрете прабабушка Женя Чичикалова
и прадедушка Роман Захаров. На начало Великой отечественной войны их дочке
Нине было 5 лет, а сыну Пете 1 неделя (мой дедушка). Прадед так и не узнал, что
у него родился сын. Он был в командировке и без вести пропал в первые дни
войны, а прабабушка осталась с двумя детьми одна.
Рис. 3

Горбачев Иван Филиппович. Во время Великой Отечественной войны был
помощником машиниста поезда. В 1943 году под Новосокольниками их поезд
разбомбили фашисты. 22 января 1944 года родилась дочь Тамара (моя бабушка),
а погиб прадед в эти же дни под деревней Маево Псковской области.

Рис. 4
Брат Павел моей прапрабабушки Жени. Имел многочисленные ранения.
Умер после окончания войны. И подпись интересная. Ведь эта одна из первых
мирных фотографий. Она уже вся поврежденная, но надпись чернильная и
карандашная осталась.
Это любимая тетя Граня бабушки Эммы. Вторая справа в среднем ряду.
Калугина Глафира Васильевна прошла всю войну медсестрою (и там же служила
до пенсии) в рядах 7 гвардейской воздушно­десантной Краснознамённой ордена
Кутузова дивизии г. Каунас, Литовской ССР.

Рис. 5
Рис. 6
Антроповский Гаргоний Николаевич (слева) ­ это старший брат Бабушки
Эммы. Он тоже был участником Великой Отечественной войны. О нем в нашей
семье говорят мало, потому что сразу после войны он трагически погиб. Всю
войну прошел, а в мирное время пожить не удалось.
А вот эти фотографии, как мне показалось сначала, в наш альбом попали
случайно. Но мама сказала, что ничего случайного не бывает. Страшное время.
Дети­сироты все как один.
Это начало 50 годов прошлого столетия. Бабушка Тамара маме
рассказывала, что она участвовала в открытии памятника братского захоронения
на гражданском кладбище в деревне Трехалево Невельского района Псковской
области. Бабушка несет венок в первом ряду.

Рис. 7
А фотографии этого памятника ­ тоже живая история.
Рис. 8
Начало 70­х годов прошлого столетия. Деревня Турки ­ Перевоз
Невельского района Псковской области. Здесь из остатков боевого снаряжения и
разорвавшихся снарядов, покореженного оружия был создан памятник.
Создавали его сами солдаты своим погибшим товарищам, о чем свидетельствует
надпись на фото. В 80­е годы это место было благоустроено и памятник
реставрирован. Эту фотографию моя бабушка подготовила сестре одного из
погибших на этом месте солдат, которая приехать на могилу брата не могла. К
сожалению, кроме фамилии Иноземцев, других сведений не сохранилось. Это
фото ­ одно из нескольких, по каким­то причинам бабушка его не послала. На
этих фотографиях его первоначальный вид на начало 70­х годов. В наши дни это
место изменилось. Когда мы едем в деревню к родственникам, мы проезжаем
мимо целого сквера памяти, но об этом мой следующий репортаж, если он вас
заинтересует.
Я сделала для себя открытие: семейное наследие ­ это не только дома,
машины и прочее, но память поколений, передающаяся по наследству. Эти
семейные фотографии хранились родителями моих родителей, а теперь их буду

Государственное управление образования Псковской области <#"center">Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Невеля Псковской области

Акция «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны»

Семейное наследие

Туриада - 2013

Не так давно мои родители осиротели. Не стало бабушек, умер дедушка….. Мама часто говорит, что вещи смогли пережить своих хозяев. И сейчас решается их судьба. Что-то мы выбрасывали, что-то отдали людям. А некоторые вещи мама и папа оставили как память. Среди них оказались фотоальбомы. Сначала я не поняла, на что нам эти толстые, потрепанные, с пожелтевшими страницами толстые книжки, ведь теперь такие яркие, с блестящими страницами, да цветными фотографиями. И зачем хранить с незнакомыми лицами фотографии? Но как-то летним вечером я застала маму и папу за очень увлекательным занятием. Они смотрели фотографии. Тут без меня не обошлось. Оказывается, мама и папа тоже когда-то были маленькими и такими смешными. А моя любимая бабушка Эмма с фотографии смотрит таким похожим на меня ребенком. Еще мама, часто перекладывая фотографии, бабушку и дедушку называла «дети войны». Я раньше слышала, что у бабушки Тамары и дедушки Пети не было папы. А почему, не знала. Когда-то бабушка Эмма много рассказывала о себе. Свое детство называла голодным и трудным. Я и это понять не могла. Разложенные веером на полу фотографии. У меня вопросы: «Кто это? Где это? Когда это?..»

семья наследие память

Эта фотография одна из старейших в альбоме. Справа мой прапрадедушка Иван Чичикалов. Здесь он сфотографировался, когда закончилась Первая мировая война. Мама говорит, что это где-то 100 лет назад. Он был настоящим солдатом: Первая мировая, потом гражданская война, война с Финляндией, а погиб где-то под Витебском в 1941 году. Похоронка пришла на без вести пропавшего солдата.

На этой довоенной фотографии - портрете прабабушка Женя Чичикалова и прадедушка Роман Захаров. На начало Великой отечественной войны их дочке Нине было 5 лет, а сыну Пете 1 неделя (мой дедушка). Прадед так и не узнал, что у него родился сын. Он был в командировке и без вести пропал в первые дни войны, а прабабушка осталась с двумя детьми одна.

Горбачев Иван Филиппович. Во время Великой Отечественной войны был помощником машиниста поезда. В 1943 году под Новосокольниками их поезд разбомбили фашисты. 22 января 1944 года родилась дочь Тамара (моя бабушка), а погиб прадед в эти же дни под деревней Маево Псковской области.

Брат Павел моей прапрабабушки Жени. Имел многочисленные ранения. Умер после окончания войны. И подпись интересная. Ведь эта одна из первых мирных фотографий. Она уже вся поврежденная, но надпись чернильная и карандашная осталась.

Это любимая тетя Граня бабушки Эммы. Вторая справа в среднем ряду. Калугина Глафира Васильевна прошла всю войну медсестрою (и там же служила до пенсии) в рядах 7 гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова дивизии г. Каунас, Литовской ССР.

Антроповский Гаргоний Николаевич (слева) - это старший брат Бабушки Эммы. Он тоже был участником Великой Отечественной войны. О нем в нашей семье говорят мало, потому что сразу после войны он трагически погиб. Всю войну прошел, а в мирное время пожить не удалось.

Это начало 50 годов прошлого столетия. Бабушка Тамара маме рассказывала, что она участвовала в открытии памятника братского захоронения на гражданском кладбище в деревне Трехалево Невельского района Псковской области. Бабушка несет венок в первом ряду.

А фотографии этого памятника - тоже живая история.

Начало 70-х годов прошлого столетия. Деревня Турки - Перевоз Невельского района Псковской области. Здесь из остатков боевого снаряжения и разорвавшихся снарядов, покореженного оружия был создан памятник. Создавали его сами солдаты своим погибшим товарищам, о чем свидетельствует надпись на фото. В 80-е годы это место было благоустроено и памятник реставрирован. Эту фотографию моя бабушка подготовила сестре одного из погибших на этом месте солдат, которая приехать на могилу брата не могла. К сожалению, кроме фамилии Иноземцев, других сведений не сохранилось. Это фото - одно из нескольких, по каким-то причинам бабушка его не послала. На этих фотографиях его первоначальный вид на начало 70-х годов. В наши дни это место изменилось. Когда мы едем в деревню к родственникам, мы проезжаем мимо целого сквера памяти, но об этом мой следующий репортаж, если он вас заинтересует.

Я сделала для себя открытие: семейное наследие - это не только дома, машины и прочее, но память поколений, передающаяся по наследству. Эти семейные фотографии хранились родителями моих родителей, а теперь их буду хранить и я.

26 мая врио губернатора Орловской области Андрей Клычков опубликовал в Instagram пост о встрече с Председателем Императорского Православного Палестинского Общества Сергеем Степашиным .

Для региона это огромная честь и ответственность. Мы с особым уважением относимся к великому наследию, оставленному нам предками, - заявил А. Клычков. - Вся тысячелетняя история России убеждает нас в том, что вера и патриотизм - духовный стержень великой Российской державы. Убеждён, что данный семинар станет важным вкладом в дело укрепления духовных ценностей и процветания Русского мира».

Для Дмитровского района встреча делегации членов Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) стала почётной миссией. Глава района Сергей Козин радушно приветствовал гостей со всей страны у ворот городского парка, расположенного на территории усадьбы Дмитрия Кантемира. Научный сотрудник Дмитровского историко-этнографического музея Кристина Храмченкова провела обзорную экскурсию по городскому саду, знакомя с историческими фактами, рассказывая легенды, показывая гостям уникальный альбом с фотографиями.

Одна из красивых легенд о привидении весьма заинтересовала гостей. Фотография, сделанная на память у башни Кантемировского парка, размещена на сайте Императорского Православного Палестинского Общества. Не рассказали бы наивную «детскую страшилку» - не увидело бы мировое научное сообщество фотографию из нашего провинциального города.

Нам удалось побеседовать с заместителем председателя Московского отделения ИППО Сергеем Юрьевичем Житенёвым . Работая заведующим Отделом культуры и образования Правительства РФ, он содействовал возвращению монастырей и храмов Русской Православной Церкви, разработал нормативные акты по созданию системы особо ценных объектов культурного и природного наследия. При его непосредственном участии были созданы: Государственная академия славянской культуры, Российский государственный социальный университет, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва.

Сергей Юрьевич рассказал о том, что семинар посвящён 100-летию мученической гибели императорской семьи Романовых и трагической кончины второго председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Место проведения семинара было выбрано не случайно: Орловскую землю неоднократно посещал Великий князь Сергей Александрович и преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна .

Митрополит Орловский и Болховский Антоний ,приветствуя в первый день семинара его участников, рассказал о том, что в селе Долбенкино находилось великокняжеское имение первых председателей Императорского Православного Палестинского Общества, которое сохранилось до настоящего времени. Делегация после знакомства с Кантемировским парком и посещения храма Димитрия Солунского отправилась в женский монастырь Ксении Петербургской в селе Долбенкино.

Игуменья Ксения лично встречала людей, которые трепетно, по крупицам собирают, приумножают и сохраняют всё, что связано с императорской семьёй. Именно здесь, в монастыре, продолжают дело Елизаветы Фёдоровны благими делами, добрыми помыслами и молитвами. Великий князь Сергей Александрович и его супруга незримо опекают своё имение, прихожане чувствуют это, а матушка Ксения не устаёт благодарить Господа за предоставленную возможность помогать людям.

Ухоженная территория монастыря произвела колоссальное впечатление на почётных гостей. Досконально знающие образ жизни императорской четы участники семинара отметили для себя, что так же, как и при Романовых, здесь произрастают диковинные растения, привезённые со всего мира, благоухают цветы, выращивают овощи и фрукты. Всё находится в идеальном порядке, трудятся на общее дело все, включая матушку. Осмотрев обитель, прикоснувшись к частичке мощей Елисаветы Феодоровны, поклонившись иконам, делегация направилась к школе, находящейся на территории. Матушка Ксения рассказала, что при монастыре действует Свято-Елисаветинский духовно-просветительский центр, где всегда найдут помощь женщины и девочки-подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Мы никого не бросаем, ведь дети не виноваты. Помогаем всем, чем можем, - рассказывает во время экскурсии игуменья Ксения. А глава района Сергей Козин дополняет, что монастырь в селе Долбенкино стал центром духовной жизни не только Дмитровского края, но и соседних областей. Люди тянутся сюда за помощью и получают её. Никому не отказывает добрая матушка, продолжая благое дело Великой княгини Елизаветы.

В центральном княжеском доме сейчас располагается школа. Духовно-нравственное воспитание школьников, тесное сотрудничество со школой - это также матушкины заботы. О каждом она думает, всех опекает, согревает любовью и молитвами.

Мы благодарны Орловскому отделению ИППО за предоставленную возможность побывать здесь. То, что существует эта усадьба, для нас всех в хорошем смысле - это открытие. Мы благодарим за гостеприимство матушку, главу района Сергея Александровича. Благодаря вашим трудам наше культурное, духовное наследие сохраняется. Это рождает надежду на то, что мы сможем помочь мемориализовать это место, развить монастырь, школу. Мы будем думать, какой проект реализовать здесь, конечно, в соавторстве с вами, - сказал С. Ю. Житенёв в трапезной, куда матушка пригласила отведать молочные продукты с монастырской мини-фермы, свежий мёд из одуванчиков и собственноручно испечённые блины. - Посещение села Долбенкино - это бесценный подарок, который нам предоставила Орловская земля. Мы обязательно подумаем о развитии и сохранении этого наследия. Я очень порадовался. Живёт монастырь, он развивается, превращается в градообразующее предприятие. Здесь жива школа, есть дети. Помогают глава района, все местные жители. Это счастье! Земным поклоном благодарим вас и желаем следовать Божьему повелению. Только с Божьей помощью можно сделать всё.

Монастырь в селе Долбенкино посещают паломники со всей России. Возможно, все испытывают подобные чувства невероятной лёгкости и светлой радости, но не каждый может словами выразить так, как это сделали профессора, деятели науки и искусства.

Руководитель Калужского отделения В. Н. Гороховатский в своём обращении к присутствующим подчеркнул интересную особенность, которая, по его словам, имеет тайный смысл. Главу Дмитровского района и Великого князя Романова объединяет общность имени и фамилии, поэтому Сергей Александрович Козин должен и впредь походить делами и помыслами на своего тёзку. «Очень важно, что есть люди, которые не формально почитают семью Романовых, а живут этим. И каждый день нас спасает Елизавета Фёдоровна, когда мы прикасаемся к ней посредством тех мест, где она была. Всех нас, собравшихся на семинар, объединяет любовь к Богу, любовь к ближнему, милосердие и всё то, что заложила Елизавета Фёдоровна», - сказал В. Н. Гороховатский.

Доктор исторических наук, профессор, почётный гражданин Орловской области Виктор Анатольевич Ливцов - заместитель председателя Орловского регионального отделения ИППО выразил общее мнение собравшихся, отметив важность проекта по сохранению усадьбы Романовых, поддержал чаяния матушки Ксении по созданию православной школы и идеи дальнейших преобразований на территории села Долбенкино.

Провожая гостей, глава района пригласил их на празднование Дня города. Обещали приехать, если будет возможность. «До скорой встречи!» - говорили они, конечно же, не зная, что новая встреча состоится уже на следующий день.

В воскресенье, на праздновании Троицы в «Орловском полесье», к подворью Дмитровского района подошла уже знакомая и почти родная делегация руководителей региональных отделений Императорского Православного Палестинского Общества. Тепло поприветствовав друг друга, поздравив с праздником, сделали фотографию на память. На добрую память о перспективном плодотворном общении, которое, даст Бог, станет новым витком в истории императорской семьи.

Презентация книг «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» издательства "Никея" состоялась 24 марта в Музее-Храме Святителя Николая в Толмачах.


Семья Пестовых-Соколовых – это три поколения уникальной московской поистине православной семьи. На протяжении многих поколений вера в Бога помогала Соколовым – Пестовым выстоять в непростое время XX века, и только благодаря вере они сохранили стойкость духа и лучшие традиции православной семьи.

На встрече присутствовала Екатерина Соколова-Ткаченко, вторая дочь Натальи Николаевны и отца Владимира, внучка Николая Евграфовича Пестова, протоиерей Николай Соколов а также отец Николай Важнов, настоятель маросейского храма, супруг Любови Владимировны, младшей дочки матушки Наталии Николаевны Соколовой.

10 не придуманных историй веры

Собравшихся приветствовал директор издательства “Никея” Владимир Лучанинов. “Мы видим переход от XX века к XXI в истории одной семьи”, – сказал Владимир, – “сейчас все говорят о разрыве традиций. У нас нет опыта воплощения Евангельских заповедей, на которые мы могли бы опереться”, и все же есть одна семья, в которой традиции веры были удивительным образом сохранены в самые трудные годы.

Владимир Лучанинов вспомнил о психологическом эксперименте, который проводился в XX веке, когда в комнату пускали одного человека и двадцать подготовленных участников, отвечавших неправильно на очевидный вопрос. Выслушав неправильные ответы, ничего не подозревавший человек, тоже говорил неверный ответ, но, если в группе был хоть один участник, отвечавший правильно, тот человек чувствовал поддержку и тоже озвучивал верное мнение. По словам директора “Никеи” собрания воспоминаний Пестовых-Соколовых для многих в годы гонений на Церковь стало именно такой поддержкой. “Эти книги называют белое – белым”, – добавил он.

Владимир Лучанинов вспомнил себя студентом Свято-Тихоновского православного университета. Его факультет перевели на станцию метро Юго-Западная и из центра Москвы теперь до занятий приходилось добираться довольно долго. В мрачном настроении в лифте с друзьями, поднимаясь на пары, он встретил протоиерея Николая Соколова. Шел Великий пост. Отец Николай улыбнулся хмурым студентам “Ешьте шоколад, и все будет хорошо”, – подбодрил протоиерей Николай Соколов, разрешив, чтобы победить уныние, небольшое послабление поста

“Роду Соколовых – 300 лет”, – начал свой рассказ протоиерей Николай Соколов, – “Мои дедушки и бабушки – ‘волжане’, выходцы с Волги, бабушка – из Углича. Я помню, как в моем детстве мы с бабушкой посещали Третьяковскую галерею. Остановившись перед картиной “Утро стрелецкой казни”, бабушка сказала “никогда не выступай против власти. Вот, – расстреливают наших предков”

Рассказывая о Николае Евграфовиче Пестове, протоиерей Николай вспомнил, как видел его горячо молящимся в четыре-пять утра. “Мы просыпались от того, что дедушка плакал и бил поклоны. Он был горящей свечой перед Богом. Бабушка говорила ему: “Оставь ты Бога в покое, Он тебе все простил”. Только после смерти дедушки мы узнали, за что он просил прощения”. Михаил Евграфович сражался против Колчака на стороне Красной армии, но “Бог вернул его на Свою сторону”.

Первым читателем книг Михаила Евграфовича стал его сын Николай Пестов, погибший на фронте в Смоленской области в 1943 году. Получив похоронку, Михаил Евграфович нашел в себе силы сказать “Слава Богу за все”, такова была сила его веры. Письма Коли Пестова с фронта, никогда ранее не издававшиеся, войдут новое издание книги “Жизнь для вечности”. Эти письма - ценнейшее свидетельство не только о самом Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили.

Протоиерей Николай Соколов представил также иконы написанные Натальей Николаевной. “Она не могла не писать, писала то, что было у нее на душе”, – сказал отец Николай, показав собравшимся образ Богоматери, написанный Натальей Николаевной под вдохновением от такого же образа, явившегося ей в форме инея на окне морозным утром.

Тепло вспоминал Наталью Николаевну и священник Николай Важнов, называя ее не иначе как “своей второй мамой”.

“Мы имели счастье ухаживать за ней до последних дней, – сказал отец Николай, – милость Божия – жить в такой замечательной семье Соколовых”. Натальи Николаевны не стало 24 января 2013 года. Она была живым свидетелем эпохи мученичества, исповедничества, писала прекрасные иконы, дарила любовь ближним. Священнику Николаю Важнову при встрече матушка Наталия подарила свой нательный крестик в знак своей любви, который он продолжает носить по сей день.

“Каким счастливым было время нашего детства!”, – вспоминала, выступая на встрече Екатерина Соколова-Ткаченко, – “Мы не видели ни пьянства, ни ссор. Нас оберегали от всего”. Екатерина Владимировна прочитала два отрывка из дневников матушки Наталии, которые та вела с 1936-го года. Трогательные и не по-детски мудрые письма 10-летней девочки и надпись, сделанная рукой ее мамы, – в 11 лет, в день рождения она “убрала навсегда свой кукольный уголок”. Детство кончилось.

“Когда началось “дело врачей”, на кафедре дедушки судили как врага народа ведущего химика. Профессора Юшкевича впоследствии приговорили, но дедушка не принимал в этом участия. Он демонстративно встал и вышел из зала”, – рассказала Екатерина Соколова-Ткаченко.

“Мои родители не были пионерами, но они очень хорошо учились, никаких санкций на них по этому поводу не накладывали. Причин отказа вступить в пионерскую организацию они не называли. Когда их вызывали, просто молчали”, – вспомнила Екатерина.

“В нашу семью часто приезжала монахиня Магдалина Пашкевич из Марфо-Мариинской обители. Она была из дворянского рода. Еще в 1917-1918 году она преподавала математику в Марфо-Мариинской обители. В то время, когда она приходила к нам, мне было 10 лет, а она была уже в возрасте, прошла и тюрьма, и ссылки. У нее не было пенсии, она жила на пожертвования. В Москве она останавливалась у нас, а потом уезжала обратно в неотапливаемый барак, а бабушка посылала ей посылки. Она была человеком необыкновенной души, очень кроткой. В один из визитов дедушка предложил ей принять у нас ванну и попросил меня вымыть ванну. Я почему-то сказала “не хочу”, уже не могу вспомнить почему. Наш кроткий дедушка сам взял специальную мочалку, вымыл ванну, а мне сказал: “сейчас ты отказалась вымыть ванну для святого человека. Ты знаешь, что она прошла страшную ссылку и тюрьмы, а ты не захотела сделать для нее даже такую малость. Подумай, кому ты отказала?”. Я помню об этом до сих пор”.

Бесконечное количество трогательных историй звучало на встрече, но всем было ясно, что их не уместить в формат небольшого диалога. Издательство “Никея” планирует издать серию их десяти книг. Некоторые из них уже издавались, со многими воспоминаниями читатели смогут познакомиться впервые.

Серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» открывает книга Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая в конце XX века стала бестселлером на церковном рынке. Посвященная “всем православным женщинам”, эта книга стала своего рода духовным руководством по воспитанию детей и семейной жизни уже для нескольких поколений православных семей.

Всего же планируется выпустить около 10-и книг.

Благодаря этим текстам мы сможем соприкоснуться со всем двадцатым веком, от первых его лет до последних. Проникнутые искренней верой, теплотой и любовью к ближним, слова из книг семьи Пестовых-Соколовых всегда будут звучать мощно и современно. Ведь это слова тех, кто жил для Вечности.

Наталия Николаевна Соколова, дочь известного православного подвижника, богослова и ученого Николая Евграфовича Пестова (1892 -1982), вдова священника Владимира Соколова (1920–1995), мать пятерых детей.

Николай (1950г.р.), Серафим (Епископ Сергий) (1951 -2000), Екатерина (1952 г.р.), Любовь (1954 г.р.), Фёдор (1959-2000). Все они посвятили свои жизни служению Церкви: дочери Любовь и Екатерина - регенты церковных хоров, сын Николай - настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ, кандидат богословия, профессор, духовник Олимпийской сборной команды РФ.