Почему именно Британия стала «владычицей морей»? двору и госслужбе. Была ли «чёрная смерть» чумой

В 1588 году английским адмиралом Френсисом Дрейком была разгромлена «Непобедимая армада» (подробнее об этом здесь): испано-португальскому могуществу на океанах был нанесен сокрушительный удар.

Победительница Великобритания уже тогда могла стать морским гегемоном. Однако близорукая политика первых Стюартов не позволила это сделать: короли Яков I и Карл I считали флот всего лишь роскошью, а не средством утверждения могущества своей державы.

В 1625 году Карл I предпринял поход на Кадис. «Собранный для этой цели флот состоял всего лишь из 9 военных и 73 коммерческих судов; он был настолько плохо укомплектован и вооружен, что потерпел полнейшую неудачу. Командующий флотом и многие командиры оказались никуда не годными, столкновения и аварии были обычным явлением. Дисциплина до такой степени пала, что 2 корабля с 300 солдатами дезертировали и принялись за морские разбои. Отвратительная пища и скверное обмундирование породили большую смертность среди матросов. Вот до чего опустился флот, победивший 37 лет тому назад Армаду» (Штенцель, «История войн на море»).

Возрождение британского флота связано с именем Роберта Блэка. Этот бывший кавалерист благодаря энергичной и эффективной деятельности заслужил всеобщее уважение матросов и офицеров. Он изгнал из флота взяточников и казнокрадов, стал заботиться о боевой готовности кораблей, придавал большое значение морально-боевым качествам солдат и офицеров. При нем побережье Великобритании было очищено от дюнкерских и мавританских пиратов, были одержаны несколько побед над испанскими и французскими эскадрами. Англичане вновь осознали свою морскую мощь и были готовы сражаться за морскую гегемонию.

Первым препятствием на этом пути для Великобритании была Голландия. Эта маленькая страна пышно расцвела после обретения независимости от Испании. Выгодное географическое положение позволило нидерландским купцам сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между испанскими колониями и странами Балтики. Голландский военный флот очистил моря от дюнкерских пиратов; были одержаны блестящие победы над испанцами.

Торговые и военно-морские успехи Нидерландов породили острую зависть у англичан – между двумя морскими державами начинается острое соперничество, которое вылилось в три англо-голландские войны (1651 – 1674).

В течение первых двух войн англичане, несмотря на численный перевес, терпели поражения: голландские адмиралы – Тромп, Кейн, Рюйтер – доказали полное превосходство своего флота над британским.

Во время третьей англо-голландской войны союзником Великобритании становится Франция. Однако даже объединенные англо-французские силы не смогли справиться с флотом Нидерландов: в Четырехдневном бою при Кампердауне Рюйтер вновь одержал блестящую победу.

Не сумев победить Голландию на море, англичане применили хитрый дипломатический маневр. Дождавшись, пока война между Францией и Нидерландами на суше разгорится сильнее, они решили заключить мир, потребовав взамен передачи им тех торговых преимуществ, которые ранее принадлежали голландцам.

После заключения этого мира война с Францией продолжалась ещё 4 года. Голландцы, всегда заботившиеся о боеспособности своего флота, оказывали значительно меньше внимания сухопутным войскам. Война с Людовиком XIV заставила их расходовать основные силы и средства на армию: голландский флот за 4 года пришёл в упадок. Великобритания в это время, напротив, заметно усилила свой флот и захватила ряд колоний. Так, в результате третьей англо-голландской войны, Нидерланды, несмотря на блестящие победы и на суше и на море, стали второстепенной державой Европы.

Последним соперником Великобритании на пути к власти над морями была Франция. Эта страна после Тридцатилетней войны стала ведущей державой Европы. Пока Англия и Голландия выясняли отношения между собой, французы создали сильный флот и захватили ряд колоний в Северной Америке, Африке, Индии. Франция в начале 18 века стала главным претендентом на морскую гегемонию. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через весь 18 век и завершилось лишь во время наполеоновских войн.

Первым серьезным столкновением Англии и Франции была война за Испанское наследство. Английский король Вильгельм Оранский создал против Франции и Испании сильную коалицию, в которую входили Англия, Нидерланды, Австрийская империя, Португалия и несколько более мелких государств. Французы потерпели поражение в той войне и были вынуждены заключить Утрехский мир, по условиям которого в руки англичан перешли Гиблартар, Менорка, ряд французских островов в Вест-Индии и Северной Америке. Положение Великобритании как ведущей морской державы укрепилось.

Следующим витком борьбы между Францией и Британией была Семилетняя война. Ввязав Францию в войну с прусским королём Фридрихом II, англичане захватили Канаду и почти все французские владения в Ост-Индии.

Английское могущество на морях пошатнулось в 1778 году во время войны американских колоний за независимость. Затяжная борьба с повстанцами, объединение французского и испанского флотов против англичан, российская политика «вооруженного нейтралитета» поставили военную мощь Британии под угрозу. Вскоре крупная британская колония, не без помощи Франции, обрела независимость. Французы ликовали.

Вековая борьба двух держав за морскую гегемонию окончилась во время революционных войн 1792-1815 годов. В 1798 году британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона одержал ряд побед над французами в Средиземном море, благодаря которым под власть английского короля перешли Мальта, Ионические острова, Египет. Великобритания вернула себе славу ведущей морской державы.

В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано-французского флота. Однако адмирал Нельсон не позволил этой эскадре прибыть по назначению: он встретил её у мыса Трафальгар. Там произошло крупнейшее в истории морское сражение.

Нельсон, не перестраивая свой флот в боевой порядок, атаковал двумя колоннами флагманские корабли противника. После выведения их из строя связь между кораблями французов была нарушена. Английский же флот, управляемый талантливым флотоводцем, действовал уверенно и решительно.

Адмирал Нельсон в конце битвы был убит, но это никак не повлияло на исход сражения – объединенный франко-испанский флот был уничтожен практически полностью.

Историческое значение Трафальгарской битвы громадно: Великобритания стала абсолютным морским гегемоном. Корабли всех стран приспускали флаг при виде британского судна. До 1914 года никто не смел оспаривать британскую власть над морями, а если и оспаривали, то терпели поражение, так как им прежде всего приходилось защищать собственные гавани.

В течение дальнейших 100 лет «владычица морей» создала огромную колониальную империю, занимавшую четверть Земной суши и рухнувшую лишь после второй мировой войны.

Англичане, «опоздавшие» к колониальному разделу мира (см. Португальские географические открытия , Первые колонии Америки , Конкиста ), стреми-лись как можно быстрее наверстать упущенное. Они не только основы-вали собственные колонии , но и пытались отвоевать их у других госу-дарств. Английские купцы в 1600 году создали английскую Ост-Индскую компанию .

Уже через 2 года первые 4 английских корабля побывали на «островах пряностей» и вернулись оттуда с грузом перца. С каждым годом торговля расширялась.

Англо-голландские войны

Заходя по дороге в индийские порты, англичане заметили, что индийские хлопчатобумажные ткани продаются по всем берегам Индийского океана, в том числе и в Индо-незии. Предприимчивые дельцы сообразили, что по дороге к «островам пряностей» можно заняться торговлей тканями. Для этого английская Ост-Индская компания, подобно другим европейцам, стала основывать фактории на побережье Индии. Торговое соперничество Англии и Гол-ландии привело к англо-голландским войнам , которые бушевали всю вторую половину XVII века.

Английские и голландские военные суда 15 раз сходились в морских сражениях, и победа, в конце концов, досталась англичанам. Победи-тели получили владения Голландии в Америке (кроме Суринама). Тог-да же, разгромив испанский флот, англичане захватили Флориду.

Теперь уже Англия была «владычицей морей». В стране даже появи-лась песня, припев которой начинался словами «Правь, Британия, мо-рями!». Материал с сайта

Совершенствование флота в 17 веке

За время англо-голландских войн искусство строительства боевых кораблей продвинулось далеко вперед. Корабли стали делать разных размеров в зави-симости от назначения. Резко возросла скорострельность орудий и дальность полета ядер. По противнику стреляли не только чугунными ядрами, но и за-жигательными бомбами, поджигавшими оснастку вражеского корабля. Судь-бу боя решала теперь не абордажная схватка, а умение артиллеристов, а так-же количество и качество орудий, размещенных на орудийных палубах. Морской бой вели линейные корабли (60—100 пушек, экипаж 450—750 чело-век) и фрегаты (35—50 пушек, экипаж 130—250 человек), выстроившиеся в ли-нию один за другим. Малые корабли — корветы и бриги (6—35 пушек, экипа-жи до 100 человек) — охраняли фланги своей эскадры, занимались разведкой. Бой выигрывал тот адмирал, эскадра которого сумела занять наветренное по-ложение, лишая противника возможности маневрировать парусами. Выбрав себе противника, корабли вступали в артиллерийскую дуэль. Брандеры (небольшие корабли, начиненные порохом) подводились к борту вражеско-го корабля и, взрываясь, топили его. Гибель большинства кораблей заставля-ла адмирала эскадры выходить из боя.

Да полно вам в показаниях-то путаться:) на конец XVII века пришлись победы Турвиля над британцами, уж вы бы хотя бы в вики посмотрели бы.

Добавлю и я кое-что к сказанному выше.

Во-первых, рекомендую для ознакомления - его автор Сергей Махов, автор нескольких книг о войне на море в эпоху парусных флотов, обстоятельно разбирает все вопросы, связанные с военно-морским соперничеством европейских держав (правда, когда он пишет о политике, хочется надеть противогаз, настолько все это ядовито, но что касается любого аспекта бытования парусного флота, в этом автор более чем компетентен).

Кроме того, что именно значит "владычество на море"? Означает ли это, что для господства в океанах достаточно иметь первый по численности вымпелов флот, или нужно что-то большее? Очевидно, что да. В XVI веке не Англия и не Франция были первой морской державой - ей была Испания, в конце этого столетия она была на пике могущества (все помнят про Непобедимую армаду, но Испания в описываемые времена посылала сопоставимые по силе соединения кораблей к британским берегам чуть ли не каждый год), и лишь с уходом со сцены короля Филиппа II (бывшего королем одновременно двух сильнейших морских держав своего времени, Испании и Португалии) Испания устремляется к закату своего могущества; однако несколько попыток вернуть его (или хотя бы вернуться в круг великих морских держав) эта страна предпринимала до самого начала XIX века (например при кард. Альберони) - сам факт постройки крупнейших кораблей парусной эпохи именно этой страной говорит сам за себя (но так и остались лишь попытками). XVII и XVIII век были временем самого острого соперничества на море практически по всему миру, и каждая новая война становилась причиной следующей. Статистика сражений между, к примеру, английским и французским флотами нисколько не указывает на "плачевную попытку реванша" - да, количественно за британцами больше побед, но чаще исход сражений был неопределенным, побед французского флота было также довольно немало (специально ради вас проверил, ничего подобного "жалкой попытке" и близко не было). Турвиль, Сюффрен и другие французские адмиралы одержали немало побед над английским флотом (читайте про них, а также про Войну за независимость 13-ти колоний). Кроме того, и это общепризнанный историками факт - французские корабли были лучше английских, сопоставимые по рангу линкоры французского флота были и крепче своих английских одноклассников, и имели более мощный бортовой залп.

И даже наполеоновские войны (известные, между прочим, Абукиром и Трафальгаром) не поколебали желания Франции добиться если не победы в военно-морской гонке, то хотя бы статуса равного. Несмотря на всю турбулентность XIX века (несколько революций, смена форм правления, тяжелое поражение во франко-прусской войне) французы упорно пытались оспаривать английское господство. Так, броненосцы у обеих держав появляются практически одновременно - до сих пор спорят, британский ли Warrior или французская La Gloire был первым океанским броненосным кораблем первого ранга (мониторы с мерримаками - это нещитово, речную канонерку нет никакого толку сравнивать с океанским кораблем). Да, те времена, когда французы могли вывести до 70 ЛК в одно сражение, давно прошли, но даже признавая первенство британских морских сил, французы старались быть второй морской державой (а амбиция второй в стремлении быть первой). Все решилось окончательно лишь в конце XIX века - по совпадению, в 1886 году морским министром Франции становится адмирал Гиацинт Об, сторонник "молодой школы" (суть ее идей - защита баз кораблями береговой обороны и миноносцами, а на коммуникациях - крейсерская война), который режет программу строительства броненосного флота; а в 1889 британский Парламент принимает "Акт о военно-морской обороне", в котором постулируется необходимость иметь кораблей первого ранга больше, чем у двух сильнейших (помимо самой Англии) морских держав (ими на тот момент были Франция и Россия). К тому времени Британия уже поняла все преимущества серийного строительства броненосцев, которые она закладывает сериями по восемь кораблей, в то время как французы строят утлые корыта по одиночным проектам, в результате чего к концу XIX века некогда сильнейший флот мира представляет собой сборище посудин самого причудливого вида, наиболее ласковыми прозвищами которых было "бабушкин комод" или "этажерка". Именно эти два события и привели окончательно Британию к статусу безусловной, безраздельной владычицы морей - не просто страны, обладающей самым сильным флотом, а державы, морское могущество которой в данный момент времени невозможно было оспорить ни на одном морском театре по всему земному шару. Но продлилось это владычество недолго - триумф британского кораблестроения, постройка "Дредноута" обернулась для Англии очень скорым концом такого безраздельного владычества, ибо менее чем через 10 лет оказалось, что под собственным боком появилась военно-морская сила, с которой пришлось не просто считаться - победу над ней было необходимо буквально выцарапывать (сражение при Скагерраке тому пример). А после Первой мировой войны Вашингтонская конференция окончательно лишила Британию и статуса первой морской державы - принятое соотношение 5:5:3:1,75:1,75 сделало господство Англии на море достоянием прошлого.


В 1588 году английским адмиралом Френсисом Дрейком была разгромлена «Непобедимая армада» (подробнее об этом ): испано-португальскому могуществу на океанах был нанесен сокрушительный удар. Победительница Великобритания уже тогда могла стать морским гегемоном. Однако близорукая политика первых Стюартов не позволила это сделать: короли Яков I и Карл I считали флот всего лишь роскошью, а не средством утверждения могущества своей державы. В 1625 году Карл I предпринял поход на Кадис. «Собранный для этой цели флот состоял всего лишь из 9 военных и 73 коммерческих судов; он был настолько плохо укомплектован и вооружен, что потерпел полнейшую неудачу. Командующий флотом и многие командиры оказались никуда не годными, столкновения и аварии были обычным явлением. Дисциплина до такой степени пала, что 2 корабля с 300 солдатами дезертировали и принялись за морские разбои. Отвратительная пища и скверное обмундирование породили большую смертность среди матросов. Вот до чего опустился флот, победивший 37 лет тому назад Армаду» (Штенцель, «История войн на море»). Возрождение британского флота связано с именем Роберта Блэка. Этот бывший кавалерист благодаря энергичной и эффективной деятельности заслужил всеобщее уважение матросов и офицеров. Он изгнал из флота взяточников и казнокрадов, стал заботиться о боевой готовности кораблей, придавал большое значение морально-боевым качествам солдат и офицеров. При нем побережье Великобритании было очищено от дюнкерских и мавританских пиратов, были одержаны несколько побед над испанскими и французскими эскадрами. Англичане вновь осознали свою морскую мощь и были готовы сражаться за морскую гегемонию. Первым препятствием на этом пути для Великобритании была Голландия. Эта маленькая страна пышно расцвела после обретения независимости от Испании. Выгодное географическое положение позволило нидерландским купцам сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между испанскими колониями и странами Балтики. Голландский военный флот очистил моря от дюнкерских пиратов; были одержаны блестящие победы над испанцами. Торговые и военно-морские успехи Нидерландов породили острую зависть у англичан – между двумя морскими державами начинается острое соперничество, которое вылилось в три англо-голландские войны (1651 – 1674). В течение первых двух войн англичане, несмотря на численный перевес, терпели поражения: голландские адмиралы – Тромп, Кейн, Рюйтер – доказали полное превосходство своего флота над британским. Во время третьей англо-голландской войны союзником Великобритании становится Франция. Однако даже объединенные англо-французские силы не смогли справиться с флотом Нидерландов: в Четырехдневном бою при Кампердауне Рюйтер вновь одержал блестящую победу. Не сумев победить Голландию на море, англичане применили хитрый дипломатический маневр. Дождавшись, пока война между Францией и Нидерландами на суше разгорится сильнее, они решили заключить мир, потребовав взамен передачи им тех торговых преимуществ, которые ранее принадлежали голландцам. После заключения этого мира война с Францией продолжалась ещё 4 года. Голландцы, всегда заботившиеся о боеспособности своего флота, оказывали значительно меньше внимания сухопутным войскам. Война с Людовиком XIV заставила их расходовать основные силы и средства на армию: голландский флот за 4 года пришёл в упадок. Великобритания в это время, напротив, заметно усилила свой флот и захватила ряд колоний. Так, в результате третьей англо-голландской войны, Нидерланды, несмотря на блестящие победы и на суше и на море, стали второстепенной державой Европы. Последним соперником Великобритании на пути к власти над морями была Франция. Эта страна после Тридцатилетней войны стала ведущей державой Европы. Пока Англия и Голландия выясняли отношения между собой, французы создали сильный флот и захватили ряд колоний в Северной Америке, Африке, Индии. Франция в начале 18 века стала главным претендентом на морскую гегемонию. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через весь 18 век и завершилось лишь во время наполеоновских войн. Первым серьезным столкновением Англии и Франции была война за Испанское наследство. Английский король Вильгельм Оранский создал против Франции и Испании сильную коалицию, в которую входили Англия, Нидерланды, Австрийская империя, Португалия и несколько более мелких государств. Французы потерпели поражение в той войне и были вынуждены заключить Утрехский мир, по условиям которого в руки англичан перешли Гиблартар, Менорка, ряд французских островов в Вест-Индии и Северной Америке. Положение Великобритании как ведущей морской державы укрепилось.Следующим витком борьбы между Францией и Британией была Семилетняя война. Ввязав Францию в войну с прусским королём Фридрихом II, англичане захватили Канаду и почти все французские владения в Ост-Индии. Английское могущество на морях пошатнулось в 1778 году во время войны американских колоний за независимость. Затяжная борьба с повстанцами, объединение французского и испанского флотов против англичан, российская политика «вооруженного нейтралитета» поставили военную мощь Британии под угрозу. Вскоре крупная британская колония, не без помощи Франции, обрела независимость. Французы ликовали.Вековая борьба двух держав за морскую гегемонию окончилась во время революционных войн 1792-1815 годов. В 1798 году британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона одержал ряд побед над французами в Средиземном море, благодаря которым под власть английского короля перешли Мальта, Ионические острова, Египет. Великобритания вернула себе славу ведущей морской державы. В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано-французского флота. Однако адмирал Нельсон не позволил этой эскадре прибыть по назначению: он встретил её у мыса Трафальгар. Там произошло крупнейшее в истории морское сражение. Нельсон, не перестраивая свой флот в боевой порядок, атаковал двумя колоннами флагманские корабли противника. После выведения их из строя связь между кораблями французов была нарушена. Английский же флот, управляемый талантливым флотоводцем, действовал уверенно и решительно. Адмирал Нельсон в конце битвы был убит, но это никак не повлияло на исход сражения – объединенный франко-испанский флот был уничтожен практически полностью. Историческое значение Трафальгарской битвы громадно: Великобритания стала абсолютным морским гегемоном. Корабли всех стран приспускали флаг при виде британского судна. До 1914 года никто не смел оспаривать британскую власть над морями, а если и оспаривали, то терпели поражение, так как им прежде всего приходилось защищать собственные гавани. В течение дальнейших 100 лет «владычица морей» создала огромную колониальную империю, занимавшую четверть Земной суши и рухнувшую лишь после второй мировой войны.

Члены парламента Великобритании опасаются слабости Королевского флота. Они выступили со специальным заявлением по этому поводу. В нем говорится, что в нынешнем состоянии британский флот просто не в состоянии справиться с потенциальными угрозами, в том числе и со стороны России. Почему страна, сотни лет считавшаяся «владычицей морей», оказалась в такой ситуации, спросили у корреспондента русской службы Би-би-си Яны Литвиновой.

Корабли королевского флота опасности

Более-менее спокойные девяностые и нулевые привели к тому, что не только Британия, но и большинство других стран Евросоюза сильно сократили расходы на оборону, прикрываясь широкой спиной США и НАТО.

Хотя Британия хотя бы тратила на оборону положенные по уставу 2 % ВВП, чего не делала, например, та же Германия.

На сегодняшний день флот британских ВМС состоит из 19 фрегатов и эсминцев, но в отчете специального комитета по обороне при парламенте Великобритании говорится, что без четкого плана по обновлению флотилии их количество может снизиться в любой момент. Министерство обороны, однако, обороняется, от этих нападок, и в свою очередь, заявляет, что в ВМС вкладываются миллиарды фунтов.

Специальный комитет парламента изучал планы военных по модернизации эскортных кораблей Королевского флота, включая введение в строй двух новых классов фрегатов и ремонт двигателей на нескольких эсминцах.

Кроме того, они раскритиковали министерство обороны за «вопиющие ошибки», допущенные при конструкции эсминцев типа 45, чьи двигатели оказались не приспособлены к беспрерывной работе в теплых водах.

«Учитывая постоянное военное присутствие Великобритании в Персидском заливе, это должно было быть ключевым требованием. Тот факт, что двигатели оказались неспособны справиться с этой задачей — непростительная ошибка, которая не должна повториться, — говорится в отчете комитета. — Кроме того, эта ошибка может подвергнуть личный состав и корабли королевского флота опасности, с потенциально серьезными последствиями».

Председатель специального комитета по обороне Джулиан Льюис подчеркивает, что авторы отчета «вынесли предупреждение министерству обороны» о необходимости своевременного проведения модернизации флотилии. А в министерстве обороны утверждают, что миллиарды фунтов уходят на создание двух новых авианосцев, а также военных судов и подводных лодок. Все эти меры призваны увеличить численный потенциал Королевского флота Британии.

А была ли Англия «владычицей морей»?

Дело в том, что так уж исторически получилось, что Британия вообще на обновление флота, как ни странно, шла с трудом.

Например, исключительно благоприятные для англичан погодные условия, крайне плохая подготовка испанского командования и, опять же, совершенно пиратская тактика морского боя сэра Фрэнсиса Дрейка спасли Англию и Елизавету Первую от испанской Армады, поскольку Елизавета была дамой прижимистой и тратить на флот деньги не хотела.

В начале Первой мировой войны у Британии было достаточно кораблей, которыми она могла заблокировать немецкие гавани, но у нее совсем не было подводных лодок, которые Адмиралтейство посчитало неинтересными.

В результате основные потери британский флот, от которого полностью зависело снабжение нашего островного государства, понес именно от них. Потом, правда, в Адмиралтействе сообразили, что лодки — дело полезное, но время было упущено.

Возможно, что сейчас, после очередного скандала, дело пойдет быстрее. Показательно, кстати, что в комментариях на сайте Би-би-си к этому сообщению большинство людей считает, что модернизировать флот действительно надо. Так что, возможно, политикам просто стоит перестать боятся того, что «оборона не приносит голоса избирателей».