Как ответить на пословицы психолога. Глубинный психологический смысл пословиц

Н.В. Гоголь назвал русские пословицы "стоглазым Аргусом" - "мифическим бессонным стражем, - глядит его каждое око на мир, все ведает, все понимает, обо всем догадывается. В пословицах разоблачено множество человеческих пороков и недостатков: праздность, крикливость, поспешность, щегольство, угодливость, болтливость, обман, гордыня и др. Но при этом всегда рядом обширная энциклопедия добродетелей и достоинств: трудолюбие, скромность, мастерство, осмотрительность, прямота, правдивость, щедрость, совестливость и др." 16.

Из большого числа пословиц и поговорок нами были отобраны те из них, где ярко заметна жизненная позиция, дан ценный совет, - все это может быть с успехом использовано в педагогическом процессе в целях саногенного воспитания детей.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Бежать - и хвост поджать, а стоя - и меч поднять.

Без обиды век не проживешь.

Без ума - голова - котел.

Без ума голова - ногам пагуба.

Битого, пролитого да прожитого не воротишь.

Ближнего обидеть - самому в беде быть.

Больше думая, меньше говори.

Бранись, бранись, да и на себя оглянись.

Браниться бранись, а на мир слово береги.

Бывает и виноватый прав.

В добрый час молвить, а в худой промолчать.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

В счастье всякий умеет попеть, а умный умеет и горе терпеть.

В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой и свой растерять.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Век без ошибки не проживешь.

Век живи, век надейся.

Век живи, век учись.

Велик почет не живет без хлопот.

Веселое слово - речи основа.

Веселье не вечно, и печальное конечно.

Видимая беда - что во ржи лебеда.

Вина голову клонит. Все горе не оплачешь.

Все перемелется, мука будет.

Вспыльчивый нрав не бывает лукав.

Встречай людей не с лестью, а с честью.

Всю ночь собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Всяк в беде бывает, а на другом видя, забывает.

Всяк глядит, да не всяк видит.

Всяк по-своему с ума сходит.

Всяк по себе дерево рубит.

Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает.

Всяк правду ищет, да не всяк ее хранит.

Всяк человек своего счастья кузнец.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Всякая неправда - грех.

Всякая помощь хороша вовремя.

Всякий совет к разуму хорош.

Всякое решение любит рассуждение.

Всякому свое счастье.

Всякому своя честь дорога.

Всяку ложь к себе приложь.

Вчерашнего дня не воротишь.

Выпей чайку - забудешь тоску.

Где беде быть, там ее не миновать.

Где правда, там и счастье.

Где радость,тут и горе; где горе, там и радость.

Где слова привета, там улыбка для ответа.

Где слова редки, там они вески.

Где ум, там и толк.

Где ума не хватит, спроси разума.

Глупого учить - что решетом воду носить.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Гнева не пугайся, на ласку не сдавайся.

Гнило слово от гнилого сердца.

Говори смелее - будет вернее.

Горе да беда с кем не была.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

День меркнет ночью, а человек печалью.

День прошел, все свое с собой унес.

Дерево держится корнями, а человек друзьями. Добрая ссора лучше дурного согласья. Добро не умрет, а зло пропадет. Добро помни, а зло забывай. Доброе дело без награды не останется. Доброе дело питает и разум и тело. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброта без разума пуста.

Добрый смех не грех, со смехом-то и беда в полбеды живет.

Добрым быть - добрым и слыть.

Друг он мой, а ум у него свой.

Друга иметь - себя не жалеть.

Других не суди - на себя погляди.

Другого выручишь - себя выучишь.

Дружбу помни, а зло забывай.

Думай ввечеру, что делать поутру.

Думай дважды - говори раз.

Думал, думал - жить нельзя, передумал - можно.

Думу трижды вокруг головы оберни, да раз выскажи.

Дурак мелет, а умный верит.

Дурак не рассудит, а умный не осудит.

Дурак сам не рад, что ума нет.

Дурак спит, а счастье в головах лежит.

Дурная (бестолковая) голова ногам покоя не дает.

Дурное слово что смола: пристанет - не отлепится.

Дурной человек не любит никого, кроме себя самого.

Дурной язык голове неприятель.

Жесток нрав не будет прав.

За добро плати добром.

За доброго человека сто рук.

За правое дело стой смело.

Завидливого и сон не берет.

Задним умом дело не поправишь.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

И на нашей улице будет праздник.

И не любо, да смейся.

И сила есть, да воли нет.

И сила уму уступает.

И собака ласково слово знает.

И собака старое добро помнит.

И солнце не без пятен.

Избави меня боже от плохих друзей, а от врагов я сам избавлюсь.

Имеем - не храним, потеряем - плачем. Иная похвала хуже брани.

Иная слава хуже поношения.

Иное слово хуже стрелы.

Иному мило, а другому постыло.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Истина не боится света.

Ищет вчерашний день, а он уже прошел.

К большому терпенью придет и уменье.

Каждый человек кузнец своего счастья.

Какой мерой меришь, такой и тебе отмерится.

Когда живется весело, то и работа спорится.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Конь вырвется - догонишь, а слова сказанного не воротишь.

Корень ученья горек, а плод его сладок.

Красное слово - серебро, а хорошее дело - золото.

Красота приглядится, а ум вперед пригодится.

Кручиною моря не переедешь.

Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Кто в правде тверд, того не обманет и черт.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Кто доброе творит, тому зло не вредит.

Кто друг себе, а кто и недруг.

Кто дружбу водит, тот счастье находит.

Кто завидлив, тот и обидлив.

Кто не любит шуток, над тем не шути.

Кто поет, того и беда не берет.

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово, что весенний день.

Лбом стены не прошибешь.

Лесть да месть дружны.

Лестью и душу вынимают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Лучше умного упрек, чем глупого похвала.

Льстец под словами, змей - под цветами.

Любви нужна воля, а уму простор.

Любил шутить над Фомой, так люби и над собой. Любишь браниться, так умей и помириться.

Любовь да совет - на том стоит свет.

ТТ U С» U с»

Людей не осуждай, а за собой примечай.

Мир лучше ссоры.

Мир не без добрых людей.

Много бранился, а добра не добился.

Много помнится, да не воротится.

Москва слезам не верит, ей дела подавай.

На каждую беду страха не напасешься.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

На привычку есть отвычка.

На простака хитрецы падки.

На сердитых воду возят.

На ум не все доброе приходит.

Над другом посмеешься - над собой поплачешь.

Натерпишься горя - научишься жить.

Не беда ошибиться, беда не исправиться.

Не будет скуки, коли заняты руки.

Не было бы зла, да зависть занесла.

Не всякая вина виновата.

Не слушай всего света, а слушай доброго совета. Не тужи: перемелется - все мука будет.

Необдуманное слово в беду зовет, а обдуманное - из беды выведет.

Ошибся, что ушибся - вперед наука.

Посильна беда со смехом, непосильна со слезами.

Приветливое слово гнев побеждает.

Прожитого не пережить, а прошлого не воротить.

Радость без печали не бывает.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Решенного дела советом не поправишь.

Ржа железо ест, а печаль сердце.

Самолюб никому не люб.

Свет не без добрых людей.

Сделав худо, не жди добра.

Сердилась лягушка на Новгород, да лопнула.

Сила молчит, слабость кричит.

Слезами беду не поправишь.

Совесть - верный советчик.

Страх на тараканьих ножках ходит.

Страшно дело до зачина.

Сумел оступиться, сумей и поправиться, сумел провиниться, сумей и исправиться.

Счастью не верь, а беды не пугайся. Тому тяжело, кто помнит зло.

Ты умеешь зло говорить, а я умею зло не слушать. У страха глаза велики, да ничего не видят. Утро вечера мудренее. Хвастливое слово гнило. Храни себя от бед, пока их нет. Худое видели, хорошее увидим.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Что про то говорить, что не можно воротить.

Методика "Толкование пословиц"

Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов.

Материалы: набор пословиц и метафор.

Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы.

Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированное™ ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно применять как при исследовании подростков, юношей, так и взрослых.

Варианты предъявляемых пословиц. 1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все о золото, что блестит. 5. Лес рубят - щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься -люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь - дальше будешь. 15. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь - один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога - пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой - враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться - лоб расшибет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес - больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

Введение

пословица поговорка метафоричность сознание

Значение народной мудрости в обыденном сознании человека невозможно переоценить - это кладезь, из которого не одно поколение черпает знания, представленные в метафорической, символической форме.

Истоки народной мудрости уходят в глубину веков, но ее актуальность несомненна и в настоящее время. Сегодня возникла объективная необходимость осмысления благодатного культурного наследия. Это обусловлено тем, что, по меткому выражению Б.С. Братуся, "для все большего количества людей становится характерным такой диагноз - психически здоров, но личностно болен". Иными словами, человек может быть вполне психически сохранным (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным и т.п.) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями и т.п.


1. Роль русских пословиц и поговорок


По мнению О.А. Белобрыкиной, жители России в результате "культурного" переворота в стране утратили культурные ориентиры, и сегодня "человек оказался перед лицом пустоты", в связи с чем "возникла необходимость в поисках утраченных смыслов". Культурные образцы находят своё выражение в фольклоре, в искусстве, в религии. В рамках данной статьи мы попытаемся проанализировать содержание и смысл культурных образцов, представленных в малых фольклорных формах - пословицах и поговорках русского народа. Для начала дадим определения пословицы и поговорки.

Пословица - это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социально-бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углубленной характеристики разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего его мира.

Поговорка - является кратким образным изречением или сравнением, для которого характерна незавершенность умозаключения; это оборот речи, выражение, лишь намекающее на вывод. Как писал известный писатель и языковед В.И.Даль, "поговорка, по народному... определению, цветочек, а пословица ягодка; и это верно. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения. Это - первая часть пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает".

К общим, обязательным признакам пословиц и поговорок можно отнести:

  • краткость (лаконичность);
  • устойчивость как способность к воспроизведению;
  • речевую форму представления;
  • принадлежность к искусству слова;
  • широту употребления.

И пословицы, и поговорки определяются как поэтические, широко употребляемые в речи, устойчивые, краткие выражения. Имея ряд сходств, они по своей художественной природе обладают и существенными различиями, позволяющими разграничить эти примечательные жанры русского народнопоэтического творчества. В частности:

  1. Пословицы и поговорки отличаются особенностями их синтаксического строения. Пословица - это всегда законченное предложение, а поговорка -лишь часть его.
  2. Для пословиц характерна двусоставность, двухчастность, тогда как поговорка всегда одночленна, не делима на части.
  3. Пословицы носят обобщающий характер, они поучительны, назидательны. А поговорки лишены обобщающего смысла и поучительности. Поговорки ничего не обобщают, никого не поучают. В пословице всегда содержится какой-то определённый вывод, обобщение. Поговорка же не претендует на это. Её назначение - как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь. Поговорки, как правило, используются для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких-то житейских ситуаций, они помогают выразить эмоциональное состояние. Поговорка предстаёт перед читателем и слушателем в виде иносказательного образа, отдельно взятого лица, качества действия.

2. Близость пословиц и поговорок


Содержательная близость пословиц и поговорок заключается в наличии поэтики, лаконичности, метафоричности. По мысли А.Франса, способность метафорически мыслить - это способность творить не только образы, но и язык. "Отличительной чертой метафоры являются широкие и свободные границы образного значения. То, что в обычном сравнении обозначено точно, в метафоре оказывается подвижным, обращенным к воображению. Метафора заставляет активно работать воображение, и процесс восприятия её становится и радостью познания, и радостью открытия".

Однако, несмотря на то что пословицы и поговорки несут (имеют) зачастую единое значение, они в большей мере представляют собой символ, чем знак. Ибо смысл их намного шире, чем транслируемое значение. Именно этот аспект чаще всего и привлекает специалистов - историков, этнографов, лингвистов, педагогов и др. - к анализу природы и сущности, роли пословиц и поговорок в жизни человека.

Как отмечает В. Франки, каждый человек в разные периоды своей жизни оказывается на пути поиска смыслов, необходимых и значимых для открытия собственной символической жизни. К.Г.Юнг полагает, что с древнейших времён человечество обращалось к символам для выражения мыслей, чувств, смыслов, истин. Следует отметить, что символическая жизнь человека, а значит, и символы существуют и сегодня. "Именно символы задают основной принцип упорядочения общества, направляют и удовлетворяют высшие потребности человека", - считает О.А. Белобрыкина.

Пословицы - величайшее творение народа, свод правил жизни, своеобразный нравственный кодекс. В них заключена истина, которая не требует доказательств. Пословицы учат, высмеивают, предостерегают от неприятных ситуаций. В них отражаются стереотипы поведения, свидетельствующие, как должно человеку себя вести в определенных обстоятельствах.

Очень важно и то, что пословицы, возникшие в давние времена, активно живут и поныне. Некоторые из них утратили своё прямое значение и приобрели новую трактовку, соответствующую духу времени. Однако в большинстве своём смысл многих пословиц не трансформировался, не утерял исходной информационной нити (мысли). Пословицы - это действительно вечный жанр устного народного творчества. Конечно, не всё, что создавалось в XX веке, выдержит проверку временем, но необходимость языкового творчества, способность к нему народа выступают некой гарантией их бессмертия. Всё это ещё раз указывает на актуальность обращения исследовательского интереса к данному жанру.

Так, по данным Е.А.Савиной и Л.Ю. Дегтяренко, все пословицы дифференцируются на пословицы-констатации и пословицы-рекомендации. Причем, проанализировав 785 пословиц В.Даля и Е.П.Аникина, авторы обнаружили, что 80% от общего числа составили пословицы-констатации и только 20% отнесены к пословицам-рекомендациям. Согласно выводам исследователей, большая часть пословиц направлена не на предписание человеку жёстких схем поведения, а ориентирована на описание его вариантов.

Более того, намёк, заключённый в пословице, всегда выступает как средство опосредованного (не прямого) влияния на сознание человека, побуждая его тем самым к размышлениям, раздумьям. Особое место в народном фольклоре занимают пословицы и поговорки, в которых содержится информация о чувствах и эмоциях человека. Таких пословиц очень много, потому что самих чувств, которые испытывает человек, также множество. Внешне чувства проявляются в эмоциях, многие из которых характеризуются сильной экспрессией. Обычно про человека, бурно проявляющего свои эмоции, говорят: "Его чувства бьют через край".

Внешнее выражение чувств - это информация о внутреннем мире человека, о том, что и как он переживает, что имеет для него личностный смысл. Очевидно, что пословицы и поговорки, описывающие человеческие состояния, имеют самое непосредственное отношение к психологии - науке о душе, о внутреннем мире человека. Например, "болеть душой" - так говорят о человеке, который сильно переживает о чем-то, волнуется. "Брать за душу" означает глубоко волновать. "Всей душой" - искренне, горячо, отзывчиво реагировать на что-либо или относиться к чему-либо (например любить). "Волновать до глубины души" означает, что что-то очень сильно, глубоко беспокоит, заботит. "Души не чаять" - значит очень сильно любить. И, напротив, когда говорят: "Душа в пятки ушла", то информируют о том, что человека охватывает сильный страх.

Платону принадлежит идентификация: "Человек - это душа". Близкое существует и в народной мудрости: "Душа - человек", свидетельствующее о единстве человека и души, о том, что человек не может существовать без души, а душа без человека.

Смысл выражения "жить душа в душу" состоит в обозначение родства душ, искренней дружбы. Когда человек некорректно пытается узнать чьи-либо чувства, настроение, то про него говорят: "Лезет в чужую душу" или "Заглядывает в душу". Про человека, посягнувшего на самое сокровенное, оскорбившего искренние чувства или веру другого человека, говорят: "Плюнул в душу".

Не остаётся без внимания в пословицах и сердце человека как вместилище души. При метафорическом описании чувств и эмоций используют такие описания, как "сердце упало" - так говорят, когда человека неожиданно охватывает испуг, тревога. "Сердце мхом обросло" - это выражение используется, когда желают обратить внимание на чёрствость, безэмпатийность, бездушность человека. И, напротив, говоря, что "сердце кровью обливается", отмечают, что человек испытывает чувство глубокого сострадания, жалости к другому.


Глубинный психологический смысл пословиц


Даже беглый анализ пословиц, поговорок позволяет обнаружить их ярко выраженную смысловую насыщенность, обращенную к рефлексивной способности человека. По мнению Л.И.Ростовцевой, пословицы и поговорки выполняют три общественно значимые функции:

  1. институциональную - содержат нормы и правила, которые способствуют выработке стереотипов поведения;
  2. социального контроля - ориентируют на воспитание социально-одобряемого поведения (хвалят, если поведение должное, или осуждают, высмеивают);
  3. психологическую (точнее, психотерапевтическую) - включают вербальные, логотерапевтические формы обращения к человеку, способствуя обеспечению психологической защиты, давая человеку надежду, веру в наличие выхода из сложной жизненной ситуации.

Именно эта функция и представляет для нас особый исследовательский интерес. Пословицы многозначны, что, собственно, и роднит их с символом. Как утверждает О.А. Белобрыкина, "специфика природы символа заключается в множественности его интерпретаций - он богат своим содержанием, допускает многовариантность прочтения". Именно этот аспект и придает пословицам особый психологический смысл, на котором и будет сконцентрировано наше внимание.

Так, довольно часто в пословицах подчёркивается таинство, таинственность, неизвестность, интимность человеческой души. Например:

  • "человека видим, а душу его не видим";
  • "сердце без тайности - пустая грамота";
  • "чужая душа - потемки";
  • "нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав".
  • Глубинный психологический смысл этих пословиц как раз и состоит в том, что указывает на тайну, загадку человеческой души - ни один человек не знает и не может до конца узнать, что происходит в душе другого человека, какие чувства он испытывает. И действительно, понять другого человека - это и великий труд (и интеллектуальный, и эмоциональный), и особый (можно даже сказать божественный) дар. Искусством понимания другого (человека) владеет не каждый, да и не каждому это дано. Отсюда и трудности понимания чувств, переживаний другого человека, осмысления того, что он испытывает в данный момент, трудности в объяснении тех или иных человеческих поступков.
  • В ряде пословиц и поговорок содержится указание на то, что человек хочет и пытается раскрыть; на то, что у него происходит в душе. Об этом свидетельствуют поговорки: "разговаривать по душам", "облегчить душу", "излить душу", "как камень с души упал".
  • Как отмечает В.П.Зинченко, душа и тело в современной культуре зачастую существуют как полюса оппозиции. Подобный дуализм наблюдается и во многих пословицах:
  • "телу простор - душе теснота";
  • "что телу любо, то душе грубо";
  • "душа на прохладу, а плоть в баню";
  • "душа прохладу любит, а плоть - пар".
  • Заметим, что в пословицах и поговорках основной акцент смещается именно на возвышенность, значимость душевной жизни человека. Душа всегда чище, бесценнее, чем тело: "Чистота духовная паче телесной". Сохранить в чистоте душу много сложнее для человека, чем тело: "Душа всего дороже, душа - заветное дело". Однако именно тело (соматические реакции, психосоматическое состояние) служит индикатором состояния души, внутреннего мира человека, так как человек целостен - он есть единство тела, души и духа. Душа человека в народной мудрости понимается как возвышенная, утонченная, легко ранимая субстанция, тогда как тело - более приземлено: "Душа бессмертна, тело - тленно", "Тело - вместилище души", "Обидеть легко, да душе каково".
  • Т.С.Леви полагает несинонимичность понятий "тело" и "телесность". Она пишет: "Тело" означает, прежде всего, физический объект, не несущий субъекности, духовности. "Телесность" есть одухотворенное тело. Понятия "тело" и "телесность" отличает мера жизненности". По мысли В.П.Зинченко, "одухотворение тела связано с рождением смысла, чувства души, создания тайны, которое и для психологии остается тайной".
  • "Душа - это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно ни их полноценное развитие, ни развитие самой души".
  • В народной мудрости немало высказываний о нравственных основаниях человека, мерой которых выступает совесть. Именно совесть, а наряду с ней страх и стыд представлены в пословицах и поговорках в качестве регуляторов поведения человека:
  • "не за страх, а за совесть";
  • "в ком стыд, в том и страх".
  • Заметим, что страх и стыд как особые эмоциональные состояния выступают предметом изучения в психологической науке. Причем обращает на себя внимание, что совесть рассматривается как явление, не зависящее от человека и обладающее собственной силой - может наказывать его за плохие поступки, даже если сам он этого не хочет и не думает об этом. Совесть начинает как бы "грызть" человека изнутри:
  • "угрызения совести";
  • "добрая совесть - глаз божий";
  • "совесть без зубов, а грызёт";
  • "как ни мудри, а совесть не перемудришь"; "сам от себя не утаишь, сам себя и обличишь".
  • Обратимся к М.К. Мамардашвили, который отмечает, что "человек как человек существует или не существует в поле совести и понимания. Оно, это поле, существует независимо от человека, и он может в этом поле только возникать и рождаться в качестве человеческого существа, узнающего о себе, например, что у него есть душа. То есть ему больно, беспричинно больно. То, что болит без причины, по определению есть душа" .
  • Очевидно, что телесное и душевное человека напрямую не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы:
  • "личиком беленёк, да душой черненёк";
  • "рожа крива, да душа пряма".

Как видим, хороший человек не обязательно должен быть красивым, т.е., иначе говоря, если человек внешне приятен, красив, то это вовсе не значит, что они в душе таков же (красив) и что его совесть чиста.

Как утверждают многие русские пословицы, душу другого человека можно узнать эмоциональным, эмпатийным путём - через сочувствие, сострадание, сопереживание, вживание в переживание другого: "Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт". В то же время, как гласит народная мудрость, одной эмпатии недостаточно, необходимы и опыт, и некоторое время, чтобы хорошо узнать человека, его душу, узнать, на что он способен, что он чувствует, переживает: "Человека узнаешь, когда с ним пуд соли сам расхлебаешь".

Очевидно, что народный кладезь мудрости несомненен для профессионального становления психолога. Мы полагаем, что и пословицы, и поговорки помогут психологам (особенно начинающим) лучше понять человека, его внутренний мир (душу, её ранимость, возвышенность), с которым им, собственно, и предстоит работать.

Кроме того, пословицы могут выполнять психотерапевтическую функцию, позволяя придать смысл любой жизненной ситуации. Психолог с помощью пословиц может показать варианты поведения человека в сложных ситуациях, актуализировать рефлексию и придать оптимистический смысл отчаявшимся в жизни людям.

Немаловажен в деятельности психолога и ментальный потенциал пословиц и поговорок. Как отмечает Е.А.Савина, "пословицы могут использоваться как богатый источник для этнопсихологии, для изучения менталитета, характера, темперамента какого-либо народа или этнической группы". Известно, что в силу этнических, демографических, культурных различий разные народы имеют и психологическую специфику. У каждого народа свой особый менталитет, свои моральные и нравственные принципы, которые отличаются от менталитета, моральных и нравственных принципов другого народа. И поэтому пословицы и поговорки разных народов, особым образом отражающие специфику внутреннего мира их создателей, будут различны и по структуре, и по смыслу, что тем самым, позволит обнаружить и понять индивидуальность, особенность того или иного народа, нации.

Следует отметить и такую актуальную для настоящего времени проблему, как затруднения в становлении и развитии личности современных детей и подростков. Это обусловлено рядом социальных, экономических, политических и прочих причин, следствием которых стали отсутствие чёткости мировоззренческих позиций, размытость нравственных ориентиров. Кроме того, современная ситуация обучения школьников характеризуется увеличением доли приходящейся на них интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, в связи с чем особое значение приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса. Одной из важнейших задач психолого-педагогического взаимодействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих конструктивное влияние на формирование личности школьника. Причем все чаще и чаще специалисты сферы образования (учителя, воспитатели, психологи и др.) при разработке развивающих, коррекционных программ, технологий, методик стали обращаться к народному фольклору и его разнообразным жанрам. Очевидно, что пословицы и поговорки могут использоваться как действенные средства психолого-педагогического влияния на развитие личности ребёнка, непосредственно вовлекая его в культурное пространство и обращаясь тем самым к самым сокровенным человеческим переживаниям и универсальным знаниям о сущности человеческого бытия.


Заключение


Подводя итог, отметим: пословицы и поговорки - это умные суждения народа, не с конкретным, прямым указанием поведения, а со скрытым смыслом, который может более эффективно повлиять на поведение человека. Важно и то, что в пословицах широко представлены психологические феномены - в них описываются многие аспекты психической деятельности и душевной жизни человека, что и делает возможным использование их как своеобразных путеводителей по жизни.


Список литературы


1.Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А.Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008.

2.Белобрыкина, О.А. Значение символа в социокультурном самоопределении человека / О.А.Белобрыкина // Человек: траектории понимания: сборник статей межрегиональной научной конференции. - Новосибирск: НИЭПП: Новосибирское книжное издательство, 2009.

Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М: Олма-Пресс

Малые жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В.Н.Морохин

Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К.Мамардашвили. - М.: МГУ

Психология и этика: опыт построения дискуссии. / отв. ред. Б.С.Братусь. - Самара: ИД "БАХРАХ", 2009.

Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П.Зинченко, Т.С.Леви. -М.: АСТ МОСКВА, 2009.

Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова. - М.: Академия, 2008.

Ростовцева, Л.И Поведение потребителей в пословицах и поговорках/ Л.И.Ростовцева // Социс. - 2008, № 4.

Савина, Е.А. Житейская психология в пословицах и поговорках / Е.А.Савина, Л.Ю.Дегтяренко //Человек. - 2007, № 6.

Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе/ Т.А.Флоренская. - М: Владос, 2008.

Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс

Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э.Фромм. - Минск: ООО "Попурри", 2008.

14.Юнг, К. Человек и его символы / К. Юнг. - М.: Серебряные нити, 2008.


Теги: Влияние русских пословиц и поговорок на поведение человека Реферат Психология

Даже беглый анализ пословиц, поговорок позволяет обнаружить их ярко выраженную смысловую насыщенность, обращенную к рефлексивной способности человека. По мнению Л.И.Ростовцевой, пословицы и поговорки выполняют три общественно значимые функции:

институциональную - содержат нормы и правила, которые способствуют выработке стереотипов поведения;

социального контроля - ориентируют на воспитание социально-одобряемого поведения (хвалят, если поведение должное, или осуждают, высмеивают);

психологическую (точнее, психотерапевтическую) - включают вербальные, логотерапевтические формы обращения к человеку, способствуя обеспечению психологической защиты, давая человеку надежду, веру в наличие выхода из сложной жизненной ситуации.

Именно эта функция и представляет для нас особый исследовательский интерес. Пословицы многозначны, что, собственно, и роднит их с символом. Как утверждает О.А. Белобрыкина, "специфика природы символа заключается в множественности его интерпретаций - он богат своим содержанием, допускает многовариантность прочтения". Именно этот аспект и придает пословицам особый психологический смысл, на котором и будет сконцентрировано наше внимание.

Так, довольно часто в пословицах подчёркивается таинство, таинственность, неизвестность, интимность человеческой души. Например:

"человека видим, а душу его не видим";

"сердце без тайности - пустая грамота";

"чужая душа - потемки";

"нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав".

Глубинный психологический смысл этих пословиц как раз и состоит в том, что указывает на тайну, загадку человеческой души - ни один человек не знает и не может до конца узнать, что происходит в душе другого человека, какие чувства он испытывает. И действительно, понять другого человека - это и великий труд (и интеллектуальный, и эмоциональный), и особый (можно даже сказать божественный) дар. Искусством понимания другого (человека) владеет не каждый, да и не каждому это дано. Отсюда и трудности понимания чувств, переживаний другого человека, осмысления того, что он испытывает в данный момент, трудности в объяснении тех или иных человеческих поступков.

В ряде пословиц и поговорок содержится указание на то, что человек хочет и пытается раскрыть; на то, что у него происходит в душе. Об этом свидетельствуют поговорки: "разговаривать по душам", "облегчить душу", "излить душу", "как камень с души упал".

Как отмечает В.П.Зинченко, душа и тело в современной культуре зачастую существуют как полюса оппозиции. Подобный дуализм наблюдается и во многих пословицах:

"телу простор - душе теснота";

"что телу любо, то душе грубо";

"душа на прохладу, а плоть в баню";

"душа прохладу любит, а плоть - пар".

Заметим, что в пословицах и поговорках основной акцент смещается именно на возвышенность, значимость душевной жизни человека. Душа всегда чище, бесценнее, чем тело: "Чистота духовная паче телесной". Сохранить в чистоте душу много сложнее для человека, чем тело: "Душа всего дороже, душа - заветное дело". Однако именно тело (соматические реакции, психосоматическое состояние) служит индикатором состояния души, внутреннего мира человека, так как человек целостен - он есть единство тела, души и духа. Душа человека в народной мудрости понимается как возвышенная, утонченная, легко ранимая субстанция, тогда как тело - более приземлено: "Душа бессмертна, тело - тленно", "Тело - вместилище души", "Обидеть легко, да душе каково".

Т.С.Леви полагает несинонимичность понятий "тело" и "телесность". Она пишет: "Тело" означает, прежде всего, физический объект, не несущий субъекности, духовности. "Телесность" есть одухотворенное тело. Понятия "тело" и "телесность" отличает мера жизненности". По мысли В.П.Зинченко, "одухотворение тела связано с рождением смысла, чувства души, создания тайны, которое и для психологии остается тайной".

"Душа - это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно ни их полноценное развитие, ни развитие самой души".

В народной мудрости немало высказываний о нравственных основаниях человека, мерой которых выступает совесть. Именно совесть, а наряду с ней страх и стыд представлены в пословицах и поговорках в качестве регуляторов поведения человека:

"не за страх, а за совесть";

"в ком стыд, в том и страх".

Заметим, что страх и стыд как особые эмоциональные состояния выступают предметом изучения в психологической науке. Причем обращает на себя внимание, что совесть рассматривается как явление, не зависящее от человека и обладающее собственной силой - может наказывать его за плохие поступки, даже если сам он этого не хочет и не думает об этом. Совесть начинает как бы "грызть" человека изнутри:

"угрызения совести";

"добрая совесть - глаз божий";

"совесть без зубов, а грызёт";

"как ни мудри, а совесть не перемудришь"; "сам от себя не утаишь, сам себя и обличишь".

Обратимся к М.К. Мамардашвили, который отмечает, что "человек как человек существует или не существует в поле совести и понимания. Оно, это поле, существует независимо от человека, и он может в этом поле только возникать и рождаться в качестве человеческого существа, узнающего о себе, например, что у него есть душа. То есть ему больно, беспричинно больно. То, что болит без причины, по определению есть душа" .

Очевидно, что телесное и душевное человека напрямую не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы:

"личиком беленёк, да душой черненёк";

"рожа крива, да душа пряма".

Как видим, хороший человек не обязательно должен быть красивым, т.е., иначе говоря, если человек внешне приятен, красив, то это вовсе не значит, что они в душе таков же (красив) и что его совесть чиста.

Как утверждают многие русские пословицы, душу другого человека можно узнать эмоциональным, эмпатийным путём - через сочувствие, сострадание, сопереживание, вживание в переживание другого: "Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт". В то же время, как гласит народная мудрость, одной эмпатии недостаточно, необходимы и опыт, и некоторое время, чтобы хорошо узнать человека, его душу, узнать, на что он способен, что он чувствует, переживает: "Человека узнаешь, когда с ним пуд соли сам расхлебаешь".

Очевидно, что народный кладезь мудрости несомненен для профессионального становления психолога. Мы полагаем, что и пословицы, и поговорки помогут психологам (особенно начинающим) лучше понять человека, его внутренний мир (душу, её ранимость, возвышенность), с которым им, собственно, и предстоит работать.

Кроме того, пословицы могут выполнять психотерапевтическую функцию, позволяя придать смысл любой жизненной ситуации. Психолог с помощью пословиц может показать варианты поведения человека в сложных ситуациях, актуализировать рефлексию и придать оптимистический смысл отчаявшимся в жизни людям.

Немаловажен в деятельности психолога и ментальный потенциал пословиц и поговорок. Как отмечает Е.А.Савина, "пословицы могут использоваться как богатый источник для этнопсихологии, для изучения менталитета, характера, темперамента какого-либо народа или этнической группы". Известно, что в силу этнических, демографических, культурных различий разные народы имеют и психологическую специфику. У каждого народа свой особый менталитет, свои моральные и нравственные принципы, которые отличаются от менталитета, моральных и нравственных принципов другого народа. И поэтому пословицы и поговорки разных народов, особым образом отражающие специфику внутреннего мира их создателей, будут различны и по структуре, и по смыслу, что тем самым, позволит обнаружить и понять индивидуальность, особенность того или иного народа, нации.

Следует отметить и такую актуальную для настоящего времени проблему, как затруднения в становлении и развитии личности современных детей и подростков. Это обусловлено рядом социальных, экономических, политических и прочих причин, следствием которых стали отсутствие чёткости мировоззренческих позиций, размытость нравственных ориентиров. Кроме того, современная ситуация обучения школьников характеризуется увеличением доли приходящейся на них интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, в связи с чем особое значение приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса. Одной из важнейших задач психолого-педагогического взаимодействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих конструктивное влияние на формирование личности школьника. Причем все чаще и чаще специалисты сферы образования (учителя, воспитатели, психологи и др.) при разработке развивающих, коррекционных программ, технологий, методик стали обращаться к народному фольклору и его разнообразным жанрам. Очевидно, что пословицы и поговорки могут использоваться как действенные средства психолого-педагогического влияния на развитие личности ребёнка, непосредственно вовлекая его в культурное пространство и обращаясь тем самым к самым сокровенным человеческим переживаниям и универсальным знаниям о сущности человеческого бытия.