Иранец аму хаджи не мылся 60 лет

Чилийский остров Пасхи, расположенный в Тихом океане, полон странных каменных скульптур, так называемых истуканов моаи. Их тут ровно 887. Высота отдельных статуй превышает 10 метров, а по весу они в районе 80 тонн. На телах высечены рисунки, из которых можно понять, как жили аборигены. Например, длинная индейская лодка, которая плывёт по морю. По сути, моаи – это покровители острова. Они, как верили местные жители, его охраняют, потому постоянно наблюдают за аборигенами, будучи повёрнутыми лицом именно на остров, а не на океан. У некоторых моаи есть подобие красных каменных шапок.

Как они там оказались, учитывая вес и древность, оставалось загадкой очень долгое время. С 2012 года начались раскопки, и неожиданно было выявлено, что под скульптурами не земля, а, собственно, продолжение статуй. Выяснили это исследователи из группы «Проект скульптуры острова Пасхи».

По данным руководительницы раскопок Анны Ван Тилбург, туловище идола вполне соотносимо с головой – по длине оно около 7 метров. На самом деле, как утверждает учёная, встречались и без раскопок статуи с телами просто, учитывая их количество, в кадр попадали максимум 150, где у половины истуканов и были заметны только головы и части предплечий, не больше.

Как утверждают специалисты, первоначально истуканов намеренно вообще никто не закапывал. Просто на острове менялся климат, вот и вышло, что они погружались постепенно под землю. Также известно, что их специально окрашивали чем-то красным – по всей видимости, для лучшего сохранения. Кроме того, недалеко от истуканов нашли несколько человеческих могил.

Находили при раскопках и ряд механизмов, которые позволяли устанавливать гигантские колоссы. Учёными было выяснино, что истуканы тянулись в лежачем положении, а потом их переворачивали, ставя в заранее вырытую яму, как столб. Для того, чтобы направить статую верно, использовали несколько верёвок и стволов деревьев. На спинах у моаи множество надписей.

Археологи предполагают, что так могли подписываться местные скульпторы или те, кому скульптуры, собственно говоря, принадлежали. Точно известно, что все каменные идолы делались в специальной каменоломне, которая находилась в центральной части острова Пасхи.

Когда вообще стало известно об острове и его странных жителях, устанавливающих такие статуи? В 1687 году морской разбойник Эдуард Дэвис, пытающийся уйти от испанского правосудия, заметил где-то на горизонте холм. Подплыть он к нему не успевал, однако позже поведал о нём, и все посчитали, что был случайно открыт новый материк. Ему дали условное название «Земля Дэвиса». Мореплавателей новый континент так заинтересовал, что многие кинулись его искать, однако, естественно, обнаружили только острова.

В 1722 году голландский военный Якоб Роггевен обнаружил некую сушу на горизонте, который назвали островом Пасхи, поскольку тогда праздник и отмечался. Местное название территории – Рапа Нуи, «пуп земли» . Когда остров открыли, то сначала посчитали, что он является той самой «Землёй Дэвиса», затерянным континентом, где когда-то были признаки высокоразвитой ситуации, однако всё утратилось, поскольку материк утонул, оставив только самые высокие горы. Обнаруженные Рапа Нуи моаи, как считалось, полностью это подтверждали. На самом же деле, остров Пасхи затонувшим континентом сроду не был. Это просто вершина огромного подводного холма, сформированного из лавы давно потухшего вулкана.

Собственно, как и практически всегда в ходе колонизации, для местных появление голландцев ничего хорошего не принесло. Буквально в скором времени по прибытию моряками было убито несколько аборигенов, при том, что их на острове вообще было не так много. Якобом Роггевеном жители Рапа Нуи описывались, как крепкие и высокие люди с большим количеством синих узоров у старейшин племён, в жёлтой и тёмно-розовой одежде. Все аборигены обладали ослепительно белыми зубами, легко щёлкая ими даже крепкие орехи. Отличительная особенность – тяжеленные серьги в ушах, при которых мочки очень сильно растягивались и свисали. Подобная форма ушей была и у каменных идолов. Местные жители зажигали костры перед ними и молились, как божествам. Собственно, аборигены утверждали, что это их могущественные и древние вожди, которые после смерти обрели ту самую божественную силу.

Согласно генетическому анализу, остров Пасхи ещё в 1200 году заселили полинезийцы, которые умудрялись на крохотных, ветхих лодочках переплывать Тихий океан тогда, когда для европейцев это было трудной задачей. Они же и создали этих каменных идолов в период где-то до 1500 года. Интересно, что хоть те самые статуи таскали с помощью деревьев, по факту на момент появления на острове Пасхи голландцев деревья отсутствовали, да из всех живых существ вообще были одни куры. По одной из популярных версий, здесь всему виной крысы, затяжная борьба с которыми привела к полной «оголённости» Рапа Нуи.

Достаточно долго считали, что аборигены сами не могли создать такие статуи: очень уж это тяжело физически. Были разные полуфантастические версии появления на острове Пасхи каменных истуканов. Например, одна из них гласила, что это некая древняя каменная раса, которая под воздействием климата, собственно, оказалась парализована на века. По другой версии, статуи – дело рук инопланетян, очень уж, по мнению уфологов, любящих вмешиваться во всё, что происходит на нашей Земле.

Стыдно сказать, но долгое время я даже не знала, где точно находиться знаменитый остров Пасхи. Для меня было главное, что там прячется Тайна. А вот куда ехать, чтобы до нее добраться, не имеет особого значения. Может, поэтому я там еще и не побывала. Зато теперь первый шаг к путешествию в это удивительное место сделан. Я про него пишу. Если хотите куда-то поехать — пишите об этом как будто сами там были. Работает, проверено!

Остров Пасхи – это маленький треугольный участок суши среди бескрайних просторов Тихого океана. В географическом и культурном отношении остров лежит в Тихом океане в 3703 километрах к западу от чилийского побережья, относится не к Америке, а к Полинезии.

Его площадь чуть больше 165 квадратных километров, численность населения составляет около двух тысяч человек, занимающихся овцеводством, рыболовством. В последнее время доход местным жителям стал приносить туризм. Людей, желающих посетить остров, занесенный ЮНЕСКО в список Всемирного Наследия Человечества, становится всё больше и больше.

Тайны острова Пасхи, или Вопросы, на которые нет ответов

1. Откуда взялись первые жители на этом крохотном клочке суши?

Версий было несколько. Начиная с самой правдоподобной – колонизации переселенцами Древнего Перу — до пришельцев из космоса. А может быть, остров Пасхи — это и есть часть самой Атлантиды? Кому еще, кроме атлантов под силу соорудить каменных исполинов, которыми славится остров.

2. Каменные истуканы Моаи. Кто они?

Огромные глыбы каменных голов с взглядом, направленным в бесконечность… С этих каменных статуй началась слава острова.

Это каменные истуканы самых разных размеров — от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн. Они изготавливались из цельного вулканического монолита в каменоломнях, расположенных в центральной части острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов — аху — разбросанных вдоль береговой линии.

Вопреки бытующему мнению, статуи, расставленные по периметру острова, обращены не в сторону океана – они «смотрят» вглубь суши, молча наблюдают за жителями.

Видео — Неразгаданные тайны острова Пасхи. Движущиеся истуканы

Каменные исполины имеют чрезвычайно странный вид — у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. Некоторые из моаи покрыты головными уборами из камня красного цвета, кто-то имеет ожерелье или татуировку, высеченную в камне.

В каменоломнях и вдоль древних дорог лежит огромное количество незаконченных каменных людей, подле них - брошенные каменные топоры и скребки, которыми предки островитян изготовляли своих великанов. Невольно напрашивается мысль о какой-то катастрофе, внезапно уничтожившей большую часть острова Пасхи.

Каменные гиганты изучены, измерены, исследованы учеными, но до сих пор так и не приоткрыта тайна, каким же образом удалось вытесать из камня эти гигантские фигуры, кто смог перетащить их на такое расстояние к берегу моря и установить на огромный постамент без каких-либо совершенных устройств и механизмов?

Сейчас сохранилось более 800 этих статуй. Они по-прежнему расположены по всему острову и продолжают поражать туристов. Непостижимые, безмолвные и таинственные свидетели погибшей цивилизации, о которой мы, увы, ничего не знаем.

3. Древние письмена кохау ронго-ронго. Что же на них написано?

Есть у острова ещё одна интригующая загадка — это древняя уникальная форма письменности кохау ронго-ронго («говорящее дерево»). Обе стороны таких дощечек были заполнены неалфавитными знаками.

Письмена наносились слева направо, а потом в обратном порядке — справа налево, при этом при чтении таблички необходимо было переворачивать.

Значения этих 603 символов, вырезанных на деревянных дощечках, не разгаданы и по сей день. Даже иероглифы майя расшифрованы — язык же острова Пасха не отдает своих тайн никому.


Об острове Пасхи знают все. Затеянный в просторах Тихого океана
клочок вулканической суши был открыт 6 апреля 1722 года голландцем
адмиралом Я. Роггевеном. Адмирал и его люди пробыли на острове всего сутки.
Их приветливо встретили рослые смуглые жители, похожие на полинезийцев,
среди которых голландцы с удивлением увидели туземцев с почти черной,
красноватой и даже совсем белой кожей. Совершенно европейского облика был и посетивший корабль представитель местного руководства, который держался с
большим достоинством и отличался от моряков разве что экзотическим
дикарским одеянием и длинными, свисающими до самых плеч мочками ушей, в
которых были вставлены какие-то тяжелые белые украшения. Невиданной по
пышности татуировкой и такими же ушами щеголяли здесь многие. Но больше
всего голландцев поразили огромные каменные статуи своеобразного вида, во
множестве возвышавшиеся на берегу, - как смогли перенести сюда туземцы,
было совершенно непонятно. При ближайшем рассмотрении явно не отличавшийся особой наблюдательностью Роггевен решил, что все объясняется крайне просто и что идолы слеплены на месте из глины, в которую для красоты и прочности вкраплены булыжники. Перед некоторыми из них островитяне разжигали костры и почтительно воздевали и опускали сложенные вместе руки. Утром следующего дня путешественники увидели, как туземцы в окружении сотен костров молились восходящему светилу. Еще раз подивившись нравам и чудесам этого удивительного острова, Роггевен на дальнейшие поиски Южной терра инкогнита.

Поначалу пришедший сюда видит просто поросший травами откос и черно-
серые скалы. Некоторое время спустя он обнаруживает, что изрезанные
выемками скалы, через которые он все это время карабкается, не просто скалы
и что он сейчас, например, стоит на чьей-то обширной впалой груди, а
неподалеку в зарослях папоротника виднеется всплывающий из толщи камня
характерный профиль с характерным носом и плотно поджатыми тонкими губами.
Постепенно исследователь начинает различать окружающие формы и чувствовать себя мышонком, который решил прогуляться по пустому дому и был застигнут невесть откуда появившимися хозяевами. Но не надо бояться. Неведомые силы уже сотни лет назад погрузили этих великанов в глубокий сон. Что-то произошло здесь незадолго до появления европейцев. Встречаются и разбитые статуи. Есть и такие, которые не стали заканчивать из-за неудачно
расположенного ксенолита трахибазальта, не поддающегося обработке рубилами
из того же материала. Тело одного не законченного моаи и скалу, от которой
он еще не отделен, пересекает трещина - след случившегося уже в
историческое время землетрясения. Но все же большинство статуй не было
закончено по какой-то иной причине. Тысячи каменных рубил брошено у
колыбелей так и не родившихся исполинов. Некоторые готовые, полностью
отшлифованные изваяния лежат на откосе - их явно спускали по склону вниз, к равнине, но почему-то тоже бросили на произвол судьбы. В самом воздухе, кажется, висит явственное ощущение бедствия, которое заставило внезапно прекратить все работы. Некоторые моаи - те, которые заросли лишайником,- уже умерли. Так, во всяком случае, говорят островитяне.



На маленьком острове Пасхи, затерянном в бескрайних просторах океана, на склоне горы стоят огромные каменные статуи. С непостижимым спокойствием смотрят они на море и землю, и их таинственные контуры, несмотря на свою упрощенность, начинают вас завлекать, околдовывать, завораживать. Чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение - ощущение спокойного благородства, очарования и тайны.


Вся картина действует особенно сильно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами солнца, постепенно вытягиваются на великолепном переливчатом фоне горизонта.



По-разному описывают остров Пасхи и его загадочные статуи археологи и этнографы. Но, даже глядя на фотографии, приходишь в изумление от каменных гигантов, воздвигнутых на этом крохотном клочке земли. По самым последним данным, на острове сейчас осталось около 900 статуй, средний вес которых достигает нескольких тонн. Все они исследованы, изучены, измерены, но ученые до сих пор не могут дать точный ответ почти ни на один вопрос: когда были воздвигнуты эти каменные истуканы, достигающие 20 метров высоты? Кого изображают они - живых людей, неведомых богов или могущественных духов? Каким образом удалось вытесать из камня эти гигантские фигуры и кто смог перетащить их за несколько километров к берегу моря, чтобы водрузить на огромные площадки "аху"? Зачем понадобилось высекать в другом месте острова огромные цилиндры из красного камня (шапки) и водружать их на головы статуй?

Нерешенных вопросов множество. Нет определенных сведений и о времени заселения острова. Нынешнее название острову дал голландский мореплаватель Якоб Роггевен, когда открыл его в 1772 году, сами же индейцы называют свой остров Рапануи.

Некоторые ученые называют его тихоокеанской Атлантидой: когда-то остров раскололся, и одна часть его ушла под воду. В тихую погоду затопленные участки хорошо видны, но время катаклизма установить пока не удалось. Первыми поселенцами острова могли быть полинезийцы, древние перуанцы и даже племена из Юго-Восточной Азии. Профессор А.Метро, возглавлявший франко-бельгийскую экспедицию на этот остров в 1934-1935 годах, считал, что первые жители во главе с легендарным вождем Хоту Матуа прибыли сюда в ХП-ХШ веках.

Лингвист С.Энглерт относит заселение острова к еще более поздним временам, а возведение гигантских статуй (по его мнению) началось в XVII веке, чуть ли не накануне открытия острова европейцами. Знаменитый Тур Хейердал считает, что остров был обитаем уже в V-VI веках и первыми прибыли сюда индейцы из Америки. Во время экспедиции ученого прежде всего привлекли монументальные статуи (моаи), и постепенно он пришел к выводу, что этот регион представляет собой наследие белых бородатых людей. При этом Т. Хейердал ссылался на туманные высказывания некоторых инков: "И местные жители рассказали, что огромные, теперь заброшенные монументы были воздвигнуты белыми богами, жившими здесь до того, как инки взяли власть в свои руки". Однако рискованное плавание мужественного норвежца не убедило других ученых, что обитатели Полинезии и их культура ведут свое происхождение из древнего Перу, а конкретно из Тиауанако.


Существует еще множество всевозможных версий. Например, приверженцы некоторых мистических сект считают, что прародина человечества - материк Лемурия - погиб 4 миллиона лет назад, и остров Пасхи является остатком его. А Эрик Деникен продолжает упорно утверждать, что туземцы - это потомки инопланетян.

Знаменитый капитан Джеймс Кук в 1774 году увидел (и сильно удивился!), что островитяне были плохими рыбаками, имели плетеные лодки, хотя жители других островов давно уже строили долбленые. Они жили в пещерах и даже не подозревали, что в море есть много других островов. Они не могли объяснить назначение своих каменных истуканов.

Если бы остров Пасхи имел генеалогию правителей вроде тех, какие были записаны на других островах Полинезии, многие его тайны были бы уже давно раскрыты. Так кого же все-таки изображают эти каменные истуканы? С какой целью высекали их островитяне?

Якоб Роггевен называл статуи идолами. В своем судовом журнале он записал: "Что касается их богослужения... мы только заметили, что они разводили огонь перед очень высокими каменными статуями и садились на корточки перед ними, склонив головы. А затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз... На голове каждой статуи стояло по корзине, наполненной выкрашенными в белый цвет булыжниками".

Джеймс Кук записал, что статуи были воздвигнуты местными жителями в честь погребенных правителей или вождей острова, а другие исследователи считают, что великаны острова Пасхи отмечали границы моря и земли. Они являются своего рода ритуальными "стражами", которые предотвращают вторжение с моря. Существовало мнение, что были еще статуи, служившие межевыми столбами, отмечающими границы владений разных родов, кланов, племен.


Несмотря на гипотезы, тайны и загадки, сейчас уже можно предположить, как это все происходило. Гора была единственным местом, где сооружались эти каменные истуканы, а точнее, вырубались из этой же горы. Техника "производства" великанов была настолько примитивной, что говорить об их неземном происхождении просто не приходится.


В кратере вулкана Рано-Рараку можно увидеть все этапы работы над каменными гигантами. Сначала обозначался общий контур статуи. После это "скульпторы" приступали к созданию лица и передней части туловища, переходя потом к бокам статуи, отделке длинных ушей и рук с удлиненными пальцами, сложенными на животе. Вслед за этим порода со всех сторон статуи удалялась и лишь в нижней части спины сохранялась связь (вроде каменного киля) с матерью-горой - вулканом Рано-Рараку.

Может быть, вся статуя целиком изготовлялась в каменоломне. Может быть, обработка спины и затылка происходила лишь тогда, когда изваяние спускали вниз, к подножию вулкана. Здесь же наносились символические знаки на спину статуи, вроде пояса с кольцами, человека-птицы и др. И только когда каменный гигант водружался на "аху" и увенчивался "шапкой", высекалась последняя деталь статуи - глаза, обозначенные эллиптическими вогнутыми контурами.



Истуканы высекались не по одному, а сериями. Чтобы полностью использовать карьер, "скульпторы" вырубали изваяния, накладывая их друг на друга, используя буквально все возможности материала. Они высекали их и в профиль, и наискось, и даже вниз головой. Древним ваятелям не нужно было перерубать монолит, потому что монолита... не было. Они отлично умели различать трещины и использовали их для облегчения своего труда. Иногда между двумя трещинами, рассекающими серию вулканических пластов, вырубалось до 8-12 одинаковых по высоте и ширине статуй. Различались они только толщиной.



В карьере осталось и множество незаконченных статуй. Может быть, работы по каким-то причинам были прекращены? Или это были "бракованные", а не "незаконченные" статуи? Ваятели могли уже во время работы наткнуться на глыбу большого размера, обработать которую своими орудиями они просто не могли. А камня вокруг было предостаточно, И незавершенные моаи оставались в карьере. На острове можно видеть целые "поленницы" таких статуй.

Почти все исследования об острове Пасхи говорят о фантастических размерах статуй и их чрезвычайной тяжести. Тур Хейердал сравнивает статуи по весу с десятью железнодорожными вагонами и озадаченно вопрошает: "Как они управлялись со всем этим задолго до эры техники?". И не дает ответа...


Самые крупные статуи достигают веса 20 тонн. Передвижение их составляет ни с чем не сравнимые трудности, если вспомнить, что поверхность острова - это потрескавшаяся лава. По поводу транспортировки каменных изваяний высказывалось великое множество предположений, одни из которых курьезные или просто бредовые, другие - трудноприемлемые. Но все-таки статуи как-то перемещались от каменоломни на склонах вулкана Рано-Рараку до своих постаментов "аху", нередко удаленных на многие километры. А первые европейцы, начавшие заглядывать сюда с 1722 года, обнаружили большинство моаи опрокинутыми. Каждый из этих вопросов рождает множество версий, и не последняя из них "космическая" - миф о всемогущих инопланетянах, создавших моаи по своему образу и подобию, задолго до появления на острове предков нынешних его обитателей. Бытует мнение и о сверхъестественной силе "мана", обладая которой вожди местных племен передвигали моаи вопреки законам гравитации.


Можно предположить все, что угодно, но перед лицом 22-метровой законченной статуи (высота 7-этажного дома) не устоит никакая логика. Голова и шея статуи - 7 метров высоты и 3 метра в диаметре, длина носа - больше 3 метров, высота туловища - 13 метров, вес - 50 тонн! Даже в настоящее время в мире найдется не очень много кранов, чтобы справиться с подобной махиной.



Статуи острова Пасхи продолжают удивлять, восхищать, заставляют задумываться: кто, как и зачем их изготовил? Различные догадки порождают не только гипотезы, но и мифы, но уже не древние мифы и легенды островитян, а самые настоящие "мифы от науки". Одни ученые считают, что статуи были сооружены свободными людьми, которые счастливы были трудиться сообща. Другие, наоборот, предполагают, что над созданием этих гигантов трудилась многотысячная армия рабов, вроде той, что возводила египетские пирамиды. Считается, что на сооружение одной статуи уходило от одного до четырех месяцев. Фактор времени не имел на острове никакого значения. Мобилизовать большое количество людей для создания моаи и доставки ее к платформе тоже не представляло труда. За услуги "скульпторов" и рабочих расплачивались едой, денег на Рапануи не было.

Но вот каменный идол вытесан, его надо отделить от скалы... Как? Статую отделяли от скалы, частью которой она являлась, пользуясь при этом обычными камнями и терпеливо вырубая слой базальта. Потом статую поднимали при помощи рычагов и канатов, подкладывая под нее мелкие камни при каждом отрыве ее от земли. Никакими металлическими инструментами древние островитяне не пользовались.

Но их все-таки двигали! В свете теологии и тектоники вполне вероятно, что статуи смещались по склону горы сами собой под действием микросейсмических движений почвы, за счет ее дрожания, пока не соскальзывали на уготованное для них место. Есть и другая версия: статуи по заранее приготовленному земляному желобу спускали вниз (отсюда и название вулкана Рано-Рараку - "Исполосованный траншеями"). Но и это лишь гипотезы и предположения. А сами островитяне, как и двести лет назад, в один голос утверждают, что статуи - моаи двигались сами, с помощью волшебной силы "мана"... А с базальтовых пьедесталов, как и много веков назад, добродушно косят коралловыми глазами фантастически таинственные статуи.

\из инета\

by Записки Дикой Хозяйки

Остров Пасхи – это маленький участок суши среди бескрайних просторов Тихого океана. Принадлежит он Чили, его площадь чуть больше 165 квадратных километров, а формой остров напоминает треугольник. Население, численность которого около двух тысяч человек, занимаются овцеводством, рыболовством.

В последнее время доход местным жителям стал приносить туризм. Людей, желающих посетить остров, становится всё больше и больше. Привлекает туристов то, что остров Пасхи окутывают неразгаданные тайны.

Таинственный остров

Открыт этот участок суши в далёком 1772 году, когда на него впервые ступили голландские моряки во главе с капитаном Роггеваном. Случилось это в пасхальное воскресенье, поэтому и остров стал называться островом Пасхи.

Местные жители встретили мореплавателей очень приветливо. И сразу у голландцев появились вопросы. Во-первых, как эти дружелюбные островитяне вообще здесь оказались. Во-вторых, почему они такие разные: одни чёрные, другие красные, а, среди них, и белые люди. В-третьих, как и для чего местные жители так уродуют свои уши, мочки которых с надрезами и сильно растянуты. Но самое удивительное зрелище ожидало путешественников впереди.

Гигантские каменные статуи

Роггеван со своими матросами были потрясены, обнаружив на острове гигантские каменные статуи, которых местные жителями называли моаи. Большинство из этих статуй ростом от 4 до 10 метров. Но отдельные гиганты достигают в высоту более 20 метров. У статуй большие головы с выступающим подбородком и длинными ушами. Ног совсем нет. Одни из них в шапках из красного камня, другие без шапок. Одни стоят на постаментах, другие зарыты до головы.

Сейчас сохранилось 887 этих статуй. Они, по-прежнему, расположены по всему острову и продолжают поражать туристов. Вопрос, могли ли маленькие, беспомощные жители острова воздвигнуть таких исполинов, как и в семнадцатом веке, пока остаётся без ответа.

По рассказам голландских мореплавателей, обнаруженные на острове аборигены поклонялись божеству Мак-Маку. На острове были найдены деревянные таблички с письменами, называемые ронго-ронго. Письмена наносились то слева направо, то наоборот. Расшифровать надписи так никто и не смог. А жаль, ведь именно они, могли бы помочь раскрыть тайну статуй и происхождение самих жителей острова Пасхи.

Гипотезы острова Пасхи

А пока есть только гипотезы и предположения. Других записей об острове не велось, а устные рассказы о культуре островитян со временем становились все более непонятными и расплывчатыми. Есть сведения, что аборигены рассказывали капитану Куку, что двадцать два поколения сменились с тех пор, как вождь Хоту Матуа привел людей на остров, но откуда, они ничего не могли сказать.

По одной из гипотез учёных, жители острова приплыли на него на лодках-каноэ и приступили к изготовлению статуй, используя для их транспортировки листья гигантских деревьев, а стволами этих деревьев подпирали статуи. Когда на остров приплыли европейцы, весь лес уже был истреблен, и экологическая катастрофа привела к вымиранию населения. Доказательством того, что народ острова мог прибыть из-за моря, может служить найденное на одном из камней древнее изображение лодки.

Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал был уверен, что на остров переселились жители Перу, добравшись до него на своих плотах из бальсового дерева. Для того, чтобы доказать свою точку зрения, он даже совершил удивительное путешествие, переплыв с командой океан на самодельном плоту, названном Кон-Тики. Но если даже, в начале нашего тысячелетия жители нынешнего Перу, действительно приплыли на остров, то могли ли они воздвигнуть гигантские статуи? Что-то верится с трудом.

Что достовернее – инопланетяне или Атлантида?

Может быть правы те, кто утверждает, что здесь не обошлось без инопланетян. Часто именно невероятное вдруг становится очевидным.

Существует и ещё одна интересная гипотеза. Статуи воздвигли люди атланты. Они были ростом до 10 метров, и их древняя цивилизация процветала на огромном материке Атлантиде, от которого остался только кусочек – остров Пасхи. Остальная часть погрузилась в океан. А жители, которых застала голландская экспедиция, появились на острове уже после атлантов, возможно, они приплыли из Перу.

Тайна острова Пасхи будет раскрыта, когда будут расшифрованы письмена на деревянных дощечках. Или, вдруг, на дне Тихого океана обнаружится легендарная Атлантида.

СМОТРЯЩИЕ В НЕБО

Крошечный клочок суши в Тихом океане не дает покоя ученым уже не одно столетие. Его население, установив почти тысячу каменных истуканов-моаи, куда-то исчезло, бросив еще не завершенные. Казалось, что работы были прекращены внезапно. А горстка оставшихся туземцев ничего не могла рассказать о судьбе своих соплеменников.

Но тот факт, что на острове Пасхи существовала развитая цивилизация, сомнений не вызывает. Главное свидетельство ее существования - эти самые истуканы. По мнению большинства исследователей, дикарям было не под силу и не по уму изваять памятники весом в несколько десятков тонн и высотой от 3 до 20 метров. А главное - аккуратно расставить их по всему острову.

Такую работу могли проделать только инопланетяне, - выдвигает самую фантастическую гипотезу известный швейцарский путешественник и писатель Эрик фон Дэникен. - Неспроста глаза статуй смотрят в небо.

По мнению писателя, пришельцы попали на этот остров из-за поломки своего корабля. Пока ремонтировали, развлекались - ваяли собственные бюсты. Поэтому у моаи такие нечеловеческие вытянутые лица. Починив корабль, космические гости улетели, оставив многие статуи незаконченными.

Не менее экстравагантную версию в своей "Тайной доктрине" выдвигала философ и оккультист Елена Блаватская. Она считала, что остров Пасхи был частью Лемурии - мифической страны. В ней жили, помимо лемурийцев, еще и атланты - жители, спасшиеся с затонувшей Атлантиды. И те и другие были согласно легендам гигантами от 7 до 18 метров. Поэтому для них изготовить и установить 10-метровых истуканов не составляло труда. Но случился чудовищный потоп, о котором говорится в местных легендах: "С неба и изнутри земли обрушились молнии, пришла большая вода, и не стало ничего видно вокруг". А разгневанный бог Увоке довершил катастрофу, "расколов землю" своим огненным посохом. Остров так быстро затонул, что никто не успел спастись. Однако, пишет Блаватская, через несколько веков этот клочок земли поднялся со дна, что в общем-то характерно для островов вулканического происхождения. И даже статуи сохранились на нем почти в первозданном виде. Но многие, конечно, попадали со своих пьедесталов.

КРЫЛАТЫЕ ЛЮДИ

Третья версия, которой придерживаются большинство ученых: по вине местных жителей на острове Пасхи случилась экологическая катастрофа, превратившая райский уголок в пустыню.

Численность островитян росла, и они стали вырубать лес быстрее, чем тот мог восстанавливаться, - рассказывал телеканалу "Дискавери" американский биогеограф Джаред Даймонд. -

Деревья выжигали, освобождая землю для ведения сельского хозяйства, топили ими, использовали в строительстве. И вскоре возник дефицит еды и воды. Лес перестал задерживать влагу, началась засуха, иссякли родники и ручьи. Почва утратила былое плодородие. Во время этого упадка туземцы и стали возводить моаи, для того чтобы умилостивить богов. Но божества не помогли. Крах высокоразвитой цивилизации довершило людоедство.

Однако некоторые ис­сле­дователи-мистики предполагают, что до сего дня сохранился некий клан коренных жителей острова, который скрывает от непосвященных древние знания предков. Например, они могут сохраняться в древней письменности туземцев - ронго-ронго. Знаки, выгравированные на гладкой поверхности дощечек, а также рисунки - крылатые люди, странные двуногие существа, фантастические животные, спирали - ученые до сих пор не могут расшифровать. Один из местных жителей однажды признался исследователям, что предки покарают каждого, кто раскроет бледнолицым секрет письма.

И вот всем этим будоражащим воображение гипотезам суждено рухнуть, уступая место сухим научным фактам.

ЗАРАЗА ИЗ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Археологи Карл Липо из Университета штата Калифорния и Терри Хант из Гавайского университета (США) написали книгу "Статуи, которые ходили: Разгадка тайны острова Пасхи". Они доказывают, что высокоразвитая цивилизация там никогда не существовала. Хотя истуканов изготавливали сами туземцы. Моаи были нужны для отпугивания врагов с моря и для магических ритуалов.

Статуи высекали в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку из вулканического туфа - пепла, уплотнившегося после извержения. И перетаскивали их на побережье с помощью бревен, канатов и деревянных катков. Различные эксперименты доказали: такой способ транспортировки реален. Так, 12 островитян, используя две жерди в качестве рычагов и несколько канатов, подкладывая под чуть сдвинувшуюся 20-тонную статую камешки, смогли установить ее за 18 дней.

Кроме того, ученые определили, что статуи не были брошены впопыхах. Оказалось, что каждую лежащую на обочине дороги статую дополняет плита-постамент. Просто она ушла под землю.

Когда же моаи стояли вдоль дорог, то олицетворяли стражу, охранявшую путь к жерлу Рано-Рараку - входу в иной мир.

А вот исчезать туземцы стали не до, а после прибытия колонистов из Голландии в 1722 году, - уверял на презентации книги доктор Липо. - Они скоропостижно умирали. Европейцы заразили их целым букетом недугов - венерическими заболеваниями, дизентерией, проказой, туберкулезом, оспой. В итоге болезни и уничтожили пасхальцев.

По словам ученых, не было и никакой экологической катастрофы, которой так сегодня любят козырять члены "зеленого" движения. Мол, остров Пасхи - уменьшенная модель нашей планеты, которую ждет такая же участь, если бездумно расходовать природные ресурсы.

Вырубка деревьев не была единственной причиной опустошения, - убежден доктор Хант. - Пасха никогда не была тропическим раем.

Главной же бедой, уничтожившей леса, стали крысы, которых привезли с собой колонисты. Грызуны быстро размножались и поедали семена пальм.

В целом складывается такая картина: люди, приветствовавшие голландцев, и те, что создали моаи, - это один и тот же народ, одна и та же цивилизация, - подытожил доктор Липо. - В пользу этого есть убедительный аргумент: если бы эти статуи кто-то другой изваял исторически раньше, то сегодня они сильно выветрились бы.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Эти ревизионисты полностью игнорируют местные предания. Так, если исходить из сохранившихся здесь легенд и находок археологов, то картина получается иная. Одно из преданий гласит, что на острове когда-то жили длинноухие люди, мочки ушей которых из-за тяжелых украшений вытягивались до плеч. В подчинении у длинноухих - местной правящей элиты - были короткоухие - рабочие, которые изготовляли каменных истуканов. Когда к 1680 году население острова выросло и земля уже не могла прокормить всех, то короткоухие восстали и перебили почти всех длинноухих. А поскольку без "правящей руки" простые работяги не смогли придумать, как выжить, то вскоре погибли и сами. О войне и междоусобицах свидетельствуют обнаруженные исследователями наконечники стрел и дротики из обсидиана - их тысячи. Конфликт привел и к низвержению и надругательству над каменными идолами - многим поотбивали носы.

Версия же Липо и Ханта отрицает сам факт существования подобного разделения пасхального общества, а также гражданскую войну и ее последствия. Получается, что ученые просто проигнорировали все данные аргументы, поскольку они не укладывались в их исходную концепцию.

Что же касается сохранности статуй, то, как показывают данные археологов, изучавших культуры Мезоамерики, спрессованный вулканический пепел, из которого моаи изготовлены, достаточно медленно поддается ветровой эрозии. Поэтому-то статуи и выглядят "моложе" своих лет.