Инспектор по организации дорожного движения. Внимание — новый Дорожный патруль

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В целях совершенствования системы организации дорожного движения в городе Москве, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 года N 408-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Положение о Комплексной схеме организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Москвы (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2000 года N 971 "О мерах по совершенствованию организации дорожного движения в городе Москве" .

2.2. Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 года N 459-ПП "Об основных направлениях совершенствования организации дорожного движения в г.Москве" .

2.3. Распоряжение Правительства Москвы от 25 сентября 2001 года N 105-РП "О конкурсе на издание аналитического бюллетеня" .

2.4. Постановление Правительства Москвы от 14 мая 2002 года N 364-ПП "О проведении ежегодного обследования условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы в 2002 году" .

2.5. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 14 апреля 2003 года N 192-РЗМ "О создании рабочей группы для координации работ по реализации "Комплексной схемы организации дорожного движения (КСОД) в центре г.Москвы" .

2.6. Постановление Правительства Москвы от 1 июня 2004 года N 351-ПП "Об организации мероприятий по Комплексной схеме организации дорожного движения в центре Москвы" .

2.7. Распоряжение Правительства Москвы от 23 июля 2004 года N 1476-РП "О проведении ежегодного обследования условий движения на улично-дорожной сети г.Москвы в 2004 году" .

2.8. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2005 года N 248-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 1 июня 2004 года N 351-ПП и в распоряжение Правительства Москвы от 10 августа 2004 года N 1613-РП" .

2.9. Распоряжение Правительства Москвы от 8 августа 2005 года N 1486-РП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Москвы от 23 июля 2004 года N 1476-РП" .

2.10. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 10 августа 2005 года N 203-РЗМ "О создании рабочей группы по проектам "Проведение исследования возможности предоставления приоритета автобусам перед другими участниками движения", "Предварительное исследование возможности введения режима уличной платной парковки в центре Москвы", "Подготовка рекомендаций по улучшению организации дорожного движения на 3-м транспортном кольце в г.Москве" .

2.11. Постановление Правительства Москвы от 25 октября 2005 года N 835-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 1 июня 2004 года N 351-ПП" .

2.12. Постановление Правительства Москвы от 14 марта 2006 года N 184-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 1 июня 2004 года N 351-ПП" .

2.13. Распоряжение Правительства Москвы от 21 августа 2006 года N 1636-РП "О проведении в 2006 году ежегодного обследования условий движения на улично-дорожной сети города Москвы" .

2.14. Распоряжение Правительства Москвы от 21 марта 2007 года N 469-РП "О проведении в 2007 году ежегодного обследования условий движения на улично-дорожной сети города Москвы" .

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение о Комплексной схеме организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Москвы

1. Общие положения

1.1. Положение о Комплексной схеме организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Москвы (далее - Положение) определяет задачи, на решение которых направлена разработка Комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Москвы (далее - УДС), порядок организации работ по разработке и реализации Комплексной схемы организации дорожного движения на УДС.

1.2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

1.2.1. Комплексная схема организации дорожного движения на УДС (далее - КСОДД) - документация по организации дорожного движения, отражающая долгосрочные стратегические направления развития и совершенствования деятельности в сфере организации дорожного движения, разработанная с учетом проведенных натурных обследований, транспортного моделирования и перспективного развития территорий.

1.2.2. Проект организации дорожного движения (далее - ПОДД) документация, содержащая инженерно-технические, технологические, конструктивные и иные решения и мероприятия по организации дорожного движения, разрабатываемая в целях проектной реализации КСОДД и (или) корректировки отдельных ее предложений, либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки КСОДД.

1.2.3. Техническая инвентаризация - проведение комплекса работ по определению абсолютных географических координат технических средств организации дорожного движения и периферийного оборудования интеллектуальной транспортной системы города Москвы (в том числе светофорных объектов, детекторов транспорта, камер видеонаблюдения, камер фотовидеофиксации, дорожных информационных табло, управляемых дорожных знаков), их топографической привязке, а также сбору, обработке и систематизации информации об их позиционировании, геометрических параметрах, конструктивных особенностях, физическом износе в соответствии с атрибутикой объектов.

1.3. Разрабатываемые ПОДД утверждаются Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств на УДС и проектов организации дорожного движения, создаваемой Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

1.4. КСОДД учитывается при формировании и корректировке перечня планируемых локально-реконструктивных мероприятий на УДС, подготовке проектов планировки и проектной документации при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.

1.5. В целях реализации КСОДД разрабатываются соответствующие ПОДД.

1.6. ПОДД, разрабатываемые в целях реализации КСОДД, направляются в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент капитального ремонта города Москвы, Департамент строительства города Москвы, Департамент развития новых территорий города Москвы, префектуры административных округов города Москвы (далее - департаменты и префектуры) и являются исходной документацией для проведения работ по установке технических средств организации дорожного движения (далее - ТСОДД), организации парковочного пространства на УДС.

2. Требования к разработке КСОДД

2.1. КСОДД разрабатывается для решения следующих задач:

2.1.1. Упорядочивание движения транспортных потоков с формированием стабильного скоростного режима и пропускной способности на всем протяжении основных маршрутов движения транспортных средств.

2.1.2. Оптимизация скоростного режима движения транспортных средств с учетом обеспечения безопасности всех групп пользователей транспортной инфраструктуры.

2.1.3. Формирование условий для перераспределения поездок на личном транспорте в пользу пассажирского транспорта общего пользования, вело-пеших перемещений.

2.1.4. Обеспечение безопасности участников дорожного движения, в том числе снижение количества дорожно-транспортных происшествий.

2.1.5. Обеспечение условий для рационального использования транспортными средствами ширины проезжей части.

2.1.6. Оптимизация парковочного пространства.

2.1.7. Улучшение условий движения наземного городского транспорта общего пользования (далее - НГТОП) и скоростного внеуличного транспорта.

2.1.8. Повышение экономической эффективности транспортного процесса, выражаемой через суммарные затраты времени на движение транспортных средств по УДС и через суммарный пробег транспортных средств по УДС и рассчитываемой на основе утвержденных Мэром Москвы методических указаний по оценке социально-экономической эффективности инвестиционных проектов в области развития транспортной инфраструктуры от 27 февраля 2014 года N 4-19-3178/4.

2.2. При разработке КСОДД учитываются:

2.2.1. Результаты натурных обследований УДС с целью определения существующей организации дорожного движения.

2.2.2. Показатели интенсивности движения транспортных потоков, пассажиропотоков на НГТОП.

2.2.3. Показатели, характеризующие уровень транспортного обслуживания пользователей транспортной инфраструктуры на участках УДС.

2.2.4. Показатели, характеризующие стабильность функционирования УДС.

2.2.5. Оценка транспортного спроса в соответствии с имеющейся и планируемой к реализации застройкой территорий, оценка отложенного спроса на отдельные виды передвижения, в том числе с использованием программных средств и математического моделирования.

2.2.6. Результаты моделирования объектов УДС с выявлением мест загрузки, превышающей установленный критический уровень, для дальнейшей разработки мероприятий по улучшению существующей дорожно-транспортной ситуации.

2.2.7. Показатели аварийной статистики, предоставляемые Управлением ГИБДД ГУ МВД России по г.Москве.

2.3. КСОДД ведется в бумажном, а также электронном виде.

2.4. Пересмотр и актуализация КСОДД осуществляется не реже одного раза в 5 лет.

2.5. КСОДД, а также вносимые в нее изменения утверждаются Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

3. Организация работы по разработке и реализации КСОДД

3.1. Ответственным лицом за обеспечение разработки КСОДД, а также государственным заказчиком на разработку КСОДД является Государственное казенное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - ГКУ ЦОДД).

3.2. Выполнение работ в соответствии с КСОДД обеспечивают департаменты и префектуры в соответствии с установленным распределением функциональных обязанностей и мероприятиями, предусмотренными государственными программами города Москвы.

3.3. Координатором по всем видам работ, связанных с реализацией мероприятий в соответствии с КСОДД, является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

3.4. ГКУ ЦОДД:

3.4.1. Обеспечивает техническую инвентаризацию ТСОДД на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры с целью проверки их соответствия утвержденным ПОДД не реже одного раза в 2 года.

3.4.2. Направляет информацию о выявленном несоответствии состояния ТСОДД на объекте дорожно-транспортной инфраструктуры утвержденным ПОДД в адрес Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамента капитального ремонта города Москвы, префектур административных округов города Москвы.

3.4.3. Информирует о внесении изменений в ПОДД на объекте дорожно-транспортной инфраструктуры, разработанные в целях реализации КСОДД, департаменты и префектуры в течение 10 рабочих дней с момента утверждения нового ПОДД.

3.4.4. Направляет актуальные материалы КСОДД в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, департаментов и префектур.

3.4.5. Ведет актуальную электронную карту города Москвы с отображением всех ТСОДД.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка мэрии Москвы

Организация Дорожного Движения или как обычно пишут в нормативно-правовых документах ОДД, не просто устоявшееся понятие из трех слов, а намного больше.

ОДД — это целый комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительно-контрольных действий по управлению движением на дорогах, прилегающих территориях и дворах, главной целью которого является обеспечения безопасности дорожного движения, и улучшение ранее организованного движения, если в этом появляется необходимость.

Одним из видов организации дорожного движения является проектная составляющая, которая направленна на рационализацию и оптимизацию движения пешеходов и автотранспортных средств, с заботой об их целостности и безопасности.

Проектирование используется при строительстве новых дорог, эстакад, развязок, а так же при осуществлении ремонтно-восстановительных и реставрационных работ старых дорог и участков уже находящихся в эксплуатации длительное время. Одной из главных задач ОДД является не только безопасность, но и снижения аварийности на опасных участках дороги с последующим контролем таких участков.

Схема ОДД включает в себя несколько пунктов. И так давайте рассмотрим, что же это за пункты:

  • искусственные сооружения
  • контуры автомобильной дороги
  • разметку (к которой относятся пешеходные переходы и тротуары)
  • дорожные знаки
  • ограждения
  • освещение
  • остановки общественного и маршрутного транспорта
  • железнодорожные переезды
  • расположение светофоров

Для каждого из приведенных выше пунктов на схеме ОДД, есть свое устоявшееся условное обозначение. Чем быстрее происходит развитие населенного пункта, тем больше в нем осуществляется строительно-дорожных работ и развитие транспортных развязок.

Как правило, планирование стратегий развития крупных населенных пунктов и городов, производится за долго до его внедрения и строительства. Эти стратегии направленны, прежде всего на предоставление конкурентных преимуществ общественному наземному транспорту по отношению к автотранспорту находящемуся в индивидуальном использовании автолюбителями. Это реализуется за счет, например выделения отдельной полосы следования для маршрутных транспортных средств. Хотя, всегда находятся любители нарушить правила ПДД и выехать на такие полосы, что не редко приводит к авариям и ДТП. Многие стратегии развития берутся за рубежом преимущественно в Европе с ее богатым опытом развития дорожной обстановки и борьбы с пробками. На данный момент существует несколько таких решений:

  • Изучение территории города. В мегаполисах выделяются исторические районы, участки с высокой деловой активностью и плотной жилой застройки, внутри которых устанавливаются разные ограничения. Такие ограничения как запрет на въезд на автомобиле, практикуемые в Финляндии.
  • Взимание платы за использование личного автомобиля в городе. За въезд в городскую черту, проезд по скоростной магистрали, парковку. Устанавливается взимание платы, размер которой зависит от удаленности от центра и времени (в час пик такая плата возрастает). Для реализации этого метода необходимо решить целый ряд проблем с парковочными местами, пересадочными узлами, организацией движения общественного транспорта, способами оплаты и прочими местами стоянки. Распространённого в ряде городов Европы и Америки.
  • Развитие общественного пассажирского транспорта. Для общественного транспорта на проезжей части выделяются специальные полосы движения, позволяющие обеспечить высокую скорость перевозки пассажиров. Такое решение было принято в таких зарубежных городах как Лондон, Лос-Анджелес, Таллинн, Япония.
  • Развитие крытой дорожной сети. Создание сети скоростных и магистралей, обладающей высокой пропускной способностью, требует значительных затрат времени и средств, но является самым эффективным решением транспортных проблем города. Так же позволяющих соединить удаленные участки города между собой.

Но не всегда организация дорожного движения может быть эффективной. С каждым годом количество владельцев машин увеличивается в экспоненциальной последовательности. И дорожные службы не успевают реализовывать свои проекты по улучшению.

Идея создания специальной службы, которая оказывает помощь автомобилистам в разных ситуациях, не нова. На дорогах ГК «Автодор» (в ведении которой находятся платные автодороги), к примеру, уже давно . Случись что на скоростной платной дороге, и они тут как тут. Аваркомы оснащены специальным оборудованием, позволяющим оказать необходимую помощь. А оперативное реагирование возможно благодаря постоянному мониторингу всех участков автобана специальными центрами. Но это на трассе. В городах подобных служб у нас до последнего момента не было. И вот Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Правительства Москвы представил нам такую. Знакомьтесь - Дорожный патруль.

Пока это пять автомобилей, которые проводят ежедневный мониторинг дорожного движения в столице. Понятно, что на такой город это мало. Из-за плотного трафика охватить все городские улицы попросту невозможно. Поэтому сейчас дежурство проводится на самых проблемных участках. Патрулирование проходит в разных режимах. Одни экипажи находятся в свободном плавании. Они следуют по своему маршруту и проверяют состояние дороги. В поле зрения попадает всё - от открытых люков и неправильно установленных знаков до аварийных ситуаций. С одним из экипажей я провел несколько часов.

Вот, к примеру, рядом со остановился небольшой грузовик на аварийке. Занял при этом одну полосу и без того сузившегося Садового кольца. В результате движение застопорилось. Патруль останавливается, включает оранжевую «люстру», инспекторы выставляют конусы. Подходят к грузовичку, интересуются у водителя, в чем причина остановки и не нужна ли помощь. Водитель, оказывается, пытался разобраться, как ему проехать до точки разгрузки товара. Инспекторы попросили съехать в карман, чтобы не мешать движению автомобилей. Проблема была решена за несколько минут.

Едем дальше. Вот автокран остановился все так же прямо на полосе движения, у строительного объекта на Садовом кольце. Этот водитель, завидев наш спецавтомобиль и инспекторов в форме, тут же подбежал и сказал, что прямо сейчас уедет.

Только не штрафуйте! - попросил он.

К слову, инспекторы Дорожного патруля штрафовать не могут по определению. Нет у них таких полномочий. Да и задачи совсем другие.

Помочь решить проблему - да! Случилась, к примеру, авария. Инспекторы окажут . Или помогут переместить неисправный или поврежденный автомобиль в безопасное место. Спустило колесо и нет домкрата или ключей? Не проблема. Машина заглохла посреди дороги? Патруль отбуксирует в безопасное место. В автомобилях Дорожного патруля для этого есть все необходимое, от ремкомплекта до специальных мощных тросов, способных буксировать даже многотонные грузовики.

«Вот на днях, к примеру, на перекрестке застыл фургон, - рассказывает патрульный Олег. - Движение перекрыто, машины выстроились в многокилометровую пробку. Останавливаем грузовики, просим помочь оттащить фургончик, но у водителей нет троса. Тогда мы даем наш, и движение возобновляется», - с гордостью делится инспектор.

В общем, это полноценная техпомощь на дороге. Причем бесплатная.

Еще одна сфера интересов - контроль соблюдения строительными организациями условий ведения работ на проезжей части. Патрульные смотрят, чтобы строители не загрязняли дорогу, правильно устанавливали дорожные знаки. Если увидят неладное, тут же сообщат в Ситуационный центр ЦОДД, а там уже оперативно оповестят подрядчиков о необходимости устранения всех недостатков.

Причем если ситуация серьезная, сотрудники Дорожного патруля обязаны принять меры для обеспечения безопасности всех участников движения. Опасный участок обозначается специальными знаками и конусами. Дорожный патруль не покидает такое место до приезда оперативных служб (ГИБДД, МЧС, коммунальные службы).

Экипажи Дорожного патруля всегда на связи с Ситуационным центром ЦОДД. Если где-то в городе случится ЧП или авария на дороге перекроет движение, находящийся поблизости патруль сможет приехать и помочь. Но это вовсе не замена ГИБДД. Ни в коем случае! Еще раз повторюсь: основная задача Дорожного патруля - помочь водителям и сделать все возможное, чтобы беспрепятственно ехал.