Характеристика рассказа ночь перед рождеством. Изображение народной жизни в повести "Ночь перед Рождеством" Гоголя Н.В

«Ночь перед Рождеством» – первая повесть второй книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя .

В малороссийской Диканьке наступает ночь перед Рождеством. Из трубы одного дома на метле вылетает ведьма и начинает собирать в рукав звёзды с неба. Рядом с ней в небе показывается , который хватает горячий месяц и прячет его себе в карман. Таким путём чёрт хочет отомстить сельскому кузнецу и живописцу Вакуле, который нарисовал в церкви неприятную для него картину об изгнании нечистого из ада.

Вакула страстно влюблён в Оксану, дочь казака Чуба. Ночь перед рождеством Чуб собирается провести за попойкой у дьяка, Вакула же дожидается, когда Оксана останется дома дна без отца, чтобы прийти и объясниться ей в любви. Но чёрт, похитив с неба месяц, погружает Диканьку во тьму с расчётом, что эта темнота заставит Чуба остаться дома и расстроит план кузнеца.

«Ночь перед Рождеством» («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Фильм 1961 г.

Однако Чуб всё же отправляется на угощение к дьяку. Юная Оксана, проводив отца, . В её хату входит Вакула. Он говорит Оксане о своей любви, однако капризная кокетка только смеётся над ним. Горячее объяснение прерывает неожиданный стук в дверь. Недовольный этой помехой Вакула выходит из двери с намерением намять незваному гостю бока.

В хату стучит не кто иной, как её хозяин, Чуб. Чёрт, коварный враг Вакулы, устроил на его пути метель, которая всё же заставила отца Оксаны оставить мысль о попойке у дьяка и вернуться домой. Но из-за сильного снега Чуб не вполне уверен, что стучит в собственную хату, а не в чью-то чужую. И вышедший на стук Вакула посреди метели не узнаёт Чуба. Он велит ему убираться, награждая и двумя сильными тумаками. Ошибочно посчитав, что хата действительно не его, Чуб решает провести остаток ночи перед Рождеством у матери Вакулы, Солохи, с которой он давно крутит любовные шашни.

Гоголь. Ночь перед Рождеством. Аудиокнига

Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.

«Ночь перед Рождеством» — замечательное произведение Гоголя, которое дарит отличное рождественское настроение, а черт и Вакула, словно символ противостояния добра и зла. Но это произведение больше, нежели просто волшебная сказка с юмором и фантастическими моментами. Это произведение, в котором писатель изобразил героев и их извечную борьбу с человеческими пороками, среди которых ложь, хитрость, зло, наглость, вредность, глупость.

Черт, как антигерой повести Гоголя «Ночь перед рождеством»

Эти отрицательные черты характера воплотились в антигероях, среди которых и черт. Он похож одновременно и на стряпчего, и на немца, и на свинью. Все время черт творит пакости, какие-то подлости, лишь бы насолить Вакуле кузнецу. По этой причине, уже в начале произведения, черт и крадет месяц, чтобы на землю опустилась тьма тьмущая. Это было сделано, чтобы Вакулу и Оксану застал ее отец Чуб, который из-за непроглядной темноты должен будет вернуться домой.

Однако все его замыслы рушатся, мало того, все оборачивается против черта. И вместо того, чтобы наслаждаться «победой», ему пришлось на себе везти кузнеца в Петербург, а потом и обратно.

Черт – это персонаж, который очень любит творить зло, он хитрый наглый. Словом, черт и есть черт – воплощение вредности и глупости. И хоть в произведении Гоголь использует выдуманного сказочного персонажа, мы то понимаем, что в данном образе показаны человеческие пороки, которые имеются у многих людей. Здесь показан человек, с его желанием кому-то насолить, сделать пакость, навредить, но тут же автор показывает, что любое зло будет наказано, а плохие замыслы и деяния вернутся сторицей.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831) состоит из отдельных повестей, собранных, а затем и изданных от имени пасечника Рудого Панька. Каждая повесть имеет свой собственный занимательный сюжет, своих героев, но художественные принципы изображения народной жизни одни и те же во всём цикле. Их можно рассмотреть на примере повести «Ночь перед Рождеством».

Тема данной повести — изображение народной жизни, жизни свободных, ещё не закрепощённых украинских казаков. Время действия «Ночи...» — царствование Екатерины Второй, когда Г.А.Потёмкин готовил ликвидацию Запорожской Сечи и введение крепостного права на Украине в 1783 году: именно об этих государственных преобразованиях планируют говорить запорожцы с матушкой-императрицей в конце повести, отправляясь в Зимний дворец. Екатерина и Потёмкин представлены Гоголем как сказочные герои, только внешне похожие на реальных. Екатерина, например, выполняет в «Ночи...» роль доброй волшебницы, помогающей герою. Других исторических привязок и лиц в повести нет, поэтому время в ней условно (панхронично), как и в любой сказке. Идея повести — показ «достойной человека жизни», как отмечал сам Гоголь. Именно так, достойно и правильно, живут обитатели Диканьки. По сути, в повести писатель опоэтизировал (идеализировал, как в сказке) сельскую жизнь и простого человека, то есть показал не заботы и тяготы казаков, а их отдых в весёлый праздник Рождества: весело поют колядки девушки и парубки под окнами хат в рождественскую ночь, дети катаются с гор, уважаемые селяне собираются на праздничный обед к дьяку...

Главный герой повести — народ, участник действия и судья всех персонажей сказки. Фон действия повести составляют народные сцены. Весёлые селяне собираются вместе в рождественскую ночь, и шум, крик, песни заполняют всю Диканьку. В церкви, где в рождественское утро собрались стар и млад, «на всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник». Мир народной жизни представлен в повести через отражение его в фольклоре. Истинная народность художественного произведения, по мнению Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа» (Н.В.Гоголь «Несколько слом о Пушкине»). В «Ночи...» показаны положительные, с народной точки зрения, герои — душевно чистые, простые и цельные люди, не подверженные мучительным противоречиям и рефлексии романтических героев-дворян.

В центре повести образ кузнеца Вакулы. В характере этого молодца подчёркиваются: ум (ловко перехитрил чёрта), сильный, настойчивый характер (несмотря ни на что, добивается любви Оксаны, хотя остальные кавалеры уже отступились от капризной красавицы), удальство (чего стоит его путешествие за одну ночь в Петербург), самостоятельность (не покоряется ни Оксане, ни Чубу, ни обстоятельствам), благородство (страдает от любви, но не оскорбляет Оксану). Эти черты проявляются в истории любви Вакулы к гордой красавице Оксане, во время путешествия на чёрте в Петербург, на приёме у царицы. Все эти моральные качества демонстрируют, с народной точки зрения, наивысшую ценность человека.

Кроме Вакулы Гоголь изображает и других героев, которые тоже взяты из народных сказок и побасёнок: богатый и глупый Чуб, сластолюбивый дьяк, хитрая кумушка Солоха, писарь, «выходящий на четвереньках из шинка», и т.д. Образ своенравной деревенской красавицы, которую преданно и горячо любит герой-добрый молодец, возник из лирических народных песен. Задорная девица смеётся над героем и в то же время нежно любит его; её желание иметь царские черевички — только повод поддразнить кузнеца.

Мир Диканьки окрашен в повести Гоголя мягким юмором: автор не разоблачает своих героев, но подсмеивается над их недостатками. Юмористическое противоречие лежит, например, в основе образа богатого казака Чуба: он претендует на солидность и уважение, а на деле оказывается ничтожным, трусливым человеком. Гоголь проявляет терпимость и уважение к простому человеку, даже если он не образец добродетели, поэтому великодушный Вакула и своевольная Оксана, дамский угодник — дьяк и бойкая Солоха, невозмутимый кум и даже чёрт изображаются юмористически. Комизм характеров переплетается с ко мизмом ситуаций (например, борьба кума и его жены-сокровища за огромный мешок, в котором сидят Чуб и дьяк).

Эти сказочные по сути герои действуют в обычной деревенской обстановке, которая создаётся в повести только благодаря бытовым деталям: подробного описания быта казаков Гоголь не дает и в этом следует за фольклорной сказкой. Для автора важно отразить характер казаков — вольный, открытый, добродушный.

Отмечая народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки», В.Г.Белинский писал, что в них «народное и фантастическое так чудно переплелись с реальностью, что оба эти элемента образуют собой конкретную поэтическую действительность, в которой не узнаешь, где в ней быль и где в ней сказка, но всё поневоле принимаешь за быль» (В.Г.Белинский «О русских повестях и повестях Гоголя», 2). Справедливость этого замечания можно подтвердить многими сценами из «Ночи...». Вот, например, ведьма Солоха тушит все звёзды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом», то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют чёрта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадётся. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увёртывающимся от побоев чёртом. Всеобщего осмеяния чёрт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (чёрт, желающий отплатить за «обидную карикатуру»). Чёрт и ведьма Солоха — бойкая, общительная казачка — показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.

Стало быть, можно отметить, что в «Ночи...» соседствуют черты реализма и романтизма. Реализм в повести выражается в умеренно детализированном описании бытовых сцен. Романтизм же проявляется в том, что, рисуя Диканьку и её весёлых, свободных жителей, писатель показывает свою мечту о разумных, справедливых человеческих отношениях.

Юмор в повести чередуется с лиризмом авторского повествования. Лиризм проявляется в разнообразных пейзажах и в авторских комментариях к действию. В начале повести Гоголь помещает торжественное описание ясной зимней ночи (звёзды, месяц, безлюдье, глубокая тишина), которое всё построено на олицетворении (одушевлении) природы. Величественная космическая картина соседствует с комическим рассуждением о сорочинском заседателе, известном знатоке ведьм и людей. С удовольствием изображает автор яркий, шумный, весёлый народный праздник Коляды в Диканьке. Чудесная картина ночного неба с толпой разнообразной нечисти возникает, когда Вакула летит на чёрте в Петербург.

В заключение отметим, что в «Ночи...» можно наблюдать сложное сочетание самых разнообразных приёмов описания: романтизма и реализма, лирики и юмора, реальности и фантастики. В повести объединены реальные детали быта украинских казаков, включая диалектную речь, и описание невообразимой по красоте природы. В повести рядом живут более-менее реальные герои — жители Диканьки — и нечистая сила в разных обличиях (чёрт, ведьма Солоха, колдун-запорожец Пузатый Пацюк). Всё вместе — это странный мир, который невозможно отнести ни к конкретному времени, пи к конкретной местности, то есть «Ночь...» по существу волшебная сказка

В повести царит радостное восприятие жизни: окружающий мир расцвечен яркими красками, описание героев и событий «искрится» задорным юмором, сказовая речь рассказчика и колоритная речь героев оживляют действие.

Необходимо подчеркнуть, что изображение народной жизни в повести не реалистическое, даже одностороннее, так как писательно показал реальной жизни простого человека, а представил в своём произведении светлый мир сказки. В этом отношении можно сравнить повесть Н.В.Гоголя «Ночь...» и поэму Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». В поэме Н.А.Некрасова тоже переплетаются сказка и реальность, но жизнь народа показана вполне реалистично. Некрасов рисует и картины труда, и страдания крестьян, Дарья вспоминает счастливые моменты в своей жизни, а рядом описываются похороны её мужа Прокла. При всех различиях в упомянутых произведениях отношение к народу у Гоголя и Некрасова очень схоже. Некрасов с уважением описывает силу характера, красоту и великодушие Дарьи, которая, как и Вакула у Гоголя, становится главной положительной героиней поэмы.

Рассказ этот включен в цикл историй «Вечера на хуторе близ Диканьки», записанных и пересказанных гостеприимным пасечником Рудым Панько. Его очень краткое содержание необходимо ученику, ведь украинский фольклор сложен для понимания, и не помешало бы дополнительно прояснить основные события произведения. дабы понять и запомнить сюжет.

(275 слов) Рождественской ночью, когда месяц только взошел на небе, а молодежь собирается на колядки, черт ворует с небосвода месяц. В это же время кузнец Вакула приходит к дочери казака Чуба Оксане. Она насмехается над влюбленным парубком и говорит, что выйдет за него, если только получит черевички как у самой царицы.

Раздосадованный парубок идет домой. А дома мать Вакулы, ведьма Солоха, принимает у себя по очереди черта, сельского голову, дьяка, а потом и отца Оксаны Чуба. Испугавшись голову, черт залезает в один из мешков на полу хаты. В такой же мешок прячется голова, с приходом дьяка. Дьяк тоже вскоре оказывается в мешке из-за Чуба. А с приходом Вакулы, в мешок лезет и Чуб. Вакула выносит мешки из хаты, не замечая их тяжести, но встретив Оксану с толпой колядующих, бросает все, кроме самого легкого. Бежит он к Пузатому Пацюку, который, по слухам, сродни черту. Ничего от Пацюка не добившись, несчастный кузнец снова оказывается на улице, и тут из мешка на него прыгает черт. Перекрестив его, Вакула приказывает нечисти везти его к императрице в Петербург. Тем временем, из мешков выбираются Чуб, дьяк и голова.

Вакула, оказавшись в Петербурге, уговаривает запорожских казаков взять его с собой на прием в царицын дворец. Там он просит у Екатерины царские её башмачки, а получив их, поскорее отправляется домой.

На хуторе уже пошли слухи, что Вакула от горя и помешательства покончил с собой. Оксана узнает об этом, не может спать всю ночь, а не увидев поутру всегда набожного кузнеца в церкви, понимает, что любит его.

Вакула же от усталости проспал церковную службу, а проснувшись, идет свататься к Оксане с черевичками. Чуб дает свое согласие, как и его дочь, которой уже не нужны никакие туфли.

Отзыв: Как и все произведения Гоголя, «Ночь перед Рождеством» не лишена мистической тематики. Любовь, которой то помогает, то препятствует нечистая сила, остается главной темой почти каждой истории этого цикла. И все это на фоне быта украинского хутора, с бесценным колоритом. А для более точной передачи картины – истинно гоголевская лексика, с использованием «говорящих» фамилий и народной разговорной речи.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!