Багдасарьян культурология. Культурология. Под ред. Багдасарьян Н.Г. Членство в профессиональных сообществах

3-е изд., испр.. и доп. - М.: Высшая школа, 2001 - 511 с.

Культурология - новая учебная дисциплина, которая изучается во всех технических вузах России, поэтому предлагаемый учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов.

Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический сло­варь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении.

Для студентов технических и естественно-научных специальностей вузов. Может быть использован преподавателями и студентами гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев.

Формат: pdf / zip

Размер: 4,19Мб

Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 10
Морфология культуры 11
Мир через культуру 13
1. ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА 13
1. Какова специфика социально-научного и гуманитарного знания? 13
2. Каковы особенности культурологии как научной дисциплины? 17
3. Какова история и логика становления понятия "культура"? 18
Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) 18
Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал 18
Иммануил Кант (1724 -1804) 19
Готлиб Фихте (1762 - 1814 19
Эдуард Бернард Тайлор (1832-1917) 19
Герберт Спенсер (1820 - 1903), 19
Освальд Шпенглер (1880 - 1936) 20
Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 - 1955) и Бронислава Малиновского (1884 - 1942) 20
Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936), 20
культурологический метод анализа 21
4. Предмет и методы культурологии 21
компаративный анализ 22
методы математического моделирования 23
5. Рассмотрим подробнее специфику социальной и гуманитарной культурологии 23
6. В чем смысл логоса и хаоса как полярных категорий культурологии? 24
7. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни 26
8. Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления? 28
Таблица 1 29
9. Место культурологии в системе инженерного образования 29
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 30
Темы рефератов и творческих заданий 31
2. ТЕМА. СУЩНОСТЬ И СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ 31
1. В чем причины многообразия подходов, направлений и школ в понимании культуры? 31
2. Как можно классифицировать определения культуры? 32
3. Основные культурологические школы и направления 33
Эрнст Кассирер (1874-1945), 36
Клод Леви-Стросс (р. 1908), 36
Ролан Барт (1915 -1980), 36
Жак Лакан (1901-1981), 36
Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), 36
4. Каковы сущностные характеристики культуры? 37
5. Каковы смыслы культуры? 37
6. Что собой представляют структура и функции культуры? 38
Темы рефератов и творческих заданий 41
3. ТЕМА. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 41
1. Истоки проблемы типологической классификации культуры 42
2. Понятия типа, типологии и типологизации культур 43
3. Как осуществляется типологизация культур? 43
4. Характеристика некоторых типологических моделей культур 46
Этнографическая типология культур 46
хозяйственно-бытовая 46
Типология культур Н. Я. Данилевского 47
Типология культуры О. Шпенглера.. 49
Типологическая модель Ф. Ницше 50
Типология культуры П. Сорокина. . 50
Типологическая модель культуры К.Ясперса.. 51
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 53
Темы рефератов и творческих заданий 54
4. ТЕМА. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА 54
Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
1. В чем актуальность проблемы определения социокультурной динамики? 54
2. Каково отличие понятия "динамика" от понятия "прогресс"? 54
3. Две крайних позиции во взглядах на социокультурную динамику 55
4. Каковы основные направления представлений о социокультурной динамике? 56
5. Идеи цикличности и волновых колебаний 56
6. В чем суть эволюционистских взглядов на социокультурную динамику? 59
7. Предпосылки синергетического подхода 62
8. Ключевые понятия синергетической парадигмы 63
9. Синергетический подход в исследованиях социокультурных процессов 63
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 65
Темы рефератов и творческих заданий 66
5. ТЕМА. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ 66
1. Понятие языка культуры 66
2. Почему мы полагаем, что проблема языка культуры - одна из самых актуальных как в науке, так и в жизни? 66
3. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры? 67
4. Каким образом можно классифицировать языки культуры? 68
- естественные языки 68
- искусственные языки 68
- вторичные языки 68
5. Какими науками изучается язык культуры? 69
Семиотика 69
Ф. де Соссюр (1857-1913), 69
Герменевтика 70
6. Что такое текст? 70
7. Что такое "знак" и "символ"? 71
8. Сенсибильный и интеллигибельный планы бытия 73
9. Процесс формирования символических структур 74
Таблица 2 75
Продолжение табл. 2 76
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 76
Темы рефератов и творческих заданий 77
6. ТЕМА. МИР ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРА 77
1. Какова специфика культурологического подхода к осмыслению культурного мира человека? 77
2. Что представляет собой мир культуры человека? Современные подходы к определению духовности 78
3. Как выражены в культуре мотивы судьбы и смерти? В чем причина ритуализации человеческой жизни? 79
4. Значения, ценности и нормы: как определяются и соотносятся эти понятия? 80
5. Что такое ценность? 81
6. Какова роль ценностного компонента в жизни людей? 82
7. Каковы принципы классифицирования ценностей? 83
8. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? 83
9. Что такое ценностное ядро культуры? Каковы факторы, влияющие на его формирование? 84
10. Совпадают ли в одном и том же обществе социальные и культурные ценностные образцы?.. 84
11. Как соотносятся ценности и мотивации личности? 85
12. Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? 85
13. Как выражены ценности в особенностях той или иной культуры? 86
14. Творчество как способ инкультурации. Специфика культурологического подхода к творчеству 87
15. Как соотносятся творчество и профессиональная культура? 88
16. Какие обстоятельства обусловливают творчество как способ формирования индивидуального мира культуры? 88
17. Какова роль личностно-психологической культуры человека в его творческой деятельности? К чему надо стремиться? 90
18. Как соотносятся индивидуальный мир культуры с окружающим миром в разных традициях мировой культуры? 90
1. Европейский тип, 90
2. Древнекитайский тип (восточный). . 90
3. Индийский тип, 90
19. Итак, каковы же особенности мира человека как культуры? 91
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 91
Темы рефератов и творческих заданий 92
7. ТЕМА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 92
1. Какие дисциплины изучают искусство? 92
2. Что такое искусство? 93
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? 93
4. Каковы социокультурные смыслы искусства? 95
5. Что является критерием художественности? 97
6. Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах? 97
7. Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве? 98
8. Искусство и массовая культура 99
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? 100
10. Какова динамика художественной культуры? 103
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 103
Темы рефератов и творческих заданий 104
8. ТЕМА. РЕЛИГИЯ И НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 105
1. Как связаны между собою в истории культуры научное и религиозное мировоззрение? 105
Каково отношение между наукой и религией с точки зрения их роли в культуре и того, как они описывают представления человека о мире? 105
3. Что роднит науку и религию? 105
4. Что же и как изучает наука? 106
5. В чем заключается особенность религиозного отношения к миру? 108
6. В чем состоят основные различия между наукой и религией? 108
7. Почему человек не может задавать себе таких вопросов? 108
8. Каковы первоначальные теистические модели мира? 109
9. Какие существуют познавательные модели мира? 110
10. В чем суть дилеммы знания и веры в современную эпоху? 112
11. В чем смысл разрабатываемой сегодня диатропической познавательной модели мира? 113
Таблица 7 113
Продолжение табл. 7 113
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 114
Темы рефератов и творческих заданий 114
9. ТЕМА. ТЕХНИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ 114
1.Что такое техника? 114
2. В чем специфика культурологического изучения техники? 115
3. Каковы социокультурные смыслы техники? 116
4. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники? 117
Натуралистический подход 117
5. Каково взаимодействие техники с другими социокультурными элементами? 119
6. Какие существуют модели динамики техники? 120
7. Каковы проявления взаимоотношений "человек - техника"? 121
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 123
Темы рефератов и творческих заданий 123
10. ТЕМА. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 123
1. В чем актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации? 123
2. В чем смысл понятия "цивилизация"? 124
3. Каковы история и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой? 125
4. В чем суть культурного измерения цивилизации? 126
5. Каким образом можно типологизировать цивилизации? 127
6. Культура как социогенетический код цивилизации 128
7. Когда и как люди могут воздействовать на культурно-цивилизационную динамику? 128
8. Каковы перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем? 129
9. В чем заключается специфика и каковы основные черты техногенной цивилизации? 131
10. В чем состоит сущность кризиса техногенной цивилизации, может ли человечество найти пути выхода из него? 132
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 133
Темы рефератов и творческих заданий 134
Культурология через тексты 135
Культурология как научная дисциплина. Сущность и смыслы культуры 135
П. Н. Милюков 135
Общие понятия 136
Проверьте себя! 137
К. Леви-Стросс 137
История и этнология 138
Проверьте себя! 139
Проверьте себя! 140
Э.Б.Тайлор 140
Определение культуры 141
Проверьте себя! 141
Г. Риккерт 141
Природа и культура 142
Проверьте себя! 144
В. Ф. Эрн 144
Ответ С.Л. Франку 145
Проверьте себя! 146
Й. Хейзинга 146
Игра и культура 146
Проверьте себя! 149
Типология культуры. Социокультурная динамика 151
Клод Леви-Стросс 151
Эволюционизм и диффузионизм 151
Проверьте себя! 151
П. А. Сорокин 152
Кризис нашего времени 153
Диагноз кризиса 153
Проверьте себя! 156
Кризис изящных искусств 156
Идеациональное искусство.. 157
Чувственное искусство. . 157
Идеалистическое искусство.. 158
Эклектичное искусство 158
Недуги нашего чувственного искусства.. 160
Проверьте себя! 161
А. Моль 161
Социодинамика культуры 161
Г л а в а I. Понятие культуры 161
§1. Методологические замечания 162
Проверьте себя! 162
I. Какого подхода придерживается А. Моль в определении культуры? 162
§2. Гуманитарная культура и ее закат 162
Проверьте себя! 164
§3.Словарь и культура 164
а) Алфавитная система 165
б) Ассоциативная система, 165
в) Частотный словарь 165
Проверьте себя! 165
§4. Эволюция рамок современного мышления 166
Проверьте себя! 167
§5. Определение культуры 167
Культура нетождественна мышлению 167
Проверьте себя! 168
Итоги 168
Проверьте себя! 170
Глава II Интеллектуальный рынок и культура 170
§9. Основные элементы социокультурного цикла 170
Проверьте себя! 171
Глава VI. Динамика культуры и интеллектуальное общество 172
§3. Мозаичная культура и западное мышление 172
Проверьте себя! 173
А.Дж. Тойнби 173
Постижение истории 173
Проверьте себя! 176
С.Л.Франк 176
Крушение кумиров 176
Кумир культуры 176
Проверьте себя! 179
Язык культуры 179
Ч. У. Моррис 179
Основания теории знаков 179
I. Введение. Семиотика и наука 179
Проверьте себя! 181
II. Семиозис и семиотика 181
1. Природа знака 181
Проверьте себя! 182
2. Измерения и уровни семиозиса 182
Проверьте себя! 184
3. Язык 184
Проверьте себя! 186
III. Синтактика 186
1. Формальная концепция языка 186
Проверьте себя! 188
2. Языковая структура 188
Проверьте себя! 190
IV. Семантика 190
1. Семантическое измерение семиозиса 190
Проверьте себя! 193
2. Языковые и неязыковые структуры 193
Проверьте себя! 195
V. Прагматика 195
1. Прагматическое измерение семиозиса 195
Проверьте себя! 197
2. Индивидуальные и социальные факторы в семиозисе 197
Проверьте себя! 200
3. Прагматическое употребление и злоупотребление знаками 200
Проверьте себя! 202
VI.Единство семиотики 202
2. Универсалии и универсальность 202
VII. Проблемы и приложения 202
1. Объединение семиотических наук 202
Проверьте себя! 203
2. Семиотика как органон наук 203
Проверьте себя! 203
3. Значение семиотики для гуманитарных наук 204
Проверьте себя! 204
Роман Якобсон 205
В поисках сущности языка 205
Проверьте себя! 205
Проверьте себя! 207
Проверьте себя! 207
Проверьте себя! 209
Проверьте себя! 213
Вяч. Иванов 213
Наш язык 213
Проверьте себя! 214
Г.Г. Шпет 214
Признаки и стили 215
Структура слова in usum aestheticae 215
Проверьте себя! 216
А. А. Потебня 216
Мысль и язык 217
Проверьте себя! 219
Мир человека как культура 220
Аристотель 220
Метафизика 220
О душе 221
Проверьте себя! 222
Фараби 222
Существо вопросов 222
Проверьте себя! 223
Ибн Сина (Авиценна) 223
Книга о душе 224
Проверьте себя! 227
Газали 227
Избавляющийся от заблуждений 227
Проверьте себя! 228
Н. А. Бердяев 228
Человек. Микрокосм и макрокосм 228
Проверьте себя! 233
П. Тейяр де Шарден 233
Ступень рефлексии 234
Проверьте себя! 234
Г. Риккерт 234
Проверьте себя! 235
С. Н. Булгаков 235
Догматическое обоснование культуры 236
Проверьте себя! 237
Искусство как феномен культуры 238
Хосе и Мириам Аргуэлес 238
Мандала как форма искусства 238
Проверьте себя! 239
Е. Н. Трубецкой 239
Умозрение в красках; вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи... 239
Проверьте себя! 241
Два мира в древнерусской иконописи 241
III 241
Проверьте себя! 242
Г. Г. Шпет 242
Искусство и жизнь 242
Проверьте себя! 244
Ж. Маритен 244
Искусство и мораль 244
Проверьте себя! 247
К. Г. Юнг 247
Психология и художественное творчество 247
2. Автор 247
Проверьте себя! 249
X. Ортега-и-Гассет 249
Дегуманизация искусства. Непопулярность нового искусства 249
Художественное искусство 250
Проверьте себя! 252
Религия и наука в контексте культуры 253
М. Вебер 253
Наука как призвание и профессия 253
Проверьте себя! 256
К. Ясперс 256
Современная наука 257
Проверьте себя! 259
М.Хайдеггер 259
Наука и осмысление 260
Проверьте себя! 261
А. В. Мень 261
Бытие и вера 262
Проверьте себя! 263
Библия 263
Книга Екклесиаста, или проповедника 263
Книга Песни Песней Соломона 264
Причта о сеятеле (Евангелие от Матфея. Гл. 13, ст. 1 - 23) 265
Причта о пшенице и плевелах (Евангелие от Матфея. Гл. 13, ст. 24 - 30) 265
Причта о милосердном Самарянине (Евангелие от Луки. Гл 10, ст. 29 - 37) 266
Коран 266
Сура 1. Открывающая книгу 266
Сура 47. Мухаммад 266
Сура 86. Идущий ночью 267
Сура 91. Солнце 267
Сура 107. Подаяние 267
Сура 109. Неверные 267
Ибн Рушд 267
Рассуждения, выносящие решения относительно связи между философией и религией... 268
Проверьте себя! 269
Техника как социокультурное явление 270
О. Шпенглер 270
Человек и техника 270
Происхождение человека: рука и орудие 271
Проверьте себя! 273
Вторая ступень: речь и предприятие 273
Проверьте себя! 274
Исход: подъем и конец машинной культуры 274
Роскошь машины 276
Проверьте себя! 277
К. Ясперс 277
Современная техника 277
Техника как средство 278
Рассудок 278
Власть 278
Виды техники 278
Открытие и повторяющаяся работа 279
Великий исторический перелом в развитии техники.. 279
Оценка современной техники 279
Отдаление от природы и новая близость к природе 280
а) Прежде всего, - красота технических изделий 280
б) Далее техника создает огромное расширение реального видения.. 280
в) И наконец, складывается новое мироощущение 281
Неверное представление о границах техники 281
1. Техника - средство, которое должно направляться определенным образом 281
2. Техника господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным. 281
3. Техника всегда связана с материалом и силами, которые ограничены 282
4. Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом 282
5. Может быть, техника ограничена в своих открытиях возможной целью 282
Проверьте себя! 283
Ж. Эллюль 283
Другая революция 283
Проверьте себя! 284
М. Хайдеггер 284
Вопрос о технике 284
Проверьте себя! 288
П.К. Энгеймейер 288
Технический итог XIX века 288
Культура и цивилизация 290
Н. Бердяев 290
Письмо тринадцатое. О культуре 290
Проверьте себя! 291
Г. Г. Шпет 291
Эстетические фрагменты 291
Проверьте себя! 292
С. Н. Булгаков 292
Догматическое обоснование культуры 292
Проверьте себя! 292
В. И. Вернадский 293
Несколько слов о ноосфере 293
Проверьте себя! 297
А. Чижевский 297
Колыбель жизни и пульсы Вселенной 298
Проверьте себя! 301
Н. К. Рерих 301
Синтез 302
Культура - почитание света 302
Проверьте себя! 302
К. Лоренц 303
Восемь смертных грехов цивилизованного человечества 303
Глава 10. Резюме 303
Проверьте себя! 304
Алгоритмы методики 304
Рекомендуемая литература 306
Учебники и учебные пособия по культурологии: 306
Список литературы ко всем темам: 306
Литература к теме 1 306
Литература к теме 2 306
Литература к теме 3 307
Литература к теме 4 307
Литература к теме 5 308
Литература к теме 6 308
Литература к теме 7 308
Литература к теме 9 309
Литература к теме 10 309
Темы рефератов 311
Краткий терминологический словарь 312

Актуальность: издание содержит тексты лекций по культурологии, а также литературу, проблемные вопросы, кейсы, темы заданий и самостоятельных работ. Учитывая, что работа студентов с хрестоматийными текстами вызывает определенные трудности, наиболее яркие образцы культурологической классики включены в качестве вставок в структуру лекционного изложения. Особенностью учебника является его внутреннее единство. Аудитория: студенты негуманитарных вузов, аспиранты, преподаватели.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. 3-е изд., испр.. и доп. - М.: Высшая школа, 2001 - 511 с.

    Культурология - новая учебная дисциплина, которая изучается во всех технических вузах России, поэтому предлагаемый учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов.

    Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический сло­варь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении.

    Для студентов технических и естественно-научных специальностей вузов. Может быть использован преподавателями и студентами гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев.

    Формат: pdf / zip

    Размер: 4,19Мб

    Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ 10
    Морфология культуры 11
    Мир через культуру 13
    1. ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА 13
    1. Какова специфика социально-научного и гуманитарного знания? 13
    2. Каковы особенности культурологии как научной дисциплины? 17
    3. Какова история и логика становления понятия "культура"? 18
    Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) 18
    Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал 18
    Иммануил Кант (1724 -1804) 19
    Готлиб Фихте (1762 - 1814 19
    Эдуард Бернард Тайлор (1832-1917) 19
    Герберт Спенсер (1820 - 1903), 19
    Освальд Шпенглер (1880 - 1936) 20
    Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 - 1955) и Бронислава Малиновского (1884 - 1942) 20
    Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936), 20
    культурологический метод анализа 21
    4. Предмет и методы культурологии 21
    компаративный анализ 22
    методы математического моделирования 23
    5. Рассмотрим подробнее специфику социальной и гуманитарной культурологии 23
    6. В чем смысл логоса и хаоса как полярных категорий культурологии? 24
    7. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни 26
    8. Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления? 28
    Таблица 1 29
    9. Место культурологии в системе инженерного образования 29
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 30
    Темы рефератов и творческих заданий 31
    2. ТЕМА. СУЩНОСТЬ И СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ 31
    1. В чем причины многообразия подходов, направлений и школ в понимании культуры? 31
    2. Как можно классифицировать определения культуры? 32
    3. Основные культурологические школы и направления 33
    Эрнст Кассирер (1874-1945), 36
    Клод Леви-Стросс (р. 1908), 36
    Ролан Барт (1915 -1980), 36
    Жак Лакан (1901-1981), 36
    Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), 36
    4. Каковы сущностные характеристики культуры? 37
    5. Каковы смыслы культуры? 37
    6. Что собой представляют структура и функции культуры? 38
    Темы рефератов и творческих заданий 41
    3. ТЕМА. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 41
    1. Истоки проблемы типологической классификации культуры 42
    2. Понятия типа, типологии и типологизации культур 43
    3. Как осуществляется типологизация культур? 43
    4. Характеристика некоторых типологических моделей культур 46
    Этнографическая типология культур 46
    хозяйственно-бытовая 46
    Типология культур Н. Я. Данилевского 47
    Типология культуры О. Шпенглера.. 49
    Типологическая модель Ф. Ницше 50
    Типология культуры П. Сорокина. . 50
    Типологическая модель культуры К.Ясперса.. 51
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 53
    Темы рефератов и творческих заданий 54
    4. ТЕМА. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА 54
    Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
    1. В чем актуальность проблемы определения социокультурной динамики? 54
    2. Каково отличие понятия "динамика" от понятия "прогресс"? 54
    3. Две крайних позиции во взглядах на социокультурную динамику 55
    4. Каковы основные направления представлений о социокультурной динамике? 56
    5. Идеи цикличности и волновых колебаний 56
    6. В чем суть эволюционистских взглядов на социокультурную динамику? 59
    7. Предпосылки синергетического подхода 62
    8. Ключевые понятия синергетической парадигмы 63
    9. Синергетический подход в исследованиях социокультурных процессов 63
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 65
    Темы рефератов и творческих заданий 66
    5. ТЕМА. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ 66
    1. Понятие языка культуры 66
    2. Почему мы полагаем, что проблема языка культуры - одна из самых актуальных как в науке, так и в жизни? 66
    3. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры? 67
    4. Каким образом можно классифицировать языки культуры? 68
    - естественные языки 68
    - искусственные языки 68
    - вторичные языки 68
    5. Какими науками изучается язык культуры? 69
    Семиотика 69
    Ф. де Соссюр (1857-1913), 69
    Герменевтика 70
    6. Что такое текст? 70
    7. Что такое "знак" и "символ"? 71
    8. Сенсибильный и интеллигибельный планы бытия 73
    9. Процесс формирования символических структур 74
    Таблица 2 75
    Продолжение табл. 2 76
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 76
    Темы рефератов и творческих заданий 77
    6. ТЕМА. МИР ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРА 77
    1. Какова специфика культурологического подхода к осмыслению культурного мира человека? 77
    2. Что представляет собой мир культуры человека? Современные подходы к определению духовности 78
    3. Как выражены в культуре мотивы судьбы и смерти? В чем причина ритуализации человеческой жизни? 79
    4. Значения, ценности и нормы: как определяются и соотносятся эти понятия? 80
    5. Что такое ценность? 81
    6. Какова роль ценностного компонента в жизни людей? 82
    7. Каковы принципы классифицирования ценностей? 83
    8. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? 83
    9. Что такое ценностное ядро культуры? Каковы факторы, влияющие на его формирование? 84
    10. Совпадают ли в одном и том же обществе социальные и культурные ценностные образцы?.. 84
    11. Как соотносятся ценности и мотивации личности? 85
    12. Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? 85
    13. Как выражены ценности в особенностях той или иной культуры? 86
    14. Творчество как способ инкультурации. Специфика культурологического подхода к творчеству 87
    15. Как соотносятся творчество и профессиональная культура? 88
    16. Какие обстоятельства обусловливают творчество как способ формирования индивидуального мира культуры? 88
    17. Какова роль личностно-психологической культуры человека в его творческой деятельности? К чему надо стремиться? 90
    18. Как соотносятся индивидуальный мир культуры с окружающим миром в разных традициях мировой культуры? 90
    1. Европейский тип, 90
    2. Древнекитайский тип (восточный). . 90
    3. Индийский тип, 90
    19. Итак, каковы же особенности мира человека как культуры? 91
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 91
    Темы рефератов и творческих заданий 92
    7. ТЕМА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 92
    1. Какие дисциплины изучают искусство? 92
    2. Что такое искусство? 93
    3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? 93
    4. Каковы социокультурные смыслы искусства? 95
    5. Что является критерием художественности? 97
    6. Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах? 97
    7. Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве? 98
    8. Искусство и массовая культура 99
    9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? 100
    10. Какова динамика художественной культуры? 103
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 103
    Темы рефератов и творческих заданий 104
    8. ТЕМА. РЕЛИГИЯ И НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 105
    1. Как связаны между собою в истории культуры научное и религиозное мировоззрение? 105
    Каково отношение между наукой и религией с точки зрения их роли в культуре и того, как они описывают представления человека о мире? 105
    3. Что роднит науку и религию? 105
    4. Что же и как изучает наука? 106
    5. В чем заключается особенность религиозного отношения к миру? 108
    6. В чем состоят основные различия между наукой и религией? 108
    7. Почему человек не может задавать себе таких вопросов? 108
    8. Каковы первоначальные теистические модели мира? 109
    9. Какие существуют познавательные модели мира? 110
    10. В чем суть дилеммы знания и веры в современную эпоху? 112
    11. В чем смысл разрабатываемой сегодня диатропической познавательной модели мира? 113
    Таблица 7 113
    Продолжение табл. 7 113
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 114
    Темы рефератов и творческих заданий 114
    9. ТЕМА. ТЕХНИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ 114
    1.Что такое техника? 114
    2. В чем специфика культурологического изучения техники? 115
    3. Каковы социокультурные смыслы техники? 116
    4. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники? 117
    Натуралистический подход 117
    5. Каково взаимодействие техники с другими социокультурными элементами? 119
    6. Какие существуют модели динамики техники? 120
    7. Каковы проявления взаимоотношений "человек - техника"? 121
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 123
    Темы рефератов и творческих заданий 123
    10. ТЕМА. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 123
    1. В чем актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации? 123
    2. В чем смысл понятия "цивилизация"? 124
    3. Каковы история и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой? 125
    4. В чем суть культурного измерения цивилизации? 126
    5. Каким образом можно типологизировать цивилизации? 127
    6. Культура как социогенетический код цивилизации 128
    7. Когда и как люди могут воздействовать на культурно-цивилизационную динамику? 128
    8. Каковы перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем? 129
    9. В чем заключается специфика и каковы основные черты техногенной цивилизации? 131
    10. В чем состоит сущность кризиса техногенной цивилизации, может ли человечество найти пути выхода из него? 132
    Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 133
    Темы рефератов и творческих заданий 134
    Культурология через тексты 135
    Культурология как научная дисциплина. Сущность и смыслы культуры 135
    П. Н. Милюков 135
    Общие понятия 136
    Проверьте себя! 137
    К. Леви-Стросс 137
    История и этнология 138
    Проверьте себя! 139
    Проверьте себя! 140
    Э.Б.Тайлор 140
    Определение культуры 141
    Проверьте себя! 141
    Г. Риккерт 141
    Природа и культура 142
    Проверьте себя! 144
    В. Ф. Эрн 144
    Ответ С.Л. Франку 145
    Проверьте себя! 146
    Й. Хейзинга 146
    Игра и культура 146
    Проверьте себя! 149
    Типология культуры. Социокультурная динамика 151
    Клод Леви-Стросс 151
    Эволюционизм и диффузионизм 151
    Проверьте себя! 151
    П. А. Сорокин 152
    Кризис нашего времени 153
    Диагноз кризиса 153
    Проверьте себя! 156
    Кризис изящных искусств 156
    Идеациональное искусство.. 157
    Чувственное искусство. . 157
    Идеалистическое искусство.. 158
    Эклектичное искусство 158
    Недуги нашего чувственного искусства.. 160
    Проверьте себя! 161
    А. Моль 161
    Социодинамика культуры 161
    Г л а в а I. Понятие культуры 161
    §1. Методологические замечания 162
    Проверьте себя! 162
    I. Какого подхода придерживается А. Моль в определении культуры? 162
    §2. Гуманитарная культура и ее закат 162
    Проверьте себя! 164
    §3.Словарь и культура 164
    а) Алфавитная система 165
    б) Ассоциативная система, 165
    в) Частотный словарь 165
    Проверьте себя! 165
    §4. Эволюция рамок современного мышления 166
    Проверьте себя! 167
    §5. Определение культуры 167
    Культура нетождественна мышлению 167
    Проверьте себя! 168
    Итоги 168
    Проверьте себя! 170
    Глава II Интеллектуальный рынок и культура 170
    §9. Основные элементы социокультурного цикла 170
    Проверьте себя! 171
    Глава VI. Динамика культуры и интеллектуальное общество 172
    §3. Мозаичная культура и западное мышление 172
    Проверьте себя! 173
    А.Дж. Тойнби 173
    Постижение истории 173
    Проверьте себя! 176
    С.Л.Франк 176
    Крушение кумиров 176
    Кумир культуры 176
    Проверьте себя! 179
    Язык культуры 179
    Ч. У. Моррис 179
    Основания теории знаков 179
    I. Введение. Семиотика и наука 179
    Проверьте себя! 181
    II. Семиозис и семиотика 181
    1. Природа знака 181
    Проверьте себя! 182
    2. Измерения и уровни семиозиса 182
    Проверьте себя! 184
    3. Язык 184
    Проверьте себя! 186
    III. Синтактика 186
    1. Формальная концепция языка 186
    Проверьте себя! 188
    2. Языковая структура 188
    Проверьте себя! 190
    IV. Семантика 190
    1. Семантическое измерение семиозиса 190
    Проверьте себя! 193
    2. Языковые и неязыковые структуры 193
    Проверьте себя! 195
    V. Прагматика 195
    1. Прагматическое измерение семиозиса 195
    Проверьте себя! 197
    2. Индивидуальные и социальные факторы в семиозисе 197
    Проверьте себя! 200
    3. Прагматическое употребление и злоупотребление знаками 200
    Проверьте себя! 202
    VI.Единство семиотики 202
    2. Универсалии и универсальность 202
    VII. Проблемы и приложения 202
    1. Объединение семиотических наук 202
    Проверьте себя! 203
    2. Семиотика как органон наук 203
    Проверьте себя! 203
    3. Значение семиотики для гуманитарных наук 204
    Проверьте себя! 204
    Роман Якобсон 205
    В поисках сущности языка 205
    Проверьте себя! 205
    Проверьте себя! 207
    Проверьте себя! 207
    Проверьте себя! 209
    Проверьте себя! 213
    Вяч. Иванов 213
    Наш язык 213
    Проверьте себя! 214
    Г.Г. Шпет 214
    Признаки и стили 215
    Структура слова in usum aestheticae 215
    Проверьте себя! 216
    А. А. Потебня 216
    Мысль и язык 217
    Проверьте себя! 219
    Мир человека как культура 220
    Аристотель 220
    Метафизика 220
    О душе 221
    Проверьте себя! 222
    Фараби 222
    Существо вопросов 222
    Проверьте себя! 223
    Ибн Сина (Авиценна) 223
    Книга о душе 224
    Проверьте себя! 227
    Газали 227
    Избавляющийся от заблуждений 227
    Проверьте себя! 228
    Н. А. Бердяев 228
    Человек. Микрокосм и макрокосм 228
    Проверьте себя! 233
    П. Тейяр де Шарден 233
    Ступень рефлексии 234
    Проверьте себя! 234
    Г. Риккерт 234
    Проверьте себя! 235
    С. Н. Булгаков 235
    Догматическое обоснование культуры 236
    Проверьте себя! 237
    Искусство как феномен культуры 238
    Хосе и Мириам Аргуэлес 238
    Мандала как форма искусства 238
    Проверьте себя! 239
    Е. Н. Трубецкой 239
    Умозрение в красках; вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи... 239
    Проверьте себя! 241
    Два мира в древнерусской иконописи 241
    III 241
    Проверьте себя! 242
    Г. Г. Шпет 242
    Искусство и жизнь 242
    Проверьте себя! 244
    Ж. Маритен 244
    Искусство и мораль 244
    Проверьте себя! 247
    К. Г. Юнг 247
    Психология и художественное творчество 247
    2. Автор 247
    Проверьте себя! 249
    X. Ортега-и-Гассет 249
    Дегуманизация искусства. Непопулярность нового искусства 249
    Художественное искусство 250
    Проверьте себя! 252
    Религия и наука в контексте культуры 253
    М. Вебер 253
    Наука как призвание и профессия 253
    Проверьте себя! 256
    К. Ясперс 256
    Современная наука 257
    Проверьте себя! 259
    М.Хайдеггер 259
    Наука и осмысление 260
    Проверьте себя! 261
    А. В. Мень 261
    Бытие и вера 262
    Проверьте себя! 263
    Библия 263
    Книга Екклесиаста, или проповедника 263
    Книга Песни Песней Соломона 264
    Причта о сеятеле (Евангелие от Матфея. Гл. 13, ст. 1 - 23) 265
    Причта о пшенице и плевелах (Евангелие от Матфея. Гл. 13, ст. 24 - 30) 265
    Причта о милосердном Самарянине (Евангелие от Луки. Гл 10, ст. 29 - 37) 266
    Коран 266
    Сура 1. Открывающая книгу 266
    Сура 47. Мухаммад 266
    Сура 86. Идущий ночью 267
    Сура 91. Солнце 267
    Сура 107. Подаяние 267
    Сура 109. Неверные 267
    Ибн Рушд 267
    Рассуждения, выносящие решения относительно связи между философией и религией... 268
    Проверьте себя! 269
    Техника как социокультурное явление 270
    О. Шпенглер 270
    Человек и техника 270
    Происхождение человека: рука и орудие 271
    Проверьте себя! 273
    Вторая ступень: речь и предприятие 273
    Проверьте себя! 274
    Исход: подъем и конец машинной культуры 274
    Роскошь машины 276
    Проверьте себя! 277
    К. Ясперс 277
    Современная техника 277
    Техника как средство 278
    Рассудок 278
    Власть 278
    Виды техники 278
    Открытие и повторяющаяся работа 279
    Великий исторический перелом в развитии техники.. 279
    Оценка современной техники 279
    Отдаление от природы и новая близость к природе 280
    а) Прежде всего, - красота технических изделий 280
    б) Далее техника создает огромное расширение реального видения.. 280
    в) И наконец, складывается новое мироощущение 281
    Неверное представление о границах техники 281
    1. Техника - средство, которое должно направляться определенным образом 281
    2. Техника господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным. 281
    3. Техника всегда связана с материалом и силами, которые ограничены 282
    4. Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом 282
    5. Может быть, техника ограничена в своих открытиях возможной целью 282
    Проверьте себя! 283
    Ж. Эллюль 283
    Другая революция 283
    Проверьте себя! 284
    М. Хайдеггер 284
    Вопрос о технике 284
    Проверьте себя! 288
    П.К. Энгеймейер 288
    Технический итог XIX века 288
    Культура и цивилизация 290
    Н. Бердяев 290
    Письмо тринадцатое. О культуре 290
    Проверьте себя! 291
    Г. Г. Шпет 291
    Эстетические фрагменты 291
    Проверьте себя! 292
    С. Н. Булгаков 292
    Догматическое обоснование культуры 292
    Проверьте себя! 292
    В. И. Вернадский 293
    Несколько слов о ноосфере 293
    Проверьте себя! 297
    А. Чижевский 297
    Колыбель жизни и пульсы Вселенной 298
    Проверьте себя! 301
    Н. К. Рерих 301
    Синтез 302
    Культура - почитание света 302
    Проверьте себя! 302
    К. Лоренц 303
    Восемь смертных грехов цивилизованного человечества 303
    Глава 10. Резюме 303
    Проверьте себя! 304
    Алгоритмы методики 304
    Рекомендуемая литература 306
    Учебники и учебные пособия по культурологии: 306
    Список литературы ко всем темам: 306
    Литература к теме 1 306
    Литература к теме 2 306
    Литература к теме 3 307
    Литература к теме 4 307
    Литература к теме 5 308
    Литература к теме 6 308
    Литература к теме 7 308
    Литература к теме 9 309
    Литература к теме 10 309
    Темы рефератов 311
    Краткий терминологический словарь 312

    Дополните информацию о персоне

    Багдасарьян Надежда Гегамовна
    Bagdasarian Nadezhda
    На английском: Bagdasarian Nadezhda
    На армянском: Բաղդասարյան Նադեժդա Գեղամի
    Дата рождения: 18.07.1947
    Место рождения: Рига
    Краткая информация:
    Специалист в области философии и культурологии

    Биография

    Окончила московскую школу № 170. В 1969 г. - Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, истфак. В 1978 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова), в 1998 г. - степени доктора философских наук (Научно-исследовательский институт культурологии Министерства культуры РФ). В 1999 г. присвоено звание профессора.

    С 1969 г. - в МВТУ им. Н.Э. Баумана (с 1991 г. - МГТУ им. Н.Э. Баумана) в должностях: литсотрудник газеты «Бауманец», ассистент, аспирант, старший преподаватель, доцент, профессор.

    В 1987 г. создала первую в системе отечественного высшего технического образования кафедру социологии и культурологии, которая объединила вузовскую общественность страны вокруг проблемы гуманитаризации образования. Работа коллектива кафедры над концептуальными подходами к учебному курсу культурологии стала, по сути, основой формирования научно-педагогического направления, ядром которого является идея социокультурной компетентности специалиста-инженера как структурного элемента его профессиональной культуры. Теоретические основы концепции были сформулированы в диссертационной работе «Профессиональная культура инженера: механизмы освоения». С 2006 г. работает на той же кафедре в должности профессора.

    В 1991-2004 гг. являлась одновременно деканом факультета социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана, что в теоретическом плане вылилось в концепцию социально-гуманитарного образования в техническом университете. Практическая деятельность была направлена на реализацию первого и второго поколения образовательных стандартов, в подготовке которых принимала активное участие, отстаивая тезис об особенностях изучения социально-гуманитарных дисциплин студентами технического вуза. За эти годы на трех кафедрах факультета (социологии и культурологии, политологии, философии) была открыта аспирантура, созданы диссертационные советы по защитам кандидатских, а затем и докторских диссертаций. В качестве научного руководителя подготовила к защите около десяти человек.

    В 1999 г. была приглашена на должность заведующего кафедрой социологии и гуманитарных наук в Международный университет природы, общества и человека «Дубна».

    В 2005 г. получила приглашение на факультет мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, где и читает по н. в. общий курс культурологии, ориентированный на будущую специальность студентов, и спецкурс «Политический дискурс в системе межкультурной коммуникации».

    Область исследований

    • Философия и социология образования, культурология техники и инженерной деятельности, языки межкультурной коммуникации.
    • Разрабатывает концепцию соц.-гуманит. образования в техн. ун-те, выдвигает и обосновывает идею социокультурной компетентности спец.-инж. как важнейшего условия овладения им профессиональной культурой.
    • Уделяет значительное внимание освоению теор. наследия П.К. Энгельмейера, явилась инициатором проведения ежегодных (с 1997 г.) Энгельмейеровских чтений в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

    Учебные курсы

    • Общая социология
    • Социология культуры
    • Социология образования
    • Социология коммуникаций
    • Культурология
    • Основы межкультурной коммуникации

    Принимала участие в качестве исполнителя

    • в разработке Государственного образовательного стандарта по социально-гуманитарным дисциплинам в инженерном образовании (бакалавр, магистр). Руководитель - ректор МГТУ проф. И.Б. Федоров. (2003)
    • в подготовке раздела «Разработка и апробация моделей реализации совместных (в том числе международных) образовательных программ» госбюджетной темы «Разработка и апробация на базе сети высших учебных заведений концепции профессионального образования, ориентированной на фундаментальные знания». Руководитель темы - ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, проф. В.А.Садовничий (2006)
    • в организации и работе Всероссийской научной школы «Педагогические, психологические и культурологические принципы и методы воспитания молодых исследователей в условиях высокотехнологичной экономики» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Руководитель - А.О. Карпов. (2009)

    Руководство исследовательских работ

    Выполненных в МГТУ им. Н.Э. Баумана

    • «Инженерная деятельность в контексте глобальных проблем: исторический, методологический, социокультурный, политологический анализ» (1998)
    • «Социокультурный анализ современных информационных процессов» (1998)
    • «Место и роль технического университета в формировании профессиональной культуры инженера» (1999)
    • «Социокультурная модель инженера ХХI века» (2000-2001)
    • «Прогностические модели социальной деятельности студенчества в техническом университете» (2002)
    • «Социокультурный анализ инженерного образования в информационном обществе: новые ориентиры, стратегии, прогнозы» (2003-2004)

    Руководила темами, участвовавшими во внешних конкурсах

    • «Антропологическое измерение учебного процесса в техническом университете» (совместно с Институтом человека РАН). Конкурс ФЦП «Интеграция» (2002)
    • «Электронные средства коммуникации в системе современной культуры: состояние, динамика, прогнозы». Конкурс Министерства образования и науки РФ (2003-2004 гг.)

    Являлась председателем оргкомитета Энгельмейеровских чтений, проводившихся по грантам РГНФ, РФФИ, Министерства образования и науки РФ

    • «Динамика техносферы: социокультурный контекст» (1998)
    • «Технико-технологические инновации в социокультурной динамике России» (1999)
    • «Технические университеты как центры формирования инженерной элиты ХХI в.» (2000)
    • «Этические императивы инженерной деятельности» (2001)
    • «Общество электронных коммуникаций: новые возможности и актуальные проблемы» (2002)
    • «Этические императивы общества электронных коммуникаций» (2003)
    • «Интернет-культура-этика» (2005)

    Работа по грантам

    • грант Фонда Розы Люксембург на проведение Международного симпозиума «Универсальная история» (руководитель гранта) (2005)
    • грант РГНФ «Научный семинар «Философия-образование-общество: социальная функция образования в формировании гражданского общества» (руководитель гранта) (2006)

    Руководство разделами НИР по темам

    • «Разработка и апробация программы содействия развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи» в рамках Федеральной целевой программы. Руководитель - проректор МГТУ проф. К.Е. Демихов. (2004)
    • «Социокультурные аспекты комплексной реабилитации инвалидов в условиях университетского (интегрированного) образования». Руководитель - А.Г. Станевский, Министерство образования и науки РФ. (2004)

    Сочинения

    Опубликовала более 100 научных работ по проблемам философии и социологии техносферы, образования, воспитания, культуры и более 20 учебников и учебно-методических работ по культурологии, социологии и межкультурной коммуникации.

    • Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры / Сост., автор предисловия Н.Г. Багдасарьян. М.: Изд-во МГТУ, 1992
    • Высшая техническая школа в пространстве культуры (социология и философия проблемы): Монография. М., 1996
    • Динамика техносферы: социокультурный контекст / Н.Г. Багдасарьян, В.М. Розин, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2000
    • Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 125-129 (совм. с Кансузян Л.В., Немцовым А.А.)
    • Искусство в современном мире: Человек и общество. Соврем. мир: Учеб. пособие для учащихся 11 кл. 2 изд., перераб. М., 1997 (Под ред. Купцова В.И.)
    • Культурология: Учебник для технических вузов. 3- изд. М., 2001 (автор, редактор, рук. авторского коллектива)
    • Мир через культуру: Учебное пособие. Вып. I-III. М., 1993, 1995, 1997 (автор, редактор, рук. авторского коллектива)
    • Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 113-119 (совм. с Кансузян Л.В., Немцовым А.А.)
    • Профессиональная культура инженера: механизмы освоения: Монография. М., 1998
    • Социокультурный портрет студента-бауманца. М., 1997
    • Технико-технологические инновации в социокультурной динамике России. Материалы III Энгельмейеровских чтений / Под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1999
    • Философия техники: история и проблемы современности. Круглый стол в МГТУ им. Н.Э.Баумана. "Alma Mater" (Вестник высшей школы). 1998. № 5
    • Язык культуры // Социально-политический журнал. № 1. 1994

    Участие в организации и работе конференций

    • Международная конференция в Берлине (2001) по проблемам электронного общества: «Innovations for an e-Society. Challenges for Technology Assessment» (выступление на секции по теме: «Mass media в системе межкультурной коммуникации»)
    • Европейский симпозиум по нелетальным технологиям «Non-lethal Weapons» (Германия, Этлинген, 2005), выступление с докладом «Социальные аспекты применения нелетальных средств вооружения»
    • IV Российский философский конгресс (Москва, 2005), координатор (совместно с проф. Ф. Михайловым и проф. И. Ильинским) секции «Философия образования»
    • Международный семинар «Культура и техника» (Германия, Потсдам, 2005), выступление с докладом «Культура и межкультурная коммуникация в информационном обществе» (в соавторстве с В. Силаевой)
    • Международный симпозиум «Универсальная история» (Дубна, 2007), председатель оргкомитета
    • Всероссийский социологический конгресс (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007), член оргкомитета
    • Международная конференция «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация» (Москва, ИФ РАН, 2008), участие в работе «круглого стола»
    • Энгельмейеровские чтения (Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006)
    • 1-й Российско-германский коллоквиум (при поддержке DFG и РГНФ). МГУ им. М.В. Ломоносова-университет «Дубна». «Инновационная структура социально-гуманитарной науки» (2006), участие в работе «круглого стола»
    • Всероссийская научная конференция «Образ молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры» (Москва, 2007). Пленарный доклад «Образование как ценность в модернизирующемся обществе»
    • 7-я международная конференция «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация», член программного комитета. Участие в работе «круглого стола» на тему «Философские проблемы оценки последствий научно-технического развития в современном обществе знаний» (Москва, Институт философии РАН, 2007)
    • Конференция, организованная Фондом «Русский мир» и Фондом «Наследие Евразии»: «Русский язык в новых независимых государствах: реалии, возможности, перспективы». Участие в заседании «круглого стола» (Москва, 2008)
    • Участие во II Собрании российского культурологического общества (РКО) и научно-практическом семинаре по теме «Инновационный потенциал культурологии и ее функции в системе гуманитарного знания» (Санкт-Петербург, 2008). Доклад на тему: «Инновационный потенциал культурологии в процессах модернизации российского образования»
    • Организация и проведение «круглого стола» на тему «Антропологическое измерение образования в меняющемся обществе» (университет «Дубна», 2008);
    • Участие в научно-практической конференции «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований». Пленарный доклад на тему: «Культурология техники: к проблеме границ исследовательского поля» (Москва, 2008)
    • Международная конференция «Устойчивое развитие и экологическая безопасность» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008), выступление с докладом «Экологическая социология в национальной структуре знания»
    • Всероссийская конференция «Роль социально-гуманитарных дисциплин в техническом образовании» (МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008), ведение секции социологии и культурологии, выступление с докладом «Трансляция культуры и культура трансляции: чему и как учить студента»
    • Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 2008). Ведение секции «Прикладные проблемы преподавания дисциплин культурологического цикла», выступление с докладом
    • Научно-практическая конференция «Сложность и самоорганизация. Будущее мира и России» (Москва-Дубна, 2008). Выступление с докладом «Социально-гуманитарное образование: конфликт интерпретаций»
    • Международный научный симпозиум «Гуманизм ХХI столетия: к идеологии самосохранения человечества», посвященный 80-летию со дня рождения Э.С. Маркаряна в рамках форума «Дни Петербургской философии» (Санкт-Петербург, 2009). Выступление с докладом «Инженерно-техническое образование как гарантия социального прогресса»
    • Ежегодный российский семинар «Философия образования» (Гагра, с 2005 г. по н. в.), член оргкомитета
    • Ежегодная программа «Шаг в будущее» (с 1996 г. по н.в.), председатель симпозиума «Социальные и гуманитарные науки»

    Достижения

    • доктор философских наук (1998)
    • профессор (1999)
    • Действительный член РАЕН

    Награды

    • медаль «800-летие Москвы»

    Членство в профессиональных сообществах и общественных организациях

    • действительный член РАЕН
    • член Философского общества
    • член Научной коллегии Российского культурологического общества
    • членство в НМС и УМО по культурологии, УМО по социологии
    • Почетный член Клуба Императорского технического училища
    • член Клуба авиастроителей
    • член Совета по работе с молодежью (1999-2006)
    • член Научного совета по проблемам воспитания студентов Министерства образования и науки РФ
    • член Экспертного совета по международным делам Совета Федерации РФ

    Экспертная деятельность

    • член жюри Научной комиссии Евросоюза по проведению европейского конкурса работ молодых ученых (2003 - Будапешт, 2004 - Дублин, 2005 - Москва) *участие в экспертизе разного рода проектов и программ: научного (ФЦП «Интеграция», конкурсы, проводимые Министерством образования РФ, в частности, по Федеральной программе «Толерантность»), учебного (процедуры аттестации и аккредитации вузов, в частности, МАТИ им. Циолковского, Физтеха и др.), а также проектов социально-политического характера федерального и регионального уровней
    • член диссертационного совета по философским наукам (социальная философия и философия науки и техники) МГТУ им. Н.Э. Баумана, диссертационного совета по политическим наукам МГТУ им. Н.Э. Баумана, диссертационного совета по философским наукам (социальная философия, теория культуры) ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова
    • сотрудничество с диссертационными советами МГСУ, МГУ, Института философии РАН, Института искусствознания, МГУКИ, МПГУ (оппонирование, написание отзывов)
    • экспертиза научных работ школьников в рамках программы «Шаг в будущее»
    • экспертиза работ и руководство жюри олимпиады школьников по Клубу авиастроителей

    Членство в редколлегиях журналов

    • «Социально-политический журнал» (1994-2002)
    • «Вопросы культурологии» (с 2004)
    • «Философия социальных коммуникаций» (с 2006)
    • «Историческая психология и социология истории» (с 2008)
    • «Право, мировоззрение, философия» (с 1998)
    • «Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна»» (с 2002)
    • серии «Проблемы социально-гуманитарного знания» журнала «Известия Волгоградского государственного технического университета» (с 2000)
    • серии «Труды университета «Дубна». Гуманитарные и общественные науки» (с 2000)

    Изображения

    Настоящий учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематикис четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов. Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический словарь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении. В работе над курсом, который был апробирован на кафедре социологии и культурологии МГТУ им. Н. Э. Баумана, авторы, не считая возможным в рамках учебного курса проявлять приверженность к какой либо одной версии или школе культурологии (сохраняя при этом индивидуальные научные предпочтения), и осознавая невозможность «окончательного» определения культуры, рассматривают культуру в самом широком смысле этого понятия - как содержание общественной жизни и деятельности людей, создающих разного рода артефакты. Авторы полагают, что знакомство студентов с максимально широким кругом концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволяет полнее реализовать цели гуманитарного образования. Авторы исходят из принципов сравнительной культурологии, в основании которой - идея диалога культур, отличающая отечественную научную школу, и опираются на междисциплинарные подходы, вовлекая данные из смежных наук: истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и др. Данное, пятое издание учебника, подверглось значительной переработке. Лекционная тематикадополнена темами, посвященными хозяйственной культуре и морали и праву как феноменам культуры с соответствующим хрестоматийным сопровождением. Расширен блок «Алгоритмы методики», в который включены программа курса, рекомендации по проведению семинарскихзанятий и тесты для самоконтроля, увеличен объем словаря. В состав учебника вошли следующие разделы, темы и главы: "Введение" (Н. Г. Багдасарьян), "Мир через культуру" : "Т е м а 1. Культурология как наука" (Н. Г. Багдасарьян, И. Г. Тихая-Тищенко, И. Е. Чучайкина)," Т е м а 2. Сущность, структура и функции культуры" (Н. Г. Багдасарьян), "Т е м а 3. Типология культуры" (А. В. Литвинцева), "Т е м а 4. Социокультурная динамика" (Н. Г. Багдасарьян, Г. В. Иванченко), "Т е м а 5. Язык культуры" (Н. Г. Багдасарьян), "Т е м а 6. Мир человека как культура" (Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева), "Т е м а 7. Хозяйственная культура" (Н. Г. Багдасарьян), "Т е м а 8. Мораль и право как феномены культуры" (Н. Г. Багдасарьян), "Т е м а 9. Искусство как феномен культуры" (И. Е. Чучайкина), "Т е м а 10. Религия и наука в контексте культуры" (Н. Г. Багдасарьян, Ю. П. Поуэктов, И. Г. Тихая-Тищенко), "Т е м а 11. Техника как социокультурное явление" (А. В. Литвинцева), "Т е м а 12. Культура и цивилизация" (Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева), "Культурология через тексты" (сост. Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Литвинцева, А. В. Чернышева) (главы: "Культурология как научная дисциплина. Сущность и смыслы культуры", "Типология культуры. Социокультурная динамика", "Язык культуры", "Мир человека как культура", "Хозяйственная культура", "Мораль и право как феномены культуры", "Искусство как феномен культуры", "Религия и наука в контексте культуры", "Техника как социокультурное явление", "Культура и цивилизация"), "Алгоритмы методики" (Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина) (разделы: "Программа курса «Культурология»", "Рекомендуемая литература", "Темырефератов", "Тесты для самоконтроля", "Краткий терминологический словарь" (И. А. Акимова, Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина). Общая редакция учебника: Н. Г. Багдасарьян. Издание имеет гриф: Утверждено Министерством образования и науки Российской федерации в качестве учебника для студентоввысших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. Для преподавателей и студентов технических и естественнонаучных специальностей вузов. Учебник может быть использован для гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев. Для специалистов, занимающихся исследованием отдельных вопросов культурологии, религиоведения, философии, нравственного богословия, пастырского богословия, социологии, этнографии. В ограниченном объеме учебник может быть использован при изучении предметов: "Всеобщая история", "Религиоведение", - для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских и исторических вузов и факультетов.