20 е годы 19 века. Предпосылки буржуазной революции. Экономика Валахии и Молдовы

Идейная жизнь в России второй четверти XIX века проходили в трудной для передовых людей политической обстановке усиления реакции после подавления восстания декабристов.

Поражение декабристов породило у некоторой части общества пессимизм и отчаяние. Заметное оживление идейной жизни русского общества происходит на рубеже 30-40-х годов XIX века. К этому времени уже четко обозначились течения общественно-политической мыли, как охранительно - консервативное, либерально-оппозиционное и положено начало революционно-демократическому.

Идейным выражением охранительно-консервативного направления была теория «официальной народности». Принципы ее были сформулированы в 1832 году С.С. Уваровым как «православие, самодержавие, народность». Консервативно-охранительное направление в условиях пробуждения национального самосознания русского народа тоже апеллировало к «народности». Но «народность» трактовалась им как приверженность народных масс к «исконно русским началам» - самодержавию и православию. Социальная задача «официальной народности» заключалась в доказательстве исконности и законности самодержавно-крепостнических порядков в России. Главным вдохновителем и дирижером теории «официальной народности» был Николай I, а министр народного просвещения, консервативные профессора и журналисты выступали в роли ее усердных проводников. Теоретики «официальной народности» доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями православной религии и «политической мудрости».

«Официальная народность» как официально признанная идеология поддерживалась всей мощью правительства, проповедовалась через церковь, царские манифесты, официальную печать, системную народного образования. Однако вопреки этому шла огромная умственная работа, рождались новые идеи, которых объединяло неприятие николаевской политической системы. Среди них значительное место в 30-40-х годах занимали славянофилы и западники.

Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа, неприятия им западно-европейского пути развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия. Славянофильство - оппозиционное течение в русской общественной мысли, оно имело множество точек соприкосновения с противостоящим ему западничеством, нежели с теоретиками «официальной народности». Исходной датой оформления славянофильства следуют считать 1839 год. Основоположниками этого течения были Алексей Хомяков и Иван Киреевский. Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России. Они выдвинули тезис: «Сила власти-царю, сила мнения - народу». Это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Николаевскую политическую систему с ее немецкой «бюрократией» славянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований.

Западничество возникло на рубеже 30-40-х годов XIX века. К западникам принадлежали литераторы и публицисты - П.В. Анненков, В.П. Боткин, В.Г. Белинский и другие. Они доказывали общность исторического развития Запада и России, утверждали, что Россия хоть и запоздала, но идет по тому же пути, что и другие страны, ратовали за европеизацию. Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца. В противоположность славянофилам западники были рационалистами, и решающее значение придавали разуму, а не примату веры. Они утверждали самоценность человеческой жизни как носителя разума. Для пропаганды своих воззрений западники использовали университетские кафедры и московские литературные салоны.

В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века складывается демократическое направление русской общественной мысли, представителями этого кружка были: А.И. Герцен, В.Г. Белинский. В основу этого направления общественной мысли легли философские и политические учения, распространявшиеся в начале XIX века Западной Европе.

В 40-х годах XIX века России стали распространяться различные социалистические теории, преимущественно Ш. Фурье, А. Сен-Симона и Р. Оуэна. Активными пропагандистами этих идей были петрашевцы. Молодой чиновник Министерства иностранных дел, одаренный и общительный, М.В. Буташевич-Петрашевский, начиная с зимы 1845 года, стал собирать по пятницам на своей петербургской квартире интересующихся литературными, философскими и политическими новинками молодых людей. Это были студенты старших курсов, учителя, мелкие чиновники и начинающие литераторы. В марте - апреле 1849 г. наиболее радикальная часть кружка приступила к оформлению тайной политической организации. Было написано несколько революционных прокламаций, для их тиражирования приобрели печатный станок. Но на этом деятельность кружка была прервана полицией, которая уже около года следила за петрашевцами через засланного к ним агента. В ночь на 23 апреля 1849 года 34 петрашевца были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость.

На рубеже 40-50-х годов XIX века складывается теория «русского социализма». Ее основоположником был А. И. Герцен. Поражение революций 1848-1849 годов в западноевропейских странах произвели глубокое впечатление на него, породило неверие в европейский социализм. Герцен исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму.

Общественное движение в России в 20-50-е годы XIX века

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общественное движение в России в 20-50-е годы XIX века
Рубрика (тематическая категория) Политика

Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой духовной спячки и застоя для русского общества. Во второй половинœе 20-х гᴦ. в общественном движении появились попытки возродить и продолжить революционные традиции декабристов.

Участники кружка братьев Критских, сложившегося в 1826 ᴦ., видели будущую Россию свободной от крепостничества и самодержавия.

Общественное движение в России с 30-40-х гᴦ. разделилось на правительственное, либеральное и революционное.

На рубеже 30-40-х гᴦ. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале "Телœескоп" в 1836 ᴦ. были опубликованы "Философические письма" П.А. Чаадаева, который попытался проанализировать исторический путь, пройденный Россией и заглянуть в ее будущее, он крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее страны. За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелœению объявлен сумасшедшим.

Изложение взглядов Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений – славянофильства и западничества.

Оба течения не считали положение России безнадежным и настаивали на проведении двух мероприятий: отмене крепостного права и изменении формы правления. При этом методы решения этих проблем ими предлагались различные. Западники во главе с Т.Н. Грановским, К.Д. Кавелиным, Б.Н. Чичериным отстаивали европейский вариант развития России, ᴛ.ᴇ. превращение ее в буржуазную республику или конституционную монархию.

Славянофилы, возглавляемые А.С. Хомяковым, братьями Киреевскими, семейством Аксаковых, отстаивали возвращение к традиционным русским государственным порядкам, измененным Петром I. По их мнению, эти порядки вполне могли бы вывести Россию из кризиса. Главным устоем народной жизни славянофилы считали крестьянскую поземельную общину, которая для них являлась возвращением к христианско-коммунальному житью Руси допетровского времени. Традиционным устоям этой жизни соответствовала Московская монархия, царь, советующийся с Земским собором, а в повсœедневной жизни ограниченный Боярской Думой. Отстаивая подобный вариант конституционной монархии, славянофилы безусловно идеализировали прошлое России.

Правительство Николая I с особым пристрастием относилось к славянофилам, оставляя западников несколько в тени. Славянофилы чересчур неосторожно и прямо ставили вопрос о соответствии существующей монархии народному духу и исторической традиции, выдвигая при этом конституционный по сути лозунг: "Сила власти – царю, сила мнения – народу".

Оба либеральных течения понимали, что страна неудержимо скатывается вниз, причем в конце ее ждут страшные социально-политические потрясения. Избежать их можно было только идя на уступки духу времени, ᴛ.ᴇ. избавление от крепостничества и деспотического гнета центральной власти. Западники и славянофилы пытались отыскать пути для постепенного перерождения дворянства и феодально-зависимого крестьянства в буржуазные классы, а абсолютной монархии в правовое капиталистическое государство.

Ведущее место в революционном движении начала 30-х гᴦ. принадлежало Московскому университету, среди студенчества которого возникли многочисленные кружки, обсуждавшие различные вопросы современной жизни. Среди них известность получили кружки, связанные с именами Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, Н.П. Огарева.

В начале 30-х гᴦ. в Московском университете действовало "Литературное общество 11 нумера", во главе которого стоял В.Г. Белинский. Идейные позиции участников этого кружка нашли свое отражение в юношеском произведении Белинского "Дмитрий Калинин", где автор выражал резкий протест против крепостничества. Со временем Белинский заявляет о себе как выдающийся литературный критик, публицист, философ и революционный демократ.

Члены кружка Н.Станкевича размышляли о смысле жизни, критиковали существующие порядки, осуждали крепостное право.

Программа их была умеренной, средство ее осуществления участники видели главным образом в распространении просвещения. Никакого насильственного вмешательства в действия правительства не допускалось. На первом плане стояли вопросы философии, науки, политики.

Кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева обсуждал в основном политические и социальные проблемы современности. С конца 50-х гᴦ. Герцен издавал в Лондоне газету "Колокол", в которой обличал русское самодержавие, ввел революционную пропаганду и требовал освобождения крестьян с землей. Одновременно с Огаревым издавал альманах "Полярная звезда".

В 1844 ᴦ. в Петербурге оформился кружок петрашевцев, называвшийся так по имени своего руководителя М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевцы подвергали критике деятельность Сената͵ министерств, законодательную систему Российского государства. Их негодование вызывали правительственный контроль над просвещением, наукой и литературой, приниженное положение русской интеллигенции. Выступая против крепостного права, они требовали освобождения крестьян, считая это важнейшей задачей современности.

Идеалом политического устройства петрашевцы считали федеративную республику, в которой законодательная власть осуществлялась бы однопалатным парламентом при наличии свободных выборов на всœе правительственные должности. В такой республике должно быть равенство всœех перед законом, равные избирательные права для всœех сословий, свобода слова, печати и передвижений; равенство всœех перед судом. Независимость суда перед административной властью.

Петрашевцы не имели единого общепринятого и обязательного документа. Намечавшиеся преобразования имели весьма радикальный характер и охватывали социальную, политическую и культурную сферы, аграрный вопрос большинство петрашевцев предполагали решить путем предоставления крестьянам личной свободы и передачи без выкупа всœей обрабатываемой ими земли. В 1849 ᴦ. петрашевцы были арестованы и приговорены к каторжным работам, их дело получило большой политический резонанс в русском обществе. Николай I показал своим подданным свою жестокость по отношению к инакомыслию.

Петрашевцы, Белинский, Герцен многое сделали для распространения социалистических идей и впервые начали соотносить их с условиями крепостнической России. Это были первые шаги русской революционно-демократической мысли.

Крымская война

Во второй половинœе XIX в. важное место во внешней политике России занимал ʼʼвосточный вопросʼʼ. Он сводился к борьбе за влияние в Турции. Российское правительство пыталось добиться свободного выхода в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы. Немаловажную роль играло стремление России оказать помощь братским православным народам Балканского полуострова, томящимся под турецким игом,

Поводом к началу войны стал религиозный спор о ʼʼПалестинских святыняхʼʼ. Турция, опираясь на поддержку Франции, отвергла ультимативные требования России. В ответ Россия разорвала дипломатические отношения с Османской империей и под предлогом защиты православного населœения в июне 1853 ᴦ. заняла Дунайские княжества (Молдавия и Валахия). 4 октября 1853 ᴦ. Турция объявила России войну.

В первый период войны (октябрь 1853 – март 1854 гᴦ.) военные действия развернулись на Кавказе, в Дунайских княжествах и на Чёрном море. Несмотря на превосходство турецкой армии в численности, её наступление было сорвано. Русский флот под руководством адмиралов В.А Корнилова и П.С. Нахимова начал боевые действия в Чёрном море. В ноябре 1853 ᴦ. черноморская эскадра уничтожила турецкий флот в бухте города Синоп. Русские не потеряли ни одного корабля.

С первых дней войны Николай I столкнулся с противодействием европейских государств. Οʜᴎ не хотели усиления России. Особенно непримиримо настроены были Англия, Франция и Австрия, которые стали союзниками Турции.

В декабре 1853 ᴦ. Англия и Франция ввели в Чёрное море эскадры, а в марте 1854 ᴦ. объявили России войну. Австрия угрожала выступить против русских, в случае если они не покинут Дунайские княжества. Когда Россия оставила княжества, на их территории вторглись австрийские войска. В дальнейшем Австрия заняла по отношению к России враждебную позицию, но в военных действиях участия не принимала.

Во второй период войны (март 1854 – август 1854 гᴦ.) союзники вели безуспешные атаки с моря портов и крепостей на Балтийском, Чёрном, Белом морях, а также на Тихом океане. Одновременно шла активная подготовка к посылке англо-французского экспедиционного корпуса в Крым.

На третьем этапе войны (сентябрь 1854 – август 1855 гᴦ.) основные военные действия развернулись в Крыму. В сентябре 1854 ᴦ. 62-тысячная армия союзников высадилась в районе Евпатории. Главной целью был захват Севастополя – основной военно-морской базы России на Чёрном море. По приказу Нахимова русский парусный флот, который не мог противостоять паровому флоту союзников, затопили, преградив доступ в Севастопольскую бухту кораблям противника. Моряки, сошедшие на берег, пополнили гарнизон.

Русская армия в Крыму, командующим которой был назначен А.С. Меншиков, насчитывала не более 34 тысяч. Попытка остановить продвижение союзников в сражении на реке Альме закончилась отступлением. 13 сентября 1854 ᴦ. началась оборона Севастополя под руководством адмиралов В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, В.М. Истомина и военного инженера Э.И. Тотлебена. Среди защитников Севастополя были подпоручик Л.Н. Толстой и известный хирург Н.И. Пирогов. Оборона продолжалась 349 дней силами 30-тысячного гарнизона. Защитники выдержали ряд бомбардировок и штурмов. Особую роль играла оборона самой высокой и стратегически важной течки города – Малахова кургана. Только в августе 1855 ᴦ. союзникам удалось его захватить. После этого защита города стала бессмысленной и он был сдал.

Во время обороны Севастополя основная русская армия попыталась предпринять ряд отвлекающих операций в Крыму. Все они оказались малоэффективны и принœесли большие потери.

Война развёртывалась на Кавказском фронте, где русская армия одержала ряд побед. Военные действия перенесли на территорию Турции. В ноябре 1855 ᴦ. была взята важная крепость Карс.

Неудачей закончилась попытка высадить англо-французский десант на Таманском полуострове. При этом исход войны был ясен – Россия проиграла. Это понимал император Александр II. Сразу после вступления на престол в 1855 ᴦ. он предпринял попытки достойно закончить войну.

Парижский мирный договор подписали в марте 1856 ᴦ. Чёрное море объявили нейтральным, России запретили иметь здесь военный флот и крепости на побережье. Черноморские проливы закрыли для военных кораблей всœех стран. Россия потеряла южную часть Бессарабии с устьем Дуная, лишилась права покровительства Сербии, Молдавии и Валахии. Турция получила Каре в обмен на Севастополь. Позиции России на Балканах и Ближнем востоке были подорваны Российское общество болезненно восприняло итоги войны.

Главная причина поражения была в экономической и политической отсталости. Русская армия значительно уступала западным армиям. Неудачи также были связаны с просчётами Николая I – с начала войны Россия оказалась в политической изоляции.

Поражение в Крымской войне оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России и ускорило проведение реформ.

Общественное движение в России в 20-50-е годы XIX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение в России в 20-50-е годы XIX века" 2017, 2018.

Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы. А. Пушкин. «Евгений Онегин»

…Искусство приятнъм образом делать вещи странными, делать их чужими и в то же время знакомыми и притягательными - в этом и состоит романтическая поэтика…

ера в гражданские свободы и идеалы в конце XVIII ве­ка, надежда на их осуществление в огне революции и крушение этих надежд, становление империи На­- все это вызвало к жизни художественное на­правление получившее название романтизма.

Романтизм был важной ступенью в развитии искусства всей Европы. Само название говорило о разрыве с классиче­ским наследием античности и повороте к народным тради­циям западноевропейского Средневековья.

В основе романтизма лежало столкновение развитой и жаждущей свободы личности нового времени с косной, туго поддающейся изменению общественной средой, в ко­торой власть чистогана побеждала феодальные привилегии.

В сильных натурах сознание враждебности мира, в котором они живут, вызывало возмущение против существующего

порядка. Оно облекалось в систему утопического социализ­ма (Сен-Симон, Фурье), выливалось в страстные публицис­тические стихи (Байрон, Гейне, Шелли), наполняло поэмы и романы темой тоски, одиночества и усталости, принимало резко политическую окраску, выступая в защиту демокра­тии, прав свободы личности. Его глашатаями были Гюго, Жорж Санд, русские поэты Рылеев, Бестужев-Марлинский, Одоевский, Кюхельбекер, Лермонтов. Гений Пушкина осве­тил все грани этого течения. Романтизм уходил в глубь ис­тории, поэтизируя старину, окружая ее ореолом возвышен­ных чувств.

Литературные журналы, газеты, театры, выставки ис­кусств - все это было самым верным источником, питаю­щим моду и модную промышленность. Стоило только свер­шиться какому-нибудь событию, имевшему общественный резонанс, как мода уже отвечала на него. «Корсар» Байрона произвел в общественном мнении, в театре и в модах значи­тельное впечатление. Восточные имена героинь его баллад пе­ренеслись на холодные берега Невы и далекой Сены. Головы женщин покрылись турецкими чалмами, греческими покры­валами, восточными полосатыми тканями (рис. 162). Появи­лись накидки «корсар», духи «Корсар». В будуарах и гостиных поставили широкие диваны и тахты, застелили полы восточ­ными коврами, набросали на них удлиненные подушки.

Романтизм, всколыхнувший историю, дал моде новый источник вдохновения, а портные и портнихи углубились в изучение исторических альбомов (рис. 163, 164).

«… В украшениях, в одежде воскрес вкус средних веков, столь диаметрально противоположный положительному характеру нашей современности и ее требованиям. Рукава женского платья, прическа мужчин - все подвергалось ро­мантическому влиянию»,- пишет Герцен в статье «Диле­танты романтики»*.

Мода очень тонка в своих нюансах, и если присмотреть­ся, то все то, что привнес романтизм в литературу, живо­пись, театр, получило отзвук и в костюме. Внимательно вглядитесь в мужские портреты этого времени: Кукольника (Брюллова), Байрона, Пушкина (Тропинина и Кипренско­го), автопортрет Брюллова. Вам бросятся в глаза темные одежды, широко распахнутые мягкие воротники рубашек, волосы, свободно подставленные под ветер, небрежно на­кинутый плащ или клетчатый плед (рис. 165, 166, 167, 168).

Непринужденность поз, простота и скромность фраков и сюртуков - таков тон романтической свободы в мужском костюме. Мужская одежда получила точное наименование, определенный состав гардероба, как-то: черный фрак, став­ший с начала века официальной и торжественной одеждой (в обиходе употребляются и цветные фраки), сюртук (фр., означает «надетый на все или поверх всего»), черный и цвет­ной, длинный, ниже колен и короткий приталенный (ре­дингот), жилеты, довольно сильно подверженные модным изменениям в цвете и рисунке материала. Верхняя одежда представлена рединготом, карриком (коротким свободным пальто с несколькими воротниками). Каррики были принад­лежностью щеголей, поэтому число пелерин могло возрас­тать в зависимости от вкуса и фантазии заказчика. «…Служа­щий главным клерком у парижского нотариуса носил каррик с тридцатью шестью пелеринами, облегающие пан­талоны и гусарские сапоги…» (Андре Моруа. «Три Дюма»).

Особое внимание приверженцы моды уделяли жилетам, выбор которых был самым разнообразным Жилеты парад­ные, белоснежные или цветные, полосатые, в мелкую клетку, бархатные, атласные, парчовые с вышивкой ткацким узором и даже с дешевым набивным рисунком. На ногах туфли, башмаки, сапоги мягкие и на каблуках, с гетрами или без них.

В форме шляп также наблюдалось разнообразие: с узкой тульей и высокой конической головкой, с расходящейся квер­ху тульей, пуховые, войлочные, каскетки и двууголки (в на­чале века), которые сохраняются у чиновников и военных вплоть до 30-х годов.

Хотя Россия, как и вся Европа, придерживалась французской и английской моды, индивидуальность и психология человека, национальные свойства его души сказыва­лись в пристрастии к одним или другим формам костюма, к вольности в обращении с ним или к каким-нибудь старинным формам его. Москвичи, в особенности фран­ты, по свидетельству поэта Батюшкова (1810 г.), «фланировали по Кузнецкому мос­ту в лакированных сапогах, в широких английских фраках, в очках (что стало поваль­ной модой) и без очков, растрепанные и причесанные…» А в журнале «Кабинет Аспазии» от 1815 года о публике Петербурга пишут: «Начиная от пожилого купца- русского до самого ветреного франта в Петербурге моды мужчин постоянны, но со всем тем видно чрезвычайное разнообразие: здесь видишь долгие, посредственные, короткие фраки, делающие постепенный переход от кафтана к куртке. Всякий дела­ет по своему вкусу…» Пристрастие к сюртукам, пожалуй, можно объяснить тем, что это была наиболее удобная одежда, не требующая особых ухищрений в отношении других частей туалета; фрак, открывая жилет и ноги, требовал безупречно выполнен­ных панталон и жилета; при сюртуке же, если он был застегнут, туловище плотно прикрывалось до половины. Сюртук в XIX веке для мужчин был тем, чем теперь яв­ляется пиджак - незаменимой во всех случаях жизни одеждой.

«Повседневная одежда Рабурдена - длинный синий сюртук, белый галстук, клет­чатый жилет а-ля Робеспьер, черные панталоны без штрипок, серые шелковые чул­ки и открытые башмаки» (Бальзак. «Чиновники»).

К слову сказать, до 20-х годов включительно талии как у женщин, так и у мужчин оставались завышенными, и если это было резонным у женщин, то у мужчин выгля­дело смешным, особенно в верхних вещах - рединготах, отрезные фалды которых начинались сразу под лопатками. Так или иначе, до указанного периода фраки и сюр­туки были с соответственно завышенной талией.

Любая диспропорция костюма, узаконенная модой, при желании и такте худож­ника может работать на ироническую или комическую характеристику персонажа. Завышенная талия, высокие воротники и рукава «окороком» во фраках 20-30-х го­дов уже сами по себе комичны и с успехом могут быть использованы в спектаклях «Горе от ума», «Мертвые души», «Ревизор».

Остается сказать несколько слов о домашнем костюме. Уже с XVIII века в обиход прочно вошли в моду шлафроки - халаты на вате и меху, покрытые хлопчатобу­мажной набивной тканью, атласом или плюшем. С начала века в моде полосатые ин­дийские и иранские ткани, из которых делаются халаты, надеваемые поверх панта­лон, жилета и рубашки. Маленькая шапочка феской или колпак обычно прикрывали голову, но если утром у знатного вельможи или щеголя был парикмахер, то шевелю­ра тщательно оберегалась.

После 20-х годов из моды окончательно изгоняются пропорции первых лет века; в мужской моде кропотливо отделываются и оттачиваются детали, изменяются фор­ма шляп, ширина и длина брюк.

В 1820-1829 годах панталоны к фраку или сюртуку ста­ли носить светлые - из желтоватой нанки (рис. 169), из бе­лого пике в цветную полоску, из сукна, полусукна, из барха­та; для верховой езды - обтяжные лосины или трико. Последние больше всего встречаются у военных и у щеголей.

К периоду 20-х и 30-х годов XIX века относится много водевильных и комедийных спектаклей («Лев Гурыч Синич­кин». Д. Ленского, «Замужняя невеста» А. Грибоедова и А. Шаховского и др.) с большим количеством действующих лиц и потому требующих тщательной проработки эскизов костюмов. Ниже приводится текст, который вводит худож­ника в мир психологии моды:

«Одежда и экипажи показывают ныне, к которой партии в литературе кто принадлежит. Романтики ездят в ландо, за­пряженных разношерстными лошадьми, любят пестроту, напр., лиловые жилеты, русские панталоны, цветные шля­пы. Дамы-романтики носят пейзанские шляпы, цветные ленты, три браслета на одной руке и убираются иностран­ными цветами. Экипажи их - семейный берлин или трех­местный кабриолет, лошади вороные, платья темных цве­тов, галстуки просто из тонкого батиста с бриллиантовой булавкой. Дамы-классики не терпят пестроты в нарядах, и цветы, которыми они убираются,- роза, лилия и другие цветы классические» - так пишет «Московский телеграф» в главе «Модные обычаи».

Каждый месяц журналы всех стран, и России в том чис­ле, не только специально модные, но и литературные, пуб­ликуют модные картинки, советы, описания туалетов, ри­сунков на ткани, обычаи и все, что подвержено изменению ветреной моды.

Примерно до 1825 года линия талии очень медленно, но методично опускалась. К середине 30-х годов она наконец оказалась на естественном месте.

Уже в 20-х годах в женском костюме ничего не осталось от плавности линий и мягкости тканей начала века. Про­зрачные ткани делались на плотном чехле; муар, тафта, бар­хат, репс, кашемир, довольно плотно прилегая к стану спе­реди, собирались на спине в небольшие складки и образовывали конусообразную юбку, спускающуюся книзу от плотного и затянутого косточками лифа (рис. 171 а, б). Рукава, подол и манжеты становятся предметом тщательно­го внимания мастериц и портных; их убирают аппликация­ми, вышивкой, накладными украшениями, цветами, тесь­мой, а подол подшивают руло - валиком, в который вшита вата. Это средство придать юбке определенный объем, не прибегая к нижним юбкам, на редкость остроумно и удобно (рис. 172). Приходится сожалеть, что в современных театрах совершенно забыли этот прием, который при затрате ми­нимальных средств дает максимум эффекта. Валик-руло расправляет подол и держит его на почтительном расстоя­нии от ног. Ноги, обутые в узенькие туфельки, еще видны из-под платья, и только к 40-м годам они скроются, чтобы вновь выглянуть лишь к 1914 году.

Для художника театра мода - это подспорье в средстве создания определенного образа, характера, духовные каче­ства и индивидуальные свойства которого раскрываются через внешние признаки.

Литература романтизма насыщена галереей женских портретов, но только гений Пушкина сумел сочетать романтику с реализмом, создав чистый образ, недосягае­мый идеал в литературе и в жизни.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Играть и прыгать не хотела,

И часто, целый день одна,

Сидела молча у окна.

Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей…

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо.

Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты…

Нет, мода не создала подлинного, идеального в лучшем смысле облика женщины периода романтизма. Ни пушкинская Татьяна, ни госпожа Реналь Стендаля не по­служили ее образцом.

Мода - это извлечение поверхностное, среднее. Мода создает идеал, утрируя и акцентируя некоторые качества и атрибуты в целях завоевания симпатий и угожде­ния публике.

«Модная героиня» 20-30-х годов мечтательна. Ее мечтательность и задумчивость придают ее лицу бледность, а взгляду - томность. Склоненная набок головка укра­шена тугими локонами. Светлые ткани ее платьев украшены букетами и гирляндами цветов. Ей нравятся накидки «Вертер» (герой классического романа Гёте), чепчики «Шарлотта» и воротники «Мария Стюарт». Таков портрет, который может получить художник, обращающийся только к модным иллюстрациям. И даже статичная пор­третная живопись, как бы психологична она ни была, не может дать полного проник­новения в образный строй далекого времени. Только литературные источники во

всем своем многообразии помогают художнику стать очевидцем и бытописателем далеких эпох.

Литература романтизма, обращенная к истории и восточной экзотике, давала мо­де повод для новых названий и изобретений экстравагантных форм костюмов.

Восточные тюрбаны и повязки адресовали к Байрону, а береты, сдвинутые набок, напоминали о славе Рафаэля и Леонардо.

Получили исторические названия шляпки и накидки: «…испанскими токами называются такие,- сообщал «Московский телеграф»,- у которых сверху золотая испанская сеточка, а украшение составляет райская птичка… Турецкие токи делают­ся обыкновенно из материи с золотыми и серебряными сеточками или бархатными квадратами… » Само название «ток» говорит об обращении к XVI веку, когда эти надетые набекрень шляпы легкими «шарами» сидели на головах.

Летние хлопчатобумажные ткани только в XIX веке совершенно официально вошли в обиход. «…Жаркое время заставило дам носить летние белые перкалевые платья, кисейные, органдиновые и линовые блузки… на прогулках и в деревнях ча­сто встречают модных дам в платьях из кисеи, жаконна и батиста, цвета голубого, ро­зового… Сверх сих платьев надевают канзу из белой кисеи… » Обилие тонких тканей привело даже к тому, что сверх платьев надевали прозрачные рукавички, пришитые на канзу или к лифу платья (белого или цветного). Шляпы, капот и кибитка довер­шали романтическую внешность.

Так деталями, аксессуарами, цветом и формой костюма мода поддерживала связь с самым сильным течением в искусстве этого периода - с романтизмом.

Следует заметить, что туалет - процесс одевания, причесывания, сбора на бал - был так сложен, что уже сам по себе представлял одну из характернейших черт свое­го времени. Тем ярче эта сторона может прозвучать на театре.

«Лизаньку намащали различными веществами, взятыми в косметической лав­ке - помада, духи, притиранья, румяна,- и перед балом уложили спать… Но вскоре возвестили приход парикмахера. Лизанька вышла в уборную полусонная, полуоде­тая, в легком коленкоровом капоте, который почти ничего не скрывал и в которых видят девушек одни горничные и… хладнокровные парикмахеры. Ее посадили перед зеркалом, окружили полдюжиной девок, осветили свечами. Искусная гребенка про­бежала по собственным ее волосам! К ним присовокупили две косы и восемнадцать буколь, насадили кустарник цветов, вплели бусов и шнурков, а заботливая маменька раз десять переделывала все труды парикмахера и все находила, что прическа не к лицу. Настало время приниматься за шнурование. Сам Франк примерял вырази­тельный корсет, лишнее ушил и урезал; две смены самых здоровых горничных затя­нули двойные шнурки,- Лизанька худела в одном месте, чтобы в другом сделаться роскошней. Наконец, принесли пару белых атласных башмачков от госпожи Рисе

и чудесное произведение модного искусства - прозрачное флеровое платье от мадам Мегрен, обшитое атласными фи­гурками, изображение которых, составляющее предмет гор­дости модных торговок, есть доказательство гения и совер­шенства вкуса. На Лизаньку с почтением надели эфирное вещество сие. Но возможно ли?.. О горе!.. О злодеяние! Оно длинно! Заботливая мать приходит в бешенство, несчастная Лизанька страдает, служительницы падают ниц, подшива­ют платье и открывают ноги, которые уже не раз привлека­ли злодейские лорнеты. Щеки покрыты румянцем. На шею Лизаньке надели заимообразные бриллианты и окурили благовониями… "Не забудь мои советы,- громко сказала матушка, садясь в карету… " "Пошел!" - сказали трехар­шинные лакеи. "Счастливый путь",- прошептали утомлен­ные служанки…» («Московский телеграф», 1826 г.).

Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой духовной спячки и застоя для русского общества. Во второй половине 20-х гг. в общественном движении появились попытки возродить и продолжить революционные традиции декабристов.

Участники кружка братьев Критских, сложившегося в 1826 г., видели будущую Россию свободной от крепостничества и самодержавия.

Общественное движение в России с 30-40-х гг. разделилось на правительственное, либеральное и революционное.

На рубеже 30-40-х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале "Телескоп" в 1836 г. были опубликованы "Философические письма" П.А. Чаадаева, который попытался проанализировать исторический путь, пройденный Россией и заглянуть в ее будущее, он крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее страны. За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим.

Изложение взглядов Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений – славянофильства и западничества.

Оба течения не считали положение России безнадежным и настаивали на проведении двух мероприятий: отмене крепостного права и изменении формы правления. Однако методы решения этих проблем ими предлагались различные. Западники во главе с Т.Н. Грановским, К.Д. Кавелиным, Б.Н. Чичериным отстаивали европейский вариант развития России, т.е. превращение ее в буржуазную республику или конституционную монархию.

Славянофилы, возглавляемые А.С. Хомяковым, братьями Киреевскими, семейством Аксаковых, отстаивали возвращение к традиционным русским государственным порядкам, измененным Петром I. По их мнению, эти порядки вполне могли бы вывести Россию из кризиса. Главным устоем народной жизни славянофилы считали крестьянскую поземельную общину, которая для них являлась возвращением к христианско-коммунальному житью Руси допетровского времени. Традиционным устоям этой жизни соответствовала Московская монархия, царь, советующийся с Земским собором, а в повседневной жизни ограниченный Боярской Думой. Отстаивая подобный вариант конституционной монархии, славянофилы безусловно идеализировали прошлое России.

Правительство Николая I с особым пристрастием относилось к славянофилам, оставляя западников несколько в тени. Славянофилы слишком неосторожно и прямо ставили вопрос о соответствии существующей монархии народному духу и исторической традиции, выдвигая при этом конституционный по сути лозунг: "Сила власти – царю, сила мнения – народу".

Оба либеральных течения понимали, что страна неудержимо скатывается вниз, причем в конце ее ждут страшные социально-политические потрясения. Избежать их можно было только идя на уступки духу времени, т.е. избавление от крепостничества и деспотического гнета центральной власти. Западники и славянофилы пытались отыскать пути для постепенного перерождения дворянства и феодально-зависимого крестьянства в буржуазные классы, а абсолютной монархии в правовое капиталистическое государство.


Ведущее место в революционном движении начала 30-х гг. принадлежало Московскому университету, среди студенчества которого возникли многочисленные кружки, обсуждавшие различные вопросы современной жизни. Среди них известность получили кружки, связанные с именами Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, Н.П. Огарева.

В начале 30-х гг. в Московском университете действовало "Литературное общество 11 нумера", во главе которого стоял В.Г. Белинский. Идейные позиции участников этого кружка нашли свое отражение в юношеском произведении Белинского "Дмитрий Калинин", где автор выражал резкий протест против крепостничества. Со временем Белинский заявляет о себе как выдающийся литературный критик, публицист, философ и революционный демократ.

Члены кружка Н.Станкевича размышляли о смысле жизни, критиковали существующие порядки, осуждали крепостное право.

Программа их была умеренной, средство ее осуществления участники видели главным образом в распространении просвещения. Никакого насильственного вмешательства в действия правительства не допускалось. На первом плане стояли вопросы философии, науки, политики.

Кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева обсуждал в основном политические и социальные проблемы современности. С конца 50-х гг. Герцен издавал в Лондоне газету "Колокол", в которой обличал русское самодержавие, ввел революционную пропаганду и требовал освобождения крестьян с землей. Одновременно с Огаревым издавал альманах "Полярная звезда".

В 1844 г. в Петербурге оформился кружок петрашевцев, называвшийся так по имени своего руководителя М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевцы подвергали критике деятельность Сената, министерств, законодательную систему Российского государства. Их негодование вызывали правительственный контроль над просвещением, наукой и литературой, приниженное положение русской интеллигенции. Выступая против крепостного права, они требовали освобождения крестьян, считая это важнейшей задачей современности.

Идеалом политического устройства петрашевцы считали федеративную республику, в которой законодательная власть осуществлялась бы однопалатным парламентом при наличии свободных выборов на все правительственные должности. В такой республике должно быть равенство всех перед законом, равные избирательные права для всех сословий, свобода слова, печати и передвижений; равенство всех перед судом. Независимость суда перед административной властью.

Петрашевцы не имели единого общепринятого и обязательного документа. Намечавшиеся преобразования имели весьма радикальный характер и охватывали социальную, политическую и культурную сферы, аграрный вопрос большинство петрашевцев предполагали решить путем предоставления крестьянам личной свободы и передачи без выкупа всей обрабатываемой ими земли. В 1849 г. петрашевцы были арестованы и приговорены к каторжным работам, их дело получило большой политический резонанс в русском обществе. Николай I показал своим подданным свою жестокость по отношению к инакомыслию.

Петрашевцы, Белинский, Герцен многое сделали для распространения социалистических идей и впервые начали соотносить их с условиями крепостнической России. Это были первые шаги русской революционно-демократической мысли.

Крымская война

Во второй половине XIX в. важное место во внешней политике России занимал «восточный вопрос». Он сводился к борьбе за влияние в Турции. Российское правительство пыталось добиться свободного выхода в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы. Немаловажную роль играло стремление России оказать помощь братским православным народам Балканского полуострова, томящимся под турецким игом,

Поводом к началу войны стал религиозный спор о «Палестинских святынях». Турция, опираясь на поддержку Франции, отвергла ультимативные требования России. В ответ Россия разорвала дипломатические отношения с Османской империей и под предлогом защиты православного населения в июне 1853 г. заняла Дунайские княжества (Молдавия и Валахия). 4 октября 1853 г. Турция объявила России войну.

В первый период войны (октябрь 1853 – март 1854 гг.) военные действия развернулись на Кавказе, в Дунайских княжествах и на Чёрном море. Несмотря на превосходство турецкой армии в численности, её наступление было сорвано. Русский флот под руководством адмиралов В.А Корнилова и П.С. Нахимова начал боевые действия в Чёрном море. В ноябре 1853 г. черноморская эскадра уничтожила турецкий флот в бухте города Синоп. Русские не потеряли ни одного корабля.

С первых дней войны Николай I столкнулся с противодействием европейских государств. Они не хотели усиления России. Особенно непримиримо настроены были Англия, Франция и Австрия, которые стали союзниками Турции.

В декабре 1853 г. Англия и Франция ввели в Чёрное море эскадры, а в марте 1854 г. объявили России войну. Австрия угрожала выступить против русских, если они не покинут Дунайские княжества. Когда Россия оставила княжества, на их территории вторглись австрийские войска. В дальнейшем Австрия заняла по отношению к России враждебную позицию, но в военных действиях участия не принимала.

Во второй период войны (март 1854 – август 1854 гг.) союзники вели безуспешные атаки с моря портов и крепостей на Балтийском, Чёрном, Белом морях, а также на Тихом океане. Одновременно шла активная подготовка к посылке англо-французского экспедиционного корпуса в Крым.

На третьем этапе войны (сентябрь 1854 – август 1855 гг.) основные военные действия развернулись в Крыму. В сентябре 1854 г. 62-тысячная армия союзников высадилась в районе Евпатории. Главной целью был захват Севастополя – основной военно-морской базы России на Чёрном море. По приказу Нахимова русский парусный флот, который не мог противостоять паровому флоту союзников, затопили, преградив доступ в Севастопольскую бухту кораблям противника. Моряки, сошедшие на берег, пополнили гарнизон.

Русская армия в Крыму, командующим которой был назначен А.С. Меншиков, насчитывала не более 34 тысяч. Попытка остановить продвижение союзников в сражении на реке Альме закончилась отступлением. 13 сентября 1854 г. началась оборона Севастополя под руководством адмиралов В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, В.М. Истомина и военного инженера Э.И. Тотлебена. Среди защитников Севастополя были подпоручик Л.Н. Толстой и известный хирург Н.И. Пирогов. Оборона продолжалась 349 дней силами 30-тысячного гарнизона. Защитники выдержали ряд бомбардировок и штурмов. Особую роль играла оборона самой высокой и стратегически важной течки города – Малахова кургана. Только в августе 1855 г. союзникам удалось его захватить. После этого защита города стала бессмысленной и он был сдал.

Во время обороны Севастополя основная русская армия попыталась предпринять ряд отвлекающих операций в Крыму. Все они оказались малоэффективны и принесли большие потери.

Война развёртывалась на Кавказском фронте, где русская армия одержала ряд побед. Военные действия перенесли на территорию Турции. В ноябре 1855 г. была взята важная крепость Карс.

Неудачей закончилась попытка высадить англо-французский десант на Таманском полуострове. Однако исход войны был ясен – Россия проиграла. Это понимал император Александр II. Сразу после вступления на престол в 1855 г. он предпринял попытки достойно закончить войну.

Парижский мирный договор подписали в марте 1856 г. Чёрное море объявили нейтральным, России запретили иметь здесь военный флот и крепости на побережье. Черноморские проливы закрыли для военных кораблей всех стран. Россия потеряла южную часть Бессарабии с устьем Дуная, лишилась права покровительства Сербии, Молдавии и Валахии. Турция получила Каре в обмен на Севастополь. Позиции России на Балканах и Ближнем востоке были подорваны Российское общество болезненно восприняло итоги войны.

Главная причина поражения была в экономической и политической отсталости. Русская армия значительно уступала западным армиям. Неудачи также были связаны с просчётами Николая I – с начала войны Россия оказалась в политической изоляции.

Поражение в Крымской войне оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России и ускорило проведение реформ.

  • 6. Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских завоевателей
  • 7. Северо-восточная Русь в конце 13-первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 8. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 9. Борьба за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  • 10. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы 1550 года.
  • 11. Опричнина и её последствия
  • 12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.
  • 18. Социальные движения в 17 веке.
  • 19. Русская культура 17 века
  • 20. Россия в коне 17 века- начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 23. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 24. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 25. Внешняя политика Екатерины 2
  • 26. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 27. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 28. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 29. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 32. Социально-экономическое развитие России в 60-е-90-е годы 19 века
  • 33. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 34. Революционное народничество в 1870-х – начале 1880-х
  • 35. Рабочее движение в России в 70-х-90-х гг. 19 века
  • 36. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 37. Особенности социально-экономического развития России в конце 19 – начале 20 века.
  • 38. Культура России в начале 20 века
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 43. Россия в первой Мировой войне.
  • 44. Февральская революция 1917 года в России.
  • 45. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 46. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 47. Советская страна в период нэПа.
  • 48. Образование ссср.
  • 49. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы 20 века.
  • 50. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 51. Индустриализация в ссср.
  • 52. Коллективизация сельского хозяйства в ссср.
  • 53. Политика советского правительства в области культуры в 20-е – 30-е годы 20 века
  • 54. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 55. Ссср в годы вов
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 59. Внешн. Пол-ка ссср в 1946-53гг.
  • 60. Духовная и культурная жизнь в ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 62. Особенности духовной жизни советского народа в 60-е – 80-е годы 20 века
  • 63. Перестройка в ссср.
  • 64. Новый внешнеполитический курс ссср в годы перестройки
  • 65. Духовная жизнь советского общества в период перестройки
  • 66. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 67. Внутренняя политика России на рубеже 20-21 веков
  • 68. Место России в современных международных отношениях.
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века

    Общественное движение 30-50-х годов имело характерные особенности:

    > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

    > революционное и правительственное направления окончательно разошлись;

    > его участники не имели возможности реализовать свои

    идеи на практике.

    Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:

    > консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);

    > западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

    > революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).

    После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

    В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости. Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь.

    Западничество также возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России.

    31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века

    В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константином Николаевичем.

    19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861 г.

    По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

    В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

    По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

    В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.