Урок "правописание приставок при- и пре-". Открытый урок "Правописание приставок пре- и при-"6 класс «Правописание приставок при- и пре-«


Правописание приставок пре- / при-
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.

Задачи урока:

1. Образовательные:

    выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

    формировать навык написания приставок пре-/ при-;

    повторить морфемный разбор слов;

    развить умение формулировать определение понятий;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления; · развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к родному языку;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

    уважительное отношение к родному языку;

    стремление к речевому самосовершенствованию;

    пополнение словарного запаса;

    способность к самооценке на основе критерия

    успешности.

Метапредметные:
1) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
5) проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма

Тип урока:
"открытие" новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация "Приставки пре- и при-" (http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/15058.html) , раздаточный материал Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. Теория. Практика. 5 класс. Развитие речи. Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. Ход урока

I. Проверка домашнего задания
Выборочная устная проверка упражнения.

II. Актуализация опорных знаний
1. Расскажите о правописании приставок, оканчивающихся на –з/-с.
2. Назовите непарные глухие согласные звуки.
3. Восстановленный диктант.

Выписать из текста слова с орфограммой "Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с" и восстановить по ним текст, передав его сжато. Трудно представить себе стоголосый лесной хор без участия дроздов. Но дрозды не только мастера распевать песни, они ещё очень хорошие защитники наших лесов. Они поедают 77 видов различных беспозвоночных животных. В период вскармливания птенцов дрозды уничтожают особенно много гусениц вредных насекомых. С прилёта и до отлёта дрозды проверяют ветки и листья деревьев и разыскивают пищу. И на земле они разгребают лапами подстилку. (63 слова) (По И. Заянчковскому)

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала. Работа с материалами презентации (слайды 2 – 7).
1. Анализ примеров.
Учитель. Прочитайте примеры и определите, какое значение придаёт слову приставка.
1) пребольшой арбуз премилый котёнок прехорошее настроение Верно: приставка ПРЕ- в данных словах имеет значение ОЧЕНЬ
2) преграда прервать В этих словах приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ-
3) пришить карман приехать к дому прибавить скорость приделать к крыше Присоединение, приближение, прибавление
4) прикрыть присесть приукрасить присмиреть призадуматься Неполнота действия
5) пригородный район пришкольный двор приморский берег прибрежный маяк Пространственная близость
6) придумать приучить привыкнуть приручить Довести действие до конца.

Учитель. Какие выводы вы сделали о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, анализируя примеры? В каких случаях пишется приставка пре-? А при каких условиях – при-?

2. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-". Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

3. Знакомство со словами для запоминания. Слайд 8.

Учитель. Ребята, вы должны знать, что есть слова с приставками пре- и при-, в которых выбор гласной в приставке определяется контекстом. пребывать (находиться) – прибывать (приезжать) презирать (не уважать) – призирать (заботиться) предать (выдать кого-нибудь) – придать (добавить) претворить (осуществить) – притворить (закрыть) преклоняться (уважать) – приклоняться (нагибаться) преступить (нарушить) – приступить (начать) преемник (продолжатель) – приёмник (аппарат, учреждение) преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит) преумножить (сильно умножить) – приумножить (добавить)

4. "Орфографический блокнот". Слайд 9.
Учитель. Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками пре- / при-, значение которых утрачено и написание нужно запомнить. Запишите эти слова в свои словарики и постарайтесь запомнить их написание.
преследовать препятствие преткновение превратный прельстить пренебрежение

5. Алгоритм применения правила. Слайд 10. Учитель. А теперь познакомимся с алгоритмом применения правила. ПРЕ- или ПРИ-?
Определить, в какой морфеме орфограмма -> Определить значение приставки
-> ПРЕ- : 1. Высшая степень качества, действия (= "очень") 2. Близко по значению к приставке пере-
-> ПРИ- : 1. Присоединение, приближение, прибавление 2. Неполнота действия 3. Пространственная близость 4. Доведение действия до конца

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала

1. Укажи значение приставки в словах (слайд 11)
преуменьшить
предание
в значении "очень" превратный
в значении "пере-" прикрыть
приближение привратник
присоединение придвинуть
неполнота действия преклоняться
расположение вблизи прекратить
чего-либо принадлежать
прицепить
приласкать
превосходный
привлечь
примкнуть

2. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы (слайд 12)

Пр..достаточно, пр..зидент, пр.. емник, пр..града, пр..скакать, пр..дорожный, пр..красный, пр..косновение, пр..вилегия, пр..ближенный, пр..сечь, пр..думать, пр..дать, пр..рвать, пр..зент, пр..зирать, пр..возмочь, пр..зидиум, пр..вычка, пр..вращение, пр..мыкание, пр..высить, пр..способить, пр..зирать (заботиться). 3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. (Учащиеся работают с раздаточным материалом, распечатанным к уроку для каждого ученика). Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что пр..казывала ей волшебница. Она думала, что нет ещё и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Золушка вскочила и упорхнула, как птичка. Принц бросился за ней, но не смог догнать. Он поднял туфельку, которую она потеряла на лестнице второпях. Принц ра..просил пр..вратников, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Но в двенадцать часов всё волшебство пр..кратилось: карета пр..вратилась в обыкновенную тыкву, кучер и лошади – в мышей и крысу, ра..бежавшихся по двору, и пр..вратники ответили, что видели, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу. Золушка пр..бежала домой запыхавшись и едва успела отдышаться, как во..вратились сёстры и мачеха. Сёстры ра..казали, что на бал снова пр..езжала пр..красная незнакомка, но в полночь она бросилась бежать, да так поспешно, что уронила с ноги хрустальную туфельку. Принц пр..казал об..явить по всему королевству, что он женится на девушке, которой пр..дётся по ноге хрустальная туфелька.

Сначала туфельку пр..меряли принцессам, потом всем пр..дворным дамам подряд. Но она не годилась никому. (По Ш.Перро)

4. Игра "Одним словом".

Замените словосочетания одним словом с приставкой пре-, пере- или при-. (Работа с аудиозаписью, подготовленной учителем, и проверка работы: слайд 13) 1) Расположенный у берега. 2) Спросить ещё раз. 3) Немного посолить. 4) задуматься на некоторое время. 5) Дать новое название. 6) Закончить что-либо. 7) Дать новую оценку. 8) Участок около школы, моря, дороги. 9) Обменяться несколькими словами, коротко поговорить. 10) Удивительное растение. 11) Спорить из-за мелочей. 12) Временный успех. 13) Глубоко уважать. 14) Получить известность. 15) Провести время в ожидании окончания чего-либо. 16) Гнаться за кем-нибудь. 17) Воплотить в жизнь. 18) Человек с большими прихотями, капризами. 19) Слегка задеть что-либо. 20) Лицемерный, неискренний человек. 21) Вызывающая восхищение, красивая. 22) Немного открыть окно. 23) С избытком насытиться чем-нибудь. 24) Исключительное право. 25) Изменить кому-нибудь. 5. Выполнение тестовых заданий (слайды 14 – 16). 1) Укажите ряд слов, в которых приставка не имеет значение "присоединение, приближение". 1. привинтить, приклеить, прилепить 2. прицепить, причалить, прикрутить 3. прилечь, прикрикнуть, привстать 4. пришвартоваться, приехать, прилечь 2) Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение "близость к чему-либо". 1. приморский, прикрыть, приостановить 2. прибрежный, приусадебный, пришкольный 3. придорожный, привинтить, присмотреться 4. приволжский, приделать, прицелиться 3) Укажите ряд слов, в котором во всех словах приставка равна по смыслу слову "очень".

1. пр..задуматься, пр..кратить, пр..дания
2. пр..спокойно, пр..красный, пр..забавный
3. пр..ступник, пр..рывистый, пр..храмывать
4. пр..кратить, пр..града, пр..глушить

VII. Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? – Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? – Те, кто доволен своей работой на уроке, возьмите красный флажок. А кто не доволен, покажите синий флажок.

VIII. Домашнее задание.

1. Выполнить тесты с сайта http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test90.xml

Интернет-источники
"Веселая грамматика". Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала. http://festival.1september.ru/articles/519529/

МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Обобщающий урок по теме

« Приставки ПРЕ- и ПРИ-»

(разработка урока по русскому языку для 6 класса)

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Абдуллина Г.И.

Тема : Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока:

Обучаюшая : обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая :развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная :развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

Данный урок является завершающим в разделе «Правописание приставок ПРЕ, ПРИ».

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Целеполагание, посмотрите на доску, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний по правописанию приставок пре и при.

Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать сегодня на уроке?

Повторить и закрепить умение правильно писать приставки пре и при

III. . Фронтальный опрос по изученному материалу:

Давайте вспомним, на какие группы делятся все приставки?

-(неизменяемые, на з-с, пре-при)

-А какая группа приставок самая сложная в написании? Почему?

(потому что надо определить значение, а это не всегда легко сделать)

От чего зависит правописание приставок пре/при?

Сколько значений у приставки при?

А сколько у приставки пре?

Перечислите их. Приведите примеры.

IV.Закрепление изученного материала.

1. Вставьте пропущенные буквы,объясните правописание. Кто автор этих строк и какое это произведение?

Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке. (Пушкин «Дубровский)»

«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка». (Тургеньев «Муму»)

Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный (Зимнее утро»)

2.Выборочный диктант. Распределить слова по группам в зависимости от значения

Пр.ехать, пр.соединить, пр.отстать, пр.храмывать, пр.близиться, присесть, привокзальный. Пришкольный, пришить, прилететь. Прибежать, прикрутить, приморский. Приоткрыть.

(проверка).

Индивидуальная работа (несколько учеников в это время работают по карточкам)

3. Игра «Найдите лишнее слово»

Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть

Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный

Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный

Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить

Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная

Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая

Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

Игра «Собери слова».

ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре.

Отгадай загадки

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

Снеговик =-

Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.

Школа =-

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу!

Учитель =-

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.

Физкультминутка

4.Цифровой диктант (1-и, 2-е)

Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.

(1,2,1,2,1.2.1.2,1,2)

5.Ученик работает у доски .Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.

Лечь ненадолго - прилечь

Сесть на краешек стула - присесть

Заболеть несильно, ненадолго - приболеть

Слегка поднять - приподнять

Временно остановиться - приостановиться

6. Работа по распечатанным листам

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать как мать и пр...открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.

2. Замените данные словосочетания одним словом .

глава государства ___________президент

подарить что-либо -презент

оперная певица, исполнительница главных ролей - прима

помеха на дороге - преграда

первое представление пьесы, фильма ______премьера

человек с капризами-

история, передающаяся из уст в уста - предание

близкий знакомый, но не хороший друг- предатель

нарушение правил - преступление

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

Преемник – приемник_________________________________________________________

придание____________________________________________________________________________________, предание - _________________________________________________

преступить – приступить____________________________________________________

преклонить – приклонить_____________________________________________________

пребывать – прибывать_______________________________________________________

преподать – припадать________________________________________________________

5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

8. Рефлексия

Что мы узнали на уроке?

Чему научились

9.Выставление оценок. Домашнее задание

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Правописание приставок при-, пре-.

Цели урока: закрепить знания и умения в написании гласных в приставках при-, пре-;

учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

развивать связную речь и мышление учащихся, эмоционально- чувственное отношение к художественному тексту;

воспитывать интерес к русскому языку и его познанию, потребность

овладения грамотным письмом;

способствовать обогащению словарного запаса русского языка.

Ход урока:

    Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока. Запись числа и темы в тетрадь.

II . Фронтальная проверка теоретических сведений § 31 и домашнего задания (тетради с домашним заданием передаются на первые парты).

Когда пишется приставка при-?

Когда пишется приставка пре-?

    Синтаксическая пятиминутка (в это время проводится индивидуальная работа по карточкам).

Солнце пригрело землю, и его лучи преобразили все вокруг.

[ − ═ ], и [ − ═ ].

(Повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное).

    Словарный диктант . (Объясните правописание приставок).

ПрЕзидент ( запомн .) страны, прЕодолеть прЕграду (=пере ), прЕувеличить (= очень) опасность, прИслушаться ( неполнота ) к совету, прИшкольный ( близость ) участок.

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала.

1). Устно. Игра «Доскажи словечко» (продолжите строчку, объясните правописание приставок).

Час обеда (приближался ),

Топот по двору раздался.

Кто-то терем (прибирал)

Да хозяев поджидал.

Здравствуй, князь ты мой (прекрасный)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (приголубит ).

(приплыла ) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Там о заре (прихлынут )

волны на брег песчаный и пустой.

Еще ты дремлешь, друг (прелестный).

2) Работа с учебником.

Упр. 337

3) Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ

3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ – часть корня, а также слова с неясным значением.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверим!

При-

Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

Пре-

Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.

При-, пре- -часть корня и с неясным значением

Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.

    Работа с текстом.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.

Устанешь, при сядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Озаглавьте его. Какова тема текста?

Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.

Таблица на доске

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

1.Приближению

2.Приобрел, принес

3.Прибрежных, пригорке

4.Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

1.Прекрасно, преспокойно

Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?

Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).

Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩ ۸۸۸ (присмотреться, забираться).

Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩ ۸۸  ۸ (призадумался)

В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания. (Прекрасно, осторожно, преспокойно).

Выпишите из текста все глаголы с приставкой при-. Укажите вид глаголов.

(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь, принес)

Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а несов. в. – процесс действия)

    Творческая работа. Замените выражение одним словом с приставкой - пре или – при

Лечь ненадолго (прилечь).

Сесть на краешек (присесть).

Заболеть не сильно (приболеть).

Нарушитель закона (преступник).

Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).

Идти по следам кого-либо (преследовать)

Проветривая комнату, вы немного открыли окно, по-другому (приоткрыли)

Поселок при городе − (пригородный)

Канава при дороге − (придорожная)

Дмитрий Анатольевич Медведев (Президент)

    Буквенный диктант на закрепление темы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Е И Е И И И И Е И Е И И Е И Е

Прекратить спор, 2)пригласить в гости, 3) прекрасный цветок, 4) присоединиться к отдыхающим, 5) прислушаться к совету, 6) привокзальная площадь, 7) приехать домой, 8) преогромный шар, 9) пригородный поезд, 10) преградить путь, 11) приморский берег, 12) прискакать быстро, 13) пресмешная история, 14) прицепить вагон, 15) прервать беседу.

6) Кто больше! (Привести примеры слов с при-, пре-).

7) Графический диктант (читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-, затем взаимопроверка)

Эта приставка имеет значение “очень”.

Эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый.

Эта приставка имеет значение “законченное действие”.

Эта приставка имеет значение “пере”-

Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный.

Эта приставка имеет значение неполноты действия.

Эта приставка пишется в слове приставка.

Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель.

Эта приставка имеет значение присоединения.

Эта приставка имеет значение “самый-самый”

8) (Если останется время) Учитель предлагает сочинить сказку , используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. (приводится пример отрывка сказки)

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

    Обобщение изученного. Итог урока. Отметки за урок.

    Домашняя работа.

§31 повторить, упр. 336.

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».

Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

ХОД УРОКА

I этап. Актуализация знаний

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

II этап. Целеполагание

Запись темы урока.

III этап. Повторение теоретического материала

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание.

3. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

IV этап. Закрепление материала

1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно)

Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.

2. Словарный диктант по картинкам

Один ученик у доски.
Задание: записать слова в составе словосочетаний.

1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)

2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)

3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)

4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)

5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться (приветствовать)

3. Работа в рабочей тетради

Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

Взаимопроверка.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

4. Словарная работа

– В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.)
– Открыли этимологический словарь в справочнике.
Презентация. Слайд 9
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 10
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

5. Работа с текстом.

Творческий диктант

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

V этап. Тест

I вариант

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4.Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант : 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант : 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

VI этап. Домашнее задание

Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.

VII этап. Итог урока

– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?

Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.