Трасса м3 когда будет платной. Киевское шоссе (М3) теперь немножечко платное

В Российской Федерации есть дороги разных категорий. В числе тех, которые ремонтируются за федеральный счет и обслуживаются государственными структурами, значатся федеральные трассы.

В их числе дороги, которые соединяют Москву с другими столицами стран или ключевыми городами разных субъектов РФ. Такие дороги обозначаются префиксом М. Одна из таких - трасса М3.

Куда ведет дорога?

Автомобильная трасса федерального значения М-3 «Украина» ранее называлась по-другому. Ее наименованием было Киевское шоссе. Многие не знают, где проходит трасса МЗ. Ответ простой: она пересекает территорию сразу трех субъектов РФ. Трасса пересекает Московскую область, затем Калужскую и после этого Брянскую. Заканчивается трасса М3 на границе с Украиной, на пропускном пункте «Троебортное».

Она является составной частью европейского направления Е101. По всему пути следования климат умеренный, резких перепадов температуры окружающей среды можно не опасаться. Местность, по которой пролегает трасса, по большей части равнинная. Но встречаются и довольно крутые холмо-лесистые участки. Двигаясь по маршруту, придется пересечь несколько крупных водоемов по оборудованным специально для этого мостам. В частности, придется переезжать такие крупные реки, как Ока и Нара.

Маршрут трассы

Без малого 500 км — такова длина этой федеральной трассы. Итак, разберемся, как пролегает трасса М3, какое шоссе ведет от Москвы до украинской границы. Начинается она на слиянии столичной кольцевой автодороги и Ленинградского проспекта. Затем она петляет на юго-запад региона, уходит дальше. Дорога пролегает южнее поселка Солнцево, а также аэропорта Внуково.

Извиваясь в этом направлении, дорога выходит в пределы Калужской области. Пролегает неподалеку от Обнинска, но следует мимо Калуги. Город остается примерно в 20 км от трассы. После этого М3 выходит на территорию Брянской области, но в столицу региона не попадает, а обходит ее на расстоянии примерно в 10 км. Совсем небольшой участок трассы пролегает затем в пределах Курской области, после чего дорога уходит на юго-запад. В итоге она тянется до границы с Украиной.

Когда была построена М3?

Строительство этой дороги федерального значения началось еще в 50-х гг. XX века. Окончательно дорога была сдана в эксплуатацию в 1976 году. Делали ее изначально из плит бетона. Следы такого строительства ощущались до последнего времени, несмотря на попытки дорожников выложить асфальтом дорогу трасса М3. Отзывы тех, кто ехал по этой дороге, указывают на то, что стыки между плитами на некоторых участках трассы ощущаются. Правда, так было до 2015 года. Особенность М3 в том, что она имеет по одной полосе движения в каждом из направлений движения. Впрочем, такая ситуация лишь на отрезке автодороги до Калуги. После этого по две полосы в обе стороны.

Ремонт

Самым лучшим, судя по отзывам, является участок на протяженности от столицы России до Калуги. По всей видимости, это связано с тем, что больше 15 лет назад дорога была улучшена с расширением полос движения. Капитальный ремонт разных отрезков дороги проводился и в 1999 году, и в 2007 году. Ремонту дорога подверглась и в 2015 году.

С этого года, как отмечают в своих отзывах многие автолюбители, ехать по трассе - одно удовольствие. Качество покрытия прекрасное. Эта дорога не сильно загружена. Обилие машин на ней наблюдается лишь в период отпусков.

Опасная дорога

Стоит отметить, что трасса М3 считается далеко не самой безопасной в России. По крайней мере так было всего несколько лет назад. В одном из рейтингов самых опасных дорог нашей страны она оказалась на третьем месте. Хуже нее с точки зрения безопасности тогда значились лишь трассы М5 Урал и М10 Россия. Платных участков на этой федеральной трассе в настоящее время нет. Да и платить пока особо не за что. Возможно, они появятся после реконструкции, которая запланирована. После этого максимально разрешенная скорость движения по ней должна составлять 120 км/час. В 2015 году был дан старт проекту по реконструкции дороги трасса М3 (фото в статье). Реализация проекта запланирована на несколько лет вперед. Уже проанонсировано, что некоторые участки дороги станут после окончания ремонта платными. Ранее было объявлено, что первый участок М3, за проезд по которому придется раскошелиться, будет введен в эксплуатацию в 2018 году. Это кусок федеральной трассы от 124 до 174 км, заканчивается он перед поворотом на Калугу. Бесплатная альтернатива при этом останется. Это будет трасса А-130, которая ведет из Москвы в Белоруссию и на указанном участке пролегает неподалеку от М3.

Особенности трассы

Есть ряд особенностей, о которых говорят те, кому довелось преодолеть участок от столицы РФ до границы с Украиной там, где проходит трасса М3.

Во-первых, автомобилисты отмечают, что с заправками по маршруту проблем нет. По пути размещены АЗС большинства крупных компаний. Нет проблем и с пунктами сервиса, общественного питания. Автомобилистам будет где передохнуть по пути или перекусить. Во-вторых, судя по отзывам, трасса пересекает небольшое количество населенных пунктов. Это значит, что «белых» знаков по трассе мало, а значит, ограничений скорости не так много. В-третьих, на трассе не так много ограничений в маневрах в виде сплошных линий, поэтому трудностей с обгоном у большинства не возникает. Впрочем, ограничения все же есть. Много спусков и подъемов со сплошными на участке от Калуги и до украинской границы. В-четвертых, трасса не является транспортной артерией, поэтому по ней ездит крайне мало фур и большегрузного транспорта.

До 2109 года всем водителям придется платить за проезд по 70-километровому участку трассы М3 «Украина» в Калужской области (124-194-й км). Такое распоряжение подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Соответствующий документ опубликован на портале правовой информации.

«Установить, что использование участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения М3 «Украина» Москва - Калуга - Брянск — граница с Украиной в Калужской области осуществляется на платной основе до 1 мая 2109 года», — говорится в распоряжении.

Согласно тексту документа, на данном отрезке организовано движение по четырем полосам. Ширина проезжей части 2х7,5 м при ширине разделительной полосы 2,75 м.

Предварительные тарифы на проезд стали известны СМИ заранее. Они должны быть существенно ниже, чем, к примеру, на строящейся трассе М11 Москва - Санкт-Петербург. Полная стоимость проезда по 70-километровому платному участку днем для легковых автомобилей составит 90 рублей, для грузовых двухосных автомобилей высотой до 2,6 м — 135 рублей, для двухосных грузовых автомобилей выше 2,6 м — 180 рублей, для грузовых автомобилей выше 2,6 м и имеющих три и более осей — 340 рублей. Ночью проезд должен стоить вдвое дешевле, с транспондером скидка составит около 20%.

Оплата проезда будет разбита на два участка: со 123-го по 150-й и со 150-го по 173-й км. Дата начала взимания платы в постановлении не обозначена, но это может произойти уже в конце марта.

водители, которые захотят сэкономить, смогут воспользоваться для бесплатного проезда «в обход» участками автомобильных дорог протяженностью 123 и 135 км.

Отметим, что движение на участке федеральной трассы М3 «Украина» со 124-го по 174-й км в Калужской области было открыто 13 сентября 2016 года после реконструкции. До завершения реконструкции всего участка автодороги со 124-го по 194-й км автомобилисты могли пользоваться новым участком трассы бесплатно.

Общая протяженность трассы М3 по территории России составляет около 500 км. Трассу реконструируют с последующим вводом платы за проезд по дороге, поэтому первый платный участок будет далеко не последним — ожидается, что в ближайшие годы плату начнут взимать уже через несколько десятков километров от Москвы.

Объем инвестиций в реконструкцию трассы М3 «Украина» для перевода ее на платную работу превысил 17 млрд рублей.

В эту сумму входит и стоимость строительства бесплатных дорог-дублеров. Остановки автобусов уберут с М3 и переведут на дороги-дублеры. Также на платной трассе после реконструкции обустроят надземные переходы, шумозащитные экраны, обочины, разделители и экодук — специальный переход для животных. Все это позволит увеличить разрешенную скорость на трассе до 110 км/ч. Завершить реконструкцию трассы М3 и перевод ее на платную основу .

Тестовый период : водители начали получать талоны без оплаты проезда.

Напомним, что дорога была передана в доверительное управление ГК «Автодор» в октябре 2011 года. До границы с Украиной она проходит от Москвы через Калугу и Брянск. Так, автомагистраль берет свое начало на пересечении Ленинского проспекта и МКАД, далее идет в юго-западном направлении по территории Московской области, проходит южнее района Солнцево и аэропорта Внуково.

Затем автомагистраль идет по территории Калужской области, пересекаясь в районе города Обнинска с автодорогой А101 Москва - Малоярославец - Рославль, проходит мимо Калуги на расстоянии в 20 км к северо-западу от города, далее идет по территории Брянской области в южном направлении, пролегая на расстоянии 10 км к востоку от Брянска, проходит несколько километров по территории Курской области, поворачивает на юго-запад в районе примыкания трассы Орел - Киев и доходит до государственной границы с Украиной. В соседнем государстве участок до Киева составляет более 200 км.

За проезд по 70-километровому участку трассы М3 «Украина» водителям придется платить ближайшие 93 года. Соответствующий документ подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Отремонтированный четырехполосный отрезок трассы имеет общую ширину 15 м. В качестве бесплатных альтернатив автомобилистам предлагают двухполосный 135-километровый участок через Малоярославец или 123-километровый вариант через Калугу.

«Установить, что использование участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения М3 «Украина» Москва - Калуга - Брянск — граница с Украиной в Калужской области осуществляется на платной основе до 1 мая 2109 года», — говорится в распоряжении.

Согласно тексту документа, на данном отрезке организовано движение по четырем полосам. Ширина проезжей части 2х7,5 м при ширине разделительной полосы 2,75 м.

Предварительные тарифы на проезд стали известны СМИ заранее. Они должны быть существенно ниже, чем, к примеру, на строящейся трассе М11 Москва - Санкт-Петербург. Полная стоимость проезда по 70-километровому платному участку днем для легковых автомобилей составит 90 рублей, для грузовых двухосных автомобилей высотой до 2,6 м — 135 рублей, для двухосных грузовых автомобилей выше 2,6 м — 180 рублей, для грузовых автомобилей выше 2,6 м и имеющих три и более осей — 340 рублей. Ночью проезд должен стоить вдвое дешевле, с транспондером скидка составит около 20%.

Оплата проезда будет разбита на два участка: со 123-го по 150-й и со 150-го по 173-й км. Дата начала взимания платы в постановлении не обозначена, но это может произойти уже в конце марта.

Отметим, что движение на участке федеральной трассы М3 «Украина» со 124-го по 174-й км в Калужской области было открыто 13 сентября 2016 года после реконструкции. До завершения реконструкции всего участка автодороги со 124-го по 194-й км автомобилисты могли пользоваться новым участком трассы бесплатно.

Общая протяженность трассы М3 по территории России составляет около 500 км. Трассу реконструируют с последующим вводом платы за проезд по дороге, поэтому первый платный участок будет далеко не последним — ожидается, что в ближайшие годы плату начнут взимать уже через несколько десятков километров от Москвы.

Объем инвестиций в реконструкцию трассы М3 «Украина» для перевода ее на платную работу превысил 17 млрд рублей.

В эту сумму входит и стоимость строительства бесплатных дорог-дублеров. Остановки автобусов уберут с М3 и переведут на дороги-дублеры. Также на платной трассе после реконструкции обустроят надземные переходы, шумозащитные экраны, обочины, разделители и экодук — специальный переход для животных. Все это позволит увеличить разрешенную скорость на трассе до 110 км/ч. Завершить реконструкцию трассы М3 и перевод ее на платную основу планируется до декабря 2017 года.

Тестовый период стартовал 15 февраля 2017 года: водители начали получать талоны без оплаты проезда.

Напомним, что дорога была передана в доверительное управление ГК «Автодор» в октябре 2011 года. До границы с Украиной она проходит от Москвы через Калугу и Брянск. Так, автомагистраль берет свое начало на пересечении Ленинского проспекта и МКАД, далее идет в юго-западном направлении по территории Московской области, проходит южнее района Солнцево и аэропорта Внуково.

Затем автомагистраль идет по территории Калужской области, пересекаясь в районе города Обнинска с автодорогой А101 Москва - Малоярославец - Рославль, проходит мимо Калуги на расстоянии в 20 км к северо-западу от города, далее идет по территории Брянской области в южном направлении, пролегая на расстоянии 10 км к востоку от Брянска, проходит несколько километров по территории Курской области, поворачивает на юго-запад в районе примыкания трассы Орел - Киев и доходит до государственной границы с Украиной. В соседнем государстве участок до Киева составляет более 200 км.

В России скоро появится новая платная дорога - деньги станут взимать за проезд по реконструированному участку трассы М3 "Украина" с 65-го по 194-й км. Правда, пока реальные работы по обновлению дороги идут на участке со 124-го по 195-й км. Следующий отрезок - до 65-го км - лишь проектируется, работы там начнутся в лучшем случае в следующем году. Тем не менее автомобильное сообщество активно обсуждает ход реконструкции и спорит по поводу того, хорошо это или плохо иметь платные дороги.

Деньгам дадут дорогу

Во время недавней поездки по реконструируемому участку трассы председатель правления гос-компании "Автодор" Сергей Кельбах заявил, что 50-километровый отрезок дороги со 124-го по 174-й км введут в эксплуатацию до конца этого года. Он изменится весьма ощутимо - перекрестки, где раньше собирались заторы, превратятся в современные развязки, а полос станет по четыре с каждой стороны вместо одной-двух. Примерно на 40 км дороги все это уже готово - строители заканчивают последние штрихи. Например, подключают электричество, поскольку на всем протяжении платной трассы установлены современные фонарные опоры. В потемках ехать не придется. Но за удовольствие прокатиться по этой современной широкой дороге без пересечений действительно придется платить.

Дорожники работают в строгом соответствии с графиком, даже опережают его, - рассказал Кельбах. - Финансирование работ на 2016 год обеспечено в полном объеме. Финансирование на участок со 124-го по 65-й километр пока запланировано частично. Но здесь речь уже идет о 2017 годе.

О цене проезда по обновленной трассе пока говорить рано, уточняют в "Автодоре", этот вопрос будет решаться после завершения этапов реконструкции, и тогда же начнется сбор платы. Однако примерная стоимость все же есть - более 1,2 рубля за километр. Эта цифра называлась еще в 2014 году, однако к моменту введения сбора платы она наверняка вырастет с учетом инфляции. Впрочем, по сравнению с участком трассы М11, где за проезд до Солнечногорска можно отдать несколько сотен рублей, цена вполне приемлемая. К тому же собирать деньги начнут лишь тогда, когда закончатся все работы, а до того ездить по обновленному участку дороги все смогут бесплатно. С введением платы для нежелающих платить останутся альтернативы в виде бесплатных маршрутов через Медынь и Калугу. Расчетная скорость движения на платном участке составит 120 км/ч, а цена реконструкции в общей сложности равна 15,6 млрд руб., из которых 1,88 млрд - это средства инвестора. Остальное - государственные деньги.

Городской тариф

Стоит признать, что платные дороги для России уже не в новинку. Таких участков довольно много в стране в целом, немало их сосредоточено и в Подмосковье от строящейся трассы М11 до обхода города Одинцово на дороге М1 "Беларусь". Через несколько лет появится и первая в столице внутригородская платная магистраль - речь идет о северном дублере Кутузовского проспекта. Трасса длиной 11 км и шириной минимум 4 полосы соединит МКАД с международным деловым центром "Москва-Сити", о плохой транспортной доступности которого говорят уже не один год. Большая часть трассы от Молодо-гвардейской транспортной развязки до самого комплекса высоток пройдет по мостам и эстакадам.

Предполагается, что в день дорогой будут пользоваться десятки тысяч человек - ожидаемый поток машин на уровне 30-40 тысяч. Трасса станет первой за многие годы магистралью от МКАД до центра столицы. Хотя первое время после ввода за проезд денег брать не планируется - водителям позволят бесплатно протестировать магистраль, чтобы выявить и устранить проблемы до запуска платного движения.

Строить трассу начнут уже в этом году, а завершить работы обещают в течение трех лет. Цену проезда пока также не называют - тарифы будет утверждать город совместно с инвестором ближе к дате открытия движения.

Примечательно, что строительство дублера - это еще и пример крупнейшего концессионного проекта столицы. Город взял на себя выкуп и освобождение земли под прокладку дороги, а концессионер в виде частного инвестора понесет все расходы, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией. Расходы на подготовку территории и перенос инженерных коммуникаций стороны делят между собой. Размер платы за проезд установит концессионер, но максимальный предел все же определит город.

Между тем

Следить за московским парковочным пространством начали 5 парконов-электромобилей Mitsubishi i-MiEV. "В мировом опыте электромобили постепенно превращаются из технологии будущего в привычный и популярный вид транспорта. Конечно, мы стремимся идти в ногу со временем и ввели в эксплуатацию 5 электропарконов. Одним из важных преимуществ мы считаем отсутствие вредных выхлопов, которые являются одним из элементов загрязнения окружающей среды", - заявил замруководителя Центра организации дорожного движения Москвы Дмитрий Горшков.

Кстати

Будет вам экодук

На 170-м км трассы в Калужской области строят действительно уникальный для нашей страны объект - первый в России экодук. Это крупный мост через дорогу, по которому трассу безопасно смогут переходить животные, в том числе крупные. Это могут быть, к примеру, лоси, обитающие в калужских лесах.

Экологи описывают сооружение как футбольное поле, приподнятое над землей. Сравнение не преувеличено - его длина составляет 33 метра, а ширина превышает 50 метров. Как рассказали "РГ" в "Автодоре", на экодуке будет расти трава, кустарники и деревья и в целом он станет копировать окружающий лесной массив, чтобы животным было не страшно на него ступать. По бокам, выходящим на трассу, установят шумозащитные экраны - они защитят животных от шума и вида несущихся автомобилей.

Место для экодука выбрали неслучайно - охотники называют его "родильным домом лосей", поскольку в окружающем густом лесу животные дают новое потомство. Касается это не только лосей, но и косуль, зайцев, лис и кабанов, которые в изобилии водятся в этих местах.

Экодуки - явление в мире совсем не новое. Первые появились во Франции еще в 1950-х годах, а сейчас сотни подобных сооружений можно встретить на дорогах Нидерландов, Швейцарии, Германии, Бельгии, Канады, США и других стран.

В России экодук на М3 - своеобразная первая ласточка, хотя в "Автодоре" обещают, что подобные появятся и на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД), которую строят сейчас вокруг столицы. Правда, эта дорога тоже будет платной. Впрочем, последнее как раз неудивительно - сооружение экодуков стоит весьма немалых денег, ведь это полноценные мосты. Это и мешает их повсеместному появлению. В нашей стране вместо них обы-чно устраивают так называемые зверопроходы - тоннели под дорогой. Но животные часто боятся в них заходить и свою функцию они выполняют лишь отчасти.

Инфографика "РГ". Фото: Мария Пахмутова / Александр Мелешенко

Сначала недели водители вынуждены платить за проезд по реконструированной трассе М3 «Украина». Далеко не всем эта ситуация нравится. И, хотя до массовых протестов дело не дошло, недовольство выплескивается и в соцсетях, и в обращениях в редакцию.

Стоимость проезда в среднем для обычного автомобиля до Калуги - 90 рублей в один конец. Если плата кого-то не устраивает, есть альтернативная бесплатная дорога. Однако, если бы на самом деле все было так, как задумывалось, очевидно, никто бы не выражал недовольства. Так в чем же дело?

Недовольны организацией объезда

Прежде всего альтернативная дорога гораздо хуже по качеству: здесь всего две полосы. Встанет перед тобой какой-нибудь трактор, а их между деревнями ездит немало - и все, пробка. Кроме того, старинная дорога из Малого в Калугу, хотя и относится к 3-й категории дорог, по сути таковой не является - слишком много железнодорожных переездов. Будут ли что-то менять в ее обустройстве? Как пояснили в министерстве дорожного хозяйства области, таких планов пока нет. То есть альтернативная дорога так и останется условно альтернативной. «Вот если бы она была такой же, как отремонтированная Варшавка, вопросов бы не возникало», - говорят автомобилисты.

Неудачное начало

Кроме того, автомобилисты твердо убеждены, что их насильно загоняют на платную дорогу. И тут уж «всяко лыко в строку». Именно в тот день, как за проезд по Киевскому шоссе стали брать деньги, перекрыли железнодорожный переезд на альтернативной бесплатной дороге. Возникла пробка. Понятно, что людей это крайне возмутило. «Почему-то именно в понедельник необходимо было провести регламентные работы на переезде в Гончаровке (30 мин ожидания), - возмущается автовладелец Андрей Чулков , - и дорожники со своим ямочным ремонтом (от Алешково до съезда на Киевскую) снизили среднюю скорость и проходимость дороги в разы...».

Заподозрить, что весенний ремонт ям затеяли для того, чтобы все переехали на платную трассу - это, конечно, чересчур. Но люди все равно уверены: неудобства на объездной дороге создают специально, чтобы загнать всех на платное полотно.

Очень дорого

Третье, что сильно напрягает, это, собственно, довольно высокая плата за проезд. В Обнинск из Калуги, как, собственно, и из Обнинска в Калугу, масса народа ездит на работу. Директор спорткомплекса «Олимп» Станислав Лопухов говорит, что и он сам, и многие тренеры теперь должны дважды в день выбирать - заплатить ли 180 рублей туда-обратно или поехать по альтернативной дороге. Если сумму помножить на 20 рабочих дней, получается 3 600 руб. - это нагрузка на бюджет семьи. В Калуге вроде бы обещают придумать какой-то ход для людей, которые ездят на работу, но конкретного решения пока нет.

Руководство же «Автодора» заявляет, что только школьные автобусы и муниципальный общественный транспорт имеют право бесплатного проезда по платным участкам трассы М3 «Украина». Получается, что людям, по сути, предлагают пересесть на автобусы и электрички.

Зато быстро

Однако далеко не все высказывают недовольство платной дорогой. Например, Елена Жумаева , постоянно ездящая из Обнинска в Калугу, говорит, что реконструированная платная дорога ей нравится. «На пунктах оплаты из 10 проездов работало 4, но очереди никакой не было, - говорит она. - И не было никакой потери времени. Меня устраивает, что на платном участке дороги поменялся скоростной режим. Официально разрешенная скорость - 120 км в час. Это очень комфортно».