Социальная структура личности кратко. Поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с со

Г Л А В А 8

ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие и социальная структура личности

Очень часто мы употребляем слова «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», используя их как синонимы. Однако данные термины обозначают разные понятия. Понятие «человек » выступает в качестве философской категории, так каконо имеет самое общее, родовое значение, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на биологическом, психологическом, социальном и др. уровнях. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека, как носителя социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность. Поскольку в этом понятии акцент делается на социальном начале, личность выступает в качестве особой социологической категории.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, ребенок должен пройти определенный путь развития, где непременными условиями являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой он взаимодействует. Поэтому под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностям и нормам.

К характеристике личности можно подойти либо с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.

Структурный анализ личности является одной из наиболее сложных проблем социологии. Поскольку личность рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией.Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной человек или инвалид не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности , включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, память, способности и т.п. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.

В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

· способ осуществления в деятельности специальных качеств , проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качестве, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и т.д. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

· объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

· способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам : наследственность задает способности человека, определяющие результативность его деятельности, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные способности влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;

· степень овладения культурными ценностями общества , т.е. духовный мир личности;

· нравственные нормы и принципы , которыми руководствуется личность;

· убеждения глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно меняется.

Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Потребность в типизации индивидов носит универсальный характер. Каждая историческая эпоха сформировала свои типы, например, в соответствии с доминирующими ценностями возникли культурные типы английского джентльмена, сицилийского мафиози, арабского шейха и др.

В основу известной психологической типологии положены характер и темперамент человека; она включает 4 типа – холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

Известный швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) предложил свою типологию, которая строится на базе трех осей мышления человека, и каждая из них делит мир и представление о мире на два полюса:

· экстраверсия – интроверсия,

· абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика),

· эндогенность – экзогенность (этика – логика).

Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними: например, мальчик Ваня ходит в школу. С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен раздумывать про всех детей. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет раздумывать про своего ребенка.

Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось сам Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».

Если в социальной психологии главное внимание обращено на разработку психологических типов, то в социологии – на разработку социальных типов. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. По Л. Вирту, социальный тип – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, соответствующими требованиям общества, его ценностям и нормам и определяющими его ролевое поведение в социальном окружении. Это означает, что индивид должен быть типичным представителем какой-либо группы людей (класса, сословия, нации, эпохи и т.д.) в плане поведения, образа жизни, привычек и ценностных ориентаций. Например, типичный интеллигент, новый русский 1990-х гг, олигарх.

Типологии личности разрабатывались многими социологами, в частности, К. Марксом, М. Вебером, Э. Фроммом, Р. Дарендорфом и др., которые использовали разные критерии. Так, Р. Дарендорф считал, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий. Данный критерий он положил в основу своей типологии, в которой выделение типов личности идет через понятие homo sociologicus :

· Homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;

· Homo consumer – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;

· Homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;

· Homo soveticus – человек, зависящий от государства.

Еще одна типология включает социальные типы личности, выделяемые на основе ценностных ориентаций, которых придерживаются индивиды:

Типы личности могут выделяться в зависимости от ценностных ориентаций индивидов:

· традиционалисты ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;

· идеалисты критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;

· фрустрированный тип личности характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

· реалисты сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

· гедонистические материалисты ориентированы на удовлетворение по­требительских желаний.

Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:

· идеальный – тип личности, который общество провозглашает своеобразным эталоном; идеальным типом личности в эпоху СССР был настоящий коммунист (пионер, комсомолец);

· базисный – тип личности, который максимально отвечает потребностям общества, т.е. это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; они характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации, например, тип трудоголика в Японии послевоенного периода. Как правило, именно базисный тип преобладает в рамках определенного социума.

Все эти типологии лишь подтверждают уверенность социологов том, что социальные типы являются продуктом общества. А поскольку мы живем в эпоху быстрых изменений, эпоху глобализации, когда национальные культуры постепенно переплавляются в одну глобальную, мы можем стать свидетелями возникновения новых типов личности.

Концепции личности

Многомерная природа человека, многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов, а также множество образов человека в современной социологии.

Один из подходов – концепция личности 3. Фрейда , который рассматривал человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь, сексуальные) стремления личности задают мотивацию ее действий. Т.к. человек не может удовлетворить инстинкты в их естественной форме из-за социальных ограничений, он вынужден постоянно искать компромисс между своим глубинным влечением и формой его реализации, которая была бы приемлемой обществом. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие и агрессивные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, которая постоянно обороняется от общественного давления и находится в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Другой подход – ролевая теорияличности , которая возникла в американской социальной психологии в 1930-е гг. (Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях. Она в общем базируется на следующих постулатах:

· люди проводят большую часть своей жизни в составе различных групп и организаций;

· в этих группах они занимают определенные позиции (статусы);

· каждый из статусов определяет роль индивида как совокупность функций, исполняемых данным индивидом в группе;

· группа часто формализует ролевые ожидания как нормы или кодированные правила, согласно которым индивид получает вознаграждение, если он успешно исполняет свою роль, т.е. его поведение соответствует нормам; если исполняет плохо, вознаграждения нет и возможно применение санкций;

· обычно ролевое поведение индивидов определяется доминирующими в обществе нормами, что означает, что ролевая теория утверждает, что люди являются конформистами, которые стараются жить в соответствии с нормами, сопровождающими их роль.

Таким образом, ролевая теория утверждает, что социальное поведение индивида определяется различными ролями, которые он регулярно исполняет. Например, у большинства людей уже сложившееся мнение о том, каким должно быть ролевое поведение секретарши: она принимает звонки и отвечает на них, сортирует корреспонденцию и т.д.

Ролевое поведение индивидов рассматривается в рамках различных подходов, которые трактуют его по-разному. Рассмотрим два основных из них – функционализм и интеракционизм. Исследователи в целом разделяют мнение, что роли, содержание которых частично определяется социальной структурой (нормами, правилами, традициями общества), а частично – социальными взаимодействиями, управляют поведением индивида. В свою очередь, индивид сам влияет на нормы, ожидания, создает новые правила (раньше для студента – деканат был святая святых, приходили лишь, когда вызывали, сегодня по-другому), в результате чего меняются модели поведения. Из этого следует, что, если содержание роли определяет социальная структура, то роли являются предметом изучения структурного функционализма. Если же исследователи считают, что поведение индивида определяется его взаимодействиями с другими индивидами, то роли – предмет изучения интеракционистского подхода.

Так, функционалисты считают, что социальная роль распадается на ролевые ожидания то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Если человек берет на себя ту или иную роль, он более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы действия индивидов соответствовали его требованиям и нормам. Для этого существует система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Существует негласное соглашение, когда некоторые модели поведения считаются соответствующими роли, а некоторые нет. Например, доктор, заботясь о благополучии пациента, задает ему интимные вопросы о его здоровье, осматривает его, дотрагиваясь так, как другим не разрешается. Соответствует его поведение роли доктора? Да. А если вопросы о здоровье будет задавать продавец в магазине, да еще присутствовать в примерочной, чтобы под видом помощи переодеться потрогать клиента? Нет, так как он нарушил нормы, определяющие его роль продавца.

Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность . Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, смерть).

2. Способполучения . Некоторые роли обусловлены приписанными статусами – например, ребенка или взрослого; другие роли завоевываются в результате усилий личности, например роль топ-менеджера.

3. Масштаб . Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

4. Формализация . Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, студент должен сдать все зачеты и экзамены в соответствии с установленными сроками зачетно-экзаменационной сессии, чтобы продолжить обучение в следующем семестре. Студент, не выполнивший данное условие, будет отчислен.

5. Мотивация . Разные роли обусловлены различными мотивами. Предполагается, что поступки предпринимателя определяются стремлением получить максимальную прибыль, тогда как священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Функционализм рассматривает роль как один из способов регулировать социальное поведение индивидов, т.к. конкретные роли формируют соответствующие модели поведения, что позволяет прогнозировать это поведение. Один из постулатов функционализма звучит следующим образом: группа взаимосвязанных ролей образует социальный институт (институт образования включает множество ролей: учитель, ученик, директор школы, профессор, студент, аспирант и др.). Его слабое место – роли рассматриваются в статике, как нечто неизменное в течение достаточно долгого периода времени, за что функционализм подвергся критике.

Как же рассматриваются роли с позиций символического интеракционизма ? Интеракционизм не сразу пришел к разработке поведения индивида через его взаимодействия с другими индивидами. Один из основателей данного подхода Чарльз Кули начинал с изучения понятия самости : « я» (I), «меня» (Me), «мое» (mу), «я сам» (myself). Он поставил задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Кули определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного и противоречивого процесса, которое не может осуществляться без участия других людей, т.е. без социального окружения. Например, скупой человек, который втайне любуется своим золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Из понятия самости следует концепция зеркального «Я » , имеющая очень большое значение в социологии. Ч. Кули считал, что каждый человек строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает во взаимодействия. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других людях. Т.е. огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению. Именно через отношения с другими субъектами взаимодействий и их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, но при этом данная оценка индивида может не соответствовать реальности. Например, я некрасивая, потому что у меня веснушки, а моделей с веснушками не бывает.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Например, мы любим, когда нам говорят комплименты, которые на деле оказываются просто лестью, или можем отнести несдержанное замечание или окрик начальника к своему неумению, тогда как это просто проявление его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули, ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. «Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых – заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

Идеи Кули развил Джордж Мид . Он разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли –это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли –это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Такой процесс играет особо важную роль в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе. Мид различал 3 стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей:

· подготовительный этап (в возрасте от 1 до 3 лет): ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (девочка наказывает куклу);

· игровой (в 3-4 года): дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво;

· заключительный (в 4-5 лет и более): ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актoров.

В ходе этого процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я. Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого – все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.

Несомненно, что поведение взрослых находится за пределами данной модели, но и они продолжают осваивать роли и изменять их в процессе межличностных взаимодействий. Это видно из ситуации неопределенности. Представим, у Вадима есть друг Андрей – юрист по профессии. Если Вадим, общаясь с ним как с другом, вдруг спрашивает юридического совета, Андрею нужно будет либо полностью сменить роль, либо временно объединить эти роли (как друг советую рискнуть нарушить закон, а как юрист расскажу о последствиях этого нарушения). До тех пор, пока Андрей не определиться со своими действиями, будет существовать ролевая неопределенность.

Конечно, ролевая теория имеет свои слабые места. Например, трудно объяснить социальное отклонение, когда оно не соответствует закрепленной роли. Так, поведение индивида, который усвоил роль грабителя банков, можно прогнозировать – он будет грабить банки. А если вдруг менеджер банка начнет раздавать наличные деньги случайным людям – этого ролевая теория объяснить не может. Тем не менее, теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

В 1960-е гг. немецко-американский социолог Г. Маркузе (1898-1979) разработал свою концепцию «одномерного человека ». Суть данной концепции состоит в том, что под влиянием информационных социальных стереотипов человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, которые воспринимают происходящее в контексте примитивных альтернатив и противостояний («простые люди», «олигархи», «единоросы»). Иными словами, это личности с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Справедливости ради надо сказать, что данное положение свойственно многим обществам.

Социализация личности

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения индивида в социум. Для того, чтобы индивид мог стать членом общества, необходима социализация. Социализация процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя можно усвоить знания, как это делать. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и моделей поведения, а через совокупность прав и обязанностей она связана с другими ролями. И все это надо усваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «усвоение» . Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых часов жизни человека начинается процесс его социализации, который лишь в небольшой степени зависит от нервной системы, а определяется, прежде всего, тем опытом, который человек получает в социальной среде на протяжении жизни.

Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде. Хотя данная форма характерна для об­щественных систем с тоталитарным государственным стро­ем, адаптивный характер взаимодействия с общест­вом может быть обусловлен и самой личностью, ее биологическими, пси­хологическими или социальными ограничениями, в частности, неразвитыми волевыми качествами челове­ка, низким уровнем интеллекта и т.п.

Интеграция предполагает активное взаимодействие инди­вида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую в случае необходимости и целесообразности способен изменять. Данная форма взаимо­действия характерна для общества с демократиче­ским строем государства, однако она также присуща «открытому» типу лич­ности, ориентированному на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом слу­чае определяющую роль во взаимодействии с социальной сре­дой играет индивид.

В существующих отечественных и зарубежных концепци­ях социализации личности чаще всего используется термин «адаптация», что негативно влияет на дальнейшее изу­чение этого процесса, так как игнорируется специфика его про­текания в различных социальных типах общества и среды, а также специфика социального типа личности. Наиболее наглядной моделью адаптации является принцип подвижного рав­новесия, разработанный Л. фон Берталанфи (1901-1972). Согласно данной концепции, процесс адаптации субъекта детерминирует­ся двумя группами факторов. Первую группу составляют внутренние факторы, обусловленные появлением и развитием самого социального субъекта (напри­мер, биологическими и социальными предпосылками). Вторая группа представлена внешними факторами, отра­жающими уровень состояния социальной системы, характер ее жизнедеятельности, в которую включается субъект. При внутренних факторах социализация определяется логикой возник­новения и развития самого социального субъекта (человека или группы), тогда как при внешних факторах – состоянием соци­альных процессов развития общества, способами хозяйствен­ной деятельности, характером смены формаций и др.

Этапы социализации . Их число различно в разных концепциях (от 6 до 10). Первое детство . Не требует доказательства, что наибольшее значение для образования связи между ребенком и его родителями имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения, улыбки ребенка и др. Известно также, что со второй недели жизни новорожденный способен отличить лицо своей матери от лица чужого. В этом возрасте роль родителей и семьи в целом очень велика.

Детство и отрочество . Группы сверстников в детстве и отрочестве играют очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сами подростки. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно связаны. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола.

Юность. В юности обычно больше всего друзей (до 7 человек) у молодых людей, состоящих в браке. Друзья подбираются по сходству интересов, склада личности, по совместимости на основе удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения, взаимному уважению и т.д.

Зрелость . В этом возрасте деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

Старость . С приходом старостивозрастает вероятность оказаться в стороне от круга друзей в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека: выход на пенсию, потеря спутников жизни. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (число друзей у человека, вышедшего на пенсию, составляет приблизительно 6 человек).

По характеру социализацию различают как первичную , охватывающую период детства, вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст, а также ресоциализацию .

Принято также различать понятия«агенты социализации»и «институты социализации». Под агентамисоциализации подразумеваются конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Под институтамисоциализации понимают учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее.

В соответствии с характером социализации ее агенты и институты подразделяются на первичные и вторичные. К агентампервичной социализации относятся родители, родственники, друзья семьи, учителя, тренеры и т.д. Понятие «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, илиближайшее окружение человека , и обладает первостепенной значимостью для его социализации.

Агенты вторичной социализации это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, церкви, государства, СМИ, политических партий и т.д. Понятие «вторичная» относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильно, чем у первичных агентов.

Вполне закономерно, что семья относится к институтам первичной социализации, тогда как формальные организации – государство, армия, суд, производство, СМИ, церковь и др. – к институтам вторичной социализации.

Наиболее интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя, затухая, она сохраняется и во второй.

Вторичная социализация начинается тогда, когда он сталкивается с институтами вторичной социализации. Особенно сильно они влияют на человека в зрелом возрасте, когда он делает карьеру, и в старости, когда ему нужна социальная поддержка. Развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного. Это непреложный закон, однако свойства личности, сформировавшиеся ранее, не всегда сохраняются таковыми до конца дней человека. Иногда возникает необходимость изменить их в силу определенных обстоятельств в самые разные периоды жизни человека. Например, ребенок картавит и родители, переживая, что в школе другие ученики будут смеяться над его картавостью, отправляют его к логопеду. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Следует отметить, что первичная социализация является сферой межличностных отношений, тогда как вторичная – сферой социальных отношений, причем одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации.


Похожая информация.


Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

· один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

· второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель,- убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Социальная структура личности характеризует как внешнюю так и внутреннюю соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей поведения (как динамической структуры статусов); внутренняя соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций). Социальная структура личности выступает в двух отношениях: с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой – в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). В объективном смысле социальная структура личности представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами: индивидами и группами. Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, и в-третьих, обусловленные статусом и нормативными требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли). Социальный статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, а другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, заданные внешними, неконтролируемые личными обстоятельствами, и достигаемые являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий. Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу.

На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции («субъективные» позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности – устойчивая направленность на определенные ценности. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Олпорту. Личность как динамическая психофизическая система строится из первичных компонентов темперамента, интеллекта и физической конституции. Олпорт выделил общие черты, характерные для данной культуры, и индивидуальные черты – диспозиции. В социологии основатели – У. Томас, Ф. Знанецкий. В.А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций:

Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей

Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях

Базовые социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов

Система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями индивида


Человек - есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. личность: каждая личность – человек, но не каждый человек является личностью.

В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе. роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Поскольку личность действует не в пустом пространстве, а в коллективе, а если шире, то в обществе, он в известной степени зависит от них. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути.

Социальная структура личности

Структура представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения. В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в кот. входит человек Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я") Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. Эго ("Я") контролирует поведение человека. Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности. Социологи выделяют такие типы личности:

1. Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, такие качества, как креативность, самостоятельность, стремление к самореализации неразвиты.
2. Идеалисты - сильно выражены: критическое отношение к традиционным нормам, независимость, пренебрежение авторитетам, установка на саморазвитие.
3. Фрустрированный тип личности - характерна низкая самооценка, угнетение, подавленность, ощущение выброшенности из потока жизни.
4. Реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, скептицизм с самодисциплиной.
5. Гедонисты - ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это погоня за «наслаждениями жизни».

В социологии также принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, кот. реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип - не привязан к конкретным условиям, это как «пожелание на будущее». Базисный тип-тот, кот. наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Роль личности в истории - роль, выполняемая в истории личностью, которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом, классом. В решении вопроса о роли личности в истории марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю.



С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его мнению, это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом следующих критериев.

Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного, процессуального и содержательного. Различие этих трех понятий по-разному проявляется в различных подструктурах. При этом в 1-ю подструктуру, наиболее существенную для личности в целом, входят почти исключительно социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности). Во 2-й подструктуре - опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, наряду с личным оптом, включающим в себя и социальный, уже отмечается заметное влияние врожденных, биологических процессуальных свойств. Это влияние еще более усиливается в 3-й подструктуре, в которую входят черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов. И наконец, в 4-й биопсихической подструктуре личности врожденность процессуального резко преобладает над приобретенностью. Эта последовательность, отмечает Платонов, помогает глубже понять соотношение социального и биологического не только в личности в целом, но и в подструктурах различных уровней, вплоть до отдельных свойств личности.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, и уже достаточно общепринятое и научно доказанное выделение в каждой из этих подструктур, принятой за целое, своих подструктур более низкого уровня.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я - тренировки. Взаимодействие этих специфических для каждой подструктуры видов формирования определяет индивидуальную особенность развития каждой личности.

Четвертым по рассматриваемому порядку, а по существу наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них. Но каузальные связи субординации более отчетливо выражены во взаимодействии различных подструктур, чем внутри каждой одной подструктуры. При этом, отмечает К.К. Платонов, каузальная зависимость черт личности 1-й подструктуры от черт 2-й, и вместе - от черт 3-й, и их всех вместе- от черт 4-й выражена отчетливо объективно.

Пятым критерием, определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический. Этот пятый критерий говорит, что описанные четыре подструктуры личности, по существу, только обобщают четыре этапа развития в советской психологии учения о личности.

Эти пять критериев, по мнению Платонова, позволяют считать, что четыре выделенные подструктуры отражают объективную реальность и потому являются основными подструктурами личности; число их отражает также объективно существующую иерархическую и динамическую субординацию.

Разберем четыре подструктуры личности, выделенные К.К. Платоновым.

  • 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она, по словам Платонова, может быть названа социально обусловленной подструктурой или более коротко направленностью личности. Направленность включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности, отмечает Платонов, проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Более всего, по мнению Платонова, активность направленности проявляется через убеждения. Убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. Убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.
  • 2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом.
  • 3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.
  • 4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности). Сюда же, по мнению К.К.Платонова, входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые “органические” изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру, считает Платонов, можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Особое место в структуре личности Платонова занимают характер и способности. Интерес к смысловой сфере личности неуклонно растет в психологии. В понимании Д.А. Леонтьева смысловая сфера личности является ее главной конституирующей подструктурой. Смысловая сфера личности, по определению Д.А. Леонтьева, «…это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах».

В структурной организации личности Д.А. Леонтьев выделил три уровня:

  • 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное;
  • 2) смысловой уровень - пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, которые регулируют его жизнедеятельность;
  • 3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. В качестве структур этого уровня Д.А. Леонтьев рассматривал наряду с чертами характера и способностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар.

Д.А. Леонтьевым выделено шесть разновидностей смысловых образований (структур), выступающих как функционально различные элементы смысловой сферы личности: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личностные ценности. Эти шесть смысловых структур были отнесены Д.А. Леонтьевым к трем уровням организации: уровню структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения (личностный смысл и смысловая установка); уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт); и, наконец, высший уровень, к которому относится одна из разновидностей смысловых структур - личностные ценности, являющиеся неизменным и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования. Мотивирующее действие личностных ценностей не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. Изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Рассматривая форму переживания и субъективной репрезентации личностных ценностей, Д.А.Леонтьев отметил, что ценности переживаются как идеалы - конечные ориентиры желательного состояния дел.

Рассмотренные Д.А.Леонтьевым шесть разновидностей смысловых образований представлены в структуре личности не отдельно, они связаны друг с другом и образуют динамическую смысловую систему. Динамическая смысловая система, по определению Д.А.Леонтьева, «…это относительно устойчивая и автономная, иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое». Д.А.Леонтьев рассматривает динамическую смысловую систему (ДСС) как принцип организации и как единицу анализа смысловой сферы личности. Личность складывается из нескольких динамических смысловых систем. Динамические смысловые системы пересекаются между собой и имеют общие области, которые можно считать относящимися и к той и к другой динамической смысловой системе.

Д.А.Леонтьев выделяет такую психологическую категорию как смысл жизни. По его определению, смысл жизни представляет собой интегральную смысловую ориентацию.

Другой отечественный психолог Б.С. Братусь определяет смысловые образования как единицы анализа нравственной сферы личности. Он рассматривает не столько структурно - организационную, сколько содержательную сторону смысловых образований: « Необходимость учета этой содержательной стороны становится, пожалуй, особенно явной при встречах с трудным, аномальным, отклоняющимся развитием как в подростковом, так и в более зрелом возрасте, которое, как показывают многие исследования, обычно протекает в содружестве с эгоцентрической ориентацией человека, а нередко является прямым её следствием».

Б.С.Братусь выделяет четыре уровня смысловой сферы личности:

  • 1) нулевой уровень - это собственно прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Так, зайдя в кинотеатр и увидев перед самым началом сеанса большую очередь и объявление о том, что в кассе осталось мало билетов, мы можем сказать: “ Нет никакого смысла стоять в этой очереди - билеты нам не достанутся “. Понятно, что такой смысл, вряд ли можно назвать личностным, тем более нравственным.
  • 2) первый уровень личностно-смысловой сферы - эгоцентрический уровень, в котором исходным моментом является личная выгода, честолюбие, удобство, престижность и другие непосредственно личные отношения. При этом все остальные люди ставятся в зависимость от этих отношений, рассматриваются как помогающие (удобные, «хорошие»), либо как препятствующие («плохие») их осуществлению. Необходимо отметить, что этот уровень иногда может представляться как весьма привлекательный и даже иметь возвышенные намерения, такие как самосовершенствование. Однако оно может оказаться не больше чем эгоцентризм, если направлено только на благо себе.
  • 3) второй уровень - группоцентрический, определяющим смысловым моментом отношения к действительности на этом уровне становится близкое окружение человека, группа. Отношение к другому человеку существенно зависит при этом от того, является ли он членом «своей» или «чужой», «дальней» группы.
  • 4) третий уровень - просоциальный, характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких продуктов его труда, деятельности, общения, познания, которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу в целом.

Если на первом уровне другой человек выступает как вещь, как подножие эгоцентрических желаний, а на втором уровне другие делятся на круг «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», её лишенных, то на третьем уровне принцип самоценности становится всеобщим, определяя собой главное и, как считают А.В.Серый и М.С.Яницкий, единственно верное направление приобщения к родовой человеческой сущности, без которого невозможно нормальное развитие личности.Структура личности - это соотношение содержательных тенденций, где реализуясь в различных видах деятельности, они связаны с условиями жизни, вытекают из основных отношений - стремлений, требований, принципов и потребностей.

Структура личности делится на 4 группы, которые образуют четыре основные стороны личности:

  • 1. Социально-обусловленные особенности - направленность, моральные качества.
  • 2. Биологически обусловленные особенности - темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности.
  • 3. Опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, навыков.

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Взаимодействие между этими группами особенностей при ведущей роли социально - обусловленных свойств образует структуру личности.

Структура личности включает в себя структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств и зависит от соматической конституции и типа нервной системы.

Статус и социальные функции - роли, мотивация, поведение, ценностные ориентации, структура и динамика отношений - это характеристика личности, которая определяет ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность этих свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведениии закрепленных в образе жизни. Переход отношений в черты характера одна из основных закономерностей характерообразования.

Впервые эта закономерность обнаружена А.Ф. Лазурским, для которого отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка, им было выделено 15 групп отношений, в которые входят:

  • 1. отношения к вещам,
  • 2. отношения к отдельным людям,
  • 3. отношение к природе,
  • 4. отношение к животным,
  • 5. отношение к социальной группе - общественное и корпоративное сознание,
  • 6. отношение к противоположному полу - получувственная и романтическая любовь,
  • 7. отношение к семье,
  • 8. отношение к государству,
  • 9. отношение к труду,
  • 10. отношение к материальному обеспечению.
  • 11. отношение к собственности,
  • 12. отношение к праву и нормам поведения,
  • 13. отношение к религии, мировоззрение и нравственность,
  • 14. отношение к науке и искусству,
  • 15. отношение к самому себе- к своей физической психической жизни, и к своей личности.

Итак, смыслы не являются однородными образованиями, но и с психологической и с нравственно-этической точки зрения существенно различаются в зависимости от отнесенности к тому или иному уровню смысловой сферы личности.