Презентация на тему "биология – наука о жизни". Презентация на тему «Биологические науки Что изучает общая биология презентация

А,Г, Д, Е, З

1. Назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. 1. Назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. 2. Назовите науку, которая изучает жизнь. 3. Что такое биология? Биология – наука О букашках и лесах, Рыбах, птицах и прудах. О грибочках на пеньке, О цветочках на лужке. Обо всем живом на свете, Кто проживает у нас на планете

  • Назовите тему нашего урока
  • Сформулируйте цель урока.
Биология – наука о живой природе Урок биологии 5 класс Работа с учебником (с. 8)
  • Как расшифровать слово «БИОЛОГИЯ»?
  • Что является предметом изучения биологии?
  • Когда зародилась биология?
  • Почему человеку необходимы биологические знания?
БИОЛОГИЯ «биос» «логос» ЖИЗНЬ НАУКА

(от греческих слов)

Наука о жизни,

о живой природе

Отгадайте загадки и ребусы Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной

Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся

Царства живой природы

БАКТЕРИИ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

Распределите живые организмы по царствам, записывая их названия.

холерный вибрион

ламинария

трутовик

стрептококк

Проверь себя Царство бактерии: холерный вибрион, стрептококк. Царство грибы: мухомор, трутовик. Царство растения: дуб, ламинария, лотос. Царство животные: дрозд, бабочка, кит. Физкультминутка «Угадай царство» ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

ЦАРСТВО ГРИБЫ

Биологические науки

анатомия

зоология

микробио-

микология

4. животные

1.бактерии

2. растения

ботаника

генетика

5. строение

7. внешнее

строение

8. наследствен-

ность и измен-

чивость орга-

Биологические знания в жизни человека Охрана окружающей среды.

Разработка новых средств и методов лечения болезней.

Производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток.

Производство биологических средств защиты от вредителей и болезней.

Производство кормовых добавок

для животных.

Создание новых сортов культурных растений.

Выведение новых пород животных.

Производство продуктов питания.

Зачем нам нужно изучать биологию?

Выводы

  • Что такое биология?
  • Назовите тему нашего урока.
  • Что будет, если человек лишится биологических знаний?
Подводим итоги
  • Я узнал…
  • Я научился….
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся …..
  • Мое настроение…
  • Все что запланировал, на уроке сделал
  • (да, нет)
Домашнее задание 1. С. 8-9, вопросы с.9 2. РТ с.5, №1 3. Составить словарь биологических наук.

Биосфера (от др.-греч. ???? - жизнь И?????? - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли. Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера сформировалась 500 млн лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3.000.000 видов растений, животных, грибов, бактерий и насекомых. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский-«человек становится могучей геологической силой». Термин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в. Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. Существует и другое, более широкое определение: Биосфера - область распространения жизни на космическом теле.

О концепции учебного предмета «Биология»

Суматохин С.В. – зав.кафедрой МГПУ, гл.редактор журнала
«Биология в школе», д.п.н., профессор

2

http://минобрнауки.рф/пресс-центр
3

Анализ документов

Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования в новой редакции»
http://regulation.gov.ru/projects;
Проект научно-обоснованной концепции модернизации
содержания и технологий преподавания предметной области
«Естественнонаучные
предметы.
Биология»
http://predmetconcept.ru/subject-form/biologija;
Примерная основная образовательная программа основного
общего образования http://fgosreestr.ru;
Примерная основная образовательная программа среднего
общего образования http://fgosreestr.ru.
Проект примерной программы учебного предмета
«Биология» основного общего образования.
4

Концепция учебного предмета «Биология»

Введение;
Цель и задачи учебного предмета
«Биология»;
Структура учебного предмета
«Биология»;
Содержание учебного предмета
«Биология»;
Заключение.
5

Введение – актуальность

Какова роль науки о жизни?
Почему биологическое образование
приоритетно?
В каких классах обучать биологии?
Сколько часов необходимо на
преподавание учебного предмета
«Биология»?
6

Создана
компанией
Science-Metrix
7

Сгенерирована
наукометрическим
порталом SCImago Journal
& Country Rank на основе
базы данных Scopus
Флагман
мировой
науки –
США
Генетика,
молекулярная
биология и
биохимия в
центре. Они
связаны с большим
кластером
исследований в
области
медицины.
8

Сгенерирована
наукометрическим
порталом SCImago Journal
& Country Rank на основе
базы данных Scopus
Карта
достижений
России
характерна
для
прошлого
века.
Физика – 1 место.
Химия – 2 место.
Биология – 3 место.
Медицина – одна
из второстепенных
наук.
9

Введение – актуальность

Биология – лидер мировой науки.
Огромные успехи в генетике,
молекулярной биологии, биохимии,
биомедицине, биотехнологии.
Ведущее место науки о жизни
определяет приоритет учебного
предмета «Биология».
10

Введение

«Биология» – обязательный
учебный предмет в V-XI классах.
На преподавание учебного
предмета «Биология» ежегодно
необходимо предусмотреть не менее
2 ч в неделю.
11

Цель биологического образования

подготовка биологически и
экологически грамотной личности,
которая:
понимает значение жизни как наивысшей
ценности;
обладает высоким уровнем экологической
культуры;
свободно ориентируется в биологической
области научной картины мира …
12

Задачи биологического образования

формирование научного мировоззрения;
овладение методами познания живой
природы и умениями использовать их в
практической деятельности;
обеспечение понимания места жизни в
научной картине мира;
усвоение основных биологических идей,
принципов, понятий и теорий, взаимосвязи
идей и фактов, становления, развития и смены
теорий и концепций …
13

Структура учебного предмета «Биология»

I-IV классы - пропедевтическая
подготовка;
V-XI классы - единый систематический
курс учебного предмета «Биология»;
в X-XI классах учебный предмет
«Биология» в представлен на базовом и
углубленном уровнях.
14

15

Разделы учебного предмета «Биология»

I. Введение в биологию.
II. Биология растений, бактерий,
грибов.
III. Биология простейших,
животных.
IV. Биология человека.
V. Общая биология.
16

Раздел I. Введение в биологию.
Биология – наука о жизни.
Методы изучения живой природы.
Клеточное строение живых организмов.
Организм и окружающая среда.
Человек и живая природа.
17

Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел II. Биология растений, бактерий, грибов
Биология растений.
Общая характеристика покрытосеменных растений.
Общая характеристика водорослей.
Общая характеристика мхов.
Общая характеристика плаунов, хвощей, папоротников.
Общая характеристика голосеменных растений.
Развитие растительного мира на Земле.
Растительное сообщество.
Человек и растения.
Общая характеристика бактерий.
Общая характеристика грибов.
Вирусы – неклеточные формы.
18

Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел III. Биология простейших, животных
Простейшие (протисты).
Общие сведения о животном мире.
Многоклеточные животные.
Общая характеристика кишечнополостных.
Общая характеристика червей.
Общая характеристика моллюсков.
Общая характеристика членистоногих.
Общая характеристика хордовых.
Историческое развитие животного мира.
Животные в природных сообществах.
Животные и человек.
19

Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел IV. Биология человека
Организм человека – биологическая система.
Опора и движение.
Кровообращение и лимфообращение.
Дыхание.
Питание и пищеварение.
Обмен веществ и превращение энергии.
Выделение продуктов обмена.
Покровы тела человека.
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности.
Психика и поведение человека.
Размножение и развитие человека.
Здоровый образ жизни.
20

Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел V. Общая биология
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Биология в системе наук.
Клетка.
Организм.
Вид.
Экосистемы.
УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Биология – комплексная наука.
Клетка.
Организм.
Вид.
Экосистемы.
21

Уровни проектирования содержания учебного предмета «Биология»

I. Концепция учебного
предмета «Биология»
II. ФГОС
ООО и СОО
III. Примерные программы
ООО и СОО
теоретическое представление о структуре и содержании
учебного предмета
предметные результаты для 9 и 11 кл; по годам
обучения распределены разделы, из тематических
блоков с дидактическими единицами
планируемые предметные результаты для 5, 6, 7, 8, 9,
10, 11 кл; содержание разделов распределено на
предметные темы с указанием лабораторных и
практических работ; приведен список средств обучения
IV. Авторские и рабочие
программы
содержание предметных тем конкретизировано и
представлено в соответствии с авторскими
концепциями
V. Учебно-методические
комплекты
раскрыто содержание всех дидактических единиц,
подлежащих усвоению обучающимися