Конспект урока Н.Н. Носов. "Живая шляпа" (2 класс) УМК "Школа России". Открытый урок "живая шляпа"

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"

Цели урока:

продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”

формировать умение определять и анализировать композицию произведения;

развивать умение анализировать характер и поступки героев;

развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

совершенствовать навыки выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

I. Психологический настрой.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.

II. Постановка цели урока.

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

Догадайтесь, кто это? (Носов) (слайд 1)

Почему? (Мы читаем его рассказы)

Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?

– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?

– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».Дома вы его прочитали, а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали.

III. Проверка понимания произведения.

(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)

– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.

Проверка домашнего задания

1. Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”. (Слайд 3)

1) Кота в рассказе зовут:

а) Борька; б) Васька; в) Тишка.

2) Кот попал под:

а) платок; б) пальто; в) шляпу.

3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.

4) Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.

5) Кто был под шляпой:

а) щенок; б) котенок; мышонок.

Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками. (Слайд 4)

2. Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.

Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)

натаком (комната)

токаршка (картошка)

модко (комод)

зикорна (корзина)

чергако (кочерга)

ватькро (кровать)

ноктёко (котёнок).

3. Физкультминутка. Упражнение для глаз.

Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку.

Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”.

Сделайте круговые движения глазами.

делайте “ленивые восьмерки”

IV. Изучение нового материала.

– Откройте учебник на с. 54

– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? (Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).

– Как звали котёнка? (Васька)

– Как звали мальчиков– героев этого рассказа? (Володя и Вадик)

Чем занимались ребята? (Играли)

– Что вдруг случилось? (Они услышали, что где-то что-то упало)

– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)

– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)

– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)

– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?

(Дело мастера боится. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк.– пословицы записаны на доске)

– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа.

Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как котёнок ловил мух)

– Как можно озаглавить эту часть? (Котёнок играет)

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– Подготовьте чтение(Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты ”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)

– Придумайте название этой части. (Испуг)

– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. (Решение ребят)

– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).

1. Котёнок играет.

3. Решение ребят.

4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 6 с. 59. Молодцы мы с вами?

Физ.минутка

– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Наденьте шапку для размышления– 4 раза.

V. Закрепление изученного материала .

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации).

– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

Что изображено на первой картинке?

– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажите своё мнение словами из текста.

Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Сравните, как сидят мальчики на второй картинке.

Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент.Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Ребята, мы рассмотрели картинки, составили план рассказа. А сейчас проведём небольшую игру «Блицопрос». Я хочу проверить хорошо ли вы знаете содержание.

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

Молодцы! А сейчас следующее задание.

Игра “Восстанови слово”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные. (Слайд 9,10)

(работа по вариантам)

к м д В л д В д к

ш л п с т л д в н

к х н к м н т к р з н

к т н к к р т ш к Н с в

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (Слайд 11)

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

Проверка (слайд 12)

VI. Рефлексия

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

VI I . Подведение итогов урока.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Подготовить пересказ по плану

Урок чтения проводится во 2 классе. На уроке используются следующие технологии: словесная и творческая деятельность; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно-коммуникативная технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект

урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»

Панфилова Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

МКОУ «Самсоновская СОШ» с. Самсоново

Шипуновского района Алтайского края

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .

Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость, удача, успех!

2. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель : по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»

Учитель: все ли произведения мы читали?

Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель: значит какая тема нашего урока?

Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Учитель: Поставьте задачи к уроку.

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа.

В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

– Понравился рассказа?

Что особенно понравилось?

9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания .

10. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

11. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.54
  • 2 рисунок – стр.57
  • 3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.

Проверим ваши внимание и память.

Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .

Как написали слово «Васька»? Почему?

15. Итог урока. -

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

16. Рефлексия.

Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29


Разработка урока по литературному чтению

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма:


«1.Разработка урока(тех.карта)»

Номинация

«Организация художественно - эстетической деятельности

младших школьников

на уроках и во внеурочной деятельности»

Школа «России»

Ковалева Марина Ивановна,

учитель начальных классов,

МКОУ «Покоснинская СОШ»

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели:

Задачи: образовательные: развивающие: воспитательные:

Технология:

Фронтальная, групповая.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

2.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

3.Актуализация знаний.

4.Сообщение темы, постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

Б) первичное закрепление.

6. Физ. минутка.

7.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

9.Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

11. Оценки.

12.Рефлексия.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

- ?

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Какие бывают шляпы?

Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

Правда ли, что…

«Сказка о рыбаке и рыбке»


Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

Что же нам с ним делать?

Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ?

А хотели бы вы об этом узнать?

Что такое КОЧЕРГА?

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Запишите эти слова в тетради

аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Тогда что их так напугало?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху»

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Чтение заключительной части.

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

А теперь поработаем.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1(работа в группах)

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

Задание №3 (работа в парах)

Кто написал?

Попробовать его пересказать

Написать отзыв к рассказу.

Продолжите предложение (на доске)

 Мне было интересно…

 Я узнал, что…

 Мне захотелось …

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Слушают стихотворение.

Высказывают своё мнение.

Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова.

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Дети анализируют и доказывают, чей головной убор.

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

Отвечают на поставленные вопросы

Нет, недалеко от Киева в Украине

Нет, отец был артистом

Нет, для сына

Нет, дети, попавшие в смешные ситуации

Нет, еще в интернете

Смешные, весёлые, юмористические и т.п.

Отвечают на поставленный вопрос.

Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин

Мы не знаем это произведение.

Давайте познакомимся с произведением

Не знаем

Нет, потому что…

Формулируют задачи урока:

-Подумать и объяснить, почему так назван рассказ.

Дети записывают:

Классная работа

Н.Носов «Живая шляпа»

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

Упасть, тяжело сесть

Дети записывают слова

Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.

Дети выполняют задания

Учись справляться со своим страхом

Учащиеся делятся на группы.

Приступают к выполнению заданий

Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку.

У страха глаза велики -

в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика.

Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями.

Дети читают по очереди.

Дети сообщаются и вписывают слова.

Дети читают свои записи.

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети делают выбор и записывают домашнее задание.

Оценивают результаты своей работы.

Высказывают свои варианты ответов.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы,

Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

, высказывать

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных ответов.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Познавательные:

Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

Уметь сделать выбор.

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

Просмотр содержимого документа
«1.Разработка урока»

Ковалева Марина Ивановна,

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.

Задачи: образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения; развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.

Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический

Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

- Ребята, а когда уроки проходят интересно?

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

2.Создание проблемной ситуации (мотивация).

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

(Дети слушают стихотворение)

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

А кто из вас знает, что такое шляпа?

(Высказывают своё мнение).

А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.

(Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»

Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.

(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора).

(Дети анализируют и доказывают, чей головной убор).

3.Актуализация знаний.

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.

(Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений НОСОВ)

Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

(вывешивается портрет писателя)

Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

(Отвечают на поставленные вопросы).

Правда ли, что…

Николай Носов родился в Одессе?

(Нет, недалеко от Киева в Украине).

Отец писателя тоже был писателем?

(Нет, отец был артистом).

Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?

(Нет, для сына)

Герои произведений Н.Носова были взрослые?

(Нет, дети, попавшие в смешные ситуации).

Писатель был участником Великой Отечественной войны?

Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?

(Нет, еще в интернете).

Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

(Смешные, весёлые, юмористические и т.п.)

Давайте поработаем над кластером. Вам необходимо соотнести названия к автору.

(Отвечают на поставленный вопрос. Дети читают название и соотносят к автору).

«Сказка о рыбаке и рыбке»


Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

(Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин).

4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения.

Осталось ещё одно название «Живая шляпа».

(Мы не знаем это произведение).

Что же нам с ним делать?

(Давайте познакомимся с произведением).

Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ? А хотели бы вы об этом узнать?

(Не знаем).

Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.

(Нет, потому что…)

Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?

Какую же задачу мы перед собой поставим?

(Формулируют задачи урока: подумать и объяснить, почему так назван рассказ).

Откройте тетради и запишите число, классную работу и тему урока.

(Дети записывают):

Число

Классная работа

Н.Носов «Живая шляпа»

5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

(Отвечают на вопросы, объясняют значения слов).

Что такое КОЧЕРГА?

(Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

Кто объяснит значение слова КОМОД?

(Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей).

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

(Ударить).

А слово ПЛЮХНУТЬ?

(Упасть, тяжело сесть).

Запишите эти слова в тетради.

(Дети записывают слова).

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

(Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий).

Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

-Как вы думаете, что плюхнулось на пол?

-А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

Тогда что их так напугало?

Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

Чтение 4 части -до слов «шляпа как подскочит кверху».

6. Физ. минутка.

(Дети выполняют задания).

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Предположите, чем закончится произведение.

Чтение заключительной части.

Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

(Страх).

Б) первичное закрепление.

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

(Надо справляться со своим страхом).

Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

7.Включение в систему знаний и повторений.

Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

А теперь поработаем.

(Учащиеся делятся на группы).

Каждая группа сейчас получит задание.

Будьте внимательны при выполнении работ.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1(работа в группах)

(Приступают к выполнению заданий).

Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий.

(Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку).

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

Какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.

(У страха глаза велики - в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями).

8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

Давайте почитаем текст по цепочке.

(Дети читают по очереди).

Теперь можем выполнить ещё одно задание.

Задание №3 (работа в парах)

(Дети сообщаются и вписывают слова).

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Дети читают свои записи).

9.Подведение итогов урока.

(Дети отвечают на поставленные вопросы).

Как называется рассказ, который мы читали?

Кто написал?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.

10. Домашнее задание.

Предлагаю вам дома:

(Дети делают выбор и записывают домашнее задание).

Попробовать его пересказать

Написать отзыв к рассказу.

11. Оценки.

На оценочных листах поставьте себе оценку.

(Оценивают результаты своей работы).

12.Рефлексия.

Продолжите предложение (на доске).

(Высказывают свои варианты ответов).

 Мне было интересно…

 Я узнал, что…

 Мне захотелось …

Просмотр содержимого документа
«Приложение №2»

Задание №3(работа в парах)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

Ай! - и прыг на диван.

Пойду к себе домой.

Задание №3(работа в парах)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

Ай! - и прыг на диван.

Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

Пойду к себе домой.

Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области

Конспект открытого урока

по литературному чтению во 2 классе

по теме: "Н.Носов. Живая шляпа".

Подготовила и провела:

Фролова Любовь Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Стегаловка

2017г.

Предмет : Литературное чтение

Класс: 2

УМК : «Школа России»

Тема : Н.Носов «Живая шляпа»

Цель : Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран,презентация Microsoft PowerPoint, презентация SMART Board .

Педагогические технологии:

    Личностно-ориентированное обучение;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    использование элементов ТКМ.

Метапредметные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные УУД: высказывать своё мнение, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе картинного плана.

Личностные УУД: умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Ход урока

1.Организационно- мотивационный момент. Психологический настрой учащихся. (Звучит тихая музыка)

2.Речевая разминка.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

Мур, МУР, МУР…

Прочитайте стихотворение так как будто вы очень далеко от меня и я вижу как шевелятся ваши губы.

Прочитайте стихотворение так как будто вы подошли ближе и я слышу шепот.

Прочитайте стихотворение так как будто вы рядом со мной и я слышу вас четко и ясно.

3.Актуализация знаний. Прием «Корзина идей»

Отгадаете загадку (про кота)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Что вы знаете об этом животном?

Что вы о нем можете рассказать.?

Какие произведения он писал?

На книжной полке представлены другие книги автора которые вы найдете в библиотеке и в классной библиотечке.(Выставка книг)

4. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала. Прогнозирование содержания по заголовку. Прием «Дерево предсказаний»

Откройте учебник на стр. 54. Назовите тему урока. Прочитайте название и подумайте о чем будет произведение?

Рассмотрите иллюстрации. Какую информацию получили и что можно добавить?

К какому жанру относиться это произведение?

А может ли шляпа быть живой?

Какова цель нашего урока?

5. Этап изучения нового учебного материала

Первичное знакомство + прогнозирование развития сюжета . Прием «Чтение с остановками»

Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н.Носова «Живая шляпа», давайте давайте уточним их значение.

Словарная работа

Что такое кочерга?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Кто объяснит значение слова КОМОД ?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

Треснуть - ударить.

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Приятного погружения в произведение.(читать комбинированно: учитель- по «цепочке», по ролям, остановки и предположение развития сюжета)

6. Этап проверки восприятия и первичного закрепления изученного

Что вас развеселило?

Что взволновало?

- Почему шляпа оказалась «живой»?

- Ваши предположения оправдались?

7. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения. Анализ содержания. Прием «Ромашка Блума»

Одной из наших целей научиться анализировать произведение. Для этого мы будем работать в группах по 3 человека. Вспомним правила работы в группе. Выберите себе лепесток и придумайте интересный вопрос классу.

8 Выборочное чтение произведения.

- Я покажу вам картинку или отрывок из фильма, а вы найдите соответствующий отрывок в тексте, прочитайте. Будьте внимательны. Желаю удачи.

9. Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.

Осторожно, как котенок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у теплой печки.

(дети идут на носочках,прогибают спинку,потягиваются выполняют движения головой

вверх-вниз,поглаживают ладошкой животик, приседают, опускают голову на колени)

10. Работа в группах.

Разноцветные котята на ваших столах приготовили для вас задания. Каждая группа собирается у своего цвета котенка. Прочитайте инструкцию и выполните задание. Оценка работы группы после каждого отчета.

1. Красные - работа у интерактивной доски:соотнеси фразеологизм и его значение.

2.Зеленые -у доски: восстановить части плана.

    Два мальчика рисуют за столом.

    Они видят, что шляпа двигается по полу, и пугаются.

    Мальчик хочет ударить шляпу клюшкой.

    4. Мальчики принимают решение бросать в шляпу картошкой.

    Из-под шляпы вылезает котенок.

2.Синие - у доски: «Собрать пословицу» и выбрать какая подойдет к нашему произведению. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

4. Оранжевые - разыграть небольшую сценку, распределив роли.

Самостоятельная работа 4 мин. Отчет 7 мин.

Чью работу в группе вы хотели бы отметить?

11. Обобщение полученных знаний.

Зачем он придумал эту историю?

Какой урок мы возьмем из этого рассказа?

Как ребята вели себя в начале рассказа?

Как менялось их поведение?

Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)

Тест (Работа в парах,проверка на экране, одна пара у доски)

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

1. Как звали котёнка в рассказе?_______________

2. За кем охотился котёнок? _________________

3. Как звали мальчиков?___________________________

4. Чем занимались мальчики? _____________________

5. Чем вооружились ребята против шляпы? ___________________________

6. Чем стреляли в шляпу? _______________________

7. Что появилось из-под шляпы сначала?________________

8. Расположи иллюстрации к рассказу по порядку.




Для кого написал этот рассказ автор?

12. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Кто главный герой рассказа? Он поможет нам подвести итог урока.

К (качества) Какие качества воспитывает рассказ?

О (Оценка) Кого бы похвалили за активную работу в классе?

Чем тебе понравился и запомнился урок?

Т (ты) В чем ценность этого рассказа для тебя?

13. Инструктаж о выполнении домашнего задания .

Домашнее задание на выбор.

2. Придумать продолжение рассказа.

4. Нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

14. Самооценивание.

1 Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться

4.Да, трудно всетаки учиться!

15. Моя оценка урока .

Благодарю вас за прекрасные минуты общения. Я желаю вам дальнейших успехов и удачи!