Вводный урок мир глазами астронома. Осмысление и понимание полученных знаний. Задания для домашней работы

Слайд 1

Слайд 2

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон.

Слайд 3

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

Слайд 4

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Слайд 5

Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях.

Слайд 6

Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад.
Китайский астроном, 1675 год

Слайд 7

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

Слайд 8

Современные телескопы - это очень огромные и сложные устройства, которые позволяют заглянуть в глубины Вселенной на миллионы световых лет. Однако существуют устройства, которые позволяют смотреть, а точнее слышать, еще дальше - это радиотелескопы, где гигантские антенны просто «прослушивают» Вселенную.

Слайд 9

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Слайд 10

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Слайд 11

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
Ярило
Гелиос

Слайд 12

В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера: Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть…

Слайд 13

Для наблюдения необъятных просторов космоса нужны специальные современные приборы и обсерватории, поэтому ученые используют целые комплексы мощных телескопов, которые располагаются в местах, где воздух особенно прозрачный.
Обсерватория

Слайд 14

Самые древние обсерватории были построены более семи тысяч лет назад. Сначала это были круги из огромных камней - мегалитов, которые образовывали астрономические приборы. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Слайд 15

У древних цивилизаций Египта, Вавилона, Греции, а позднее Китая, Индии и до открытия Х.Колумбом Америки, астрономия была в великом почете. Там велись точные наблюдения звездного неба, а для этого возводились грандиозные сооружения, которые сохранились и до наших времен.
Храм Солнца в Мексике

Слайд 16

В Средние века жизнь астрономов оказалась весьма тяжкой, поскольку их знания о Вселенной во многом противоречили религии, а за мысль, что Земля вертится, и вовсе можно было угодить на костер, что и случилось с философом Джордано Бруно.
Древнеиндийская обсерватория

Слайд 17

А как же произошло рождение Солнечной системы?
Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался.

Слайд 18

Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки.

Слайд 19

Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Слайд 20

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.
Впишем в текст недостающие данные, используя учебник.

Слайд 21

Солнце – ближайшая к Земле…(звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Диаметр Солнца в… (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в… (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - … (6.000) градусов, а в его центре - …(15 – 20 миллионов) градусов.

Слайд 22

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Слайд 23

Обозначьте кодовым знаком каждое высказывание, согласившись со мной или не согласившись: 1. Земля – это одна из планет Солнечной системы. 2. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. 3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. 4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. 5. Земля движется вокруг Солнца. 6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль или подзорную. трубу.
- да
- нет
- не знаю

Слайд 24

Интернет урок по данной теме можно посмотреть: http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma
Сайт Елены Берюховой «Школа АБВ» Оформление: Елены Берюховой http://shkola-abv.ru

Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки Солнца, Луны, звездного неба (рис. 2).

Рис. 2. Наскальный рисунок «Два Солнца» ()

Конечно, наблюдений невооруженным глазом было недостаточно, чтобы ответить на множество вопросов, которые возникали у людей. Поэтому был создан специальный прибор для наблюдений за космическими телами - телескоп (рис. 3).

Рис. 3. Телескоп ()

Итальянский астроном Галилео Галилей (рис. 4) изготовил первый телескоп.

Рис. 4. Галилео Галилей ()

Это был очень несовершенный инструмент, тем не менее с его помощью Галилео Галилей сделал множество открытий: увидел кратеры на Луне (рис. 6), пятна на Солнце (рис. 7), наблюдал фазы Венеры (рис. 8) и обнаружил, что вокруг Юпитера вращаются четыре спутника (рис. 9).

Рис. 6. Кратеры на Луне ()

Рис. 7. Пятна на Солнце ()

Рис. 8. Фазы Венеры ()

Рис. 9. Спутники Юпитера ()

Естественно, с того времени наука шагнула далеко вперед, изменились и внешний вид, и точность телескопов (рис. 10).

Рис. 10. Компьютеризированный телескоп ()

Самые мощные телескопы установлены в обсерваториях (от лат. observo - наблюдаю) - научных учреждениях, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел (рис. 11).

Рис. 11. Обсерватория Апаче-Пойнт ()

Первая обсерватория, по предположению ученых, еще в каменном веке находилась в Британии. Это место называется Стоунхендж , положение камней в котором связано с астрономическими явлениями (рис. 12).

Рис. 12. Стоунхендж ()

Для астронома мир - это Вселенная или космос. По мнению ученых, 15 миллиардов лет назад произошел мощный взрыв, после которого образовалась Вселенная.

В космосе огромное количество небесных тел: комет, метеоритов, звезд, планет, спутников. Во Вселенной множество галактик (рис. 13).

Рис. 13. Галактика Млечный Путь ()

Одна из них - галактика Млечный Путь , состоящая из 200 миллиардов звезд, из которых Солнце - не самая большая (рис. 14).

Солнце и 8 планет, движущихся вокруг него, образуют Солнечную систему (рис. 15).

Рис. 15. Солнечная система ()

Первая планета от Солнца - Меркури й, вторая - Венера , третья - Земля , четвертая - Марс , пятая - Юпитер , шестая - Сатурн ,седьмая - Уран , восьмая - Нептун . Долгое время считалось, что Плутон - девятая планета Солнечной системы. Однако современные исследования дали основания присвоить Плутону статус карликовой планеты.

Еще в глубокой древности люди понимали, что наша жизнь возможна только благодаря Солнцу, и почитали его как божество. У божества Солнца было много имен: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте - Ра, древние скандинавы - Соль, а наши предки славяне - Ярило.

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело (рис. 16). Солнце имеет форму шара. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца - 6 тысяч градусов, а в его центре - 15-20 миллионов градусов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Astrolab.ru ().
  3. Authorstream.com ().

Домашнее задание

  1. Ответьте «да» или «нет» на приведенные утверждения:
  2. Земля - это одна из планет Солнечной системы.
  3. Солнце - ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
  4. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
  5. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
  6. Земля движется вокруг Солнца.
  7. Наблюдать за небесными телами можно, глядя в телескоп.
  8. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Вселенная».
  9. * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд на тему «Мир глазами астронома».

Изу-ча-ю-щая небес-ные тела и си-сте-мы, ко-то-рые они об-ра-зу-ют. Само слово «аст-ро-но-мия» про-ис-хо-дит от двух гре-че-ских слов: «аст-рон» - звез-да и «номос» - закон. Таким об-ра-зом, это слово озна-ча-ет «закон звезд».

Аст-ро-но-мия - одна из самых древ-них наук. Пер-вых аст-ро-но-мов на-зы-ва-ли звез-до-че-та-ми (рис. 1).

Наблюдения древних за небесными телами

Из-вест-но, что даже пе-щер-ные люди на-блю-да-ли звезд-ное небо, по-то-му что на сте-нах пещер най-де-ны ри-сун-ки Солн-ца, Луны, звезд-но-го неба (рис. 2).

Рис. 2. На-скаль-ный ри-су-нок «Два Солн-ца» (Ис-точ-ник)

Изобретение телескопа и его совершенствование

Ко-неч-но, на-блю-де-ний нево-ору-жен-ным гла-зом было недо-ста-точ-но, чтобы от-ве-тить на мно-же-ство во-про-сов, ко-то-рые воз-ни-ка-ли у людей. По-это-му был со-здан спе-ци-аль-ный при-бор для на-блю-де-ний за кос-ми-че-ски-ми те-ла-ми - те-ле-скоп (рис. 3).

Ита-льян-ский аст-ро-ном Га-ли-лео Га-ли-лей (рис. 4) из-го-то-вил пер-вый те-ле-скоп.

Это был очень несо-вер-шен-ный ин-стру-мент, тем не менее с его по-мо-щью Га-ли-лео Га-ли-лей сде-лал мно-же-ство от-кры-тий: уви-дел кра-те-ры на Луне (рис. 6), пятна на Солн-це (рис. 7), на-блю-дал фазы Ве-не-ры (рис. 8) и об-на-ру-жил, что во-круг Юпи-те-ра вра-ща-ют-ся че-ты-ре спут-ни-ка (рис. 9).

Есте-ствен-но, с того вре-ме-ни наука шаг-ну-ла да-ле-ко впе-ред, из-ме-ни-лись и внеш-ний вид, и точ-ность те-ле-ско-пов (рис. 10).

Рис. 10. Ком-пью-те-ри-зи-ро-ван-ный те-ле-скоп (Ис-точ-ник)

Самые мощ-ные те-ле-ско-пы уста-нов-ле-ны в об-сер-ва-то-ри-ях (от лат. observo - на-блю-даю) - на-уч-ных учре-жде-ни-ях, где про-из-во-дят на-блю-де-ния и ис-сле-до-ва-ния по-го-ды, ат-мо-сфе-ры, аст-ро-но-ми-че-ских тел (рис. 11).

Рис. 11. Об-сер-ва-то-рия Апа-че-Пойнт (Ис-точ-ник)

Стоунхендж

Пер-вая об-сер-ва-то-рия, по пред-по-ло-же-нию уче-ных, еще в ка-мен-ном веке на-хо-ди-лась в Бри-та-нии. Это место на-зы-ва-ет-ся Сто-ун-хендж , по-ло-же-ние кам-ней в ко-то-ром свя-за-но с аст-ро-но-ми-че-ски-ми яв-ле-ни-я-ми (рис. 12).

Образование Вселенной

Для аст-ро-но-ма мир - это Все-лен-ная или кос-мос. По мне-нию уче-ных, 15 мил-ли-ар-дов лет назад про-изо-шел мощ-ный взрыв, после ко-то-ро-го об-ра-зо-ва-лась Все-лен-ная.

В кос-мо-се огром-ное ко-ли-че-ство небес-ных тел: комет, ме-тео-ри-тов, звезд, пла-нет, спут-ни-ков. Во Все-лен-ной мно-же-ство га-лак-тик (рис. 13).

Рис. 13. Га-лак-ти-ка Млеч-ный Путь (Ис-точ-ник)

Галактика Млечный путь

Одна из них - га-лак-ти-ка Млеч-ный Путь , со-сто-я-щая из 200 мил-ли-ар-дов звезд, из ко-то-рых Солн-це - не самая боль-шая (рис. 14).

Солнечная система

Солн-це и 8 пла-нет, дви-жу-щих-ся во-круг него, об-ра-зу-ют Сол-неч-ную си-сте-му (рис. 15).

Рис. 15. Сол-неч-ная си-сте-ма (Ис-точ-ник)

Пер-вая пла-не-та от Солн-ца - Мер-ку-ри й, вто-рая - Ве-не-ра , тре-тья - Земля , чет-вер-тая - Марс , пятая - Юпи-тер , ше-стая - Са-турн ,седь-мая - Уран , вось-мая - Неп-тун . Дол-гое время счи-та-лось, что Плу-тон - де-вя-тая пла-не-та Сол-неч-ной си-сте-мы. Од-на-ко со-вре-мен-ные ис-сле-до-ва-ния дали ос-но-ва-ния при-сво-ить Плу-то-ну ста-тус кар-ли-ко-вой пла-не-ты.

Представления древних о Солнце

Еще в глу-бо-кой древ-но-сти люди по-ни-ма-ли, что наша жизнь воз-мож-на толь-ко бла-го-да-ря Солн-цу, и по-чи-та-ли его как бо-же-ство. У бо-же-ства Солн-ца было много имен: в Древ-ней Гре-ции Солн-це на-зы-ва-ли Ге-лиос, в Егип-те - Ра, древ-ние скан-ди-на-вы - Соль, а наши пред-ки сла-вяне - Ярило.

Характеристики Солнца

Солн-це - бли-жай-шая к Земле звез-да. Это огром-ное рас-ка-лен-ное кос-ми-че-ское тело (рис. 16). Солн-це имеет форму шара. Диа-метр Солн-ца в 109 раз боль-ше диа-мет-ра Земли. Масса Солн-ца в 330 тысяч раз боль-ше массы нашей пла-не-ты. Рас-сто-я-ние от Земли до Солн-ца - 150 мил-ли-о-нов ки-ло-мет-ров. Тем-пе-ра-ту-ра на по-верх-но-сти Солн-ца - 6 тысяч гра-ду-сов, а в его цен-тре - 15-20 мил-ли-о-нов гра-ду-сов.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma?seconds=0&chapter_id=1826

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=hc7Y3tgPUS4

источник презентации - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/09/07/mir-glazami-astronoma

Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки Солнца, Луны, звездного неба (рис. 2).

Рис. 2. Наскальный рисунок «Два Солнца» ()

Конечно, наблюдений невооруженным глазом было недостаточно, чтобы ответить на множество вопросов, которые возникали у людей. Поэтому был создан специальный прибор для наблюдений за космическими телами - телескоп (рис. 3).

Рис. 3. Телескоп ()

Итальянский астроном Галилео Галилей (рис. 4) изготовил первый телескоп.

Рис. 4. Галилео Галилей ()

Это был очень несовершенный инструмент, тем не менее с его помощью Галилео Галилей сделал множество открытий: увидел кратеры на Луне (рис. 6), пятна на Солнце (рис. 7), наблюдал фазы Венеры (рис. 8) и обнаружил, что вокруг Юпитера вращаются четыре спутника (рис. 9).

Рис. 6. Кратеры на Луне ()

Рис. 7. Пятна на Солнце ()

Рис. 8. Фазы Венеры ()

Рис. 9. Спутники Юпитера ()

Естественно, с того времени наука шагнула далеко вперед, изменились и внешний вид, и точность телескопов (рис. 10).

Рис. 10. Компьютеризированный телескоп ()

Самые мощные телескопы установлены в обсерваториях (от лат. observo - наблюдаю) - научных учреждениях, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел (рис. 11).

Рис. 11. Обсерватория Апаче-Пойнт ()

Первая обсерватория, по предположению ученых, еще в каменном веке находилась в Британии. Это место называется Стоунхендж , положение камней в котором связано с астрономическими явлениями (рис. 12).

Рис. 12. Стоунхендж ()

Для астронома мир - это Вселенная или космос. По мнению ученых, 15 миллиардов лет назад произошел мощный взрыв, после которого образовалась Вселенная.

В космосе огромное количество небесных тел: комет, метеоритов, звезд, планет, спутников. Во Вселенной множество галактик (рис. 13).

Рис. 13. Галактика Млечный Путь ()

Одна из них - галактика Млечный Путь , состоящая из 200 миллиардов звезд, из которых Солнце - не самая большая (рис. 14).

Солнце и 8 планет, движущихся вокруг него, образуют Солнечную систему (рис. 15).

Рис. 15. Солнечная система ()

Первая планета от Солнца - Меркури й, вторая - Венера , третья - Земля , четвертая - Марс , пятая - Юпитер , шестая - Сатурн ,седьмая - Уран , восьмая - Нептун . Долгое время считалось, что Плутон - девятая планета Солнечной системы. Однако современные исследования дали основания присвоить Плутону статус карликовой планеты.

Еще в глубокой древности люди понимали, что наша жизнь возможна только благодаря Солнцу, и почитали его как божество. У божества Солнца было много имен: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте - Ра, древние скандинавы - Соль, а наши предки славяне - Ярило.

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело (рис. 16). Солнце имеет форму шара. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца - 6 тысяч градусов, а в его центре - 15-20 миллионов градусов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Astrolab.ru ().
  3. Authorstream.com ().

Домашнее задание

  1. Ответьте «да» или «нет» на приведенные утверждения:
  2. Земля - это одна из планет Солнечной системы.
  3. Солнце - ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
  4. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
  5. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
  6. Земля движется вокруг Солнца.
  7. Наблюдать за небесными телами можно, глядя в телескоп.
  8. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Вселенная».
  9. * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд на тему «Мир глазами астронома».

Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звезды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Ответ. Рассказ о Вселенной

Мы живем в окружающем нас мире. С точки зрения астрономов мир – это и есть Вселенная или по-другому - Космос. В старину астрономов называли звездочетами. Люди наблюдают за звездами на протяжении всей истории своего существования и накопили много полезных знаний, который применяют в своей жизни.

Наша Вселенная не имеет начала и конца. Она безгранична. Никто не может сказать, когда появилась Вселенная и когда исчезнет. Вселенная наполнена множеством самых разных небесных тел. К ним относятся звезды, планеты, кометы, метеоры, метеориты. Все они находятся в постоянном движении. Перемещаются с разной скоростью и направлением.

Земля – это тоже небесное тело. Но она кажется маленькой песчинкой в безбрежном пространстве Вселенной. Земля – это планета. Она вращается вокруг Солнца. Солнце – обычная звезда. Все небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца составляют Солнечную систему.

У Земли спутник Луна, который в свою очередь вращается вокруг Земли. Вся жизнь во Вселенной подчиняется строгим законам природы.

Вселенная и солнечная система

С.7 Обсудим!

Часто говорят: «Земля – наш космический дом, наш космический корабль» почему о Земле можно так сказать?

Ответ. Земля является частью Вселенной или космоса. Земля - это дом для всех людей, живой и неживой природы, которая окружает человека. Наш корабль населен растениями и животными. Между ними, как на корабле распределены обязанности. Кто-то производит кислород, кто-то готовит пищу, а кто-то убирает отходы. На Земле человек находит все, что нужно для его жизни – тепло, пищу, строит уютные жилища. Земля защищает нас от метеоритов, космических бурь и других опасностей. Мы находимся в определенном пространстве, за границы которого можно выйти только на космическом аппарате.

В то же время мы не стоим на месте. Мы движемся вокруг Солнца с точно заданной скоростью. При движении мы обращаем внимание на другие небесные тела, чтобы избежать столкновения с ними. Наш корабль точно соответствует своему назначению и своим обитателям.

С.7 Проверь себя

1. Что изучает астрономия?

Ответ. Астрономия (Закон звезд - от греческих слов: «Астрон» – звезда, «Номос» – закон) – наука о Вселенной, изучает небесные (космические) тела, их происхождение, развитие и движение.

2. Что такое Вселенная?

Ответ. Вселенная (космос) – это необъятное пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела. Небесные тела: планеты, звезды, кометы, астероиды, метеоры, метеориты. Во Вселенной все тела находятся в постоянном движении и движутся с огромной скоростью. Наша планета Земля - тоже часть Вселенной. Рядом с нами находятся Солнце – обычная звезда, Луна – спутник Земли, планеты, которые также вращаются вокруг Солнца.

3. Что такое Солнечная система?

Ответ. Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела, такие как планеты, кометы, астероиды, космическая пыль. Солнце является источником света, тепла, энергии.

4. Как можно изобразить Солнечную систему с помощью модели?

Ответ. Чтобы изобразить Солнечную систему с помощью модели, можно нарисовать в центре модели круг, который будет изображать Солнце и 8 окружностей вокруг круга (орбиты планет) так, чтобы каждая последующая была больше предыдущей. На каждой окружности нарисовать планеты, по удалению от Солнца – Меркурий, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Необходимо придерживаться размеров Солнца и планет. Солнце – огромная раскалённая звезда. Самая маленькая планета – Меркурий, размеры Венеры и Земли приблизительно равны, Марс почти в 2 раза меньше Земли. Нептун немного меньше Урана. Юпитер – самая большая планета. Сатурн больше Урана, но меньше Юпитера.

5. Коротко расскажи о Солнце?

Ответ. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромное и раскалённое небесное тело, излучающее тепло и свет. Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. Масса Солнца больше массы Земли в 109 раз. С Земли Солнце кажется небольшим, потому что находится на огромном расстоянии около 150 миллионов километров. На поверхности Солнца очень высокая температура (примерно 6000 градусов), внутри Солнца температура предположительно15-20 миллионов градусов.

6. Как наблюдать за солнцем, чтобы не испортить зрение?

Ответ. За Солнцем можно наблюдать только через защитные тёмные очки и только 1-2 минуты. Наблюдать за солнцем невооруженным глазом, в бинокль, подзорную трубу, телескоп категорически запрещается, потому что это опасно для зрения. Солнце светит очень ярко и наш глаз не приспособлен для наблюдения за ним без защитных приспособлений.

С.8 Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы – кометах, астероидах. Подготовь сообщение.

Ответ. Сообщение.

Солнце – это центр нашей Солнечной системы, от него зависит очень многое, что происходит на Земле. Поэтому интересно узнать, что из себя представляет Солнце, что там происходит.

Солнце – это обычная звезда, её возраст около 5 миллиардов лет, температура поверхности 5500ОС, расстояние от Земли – 149,6 млн. км. В центре Солнца температура достигает 14 млн. градусов.

Солнце даёт Земле тепло и свет, поддерживает жизнь на нашей планете.

Солнце – это огненный газовый шар, диаметр которого в 109 раз превосходит диаметр Земли. Внутри такого шара могло бы поместиться более миллиона небесных тел размером с Землю.

На поверхности Солнца имеются пятна, происходят яркие вспышки и взрывы колоссальной силы. Солнечные вспышки и взрывы выбрасывают в космос огромную массу электрически заряженных частиц, что воздействует на атмосферу Земли. Когда потоки электрически заряженных частиц достигают Земли, они создают в нашем небе изумительные «занавеси» мерцающего света, которые видны в приполярных областях и называются полярными сияниями. Мощные взрывы, происходящие на Солнце, таят в себе и опасность. Потоки электрически заряженных частиц, летящих от Солнца, выводят из строя электростанции, разрушая их оборудование. Солнечные вспышки опасны и для космонавтов: не следует выходить в открытый космос, когда они происходят. Частицы, выбрасываемые вспышкой и несущие большую энергию, могут нанести вред организму человека. На Земле тоже не следует долго находиться под палящими лучами Солнца. Можно получить сильные ожоги кожи и её заболевания, а также вызвать расстройство деятельности сердца и нервной системы.

Существование Земли и жизни на ней напрямую зависят от Солнца. Возникает вопрос: как долго просуществует наше светило? Учёные пришли к выводу, что Солнце не будет существовать вечно, хотя впереди у него невероятно долгая жизнь. Сейчас Солнце находится в среднем возрасте. Учёные предполагают, что в течение последующих 5 млрд. лет Солнце будет медленно разогреваться и немного увеличиваться в размере. Когда весь водород в центральном ядре Солнца израсходуется, Солнце станет в три раза больше, чем теперь. Все океаны на Земле выкипят. Умирающее Солнце поглотит Землю. В конечном счёте, Солнце остынет, превратившись в шар, так называемый белый карлик.

Но всё это произойдёт через миллиарды лет, на Земле сменится много тысяч поколений. Бурно развивающиеся наука и техника позволят человечеству открыть во Вселенной новые миры и планеты и заблаговременно освоить их для проживания и дальнейшего развития человечества.

А сегодня следует бережно относиться к нашей планете, следовать советам и требованиям экологов. Ведь и от каждого из нас зависит сохранение жизни на Земле.

Другие небесные тела.

Несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Эти одиночные странники могут удаляться на долгое время за пределы Солнечной системы и возвращаясь устремляться ближе к нашей планете, двигаясь преодолевая гигантские расстояния своей орбиты.

Астероиды

Подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют "малые планеты". Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название "пояс астероидов". Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км. Так самый крупный из известных астероидов Церера имеет диаметр в 1000 км. Метеориты

Падающие звезды - так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда "падающие звезды" метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они промелькают, словно искорка, чиркнувшая синеву ночного неба на доли секунд. Это и есть небольшие частички космической пыли, которые падают на Землю и, испаряясь в плотных слоях атмосферы, оставляют непродолжительный яркий след на звездном небе.