Возникновение психологии как самостоятельной науки. Возникновение и развитие психологии как науки. Основные этапы становления психологии как науки. Этапы развития психологии

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как

самостоятельной науки

Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений я восприятия

Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки

Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психология

середина

Открытый кризис в психологии

Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, пони­мающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психо­логии и др.

Возникновение советской психо­логии

Становление советской психологии

Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, куль­турно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие при­кладных областей в отечественной психологии - психотехники и педо­логии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельнос­ти и двигательных актов

Затухание кризиса в зарубежной психологии.

Развитие советской психологии в области теории

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические

концепции личности и др.

Дискуссии в советской психоло­гии (о перестройке науки на основе

павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельнос­ти в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и поня­тий П. Я.Гальперина

настоящее

Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология, марксистски-ориентированные теории.

Дискуссии в советской психоло­гии о предмете психологии, по про­блемам бессознательного, общения и др.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее - в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж.Локк (1632- 1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. с. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этот окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник - это объекты внешнего мира, второй - деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученогоВ. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Тема 2

Вітчизняна школа. Основні концепції радянської психології. Основні напрямки в психології періоду відкритої кризи (10-30 рр. ХХ ст.). Українські психологи. Г.С. Костюк.

Сучасна українська психологія. Інститут психології АПН України та його дослідження.

Развитие психологии в России с начала XX в. прочно встало на научную основу; утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования проблем развития заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач обучения и воспитания. И в науке, и в мнении педагогической общественности утвердилась точка зрения, согласно которой познание законов детского развития является основой для правильного построения системы образования, для воспитания будущих граждан страны.

В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин, выдающиеся теоретики и организаторы отечественной науки - В.М.Бехтерев, П.Ф.Лесгафт, И.П.Павлов и другие. Сформировалось сообщество русских психологов, разрабатывавших вопросы изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения: П.П.Блонский, П.Ф.Каптерев, А.Ф.Лазурский, Н.Н.Ланге, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, Н.Е.Румянцев, И.А.Сикорский, Г.И.Челпанов и другие. Благодаря усилиям этих ученых развернулась интенсивная теоретическая и научно-организационная деятельность, направленная на углубление и расширение проблемного поля исследований, на пропаганду психолого-педагогических знаний.

Начало XX в. в развитии русской психологии характеризовалось возрастанием интереса к гуманистическим и демократическим идеям 60-х гг. прошлого века, к творчеству Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, стремлением поставить в центр теоретических обсуждений высоконравственную личность. Детальному анализу в психологических исследованиях были подвергнуты вопросы сущности личности, факторов ее становления, о возможностях и пределах воспитания, о всестороннем и гармоничном ее развитии.

После 1917 г. Россия вступила в новый, советский этап своего исторического развития. Этот период развития общественной и гуманитарной мысли характеризуется сильной зависимостью научных исследований от политических реалий жизни и от партийно-идеологических установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм, на его фундаменте выстраивалось здание советской науки.

Процесс создания марксистской психологии проходил в острой борьбе ее идеологов-основателей с представителями традиционной психологии. Видный русский психолог Г.И. Челпанов отстаивал идею независимости психологии от какой бы то ни было идеологии и философии. Согласно его взглядам, марксистская психология возможна лишь как психология социальная, изучающая генезис общественных форм сознания и поведения людей. Г.И.Челпанов считал, что научная психология не может быть марксистской, как не может быть марксистской физика, химия и т.д.

В борьбу с Г.И.Челпановым вступил его ученик К.Н.Корнилов. Он исходил из противоположных убеждений и активно внедрял в психологию марксизм. Одной из первых версий марксистской психологии выступило разработанное К.Н.Корниловым реактологическое учение. Ключевое понятие этого учения - реакция - обозначало поведение, сходное по механизму с рефлексом. Психологическая реальность человека сводилась к связке реакций; основным в реактологии стало изучение скорости и силы реакций человека. В категориях поведения определяли предмет марксистской психологии П.П.Блонский и М.Я.Басов. Не избежал увлечения поведенческой психологией на начальном этапе своей научной деятельности и Л.С.Выготский.

В 1907 г. М.В. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот период, период формирования экспериментальной психологии в России. Работа этих институтов продолжалась и после революции, причем в 20-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева - В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

После революции психология в теоретическом отношении представляла чрезвычайно пеструю картину. В ней выделялись различные течения: эмпирическая психология, поведенчество (в различных его вариантах - реактология, рефлексология), фрейдизм, социально-ориентированные области психологии; наряду с материалистическими, естественно-научными, сохранялись и продолжали развиваться, по крайней мере в первые послереволюционные годы, воззрения религиозно-идеалистического толка. Сложившийся плюрализммнений и подходов в атмосфере высокой социальной активности общества стал реальной почвой для развития интенсивных научных поисков и развертывания продуктивных дискуссий. Примером тому служат серьезные теоретические обсуждения ключевых проблем науки, развернувшиеся в философской науке в начале 20-х гг. Уже к середине 20-х гг. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм (психика - продукт деятельности материальных структур и процессов) и детерминизм (внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на исследование качественных преобразований психики в ходе эволюции, истории, онтогенеза.

Росло осознание необходимости интеграции усилий всех ее течений, их объединения на почве общего методолого-теоретического подхода. В этом многие ученые того времени видели выход из кризисного состояния психологии, идентифицируемого с ее теоретической и организационной раздробленностью и разобщенностью. Именно в "осознанной потребности отдельных дисциплин в руководстве", в необходимости "критически согласовать разрозненные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы", то есть создать "общую психологию", видел Л.С. Выготскийоснову для преодоления кризиса психологии. Традиционным является представление о том, что в 20-30-е годы в советской психологии существовало два направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. В литературе того времени часто можно встретить упоминание об этих двух школах и полемические статьи П.П. Блонского (1884-1941) и А.Б. Залкинда (1888-1936), считавшихся лидерами биогенетического и социогенетического направлений. Однако разница во взглядах представителей этих двух направлений весьма неточно отражена в их названиях. Разрабатывая проблему биологического и социального, ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что является условием, а что источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблема механизма развития. Несмотря на малую изученность, этот вопрос был наиболее важным для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.

Украинская психология

История украинской психологической мысли имеет свои прочные традиции, истоки которых восходят к дооктябрьскому периоду ее развития. В университетах Украины преподавательскую и научно-исследовательскую работу осуществляла плеяда крупных прогрессивных ученых. Достаточно назвать такие широкоизвестные имена, как А.А. Потебня, Н.Н. Ланге, Г.И. Россолимо, С.А. Ананьин, Г.И. Челпанов, И.А. Сикорский и др.

Великая Октябрьская социалистическая революция не только не прервала развитие этой яркой традиции, она положила начало ее качественно новому этапу. С этого момента по всей нашей стране, в том числе и на Украине, начинается коренная перестройка психологии на базе марксистско-ленинской методологии, открывшей неограниченные горизонты для плодотворного и интенсивного развития всех отраслей психологической науки.

Уже в первые послеоктябрьские годы развертывается научная и практическая деятельность ряда молодых психологов и педагогов, которые впоследствии внесли крупный вклад в становление и развитие советской психологической науки, стали ее ведущими деятелями. К ним прежде всего следует отнести А.С. Макаренко , творческое наследие которого вошло неотъемлемой составной частью в социально-психологическую теорию коллектива, в марксистско-ленинскую теорию воспитания, включая ее психологические основы. Значительный вклад в их разработку внесли такие видные украинские психологи, как Г.С. Костюк , А.С. Залужный, А.Н. Раевский, Д.Ф. Николенко и ряд других. Теоретико-методологический фундамент советской психологии пополнялся в этот период работами харьковской школы психологов, среди которых былиА.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия , А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др . В этом направлении в Одессе вел исследованияС. Л. Рубинштейн. Несколько позже развернулась плодотворная исследовательская деятельностьП. И. Зинченко , положившая начало становлению харьковской школы психологов, занимающейся исследованием проблем памяти (С.П. Бочарова, Г.К. Середа, Г.В. Репкина и др.). В развитии прикладных отраслей психологии заметную роль сыграл Украинский институт труда, организованный в Харькове в 1921 г. В нем работалиФ.Р. Дунаевский, Ю.М. Сыркин, П.М. Рубинштейн, З.И. Чучмарев и др. Крупной вехой в развитии психологической науки на Украине явилось создание в октябре 1945 г. в Киеве Научно-исследовательского института психологии Министерства просвещения УССР. Сосредоточив в своих стенах научные силы в области детской и педагогической психологии, институт стал вместе с тем координирующим центром психологических исследований в республике.

Деятельность Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины направлена на исследование фундаментальных теоретико-методологических проблем психологической науки, разработку актуальных прикладных вопросов, требующих серьезного психологического обеспечения. Можно выделить такие основные направления исследований: I Теоретико-методологические основы психологической науки II Психология личности. Социальная психология III Психология обучения и воспитания IV Психологические основы творчества и одаренности V Практическая психология VI Психология профессионального образования, организационная психология и психология труда VІI Возрастная психология и физиология. Психология здорового образа жизни

Основатель Института Григорий Силович Костюк придавал большое значение методологической проблематике – невзирая на существенные ограничения и «подводные камни», с которыми сталкивались исследователи методологии в советские времена. В разработку методологических и фундаментальных проблем психологии Г.С. Костюк и его школа сделали весомый.

В первую очередь, это раскрытие целей, форм и содержания взаимодействия психологии как самостоятельной науки со смежными дисциплинами (физиологией, педагогикой, социологией, логикой, кибернетикой), обоснование таких путей этого взаимодействия, которые обеспечивают взаимное обогащение контактирующих наук, и их плодотворное общее использование в общественной практике.

Кроме того, это анализ структуры деятельности – как структуры синхронизма, которая выражается в существовании и взаимодействии мотивационной, содержательной и операционной сторон деятельности, так и диахронической, раскрывающейся через характеристику систем решаемых субъектом задач. Г. С. Костюк и его ученики (Г. А. Балл, Ю. И. Машбиц) обосновали задачный подход к исследованию, проектированию и построению деятельности (в частности, осуществляемой учениками и педагогами), сформировали его понятийный аппарат и организовали конкретные исследования и разработки в его русле.

Это также выяснение психологических предпосылок эффективности педагогических влияний, требований к методу как способу организации деятельности учеников с учебным материалом, а также к построению самого этого материала и учебных ситуаций, в которых он функционирует.

И наконец, фактически самое важное направление – изучение закономерностей психического развития, генезиса способностей, становления личности, характеристика движущих сил, детерминант и стадий этих процессов; раскрытие роли в их детерминации собственной активности субъекта, а также внешних влияний, в том числе педагогических, которые стимулируют и организуют такую активность.

В исследовании Г.С. Костюком и его последователями психологических проблем и воспитания оказались тесно связанными две идеи. Первая – идея активности субъекта деятельности (в частности, ученика), подчеркивания ключевой роли, которую играет в развитии этого субъекта разворачивания и решения внутренних противоречий. Вторая – идея рационального, научно обоснованного педагогического управления указанной активностью – управление, учитывающее индивидуальное своеобразие ученика и направленное на совершенствование его субъектных свойств. Указанные идеи были развиты в трудах С.Д. Максименко по основам генетической психологии и В.А. Моляко – в его психологической теории творчества.

Стоит отметить также творческое развитие деятельностного подхода к психике Павлом Романовичем Чаматой (1898-1969) в его исследованиях развития сознания и самосознания в детском возрасте. Было показано, что истоки этого развития следует искать в осуществляемой ребенком деятельности, предопределяемой как внешними так и внутренними факторами. Движущей силой развития личности ребенка на начальных этапах Чамата выделял потребность личности в познании себя и других, потребность в овладении внешним миром и собой, а также стремление к самостоятельности, которая выражается в борьбе за свою эмансипацию, «автономию». Впоследствии линию Г.С. Костюка и П.Р. Чаматы в исследовании личностного развития (и саморазвития) продолжил М. О. Боришевский, указав значение самой “активности” ребенка.

Тема 3

Сучасна зарубіжна психологія. Екзистенціальна психологія. Витоки, базові принципи та основні концепції екзистенціальної психології. Когнітивна психологія. Неофрейдізм. Логотерапія.

В конце 50х начале 60х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос - судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) -одно из направлений «гуманистической психологии». Экзистенциальная психология изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования. Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей,В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Источником этого направления в психологии стала экзистенциальная философия, основы которой были заложены в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором. В 20 веке на фоне напряженной социально-политической обстановки и трагических событий мировых войн философия экзистенциализма получила развитие в трудах Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова. Многие исследователи считают, что экзистенциальная философия родилась как отражение социального и духовного кризиса цивилизации. Вместе с тем, она вобрала в себя черты воззрений Ф. Ницше, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Традиционные для экзистенциализма мотивы замечают и в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Ф. Кафки.

С. Кьеркегор ввел одно из главных понятий экзистенциализма – «экзистенция», под которым понимается неповторимое бытие человека, устремленное к «ничто» и сознающее свою «конечность». Вообще экзистенциальные философы считали социальный мир «неподлинным», «враждебным». Об истинном существовании можно говорить только когда человек остается в одиночестве, наедине с собой, своими мыслями о неотвратимости смерти и абсурдности существования. Нередко именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь. В экзистенциальной психологии самое главное – мысль об уникальности каждой человеческой жизни. «Мы незаменимы, мы неповторимы», – рассуждал мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Иными словами, эта психология сконцентрирована не на исследовании отдельных проявлений психики, а на конкретной жизни в ее взаимосвязи с окружающим миром в целом. Итак, в экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека и общества.

Когнитивная психология изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается навнутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний , например на том, что реально происходит, когда кто-либо «вспоминает» объект или событие. Когнитивные

исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения

является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются

в зависимости от того, чье поведение изучается – человека или животных.

Это направление появилось в американской науке в 60 - х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей возникновению нового направления, это - Д. Миллер и У. Найссер.

В центре внимания находятся главным образом познавательные процессы.

Когнитивная психология возникла на рубеже 50 - 60 годов 20 века и представляет собой столь же неясное по очертаниям направление. У. Найссер трактует когнитивную психологию как направление, задачей которого является доказательством решающей роли знания в поведении субъекта. Когнитивные психологи исходят из следующей “философии человека”: -человек - это своего рода компьютер, занятый получением, переработкой, хранением и использованием информации, и одной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение в этот период компьютерной техники.

Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к

когнитивной деятельности, такие как: информация, вход, переработка,

кодирование и подпрограмма .

Целью нового направления в психологии стало проследить, какие изменения

претерпевает информация, поступившая на “вход ”, т. е. на органы

чувств человека, в различных “блоках ” ее последующей переработки.

Когнитивная психология - типично номотетическое направление ,

которое видит свою задачу в обобщении получаемого фактического материала и

установлении законов. Тем не менее, уже с самого начала стала очевидна

ограниченность такого подхода. Во - первых , этопсихология

лабораторного человека ”.Во - вторых , человек выступал больше

как Думатель, чем как Деятель , т. е. практически исключалась активность

субъекта. В - третьих , опятьвозрождались постулаты элементаризма

: возможность “собрать” целостный образ познания человека из разрозненных

процессов и “блоков” переработки информации. В - четвертых , отдельные

концепции и частные теории оказались плохо согласованными друг с другом и не

имеющими единой объединяющей их основы.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность

полученных данных, однако точность достигается за счет упрощения и

игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности предметом психологии является душа . В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ.Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII – XIX вв . – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 – 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности.

    возникновение и развитие психики;

    сознание человека как высшую форму психики

    обусловленность психики человека биологическими и социально - историческими факторами;

    нейрофизиологические основы психической деятельности;

    структуру психики человека

    закономерности формирования психических образов;

    отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмо­циональных процессов

    индивидуально-психологические особенности личности;

    психологические особенности поведения человека в социальной среде;

    психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной орга­низации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной орга­низации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. (1)

Этапы развития психологии

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

Психология,

как наука о поведении

Начинается в XX в. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

Психология,

как наука о сознании

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

История становления психологии как науки

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) - таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа ? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа - движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник - мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

К началу XVII века , когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером . Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования . Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису , было немало: отрыв психологии от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, невозможность изменить ряд психологических проблем. Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. (3)

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм . Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение . Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности. (Чужой реферат)

Представления о душе как предмете психологии.

Античная психология – система взглядов на психику, которая развивалась в рамках философских учений о душе.

Первобытное понимание души: это особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела. Душе приписывались голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве. Потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела. Смерть – отступление души от тела.

В античности не было единого учения о душе. Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) и идеализм (Платон, Аристотель).

1. Демокрит Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Ее обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело).

Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня.

Болезнь – это изменение пропорции атомов.

В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особое тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.к. механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

Разработка идей Демокрита у Эпикура и стоиков.

Эпикур – душу могут иметь только те существа, которые могут ощущать.

Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (у человека – разум, у животных – инстинкт); зрение (пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз); обоняние; слух; осязание; вкус; воспроизводящая пневма, распростряняющаяся от управляющей части до органов деторождения; голос.

Управляющая часть помещается в голове.

Лукреций Кар – различает дух и душу. Душа – все то, что связано с телом; дух – душа души, особо тонкое материальное начало, ответственное за наиболее высшие проявления души.

Познание: Демокрит – темный род познания (ощущение, ограниченно в своих возможностях); светлый (мышление).

Восприятие – естественный физический процесс. От вещей отделяются тонкие пленочки, они суть формы или виды вещей, они ударяются о наши органы чувств, из которых истекают атомы души. Атомы души улавливают образы. Видим, слышим мы в следствии вхождения в нас эйдолов (образов).

Эпикур: указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.

Стоики: ощущение – источник познания. Ничего прирожденного в душе нет. Душа – чистый лист папируса, на котором человек записывает свою первую мысль. Мышление – это продолжение ощущения. Это истинное, светлое, законное познание.

Демокрит : мышление – долее тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению.

Эпикур: в отличии от ощущения мышление дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большее количество частных явлений (ощущение дает лишь единичные представления).

Мышление сходно по своим механизмам, в их основе лежит истечение образов от предметов.

Стоики: мышление – внешние (речевое, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение); внутреннее (Соотнесение вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение).

Проблема чувств:

Демокрит: страдание (состояние которое противоречит природе); удовольствие (соответствие природе).

Удовольствие и страдание – критерии того к чему надо стремится или чего следует избегать. Цель жизни - –хорошее самочувствие и расположение духа. Чувства – помеха, лучше обходится без них.

Эпикур: человек должен жить в соответствии с удовольствием (свобода от телесных болезней и душевных тревог).

Стоики: учение об аффектах.

Аффект – это чрезмерные противоразумные, противоестественные движения души, связанные с неправильным представлением о вещах. Желание – неразумное возбуждение. Стоики насчитывали 26 аффектов. Четыре класса – удовольствие; неудовольствие; желание; страх. Аффекты вызываются внешними причинами.

Стадии нарастания аффективного состояния:

А) под влиянием внешних воздействий непроизвольно возникает телесный процесс (возбуждение). Аффекта нет без телесных проявлений.

Б) непроизвольно наступает мнение о том, что происходит и стремление действовать в соответствии с этим мнением.

В) включается разум. Его функция оценить воздействие с т. зр. Добра (блага) и зла для человека.

Если разум правильно судит о происходящем, то действия в соответствии с этим пониманием и правильный аффект. Если не правильная оценка происходящего, то аффект. Таким образом аффект- результат неправильной оценки событий.

Аффект не возникает без участия разума. Т.к. аффекта нет у животных, детей, слабоумных.

Борьба с аффектом:

1. Не дать аффекту принять внешнее выражение. Бороться с внешними выражениями страстей.

2. Не преувеличивать аффект воображением.

3. Оттянуть последний этап нарастания аффективного состояния (т.е. создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта).

4. Отвлечься на воспоминание другого рода.

5. Разоблачить действия на которые толкает аффект.

Проблема воли и характера:

Демокрит : жесткий детерминизм. Все существующее в мире подчинено необходимости. Поведение человека детерминируется нешними причинами.

Эпикур: самопроизвольное отклонение атомов. Отсюда человек обладает свободой воли. Он не только находится под воздействием внешних сил. Но и является действующим субъектом, смеющимся над судьбой.

Стоики: все в мире подчиняется закономерности, а человек – судьбе. Свобода заключается не в независимости от внешних обстоятельств, а в добровольном следовании необходимости. Отсюда проблема характера. Характер – нечто постоянное в человеке. Это своеобразие, которое отличает поступки одного человека от другого. Характер формируется в активном делании жизни. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков с помощью наблюдения поступков героев, размышления над ними.

Идеалистическая психология.

Платон : на него оказал влияние Сократ.

Идеи Сократа, перешедшие к Платону:

а) нематериальность и невещественность души. Душа – божественное начало, она бессмертна;

б) взгляды на нравственное поведение. Основание нравственного поведения – знание того, что такое благо. Добродетель состоит в знании добра; в) знание обладает активной силой, побуждает к действию. Знание спрятано в тайниках души, необходима помощь в выведении знания на свет божий 9маевтика).

Центральная философская проблема – учение об идеях.

Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны, незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей.

Материя – небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей.

Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.

Идеи – образцы, вещи – их подобия.

Душа – начало, посредствующее между миром идей и чувственных вещей. Она нечто первичное, возникающее прежде всех тел, властвует над всеми.

Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некоторое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (мировая душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души.

Космос – разумное существо – вместилище космического ума и тела.

Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли.

Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей. Душа не есть идея, она причастна идеям.

Не тело управляет поведением человека, а все связывается благом и долгом.

Соотношение души и тела: душа не существует отдельно от тела, душа должна соответствовать телу. Они (душа и тело) должны быть соразмерны. Все зависит от души, а в самой душе от разума.

Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков).

Вожделеющая душа обращена на ощущения и восприятия; разумная – на теоретические знания; аффективно-волевая – на мнения (мнение не дает знание причин – отсюда непостоянство).

Свойства каждой части души (добродетели):

Вожделеющая – умеренность (следование мере);

Разумная – мудрость;

Аффективно-волевая – мужество.

Динамизм душевного мира:

Разумное начало управляет телом и остальными частями души. Разум видит лучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После смерти человека она отлетает и попадает на суд, на котором а зависимости от человеческих поступков она попадает в ад или переселяется в тело человека.

Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душаимела до вселения в тело.

Ощущения не дают знания. Они стимулы для работы ума.

Платон различает мнение (нечто промежуточное между знанием и незнанием, это чувственное познание, низший вид знания); рассудок (относится к области идей, но при этом душа пользуется образами); разум (постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Душа направлена на сущее без образов).

Душа имела свое существование до земной жизни. Когда душа вспоминает идеи, она приходит в божественное исступление (Эрос).

Эрос – особое состояние, которое испытывает душа, влекущаяся к знанию, к истина.

Четыре стадии (формы) Эроса: тело (познание направленное на тело); душа; прекрасное; сама идея (чистая красота, вопрос о смысле жизни).

На душу можно влиять – правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие задатки

Аристотель: это вершина античной мысли.

Критикует представления о душе как материальном субстрате. Душа – нечто принадлежащее телу, самая важная функция тела, это форма, которая существует в материи. Форма лежит не над материей, а в ней самой. Движение определяется формой, но не осуществляется не без плана, цели.

Соотношение души и тела: душа и тело связаны между собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя изучать отдельно от тела. Душа – форма тела. Это не материя, т.к. материя есть то из чего состоит вещь. Форма – суть вещи, она выражает стремление вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Душа – цель.

Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (ощущения, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление).

Телу соответствует много функций – несколько душ. Не делить душу на части, она – целое. Силы души – части души только в логическом плане. Каждая последующая ступень включает функции предыдущей.

Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические или волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют различные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения.

Орган души – сердце.

Энтилехия – высшее осуществление всех функций среды (то что вложено в тело, как его цель).

Учение о познании: познавательные способности: ощущения и восприятия; память, воображение, мышление.

Невозможно знание без чувственного восприятия. Ощущение дает знание единичного (это его сущность). В ощущении душа воспринимает форму без материи. Ощущение осуществляется при помощи органов чувств. процесс ощущения – уподобление органа чувств предмету. Этот образ точно передает знание о предмете.

Пять модальностей ощущения : зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Аристотель выделяет еще общие чувства, которые отражают общие качества вещей (движения, покой). Орган общего чувства – душа. Мы не только имеем, но и знаем, что мы ощущаем. Функция – общего чувства: сравнение характеристик одного и того же предмета.

Процесс ощущения – процесс колебания (движения) промежуточной среды, которая находится между предметом и органом чувств. Ощущение это страдательный процесс, процесс который вызывается объектом. Активность субъекта выражается в том, что человек способен видеть предмет под определенным ракурсом, с определенной стороны (направлять душу на объект).

Память – сохранение и воспроизведение чувственного знания, ощущения.

Три вида памяти: сохранение следов ощущений (сенсорная память, это низшая память, ей обладают все); сохранение образа восприятия, которое имеет знак прошлого (этот вид памяти имеют и животные); воспоминание сложных процессов воспроизведения прошлого опыта, которая предполагает активный поиск, активную работу (это высшая память, есть только у человека).

Память осуществляется при участии тела. Воспоминание опирается на работу определенных телесных механизмов. Память дает нам опыт (склад чувственного знания о действительности).

Воображение – способность создавать представления.

Мышление – процесс составления суждений.

Виды мышления – низшее (констатация, приспособленное к решению своих задач); высшее (логическое (научное), интуитивное, мудрость (знание самого важного и сокровенного).

В зависимости от направления мышление – практическое (умение правильно действовать в ситуации) и теоретическое (познание сути самих вещей).

Две функции практического ума: умение ставить цели; нахождение адекватных средств для достижения цели. Это важный инструмент поведения.

Учение о чувствах и аффектах:

Удовольствие – показатель благоприятного течения деятельности.

Страдание – трудности в течении деятельности.

Удовольствие побуждает действие, оно делает его точнее и продолжительнее. Разные виды деятельности – разные виды удовольствия. Телесные удовольствия необходимы, но они должны быть умеренны.

Аффект – состояние, при котором человек выходит за рамки своего обычного состояния. Аффектом он называет страсти или переживания.

Аффект – страдательное состояние:

А) аффект воздействует непреднамеренно, непроизвольно.

Б) он всегда связан с удовольствием или страданием.

В) в состоянии аффекта люди всегда меняют свои прежние решения.

Моральной оценке должен подвергаться не сам аффект, а поведение человека (в аффекте мы действуем, но поведение подчиняется не только аффекту, но и более высшим представлениям).

Учение о воле: развивается среди учения об этике. Проблема поступка и наказания за него.

Действия – непроизвольные (совершаются по причине, находящейся вне субъекта (по природе, по случаю, по необходимости, по принуждению), эти действия не подлежат юридической оценке); произвольные (причина действия лежит внутри субъекта (по привычке, по чувственному стремлению, оценка будущего, по разумному стремлению (сознательный выбор) – волевое действие).

Намерение основывается на взвешивании всех обстоятельств и расчете. Принятие намерения – характеристика произвольного действия.

Поздняя античность:

Преображение проблемы души: 1. Интерес к самопознанию. Задача изучения внутреннего мира имеющего гораздо более высшие ценности (Августин). 2. Сильный интерес к описанию особых состояний души (сон, экстаз, одержимость). 3. Решающей частью души является не разум (как у древних), а воля и чувства. Проблема свободы воли.

Для периода cтановления психологии как самостоятельной науки (середина XIX в. - середина XX в.) характерно появление большого количества разнообразных научных парадигм. Понятие парадигмы введено историком Т. Куном (США) как система научных знаний, включающая в себя теорию, методы, экспериментальные процедуры и технические средства, которой придерживаются ученые данной сферы (в частности, психологии) в течение достаточно продолжительного периода своей исследовательской . Парадигма не содержит требования признания ее большинством ученых (психологов), однако значимость результатов, полученных на ее основе, не может быть проигнорирована сторонниками истинности иных парадигм.

Парадигма общенаучного экспериментального подхода («факты и только факты»). Ее автор, (1832-1920), одним из первых обозначил контуры психологии как самостоятельной науки с собственным инструментарием. По его мнению, психология должна отойти от проблемы соотношения души и тела и стать наукой об опыте . Выделяя в сознательном опыте отдельные структурные элементы ( , представление и др.), а затем объединяя их путем «творческого синтеза», можно выявить механизм превращения комбинаций отдельных элементов в нечто новое, целое. Такие исследования можно проводить методом интроспекции («внутренней перцепции»), предполагающим наблюдение за собственным сознанием. Взгляды Вундта развиты в работах (1862-1915) и Ф. Брентано (1838-1917).

Парадигма структурализма, связанная с именем (1867-1927). Основная задача психологии - поиск составляющих сознательного опыта, выявление . Другими словами, все должно быть сосредоточено на отдельных элементах сознания («атомах психики»), а не на изучении целого. В качестве основных элементов рассматривались ощущения, образы и . Единственным инструментом исследования признавался метод интроспективного наблюдения.

Парадигма функционализма. Здесь научные интересы сводились к изучению процессов функционирования психики (« »), а не разложению ее на отдельные составляющие. Каковы принципы работы сознания, какие функции выполняет психика в адаптации организма к окружающей среде, каковы последствия психической деятельности человека, какие индивидуальные различия порождают те или иные , почему человек ведет себя так, а не иначе - вот основные вопросы, подлежащие изучению с позиций данной парадигмы. Интроспективный метод исследования здесь дополнялся экспериментальными опытами, объективными наблюдениями, тестами и опросами.

Психология, с одной стороны, древняя наука (4 век до н.э.), а, с другой стороны, достаточно молодая (конец 19 в.). Первое упоминание о том, что у человека есть своя психология (или душа) встречается в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля считают родоначальником психологии, как и многих других наук, а его философские сочинения – первыми трудами по психологии в ее донаучном этапе развития – этапе сбора первичных данных.

По времени возникновения психология является такой же древней наукой, как и медицина. Но медицина сразу стала самостоятельной наукой, а психология долгое время была отраслью философии.

Основателем принципиально нового этапа развития психологии и выделения ее в самостоятельную науку принято считать Вильгельма Вундта (1832-1920). Этот немецкий ученый в 1879 г. В Лейпциге открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию (в 1985 г. подобная лаборатория была открыта в Москве В.М.Бехтеревым).

Первые опыты Вундта по изучению свойств сознания проводились с помощью прибора - метронома (его прямое на­значение - задавать ритм при игре на музыкальных инструментах). В лаборатории В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

В. Вундт предлагал вслушаться в серию монотон­ных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке (“тик-так”, “тик-так”...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объектив­ному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию зву­ков. Например, начать слышать акцент на первом зву­ке каждой пары (“так-так”, “так-так”...) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, заклю­чает В. Вундт, сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной.

Начиная с 4 в. до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представ­ления о душе были как идеалистическими, так и материалистичес­кими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - час­тицей природы, атомом огня, то есть материальной. В период уже 17в. ду­ша стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как осо­бая сущность. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга, так называемый дуализм (лат. dialia - двой­ственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).



2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естествен­ных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить.Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Представителем это­го направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Виль­гельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая эксперименталь­ная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, эксперимента­ми над животными и др. предметом психологии становится пове­дение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). По­явилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось ха­рактером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция.

В это время появляются ос­новные психологические концепции:

Гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия), изучение психики происходит с точки зрения целостных структур - гештальтов, т.е. восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей;

Психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (пред­мет изучения - бессознательное) травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.;

Когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение;

Генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.).

Основы отечественной научной психологии тоже закладывают­ся в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексо­логии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Ге­расимович Ананьев (1829-1905). представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психо­логии наиболее важного направления, сформировавшегося в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологичес­кая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Род­жерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен­ности личности). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направле­ние - трансперсональная психология (Станислав Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт), изучаю­щая предельные возможности психики человека. Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - лич­ность («Я» - выход за пределы личности, себя изучает сознание в широком спектре его проявлений: ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, парапсихологические феномены, описывает предельные возможнос­ти психики человека (космическое состояние), переживания чело­века, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти.